Пожалуйста одевайте бахилы

В Екатеринбурге на днях произошла странная история. Местный житель вызвал бригаду скорой помощи для больного человека, но по приезде не пустил работников из-за их нежелания надеть бахилы. Словесную перепалку хозяин квартиры снял на телефон. Видео опубликовало сообщество » Типичный Екатеринбург».

— Я предложил бахилки надеть скорой помощи, они отказываются! Я говорю, давайте я вам надену бахилки, они мне говорят, что они падают. Ребят, мы все ходим босиком, у меня все дети ходят босиком. Мне не сложно, я вам надену. Вы сами тянете время, у меня человек лежит с температурой, болеет, у него живот болит, надевайте бахилы! — обратился на видео хозяин дома к медицинским работникам.

В ответ женщина, работающая в скорой, ответила, что может упасть в надетых на ноги бахилах, и стала звонить вышестоящему начальству. А ее коллега тем временем решил предложить спуститься больной к карете скорой помощи. На что получил отказ. Вскоре, видимо, получив инструкции от начальства, медики надели бахилы и прошли к нуждающейся в помощи.

Видео вызвало множество споров в комментариях.

— Все правильно, помощь помощью, а свиньями не надо быть, — высказался подписчик Александр Шурфович.

— Это скорая, а не участковый врач, их задача — экстренно оказать помощь. Где тут экстренно, если начинается снимание/надевание тапок, — парировала Ирина Зайкова

— А потом возмущаемся, что скорую не дождёшься. Сочувствую работникам скорой, крепитесь ребята, — добавила подписчица Катерина Иванова

Любопытно, что бригада скорой и не должна была поддаваться на подобные ультиматумы. Согласно письму ведомства от 19 октября 2016 г. N 14−3/3 085 226−7882 обязанность работников скорой помощи надевать бахилы не предусмотрена нормативно-правовой базой.

Вопрос: Здравствуйте! Пожалуйста, поясните о требованиях к помещениям. Нас заставляют при входе в детский сад покупать бахилы, отказываются пускать на второй этаж в группу. Я всегда практиковала следующее: приходила в детский сад, доходила до группы и уже там, перед дверью, снимала свою обувь и входила босиком в группу.

Сейчас же говорят, что я обязана по СанПиНам ходить по детскому саду либо в бахилах, либо в сменной обуви. Насколько это законно? Ответьте, пожалуйста.

Отвечает Сергей Булатников, юрист:

СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» не содержат норм, обязывающих посещать дошкольное учреждение (в том числе помещения второго этажа) в бахилах. Нет таких норм и в других нормативно-правовых актах.

Таким образом, вопрос о посещении родителями дошкольного образовательного учреждения в бахилах или без них – в общем-то, вопрос выбора родителей.

Однако необходимо учитывать, что действующее законодательство гибко походит к регулированию отношений, возникающих в сфере дошкольного образования. И многие вопросы, возникающие в этой сфере, могут регулироваться на уровне локальных актов. В частности соответствующие требования могут содержаться в Уставе, договоре на оказание образовательных услуг, утвержденных «Правилах распорядка» и прочее.

То есть руководство дошкольного учреждения, выдвигая требования к родителям о посещении учреждения в бахилах, прежде всего, заботится о здоровье детей, ведь это прямая обязанность любого образовательного учреждения (п.3 ст.32, п.1 ст.51 Закона РФ «Об образовании»). Более того, согласно тех же СанПиН 2.4.1.2660-10 (пункт 21.1) на руководителе дошкольной организации лежит обязанность обеспечивать необходимые условия для соблюдения санитарных правил (особый режим посещения как раз и относится к таким условиям). Таким образом, ничего противозаконного в действиях руководства детского сада по установлению определенных правил (в том числе и в отношении посещения детского сада в бахилах) нет. Другое дело, что данные правила должны быть закреплены в названных локальных актах. И при этом вопрос переходит в несколько другую плоскость – к вопросу об ответственности за неисполнение этих правил.

В связи с этим хотел бы обратить внимание родителей на следующее:

Согласно п.3. ст. 52 Закона РФ «Об образовании» родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения (в том числе и условия, если таковые имеются в уставе, о правилах посещения дошкольного учреждения в бахилах).

В этом же уставе на основании пп.5 п.1 ст.13 Закона РФ «Об образовании» установлен порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников (то есть в том числе, может содержаться и такое основание, как неисполнение устава учреждения – в частности неисполнение положения устава о правилах посещения дошкольного учреждения в бахилах).

Нормы устава могут найти отражение в договоре. Согласно п. 39 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666, взаимоотношения между дошкольным учреждением и родителями регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон. То есть данным договором может быть предусмотрено и соответствующее требование в отношении бахил и ответственность за невыполнение этого требования — отчисление ребенка.

В любом случае никто из работников детсада не вправе заставлять родителей надеть бахилы, не пускать из-за этого на второй этаж, а тем более – заставлять покупать эти бахилы. Такие действия являются нарушением конституционных прав граждан, и прежде всего, права на общедоступность образования.

6 декабря в Ульяновске в социальных сетях разгорелся жаркий спор. Одна из жительниц областного центра была предельно возмущена тем, что приехавшие на вызов к ее больному ребенку врачи отказались надеть бахилы.

Пост собрал порядка 200 комментариев. Ульяновцы разделились на два лагеря, одни встали на сторону медиков, а другие поддержали женщину, настаивающую на сохранении чистоты в ее квартире. Специалисты регионального Минздрава ситуацию не прояснили. В ведомстве сообщили, что законодательство данный аспект посещения врачами «скорой» квартир пациентов не регламентирует.

— На сегодняшний день нет ни одного нормативно-правового акта, обязывающего работников скорой помощи надевать бахилы при посещении пациента на дому, — пояснили в ведомстве.

Вчера в редакцию mosaica.ru пришло письмо от врача скорой помощи. Мужчина, который просил не указывать его имя, объяснил позицию медиков, а также сообщил, почему они категорически против того, чтобы разуваться или надевать бахилы.

«Официального запрета на использование бахил нет. Но существует негласное правило — придя в квартиру к больному, врач не разувается и не надевает на ноги целлофановые пакеты. Делается это по ряду причин.

Применение бахил противоречит технике безопасности, целлофановые «калоши» скользят по многим поверхностям, и если врач, например, будет работать с дефибриллятором, велика вероятность поскользнуться и упасть.

Есть и еще один момент. В квартиру к пациенту мы приходим с чистыми руками (без грязи), поэтому перед осмотром достаточно обработать ладони гелем-антисептиком. Если же надевать бахилы, то на руки попадает грязь с обуви и их надо мыть. Это трата времени. Следующему пациенту придется дольше ждать помощи. А в нашей работе порой и 5 минут решают многое».

Разуваться в квартирах больных также не принято. На «скорой» работает много женщин, и при этом нередки случаи, когда пациенты нападают на врачей. Медики остаются обутыми, чтобы в случае ЧП элементарно суметь убежать из квартиры.

«Мы периодически сталкиваемся с пациентами, которые устраивают скандалы, требуя, чтобы мы разулись или надели эти пресловутые бахилы… Но знаете, в такой ситуации врачи, как правило, «выдыхают», так как такое поведение родственников больного говорит о том, что тяжелобольных людей в квартире нет. Любой врач со «скорой» подтвердит, что зачастую, если близкие пациента требуют в обязательном порядке надеть бахилы, то экстренная медицинская помощь в этом доме никому не нужна. Мы называем такие обращения «вызов на животы», это случаи, когда пациент не нуждается в срочной медицинской помощи и вполне мог бы с утра спокойно дойти до районной поликлиники, но решил вызвать «скорую». Если человеку реально плохо, то его близкие не думают о чистоте полов».

Также врач со «скорой» в своем письме рассказал, что бахилы не единственный камень преткновения у медиков и пациентов. Часто конфликты происходят из-за того, что врачи просят больных предъявить документы. Претензии в таком случае предъявляются стандартные «Вы тут бумажки заполнять приехали или людей лечить?», «Вам что важнее — паспорт переписать или человеку помочь!» и так далее.

«Больным необходимо понять, что «скорая» оказывает помощь в рамках медицинского страхования и нам необходимо зафиксировать данные больного и оформить документы. Естественно мы не тратим время на бумаги, когда человеку необходима экстренная помощь. Никто не будет требовать паспорт и полис с больного с ножевым ранением, который истекает кровью».

В конце своего письма врач дал потенциальным пациентам «скорой» несколько советов:

«Не тратьте время на пустые споры насчет второй обуви или бахил. Многие наши пациенты решают проблему очень просто. Можно отогнуть угол ковра или постелить на пол два-три целлофановых пакета, по которым пройдут врачи. Поверьте, ни у кого из нас нет цели испортить ваши ковры, и мы всегда стараемся быть максимально аккуратны.

Вызывая «скорую», не злитесь и не грубите, когда диспетчер расспрашивает вас. Ему необходимо знать данные больного, его возраст и анамнез для того, чтобы понять, какую бригаду к нему направить.

Если ваш дом расположен так, что его сложно найти, то назовите ориентиры.

В советское время была чудесная традиция. Врачей «скорой» встречали, например, у подъезда и сразу вели к больному. Сейчас люди так практически не делают, а зря. Мы, конечно, и сами найдем вашу квартиру, но порой приходится колесить вокруг дома по 10-15 минут. А в это время ваш родственник ждет помощи. Не ленитесь, постарайтесь нам быстрее помочь вам! Посматривайте в окно, увидели, что автомобиль въезжает во двор, спуститесь.

К приезду врачей желательно подготовить документы (паспорт и медицинский полис).

Эти простые меры позволят нам сэкономить массу времени и в итоге успеть помочь за смену большему числу людей. И каждый раз, когда вы ступаете в пустые пререкания с врачом «скорой», помните о том, что в это время кто-то ждет помощи, и вполне возможно, что жизнь того пациента напрямую зависит от того, насколько быстро к нему приедут врачи. И поверьте, жизнь этого человека (пусть вы и не знакомы) куда важнее и ценнее, чем чистота ваших ковров».

admin