Порядок рассмотрения административных дел

В соответствии со ст. 29.7 КоАП Российской Федерации установлен следующий порядок рассмотрения дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе мирового судьи, рассматривающего дело, если его отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 КоАП Российской Федерации;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 КоАП Российской Федерации.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела.

Порядок рассмотрения административных дел

Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП Российской Федерации.

Если по делу участвуют обе стороны, то судебное заседание завершается прением сторон. Сначала в прениях предоставляется слово представителю органа, составившего протокол, потерпевшему, гражданскому истцу, их представителям, а затем лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, его защитнику.

После выступления в прениях участникам процесса в том же порядке предоставляется право на реплику. Право на последнюю реплику имеет лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

В случае необходимости во время рассмотрения мировым судьей дела об административном правонарушении секретарем судебного заседания ведется протокол.

В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;

2) фамилия и инициалы мирового судьи, секретаря судебного заседания, необходимые сведения об иных участниках процесса;

3) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

4) факт разъяснения прав и обязанностей участникам процесса;

5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается мировым судьей и секретарем судебного заседания.

Ведение протокола по делу об административном правонарушении необходимо:

1) когда лицо, привлекаемое к административной ответственности, не признает своей вины, желает дать по существу подробные и развернутые показания, которые потом станут предметом апелляционного и кассационного исследования;

2) когда в деле помимо лица, привлекаемого к административной ответственности, принимают участие другие лица и процессуальные позиции сторон при этом не совпадают.

Участники процесса вправе знакомиться с содержанием протокола судебного заседания и приносить на него свои замечания.

Замечания на протокол судебного заседания рассматриваются мировым судьей по правилам процессуальной аналогии.

Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении мировым судьей постановления по делу.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Читайте также:

КоАП РФ Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2010 N 175-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Ст. 29.7 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 29.7 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) они посвящены самостоятельной стадии производства по делу об административном правонарушении — рассмотрению дела;

2) дела об административных правонарушениях рассматривают судья, орган, должностное лицо, перечисленные в ст. 23.1-23.65 (см. коммент. к ним);

3) последовательность совершения процессуальных действий, предусмотренная в ст. 29.7, не случайна. Судья, орган, должностное лицо не вправе эту последовательность нарушить (иначе говоря, такое процессуальное действие, как рассмотрение заявленных отводов и ходатайств, не может предшествовать объявлению того, кто рассматривает дело об административном правонарушении);

4) не все процессуальные действия, перечисленные в ст. 29.7, могут иметь место в каждом случае: так, если отводы не заявлены, то, конечно, отпадает надобность в их рассмотрении.

2. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется (устно, но заносится в протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, см. коммент. к ст. 29.8):

а) кто рассматривает дело об административном правонарушении (фамилия, имя, отчество судьи, полное наименование коллегиального органа, рассматривающего дело, фамилия, имя, отчество члена этого органа и занимаемая должность, звание и т.д.);

б) какое дело подлежит рассмотрению (т.е. название и номер, если он есть, дела об административном правонарушении);

в) кто привлекается к административной ответственности (т.е. фамилия, имя, отчество, а также домашний адрес, гражданство физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или фирменное наименование, наименование, местонахождение юридического лица, должность лица, которое привлекается к административной ответственности);

г) на основании какого закона (т.е. необходимо указать нормы КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) лицо привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается (путем устного опроса, проверки удостоверений личности, иных документов, например, ордера юридической консультации, выданного адвокату) факт явки физического лица либо законного представителя юридического лица (см.

коммент. к ст. 25.4), в отношении которого ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении данного дела (см. о них коммент. к ст. 25.1-25.11). Факт явки можно не устанавливать в случаях выявления и фиксации административного правонарушения в области дорожного движения с помощью СТС (см. об этом коммент. к ст. 2.6.1, 28.6). Данное положение введено в ст. 29.7 с 01.07.08 (с момента вступления в силу изменений, внесенных в ст. 29.7 Законом N 210 от 24.07.07);

3) проверяются полномочия законных представителей физического лица (например, посредством ознакомления с паспортом родителя, в котором есть штамп о том, что данное физическое лицо — его сын), юридического лица (путем ознакомления со служебным удостоверением директора ООО, ЗАО и т.д.), защитника, представителя (например, путем исследования паспорта и доверенности, которым представитель наделен полномочиями);

4) выясняется (путем устного опроса), извещены ли участники производства по делу в установленном порядке (т.е. например, вручены ли им определения о времени и месте рассмотрения дела, см. коммент. к ст. 29.4), выясняются причины неявки участников производства (например, болезнь свидетеля, командировка потерпевшего) и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц (если это не помешает полному и всестороннему, объективному разрешению дела) либо о его отложении;

5) разъясняется лицам, участвующим в рассмотрении дела (а не только участникам производства по делу об административном правонарушении), их права и обязанности (устно, однако это отражается в протоколе, см. коммент. к ст. 29.8);

6) рассматриваются заявленные отводы (см. коммент. к ст. 25.13 и 29.3) и ходатайства (см. коммент. к ст. 24.4);

7) выносится определение об отложении дела об административном правонарушении в случае:

поступления заявления о самоотводе (например, судьи), если отвод судьи, органа, должностного лица препятствует дальнейшему рассмотрению дела (например, если остальные судьи в отпуске);

отвода специалиста, эксперта, переводчика (см. коммент. к ст. 25.8-25.10), если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу (например, нужно назначить нового эксперта);

необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела (если он отсутствует даже по уважительной причине), истребования дополнительных материалов по делу (например, в случаях, предусмотренных в ст. 28.8, 29.4);

8) выносится определение о приводе лица (например, свидетеля, в случаях, предусмотренных в ст. 27.15), если его участие признано судьей, органом, должностным лицом обязательным (см. коммент. к ст. 27.15, 29.4);

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (например, от должностного лица к судье), см. коммент. к ст. 29.5.

3. Если (с учетом сказанного) рассмотрение дела об административном правонарушении продолжается, то производится:

1) оглашение протокола об административном правонарушении (он зачитывается, например, судьей, работником ГИБДД, а лицам, участвующим в производстве по делу, сообщаются сведения, указанные в ст. 28.2), а если это необходимо, то и другие материалы дела (например, прилагаемые к протоколу материалы фото- и киносъемки, аудиозаписи);

2) заслушиваются устные объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу, показания других участников процесса (например, потерпевшего, свидетеля), пояснения специалиста, заключение эксперта;

3) исследуются представленные доказательства (см. о видах доказательств и порядке их оценки коммент. к ст. 26.2-26.11);

4) заслушивается заключение прокурора (если он участвует в рассмотрении дела), в котором он дает правовую оценку всех обстоятельств по делу об административном правонарушении.

4. Применяя правила ч. 3 ст. 29.7, нужно обратить внимание на то, что:

1) в ч. 1, 2 ст. 29.7 указаны важнейшие процессуальные действия, которые совершаются при рассмотрении дела об административном правонарушении. Однако перечень их изложен неисчерпывающим образом;

2) судья, орган, должностное лицо (при необходимости) вправе совершать также другие процессуальные действия (но только предусмотренные в самом КоАП, а не в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях), например направить запросы или поручение о совершении отдельных процессуальных действий, см. коммент. к ст. 26.9. О судебной практике см. комментарий к ст. 29.5.

admin