После освобождения

Обсудим тему с младшим научным сотрудником Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Ксенией Руновой.

Заключенным после освобождения нужна социальная адаптация

Какова потребность среди освободившихся из мест лишения свободы в социальной адаптации и что включает в себя это понятие?

Ксения Рунова: Дело в том, что в России достаточно длительные сроки лишения свободы. Если в европейских странах средний срок пребывания в местах лишения свободы, по данным на 2014 год, составляет около 10 месяцев, то в России это 25,5 месяца, причем в нашей стране сроки могут быть значительно более продолжительными, а свыше 60 процентов осужденных осуждены не впервые. Кроме того, достаточно длительное время подозреваемые и обвиняемые находятся в следственных изоляторах еще до приговора суда. Я говорю о длительности пребывания в колониях и СИЗО в связи с тем, что за долгое время человек привыкает к условиям и правилам исправительных учреждений, которые сильно отличаются от тех правил, по которым мы живем на свободе. Люди, долгое время находящиеся в исправительных учреждениях, привыкают к тому, что они должны во всем следовать указаниям сотрудников, которые решают все их проблемы и принимают за них решения: где работать, где учиться, где лечиться… Между тем развитие ответственности и самостоятельности — это то, что необходимо освободившимся на воле. Некоторые реабилитационные программы, например, в Великобритании и США, предполагают создание искусственных условий самоуправления заключенных. Их, конечно, контролируют, но и дают возможность почувствовать ответственность за свою жизнь. Социальная адаптация нужна заключенным после освобождения в том числе, чтобы помочь им снова стать самостоятельными.

Следующий момент — вредные привычки. Находясь в местах лишения свободы, человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, получает вынужденную ремиссию. Это означает, что доступ к ним либо вовсе невозможен, либо крайне затруднен. Однако лечением наркомании и алкоголизма в колониях и СИЗО практически не занимаются. Всего около 3 процентов осужденных по наркотическим статьям приговариваются судом к принудительному лечению в дополнение к лишению свободы, хотя есть основания полагать, что среди совершивших наркопреступления, людей, страдающих зависимостью, больше. Сами зависимые осужденные могут написать заявление о том, что хотели бы полечиться, но делают это редко. Лечение от наркозависимости и алкоголизма в тюремной системе трудно назвать эффективным. Лишь в единичных учреждениях можно встретить групповую психотерапию для зависимых, так же нет и заместительной терапии, которая применяется более чем в 50 странах, в случае зависимости от опиатов. Все это приводит к тому, что наркозависимые и зависимые от алкоголя вынужденно держат себя в руках, находясь в колониях, но после освобождения для них снова открывается целый мир запрещенных веществ. И вот в этот момент тоже важна социальная адаптация, помощь родных, психологов и социальных служб.

Есть также более частные истории. Например, сироты, освобождающиеся из мест лишения свободы. Они нередко сталкиваются с проблемами получения жилья, особенно если они не успели получить жилье до осуждения или в силу низкой юридической грамотности не знали о том, что есть какой-то срок для обращения по поводу квартиры, после которого они больше не имеют права на жилье. Таким образом, тут тоже нужна помощь социальных служб, психологов и юристов.

В центры занятости ежегодно обращаются около 20 процентов бывших осужденных, которые до осуждения жили в данном регионе

Что касается потребности в социальной помощи, то в каждом регионе она разная. Региональные власти ведут учет освобождающихся и передают данные соответствующим органам по месту жительства. Количественно потребность в социальной поддержке оценить сложно, в том числе из-за неравномерного распределения исправительных учреждений по стране, поэтому заключенных переводят в другие регионы. А после освобождения мы не знаем точно, сколько из них останется, а сколько уедет туда, где они жили до осуждения, или к родственникам. Каких-то обязательных форм поддержки, кроме выплаты после освобождения в размере 850 рублей и оплаты проезда до места жительства, не предусмотрено.

Бывший осужденный может прийти в центр занятости, получить статус безработного и пособие

Какие организационные формы приобретает поддержка бывших осужденных со стороны государства и негосударственных некоммерческих организаций?

Ксения Рунова: После освобождения бывших осужденных ставят на учет в уголовно-исполнительные инспекции (УИИ). Контроль за ними осуществляют также и участковые. УИИ в основном занимаются освобожденными условно-досрочно и теми, кому заменили наказание более мягким видом, не связанным с лишением свободы. Основных форм поддержки со стороны государства несколько. Первая — это работа центров занятости. Освободившись, бывший осужденный может прийти в центр занятости, получить статус безработного и пособие в соответствии со своим стажем работы. Далее центры занятости могут предложить им вакансии, профессиональное обучение и обучающие мероприятия по профориентации. Вторая форма поддержки — центры социальной адаптации (ЦСА). ЦСА предоставляют временное жилье бездомным, оказывают помощь в восстановлении документов, юридическую помощь, предоставляют горячее питание, предметы первой необходимости. В отдельных регионах есть льготы для предприятий, которые трудоустраивают бывших осужденных.

Из каких источников осуществляется финансирование учреждений, помогающих бывшим осужденным?

Ксения Рунова: Финансирование центров занятости и ЦСА осуществляется из средств региональных бюджетов. Некоторые НКО тоже получают финансовую поддержку из бюджета. Также они получают гранты, например, президентский грант. Еще одним источником финансирования являются пожертвования граждан, в том числе в натуральном виде: люди приносят продукты и одежду.

Объем социальной поддержки бывшим осужденным недостаточен

В какой степени предложение услуг по социальной адаптации отвечает спросу?

Ксения Рунова: В нашем распоряжении есть данные за 2017-2018 годы из 14 регионов с самым большим числом пенитенциарных учреждений в России. Судя по этим данным, объем социальной поддержки, которая оказывается бывшим осужденным, является недостаточным. Например, в центры занятости ежегодно обращаются около 20 процентов бывших осужденных, которые до осуждения жили в данном регионе. Только треть из них получают работу. Для сравнения: при работе с обычными гражданами центры занятости трудоустраивают в два раза больше обратившихся. На профессиональное обучение направляется в среднем только 7 процентов обратившихся в центры занятости бывших осужденных, из них трудоустраиваются не более 35 процентов. Что касается центров социальной адаптации, то оценить соотношение спроса и предложения сложно, потому что, во-первых, эти центры чаще всего принимают к себе не только бывших осужденных, а вообще всех бездомных, а во-вторых, потому что у нас нет статистики по нуждаемости освобождающихся осужденных в жилье. Судя по тому, что рассказывают сотрудники ЦСА, число нуждающихся во временном жилье превышает количество мест. Если мы говорим о материальной поддержке, то ее объем очень маленький. Ее оказывают только в некоторых регионах. Суммы выплат обычно тоже скромные. Так, в Кемеровской области осужденным единовременно выдали по 1200 рублей, а в Иркутской области по 3500 рублей.

В течение года после освобождения в среднем 20 процентов осужденных совершают повторное преступление

Насколько эффективна социальная адаптация с точки зрения повторной преступности?

Ксения Рунова: Важным показателем здесь является то, что более 60 процентов людей, находящихся в местах лишения свободы, осуждены не впервые. В течение года после освобождения в среднем 20 процентов осужденных совершают повторное преступление. В некоторых регионах, например в Республике Коми и Кемеровской области, этот показатель превышает 30 процентов, а в Красноярском крае и Иркутской области — 10-12. В целом, это не так много. Однако, по моему мнению, необходимо продолжать вести статистику еще несколько лет после освобождения, как это делают в других странах, например, в США, Великобритании и Нидерландах. Возможно, эти данные существуют и в России, но нам они не доступны.

С какими трудностями сталкиваются региональные власти при реализации программ социальной адаптации бывших осужденных?

Ксения Рунова: Представители региональных властей называют несколько наиболее серьезных трудностей, с которыми они сталкиваются в работе с бывшими осужденными. Трудоустройство освободившихся из мест лишения свободы осложнено тем, что осужденные за время отбывания наказания часто теряют профессиональные навыки и мотивацию к труду. ТПредставители региональных властей также отмечают недостаток органов социальной поддержки, таких как центры социальной адаптации. По словам региональных властей, из-за пробелов в законодательстве им трудно системно заниматься социальной адаптацией бывших осужденных. В частности, они говорят о необходимости принятия рамочного федерального закона о ресоциализации бывших осужденных. Кроме того, необходимо внести в статью 24 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в качестве категории людей, нуждающейся в социальной адаптации, категорию «лица, освободившиеся из мест лишения свободы». Законодательного регулирования требует и квотирование рабочих мест для бывших осужденных.

Объем материальной помощи бывшим заключенным ничтожно мал

Вчерашний зэк может получить безвозмездную материальную помощь от государства? И если да, то каковы гарантии, что он этой помощью распорядится рационально, а не пропьет, например?

Ксения Рунова: Бывшие осужденные действительно могут получить материальную помощь от социальных служб регионов, но на деле объем этой помощи ничтожно мал. Люди, претендующие на такую помощь, должны предоставить сведения о своих доходах, то есть доказать, что они находятся в трудной жизненной ситуации. Пропить эти деньги бывший заключенный, конечно, может. Поэтому так важна организация лечения от алкоголизма в период отбывания наказания.

Вышедшие из тюрьмы люди обязаны встать на учет в полиции. Зачем нужна система учета и что она собой представляет?

Ксения Рунова: Система учета нужна главным образом для того, чтобы не произошло рецидива. В частности, участковый должен с определенной периодичностью обходить людей, которые находятся на учете, смотреть, в каких условиях они живут, работают ли они. Те, кого освободили с ограничением свободы или условно-досрочно, должны отмечаться регулярно в уголовно-исполнительных инспекциях, соблюдать комендантский час, не попадать в неприятности. Это нужно для того, чтобы контролировать местонахождение осужденного, его образ жизни, дать ему шанс попробовать пожить свободной жизнью. В теории участковые и сотрудники УИИ могут помочь с трудоустройством, но на практике у них слишком большая нагрузка, чтобы заниматься еще и этими вопросами.

Чем может помочь бывшему заключенному некий государственный специализированный центр?

Ксения Рунова: Это сложный вопрос. Здесь можно пойти двумя путями: выделять больше субсидий НКО и создавать отдельные региональные учреждения, занимающиеся социальной адаптацией, или создать федеральный государственный орган, который мог бы сделать такую помощь более централизованной. Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки. Первый лишен недостатка, связанного с излишней бюрократией, но он может быть более сложным для самих заключенных, которые не всегда знают, куда им обращаться. Грубо говоря, для того, чтобы восстановить документы, им надо идти в один орган, для того, чтобы получить одежду, — в другой, для трудоустройства — в третий. Только что освободившимся осужденным сложно ориентироваться во всем этом. Мне кажется хорошей идеей создать в регионах ЦСА конкретно для освободившихся из мест лишения свободы при тесном сотрудничестве с региональными управлениями ФСИН и центрами занятости, как это делается, например, в Красноярском крае, где с запросами именно этой категории граждан работают ЦСА.

Между тюремной медициной и гражданским здравоохранением нет преемственности

В какой медицинской помощи чаще всего нуждаются бывшие заключенные и как организована эта помощь?

Ксения Рунова: В России заключенные часто болеют социально опасными заболеваниями, такими как туберкулез, ВИЧ-инфекция, гепатиты B и С. Освободившись, бывшие осужденные могут обратиться в обычную больницу и встать там на учет. Исправительные учреждения должны сообщать в медицинскую организацию по месту жительства заключенного, если он состоял на диспансерном учете и проходил лечение в местах лишения свободы. Бывшие осужденные могут обратиться в любую другую медицинскую организацию. Основной сложностью в организации медицинской помощи бывшим заключенным не только по социально опасным заболеваниям, но и по всем остальным здесь является то, что между тюремной медициной и гражданским здравоохранением нет преемственности. То есть у бывших заключенных часто бывают проблемы с тем, чтобы получить свои медицинские документы из исправительного учреждения для того, чтобы продолжить лечение на свободе. Перерыв в лечении, вызванный несогласованной работой двух ведомств, может ухудшить состояние здоровья бывшего осужденного.

Визитная карточкаФото: Из личного архива

Ксения Рунова — младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Окончила в 2016 году факультет политологии Санкт-Петербургского государственного университета, с 2016 по 2017 год училась на факультете политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, защитила магистерскую диссертацию о профессиональной автономии тюремных врачей в России и получила магистерскую степень по специальности Russian Politics & Society в King`s College London в 2019 году.

С 2017 года работает в Институте проблем правоприменения, занимается исследованиями российской пенитенциарной системы, а также ресоциализации заключенных после освобождения из мест лишения свободы.

От сумы да от тюрьмы, или как трудоустроить людей,

пришедших из мест лишения свободы.

Источник публикации: ж. «Служба занятости» № 9

Опыт службы занятости Кировской области

Программа «Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите», пожалуй, одна из наиболее востребованных среди безработных граждан на региональном рынке труда. В ней участвуют люди, которым в силу сложившихся жизненных обстоятельств, требуется помощь со стороны государства в содействии их занятости и возвращении к труду. Одной из таких категорий являются лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Ю. ЛАПТЕВ

начальник Управления федеральной государственной

службы занятости населения по Кировской области

Тема социальной адаптации людей, вышедших из мест лишения свободы, трудная и деликатная. Их судьбы во все времена складывались непросто, а сейчас в условиях рынка решать вопросы жилья, работы, медицинского обслуживания стало значительно сложнее. Органы службы занятости содействуют трудоустройству данной категории граждан. Мы располагаем наиболее полной информацией о наличии вакансий, которые существуют на предприятиях и в организациях области. Кроме того, в тот период, пока человек ищет работу, служба занятости оказывает ему финансовую помощь. В течение 2004 года в Кировской области из мест отбывания наказаний освобождено более 2,0 тыс. человек, причем свыше 80% из них остаются в области. Большинству некуда уезжать, каждый третий из этих людей утратил родственные связи, нуждается в получении работы и бытовом обустройстве, многие страдают тяжелыми хроническими инфекционными заболеваниями. К примеру, только больных туберкулезом ежегодно в нашу область возвращается около 200 человек.

В течение 2004 года в областную службу занятости обратилось 725 бывших заключенных (0,6% от общего числа обратившихся), это на 30,9% больше, чем за соответствующий период 2003 года. Работу нашли 243 человека, что составило 33,5% от числа обратившихся.

Сегодня многие работодатели рискуют принимать на постоянную работу специалистов, освобожденных из ИТУ, зачастую на них смотрят с опаской и явным недоверием. А мер стимулирования для предприятий при приеме на работу людей, пришедших из мест лишения свободы, законодательно не разработано. К сожалению, в июне прошлого года депутаты областного Законодательного собрания признали Закон Кировской области «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите» утратившим силу, поскольку он не соответствовал федеральному законодательству. Служба занятости лишилась реального механизма воздействия на работодателей для трудоустройства бывших заключенных. А ведь закон работал: в 2000 году в счет квоты было трудоустроено 85 человек, 2001 году – 50.

Конечно, можно получить рабочую профессию и в местах лишения свободы, но удается это далеко не каждому. Если же у человека и была специальность, то, проведя несколько лет в изоляции, он обычно теряет квалификацию. И поэтому при выходе на свободу эти люди не могут выдержать конкуренцию и становятся не востребованы на рынке труда. Это еще одна из причин, почему работодатели не горят желанием принимать на работу бывших заключенных.

Центры занятости населения для увеличения возможностей трудоустройства людей заключают договоры с предприятиями и организациями. Если нет постоянной работы, им предлагаются временные или общественные работы. В рамках программы временной занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, трудоустроено более 50 человек. 104 человека, из числа вышедших на свободу, принимали участие в общественных работах. В этот период службой занятости им была оказана дополнительная материальная поддержка. Средние затраты из всех источников финансирования на одного участника программы составили в месяц – 1,5 тыс. рублей.

Вся работа по трудоустройству граждан, освободившихся из мест отбывания наказаний и осужденных без отбывания наказаний, осуществляется при взаимодействии с учреждениями исполнения наказаний и уголовно-исполнительными инспекциями. В целях координации действий между Федеральной государственной службой занятости населения и Федеральной службой исполнения наказаний заключено соглашение о сотрудничестве.

В рамках соглашения органы службы занятости информируют по запросу УИН о положении на рынке труда, вакантных рабочих местах; организуют выходы специалистов в учреждения для проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам законодательства; осуществляют сбор информации о возможности трудоустройства данных категорий граждан на предприятиях, заключают с предприятиями договоры для их трудоустройства, производят регистрацию граждан, освободившихся из мест лишения свободы; направляют их на курсы профессиональной подготовки, организуют профориентационную работу.

В 2004 году специалистами центров занятости оказаны услуги по информированию и профессиональной ориентации более чем для 900 человек, подлежащих освобождению.

Например, центр занятости населения Кирово-Чепецкого района регулярно получает из УВД списки граждан, прописанных в районе и готовящихся к освобождению, в которых в обязательном порядке указываются адреса мест отбывания наказания. Затем в администрации исправучреждений направляются письма-запросы по каждому гражданину. На основании ответов рассматриваются возможности профобучения или трудоустройства освободившихся при посредничестве службы занятости в рамках специальных программ.

Впервые в этом году специалисты Опаринского РЦЗН совместно с администрацией учреждения исправительной колонии провели встречу с заключенными, которые в ближайшее время должны выйти на свободу. Основы законодательства о занятости, получение профессии, пользующейся спросом на рынке труда, наглядная информация о вакансиях, работа на селе и вахтовым методом – вот основные вопросы, которые обсуждались в ходе беседы. Но эта встреча выявила и ряд негативных проблем: лишь 4 человек из 11 заинтересовались вопросами трудоустройства. У остальных же мотивация к труду отсутствует, и они настроены на иждивенческое существование. В основном их интересовали размер и сроки получения пособия по безработице.

Определенный опыт в этом направлении накоплен в Верхнекамском районе. К примеру, в поселке Рудничный в учреждении ОР-216/3 ведется работа по профессиональному информированию граждан, подлежащих освобождению. Выступления специалистов центра занятости записываются на видеопленку. Затем они используются для профессионального консультирования, таким же образом проводятся и профессиональные тестирования, индивидуальные результаты которых доводятся до каждого участника.

Более трехсот осужденных из четырех исправительных колоний, расположенных на территории Омутнинского района, воспользовались информационными услугами службы занятости.

Управление федеральной государственной службы занятости населения по Кировской области начало новый телевизионный проект – выпуск социальной рекламы. Первые ролики по рабочим профессиям «Токарь» и «Газоэлектросварщик» уже вышли на экраны. А поскольку во многих местных колониях существует свое кабельное телевидение, мы намерены использовать его для информирования заключенных о ситуации на рынке труда, по вопросам законодательства, о профессиях, пользующихся спросом у работодателей и т.д.

В социальном плане вопрос трудоустройства бывших несовершеннолетних осужденных и подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, важен для оздоровления обстановки в обществе. Безусловно, все принимаемые нами меры носят превентивный характер – это в первую очередь профилактика безнадзорности и правонарушений. Во временных работах в свободное от учебы время и в летние каникулы в прошлом году приняли участие более 22,0 тысяч несовершеннолетних. Ребята были заняты делом, и у них не оставалось времени на бродяжничество или хулиганство.

Заслуживает внимания опыт работы настоятеля Покровской церкви отца Николая в поселке Аркуль Нолинского района. Уже третий год он с «трудными» подростками занимается ремонтом и реставрацией местных храмов. Летом прошлого года 15 ребят два месяца работали подсобными рабочими на строительстве церкви. Получали зарплату в приходе, и дополнительную материальную поддержку в размере 500 рублей, выплачиваемую центром занятости. Работы по ремонту храмов помогают ребятам не только в материальном плане, но, по мнению родителей, по новому формируют их духовный мир, дают возможность приобщиться к богатству вечных ценностей.

В рамках сотрудничества России и Европейского союза в нашей стране с января нынешнего года дан старт новому проекту «Развитие системы социальных услуг для уязвимых групп населения». В нем участвует и Кировская область. Одна из целей проекта – создание единого информационного пространства для молодых граждан, находящихся в заключении, и специалистов, работающих с ними. Кстати, в нашей области из мест лишения свободы ежегодно возвращаются до двухсот молодых заключенных.Специалисты отмечают значительное «омоложение» спецконтингента, а значит, и отсутствие профессиональных первоначальных навыков. Положение усугубляется тем, что несовершеннолетним невозможно устроиться на работу без помощи органов соцзащиты. Не имея жилья и опеки со стороны взрослых, 30% освободившихся подростков повторяют преступления.

Комплексные программы социальной и профессиональной реабилитации, проводимые специалистами-психологами службы занятости, помогают бывшим заключенным активнее адаптироваться в обществе. В 2004 году более 500 человек получили профориентационные услуги, в том числе 46 женщин, 18 подростков. 30 человек было направлено на профессиональное обучение. Все они получали стипендию из средств федерального бюджета.

Согласно прогнозам в ближайшее время Кировской области грозит острейший кадровый дефицит, и проблемы социальной и профессиональной адаптации бывших заключенных приобретают государственную значимость. Вопрос на сегодняшний день настолько актуален, что мы вынесли его на обсуждение рабочей группы по контролю за выполнением мероприятий Программы содействия занятости, которую возглавляет заместитель председателя Правительства Кировской области, с приглашением представителей всех заинтересованных структур.

Поиск работы для граждан, освобожденных из мест лишения свободы – это испытание. Люди, имевшие судимость, сталкиваются с предвзятым отношением, им гораздо труднее доказать свою профпригодность потенциальному работодателю. Кроме того, существует ряд установленных законом ограничений при выборе места работы.
Центр занятости населения заинтересован в помощи всем трудоспособным категориям граждан, и имеющие судимость – не исключение. Существуют разнообразные методы работы, как общие, так и индивидуальные, предназначенные для вернувшихся из мест лишения свободы или осужденных условно.
Так, в середине февраля состоялся выезд сотрудников социальной службы ФКУ Колония-поселение №10 в ГКУ УР ЦЗН города Ижевска с осужденным для индивидуальной консультации.
В ходе консультации гражданину предоставили информацию о положении на рынке труда в Удмуртской Республике, сведения о банке вакансий, портале «Работа в России», профессиональном обучении, порядке регистрации и о необходимых документах для постановки на учет в ЦЗН, об активных программах службы занятости.
Несмотря на то, что работодатели не всегда готовы принять на работу граждан данной категории, специалисты ЦЗН делают все возможное, чтобы бывшие заключенные и осужденные максимально адаптировались в обществе и были востребованы на рынке труда.

Совершенствование мер по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, проблемы реализации механизмов их социальной адаптации – эти вопросы стали 21 сентября 2016 года темой заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений.

Каждая из этих форм профилактического воздействия конкретизирована вступившим в сентябре 2016 года в силу Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Этим же законом закреплены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере.

Оказание осужденным помощи в социальной адаптации является одной из основных задач уголовно-исполнительного законодательства.

В обсуждении приняли участие представители Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФСИН России, Департамента демографической политики и социальной защиты Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации, начальник ГУОООП МВД России Юрий Валяев.

Ежегодно число лиц, ранее судимых, вновь совершающих преступления в течение года после освобождения, только возрастает. Возрастает и актуальность принятия дополнительных системных мер, в том числе с учетом имеющегося на местах опыта функционирования специализированных государственных центров и отделений социальной адаптации для данного контингента.

С информацией об имеющемся опыте работы по ресоциализации лиц, отбывших наказание, имеющихся актуальных проблемах и задачах, выступили министр социальной политики Красноярского края Г.М. Ковалева и заместитель премьер-министра Республики Татарстан А.В. Песошина. Они рассказали об опыте реализации соответствующих программных мероприятий, о работе социально ориентированных некоммерческих организаций, которые оказывают содействие гражданам, нуждающимся в трудоустройстве, психологической и правовой помощи, их трудовом и бытовом устройстве.

Во многом эффективность принимаемых мер зависит от качества организации этой деятельности уже после отбывания наказания. Именно здесь крайне важно обеспечить четкую координацию действий всех заинтересованных ведомств и региональных властей. Необходимые региональные нормативные правовые акты, о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, уже приняты в ряде субъектов (Республики Алтай и Башкортостан, Ставропольский край, Архангельская, Кировская, Ленинградская, Омская, Оренбургская, Тюменская и Ульяновская области, Еврейская автономная область).

По результатам обсуждения данного вопроса Правительственной комиссией было принято решение рекомендовать руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

– принять дополнительные меры, направленные на организацию профессиональной ориентации лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, а также их обучение рабочим специальностям, востребованным на региональных рынках труда;

– реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие государственно-частного партнерства в вопросах создания инфраструктуры социальной адаптации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

– обеспечить разработку примерного порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также иных видов помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

– предусмотреть в государственных программах субъектов Российской Федерации, муниципальных программах в сфере профилактики правонарушений, мероприятия по ресоциализации и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, при формировании проектов соответствующих бюджетов на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг..

Десять бывших заключенных и / или потребителей наркотиков научились ставить цели и эффективно их достигать. Тренинг состоялся вчера в офисе проекта SHARE и проводился аккредитованным мотивационным тренером — Аленой Беркач. Каждый из десяти бенефициаров поставил себе конкретную цель и научился ее достигать пошагово.

Тренинг проходил с активным вовлечением всех участников. Они поделились своим собственным опытом и проанализировали его с помощью инструктора, которая позже помогла им оптимизировать свои личные стратегии на будущее.

«Я приветствую все мероприятия такого рода, все, что помогает нам совершенствоваться, становиться лучше и привлекательнее для потенциальных работодателей. Тренинг был интересным и полезным, и я рад, что проект предлагает такие возможности», — сказал Дан, один из участников.

Проект SHARE предоставляет помощь людям, которые были освобождены из тюрьмы не более 12 месяцев назад. Многие из его бенефициаров были трудоустроены и теперь являются полноправными гражданами.

Проект реализуется Общественной Ассоциацией «Региональный Центр Общественной Политики» в партнерстве с Общественной Ассоциацией «Позитивная Инициатива» при финансовой поддержке Агентства по Международному Сотрудничеству Германии (GIZ).

Автор и перевод: Дан Ерушевски

admin