Понятие и назначение финансов

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Сущность финансов

1.1. Понятие и сущность финансов 4

1.2. Функции и роль финансов в экономике 8

Глава 2. Анализ современных концепций 15

Заключение 29

Список литературы 30

Введение

Финансы (франц. finance, financia — доход, платеж) возникли в условиях функционирования постоянного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на клас­сы.

Актуальность темы:

Финансы как экономические, денежные отношения орга­нически участвуют в механизме регулирования рыночной экономики. С развитием предпринимательства, деятельности акционерных обществ, конкурентоспособности предприятий и организаций становится весьма необходимым уметь эффек­тивно управлять финансовыми ресурсами. Государственные финансы — это мощный рычаг макро­экономического регулирования. С помощью умелого исполь­зования этого инструмента государство может решать раз­личные задачи: регулировать темпы экономического роста, социальный уровень жизни граждан, сглаживать конъюнк­турные колебания.

Цель моей курсовой работы — проанализировать сущность финансов и концепции финансов.

Из поставленной цели следуют задачи, необходимо охарактеризовать:

— понятие и сущность финансов;

— функции и роль финансов в экономике;

— использование финансов в общественном воспроизводстве;

— основные виды концепций;

— использование современных концепций в экономике.

Объект курсовой работы: сущность финансов и степень их проявления в экономике.

Предмет курсовой работы: финансы и современные концепции финансов.

Глава 1. Сущность финансов

    1. Понятие и сущность финансов

    Финансы — это экономические отношения, организованные государством и связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях реализации функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

    Под централизованными финансамипонимаются экономиче­ские отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюд­жетных фондах; под децентрализованными финансами — денеж­ные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

    Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэто­му их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

    Финансы отличаются от денег как, по содержанию, так и по выполняемым функциям.

    Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированный про­изводителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образова­нием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходо­ванием финансовых ресурсов.

    Финансы выражают денежные отношения, которые возни­кают между:

    • предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

    • предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

    • государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

    • государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

    • предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

    • отдельными звеньями бюджетной системы;

    • органами имущественного и личного страхования, пред­приятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

    • денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов, предприятий.

    Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны — вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возмож­ности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национальной дохода и его отдельных частей — фон­да потребления и фонда накопления — определяются пропор­ции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

    Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу про­изводственных отношений и относятся к базисной категории.

    Современная экономика не может существовать без государ­ственных финансов. На определенных этапах исторического раз­вития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

    Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

    Состояние экономики страны определяет состояние финан­сов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

    В условиях же экономического кризиса; спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах,финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появ­ление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевремен­ного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому перво­степенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.

    По своему материальному содержанию финансы — это целе­вые фонды денежных средств, в совокупности представляю­щие финансовые ресурсы страны.

    Главное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы — не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

    Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

    Финансы — это, прежде всего, распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

    Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

    Распределительные процессы происходят не только через финансы, но и через цены и кредит. Как известно, цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение национального дохода, товар должен быть реали­зован. Цена предопределяет величину денежных средств, посту­пающих от реализации продукции к ее собственникам и высту­пает исходной основой дальнейшего распределительного про­цесса. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем оказывают воздействие на воспроиз­водство.

    Крупные перераспределительные процес­сы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит — взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе.

    Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные фи­нансово-кредитные институты.

    Банки аккумулируют свободные денежные средства пред­приятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждаю­щимся в них. Если финансы выражают одностороннее и безвоз­мездное движение стоимости, то кредит должен быть в обуслов­ленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.

    Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:

    • экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;

    • в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов государства и их использование.

    Сущность финансов и их конкретное содержание раскрываются в их функциях.

    1.2 Функции и роль финансов в экономике

    Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, т.е. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений.

    Финансы как экономическая категория проявляются в выпол­няемых ими функциях. Знание функций финансов необходимо для реализации финансовой политики. С точки зрения финансовой на­уки существует определенное единство функций финансов государ­ства, финансов предприятий и финансов домашних хозяйств. В то же время между ними есть различия, обусловленные, с одной стороны, общегосударственными интересами, а с другой стороны, аспектами предпринимательской деятельности предприятий и личными интересами граждан.

    В процессе деятельности, связанной с регулированием реально­го денежного оборота, реализуются три основные функции финан­сов: воспроизводственная, распределительная и контрольная.

    Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспече­нии сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расши­ренного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом.

    Экономическая обособленность имущества, выраженного в сто­имостной форме, приводит к необходимости регулирования его круго­оборота в рамках отдельно взятых организаций, государств и т.д.

    Совершающийся непрерывно кругооборот средств является ста­дией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с аванси­рования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежные средства возвращаются на предприятие в те­чение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произведенного или закупленного товара, выполненных работ, ока­занных услуг.

    Инвестированиеозначает использование денежных средств на цели капитального характера. Инвестирование отличается от аванси­рования тем, что денежные средства на длительный период выбыва­ют из оборота, а их возвращение на предприятие происходит по ча­стям за счет регулярных отчислений, включаемых в состав затрат.

    Страницы: следующая →

    123Смотреть все

    Похожие страницы:

    1. Понятие и сущностьфинансов. Функции финансов

      Реферат >> Финансы

      Понятие и сущностьфинансов Необходимость и сущностьфинансовФинансы являются одной из … денежных средств. Для постижения сущностифинансов необходимо выявить те общие … разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание …

    2. Понятие и функции финансов

      Реферат >> Финансы

      … и обеспечения условий рассмотренного воспроизводства. 1 Понятие и сущностьфинансов 1.1 Необходимость и сущностьфинансовФинансы являются одной из важнейших экономических …

    3. Сущностьфинансов и их функции (3)

      Реферат >> Финансы

      Сущностьфинансов и их функции. Когда дают определение финансам, чаще всего … . ценных бумаг. Финансовый менеджмент: понятия, цели и задачи в предпринимательской деятельности … деятельности 1. Понятие и функции прибыли. Прибыль — многозначное понятие. Наиболее …

    4. Сущностьфинансов (2)

      Реферат >> Финансы

      … право” начинается с освоения понятийфинансов, финансовой системы, финансовой деятельности … В экономической и правовой литературе понятиефинансы” рассматривается в двух аспекта: … , что вытекает из сущностифинансов. Принципы.

      Сущность и назначение финансов

      Финансовая деятельность …

    5. Понятие и сущность стратегического управления

      Доклад >> Менеджмент

      Понятие и сущность стратегического управления Проблема №1 … многое другое, что составляет сущность стратегического управления, с помощью которого … продукции 1.4. Снабжение 1.5. Сбыт 1.6. Управление финансами 1.7. Управление персоналом 2. Этапы процесса …

    Хочу больше похожих работ…

    ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВ

    Главное назначение финансов

    1.

    Тема № 2. Финансовая система. Финансовая политика.

    Тенденция развития современных денежных единиц

    1) Завершение процесса демонетизации (золото), в качестве платежного средства полностью вытеснена.

    2) Постепенное вытеснение из денежного оборота бумажных денег (появление векселей, чеков, кредитных, банковских карточек).

    3) Национальные деньги вытесняются коллективными (евро).

    4) Большая роль отводится электронным деньгам.

    План:

    1) Социально-экономическая сущность и функции финансов

    2) Финансовая система ее элементы и их взаимосвязь

    3) Финансовая политика ее задачи и содержание

    4) Финансовая политика РФ

    5) Управление финансами.

    Финансы – это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляется формирование и использование общественных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических проблем.

    Деньги – это эквивалент с помощью которого измеряются затраты труда производителя.

    Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

    а) Обеспечение путем образования денежных фондов, потребностей людей, государства, предприятия в денежных средствах;

    б) контроль за расходом финансовых ресурсов.

    1) Распределительная – проявляется при распределении национальных доходов, когда происходит создание новых и первичных основных фондов.

    2) Стимулирующая — воздействие на развитие предприятия и отраслей в нужном обществу направлению.

    3) Контрольная – проявляется отслеживании распределения ВВП по соответствующим фондам и по целевому назначению.

    Финансовый механизм – это совокупность организационных форм, финансовых отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, форма управления финансами и финансовыми системами.

    Централизованные фонды (финансы) – это экономические денежные отклонения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, сосредоточенных в государственной бюджетной системе и правовых внебюджетных формах.

    Децентрализованные финансы – это денежные отношения, позволяющие осуществить кругооборот денежных фондов предприятия.

    Финансовые методы — Инвестирование

    Кредитование

    Страхование

    Финансовые рычаги — Прибыль

    Проценты

    Виды кредита

    Финансовые санкции и др.

    Плановое обеспечение — Законы

    Указы

    Президент

    Постановление

    Приказы

    Нормативное обеспечение — Инструкции

    Методические

    Информационное обеспечение — Экономическая

    Коммерческая и др.

    Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?;

    Читайте также:

    1. Основной текст ……………………………………………………………………
    2. Выводы…………………………………………………………………………….
    3. Задания по курсу………………………………………………………………….  
    4. Вопросы к экзамену………………………………………………………………  
    5. Итоговый тест……………………………………………………………………..  
    6. Глоссарий………………………………………………………………………….  
    7. Список рекомендуемой литературы…………………………………………….  

    Тема 1. Сущность финансов как экономической категории.

    Функции финансов

    Основное содержание финансов как экономической категории.

    Функции финансов.

    Общественное назначение финансов в современной России.

    Чем отличаются деньги от финансов? Существенно ли различие между двумя этими категориями? Специалист должен четко представ­лять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансо­вых отношений, государственных финансов и финансов предприятий.

    В «Толковом словаре» В.И. Даль определял термин «финансы», как «все, что касается до прихода и расхода государства» и был по-своему близок к современному пониманию «государственных финансов». По­пытаемся выявить, в чем действительно выражаются сущность и спе­цифика финансов как экономической категории, их отличие от дру­гих экономических категории, таких, как деньги, цена, заработная плата и т.п. Деньги — категория более древняя по сравнению с финансами. Как уже говорилось, они появились в различных формах уже на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено возникновением государства. Уже рабовладельческое государство вы­полняло ряд общественных функций, а именно; содержание войска для охраны границ и ведения воин, охрана общественного, порядка, со­хранение власти, постройка общественных зданий и дорог и т.д. Та­ким образом, даже в рабовладельческом обществе государство предо­ставляло определенные «общественные блага» для своих граждан. Для предоставления этих «общественных» благ государству требовались определенные ресурсы как в натуральной, так и в денежной форме. Их роль стали выполнять налоги — первоначально в натуральной (пода­ти), а затем. и в денежной форме,

    Именно соединение государства и налогов в их денежной форме породило феномен государственных (публичных) финансов. Это произошло вследствие отделения государственной казны от собственности монар­ха (в Европе в XVI—XVII вв.) и перехода в основном к денежной (сто­имостной) форме взимания налогов с созданием соответствующего фис­кального аппарата. В этот период возник и стал применяться термин «финансы». Этимологически он берет свое начало от латинских «finis», т.е. конец, и «financia» — наличность, доход. В средние века эти слова употребляли для обозначения срока платежа и документов, доказыва­ющих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государствах под словом «финан­сы» (finance) стали понимать всю совокупность денежного хозяйства. государства, его доходы, расходы долги. В XVIII в. этот термин при­шел и в Россию. До начала XX в. он употреблялся в сравнительно узком смысле именно как государственные финансы, что мы и находим в при­веденном выше определении В-Даля.

    В процессе развития товарно-денежных отношений государствен­ные финансы способствовали первоначальному накоплению капитала, становлению капиталистического способа производства, нацио­нальных рынков. В конце XIX — начале XX в. вмешательство государ­ства в экономику было незначительным. По образному выражению А. Смита, оно должно было играть «роль ночного сторожа». Однако уже в этот период начинают резко возрастать расходы государства на военные цели, милитаризацию экономики, развитие инфраструктуры, содержание возрастающего государственного аппарата. Затраты же на образование, здравоохранение, культуру были крайне малы.

    Структура «неделимых общественных благ», представляемых госу­дарством своим гражданам, еще не получила существенного развития в.

    Сущность финансов

    силу ряда условий объективного и исторического характера. Только со второй половины XX в. развивается экономика общественного сектора (государства). Она стала оказывать существенное воздействие на опти­мизацию размещения и, использования ограниченных ресурсов рынка.

    Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, необходимых всему обществу для достижения стратегических целей — обеспечения благосостояния всего общества, социального мира и экономического роста.

    С развитием различных акционерных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институ­тов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (пуб­личных) финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

    Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах: наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е.

    хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент). Первая изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства. Вто­рая — наиболее рациональные формы создания и использования денежных потоков и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия в целях обеспечения, интересов сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом.

    Таким образом, если деньги — это всеобщий эквивалент, измеряю­щий затраты труда ассоциированных производителей, тофинансы — это система денежных стоимостных отношений, связанных с фор­мированием и использованием денежных фондов в процессе распре­деления и перераспределения валового внутреннего продукта. Фи­нансы — это стоимостная категория, но ее отличие от всех других сто­имостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а система. Денежных отношений,, порождаемых, и регламентируемых государ­ством, связанная с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. Финансовые отношения всегда опосредствованы определенными правовыми актами, регламентирующими денежные отношения. Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношении, регламентированных государ­ством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:

    • это всегда денежные отношения;

    • эти денежные отношения вызваны фактом существования госу­дарства и носят регламентированный характер;

    • эти денежные отношения связаны с перераспределением уже рас­пределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внут­реннего продукта;

    Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения отно­сятся именно к государственным финансам.

    Весь процесс перераспределения ВВП и национального дохода об­служивается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных (общественных) фондов денеж­ных средств. К централизованным (общественным) фондам относят бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды: Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. С помощью системы централизованных фондов в России перераспре­деляется более 40% стоимости ВВП, в том числе через консолидиро­ванный бюджет 27%. Весь этот перераспределительный процесс об­служивают государственные финансы.

    К сфере государственных финансов относятся отношения между государством и его гражданами при внесении налогов и других обяза­тельных платежей в бюджеты всех уровней; гражданами и государ­ством при внесении платежей в разные социальные фонды и получе­ние из них соответствующих социальных выплат; организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета; отдельными звеньями бюджетной сис­темы; государством (правительством) и центральным банком по регу­лированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.

    Однако, как мы отмечали выше, наряду с государственными фи­нансами существуют финансы организаций (предприятий) или фи­нансы корпораций (под последними обычно понимают финансы от­крытых акционерных обществ). Обе эти относительно самостоятель­ные сферы можно объединить одним общим понятием — «финансы» в широком смысле слова, имея в виду более широкую трактовку из» со­держания, чем государственные финансы.

    Итак, мы пришли к выводу, что понятие «финансы» далеко не тож­дественно деньгам, а имеет свою специфику и общественное назначе­ние, которое выражается в выполняемых ими функциях. Следует от­метить, что взгляды ученых на содержание финансов, излагаемые в различных учебниках, в целом совпадают. Однако в вопросе о функ­циях финансов имеются существенные разногласия. Так, Л.Н. Павло­ва наделяет государственные финансы, а конкретнее — финансовую систему в целом функциями планирования, организации, стимулиро­вания и контроля, забывая, что это функции управления любым слож­ным процессом1. На уровне предприятия она называет функции вос­производственную, распределительную и контрольную. В учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» под редакцией В.К. Сенчагова и А.И. Архипова авторы наделяют финансы следующими функ­циями: распределительной, стимулирующей и контрольной, ссылаясь на то, что под функциями они понимают «работу», выполняемую фи­нансами. В учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» под ред. М. В. Романовского указано, что функции экономической категории отражают не «ее работу», а общественное назначение, присущее имен­но данной категории. Естественно, что распределительной, стимули­рующей функцией обладают не только финансы, но и практически все другие категории — цена, заработная плата, прибыль и т.д. Обществен­ное же назначение финансов как экономической категории выражает­ся в трех функциях:

    формирование денежных фондов (доходов);

    • использование денежных фондов (доходов);

    •контроль (с известными оговорками).

    Ни одной из приведенных выше категорий, по мнению авторов этого учебника, не присущи эти функ­ции (кроме контрольной) и именно поэтому первые две функции вы­ражают общественное назначение категории государственных финан­сов. Но при этом устойчивое формирование доходов государства и их эффективное использование обеспечиваются соответствующей орга­низацией контроля.

    Однако наиболее распространенной точкой зрения на функции финансов является: распределительная, контрольная, регулирующая (стимулирующая).

    admin