Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Содержание

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Место рассмотрения дела об административном правонарушении. В отношении места рассмотрения дела об административном правонарушении ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает следующее:

  • дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица;
  • в случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства;
  • дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование;
  • дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»), 6.10 («Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ»), 20.22 («Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ») Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Административные правонарушения в области дорожного движения»), или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи;
  • дело об административном правонарушении, совершенном в Антарктике, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении определены в ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях):

15 дней от дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ);

два месяца от дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела

При поступлении ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение (п. 2 ст. 29.6 КоАП РФ); 5 дней со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если оно связано с правонарушениями, которые предусмотрены ст. 5.1 — 5.25, 5.45—5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 3 ст. 29.6. КоАП РФ);

5.1—5.25. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума. Нарушение порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов, референдумов. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, международного наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума… либо представителя СМИ. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме. Нарушение… порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено…. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах. Непредоставление возможности обнародовать опровержение в защиту чести, достоинства или деловой репутации. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму. Нарушение… порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума… Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума. Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума… Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. Нарушение… порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов». Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов.

5.45—5.52. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума. Подделка подписей избирателей, участников референдума. Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума. Нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов. Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий.

5.58. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требования о его изъятии.

Как видно из приведенных выше составов правонарушений, они связаны с избирательным правом и процессом. Нарушения избирательных прав граждан и требований избирательного законодательства порождают избирательные споры, особенность которых состоит в том, что они требуют оперативного разрешения. Поэтому рассмотрение дел по правонарушениям, предусмотренных ст. 5.1 — 5.25, 5.45—5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет всего пять дней, и, кроме того, по данной категории дел продление указанного срока не допускается. Данный подход законодателя отражает такой принцип производства по делам об административных правонарушениях, как принцип оперативности:

  • в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если это дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания (п. 4 ст. 29.6 КоАП РФ);
  • дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (п. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Статья 14.15.1. Нарушение порядка продажи входных билетов и изменение при продаже входных билетов установленной стоимости, входных билетов на посещение спортивных мероприятий и церемоний XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определяется ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

  1. объявляется, кто рассматривает дело, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  2. устанавливается факт явки физического лица или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу (за исключением случаев, когда правонарушение зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- киносъемки, видеозаписи);
  3. проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  4. выясняется, извещены ли участники производства по делу, выясняются причины неявки указанных лиц и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие этих лиц либо об отложении рассмотрения дела;
  5. разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
  6. рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
  7. выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
    1. поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
    2. отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
    3. необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
  8. выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;
  9. выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, в котором указываются: дата и место рассмотрения дела; наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; событие рассматриваемого административного правонарушения; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; документы, исследованные при рассмотрении дела.

Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено:

  • постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
  • постановление о назначении административного наказания и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

(1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

(2) объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

(3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

(4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8, 6.9, 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

  • о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья Кодекса или Закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления;
  • информация о получателе штрафа в случае наложения административного штрафа;
  • размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения, если при решении вопроса о назначении административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации объектов, осуществления отдельных видов деятельности, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом

  • вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;
  • документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;
  • изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

Принятие постановления по делу об административном правонарушении и его объявление. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 3—5 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

По делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.8, 20.9, 20.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.

Статья 20.8. Нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.

Статья 20.9. Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения.

Статья 20.12. Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Если дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение судьей, то оно рассматривается в двухмесячный срок со дня получения данным судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Определения в процессе подготовки дела об административном правонарушении

В процессе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению выносятся (могут быть вынесены) следующие определения:

  • о назначении времени и места рассмотрения дела;
  • о вызове заинтересованных лиц;
  • об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;
  • о назначении экспертизы;
  • об отложении рассмотрения дела (например, в связи с неявкой без уважительной причины лиц, в отношении которых ведется производство);
  • о возвращении протокола об АП и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
  • о передаче протокола об АП и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об АП и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица;
  • о приводе лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, или свидетеля, в случае их неявки без уважительной причины.

Собственно рассмотрение дела об административном правонарушении

Прежде чем начать говорить об этом этапе, необходимо остановиться на том, кто, какие органы вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, тем более, что лицам, уполномоченным их рассматривать посвящен отдельный раздел КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются следующими лицами в пределах их компетенции:

  • судьями (мировыми судьями);
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
  • органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.

КоАП РФ в главе 23 дает перечень более чем из 70 наименований лиц (судьи, органы и должностные лица), в компетенцию которых входит рассмотрение определенных дел об АП.

Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Далее представлена таблица по отдельным видам административных правонарушений в сфере здравоохранения, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, и лицам, уполномоченным рассматривать дела по таким административным правонарушениям.

Наименование административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Статья 6.2:
Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности
Судьи (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ)
Статья 6.3:
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
Статья 6.4:
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
Статья 8.2:
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ), а также в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или рассматривается дело, влекущее наказание в виде административного приостановления деятельности (часть 3 статьи 23.1), ИЛИ Роспотребнадзор (часть 1 статьи 23.13 КоАП РФ
Статья 6.16:
Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Судьи (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ)
Часть 1 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица
Часть 2 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)
Часть 3 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
Часть 4 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
Судьи (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ)
Часть 1 статьи 14.4:
Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг
Роспотребнадзор (часть 1 статьи 23.49 КоАП РФ)
Часть 2 статьи 14.4:
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4
Судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ), а также в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или рассматривается дело, влекущее наказание в виде административного приостановления деятельности (часть 3 статьи 23.1), ИЛИ Роспотребнадзор (часть 1 статьи 23.49 КоАП РФ)

Вопросы, решаемые на этапе рассмотрения дела об административном правонарушении

На этапе собственно рассмотрения дела об административном правонарушении решаются следующие вопросы:

  • объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  • устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  • выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
  • разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
  • рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
  • в ряде случаев выносится определение об отложении рассмотрения дела

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

Отдельно остановимся на постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое выносится в случае:

  • наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ (отсутствие события/состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, отмена закона, установившего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства);
  • малозначительность совершенного административного правонарушения, объявленная лицом, рассматривающим дело в форме устного замечания;
  • прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;
  • освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 14.32 КоАП (в соответствии с примечаниями к указанным статьям).

Статья 29.7 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Текст статьи 29.7 КоАП РФ в новой редакции.

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела (пункт дополнен с 1 июля 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 175-ФЗ;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 29.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое дело подлежит рассмотрению и о каком правонарушении, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности.

Затем устанавливается явка физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, устанавливается личность каждого из явившихся, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу и каковы причины их неявки.

В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица. При рассмотрении некоторых категорий дел присутствие привлекаемого к ответственности физического лица является обязательным.

С учетом изложенного принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие соответствующих лиц, если это допускается КоАП РФ, или решение об отложении рассмотрения дела, которое выносится в виде определения.

2. После принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении, разъясняются их процессуальные права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу. Отвод члена коллегиального органа может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным. Аналогичное определение выносится при отводе специалиста, эксперта или переводчика.

Если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин ранее упомянутых лиц, участие которых признается или является обязательным при рассмотрении дела, выносится определение о приводе указанных лиц.

В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, заслушиваются пояснения специалиста и заключение эксперта, если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

При необходимости осуществляются другие процессуальные действия, предусмотренные КоАП РФ.

Следующий комментарий к статье 29.7 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 29.7 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины. Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект, уполномоченный рассматривать дело, должен установить наличие всех условий, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Субъект, уполномоченный рассматривать дело, объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению и каковы правовые основания привлечения к административной ответственности.

Далее необходимо установить факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Факт присутствия лиц подтверждается удостоверением личности, служебным удостоверением, доверенностью либо иными документами.

Важно установить наличие полномочий законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия защитника или представителя удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела. Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников производства по делам об административном правонарушении (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического и юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности и рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела; о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела может быть: поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы.

В том случае, если все условия, необходимые для рассмотрения дела по существу, соблюдены, необходимо огласить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания иных участников рассмотрения дела. Именно на данной стадии устанавливается факт противоправности совершенного деяния, виновности субъектов, привлекаемых к административной ответственности, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств.

Полномочия адвоката, выступающего в качестве защитника или представителя, удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего в том же качестве юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (см. комментарий к ст. 25.5). 4. После этого выясняется, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу и каковы причины их неявки. Комментарии к ст 29.7 коап рф Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

Неявка на рассмотрение дела об административном правонарушении по болезни

Важно Кодекса; 9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса. 2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
3.
Правовед.RU 356 юристов сейчас на сайте

  1. Категории
  2. Административное право

Что будет если не явиться в суд по поводу административного правонарушения. Повестку лично в руки не давали, пришло по почте. Могут рассмотреть без меня? неявка в суд, неявка в суд по административному делу Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Какой налагается штраф за неявку в суд по рассмотрению административного нарушения?
  • Может суд принять протокол об административном нарушении через 50 дней после составления протокола?

Ответы юристов (2)

  • Все услуги юристов в Москве Обжалование штрафов Москва от 15000 руб. Неосновательное обогащение Москва от 40000 руб.

Неявка в суд по административному нарушению

Согласно положениям ч. ч. 2 и 3 ст. 25.1 КоАП РФ судья (должностное лицо) вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если: имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным либо не было признано судом (должностным лицом) обязательным.

  • Последствия неявки в суд обвиняемого по административному делу

  • Статья 29.7. порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Неявка в суд по административному нарушению
  • Комментарии к ст 29.7 коап рф
  • Неявка на рассмотрение дела об административном правонарушении по болезни

У должностных лиц антимонопольных органов отсутствуют полномочия по принудительному препровождению физического лица (доставлению). Привод, в соответствии со статьей 27.15 КоАП РФ, осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи . 2. Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела.

Неявка на рассмотрение дела об административном правонарушении

Внимание О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение. 3. Последствия неявки в суд обвиняемого по административному делу В этих случаях под сомнение ставится достоверность формируемой доказательственной базы, которая необходима для выяснения обстоятельств по делу об административном правонарушении. Судебные извещения о времени и месте рассмотрения мировой судья заказным письмом направлял как по месту регистрации, так и по месту фактического проживания О.
Извещения доставлялись, но не были вручены по причине его отсутствия дома и неявки за их получением. В это время О. находился на работе вахтовым методом в другом месте. О своем отъезде на работу О. мировому судье не сообщил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обратился, доказательств уважительности причины невозможности участия в рассмотрении дела не представил.

Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект, уполномоченный рассматривать дело, должен установить наличие всех условий, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении. Субъект, уполномоченный рассматривать дело, объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению и каковы правовые основания привлечения к административной ответственности. Далее необходимо установить факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела.
Отложение рассмотрения дела представляет собой процессуальные действия судьи, должностного лица по переносу разбирательства дела по существу на другое назначенное время. Его осуществление возможно в любой части рассмотрения дела об административном правонарушении, если имеются к этому основания.

Другой комментарий к Ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу.

Разбирательство дела об административном правонарушении по существу означает выяснение обстоятельств, с которыми связываются такие правовые последствия, как привлечение лица к административной ответственности и наложение административного взыскания. Выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является обязанностью органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении. Так, подлежат выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении следующие обстоятельства: а) было ли совершено административное правонарушение; б) виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности; в) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; г) причинен ли имущественный ущерб; д) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. В комментируемой статье впервые законодательно регламентируется логическая последовательность совершения процессуальных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу:

согласно п.1 ч.1 рассмотрение дела начинается с объявления судьей состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего дело. Судья, председательствующий в заседании коллегиального органа, или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

проверяется явка участников. Их полномочия проверяются путем проверки представленных соответствующих документов (удостоверений личности, доверенностей, документов, удостоверяющих полномочия законных представителей, а также представителей общественных организаций. Например, полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение);

путем опроса выясняется, кто из участников производства не явился и какова причина неявки. При этом могут быть уточнены причины отсутствия путем изучения поступивших писем, сообщений, телеграмм, отметок на возвращенных повестках, на извещениях об их вручениях;

лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности с тем, чтобы они имели возможность принимать активное участие в процессе. Например, переводчику разъясняется, что перевод должен касаться объяснений, показаний, заявлений, ходатайств, задаваемых вопросов и ответов, высказанных мнений и пожеланий лица, не владеющего языком, на котором осуществляется производство дела об административном правонарушении.

При разъяснении обязанностей нелишне указать на возможные последствия их несоблюдения. Разъяснения даются в доступной для лиц, участвующих в деле, форме, четко и ясно. Формальный подход к разъяснению прав и обязанностей может привести к тому, что лица, которым адресовано разъяснение, останутся в неведении относительно своих процессуальных прав и обязанностей;

рассматриваются ходатайства лиц, участвующих в производстве, в частности, ходатайства об отводе лиц, участвующих в деле; о рассмотрении дела в отсутствие одного из участников производства по делу; об отложении дела; о возвращении протокола и других материалов дела лицу, составившему протокол; об оказании помощи в собирании доказательств; о привлечении дополнительных свидетелей; о назначении экспертизы; о прекращении дела, о приостановлении дела и др.

3. Отложение рассмотрения дела представляет собой процессуальные действия судьи, должностного лица по переносу разбирательства дела по существу на другое назначенное время. Его осуществление возможно в любой части рассмотрения дела об административном правонарушении, если имеются к этому основания.

Во всех случаях отложение оформляется определением, в котором указываются мотивы отложения, время рассмотрения и те действия, которые должны быть выполнены до нового рассмотрения. О новом рассмотрении дела об административном правонарушении присутствующие извещаются под расписку, а отсутствующим направляются повестки и извещения.

4. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении КоАП РФ установлена определенная последовательность процессуальных действий, направленная на обеспечение принципов производства, таких как равенство всех перед законом, открытость, устность и гласность, состязательность:

оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. После оглашения протокола и иных материалов дела судья, должностное лицо, председательствующий коллегиального органа выясняет у лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, понятно ли ему содержание данных документов;

заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, пояснения специалиста и заключение эксперта, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. По окончании объяснений каждым из лиц, участвующих в деле, их представителям задаются вопросы.

5. При многообразии процессуальных действий, которыми обладают лица, участвующие в деле, нет необходимости в полном и подробном их перечислении и разъяснении в частности в тех случаях, когда совершение процессуальных действий, право на которые имеется по обстоятельствам дела, вряд ли предполагаются. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия, в соответствии с настоящим Кодексом.

6. На стадии рассмотрения возможно соединение и выделение дел об административных правонарушениях. Так, в одном производстве могут быть соединены дела о нарушениях, за совершение которых привлекаются к ответственности одно и то же лицо или несколько лиц в соучастии. Выделение дела о нарушении таможенных правил допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела. Соединение и выделение дел производится по постановлению должностного лица, судьи, на рассмотрении которого находится дело об административном правонарушении.

7. Если в ходе рассмотрения первоначальная квалификация действий лица, привлекаемого к ответственности по двум и более статьям, не подтверждается в какой-либо части, выносится мотивированное постановление о прекращении производства по делу в отношении вменяемого состава административного правонарушения.

После рассмотрения, исследования и проверки всех доказательств, собранных и представленных участниками производства по делу об административном правонарушении, судья, должностное лицо, рассматривающие дело, спрашивают у лиц, участвующих в деле, и представителей, не желают ли они дополнить материалы дела.

Участники могут высказать свое мнение по поводу юридической оценки, обоснованности привлечения к административной ответственности, квалификации административного правонарушения, меры наказания, по всем другим вопросам, подлежащим разрешению при назначении наказания. Ограничение во времени при высказывании мнений законом не предусмотрено. Однако судья, должностное лицо вправе останавливать участвующих в прениях лиц, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. В свою очередь участники прений при несогласии с замечаниями судьи, должностного лица вправе заявить свои возражения, требовать занесения их в протокол. Право последнего высказывания всегда принадлежит физическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, и его защитнику. Выступление защитника в судебных прениях должно быть подчинено отстаиванию интересов своего доверителя. В связи с этим защитник в прениях излагает судье, должностному лицу соображения защиты по существу дела и обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, о мере наказания и о гражданско-правовывх последствиях.

Если в прениях участвует потерпевший, то он вправе изложить свое мнение по поводу доказанности обстоятельств, которые должны быть разрешены в постановлении.

Отложение рассмотрения дела об административном правонарушении

Да, представитель ООО вправе заявить такие ходатайства, законом данное право не ограничено. Срок, на который может быть отложено рассмотрение дела, законом не установлен. Согласно разъяснениям Верховного Суда Р. Ф., ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела разрешается судьей исходя из уважительности приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав данного лица, предусмотренных ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ, а также возможности назначения даты следующего рассмотрения дела в пределах установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства*и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения*.»

2.Постановление Пленума Верховного Суда Р. Ф. от 27.12.2007 № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях»

«14

Ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела разрешается судьей исходя из уважительности приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав данного лица, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, а также возможности назначения даты следующего рассмотрения дела в пределах установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела.»

3.Постановление 16 ААС от 25.06.2014 № А15−4106/2013

«Согласно статье 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению административным органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится административным органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Названные нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном, и объективном выяснении всех обстоятельств дела.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если также ходатайство оставлено без удовлетворения.

В материалах административного дела имеется ходатайство предприятия от 05.12.2013 № 238, в котором просило административный орган, расположенный в г. Махачкале, рассмотреть его ходатайство и отложить рассмотрения всех 6-ти административных дел, в том числе и дела № 13−0001/581-Вн.-2, назначенных на 06.12.2013, на более позднюю дату, ссылаясь на то, что представитель предприятия 06.12.2013 участвует в рассмотрении гражданского дела, назначенного на то же время в Дербентском федеральном городском суде.

К данному ходатайству были приложены копия судебной повестки Дербентского городского федерального суда (г. Дербент), выписанной на МУП „Дербентсервис“ о вызове в качестве свидетеля на 10 час. 00 мин. 06.12.2013 (получена Аскендеровым Р. Я..), и копия выданной предприятием Аскендерову Р. Я. доверенности от 01.02.2013 на представление интересов МУП „Дербентсервис“ в административных учреждениях.

Предприятием в ходе рассмотрения судом настоящего дела представлен отчет об отправке ходатайства по факсимильной связи 06.12.2013 в 8 час. 14 мин. (номер факса 88722646372).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что административному органу 06.12.2013 до вынесения оспариваемого заявителем постановления уже была известна причина неявки представителя предприятия на рассмотрение административного дела № 13−0001/581-Вн.-2 и в этот день не явиться представитель заявителя.

Несмотря на это, административный орган рассмотрение данного дела не отложил на другой день и в отсутствие представителя предприятия рассмотрело административное дело, и приняло постановление о наложении штрафа, тем самым он нарушил предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном, и объективном выяснении всех обстоятельств дела.»

4.Постановление ФАС ВВО от 05.04.2010 №А43−22026/2009

«Из материалов дела видно и апелляционный суд установил, что законный представитель ООО «Экспонент» выдал Титаренко С. Н. доверенность от 30.06.2009 N 134 на представление интересов Общества при рассмотрении дела об административном правонарушении (в том числе с правом ознакомления с материалами дела, заявления ходатайства об отложении дела). РСТ не допустила Титаренко С. Н. к участию в производстве по делу, лишив Общество возможности воспользоваться предоставленными КоАП РФ правами. Титаренко С. Н. не смогла заявить ходатайства об ознакомлении с материалами дела и об отложении рассмотрения дела (при наличии соответствующих ходатайств). Указанные процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении апелляционный суд счел существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.»*

5.Постановление ФАС ЗСО от 21.02.2012 № А03−11457/2011

«Более того, согласно материалам дела, при рассмотрении материалов административного дела представителем общества не было заявлено каких-либо ходатайств, в том числе об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении либо отложении рассмотрения дела в связи с отсутствием времени для ознакомления с материалами дела об административном правонарушении.*

При таких обстоятельствах вывод суда о законности оспариваемого постановления антимонопольного органа является правильным.»

admin