Права члена избирательной комиссии


Правовой статус избирательных комиссий

Правовой статус избирательных комиссий

Избирательные комиссии представляют собой коллегиальные органы, формируемые в порядке и в сроки, установленные законодательством, организующие подготовку и проведение выборов, обеспечивающие реализацию и защиту избирательных прав граждан (гл. 4 ст. 20-31 Федерального закона «Об основных гарантиях…»).

Все избирательные комиссии можно разделить на две группы:

1) постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные избирательные комиссии, положение которых в системе государственных органов в субъектах РФ определяется законами субъекта РФ, а также избирательные комиссии муниципальных образований, являющиеся муниципальными органами и не входящие в структуру органов местного самоуправления.

2) избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе: окружные, участковые. В отличие от постоянно действующих избирательных комиссий, являющихся государственнымиорганами, окружные и участковые избирательные комиссии представляют собой общественные формирования.

ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавливает систему избирательных комиссий.На сегодняшний день существует шесть видов избирательных комиссий.

Это – Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ), избирательная комиссия субъекта РФ (ИКС РФ), избирательная комиссия муниципального образования (ИКМО), окружная избирательная комиссия (ОИК), территориальная избирательная комиссия (ТИК) и участковая избирательная комиссия (УИК).

В зависимости от уровня выборов количество (система) избирательных комиссий различается. Так, на федеральных выборах – Президента РФ либо Госдумы Федерального Собрания РФ – как правило, задействована следующая система из четырех избирательных комиссий. Это – ЦИК России (1), ИКСРФ (83), ТИК (св. 3500) и УИК (св. 96 тыс.).

Необходимо различать понятия «вышестоящая комиссия», «нижестоящая комиссия» и «организующая выборыизбирательная комиссия». Согласно ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях…»:

вышестоящая избирательная комиссия – определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов;

нижестоящая избирательная комиссия – определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов;

избирательная комиссия, организующая выборы, – это избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.

К примеру, на федеральных выборах организующей избирательной комиссией является ЦИК РФ. Она является вышестоящей по отношению ко всем избирательным комиссиям. При этом Избирательная комиссия Белгородской области является вышестоящей по отношению к 22-м избирательным комиссиям муниципальных районов и городских округов с полномочиями территориальных избирательных комиссий области, а Избирательная комиссии города Белгорода с полномочиями Белгородской городской территориальной избирательной комиссия является вышестоящей по отношению к 189 участковым избирательным комиссиям, сформированным на территории городского округа «Город Белгород» для проведения федеральных избирательных кампаний 2011-2012 гг. При проведении выборов депутатов Белгородской областной Думы пятого созыва, состоявшихся 10 октября 2010 г., организующей комиссией являлась Избирательная комиссия Белгородской области. При этом участвовали 22 избирательные комиссии муниципальных районов и городских округов с полномочиями территориальных избирательных комиссий, 1251 участковые избирательные комиссии, а по 17-ти одномандатным округам, в систему комиссий включались и окружные избирательные комиссии. При этом полномочия окружных избирательных комиссий были возложены на соответствующие территориальные избирательные комиссии. Например, Избирательная комиссия города Белгорода исполняла полномочия, как Белгородской городской территориальной избирательной комиссии, так и окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 2-5; Избирательная комиссия Старооскольского городского округа исполняла полномочия, как Старооскольской территориальной избирательной комиссии, так и окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 13-15.

Резюмируем, что ТИК может совмещать функции непосредственно территориальной избирательной комиссии при подведении итогов по единому избирательному округу (пропорциональная система выборов) и полномочия окружной избирательной комиссии (мажоритарная система относительного большинства) по решению ИКС РФ. При проведении выборов в органы местного самоуправления организующей комиссией является ИКМО. При этом законодательство позволяет возлагать полномочия ИКМО на ТИК.

Помимо организации и проведения выборов, избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенциирассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по нимпринимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений законодательства в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.

Совмещение избирательной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов различных уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов) избирательной комиссии, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, согласованного с соответствующими органами государственной власти субъекта РФ, органами местною самоуправления.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам субъектов РФ либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса.

Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализацииихполномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами субъектов РФ.

Деятельность избирательных комиссий строится на принципах независимости, коллегиальности и гласности. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов РФ,независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации. Принципколлегиальности проявляется в организации работы избирательных комиссий, в порядке принятия ими решений. ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавливает, что избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа ее членов. Председатель комиссии назначается вышестоящей комиссией из числа ее членов (либо по предложению вышестоящей избирательной комиссии избирается тайным голосованием на ее заседании), а заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом заседании из числа ее членов. ЦИК РФ является правомочным, если на нем присутствует не менее десяти ее членов с правом решающего голоса. Заседание иной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии обязан присутствовать на всех ее заседаниях. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением решений по следующим вопросам: об избрании заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии (тайным голосованием), по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решений нижестоящей избирательной комиссии. Решения по этим вопросам принимаются большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии. Принципгласности в деятельности избирательных комиссии выражается в праве зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, средств массовой информация присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; в обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения (в том числе об итогах голосования и результатах выборов) в средствах массовой информации.

5. Статус члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса

Основы правового статуса члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определены в ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, положения которой детализируются в федеральных и региональных законах о конкретных видах выборов.
Под статусом члена участковой избирательной комиссии справом решающего голоса понимается совокупность установленных законом прав, обязанностей и гарантий деятельности этих членов
комиссии.
Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.

Срок полномочий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят. Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса:
• заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей комиссии;
• вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
• вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
• вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непо-
средственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и
материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном Федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
• вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объеди-
нениям;
• вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Основания досрочного освобождения от обязанностей члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса установлены в п.6 ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. В соответствии с этой нормой член комиссии с правомрешающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до
истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:
• подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими  к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;

• появления оснований, предусмотренных п. 1 и 4 ст.

Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации

29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав (например, назначение члена комиссии судьей, прокурором или его избрание депутатом законодательного (представительного) органа

Полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
• утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
• вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
• признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестноотсутствующим или умершим;
• смерти члена комиссии;
• признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
• вступления в законную силурешения суда о расформировании комиссии в соответствии со ст.

31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

5.1. Гарантии и компенсации для членов участковой избирательной комиссии 

Избирательным законодательством закреплены гарантии деятельности члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Под данными гарантиями понимается совокупность правовых средств, направленных на обеспечение беспрепятственного осуществления членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса его прав и обязанностей в избирательном процессе.

Избирательное законодательство гарантирует членам участковых избирательных комиссий при определенных условиях дополнительную оплату труда (вознаграждение). В соответствии с п.17 ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от
основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов.

Другая гарантия деятельности члена участковой избирательной комиссии закреплена в п. 18 ст. 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Согласно этой норме решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве об-
виняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена участковой комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Член участковой комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут администра-
тивному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Также законодатель гарантирует членам избирательных комиссий дополнительную охрану их трудовых прав. Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, а также член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы
по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу (п. 19 ст. 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав).

Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:

• заблаговременно  извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
• вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
• вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную
информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
• вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам;
• вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

5.2. Назначение нового члена участковой избирательной комиссии вместо выбывшего члена

В период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в п. 6 и 8 настоящей ст., не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными п. 4 ст. 21 и ст. 22 – 27 Федерального закона.

В иной период орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена участковой комиссии не позднее чем в трёхмесячный срок, а нового члена иной комиссии не позднее чем в месячный срок со дня прекращения полномочий выбывшего члена комиссии.

5.3. Принцип коллегиальности в деятельности участковой избирательной комиссии

В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона об основных гарантиях деятельность участковой комиссии осуществляется коллегиально. 

Принцип коллегиальности, закрепленный в данной статье, отражает суть и специфику организации и деятельности комиссий. Его соблюдение предполагает свободное, всестороннее и коллективное обсуждение вопросов, выносимых на заседание комиссий, принятие решений, выражающих мнение всех или большинства членов комиссий, путем голосования. В связи с этим, в соответствии с требованиями законодательства, комиссия может приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. От этого зависит легитимность всех последующих действий и решений комиссии.

5.4. Особенности процедуры назначения (избрания) на должность и освобождения от должности руководителей участковой избирательной комиссии

В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав председатель участковой избирательной комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности непосредственно территориальной избирательной комиссией.

Заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об их избрании принимается большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении
от должностей заместителя председателя и секретаря комиссии принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).

5.5. Статус членов участковой избирательной комиссии с совещательным голосом

Избирательным законодательством различается статус членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса. Члены комиссии с правом совещательного голоса имеют меньший объем прав по вопросам подготовки и организации выборов, чем члены комиссии с правом решающего голоса. Если последние назначаются в состав участковой избирательной комиссии вышестоящей избирательной комиссией, то члены комиссии с правом совещательного
голоса назначаются в состав участковой избирательной комиссии кандидатом, а также избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов.

Полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса удостоверяются в письменной форме кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим списки кандидатов, с указанием следующих данных об этом члене комиссии: фамилия, имя, отчество, место жительства, номер избирательного участка, наименование участковой избирательной комиссии, куда направляется данный член комиссии с правом совещательного голоса.

В соответствии с п. 22 ст. 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права:
• выдавать и подписывать бюллетени, открепительные  удостоверения;
• участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
• составлять протокол об итогах голосования;
• участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции комиссии, и подписывать решения комисии.

Полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому
лицу. По общему правилу полномочия членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Однако, если кандидату, избирательному объединению было отказано в регистрации (в регистрации списка кандидатов) или регистрация кандидата, списка
кандидатов, выдвинутых политической партией, была отменена, полномочия назначенных ими членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд – со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.

Рудаков М.Ю.

Правовой статус избирательных комиссий является в последнее время предметом активного обсуждения специалистов по избирательному праву. Можно утверждать, что Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее — Закон об основных гарантиях) более четко по сравнению с предыдущим аналогичным Законом определил статус некоторых видов избирательных комиссий. И все-таки проблема статуса избирательных комиссий в Российской Федерации далека от разрешения.

Правовой статус избирательных комиссий есть законодательно закрепленная совокупность их взаимоотношений с органами власти, организациями, гражданами, а также совокупность их законодательно установленных полномочий. Таким образом, мы не относим к правовому статусу комиссий порядок их работы и структуру системы избирательных комиссий. Эти характеристики тесно связаны с правовым статусом, но они являются внутренними характеристиками данной системы.

С нашей точки зрения, компонентами правового статуса избирательных комиссий надо считать:

— правила формирования избирательных комиссий, в частности обязательность включения в состав избирательной комиссии кандидатур, предложенных определенными избирательными объединениями, избирательными блоками, а также (в некоторых случаях) комиссиями более высокого уровня;

— независимость (самостоятельность, автономность) избирательных комиссий (в пределах их компетенции) от органов власти и самоуправления, невмешательство в деятельность комиссий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан;

— финансовые и материально-технические государственные и муниципальные гарантии деятельности комиссий;

— обязательность решений комиссий, принятых в пределах их компетенции, для определенных субъектов избирательного процесса;

— полномочия (права и обязанности) комиссий.

Если говорить о современном состоянии избирательных комиссий в Российской Федерации, то можно утверждать, что для комиссий нижнего уровня (участковых, территориальных) по-прежнему сохраняет актуальность их характеристика как своеобразной формы самоорганизации избирателей. В то же время такие избирательные комиссии, как ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, в связи с их изменившимся правовым статусом уже не могут рассматриваться в качестве непосредственной формы самоорганизации избирателей.

ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Федерации являются государственными органами, а территориальные комиссии (в том числе комиссии муниципальных образований) могут быть муниципальными органами. Остальные комиссии не получили какого-либо государственного или общественного статуса.

Избирательные комиссии любого уровня наделены властными полномочиями и, следовательно, обладают одним из признаков государственного или муниципального органа. Конечно, говорить о том, что избирательные комиссии — это общественные органы, можно в том смысле, что они состоят из граждан, не являющихся государственными служащими, и не работают постоянно. Но некоторые государственные органы действительно могут не состоять из государственных служащих, а некоторые создаются на определенное время, до завершения решения каких-либо задач (например, временные правительственные комиссии).

На наш взгляд, все избирательные комиссии обладают признаками государственных или муниципальных органов, но наделены не характерной для любых других государственных органов спецификой. В частности, мы уже указывали, что один субъект может сочетать в себе различные статусы. Избирательные комиссии (ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Федерации) одновременно выступают в качестве и управляющего субъекта, поскольку принимают управленческие решения, и контролирующего субъекта (в части контроля за порядком формирования и расходования избирательных фондов кандидатов, избирательных блоков и избирательных объединений), и контролируемого субъекта (подконтрольны Счетной палате РФ, осуществляющей финансовый контроль за порядком расходования средств, выделяемых из государственного бюджета избирательным комиссиям всех уровней).

Выше были перечислены компоненты правового статуса избирательных комиссий. На практике существуют примеры нарушений каждого из них.

§ 4. Избирательные комиссии: система, правовой статус, порядок формирования и организация работы

Рассмотрим эти нарушения более подробно.

При формировании комиссий не всегда соблюдалось требование о включении в их состав не менее трети представителей избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в Государственной Думе ФС РФ и законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. В данном случае требование закона "не менее одной трети" (или "не менее половины") часто трактуется как "не более одной трети" (соответственно, "не более половины") и отбор в комиссии от политических партий осуществляется по принципу политического предпочтения органов, формирующих комиссии. Производя формирование избирательных комиссий, особенно территориальных и окружных, формирующие органы руководствуются рекомендациями органов исполнительной власти.

Значительно снижает независимость избирательных комиссий включение в них государственных и муниципальных служащих, которые обычно дорожат своей должностью и готовы действовать в корпоративных интересах. С другой стороны, благодаря своим знаниям, навыкам и опыту, они часто имеют высокий авторитет среди членов комиссии. Заметим, что в составе Московской городской избирательной комиссии в настоящее время работают несколько лиц, пришедших с должностей государственной службы.

Формой влияния исполнительной власти на избирательные комиссии является и создание так называемых рабочих групп. Нередко рабочие группы самовольно исполняют функции, относящиеся к полномочиям комиссий: организуют инструктирование членов нижестоящих комиссий, наблюдение на участках, принимают участие в подведении итогов территориальными комиссиями. Рабочие группы состоят в основном из сотрудников органов исполнительной власти. Представители рабочей группы зачастую присутствуют на заседаниях комиссии и могут оказывать влияние на принятие ею решений. Председатели комиссий достаточно часто при принятии решений ориентируются на мнение представителей исполнительных органов.

Реализации правового статуса избирательных комиссий и возможности осуществления эффективного контроля за порядком формирования и расходования избирательных фондов кандидатов, избирательных блоков и избирательных объединений мешает и их плохое материально-техническое обеспечение. Избирательные комиссии не всегда имеют собственные помещения, оргтехнику и транспорт. Что касается финансирования, то, хотя в последнее время положение меняется к лучшему, определенная финансовая зависимость комиссий от органов исполнительной власти остается. Зачастую финансовыми вопросами комиссии занимаются бухгалтерии исполнительных органов. Обычной практикой стало "премирование" членов комиссий из внебюджетных фондов, находящихся в распоряжении руководителей исполнительной власти, так как оплата их работы из бюджета невелика, а подобные "доплаты", рекламируемые, кстати, самими исполнительными органами, влияют на взаимоотношения избирательных комиссий с органами исполнительной власти.

Еще одним компонентом статуса избирательных комиссий является обязательность решений комиссий, принятых в пределах их компетенции, для органов власти, бюджетных организаций и других участников избирательного процесса. Однако иногда к обращениям избирательных комиссий в государственные учреждения относятся настороженно: поскольку комиссии среднего звена не являются постоянно действующими, постольку государственные учреждения предпочитают получать указания не от комиссий, а от исполнительных органов. Примерами подобного рода действий служат отказы государственных средств массовой информации публиковать официальную информацию избирательных комиссий. На выборах Президента Республики Калмыкия в 2002 году местное телевидение неоднократно игнорировало законные решения Избирательной комиссии Республики Калмыкия о предоставлении бесплатного эфирного времени кандидатам.

Наконец, последний компонент правового статуса избирательных комиссий — их законодательно закрепленные полномочия. Вопреки закону исполнительные органы в некоторых случаях реализуют полномочия, принадлежащие комиссиям. Например, в соответствии с п. 16 ст. 26 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" избирательная комиссия "обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании". На дополнительных выборах депутата Государственной Думы ФС РФ по 204-му избирательному округу распоряжением префекта Южного административного округа г. Москвы был принят и осуществлен План информационного обеспечения выборов, на реализацию которого выделялись финансовые средства префектуры. При этом префектура даже не уведомила комиссию о принятии такого плана и выделении средств. К сожалению, подобные действия исполнительной власти — распространенное явление.

admin

Пока лишь 1 комментарий

Савельева Светлана Евгеньевна Опубликовано9:59 пп - Дек 26, 2018

Сохраняется ли стаж работы бывшего председателя территориальной избирательной комиссии (год не работала, получала пособие от ТИКа), работающего на постоянной основе, но не назначенного вновь в связи с прекращением срока полномочий при новом Законе о пенсиях?