Пользование туалетом в кафе

Вопрос не такой простой, как кажется. Наш опрос в соцсетях показал, что 60% респондентов считают, что рестораны обязаны пускать в свой туалет любого желающего. Так ли это, пытаемся разобраться.

Согласно требованиям Санитарных правил, все кафе и рестораны должны быть оборудованы раковинами для мытья рук и туалетами. При этом туалеты для персонала и посетителей должны быть отдельными.

В законодательстве РФ нет норм относительно посещения туалетов заведений общепита. Вопросы взаимодействия кафе и ресторанов с потребителями регулируются законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также «Правилами оказания услуг общественного питания». Правила говорят, что потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий услуги общественного питания (п. 2 Правил).

Таким образом, если вы что-нибудь заказали в ресторане, то вы становитесь потребителем, и смело можете воспользоваться туалетом заведения. В противном случае ресторан на вполне законных основаниях имеет право отказать вам в посещении туалета. При этом ресторан в качестве условия посещения туалета не вправе требовать от вас что-нибудь заказать, это будет являться навязыванием услуги, что прямо запрещено Законом от 07.02.1992 N 2300-1.

Для потребителей посещение ресторана должно быть бесплатным. Установление платы за пользование туалетом, расположенным в кафе или ресторане, нарушает требования законодательства в области защиты прав потребителей.

Итак, делаем вывод — ресторан не обязан пускать в туалет любого прохожего с улицы.

На практике, если вы не выглядите бездомным, то большинство заведений не станут перекрывать вам дорогу в заветное место. Даже если вам отказали в одном кафе, просто зайдите в другое.

«Экспресс газета» отвечает на актуальные, неудобные и неожиданные вопросы. Сегодня мы расскажем, можете ли вы, сославшись на закон о защите прав потребителей, зайти в ресторан и воспользоваться уборной, ничего в нем не заказав.

Далеко не все города изобилуют общественными уборными. Поэтому оказавшись посреди дня далеко от дома и работы, гораздо проще не искать городской туалет, а зайти в ближайшее кафе, заказать там чашечку кофе, а заодно и заглянуть в дамскую комнату.

Но бытует мнение, что никакая чашечка кофе для отвода глаз не нужна. Можно зайти с улицы в туалет любого ресторана или кафе, сославшись на закон о защите прав потребителей. Так ли это на самом деле? Об этом мы спросили нашего эксперта.

Закон о защите прав потребителей не может обязать кафе и ресторан предоставлять уборную бесплатно

Мнение эксперта

Евгения Кураксина

юрист, адвокат

— То, что вы можете зайти в уборную какого угодно ресторана или кафе на безвозмездной основе, — миф. И тянется он еще с начала 2000-х годов. Тогда власти действительно собирались принять закон, который бы обязывал все заведения общественного питания предоставлять обычным прохожим туалет в пользование. Но в итоге все ограничилось лишь рекомендацией. В рамках программы по развитию сети общественных туалетов в Санкт-Петербурге вышло постановление:

Постановление от от 23 марта 2004 г. N 433 велело «рекомендовать руководителям предприятий общественного питания обеспечивать беспрепятственный доступ граждан в туалеты, находящиеся на территории указанных предприятий, на безвозмездной основе».

Рекомендация никакой юридической силы не имела, но и она была отменена еще в 2007 году, — когда программа закончилась.

На деле же законодательство никак не регулирует вопрос, можно ли пользоваться уборной человеку, который не является клиентом кафе. Поэтому заведение общепита вправе предоставлять уборную исключительно посетителям.

Больше по теме

И на то есть свои причины. Во-первых, уборная — это большая статья расходов для ресторана: свет, вода, уборка. Во-вторых, рестораны боятся, что если в их уборных будет столпотворение людей с улицы, это отпугнет клиентов. Ну и в-третьих, представьте, во что превратятся места общего пользования? Если учесть, что во многих из них убираются не нон-стоп, а строго по графику.

То же самое касается, кстати, и просьбы принести стакан воды. Закона, который обязывает рестораны раздавать воду бесплатно, — нет. А такое право клиента — еще один миф о законе о защите прав потребителей.

Впрочем, если вы зайдете в какое-нибудь заведение и попросите воспользоваться уборной или принести стакан воды, вам скорее всего не откажут. Но не на основании закона о защите прав потребителя, а на основании политики клиентоориентированности.

За примерами далеко идти не надо — платные туалеты есть во многих торговых комплексах. Взять хотя бы «Охотный ряд», расположенный в центре Москвы. Вход в «м» и «ж» стоит 50 рублей. Технологии добрались и сюда — заплатить можно в том числе и банковской картой. В ТЦ масса магазинов, на нижнем уровне — фуд-корт, почти всегда полный туристов. Скажем, забежала пообедать семья из четырех человек. Помыть руки обойдется в 200 рублей! Конечно, можно подняться наверх и навестить санузлы ресторанов быстрого питания. Или добежать до Кремлевской стены, где туалеты под землей работают круглосуточно и бесплатно. Но многие ли знают об этом, особенно приезжие?

Хотя бы один туалет в ТЦ должен быть бесплатным. Если просят деньги, нужно обратиться в Роспотребнадзор

В «торгушках» на окраинах города ситуация доходит до абсурда. Например, в ТЦ «Медведковский» есть кофейня и две известные сети фастфуда, а нужду справить негде! Туалет всего один — в цокольном этаже. И тоже платный! Не берут денег только с детей до 7 лет. В торговом центре «Фортуна» визит к унитазу стоит 30 рублей. На вопрос, почему туалет платный, обслуживающий персонал уныло разводит руками. «Можно картой оплатить?» — спрашиваю я. «Нет. Только наличными» — слышу в ответ. А если приспичило? Это уже явно никого не волнует.

Так правомерно ли это? Эксперты, опрошенные «РГ», считают, что нет. И советуют жаловаться в Роспотребнадзор. По словам ведущего юриста Европейской Юридической Службы Александра Спиридонова, в действующих законах России нет прямой нормы, обязывающей ТЦ иметь бесплатные туалеты. Зато это есть в санитарных правилах устройства и содержания общественных уборных. «Туалет для посетителей должен быть именно бесплатным. Иной подход нарушает право потребителя на услугу, безопасную для его жизни и здоровья. Выполнение санитарных требований в торговом центре — обязанность администрации, — подчеркивает Спиридонов. — Наряду с бесплатными могут быть и платные. Такие помещения могут быть удобнее, красивее и современнее. Но хотя бы один туалет во всем ТЦ должен быть бесплатным».

Юрист Анастасия Бородина обращает внимание еще на один нюанс: бесплатные туалеты в обязательном порядке должны быть во всех центрах площадью больше тысячи «квадратов». А если ТЦ поменьше, но есть кофейня и кафешки, как в «Медведковском»? По словам Бородиной, раз имеются точки общественного питания, значит, и бесплатные уборные быть должны.

Обращение получило резонанс и собрало около 1000 реакций.

«Прогуливалась сегодня с двумя детьми 3 лет и 6 месяцев на Приморской площади. Погода отличная, правда, ветерок прохладный. Старшей (3 годика) приспичило в туалет. Шли мы возле бычка, ближайшего платного, так чтобы рядом и мы успели «добежать» и не написать в штаны я не увидела. Можно прям на газон, но не хотелось, все-таки ветер прохладный и центр города. Рядом оказалось кафе «Чао Какао». Зашла я с двумя детьми, младший на руках. Вежливо попросила пустить ребенка пописать, на что мне сказали, что только для посетителей. Я попросила еще раз. Ладно бы взрослый терпел, но ребенок же. Мне предложили для начала что-нибудь купить, а потом они разрешат пописать.
Народ, ну как это? В моей голове не укладывается. Обидно до слез, за мелочность, жадность, за менталитет. Мне не трудно заказать, но как вы представляете, ребенок с ноги на ногу переминается, пока мама меню листает?
Я не из шизанутых мамаш, которые считают, что все им должны, но извините, не пустить ребенка в туалет???
Позор таким предпринимателям, заведениям и персоналу!», — указывается в сообщении.

Редакция «Бердянск 24» постаралась выяснить правовую сторону и без того довольно обсуждаемого вопроса. И, собственно, обратилась в мэрию за оценкой эпизода.

Специалисты экономического отдела исполкома утверждают, что в данном случае никакого нарушения законодательных норм нет.

«В соответствии с требованиями уровня обслуживания потребителей в заведениях общественного питания различных типов и классов независимо от форм собственности должны быть туалеты. Однако законодательными нормами непосредственно не предусмотрено, что человек может просто зайти в любое кафе, бар или ресторан и бесплатно воспользоваться туалетом. То есть, нет нормативно закрепленных требований к владельцам предоставлять свободный доступ к уборным всем желающим, а не исключительно посетителям заведения.

В мае 2014 года был разработан законопроект, согласно которому Закон Украины «О защите прав потребителей» должны были дополнить некоторыми пунктами, а именно:

«Потребитель имеет право на свободное (беспрепятственное) и бесплатное посещение санитарного узла на предприятиях, в учреждениях и организациях сферы торговли и услуг независимо от формы собственности, в которых наличие такого помещения предусмотрено нормативными документами.
Запрещается отказ в реализации права на свободное (беспрепятственное) и бесплатное посещение санитарного узла из-за того, что Потребитель не приобрел, не заказал или не использовал продукцию».

Однако в конце 2014 года этот законопроект был отозван и на голосование в Верховную Раду он не выносился. Поэтому во многих случаях при возникновении проблем потребитель должен рассчитывать не только на нормы законов, но и на порядочность и вежливость работников учреждений, что в свою очередь свидетельствует о несовершенстве законодательства и необходимости его улучшения в сфере защиты прав потребителей на государственном уровне», — указывается в официальном ответе мэрии.

То есть сам факт предоставления услуги не клиентам, как и размер оплаты – это сугубо политика заведения. Такова правовая оценка данного вопроса на сегодняшний день.

Моральная составляющая (естественно, в случае подтверждения факта недопуска, да еще и ребенка, в туалет) смотрится однозначно негативной. И тут оптимальным наказанием выглядит игнорирование заведений, где почему-то не могут выручить в абсолютно простой жизненной ситуации.

Вопрос:

В п.10.18.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 »Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указано, что в территориальных амбулаторно-поликлинических организациях мощностью до 100 посещений в смену (в том числе в офисах врача общей практики), а также в специализированных амбулаторно-поликлинических организациях неинфекционного профиля (поликлиники восстановительного лечения, врачебно-физкультурные, психоневрологические, кардиологические, наркологические, эндокринологические, онкологические) допускается наличие общей вестибюльной группы для детей и взрослых (с выделением туалета для детей), а также совместное использование диагностических отделений и отделений восстановительного лечения. Поскольку процедурный кабинет не относится ни к диагностическим отделениям, ни к отделениям восстановительного лечения, прошу уточнить, требуется при организации работы клиники, осуществляющей прием детского и взрослого населения, наличие двух отдельных процедурных кабинета для приема детей и взрослых? Ограничивается ли в соответствии с п.10.18.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 мощность специализированных амбулаторно-поликлинических организаций неинфекционного профиля (поликлиники восстановительного лечения, врачебно-физкультурные, психоневрологические, кардиологические, наркологические, эндокринологические, онкологические как у территориальных поликлиник (100 пос. в смену) для организации работы по совместному приему детей и взрослых в отделениях восстановительного лечения и диагностических?

Ответ:

admin