Понятие и виды выборов

Содержание

Избирательная система и избирательное право – понятие и виды. Выборы – понятие и виды

Избирательнаясистема – это совокупность норм, правил и приемов определяющих пути формирования выборных органов.

Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом демократического режима. Ее следует рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле – совокупность общественных отношений, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

В узком смысле – это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосований.

Различают следующие виды избирательной системы:

  • Мажоритарная система.
  • Пропорциональная система.
  • Смешанная система.

Мажоритарная система. Сущность заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются тому кандидату, который собрал установленное законодательством большинство голосов. Мажоритарная система подразделяется:

  • Мажоритарная система относительного большинства.
  • Мажоритарная система абсолютного большинства.
  • Мажоритарная система пропорционального большинства.

Пропорциональная система. По данной системе мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией.

Смешанная система – это когда наряду с мажоритарной системой применяется пропорциональная система.

В Республике Беларусь установлена мажоритарная избирательная система. Конституция РБ установила два условия наличия избирательного права – гражданство РБ и возраст (не менее 18 лет). Право избирать в нашей стране не зависит от таких обстоятельств как происхождение, социальное и имущественное положение, национальности, пол, образование, отношение к религии.

Избирательное право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право является институтом конституционного права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Основным источником избирательного права являются конституция (раздел 3), избирательный кодекс и другие НПА.

Избирательное право в узком смысле понимается как субъективное право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

Принципы избирательного права в РБ: всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

1. Всеобщее – каждый гражданин, достигший определенного установленного в законе возраста имеет право избирать и быть избранным в государственные органы независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, социального происхождения и т.д.

2. Равное – все избиратели либо кандидаты находятся в равных условиях и участвуют в выборах на равных основаниях. Для избирателей этот принцип обеспечен тем, что каждый избиратель включен в единый список избирателей и голосует только 1 раз. Никто из избирателей не имеет преимущества. Относительно кандидатов: равное финансирование, равное количество эфирного времени.

3. Свободное – каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать.
2. Прямое избирательное право – избиратель отдает свой голос за или против кандидата или решает непосредственно.
3. Косвенное избирательное право – кандидата избирают с помощью специальных коллегий или представительного органа.

4. Тайное голосование – никто не вправе осуществлять контроль за волеизъявлением человека. Это обеспечено нахождением на избирательных участках специальных кабин для голосования.

Конституция и закон устанавливает ряд цензов:
1) Возрастной. Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет.

2) Оседлости. Президентом может стать гражданин, проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет перед выборами, в совет республики избираются граждане, проживающие на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

3) Гражданство. Избирается только гражданин РБ.
4) Рождения. Президент – только гражданин РБ по рождению.

Важнейшим элементом демократии, политического процесса являются выборы президента, парламента и других лиц, избираемых на государственные должности. Выборы – способ формирования высших и местных органов госвласти. Выборы могут быть:

•парламентскими и президентскими

•общегосударственными и местными

•очередными и досрочными

•многопартийными и однопартийными

Социальные функции выборов:

1)инструмент легитимации (поддержки народа) и совершенствования политической системы общества

2)демократическим путем формирование представительных, законодательных органов власти

3)способ смены политических элит волеизъявлением граждан

4)средство общественного контроля за деятельностью политических институтов

5)политическая социализация граждан

Демократические принципы выборов:

1)свободное волеизъявление избирателей

2)всеобщее избирательное право

3)равенство голосов избирателей

4)прямое избирательное право

5)тайное голосование

6)открытость и гласность

Выборы— это процедура избрания кого-либо путем открытого или тайного голосования. Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

Понятие, функции, виды и принципы выборов в современном обществе

выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Избирательное право исп в нескольких значениях:

Избир право в широком или объективном смысле – сов-ть прав норм, регулирующих выборы;

В субъект или узк смысле, избир право – право конкретного гр-на избирать (активное избир право) или быть избранным (пассивное избир право).

Выборы явл показателем уровня демократичности в гос-ве, они способствуют стабильности и ненасильственной смене гос власти в той или иной стране. С помощью выборов в гос-ве утверждается компромисс полит. сил. В отношении понятия избир система в теории отсутствует единство мнения. В узком значении под избирательной системой понимается сов-ть прав норм, кот определ порядок проведения итогов выбора.

Сущ 3 избир системы: мажоритарная (система большинства), пропорциональная и смешанная.

Выделяют несколько видов мажорит избир системы:

1) Абсолютного боль-ва, согласно кот победителем на выборах будет считаться лицо, получившее 50% + 1 голос

2) Относительного боль-ва, согласно кот победившим считается лицо, кот набрало большее кол-во голосов, чем его противники

3) Квалифицированного боль-ва

В РБ действует мажоритарная система абсолютного боль-ва, относит боль-ва лишь устанавливается для 2 – го тура выборов в депутаты, члены СР.

Пропорцион избир система строится на определении результатов выборов на основе пропорции м\д числом полученной партией голосов и кол-вом мондатов.

Смешанная избир система включает 2 элемента (в РФ).

В шир значении избирательная система – совокупность правил, закреплённых как в законодательных актах, так и содержащихся в корпоративных нормах, а также обществ отношения, урегулированные этими правилами, кот возникают в связи с проведением выборов в гос-ве.

Избир система – совокупность прав норм, закрепляющих осн принципы избир права. Это определение базируется на том, что в Конституции чаще всего законеряются лишь принципы выборов, а порядок их проведения

Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 709;

Принципы организации и проведения выборов

Демократия немыслима без выборов, но одно лишь их наличие не способно сделать общество демократическим. При авторитарном и тоталитарном режимах также могут проводиться выборы. Однако в этом случае они носят ритуальный характер, а их основное предназначение — придать законность выбору, уже сделанному элитой, и укрепить легитимность действующей власти.

Чтобы быть «подлинными» (термин Всеобщей декларации прав человека), выборы, в части их организации и проведения, должны соответствовать ряду основных принципов.

1. Принцип обязательности выборов. Выборы не являются единственным механизмом формирования институтов политической власти, поскольку возможно использование также и процедуры назначения должностных лиц. Однако выборы являются единственным в полной мере легитимным способом формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

В политической практике, однако, можно обнаружить неординарные случаи замещения избираемой должности.

Пример тому — США. Согласно Конституции этого государства, в случае досрочного прекращения полномочий президента его пост до окончания срока полномочий занимает вице-президент, избираемый одновременно с президентом. В этом заключается основное предназначение фигуры вице-президента, который выполняет в государственном механизме страховочную роль. Если же вакантной оказывается должность вице-президента, то президент осуществляет назначение нового лица. Описанный порядок замещения названных должностей может привести к тому, что должность президента США будет занята не избранным, а назначенным лицом. Такой прецедент имел место в истории США. В 1974 г., будучи обвиненным в коррупции, ушел в отставку вице-президент С. Агню, избранный вместе с президентом Р. Никсоном. Последний назначил на должность вице-президента Д. Форда. Вскоре, в этом же 1974 г., под угрозой импичмента в отставку подал сам Р. Никсон (эта процедура и «Уотергейтское дело», связанное с именем Р.

Выборы: понятие, признаки

Никсона, рассматриваются в п. 9.3 и 9.4.). Таким образом, пост президента США перешел к Д. Форду, который не проходил через процедуру выборов.

Справедливости ради следует отметить, что вероятность возникновения подобных ситуаций не велика, а легитимность власти в данном случае обеспечивается конституционным закреплением описанной процедуры.

2. Принцип периодичности выборов. Этот принцип предполагает, что деятельность избираемых институтов власти должна быть регламентирована по времени, и их воспроизводство осуществляется регулярно через процедуру выборов.

Временные интервалы, по истечении которых проводятся очередные выборы, определяются сроком полномочий избираемых институтов власти. Срок полномочий парламентов обычно составляет четыре—пять лет. Срок полномочий президентов, как правило, такой же. Но встречаются и другие, в частности шестилетний срок президентства в Финляндии, семилетний — в Италии (правда, не следует забывать, что Италия — парламентская республика, и президент здесь не является реальным главой государства).

До недавнего времени семилетний срок полномочий был и у президента Франции. Однако его статус в политической системе общества отличен от, скажем, статуса итальянского президента, поскольку Франция — это полупрезидентская республика, и глава государства обладает здесь значительными полномочиями (о специфике этой разновидности республики — см. п. 9.3.). В 2000 г. на общенациональном референдуме французы большинством в 73% голосов одобрили поправку к конституции — о сокращении срока президентских полномочий с семи до пяти лет.

Периодическое проведение выборов зафиксировано и в российском праве. Срок полномочий Президента РФ установлен ст. 81 Конституции РФ и составляет шесть лет. Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ установлен ст. 96 Конституции и составляет пять лет.

Чтобы избежать угрозы узурпации власти, в демократическом обществе устанавливается ограничение числа переизбраний. Как правило, существует запрет на избрание президентом одного и того же лица более двух раз.

В американской политической системе, например, долгое время не было такого формального ограничения. Однако в первой половине XX в. сложилась уникальная ситуация, когда Ф. Рузвельт избирался президентом четыре раза подряд, после чего и была принята соответствующая поправка к Конституции.

Во Франции же, например, не существовало конституционного ограничения числа переизбраний для президента. Однако в июле 2008 г. на совместном заседании обеих палат французского парламента была утверждена поправка к Конституции, содержащая запрет на избрание одного и того же лица более двух раз.

Что касается Президента России, время его пребывания на этом посту ограничено. Согласно ст. 81 Конституции РФ, «одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».

3. Принцип альтернативности выборов. Реализация этого принципа организации и проведения выборов предполагает их конкурентный характер, поскольку безальтернативность выборов превращает их в пустую формальность. Так, хотя в СССР и проводились выборы, их можно было считать завершенными уже на стадии выдвижения кандидатов как раз по причине безальтернативности. Подлинные выборы предполагают, что избиратель имеет возможность действительного выбора как минимум из двух кандидатов или списков кандидатов. И здесь важно не столько абстрактное число, сколько реальный политический плюрализм. Граждане должны иметь право выбора между различными политическими ценностями, идеями, программами.

4. Принцип открытости и гласности выборов. Этот принцип предполагает обеспечение доступа избирателей к информации о кандидатах, партиях, избирательных органах, законодательстве, собственных правах, самом процессе выборов.

Важная роль в обеспечении этого принципа отводится обязательной публикации полных данных об итогах голосования и результатах выборов.

5. Принцип свободы выборов. Реализация этого принципа выборов имеет место как в отношении избирателей, так и претендентов на властные позиции. Что касается избирателей, этот принцип предполагает добровольное решение гражданина о его участии или неучастии в голосовании. Следовательно, никто не вправе оказывать на него воздействие в этих целях либо препятствовать его свободному волеизъявлению. Однако следует отметить, что в ряде стран (Австралии, Бельгии, Греции, Турции и др.) участие в голосовании рассматривается как обязанность гражданина (подробнее об этом см. в п. 11.4).

Кроме того, чтобы выборы были свободными, необходимо также исключить необоснованные ограничения на участие в выборах кандидатов и политических партий, вмешательство в организационные и агитационные мероприятия, проводимые ими.

6. Принцип справедливости выборов. Реализация этого принципа строится на мерах по защите процесса выборов от необъективности и фальсификаций, а именно:

• организации выборов независимыми органами и наличии действенного механизма контроля над их деятельностью;

• проведении выборов в сроки, которые позволили бы ее участникам развернуть полноценную избирательную кампанию;

• обеспечении равных условий предвыборной борьбы для кандидатов и партий;

• соблюдении объективности при определении результатов выборов;

• быстром и эффективном рассмотрении независимыми органами случаев нарушений прав граждан, избирательного законодательства и жалоб, касающихся проведения избирательной кампании.

Итак, демократия предполагает регулярное проведение свободных выборов при честном соревновании альтернативных политических сил.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 608 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Понятие и виды выборов. Назначение выборов. Составление и регистация списков избирателей. Образование избирательных округов

Под выборами следует пониматьустановленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо- президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют 2 и более кандидатов или несколько партий.

Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии или кандидата, избирательного блока , политической группы. Результаты выборов, если они проводятся по правилам, в честной борьбе, отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны.

Классификация выборов: 1)в зависимости от территории их проведения —-общенациональные (проводятся в масштабах одной страны);

-региональные (проводятся на уровне субъектов РФ);

-местные (локальные; охватывают административно-территориальную единицу или город); 2)в зависимости от того, кого выбирают, выборы делятся-

-президентские (президент РФ);-выборы в Государственную Думу РФ;

-выборы в региональные и местные законодательные (представительные) органы власти; 3) по волеизъявлению граждан (избирателей) в РФ выборы являются прямыми.Прямые выборы — это непосредственно избрание конкретного человека на определённый пост.4) по очередности в РФ выборы бывают очередные и внеочередные;Очередные выборы — проводятся после истечения определённого срока полномочий данного органа, то есть срока, установленного в законе (срок полномочий президента РФ-4 года, губернаторы Свердловской области- 4 года: Конституция РФ и Избирательный кодекс Свердловской области соответственно) или должностного лица.Внеочередные выборы — проводятся до истечения срока полномочия представительного органа или должностного лица. Что касается коллегиального органа- возможно, потому что в законодательстве о выборах закреплена процедура досрочного роспуска представительного органа. В таком случае назначаются досрочные выборы.

НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ —акт уполномоченного органа государства, провозглашающий в установленные законом сроки дату проведения выборов. выборы депутатов ГД назначает своим указом Президент РФ. В свою очередь, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации.

Выборы. Понятие и виды

Днем выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который они были избраны. При этом срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 4 месяцев. При досрочном прекращении полномочий Президента, а равно при роспуске ГД днем выборов является последнее воскресенье перед истечением 3 месяцев с момента досрочного прекращения полномочий или роспуска ГД. ФЗ от 19 сентября 1977 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке..

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

Избирательный округ – территория, образуемая и установленном законодательством порядке для проведения выборов, от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа образовываются при соблюдении следующих требований:

— примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей;

— избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований об образовании избирательных округов учитывается административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 314 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. Cетевые экраны (firewall). Их назначение
  2. I. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение ОВОС
  3. II.Образование избирательных округов и участков
  4. IV. Назначение, техническое состояние и стоимость зданий и сооружений
  5. IV. Назначение, техническое состояние и стоимость зданий и сооружений. ПМ 02 Осуществление кадастровых отношений
  6. IV. Термодатчики, их устройство и назначение
  7. X. Формирование списков поступающих и зачисление на обучение
  8. А. Понятие и измерение эластичности
  9. Автоматический регулятор режимов торможения усл.№265. Назначение и расположение в вагоне. Устройство и принцип действия при торможении и отпуске
  10. Автотранспортные кредиты: понятие, виды, перспективы развития покрытия
  11. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации, его понятие и принципы
  12. Административно-территориальное устройство Челябинской области: понятие, виды административно-территориальных единиц, населенных пунктов


Поиск на сайте:


Похожие главы из других работ:

Выборы Президента Российской Федерации: история и современность

2.3 Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации. Признание выборов несостоявшимися и недействительными

Голосование является важным этапом при проведении выборов Президента. Голосование начинается в 8 часов и заканчивается в 20 часов по местному времени.

Понятие и виды выборов

Голосование может закончиться до 20 часов, если проголосовали все избиратели…

Выборы – юридическая природа, назначение и виды

2.1 Назначение выборов

Назначение выборов — самостоятельная стадия избирательного процесса. Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня…

Выдвижение кандидатов на выборы

1.1 Назначение выборов

В нормативных правовых актах о выборах закрепляется перечень уполномоченных органов и должностных лиц, на которые возложена конституционно-правовая обязанность назначения и проведения выборов. Выборы органов или депутатов, указанных в п. 1 ст…

Государственное устройство США

Процедура выборов

Каждый штат осуществляет контроль за проведением местных выборов, устанавливая процедуру и сроки регистрации избирателей, при этом весь штат делится на избирательные округа или участки…

Избирательное право в Республике Казахстан

1. Понятие выборов

Выборы как один из механизмов распределения властных полномочий получили широкое распространение в сфере политики. При распределении власти, кроме выборов, используются методы назначения, наследственной передачи власти, кооптации…

Избирательное право Российской Федерации и практика его реализации

2.1 Назначение выборов

Одной из стадий избирательного процесса, обеспечивающей определенную периодичность проведения выборов соответствующего уровня в государстве, является порядок назначения выборов уполномоченным на то органом или должностным лицом…

Избирательный процесс в зарубежных странах

1.2 Стадия назначения выборов в зарубежных странах; формирование избирательных округов и участков; составление списков избирателей; формирование органов, организующих проведения выборов в зарубежных странах

Избирательный процесс начинается с назначения выборов. Оно связанно с изданием правового акта (обычно главой государства), определяющего дату проведения выборов. Это является началом официальной избирательной компании…

Избирательный процесс: понятие и структура

2.2 Назначение выборов

Рассмотрим вопросы назначения выборов на государственные выборные должности категории «А» Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 №119-ФЗ. Ст. 1…

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

2.1 Проведение выборов

В соответствии со ст. 81 Конституции РФ Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании…

Особенности проведения муниципальных выборов и референдума в РФ

1.1 Организация выборов

Понятие «организация выборов» многоаспектно. В самом общем виде это деятельность по подготовке и проведению выборов органов и должностных лиц местного самоуправления…

Особенности проведения муниципальных выборов и референдума в РФ

1.2 Назначение выборов

Назначение выборов знаменует собой старт избирательной кампании, а самостоятельное значение этой стадии избирательного процесса обеспечивается строгостью законодательного регулирования, отношений…

Особенности российского избирательного процесса

3. Основания и порядок назначения выборов. Сроки назначения выборов различного уровня. Субъекты права назначения выборов

Выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов и глав муниципальных образований назначаются по истечении сроков их полномочий…

Приобретение гражданства и избирательный процесс

2.1 Назначение выборов

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования…

Процедуры избрания Президента и депутатов Государственной думы в России

2.1 Назначение выборов

Порядок назначение регулируется, Конституцией Российской Федерации, а также принятых на основе нее законов…

Свободные и добровольные выборы как основная форма непосредственной демократии в Российской Федерации

2.1 Назначение выборов

Рассмотрев различные виды избирательных систем в целом и опыт их применения, а также попытки модернизации в разных странах, вернемся к нашему Государству. Исследуя вопрос о непосредственной демократии в нашей стране…

admin