Поставили шлагбаум во дворе и не пускают

Шлагбаумы и бетонные перекрытия при въезде во двор — достаточно частое явление, особенно в центре столицы. Однако, устанавливая подобные конструкции, жильцы ограничивают доступ к паркоместам не только случайных водителей, но и карет скорой помощи и других служб экстренного реагирования. В связи с этим возникают вопросы: насколько законны такие перекрытия и каков порядок их установки?

Все оградить

Согласно действующему законодательству Украины, придомовая территория является собственностью жильцов многоквартирного дома, точнее — собственников таких квартир. В свою очередь, собственники вправе организовать объединение сособственников многоквартирного дома (ОСМД) с целью реализации и защиты своих прав.

Сразу отметим, что самовольная установка шлагбаумов или любых других ограничений доступа во двор жилого дома является неправомерной. Для того чтобы данная конструкция считалась законной, необходимо соблюсти определенный порядок.

В первую очередь жильцы дома должны принять решение об установке шлагбаума на общем собрании. Порядок принятия решений ОСМД определяется уставом объединения. Законом Украины «Об объединении сособственников многоквартирного дома» определено, что решение общего собрания является обязательным для всех членов объединения. Следовательно, жильцы дома, не принимавшие участия в собрании или голосовавшие против установки шлагбаума, должны следовать воле большинства при условии соблюдения установленного порядка голосования и дальнейшего согласования подобных действий.

После принятия решения на собрании жильцам необходимо получить разрешения компетентных органов власти.

Так, пункт 13.2.5 Правил благоустройства г. Киева предусматривает, что для установки малых архитектурных форм и временных сооружений необходимо получать ордер в Главном управлении градостроения и архитектуры исполнительного комитета Киевского городского совета. Отметим, что аналогичная норма о необходимости получения разрешения в той или иной форме содержится в правилах благоустройства большинства населенных пунктов Украины.

Нарушение правил благоустройства является административным правонарушением и влечет за собой ответственность в виде наложения штрафа (статья 152 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) Украины).

Кроме того, согласно статье 18 Закона Украины «Об объединении сособственников многоквартирного дома», ОСМД обязано обеспечивать надлежащее санитарное, противопожарное и техническое состояние имущества, принадлежащего членам объединения.

Установка шлагбаума не должна приводить к отсутствию доступа к жилому дому в случае пожара или иных катастроф, необходимости оказания срочной медицинской помощи и т.п. Следовательно, свой вывод относительно законности установки шлагбаума и отсутствия нарушений норм пожарной безопасности должна дать Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям.

В соответствии со статьей 16 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» на объектах благоустройства запрещается устанавливать технические средства регулирования дорожного движения без согласования с соответствующими органами Министерства внутренних дел Украины.

Данная норма обусловлена положениями пунктов 1,5, 1.8. Правил дорожного движения, согласно которым действия или бездействие участников дорожного движения и других лиц не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, причинять материальные убытки, а любые ограничения в дорожном движении могут быть введены в установленном законодательством порядке.

Таким образом, следующим этапом при установке шлагбаума является согласование таких действий с Госавтоинспекцией.

Учитывая особенности конкретного многоквартирного дома и размещенных рядом с ним объектов, при выдаче соответствующих разрешений органы власти могут обязать заявителей согласовать установку шлагбаума с иными учреждениями.

Соблюдать порядок

Незаконно установленный шлагбаум не является объектом защиты прав собственника. Так, в случае если недовольный житель дома или любое иное лицо повредит самовольно установленную конструкцию, собственники многоквартирного дома не смогут компенсировать понесенные убытки.

К примеру, Дарницкий районный суд г. Киева отказал в удовлетворении иска ОСМД о возмещении убытков к субъекту, повредившему шлагбаум, установленный без надлежащего согласования, поскольку данным инцидентом не были нарушены охраняемые законом права и интересы истца. Суд указал, что у ОСМД отсутствуют полномочия ограничивать дорожное движение, а установленная преграда для движения транспортных средств является незаконной (решение от 24 мая 2012 года по делу № 2-4083/12).

Соблюдение вышеуказанного порядка установки шлагбаума обезопасит ОСМД от исков недовольных жильцов.

Так, рассматривая дело № 2608/11936/12 об устранении препятствий в пользовании собственностью и беспрепятственном проезде на придомовую территорию к ОСМД, Святошинский районный суд г. Киева в своем решении от 13 мая 2013 года указал, что сособственники вправе распоряжаться земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе путем принятия в установленном законом порядке решения об установке шлагбаума.

Поскольку такое решение ОСМД истцом не обжаловалось и, следовательно, является законным и обязательным, суд пришел к выводу об отсутствии преград в доступе на придомовую территорию и отказал в удовлетворении иска.

В том случае, если шлагбаум или иное дорожное перекрытие установлено в нарушение закона, есть все основания для демонтажа подобной конструкции, поскольку она ставит под угрозу жизнь местных жителей, препятствует получению своевременной медицинской, противоаварийной и противопожарной помощи.

Такой демонтаж осуществляется силами и за счет собственника конструкции, то есть ОСМД. Основанием для принудительного демонтажа может служить предписание Главного управления контроля за благоустройством.

При игнорировании требований предписания в установленные управлением сроки демонтаж осуществляется управлением в порядке, предусмотренном Правилами благоустройства г. Киева или иного населенного пункта, в котором имела место незаконная установка шлагбаума или иного перекрытия.

Случается, что шлагбаумы устанавливают отдельные лица, арендаторы нежилых помещений в многоквартирном доме или кто-то из жильцов такого дома в обход мнения остальных сособственников. В таком случае любой из пострадавших жильцов, согласно Закону Украины «О доступе к публичной информации», имеет право обратиться во все вышеуказанные учреждения, уполномоченные выдавать разрешения или согласовывать установку перекрытий, и потребовать предоставить информацию относительно законности подобных действий.

Получив ответы, подтверждающие незаконность установки шлагбаума, можно инициировать вопрос о его демонтаже собственником данной конструкции либо Главным управлением контроля за благоустройством. Кроме того, за пострадавшим сохраняется право обращения в суд с целью восстановления своих нарушенных прав и интересов.

РУДНИК Инна — юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры», г. Киев

Локальные акты

Михаил СОРОКА,
адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»

При желании ограничить доступ транспорта на придомовую территорию ее собственник, ОСМД, столкнется с нормами земельного и градостроительного законодательства, а также законодательства, регулирующего благоустройство населенного пункта. Обсуждаемые заградительные механизмы являются малыми архитектурными формами, и порядок их установки регулируется локальными актами — правилами благоустройства населенного пункта. В г. Киеве, например, соответствующие процедуры на сегодня отсутствуют.

Нужно понимать, что при проектировании и строительстве дома заезды/выезды, внутридворовые проезды располагались в соответствии с нормами, поэтому полное их блокирование (бетонный блок или металлический шлагбаум с навесным замком) будет незаконным. Учитывая потребность в обеспечении права преимущественного пользования придомовой территорией собственниками квартир, на уровне тех же правил благоустройства целесообразно определить типичные конструкции механизмов и их правовой режим. Пока же нам такие примеры не известны. Относительно возможности открытия этих механизмов для проезда транспорта спецслужб можно сказать, что если подойти к этому вопросу централизованно, на уровне города, то он решается, например, установкой единой частоты радиоуправляемых заградмеханизмов, которой будет пользоваться спецтраспорт, и индивидуальной частоты для жильцов дома. Были бы средства и желание органов местного самоуправления.

Определяется сособственниками

Анастасия СИНГАЕВСКАЯ,
младший юрист АК «Правочин»

Законодательством прямо не предусмотрен порядок установления шлагбаумов, а тем более бетонных перекрытий на въезде во двор. Однако в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Украины земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление этими домами.

Порядок использования земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяется сособственниками.

Таким образом, можно считать, что установка шлагбаума у въезда во двор возможна в случае принятия такого решения жильцами дома (при условии согласования со всеми жителями этого дома) и получения соответствующих разрешений в управлении коммунального хозяйства, районной администрации и т.д. Такая же процедура установки во дворах бетонных перекрытий. Но, в отличие от шлагбаума, который препятствует только неконтролируемому проезду через двор, бетонные перекрытия препятствуют движению полностью, что может стать причиной невозможности проезда машин МЧС, карет скорой помощи — соответственно, ущерб от установки таких перекрытий может быть несоизмеримо больше той пользы, ради которой они устанавливались.

Главная \ Автоматические парковки \ Автоматическая парковка на жетонах Vector AP 3000 \ Принцип работы парковки

При подъезде к автоматической парковке водитель автотранспорта останавливается перед въездной стойкой, где имеется полная для него информация. Он нажимает кнопку и специальном окне появляется жетон с уже зашитой информацией о времени заезда на парковку. Во время забирания жетона открывается шлагбаум и транспортное средство въезжает на парковку. Сразу же после въезда шлагбаум закрывается. Если вдруг по какой-нибудь причине автомобиль останавливается под шлагбаумом шлагбаум не ударит по автомобилю так как индукционные петли чувствуют нахождения автомобиля под стрелой, а также ударить не даст вторая ступень безопасности в виде ИК датчика — это полезно ещё при заезде длинной фуры.

После того как автомобиль пробыл какое-то время на парковке водитель при выезде предъявляет жетон выездной стойки либо кассиру (в зависимости от конфигурации системы). Происходит сканирование жетона и на табло высвечивается сумма, которую водитель обязан оплатить. После оплаты необходимой суммы открывается шлагбаум и транспортное средство выезжает с парковки.

ВАЖНО:

Войти в сговор с кассиром водитель не сможет так как управление открытием шлагбаума идёт через кассовый аппарат!

Также необходимо отметить, что невозможно получить жетон во въездной стойке без наличия автомобиля. Также невозможно подъехать к стойке на машине получить жетон и не въезжая на автоматическую парковку отъехать, а после по этому жетону выехать. Такой жетон, который не въехал на парковку считается системой недействительным!

Применяется для различных по ёмкости и интенсивности автоматических парковок
Возможность настройки системы под свои нужды и задачи
Использование различными формами оплаты за парковку
Возможность предоставлять скидки и задавать различные тарифы на Автоматической парковке
Вандалозащищённая
Работа оборудования в различных климатических условиях (-45° С)

В системе используются специальные карты. Абонементные карты предназначены на ограниченный период действия на автоматических парковок, дебитные карты на определенную сумму стоимости парковки, служебные карты для автомобилей аварийных служб и т.п. Пользователь, имеющий действующую карту, предъявляет ее системе на въезде и выезде. При этом система определяет легальность этой карты, проверяет наличие средств на дебитной карте и уменьшает остаток этих средств на сумму стоимости парковки.
Состав оборудования:
Въездная стойка
Выездная стойка
Кассовый терминал
Шлагбаумы
Индукционные петли
Система видеоидентификации для Автоматической парковки
Считыватели
Программное обеспечение автоматической парковки

Вариант с автоматической оплатой через автоматический кассовый терминал, расположенный на территории парковки:

Основные функции системы:
Учет въезда-выезда автомобилей, расчет стоимости автоматической парковки;
Расчеты с пользователем с помощью автоматов оплаты, выдача сдачи, фискального чека;
Возможность использования разовых жетонов, абонементных, дебетовых, служебных карт.

Порядок работы для разовых посетителей:

Разовый посетитель подъезжает к въезду и останавливается рядом с въездной стойкой перед шлагбаумом. Не выходя из автомобиля, он нажимает кнопку на стойке и получает пластиковый жетон, в котором записано время въезда, номер стойки и другая информация.

Как только пользователь забирает жетон, шлагбаум открывается и пользователь въезжает на парковку, шлагбаум автоматически закрывается.

После завершения парковки посетитель производит оплату в автомате оплаты. Для этого жетон опускается в жетоноприемник, автомат производит расчет в соответствии с действующим тарифом и высвечивает на табло стоимость парковки. Пользователь вставляет банкноты в купюроприемник. Автомат возвращает жетон, на котором записана информация об оплате, выдает фискальный чек и сдачу.

В течение заданного времени свободного выезда (обычно 15-20 минут) пользователь должен покинуть парковку.

Пользователь подъезжает к выезду и останавливается у выездной стойки перед шлагбаумом. Не выходя из автомобиля, он опускает жетон в жетоноприемник стойки. Стойка проверяет, что жетон оплачен, и время выезда не истекло, шлагбаум открывается, пользователь покидает парковку, шлагбаум автоматически закрывается.
Порядок работы для постоянных посетителей:

Постоянный посетитель, имеющий абонементную, дебетовую или служебную карту, подъезжает к въезду, останавливается рядом с въездной стойкой перед шлагбаумом и вставляет карту в считыватель стойки.

Система проверяет легальность карты, на табло стойки появляется предложение забрать карту. Как только карта будет извлечена из считывателя, шлагбаум открывается и пользователь въезжает на парковку, шлагбаум автоматически закрывается.

После завершения парковки пользователь подъезжает к выезду, останавливается возле выездной стойки перед шлагбаумом, вставляет карту в считыватель на стойке.

Стойка оператора проверяет легальность карты, шлагбаум открывается и пользователь выезжает с парковки, шлагбаум автоматически закрывается.. В случае использования дебетовой карты система списывает с нее сумму в соответствии со временем парковки и действующим тарифом.

В составе системы может быть Терминал оплаты с оператором. Здесь могут выдаваться, продлеваться и пополняться абонементные, дебетовые и служебные карты.
Полная автоматизация:

Персонал не принимает участия в контроле въезда-выезда и оплаты. Может применяться на любых объектах, особенно будет полезна для крупных территорий и многоэтажных паркингов, когда нет возможности поместить оператора для оплаты.

На въезде клиент получает идентификатор (жетон) в автоматическом режиме. После завершения парковки, производит оплату стоимости парковки в автоматическом терминале оплаты и предъявляет идентификатор выездной стойке для выезда.

В рамках данной конфигурации может использоваться реверсивный въезд-выезд, если пространство не позволяет организовать отдельные полосы движения для въезда и выезда. Это может быть так же полезно, если в определенные периоды необходимо менять пропускную способность въездов и выездов в одном или другом направлении, например, когда в утренние часы большой трафик на въезд, а в вечерние часы — на выезд.

Для оплаты используются автоматические терминалы оплаты, которые располагаются в помещениях, территориально не привязанных к въездам и выездам.

Установили шлагбаум и не разрешают проезд собственнику

Суды: общее собрание автомобилистов и иные организации не могут ограничить доступ собственникам жилья на придомовую территорию путем блокировки шлагбаума.
Верховный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции ответили на вопрос о возможности ограничения на въезд собственникам жилых помещений со стороны общего собрания жильцов и компании, обслуживающей работу шлагбаума. Рассмотрим два таких дела подробнее.

Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома приняло решение об установке шлагбаума, что было согласовано с органами местного самоуправления (решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 23 января 2018 г. по делу 2-1606/181). Собственники жилых помещений, в свою очередь, не возражали против установки ограждающего устройства для регулирования въезда и выезда транспортных средств на придомовую территорию. Однако спустя несколько лет после установки организация, осуществляющая обслуживание ограждающего устройства, ограничила доступ на придомовую территорию на личных автомобилях, в связи с чем они обратились в суд. Организация обосновала это тем, что они не производят ежегодную абонентскую плату за пользование шлагбаумом. Кроме того, она отметила, что истцы могут въезжать на придомовую территорию путем оформления разовых пропусков в соответствии с принятым решением общего собрания.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований о предоставлении доступа на придомовую территорию. Свой отказ районный суд мотивировал тем, что истцы не предоставили суду доказательств о наличии препятствий со стороны организации в доступе личных автомобилей на придомовую территорию. Суд также отметил, что они не оспаривают факт неисполнения обязательств по оплате обслуживания шлагбаумом. Несмотря на то, что организация отказалась предоставлять финансовые документы о принятии денежных средств от истцов, а также сведения о ведении хозяйственной деятельности, связанной с шлагбаумом. Кроме того, суд отметил, что отсутствуют доказательства обращения истцов с требованиями о выдаче разовых пропусков или факты, свидетельствующие о получении такого отказа.

Но суд апелляционной инстанции решение отменил и обязал организацию осуществить доступ при въезде на придомовую территорию (апелляционное определение Московского городского суда от 18 октября 2018 г. по делу № 33-45290/20182). Свою позицию при вынесении определения в пользу истцов он обосновал следующим образом:
собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом этого дома (ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса, п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», далее – Постановление);
факт препятствия истцам во въезде на придомовую территорию подтверждается объяснениями сторон и приложением к протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, где фамилии истцов в списке лиц, имеющих право парковки, отсутствуют.;
невнесение платы истцами за обслуживание шлагбаума не является основанием для лишения собственников помещений в многоквартирном доме права пользования придомовой территорией;
общее собрание собственников не наделено полномочиями по ограничению иных собственников на пользование общим имуществом многоквартирного дома (ст. 44 Жилищного кодекса РФ).
При этом судья при рассмотрении кассационной жалобы принял решение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд кассационной (надзорной) инстанции, согласившись с доводами суда апелляционной инстанции (определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд кассационной (надзорной) инстанции от 25 января 2019 г. по делу № 4г-0454/20193).

При рассмотрении другого дела о запрете на въезд на придомовую территорию ВС РФ пришел к выводу, что необходимо обеспечить свободный доступ лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17 января 2017 г. № 5-КГ16-230). Согласно материалам данного дела общее собрание ЖСК утвердило положение о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории и приняло решение об установке шлагбаума. Так, за одной из собственниц квартиры закрепили парковочное место и выдали ей брелок от шлагбаума. Однако на собрании автовладельцев было принято решение о лишении ее возможности парковать транспортное средство за нарушение ранее утвержденных правил парковки и возврате ранее ей внесенного первоначального взноса. В связи с этим собственница обратилась с исковым заявлением в суд. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, сославшись на то, что она не предоставила доказательств наличия препятствий в доступе к принадлежащему ей жилищу со стороны ЖСК.

ВС РФ не согласился с мнением нижестоящих судов и подтвердил, что не допускается запрет на обременение земельного участка, и собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком, в том числе объектами, входящими в состав общего имущества в таком доме (ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 189-ФЗ, п. 67 Постановления). Кроме того, Суд отметил, что закреплен исчерпывающий перечень органов управления жилищного кооператива, в который не включено общее собрание автовладельцев (ст. 115 Жилищного кодекса РФ). В связи с этим Суд пришел к выводу, что общее собрание собственников не наделено полномочиями по ограничению других собственников в пользовании общим имуществом многоквартирного дома. То есть суды нижестоящих инстанций не учли, что решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом и не может повлечь для собственника жилого помещения ограничения права на использование придомовой территории многоквартирного дома. Таким образом, ВС РФ отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Рассмотренные гражданские дела указывают на то, что не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также собственникам помещений и иным лицам предоставляется свободный доступ к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома (ч. 7 ст. 16 Закона № 189-ФЗ). Кроме того, принимать решения об ограничении такого доступа могут только группы лиц, наделенные такими полномочиями в силу закона.

Жители многоквартирных домов нередко сталкиваются с отсутствием свободных парковочных мест на территории дома.

Особенно остро эта проблема проявляется в тех случаях, когда стоянку автомобиля приходится оплачивать из собственного кармана. Такая ситуация вынуждает автовладельцев идти на небольшую хитрость – парковать свои машины в ближайших дворах.

В связи с этим на территории последних стали появляться заградительные сооружения, с помощью которых жильцы многоквартирных домов пытаются бороться с «непрошеными гостями».

Правда, в большинстве случаев такие конструкции устанавливают на не вполне законных основаниях, что влечет за собой массу дополнительных проблем. Куда жаловаться на незаконную установку шлагбаума и к чему может привести подобная инициатива?

Законодательная база

Правомерность установки шлагбаума во дворе регулируют сразу несколько нормативных актов:

  • Ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» – земельный надел, на котором находится многоквартирный дом и принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, является долевой собственностью владельцев;
  • п. 1 ст. 247 ГК РФ, п. 2 ст. 218 ГК РФ и п. 2 ст. 36 ЖК РФ – владелец имеет право совершать любые действия в отношении своего имущества, если они не противоречат закону, а также не нарушают права и интересы других лиц. Владение и пользование имуществом, пребывающим в общей собственности, производится по согласию всех ее участников или же в судебном порядке (если стороны не достигли согласия);
  • п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ – решения об условиях использования надела земли, на котором стоит многоквартирный дом (в том числе и о введение ограничений) должны приниматься на общем собрании владельцев помещений;
  • п.1.5 ПДД – запрещается самовольно устанавливать светофоры, дорожные знаки, шлагбаумы и прочие средства организации дорожного движения, которые могут создавать помехи для его осуществления.

Учитывая тот факт, что придомовая территория не является дорогой и в принципе не подходит для сквозного проезда установка шлагбаума здесь не является нарушением правил дорожного движения.

Однако этот факт не избавляет от необходимости подать в ГИБДД определенные документы.

К ним относятся:

  • Разрешения, выданные органами самоуправления по согласованию с ОГИБДД, службой государственного пожарного надзора и управляющей компанией;
  • Решение собственников жилья об установке шлагбаума, принятое на общем собрании.

Когда установка ограждения считается незаконной?

Прежде чем узнать, куда и кому написать заявление о незаконной установке шлагбаума, необходимо понять, что именно кроется за этим понятием.

По закону неправомерный монтаж оградительных сооружений определяется отсутствием:

  • Разрешающих документов;
  • Четко выделенных границ;
  • Отметки о занесении информации в кадастр придомового участка земли;
  • Согласия собственников земельного надела, а также
  • Нарушением технических требований к изготовлению и размещению шлагбаума.

Кому жаловаться на незаконную конструкцию?

Являясь полноправным совладельцем придомовой территории, любой жилец многоквартирного дома, обнаруживший незаконную установку шлагбаума, вправе требовать демонтажа незаконной постройки.

Что же делать, если во дворе поставили шлагбаум? Для начала необходимо выяснить, какие нарушения были допущены при его монтаже (имеются ли все необходимые разрешения и документы, правильно ли проведено собрание, есть ли подписи всех жильцом дома и т. д.), а уже после этого подавать жалобу в соответствующий орган.

Куда жаловаться на незаконно установленный шлагбаум? Данным вопросом занимаются следующие органы (их выбор зависит от типа обнаруженных нарушений):

  • Жилищная инспекция – проверяет правильность организации и проведения общего собрания. Если оно состоялось с нарушениями или же его решение отсутствует вообще, сотрудник жилищной инспекции может вынести предписание в адрес ТСЖ или управляющей организации;
  • Городская администрация. Если шлагбаум огораживает места общего пользования или преграждает проход по общей улице города, местные органы власти вправе обратиться в суд с требованием о его сносе;
  • Пожарная охрана. Органы МЧС оценивают установку шлагбаума с точки зрения ограничения проезда специальному транспорту;
  • ГИБДД. Если шлагбаум мешает перемещению по дорогам общего пользования, работники автоинспекции могут наложить запрет на его установку;
  • Прокуратура. Этот орган имеет наиболее обширные полномочия, поэтому к нему обращаются в тех случаях, когда заявителю сложно определить наличие незаконных действий при установке шлагбаума.

Если вышеуказанные инспекции приняли решение о незаконности шлагбаума, однако его демонтаж так и не был произведен, стоит обратиться в суд. По результатам рассмотрения дела решение суда будет подлежать принудительному исполнению за счет нарушителя.

Чем грозит незаконная установка шлагбаума?

Согласно законодательству, действующему на территории России в 2020 году, самовольная установка заградительных сооружений и отсутствие разрешающих документов является серьезным административным нарушением, которое карается немалым штрафом:

  • Для частных лиц – до 2 тыс. руб.;
  • Для должностных лиц – от 7 до 10 тыс. руб.;
  • Для юридических лиц – от 120 до 150 тыс. руб.;
  • При повреждении дорожного полотна во время установки – от 5 до 10 тыс. руб.

Штрафы за незаконные сооружения могут накладываться неоднократно и не одной, а сразу несколькими инстанциями. Единственный вариант – узаконить шлагбаум или же убрать его (естественно, за свой счет).

Также следует отметить, что если на территории со шлагбаумом произойдет пожар или любое другое чрезвычайное происшествие, а доступ для спасательной службы не будет открыт своевременно, владельца заградительной конструкции ждут не только дополнительные материальные расходы, но и более серьезная мера наказания. При этом ограждение может быть снесено без компенсации на его возведение.

Избежать проблем помогут соответствующие меры:

  • Подключение шлагбаума к консьерж-сервису или круглосуточному пункту охраны;
  • Установка вахтерской будки, из которой будет совершаться непосредственное управление заграждением. При этом вахта должна нестись круглосуточно;
  • Заключение договора с компанией по удаленному обслуживанию заградительных устройств. Чаще всего их предоставляет компания, занимавшаяся установкой шлагбаума;
  • Обеспечение служб экстренного реагирования электронными брелоками.

О самовольно воздвигнутом заграждении городские службы могут узнать и без жалоб. Как правило, такие сооружения обнаруживаются во время регулярных проверок улиц и дворов, осуществляемых сотрудниками Государственной инспекции по недвижимости.

Процедура установки шлагбаума на территории дома

Чтобы у других жителей многоквартирного дома не возникало вопросов о том, как бороться с незаконно установленным шлагбаумом, все действия по его монтажу обязаны выполняться в соответствии с действующим законодательством.

Как было сказано ранее, подобные решения должны быть приняты на общем собрании и зафиксированы в соответствующем протоколе. При этом за установку ограждения должны проголосовать не менее 51% всех владельцев помещений.

Помимо всего прочего на таком собрании можно решить вопрос, связанный с организацией въезда за шлагбаум на личных средствах передвижения и транспорте коммунальных и экстренных служб (имеются в виду машины скорой помощи, полиции и пр.).

Также следует учесть несколько важных моментов:

  • В связи с тем, что шлагбаум может быть поставлен только в пределах собственного земельного участка, его владельцам необходимо подать заявку о постановке надела на кадастровый учет;
  • Монтаж оградительных сооружений не должен мешать доступу всех жильцов дома к своему жилью (особенно это касается инвалидов, мам с колясками и пеших граждан – для них должен оставаться довольно большой проход). Для этого каждому владельцу помещений необходимо предоставить возможность открывать шлагбаум самостоятельно;
  • Перед выполнением монтажных работ необходимо получить письменное разрешение местной администрации, МЧС, отдела Госпожнадзора, ГИБДД и электросетевой компании;
  • Сам шлагбаум должен отвечать типу, конструкции, размеру и месту размещения, указанному в документе о согласовании. В противном случае он также может быть признан незаконным.

Кто должен платить за установку шлагбаума?

Распределение расходов на установку оградительного сооружения, которое также оговаривается на общем собрании, вызывает массу споров. В некоторых случаях доходит до того, что людей, не сдавших деньги, могут не пустить во двор!

Именно в связи с этим часто возникает вопрос: «Что делать, если соседи установили шлагбаум во дворе и требуют деньги за его изготовление и монтаж?».

Начнем с того, что в соответствии со ст. 44-46 ЖК РФ общее собрание владельцев многоквартирного дома принято считать полномочным органом управления по использованию дворовых территорий.

Это значит, что решение об оплате за изготовление, монтаж и обслуживание шлагбаума не может быть принято без ведома всех владельцев жилья.

При этом документация обо всех постановлениях должна предоставляться собственникам по первому требованию (независимо от того, посещают они собрания или нет, относятся к «активистам» или «несогласным»).

Вот здесь и стоит искать решение всех проблем! Как показывает практика, опытному юристу не составит труда найти в этих документах определенные несоответствия, ставящие под сомнение законность подобных действий.

Но это еще не все! Согласно землеустроительному и градостроительному кодексам РФ, «придомовой территорией многоквартирного дома» принято считать прилегающий участок, указанный в нормативной документации.

Этот надел может принадлежать муниципалитету, а может быть оформлен в долевую собственность жильцов. В последнем случае каждый его владелец регулярно уплачивает налог, который наделяет его правом беспрепятственного доступа на территорию дома.

Если же придомовая территория находится в собственности муниципалитета, то активисты, установившие шлагбаум и требующие за это деньги, обязаны предоставить юридическое основание на распоряжение городской собственностью. Законность этого документа также можно проверить в юридической конторе.

Не менее строгие требования выдвигаются и к организации самого собрания. Во-первых, оповещение о его проведении должно появиться не позже, чем за 10 дней до назначенной даты.

Во-вторых, данное сообщение необходимо оформить в соответствии с п. 5 ст. 45 ЖК РФ. В противном случае и само собрание, и все принятые на нем решения будут считаться недействительными.

Зная, как убрать шлагбаум во дворе, если при его установке были допущены грубые нарушения, вы сможете без проблем отстоять свои права.

admin