Права и обязанности народного дружинника

Задачей органов внутренних дел и органов власти всех уровней, является формирование условий, при которых люди будут уверены в своей безопасности на улицах и других общественных местах, не зависимо от места и времени суток.

В Моршанском районе продолжается работа по реализации Федерального закона от 02.04.2014. №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» и Закона области №453-3 от 12.11.2014. «О регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружинников на территории Тамбовской области». На территории района действуют 6 народных дружин, общей численностью 36 человек, которые созданы в Устьинском, Карельском, Серповском, Алгасовском, Ракшинском и Дмитриевском муниципалитетов. На постоянной основе при поведении массовых мероприятий, руководители сельских муниципалитетов привлекают народных дружинников к охране общественного порядка, осуществляющих патрулирование территорий совместно с участковыми уполномоченным полиции. В первом полугодие 2018 года представители народных дружин «Сокол», «Витязь», «Ястреб», «Беркут», «Щит» и «Буревестник» обеспечивали охрану правопорядка при проведении православного праздника «Крещение Господня». Кроме того, дружинники привлекаются, в том числе, к проведению оперативно-профилактических мероприятий на подведомственных территориях. В результате проводимой работы, народными дружинниками оказано содействие в пресечении 6 административных правонарушений.

При выполнении своих обязанностей, к членам народных дружин предъявляются определенные требования. В соответствии со ст. 14 ФЗ от 02.04.2014. №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», дружинниками могут быть граждане РФ достигшие 18 лет. К участию не могут быть привлечены граждане, имеющие судимость, страдающие психическими заболеваниями, имеющие гражданство иностранного государства и т.п.

В своей деятельности народные дружинники наделены определенными правами и обязанностями, согласно ст. 17 ФЗ от 02.04.2014 года №44-ФЗ:

1. Требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2. Принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3. Оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее ФЗ от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4. Применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5. Осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Члены народных дружин будут и впредь продолжать свою деятельность по охране общественного порядка на территориях сельских поселений Моршанского района, повышать уровень знаний и требований законодательных и иных нормативно-правовых актов в сфере охраны правопорядка, оказывать содействие правоохранительным органам, а также органам местного самоуправления и жителям поселений.

Руководитель штаба народных дружин

В.А. Котов

2 апреля 2014 года N 44-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Принят
Государственной Думой
21 марта 2014 года

Одобрен
Советом Федерации
26 марта 2014 года

Глава 3. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ДРУЖИН

Статья 12. Создание и организация деятельности народных дружин

1. Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям представительных органов внутригородских муниципальных образований). При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.

3. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.

4. Народные дружины действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом народной дружины.

5. Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.

6. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

7. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений настоящего Федерального закона.

8. Не могут быть учредителями народных дружин граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню создания народной дружины, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

9. Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.

Статья 13. Руководство деятельностью народных дружин

1. Руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут создаваться координирующие органы (штабы), порядок создания и деятельности которых определяется законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Порядок приема в народные дружины и исключения из них

1. В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.

2. В народные дружины не могут быть приняты граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

3. Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин в следующих случаях:

1) на основании личного заявления народного дружинника;

2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 2 настоящей статьи;

3) при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;

5) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

Статья 15. Подготовка народных дружинников

Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 16. Удостоверение и форменная одежда народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

2. Запрещается использование удостоверения народного дружинника, ношение форменной одежды либо использование отличительной символики народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.

Статья 17. Права народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

2. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Статья 18. Обязанности народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

2. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

Статья 19. Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.

3. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.

4. Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

5. Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

6. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

Статья 20. Ответственность народных дружинников

1. За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин

1. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

Статья 22. Взаимодействие народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами

1. Планы работы народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников подлежат согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными правоохранительными органами.

2. Порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами определяется совместным решением народных дружин, органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иных правоохранительных органов.

Статья 23. Особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

1. Положения настоящего Федерального закона распространяются на деятельность народных дружин из числа членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее — казачье общество), с учетом особенностей, указанных в настоящей статье и Федеральном законе от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

2. Назначение командиров народных дружин из числа членов казачьих обществ осуществляется атаманами окружных (отдельских) казачьих обществ по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Народные дружинники из числа членов казачьих обществ выполняют обязанности по охране общественного порядка в форменной одежде, установленной для членов соответствующего казачьего общества, с использованием символики народного дружинника.

4. Планы работы народных дружин из числа членов казачьих обществ, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников из числа членов казачьих обществ согласовываются с атаманами окружных (отдельских) казачьих обществ, органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными правоохранительными органами.

5. В качестве дополнительных источников финансирования народных дружин из числа членов казачьих обществ, их материально-технического обеспечения могут использоваться средства казачьих обществ.

Статья 24. Надзор и контроль за деятельностью народных дружин

1. Надзор за исполнением народными дружинами законов осуществляет прокуратура Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

2. В случае приобретения народными дружинами прав юридического лица контроль за соответствием их деятельности уставным целям осуществляется органом, принимающим решение о государственной регистрации общественных объединений, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

3. Контроль за деятельностью народных дружин, указанной в части 6 статьи 12 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заголовок нет желания привести в соответствие со ст. 207.1 УК РФ? Какой карантин и где он в Москве введён?
«Дружинники» собрались патрулировать квартиры лиц с подозрением на коронавирус, которые находятся дома после посещения заграницы или больничные палаты с пациентами у которых выявлены признаки данного заболевания? В распоряжении лиц намеренно вводящих в заблуждение и манипулирующих общественным мнением в преступных интересах имеется какое либо постановление главного санитарного врача РФ о введении в городе Москва и Московской области карантина?
Издание «Российская газета» является органом законодательной, судебной или исполнительной власти, что бы трактовать по своему нормы закона? Чушь не пишите…
В чью пустую голову прилетела столь «светлая» мысль, в условиях так широко декларируемых страшилок про эпидемию с постоянной подменой понятий «карантин», «ЧС» и не имеющего отношения к закону «самоизоляция » устроить патрули?
Если у Вас эпидемия, то какого чёрта по улицам шляются разносчики заразы со съехавшей на рукав маской, которые должны быть самоизолированы? Они киборги, терминаторы или инопланетяне которые не подвержены заражению?
На каком основании Вы не соблюдаете /подстрекаете /организуете игнорирование и преступное не исполнение указов исполнительной власти в области «самоизоляции» и карантинных мер?
Вы располагаете тестами на вирус? Вы проводите медосмотры? У Вас имеется методика выявления вирионов Covid-19? Именно этого, а не тех 2,5 кг вирусов и паразитов, которые вполне «мирно» живут вместе с Вами, часть которых может тоже относятся к группе коронавирусов.
Никто из бывших вояк и полицейских на пенсии со столь богатым воображением не хочет ответить по недавно ужесточённой статье УК, по составу преступления в виде умышленного принуждения и организации массового заражения? Как минимум дважды за дежурство Вы устраиваете разводы-собрания по обмену заразой и потом собираете/передаёте её гражданам идущим по улице.
Чем защищены граждане от ваших разносчиков заразы? Их масочкой, повязкой и значком? Так через ваши маски вирус пролетает как воробьи на элеватор…
Понятное дело вирусология и ГО не знакомы столь «мудрым» дядям нашедшим себе предназначение в обществе перед тем как стать вахтёрами в подъездах, но от Вашей ограниченности и тупости могут пострадать люди, если следовать Вашей же абракадабре промывания мозга граждан РФ.
Сворачивайте свои кружки по интересам «дружинники», «ряженые казачьи хоры», «кому за 70», «как молоды мы были», «танцы в маразме» и прочие объединения для пенсионеров и нищих студентов.
Когда в ОВД не будет хватать бомжей для соблюдения различных процессуальных требований УПК вас позовут, а сейчас либо в химзащиту оденьтесь, либо отправляйтесь туда куда Вам предписано- в «самоизоляцию».
Вообще какого хрена эта «дружина» нужна? Для трудоустройства не нужных, но весьма активных пенсионеров? Идите в охрану кроссворды разгадывать- Вы представляете опасность не только для общества дискредитируя институты исполнительной власти, но и для себя в первую очередь.
Законы о полиции и ОРД на Вас не распространяются, средств защиты сотрудников от посягательства не имеете, прав на проведение ОРМ и ограничения прав граждан не имеете. Зачем этот кружок кройки и шитья с детским садом тимуровцев?)))
Одумайтесь истинно говорю Вам, чтите закон основной, который Конституцией зовётся, ежепристно читайте УК с УПК и ГК с ГПК, а не махновщину разводите.
Есть время работать, а есть время заслуженного отдыха и воспитания внуков, вот и займитесь полезным для своих семей делом…
Кстати благодарю за данную статью- теперь из открытых источников в сети интернет я получил информацию что возможны преступные посягательства от лиц выдающих себя «дружинниками», в виду отсутствия у меня познаний в фалеристике различных общественных объединений и кружков по интересам, при встрече с данными лицами буду вести себя соответствующе в рамках ст. 37, ст. 38 УК РФ и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2012 N 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»…

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

2. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

admin