Потребительская корзина пенсионера

«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (разработан Минэкономразвития России)

Прогноз величины прожиточного минимума на 2016 — 2018 гг. рассчитан с учетом потребительской корзины, установленной Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», на основе нормативно-статистического метода расчета. При этом в 2018 году должна быть проведена актуализация потребительской корзины, что может привести к увеличению величины прожиточного минимума. В 2018 году прожиточный минимум на душу населения составит 12655 рублей с ростом к 2015 году на 26,8 процента.

«МР 2.6.1.0088-14. 2.6.1. Гигиена. Радиационная гигиена. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Форма федерального статистического наблюдения N 4-ДОЗ. Сведения о дозах облучения населения за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона. Методические рекомендации» (утв. Роспотребнадзором 18.03.2014)

При отсутствии измерительной информации о содержании природных радионуклидов в пищевых продуктах в графу 25 вносят значение годовой эффективной дозы облучения за счет поступления природных радионуклидов уранового и ториевого рядов с пищевыми продуктами, равное 0,120 мЗв/год. Указанной дозе облучения соответствуют среднемировые значения содержания природных радионуклидов в основных компонентах рациона питания по данным НКДАР ООН, приведенные выше в табл. 1, при годовом потреблении пищевых продуктов в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.07.2013 N 33 О надзоре за производством и оборотом молока и молочной продукции

С учетом этого Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ч. IV, ст. 6950) предусмотрено увеличение объема потребления в среднем на одного человека молока и молочных продуктов в пересчете на молоко для трудоспособного населения — 290 кг, пенсионеров — 257,8 кг, детей — 360,7 кг.

Приказ Росстата от 05.07.2013 N 261 (ред. от 30.12.2019) «Об утверждении методик расчета показателей для оперативной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (вместе с «Методикой расчета показателя «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)», «Методикой расчета показателя «Численность населения (человек)», «Методикой расчета показателя «Смертность населения (без показателя смертности от внешних причин), (количество умерших на 100 тыс. человек)», «Методикой расчета показателя «Коэффициент миграции (человек на 10 тыс. человек населения)», «Методикой расчета показателя «Смертность населения в трудоспособном возрасте (количество умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста)», «Методикой расчета показателя «Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда», «Методикой расчета показателя «Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя субъекта Российской Федерации», «Методикой р

Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (в 2005 — 2012 гг. на основании Федерального закона от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»; в 2000 — 2004 гг. — от 20 ноября 1999 г. N 201-ФЗ) определяется ежеквартально и устанавливается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Письмо Минтруда России от 09.04.2013 N 11-1/10/2-1917 <О направлении информационных материалов о расчете величины прожиточного минимума>

Во исполнение указанного Закона приняты Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», а также постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 г. N 54 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации» и от 29 января 2013 г. N 56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 29.01.2013 N 56 (ред. от 06.12.2013) «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации»

7. Стоимость непродовольственных товаров и стоимость услуг определяются на основании стоимости продуктов питания и размеров соотношений непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах), установленных Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Непродовольственные товары определены в размере 50 процентов стоимости продуктов питания, услуги — также в размере 50 процентов стоимости продуктов питания. Соотношение непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания предусмотрено приложением N 3.

Президент предложил добавить в нее больше овощей, фруктов, мяса и рыбы

Фото: Андрей Гордеев/Ведомости/ТАСС

Москва. 22 января. INTERFAX.RU — Потребительская корзина в России должна быть пересмотрена, сейчас в ней овощи, фрукты, рыба и мясо не занимают должного места, заявил президент РФ Владимир Путин.

«Если посмотреть на эту корзину, по мнению специалистов, структура ее нуждается в совершенствовании», — сказал Путин на встрече с представителями общественности в липецком городе Усмань. Президент обратил внимание, что большую часть потребительской корзины занимают сейчас хлебобулочные изделия.

«От нее будет зависеть, конечно, и прожиточный минимум. А от прожиточного минимума, это в законе уже прописано, высчитывается и МРОТ (минимальный размер оплаты труда — ИФ). Одно зависит от другого», — отметил он.

Президент напомнил, что в законе отражено, что МРОТ не может быть меньше, чем прожиточный минимум (с 1 января 2020 года МРОТ составляет 12 130 рублей в месяц). «Но я предложил это зафиксировать в Конституции. Потому что, если мы это сделаем, если в ходе всероссийского голосования люди поддержат эту поправку, тогда никто уже не сможет в будущем, ссылаясь на текущие проблемы с бюджетом, и ссылаясь на то, что у нас есть какие-то другие, более важные приоритеты, не исполнять эту норму», — пояснил Путин.

Он подчеркнул, что «тогда это будет очень жестко, также как и необходимость индексации пенсий». «В законе вроде прописано, что пенсии нужно индексировать ежегодно. Но жизнь сложна и многообразна, диктует нам свои суровые законы подчас. Вот не хватает денег, нужно на то, на это, на пятое-десятое. Но если в Конституции будет записано, что индексация ежегодная обязательная, тогда от этого никому никуда нельзя будет деться», — сказал президент.

Путин напомнил, что положение об индексации пенсий — это вторая норма, которую он ранее в январе предложил зафиксировать в Основном законе.

Потребительская корзина

Потребительская корзина — это установленный государством минимальный набор продуктов и непродовольственных товаров и услуг, в который входят лекарства, одежда, обувь, санитарно-гигиенические принадлежности и культурно-бытовые товары. Исходя из стоимости потребительской корзины в России рассчитывается прожиточный минимум, с величиной которого связаны социальные выплаты и минимальный размер оплаты труда в стране.

Стоимость потребительской корзины рассчитывается ежемесячно Росстатом для основных социально-демографических групп населения — трудоспособных граждан, пенсионеров и детей как в целом по России, так и отдельно для каждого региона страны.

В настоящее время состав продуктов питания в потребительской корзине в целом по России установлен до 31 декабря 2020 года, как ожидается, после этого должен быть принят новый закон. Сейчас в общероссийской потребительской корзине упомянуты хлебные продукты (126,5 кг в год для одного трудоспособного гражданина), картофель (100,4 кг), овощи и бахчевые (114,6 кг), свежие фрукты (60 кг), сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар (23,8 кг), мясопродукты (58,6 кг), рыбопродукты (18,5 кг), молоко и молокопродукты в пересчете на молоко (290 кг), 210 яиц, 11 кг масла, а также 4,9 кг прочих продуктов — чая, соли и специй. Стоимость непродовольственных товаров и услуг для РФ в целом «привязана» к цене продовольственной корзины: 50% от ее цены составляют непродовольственные товары и еще 50% — услуги.

Тем не менее, каждый регион самостоятельно устанавливает свои потребительские корзины, исходя из климата, национальных традиций в регионе и местных особенностей потребления продуктов и услуг. Также региональные власти устанавливают свои соотношения продуктов с товарами и услугами. Например, законом города Москвы от 19 июня 2013 года установлено, что услуги составляют не 50, а 127 процентов от стоимости продовольственной корзины.

Ранее при Минтруде была создана рабочая группа по уточнению потребительской корзины к 2021 году. Вице-премьер Татьяна Голикова в ноябре 2018 года заявляла, что планируется улучшить качество минимального набора продуктов в корзине и «приблизить его к рациональным нормам здорового питания» — увеличить, в частности, объемы мяса, рыбы, молока, яиц, овощей и фруктов, но снизить объем картофеля и хлебных продуктов. Как ожидается, потребительские корзины также пересмотрят регионы.

В 2018 году минимальный размер оплаты труда был приравнен к размеру прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, который, в свою очередь, определяется на основе потребительской корзины.

Прожиточный минимум для трудоспособного населения за второй квартал текущего года определяет размер минимальной оплаты труда на следующий год. В 2021 году он вырастет с 12 130 рублей до 12 392 рублей.

Прожиточный минимум определяется ежеквартально и применяется для оценки уровня жизни населения при разработке социальных программ, влияет на индексацию размера социальных пенсий и социальных доплат к ним. Пенсия не может быть ниже установленного прожиточного минимума для пенсионеров, в противном случае государство доплатит ту разницу, которой не хватает.

В Минтруде напомнили, что в каждом регионе устанавливается свой прожиточный минимум в соответствии с уровнем цен, климатическими и экологическими особенностями. На Севере он выше, потому что потребительская корзина там дороже. С региональным прожиточным минимумом сравнивается доход семьи при назначении большинства пособий и выплат. Так, например, от него зависит сумма ежемесячного пособия на детей от 3 до 7 лет, которое выплачивается малоимущим семьям, и ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до 3 лет. Претендовать на нее может та семья, среднедушевой доход которой ниже двух размеров прожиточного минимума, установленного в регионе во втором квартале прошлого года.

Рост прожиточного минимума эксперты связывают с подорожанием потребительской корзины (продуктов питания и товаров первой необходимости). Весной их стоимость в среднем выросла на 6,3%. При этом, по данным Росстата, цены менялись неодинаково: на одни виды товаров росли, на другие — снижались. Больше всего в цене к апрелю выросла плодоовощная продукция и картофель. В среднем по сравнению с первым кварталом лук репчатый подорожал на 56,9%, картофель — на 41,7%, морковь — на 32,2%, яблоки — на 25,8%, белокочанная капуста — на 24,5%, свекла — на 20,4%. Повысились цены на все молочные продукты, в том числе на сыры, сметану, творог. Стоимость непродовольственных товаров и стоимость услуг в составе величины прожиточного минимума увеличились на 5,2% и 5,1% соответственно.

Прожиточный минимум используется чаще всего как индикатор бедности для оказания гражданам мер социальной поддержки, выплаты пособий

«Прожиточный минимум — это условная величина, которая в нынешнем понимании не может определять реальные границы бедности, для этого нужно рассматривать другие стандарты потребления», — считает профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Он подчеркнул, что споры о необходимости другой методологии расчета прожиточного минимума ведутся давно. В одном из вариантов предлагается смотреть, сколько человек тратит на продукты питания, и считать бедным того, у кого выходит более 50% от доходов. По словам Сафонова, нынешняя потребительская корзина предполагает, сколько гипотетически человек должен употребить в течение года круп, мяса, рыбы, овощей, фруктов или, например, использовать одежды. При этом состав продуктов определен исходя не из полезности, а из минимального количества калорий, необходимых человеку для того, чтобы поддерживать свою жизнеспособность. Количество одежды рассчитано статистически-нормативным методом, то есть выведен средний ценник на товары первой необходимости.

12,4 тысячи рублей составит минимальный размер оплаты труда на 2021 год

Тем не менее прожиточный минимум используется чаще всего как индикатор бедности для оказания гражданам мер социальной поддержки. Как только устанавливается новый уровень, возможности пересматриваются, и она становится доступной тем, кто раньше не мог на нее претендовать. Иногда прожиточный минимум может снижаться, как, например, в четвертом квартале 2019 года: тогда он опустился на 3,7% по сравнению с третьим кварталом.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к определению потребительской корзины для основных социально-демографических
групп населения Санкт-Петербурга с обоснованием минимального набора
продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг

1. Общие положения

1. Потребительская корзина Санкт-Петербурга определена в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.10.97 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на основе Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года N 192 (далее — Методические рекомендации) и с учетом изменений и дополнений, утвержденных постановлением Правительства от 16 марта 2000 года N 232 «О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации».
2. Проект потребительской корзины сформирован с учетом мнения Федерации профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области и определялся на основе социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семьи*, финансовые возможности государства по обеспечению социальной зашиты населения на региональном уровне.
____________
* Половозрастной состав и структура населения учитываются по данным Санкт-Петербургского комитета государственной статистики (Петербургкомстата) по состоянию на определенный учетный период (см. приложение N 5).
3. Для определения состава потребительской корзины использованы минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, рекомендованные для Санкт-Петербурга при распределении субъектов Российской Федерации по зонам, исходя из природно-климатических условий и местных особенностей потребления*.
____________
* По продуктам питания Санкт-Петербург относится к V зоне, по непродовольственным товарам — к зоне с умеренным климатом.
4. При определении потребительской корзины продукты питания и непродовольственные товары, входящие в минимальный набор, объединены в агрегированные группы, например, хлебные продукты, верхняя пальтовая группа и т.п.
5. Численный состав основных социально-демографических групп населения Санкт-Петербурга определен следующим образом:
а) трудоспособное население — мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 лет (всего 2836500 человек — по данным Петербургкомстата) за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста (60375 человек — по данным городского Центра по начислению и выплате пенсий и пособий):
2836500 — 60375 = 2776125 человек;
б) пенсионеры — мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет (всего 1078500 человек — по данным Петербургкомстата), а также лица, получающие пенсию по инвалидности (60375 человек — по данным городского Центра по начислению и выплате пенсий и пособий):
1078500 + 60375 = 1138875 человек;
в) дети в возрасте 0-15 лет — 745800 человек.

2. Определение потребительской корзины для жителей
Санкт-Петербурга

Формирование минимального набора продуктов питания

По комплексу факторов, влияющих на потребление продуктов питания, Санкт-Петербург отнесен к V зоне, которой соответствует набор продуктов, представленный в приложении N 9 к Методическим рекомендациям.
Минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения рассчитывается исходя из минимальных наборов продуктов питания мужчин и женщин и статистических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общей численности трудоспособного населения.
Фактический объем потребления продуктов питания в низкодоходных группах населения Санкт-Петербурга показан в таблице N 1 (данные представлены в натуральных показателях и в процентах к продуктовому набору для трудоспособного населения):

Таблица N 1
(кг на одного человека в год)

____________
* МР- Методические рекомендации
По данным бюджетного обследования домашних хозяйств фактический уровень потребления продуктов питания в малообеспеченных семьях значительно ниже норм, предусмотренных минимальным продуктовым набором в следующих агрегированных группах: хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты, масло растительное и другие жиры. Объемы потребления (по агрегированным группам продуктов) в 1-3 децилях относительно норм потребления для трудоспособного населения Санкт-Петербурга (согласно Методическим рекомендациям) составили:

Фактическое потребление мясопродуктов и яиц 1 — 3 децильными группами у трудоспособного населения выше, чем объемы потребления, предусмотренные в Методических рекомендациях:

мясопродукты

114,6%

156,7%

яйца

87,4%

123,9%

Во 2 и З децильных группах фактическое потребление только фруктов практически соответствует необходимой норме 94,0 — 101,2%.
По 3 децильной группе фактическое потребление сахара и кондитерских изделий почти соответствует норме — 100,5%.
Сравнительный анализ фактического потребления продуктов питания 1-3 децильными группами и минимального набора продуктов питания представлен на графике 1 (см. приложение N 7).

Трудоспособное население

Для расчета минимального продуктового набора трудоспособного населения был принят набор, приведенный в Методических рекомендациях для V зоны без изменений его состава, как полностью соответствующего для Санкт-Петербурга.

Пенсионеры

Минимальный набор продуктов питания для пенсионеров формируется с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания, включает больше растительных и молочных продуктов и не дифференцируется по половозрастному признаку.
При формировании минимального набора продуктов питания пенсионеров использовались нормы потребления в целом по Российской Федерации:

V зона

в целом по РФ

овощи и бахчевые

91,8 кг в год

96,8 кг в год

рыбопродукты

11,7 кг в год

14,7 кг в год

молокопродукты

195,5 кг в год

199,5 кг в год

Для расчета минимального продуктового набора пенсионеров был принят набор, приведенный в Методических рекомендациях для V зоны (за исключением овощей и бахчевых, рыбопродуктов и молокопродуктов) без дополнительных включений и изменений его состава, как полностью соответствующего для Санкт-Петербурга.

Дети

Минимальный набор продуктов питания для детей формируется с учетом необходимости обеспечения детям полноценного питания для развития здорового организма (в возрасте 0-6 лет), а также дополнительного питания для активного социального и физического развития (в возрасте 7-15 лет).
Минимальный набор продуктов питания для детей рассчитывается исходя из минимальных наборов продуктов питания детей в возрасте 0-6 лет и в возрасте 7-15 лет и статистических данных о процентном соотношении детей этих возрастных групп в общей численности детей 0-15 лет.
Для расчета минимального продуктового набора детей был принят набор, приведенный в Методических рекомендациях для V зоны, без изменений его состава, как полностью соответствующего для Санкт-Петербурга.
Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения Санкт-Петербурга приведен в приложении N 3 к Положению о порядке проведения экспертизы для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, утвержденному постановлением Минтруда России от 15.08.2000 N 58.

Формирование минимального набора
непродовольственных товаров

Минимальный набор непродовольственных товаров, состоящий из непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования, сформирован на основе Методических рекомендаций (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 N 232).
Минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования для всех социально-демографических групп населения определен в соответствии с приложением N 11 к Методическим рекомендациям для населения, проживающего в зоне с умеренным климатом.
Минимальные наборы непродовольственных товаров индивидуального пользования сформированы по половозрастному признаку.
На базе бюджетного обследования домашних хозяйств проведена оценка достаточности непродовольственных товаров путем анализа величины расходов на приобретение данной категории товаров в низкодоходных группах населения. По результатам анализа структуры затрат трех низкодоходных групп домашних хозяйств выявлено, что доля затрат на покупку непродовольственных товаров в этих группах составляет от 12,5 до 14,9%. Объемы потребления непродовольственных товаров, входящих в состав потребительской корзины, увеличивают долю расходов до 23%.
Минимальный набор непродовольственных товаров, входящий в состав потребительской корзины, предусматривает ассортимент товаров индивидуального пользования, соответствующий фактической структуре основного спроса в малообеспеченных семьях, и расширяет возможность их приобретения почти в 2 раза. Рекомендованный набор товаров индивидуального пользования был включен в состав потребительской корзины для Санкт-Петербурга без изменений.

Трудоспособное население

Минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования для трудоспособного населения рассчитывается исходя из минимальных наборов этих товаров для мужчин и женщин трудоспособного возраста и статистических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общей численности трудоспособного населения.

Пенсионеры

Минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования для пенсионеров рассчитывается исходя из минимальных наборов этих товаров для мужчин и женщин пенсионного возраста и статистических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общей численности населения старше трудоспособного возраста.
В связи с тем, что органы государственной статистики не отслеживают цены на валенки, то они заменены на аналогичный товар — сапоги утепленные, представленные на рынке.

Дети

Минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования для детей рассчитывается исходя из минимальных наборов этих товаров для детей в возрасте 0-6 лет (с учетом доли детей в возрасте до 1 года в численности детей в возрасте от 0-6 лет) и в возрасте 7-15 лет и статистических данных о процентном соотношении детей этих возрастных групп в общей численности детей 0-15 лет. Необходимо также отметить, что при определении сводного показателя верхней костюмно-платьевой группы учитывается, что в состав минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования для детей включены отдельные позиции вышеназванной группы, предназначенные как в целом для мальчиков и девочек (джемпер, свитер) , так и раздельно только для мальчиков (брюки, сорочки) и только для девочек (платья, блузки, юбки). Поэтому при определении сводного показателя учитывается численность мальчиков и девочек в расчетах отдельных позиций группы.
Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования формируется в расчете на среднестатистическую семью и обеспечивает минимальные потребности в организации быта, элементарные требования к санитарии, гигиене и поддержанию здоровья населения. Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования сформирован в соответствии с приложением N 4 к Методическим рекомендациям исходя из минимального набора в целом по Российской Федерации.
Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования рассчитывался с учетом коэффициента семейности для Санкт-Петербурга — 2,79.
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарств рассчитывались в соответствии с Методическими рекомендациями (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 N 232). Доля предметов первой необходимости, санитарии и лекарств для Санкт-Петербурга принята в размере 10% от общей величины расходов на непродовольственные товары, как это предусмотрено в целом по Российской Федерации.
Минимальный набор непродовольственных товаров для основных социально-демографических групп населения Санкт-Петербурга приведен в приложении N 3 к Положению о порядке проведения экспертизы для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, утвержденному постановлением Минтруда России от 15.08.2000 N 58.

Формирование минимального набора услуг

Основными принципами формирования минимального набора услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:
а) удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении;
б) ориентация на сложившийся уровень пользования транспортными услугами в Санкт-Петербурге;
в) платный характер оказания услуг.
Минимальный набор услуг включает в себя жилищно-коммунальные, транспортные услуги и другие виды услуг.
По объемам пользования жилищно-коммунальными услугами Санкт-Петербург в соответствии с Методическими рекомендациями отнесен ко II зоне согласно географическому делению и синоптическим наблюдениям с учетом продолжительности отопительного периода и светового дня.

Обоснованность услуг, включенных в состав
потребительской корзины для Санкт-Петербурга

С 1 января 2001 года вступил в действие Закон Санкт-Петербурга от 07.12.2000 N 657-74 «О ставках для населения на содержание и текущий ремонт жилищного фонда Санкт-Петербурга» (см. приложение N 8).
В соответствии с этим законом в минимальный набор услуг включены дополнительные услуги общественного потребления, оказываемые в многоквартирном доме, не предусмотренные Методическими рекомендациями. Перечисленные ниже услуги включены в перечень обязательных коммунальных платежей:
— базовая ставка квартирной платы для граждан, проживающих по договору социального найма в жилых помещениях государственного жилищного фонда (в том числе ведомственного);
— санитарное содержание придомовой территории;
— очистка мусоропровода;
— уборка лестничных клеток;
— сбор и вывоз бытового мусора.
Уровень обеспечения жилищного фонда коммунальными услугами представлен в таблице N 2:

Таблица N 2

Оборудование жилищного фонда

Уровень обеспечения жилищного фонда (%)

водопроводом

98,4

канализацией

97,0

центральным отоплением

98,3

газом

83,3

горячим водоснабжением

91,2

напольными электроплитами

15,5

Жилье (базовая ставка квартирной платы)

В минимальном наборе услуг обеспеченность жильем учитывается в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 18.02.97 N 148-р (с изменениями на 28.09.2000) «О мерах по реализации мероприятий по предоставлению и выплате гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг» (см. приложение N 9). Социальная норма площади жилья, применяемая для расчета компенсаций гражданам в соответствии с распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 28.03.94 N 290-р «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных компенсаций» и п.4 указанного распоряжения губернатора составляет:
— для семей из двух и более человек, проживающих в отдельных квартирах 16 кв. метров общей площади на человека.
Таким образом, при формировании минимального набора услуг учитывалась социальная норма площади жилья по Санкт-Петербургу — 16 кв. метров.
Отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение устанавливаются исходя из отраслевых норм расхода воды, электроэнергии и газа на бытовые нужды и расхода энергии, необходимой для отопления жилья.

Центральное отопление и горячее водоснабжение

Центральное отопление:
Определение нормативов теплопотребления включает расчет количества тепловой энергии, необходимой для отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда. Уровень норматива должен обеспечивать нормальный температурный режим внутри жилых помещений и санитарно-гигиенические потребности населения.
Расход тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение установлен распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.99 N 1388-р «Об изменении нормативов потребления населением тепловой энергии, используемой на нужды отопления и горячего водоснабжения» (см. приложение N 10).
Норматив потребления тепловой энергии на отопление установлен в Гкал/кв.м. площади:
на отопление отдельных квартир — 0,0167 Гкал/кв.м общ. площади;
социальная норма площади жилья
для семей из двух и более человек,
проживающих в отдельных квартирах — 16 кв.м общ. площади на 1 чел.
0,0167 Гкал/кв.м общ. площади х 16 кв.м общ. площади х 12 мес= 3,2 Гкал/год
При определении норматива потребления под «центральным отоплением» учитывается расход тепловой энергии на отопление и на подогрев горячей воды в Гкал/чел. в год.
Горячее водоснабжение:
Норматив потребления тепловой энергии для приготовления горячей воды на хозяйственные и санитарно-гигиенические нужды населения установлен 0,27 Гкал/ чел./месяц или 3,2 Гкал/ чел./ год.
В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга от 24.01.2000 N 2 (с изменениями на 04.02.2000) «Об исключении затрат на водоотведение горячей воды из тарифов на тепловую энергию» (см. приложение N 11) при отсутствии приборов учета 150 литров на человека в сутки считается расчетным расходом горячей воды, качество которой соответствует требованиям СНИП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация, раздел 2 «Качество и температура воды в системах водоснабжения».
Норматив потребления горячей воды (литров в сутки на человека) отражается в услуге «Холодное и горячее водоснабжение».

Холодное водоснабжение и водоотведение

Норматив водопотребления включает внутриквартирные расходы воды для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей населения.
В соответствии с приложением N 2 к распоряжению мэра г.Санкт-Петербурга от 04.01.92 N 16-р «О тарифах на услуги, оказываемые коммунальными и ведомственными водопроводными и канализационными предприятиями (с изменениями от 17.02.92, 30.07.92, 09.02.93, 17.03.93 и 22.06.2000)» (см. приложение N 12) установлена норма потребления холодной воды для населения, проживающего в квартирах с централизованным горячим водоснабжением, оборудованных ваннами — 220 литров в сутки на 1 человека.
Норматив водоотведения принимается на уровне норматива водопотребления за вычетом 5 -10 литров на человека, теряющихся при приготовлении пищи, уборке помещений и территории, поливке зеленых насаждений и не попадающих в канализацию.

Газоснабжение

В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга от 24.10.2000 N 39 «Об изменении норм потребления природного газа, реализуемого населению на территории Санкт-Петербурга» (см. приложение N 13), норма потребления сетевого газа определена 10,4 куб.м в месяц на 1 человека. По официальным данным городского газового хозяйства «Ленгаз» около 75% населения Санкт-Петербурга пользуются сетевым газом при наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения.

Энергоснабжение

Установлены следующие нормативы потребления электрической энергии в соответствии с распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 28.11.95 N 1236-р (с изменениями от 18.02.97) «О дополнительных мерах по обеспечению социальной защиты граждан при оплате за коммунальные услуги» (см. Приложение N 14) и распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 18.02.97 N 148-р (с изменениями на 28.09.2000) «О мерах по реализации мероприятий по предоставлению и выплате гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг»:
— для семей, проживающих в квартире, оборудованной газовой плитой, — 45 кВт/час на человека в мес;
— для семей, проживающих в квартире, оборудованной электрической плитой, — 70 кВт/час на человека в мес.
По данным Комитета по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга количество квартир в Санкт-Петербурге, оборудованных газовыми плитами, составляет более 80%. Поэтому в основу расчетов потребления электроэнергии взят норматив потребления электрической энергии для семей, проживающих в квартире, оборудованной газовой плитой, — 45 кВт/час на человека в месяц.
В соответствии с приложением N 13 к Методическим рекомендациям объемы потребления минимального набора жилищно-коммунальных услуг, в расчете на одного жителя Санкт-Петербурга, устанавливаемые нормативно-правовыми актами Санкт-Петербурга, представлены в таблице N 3:

Таблица N 3

Виды услуг

Норматив, согласно нормативным-правовым актам Санкт-Петербурга

Норматив, приведенный в Методических рекомендациях

единица измерения

объем потребления

единица измерения

объем потребления

Жилье

кв.м общей площади

кв.м общей площади

Норматив потребления тепловой энергии на отопление отдельных квартир

Гкал/кв.м общей площади в месяц

0,0167

Гкал/год

3,2

Норматив потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение

Гкал/чел. в месяц

0,27

Гкал/год

3,2

Норматив водоснабжения и водоотведения на 1 человека

литров в сутки

литров в сутки

Норматив электрической энергии на 1 человека в месяц

Квт/час

Квт/час

Норматив сетевого газа на 1 человека в месяц

куб.м

10,4

куб. м

10,4

Транспортные услуги

При формировании объема транспортных услуг учитываются:
а) большее количество поездок трудоспособного населения по сравнению с детьми и пенсионерами;
б) льготы в оплате проезда пенсионеров и детей.
Нормативы пользования транспортными услугами для трудоспособного населения и детей определялись согласно Методическим рекомендациям.

Трудоспособное население

В соответствии с рекомендациями Минтранса России:
1. Необходимое число поездок на транспорте на работу и обратно составляют для мужчин и женщин при 22 рабочих днях 528 поездок в год (22х12х2).
2. Поездки с культурными и хозяйственными целями осуществляются в течение года женщинами — не более 96 раз, мужчинами — 64 раза.
3. Поездки раз в неделю в течение трех летних месяцев на садовые участки и дачи составляют примерно 10 поездок для мужчин и 14 для женщин.
В целом за год женщины трудоспособного возраста ездят 638 раз (528+96+14), мужчины 602 раза (528+64+10).
Согласно Методическим рекомендациям объем транспортных услуг должен отражать транспортную инфраструктуру Санкт-Петербурга, которая представлена в таблице N 4:

Таблица N 4

Для проведения расчетов стоимости транспортных услуг выбран наиболее распространенный вид общественного транспорта — муниципальный автобус.

Пенсионеры

В соответствии с распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 04.06.93 N 413-р «О предоставлении бесплатного проезда городским пассажирским транспортом пенсионерам, получающим государственные пенсии» в Санкт-Петербурге введен бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) для пенсионеров, получающих государственные пенсии.

Дети

Согласно рекомендациям Минтранса России дети от 10 до 15 лет пользуются автотранспортом не реже 50 поездок в месяц, соответственно в год:
50х12=600 поездок
В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденными приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.87 N 176, каждый пассажир имеет право провозить с собой бесплатно в автобусах городских и пригородных маршрутов одного ребенка в возрасте не старше 7 лет. В связи с этим для возрастной группы 0-6 лет плата за проезд в городском транспорте не взимается.
В Санкт-Петербурге доля детей в возрасте 7-15 лет составляет 70,2%. С учетом этого (600х70,2%)=421 поездка является оплачиваемой для категории «Дети» в расчете на одного ребенка в возрасте от 7 до 15 лет.
По предложению Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в минимальный набор услуг также включена абонентная плата за телефон.

Телефон

По данным ОАО «Петербургская телефонная сеть» количество абонентов квартирного сектора в Санкт-Петербурге составляет 97% от общего количества жилых квартир. В связи с тем, что почти 50% населения пенсионного возраста имеют льготы по оплате телефона, при расчете стоимости оплаты телефона у пенсионеров учитывается льгота 50%.
Другие виды услуг включаются в минимальный набор услуг в процентах к общей величине расходов на услуги. Их доля определялась исходя из данных статистических обследований и составила 15%.
Минимальный набор услуг для трудоспособного населения, пенсионеров и детей приведен в приложении N 3 к Положению о порядке проведения экспертизы для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, утвержденному постановлением Минтруда России от 15.08.2000 N 58.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге приведена в приложении N 2 к Положению о порядке проведения экспертизы для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, утвержденному постановлением Минтруда России от 15.08.2000 N 58.
По предварительной оценке стоимость потребительской корзины в среднем на душу населения в январе 2001 года составляет 1536,8 руб.
В том числе:
— продукты питания — 755,9 рубля;
— непродовольственные товары — 371,9 рубля;
— Услуги — 408,9 рубля.
Сопоставление величины прожиточного минимума в среднем на душу населения в январе 2001 года, рассчитанной в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 18.02.97 N 124-р и по методике, утвержденной постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 N 36/34, представлено в таблице N 5:

Таблица N 5

Структура величины прожиточного минимума

В соответствии с распоряжением губернатора от 18.02.97 N 124-р

По новой методике определения величины прожиточного минимума

Соотношение
в %

Продукты питания

736,6 руб.

755,9 руб.

102,6

Непродовольственные товары

207,2 руб.

371,9 руб.

179,5

Услуги

499,2руб;

408,9 руб.

81,9

Расходы по обязательным платежам и сборам

69,6 руб.

90,9 руб.

130,6

ИТОГО

1512,6 руб.

1627,7 руб.

107,6

admin