Понятие третейского суда

Законодательство, регулирующее деятельность третейских судов.

Согласно ст. 11 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды.

Третейские суды, являясь альтернативой государственным юрисдикционным органам, призваны разрешать споры из гражданских правоотношений и в данном качестве хорошо известны в нашей стране на протяжении веков. Еще в Договорной грамоте великого князя Дмитрия Донского с серпуховским князем Владимиром Храбрым, датируемой 1362 г., предусматривалась возможность разрешения спорных правоотношений в третейском суде. Впервые законодательное закрепление института третейского судопроизводства получил в Соборном Уложении 1649 г., в текст которого было включено Уложение XV.5 «О третейском суду».

Поиски эффективного негосударственного механизма разрешения гражданско-правовых споров продолжали активно вестись в нашей стране в XVII–XVIII вв., на рубеже которых было принято около двадцати нормативных актов, в той или иной мере регулирующих процедуру третейского судопроизводства. В обоснование необходимости подобного института в 1803 г. в докладе Александру I автор «Устава Третейского совестного суда» Г. Державин отмечал, что «польза от учреждения суда сего весьма важна и ощутительна».

Официальная история третейских судов в России начинается с 15 апреля 1831 г. с утверждения Николаем I Положения «О третейском суде Российской Империи», которое впоследствии вводилось в Свод законов Российской империи 1833,1842 и 1857 гг. С принятием Устава гражданского судопроизводства 1864 г. в него была включена специальная глава «О третейском суде», нормы которой детально регулировали третейское судопроизводство.С первых дней существования советской власти институту третейского судопроизводства также уделялось должное внимание. В Декрете СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» содержалось указание о возможности «по всем спорным гражданским, а также частное уголовным делам» обращаться в третейский суд, порядок деятельности которого определялся Декретом ВЦИК . Особое развитие данная форма защиты гражданских прав получила в период нэпа у предпринимателей, заинтересованных в быстром, профессиональном и конфиденциальном разрешении их споров по коммерческим операциям.

С принятием в 1964 г. ГПК РСФСР в него в качестве приложения № 3 было включено Положение о третейском суде, регулировавшее порядок разрешения споров между физическими лицами в третейском суде, создаваемом для рассмотрения конкретного дела (ad hoc).В ходе экономических и политических реформ, проводившихся в (российской Федерации в конце 90-х гг. XX в., возникла необходимость в более детальном регулировании третейского судопроизводства. Результатом этого стало утверждение постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров , нормы которого регулировали порядок разрешения в третейских судах (как ad hoc, так и постоянно действующих) споров из внутри-российских гражданских правоотношений между юридическими лицами. Процедура разрешения гражданско-правовых споров из международных правоотношений закреплялась в Законе РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже», который действует и мо сей день.

До недавнего времени в Российской Федерации действовали два основных законодательных акта о третейских судах, управомоченных рассматривать конфликты в хозяйственной сфере: Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. и Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г.. Применительно к деятельности третейских судов по разрешению споров между гражданами действовало Положение о третейском суде, существовавшее в виде приложения N 3 к ГПК РСФСР. Закон 1993 г. стал первым единым нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность международного торгового арбитража, специально выделившим Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морскую арбитражную комиссию (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ. В настоящее время вместо Временного положения 1992 г. и Приложения N 3 ГПК РФ действует ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" от 21 июня 2002 г. , регулирующий деятельность третейских судов, которые создаются на территории РФ (п. 1 ст. 1 Закона 2002 г.). Действие Закона 2002 г. не распространяется на Международный коммерческий арбитраж, к которому продолжает применяться Закон 1993 г. Кроме указанных Законов, правовой статус третейских судов определяют также отдельные положения процессуального законодательства — АПК и ГПК РФ, нормы отдельных актов материально-правового содержания. ГПК. Глава 46 и 47. Производство по делам об оспаривании решений ретейских судов и Производство по делам о выдаче исполнительного листа на принудит исп решений третейск судов.§ 2. Общее представление о третейском судопроизводстве

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации могут образовываться третейские суды двух видов: постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора — ad hoc. Если первые из них образуются организациями — юридическими лицами, то третейские суды ad hoc создаются самими сторонами спорного правоотношения.Постоянно действующие третейские суды в своей деятельности, наряду с федеральным законодательством, руководствуются внутренними правилами (уставами, регламентами, положениями), утвержденными организацией-учредителем, нормами которых регулируют третейское судопроизводство. Фактически эти правила заменяют третейским судам нормы федерального процессуального законодательства и в совокупности с Законом 2002 г. являются для них приоритетными при правоохранительной деятельности.

Предпосылкой для обращения в третейский суд является заключенное сторонами правоотношения соглашение о третейском суде (ст. 5 Закона 2002 г.), которое бывает двух видов: третейская оговорка (включаемая непосредственно в текст иного документа — договора, контракта и т. п.) и третейское соглашение (представляющее самостоятельный документ). Соглашения о третейском суде не могут быть аннулированы в одностороннем порядке. В соглашении о третейском суде, составляемом в простой письменной форме, наряду с прочими необходимыми реквизитами (наименование и адреса сторон, предмет спора, дата и место составления и т.

Третейский суд

п.) должно быть указано официальное наименование третейского суда, в котором стороны собираются разрешить спорное правоотношение. Данное требование обусловлено тем, что, во-первых, во многих субъектах Федерации существуют десятки третейских судов и, во-вторых, у каждого из них свои правила, которые могут существенно различаться.После заключения соглашения о третейском суде и возникновения предусмотренного им спора о праве заинтересованная сторона обращается в третейский суд путем подачи искового заявления, которое должно отвечать общим требованиям гражданского процессуального законодательства. Наряду с этим в исковом заявлении отражаются сведение о наличии заключенного соглашения о третейском суде, и оно прилагается к исковому заявлению.

При подаче искового заявления истец не уплачивает государственную пошлину. Им вносится на расчетный счет третейского суда ее аналог — третейский сбор, размер которого устанавливается каждым третейским судом самостоятельно.

В процессе рассмотрения дела третейский суд в первую очередь решает вопрос о наличии или отсутствии у него компетенции на рассмотрение данного дела. При положительном разрешении вопроса начинается непосредственно рассмотрение дела, а при отрицательном — выносится определение о прекращении производства по делу (ст. 17 и 38 Закона 2002 г.).В отличие от гражданского и арбитражного процессов в третейском судопроизводстве одним из основополагающих начал является принцип конфиденциальности (ст. 18 Закона 2002 г. означающий, что третейский судья не вправе разглашать сведения и не может быть допрошен об обстоятельствах рассмотренного дела (ст. 22 Закона 2002 г.). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 27 Закона 2002 г. рассмотрение дела проходит в закрытом судебном заседании. Отступления от этих правил допускаются исключительно при наличии обоюдного согласия сторон.

В процессе рассмотрения дела сторона рассматриваемого дела вправе обратиться в суд с заявлением о принятии принудительных обеспечительных мер. Данное заявление подается в суд по месту третейского судопроизводства или по месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры. Рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер по иску, рассматриваемому третейским судом, проводится в обычном порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законодательством (ст. 25 Закона 2002 г.).

В остальном процедура рассмотрения дела в третейском суде аналогична рассмотрению дела в суде первой инстанции и завершается принятием решения, которое, в отличие от судебных решений, по общим правилам третейского судопроизводства окончательно и обжалованию не подлежит. Однако, несмотря на то, что третейские суды — негосударственные юрисдикционные органы, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на их решения наряду с решениями иных юрисдикционных органов могут быть выданы исполнительные листы, подлежащие принудительному исполнению. В этой связи действующее законодательство предусматривает опосредованный судебный контроль за третейскими судами (см. § 3 и 4 данной главы). Однако следует учитывать, что суды не вправе контролировать всю деятельность третейских судов или пересматривать по существу принимаемые ими решения. В сферу их компетенции в данном случае входит лишь проверка соблюдения третейским судом порядка совершения отдельных действий процессуального характера, перечень которых императивно установлен законодательством.

Третейский суд представляет собой распространенный в мировой судебной практике судебный институт для разрешения споров между сторонами путем арбитража. В современном судопроизводстве понятие третейского суда прежде всего связано с основной задачей арбитража — разрешением споров среди как юридических, так и для физических лиц.

Виды третейского арбитража

В международной практике можно выделить два основных вида третейского арбитража. Арбитраж в рамках специального третейского разбирательства, в которых арбитры назначаются сторонами спора без надзирающего органа или учреждения. И институциональные арбитражные разбирательства — те, в которых арбитры назначаются (действуют) под руководством профессиональных третейских органов, обеспечивающих арбитражные услуги. Например, в Российской Федерации, таким судебным органом является Федеральный Арбитражный третейский Суд Города Москвы – постоянно действующий арбитражное учреждение с обширной судебной практикой рассмотрения споров в разных областях экономической деятельности.

Третейский суд – понятие широко используемое в современном российском судопроизводстве и основанное на законах Российской федерации. Прежде всего это Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации. В совокупности с положениями Гражданского и Арбитражного процессуальных кодексов Российской Федерации и рядом других законов и постановлений, они составляют правовые основы работы третейского суда.

Третейский суд является полностью нейтральным институтом судопроизводства и гарантирует конфиденциальность арбитража.

Арбитраж третейского суда

Для разрешение возможных будущих споров, возникающих по договору, договаривающиеся стороны включают арбитражную оговорку (третейская оговорка) в соответствующий договор. Существующий спор может быть передан в третейский суд посредством соглашения между сторонами.

Вы точно человек?

При этом, любая из сторон спора не может в одностороннем порядке отказаться от арбитража, а решение третейского суда является окончательным.

В международной правовой практике понятие третейского суда, профессиональный третейский арбитраж, является устоявшимся и широко используемым средством для прекращения споров. В отличие от судебного разбирательства в обычном суде, стороны могут до заключения договора выбрать в качестве арбитра авторитетный и профессиональный третейский суд, удовлетворяющий все стороны процесса. А затем, в случае возникновения спора и подачи иска в третейский суд, принять участие в слушании, на котором обе стороны могут представить доказательства и свидетельские показания.

Процедура арбитража в третейском суде имеет много преимуществ по сравнению с судебным разбирательством. Пожалуй, самым большим, является эффективность. Для всех сторон спора арбитраж в третейском суде проще, дешевле и быстрее. Судебный процесс обладает большую гибкостью, а опыт рассмотрения споров арбитрами третейского суда в конкретной области бизнеса, придает процессу большую профессиональность.

Понятие арбитра третейского суда предполагает не только квалификацию судьи, но и соответствующий опыт. Список судей Федерального Арбитражного третейского суда города Москвы включает в себя не только профессиональных судей, владеющих экономическими и правовыми вопросов, но специалистов-практиков и экспертов, охватывающих весь правовой аспект разрешения споров в различных областях экономики.

Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

(в ред. Федерального от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

2. Организация и деятельность третейского суда

Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1,2,4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9,статьи 11,пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8 — 14 настоящего Федерального закона.

6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Деятельность третейских судов и их значение

II. Правовое регулирование третейского судопроизводства

Защита гражданских прав может осуществляться в установленном законом порядке различными органами. В соответствии со статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Третейский суд – альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

Какие нормативные правовые акты составляют основу регулирования третейского разбирательства?

Основополагающим являются названный ранее Федеральный закон от 2002 года «О третейских судах в Российской Федерации». Правовое регулирование третейского разбирательства важно потому, что сама процедура должна в равной степени обеспечивать интересы спорящих сторон, создавать равные для них условия и возможности защиты своих прав. Не должно быть ничего, что ставило бы одну сторону в невыгодное положение по отношению к другой. Закон формулирует базовые нормы, например, о том, какие споры могут разрешаться третейским судом, как заключаются третейские соглашения, кто может быть третейским судьей, какова процедура разбирательства и так далее.

Помимо этого закона третейское разбирательство регулируется положениями и регламентами о третейских судах, а также, в значительной степени, волей сторон.

Последняя вообще имеет решающее значение, так как именно ею определяются все важные вопросы на всех стадиях, начиная с того, будут ли стороны обращаться в третейский суд. Возможность участия в третейском суде и, соответственно, обязательность исполнения будущего решения стороны решают самостоятельно и добровольно, их никто к этому не принуждает.

Еще одним актом, регулирующем эту сферу деятельности, считается Закон РФ от 7 июня 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже». Он очень близок по содержанию закону о третейских судах, а основываются оба этих правовых акта, так же, как и новый АПК РФ, на одних и тех же международных документах: во-первых, это регламент ЮНСИТРАЛ; во-вторых, Нью-Йоркская конвенция 1956 года о порядке признания и исполнения решения международного коммерческого арбитража.

Противоречий между ними нет. Положения закона о третейских судах не распространяются на решения споров международного коммерческого арбитража, так как последний регулирует отношения с участием международного (иностранного) элемента.

Указанные законы предусматривают образование постоянно действующих третейских судов, а также третейских судов для разрешения конкретного спора. В качестве постоянно действующих третейских учреждений закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» предусматривает Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ. Названные законы предусматривают возможность оспаривания решения третейского суда, а Гражданский процессуальный кодекс, развивая эти положения, регулирует производство по делам такого рода в суде общей юрисдикции. Таким образом, ГПК РФ так же составляет основу регулирования третейского разбирательства.

admin