Полосы отвода железных дорог

Статья 52.2. Полоса отвода железной дороги (индекс зоны -ИТ-2)

Полоса отвода железной дороги (далее — полоса отвода) — земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог согласно п.п. 3 п. 2 статьи 90 Земельного кодекса РФ определяется Правительством РФ.

Виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства зоны ИТ-2 приведены в таблице 12 настоящих Правил.

Таблица 12

Полоса отвода железной дороги (индекс зоны -ИТ-2)

Основные виды разрешённого использования

Наименование вида разрешённого использования (код вида разрешённого использования)

Описание вида разрешённого использования

Параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Предельная этажность зданий, строений, сооружений, этаж

Предельные размеры земельных участков (мин.-макс.), кв. м

Максимальный процент застройки в границах земельного участка, %

Минимальные отступы от границ земельных участков, от красных линий

Иные

показатели

Коммунальное

обслуживание

(3.1)

Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, а также зданий или помещений, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг)

не подлежат установлению

по табл.2 ст. 47 Правил

Железнодорожный

транспорт

(7.1)

Размещение железнодорожных путей; размещение, зданий и сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов и станций, а также устройств и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; размещение погрузочно-разгрузочных площадок, прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, не предназначенных непосредственно для обеспечения железнодорожных перевозок) и иных объектов при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами; размещение наземных сооружений метрополитена, в том числе посадочных станций, вентиляционных шахт;

размещение наземных сооружений для трамвайного сообщения и иных специальных дорог (канатных, монорельсовых, фуникулеров)

не подлежат установлению

по табл.2 ст. 47 Правил

Условно разреш. виды исп.

не подлежат установлению

Вспом. виды

разр. исп.

не подлежат установлению

*Примечания, относящие ко всем видам разрешённого использования зоны ИТ-2:

1. Виды разрешённого использования земельного участка установлены в соответствии с классификатором видов разрешённого использования земельных участков (утверждён приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков»).

2. Использование земельных участков осуществлять в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчёта охранных зон железных дорог».

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне ИТ-2, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, установленные ч. 7 ст. 44 настоящих Правил.

2. Вышеперечисленные параметры не распространяются на объекты инженерной инфраструктуры (сети инженерно-технического обеспечения).

3. Иные ограничения следует принимать в соответствии со ст. 46.1 — 46.4 настоящих Правил.

— не допускается размещение в пределах полосы отвода капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов временными пользователями;

не допускается извлечение песка, глины, иных строительных материалов и грунта, а также размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость и создающих угрозу безопасности движения;

— не допускается в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение сельскохозяйственных работ;

— запрещается нарушать установленный порядок земле-, недро- и водопользования;

— в полосе отвода не допускается разрастание травянистой сорной и древесно-кустарниковой растительности;

— в местах прилегания к лесным массивам не допускается скопления сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, выполнение работ по удалению травянистой сорной и древесно-кустарниковой растительности в пределах полосы отвода производится

соответствующими подразделениями железных дорог на основании проектов развития, утвержденных в установленном порядке;

— размещение в пределах полосы отвода (на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах Федерального железнодорожного транспорта) наружной рекламы юридических и физических лиц на условиях договора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог.

2. Установить, что при необходимости изъятия для нужд Российской Федерации земельных участков в целях формирования полосы отвода железных дорог:

Федеральное агентство железнодорожного транспорта по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом принимает решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях развития сети железных дорог в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом совместно с Федеральным агентством железнодорожного транспорта осуществляет необходимые действия, связанные с изъятием указанных земельных участков, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Министерству транспорта Российской Федерации в 3-месячный срок:

утвердить нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог

1. Настоящие Правила определяют порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог.

2. В целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог (далее — полоса отвода) и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования (далее — заинтересованная организация), обеспечивают подготовку соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода). Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.

3. Постановка вновь образованных в границах полосы отвода земельных участков на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:

а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

б) не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение сельскохозяйственных работ;

в) не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности;

г) не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов;

д) отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

5. Размещение инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.

6. В границах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах железнодорожного транспорта наружную рекламу. Такая реклама должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и не угрожать безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

7. Земельные участки (их части), расположенные вдоль полосы отвода, могут быть включены в границы охранной зоны железных дорог (далее — охранная зона) в случае прохождения железнодорожных путей:

а) в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;

б) в районах подвижных песков;

в) по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;

г) по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей.

8. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (его территориальный орган) по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) принимает решение о включении земельных участков (их частей) в границы охранной зоны в 2-месячный срок со дня подачи заинтересованной организацией:

а) заявления с описанием предполагаемых к установлению в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил запретов или ограничений;

б) проекта территориального землеустройства, разработанного за счет собственных средств и содержащего описание границ охранной зоны, границ земельных участков (их частей), расположенных в границах охранной зоны, установленных с учетом норм расчета охранных зон, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.

9. Решение Федерального агентства железнодорожного транспорта (его территориального органа) о включении земельных участков (их частей) в границы охранной зоны должно содержать установленные в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил запреты или ограничения.

К решению прилагается проект территориального землеустройства с описанием границ охранной зоны, границ земельных участков (их частей), расположенных в границах охранной зоны.

Указанное решение направляется заинтересованной организации в недельный срок со дня его принятия.

10. В границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих видов деятельности:

а) строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;

б) распашка земель;

в) выпас скота;

г) выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.

11. Установление знаков, обозначающих границы охранных зон, производится заинтересованной организацией.

12. Постановка земельных участков, расположенных в границах охранных зон, на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ОСН 3.02.01-97

ОТРАСЛЕВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Нормы и правила
проектирования отвода земель для железных дорог

Дата введения 1998-05-01

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ Государственным институтом технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта (Гипротранстэи) и Уральской государственной академией путей сообщения (УрГАПС).
ВНЕСЕНЫ и подготовлены к утверждению Управлением проектирования и капитального строительства МПС России.

2. ПРИНЯТЫ указанием МПС России от 24 ноября 1997 г. N С-1360у.

3. ВЗАМЕН СН 468-74.

Общие положения

1. Общие положения

1.1. Настоящие Нормы и правила устанавливают основные нормативные данные и условия проектирования полосы отвода земель для строительства новых железных дорог, дополнительных главных путей, электрификации железных дорог, развития железнодорожных узлов и станций, строительства и ремонта различных объектов и сооружений железных дорог колеи 1520 мм единой сети железных дорог Российской Федерации.

1.2. В полосу отвода железных дорог (далее — полоса отвода) входят земли, занятые железнодорожными путями, принадлежащими железным дорогам Министерства путей сообщения Российской Федерации, и непосредственно примыкающими к ним сооружениями, устройствами, зданиями и лесными насаждениями (к ним относятся земляное полотно с путями, станции со станционными путями, пассажирские вокзалы, искусственные сооружения, линии, здания и сооружения сигнализации и связи, энергетического, локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйств, водоснабжения и канализации, защитные лесные насаждения различного назначения, служебные, жилые и культурно-бытовые здания и иные здания и сооружения, обеспечивающие деятельность железнодорожного транспорта).

1.3. Ширину земельных участков полосы отвода определяют следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность «отлета» с насыпи подвижного состава и груза при аварии).
В целом ширина земельных участков полосы отвода должна соответствовать максимальной величине из составляющих, определяемых этими условиями и факторами.

1.4. При проектировании новых железных дорог, дополнительных главных путей, усиления существующих железных дорог, производственных зданий и сооружений, жилых поселков и других объектов железнодорожного транспорта в районах сельскохозяйственного производства необходимо учитывать стоимость земли и ставки земельного налога и принимать решения, обеспечивающие максимальную экономию площадей сельскохозяйственных земель, отводимых для строительства (сооружение насыпи в подпорных стенках или сооружение эстакады, замена водоотводных канав лотками).

1.5. Размещение железных дорог и объектов железнодорожного транспорта на особо ценных землях (орошаемые и осушенные земли, пашни, земельные участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, водоохранными, защитными и другими лесами первой группы), а также на землях особо охраняемых территорий, имеющих культурное или научное значение*, допускается лишь в исключительных случаях.
________________
* К этим землям относятся земли природно-заповедного фонда, земли дендрологических, ботанических и зоологических парков, земли средозащитного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

1.6. Земельные участки для строительства отдельных объектов железнодорожного транспорта и жилых поселков следует выбирать на землях несельскохозяйственного назначения или не пригодных для сельского хозяйства, либо на сельскохозяйственных угодьях худшего качества, имея в виду использование этих земель и в тех случаях, когда для их освоения необходимо проведение специальных инженерных мероприятий.
Размещение объектов на землях лесного фонда Российской Федерации следует производить преимущественно на участках, не покрытых лесом (вырубки, гари, редины, прогалины), или на участках, занятых кустарниками и малоценными насаждениями.
Линии связи, электропередачи и прочих коммуникаций, выходящие за пределы полосы отвода железной дороги, должны размещаться, как правило, по границам полей севооборотов, вдоль дорог, существующих трасс и границ полей севооборотов.

1.7. Размеры земельных участков для строительства промышленных предприятий, жилых поселков и отдельных объектов железнодорожного транспорта должны приниматься минимально необходимыми с соблюдением норм плотности застройки.

1.8. Выбор земельных участков для строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта должен быть подтвержден тщательными технико-экономическими расчетами целесообразности их использования, на основании рассмотрения вариантов их возможного размещения с учетом наиболее рационального использования земель: платы за их приобретение (в необходимых случаях), земельного налога и возмещения потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производств, связанных с изъятием угодий, а также с учетом наименьших объемов природоохранных мероприятий по обеспечению экологического безопасности.

1.9. Размеры земельных участков зон специального охранного назначения определяют рельеф и особые природные условия местности, необходимость создания защиты жилой застройки населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов, необходимость поэтапного развития в будущем железных дорог, узлов, станций и отдельных объектов железнодорожного транспорта.

1.10. Во временное пользование на условиях аренды предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта отводятся земельные участки, необходимые на период строительства новых железных дорог, переустройства и усиления эксплуатируемых железных дорог для размещения стройплощадок, механизированных и звеносборочных баз, карьеров малой мощности, складов строительных материалов, временных подъездных путей и автомобильных дорог, поселков строительных организаций, временных технических зданий и различных устройств, определенных в проекте организации строительства.

Сельскохозяйственные земли и земли лесного фонда, предоставленные во временное пользование, по истечении срока пользования должны быть приведены в состояние, пригодное для использования их по назначению.

1.11. При проектировании объектов железнодорожного транспорта должны быть приняты решения, исключающие при строительстве и эксплуатации этих объектов загрязнение производственными отходами и сточными водами сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда.

1.12. Размеры земельных участков полосы отвода железных дорог определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций.

1.13. Площади отводимых земельных участков в постоянное и временное пользование должны предоставляться в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами строительства и ремонта объектов железнодорожного транспорта, а отвод участков должен производиться с учетом очередности их освоения.

Нормы и правила проектирования полосы отвода железных дорог нормальной колеи

2.1. Земляное полотно на перегонах

2.1.1. Ширину земельных участков, отводимых для расположения земляного полотна железнодорожных путей, следует определять в соответствии с правилами проектирования земляного полотна действующего нормативного документа «Железные дороги колеи 1520 мм».

2.1.2. Ширину земельных участков, отводимых для земляного полотна на перегонах (при отсутствии боковых резервов, кавальеров, укрепительных сооружений, снегозадерживающих лесных насаждений и устройств), следует устанавливать по таблице 2.1.1. для насыпей высотой до 12 м и по таблице 2.1.2. для выемок глубиной до 12 м.

Таблица 2.1.1

Ширина земельных участков для насыпей высотой до 12 м

м

Высота насыпи

Железные дороги

I, II и III категории проектирования

IV категория проектирования

при поперечном уклоне местности

до 1:25

до 1:10

до 1:5

до 1:25

до 1:10

до 1:5

22

25

28

32

36

40

44

48

Таблица 2.1.2

Ширина земельных участков для выемок глубиной до 12 м

Примечания к таблицам 2.1.1. и 2.1.2:

1. Ширина земельных участков, установленная в таблицах, предназначена для размещения однопутного земляного полотна, водоотводных канав с бермами со стороны подошвы насыпи или бровки выемки и предохранительных полос. Ширина предохранительных полос от подошвы насыпи или бровки выемки установлена 2 м, от бровок водоотводных канав — 1 м.

2. Ширина земельных участков предназначена для размещения однопутных насыпей, при сооружении которых будут использованы грунты: глинистые, крупнообломочные с глинистым заполнителем, скальные выветривающиеся, пески недренирующие, мелкие и пылеватые.
Для размещения насыпей, при сооружении которых будут использоваться грунты: скальные слабовыветривающиеся, крупнообломочные с песчаным заполнителем, пески дренирующие, ширина полос отвода, установленная в таблицах, может быть уменьшена на 1 м.

3. Ширина земельных участков предназначена для земляного полотна с крутизной откосов:
насыпей в верхней части высотой до 6 м — 1:1,5;
насыпей в нижней части от 6 до 12 м — 1:1,75;
выемок с высотой откосов до 12 м — 1:1,5.
При проектировании земляного полотна с другой крутизной откосов ширина земельных участков устанавливается в проекте.

4. При размещении железных дорог I и II категории на землях несельскохозяйственного назначения или не пригодных для сельского хозяйства, для устройства в будущем второго (дополнительного) пути, ширину земельных участков допускается устанавливать на 4 м больше размеров, приведенных в таблицах.
При размещении железных дорог I и II категории на землях сельскохозяйственного назначения или на землях лесного фонда Российской Федерации дополнительная ширина земельных участков выделяется в зону специального охранного назначения, в пределах которой не допускается постройка капитальных зданий и сооружений, а также посадка многолетних культур.

5. Ширина земельных участков устанавливается сразу под два пути для участков железных дорог I и II категории, располагаемых в выемках глубиной более 6 м и при скальных грунтах, а также располагаемых на крутых косогорах и на прижимах рек, независимо от высоты откоса.

2.1.3. Ширина земельных участков полосы отводы устанавливается в проекте, когда высота насыпей и глубина выемок больше приведенных в таблицах, конфигурация земляного полотна отличается от типовых поперечных профилей, а также в случаях холмистого и горного рельефа, слабых грунтов, залегающих в основании насыпи, особых условий сооружения земляного полотна.
Ширина земельных участков, отводимых для расположения земляного полотна на перегонах, устанавливается в проекте при проектировании его в следующих случаях на участках:
где высота насыпей и глубина выемок составляют более 12 м;
при устройстве земляного полотна с крутизной откосов, отличающейся от данных, приведенных в примечании 3 к таблицам 2.1.1. и 2.1.2.;
при расположении насыпей на косогорах круче 1:5, выемок на косогорах круче 1:3 и независимо от крутизны на неустойчивых и оползневых косогорах;
при расположении насыпей на слабых основаниях и насыпей, возводимых с запасом на осадку;
при пересечении затопляемыми и подтопляемыми насыпями, в том числе фильтрующими, глубоких оврагов, речных пойм, староречий, мелких озер;
при возведении насыпей на болотах и марях, а также на мокрых основаниях с выходами ключей;
при расположении земляного полотна в местах с развитием (или возможным развитием) обвалов, осыпей, каменных россыпей (курумов), снежных лавин, селей, карстовых полостей, оврагов, пучин;
при устройстве выемок глубиной более 2 м в глинистых грунтах, в мелких и пылеватых песках и в легковыветривающихся скальных грунтах;
при устройстве выемок в переувлажненных грунтах, а также — вскрывающих водоносные горизонты;
при устройстве выемок в массивах с залеганием пластов осадочных горных пород или отдельных плоскостей изверженных горных пород с уклоном в сторону пути круче 1:3;
при устройстве земляного полотна в районах вечной мерзлоты, сейсмических районах и районах распространения подвижных песков;
при возведении насыпей или разработке выемок методами гидромеханизации, а также разработке выемок взрывами на выброс.
Ширина полосы отвода может быть определена при помощи ЭВМ по программе, учитывающей конфигурацию земляного полотна, рельеф и особые природные условия местности и экономические факторы*.
_______________
* Разработана в Уральской государственной академии путей сообщения., г.Екатеринбург.

2.1.4. Ширина земельных участков, отводимых для расположения земляного полотна на перегонах, устанавливается в проекте с учетом следующих местных условий и правил:

2.1.4.1. При необходимости закладки резервов* для возведения насыпей, они, как правило, должны располагаться с нагорной стороны.
________________
* Закладка резервов для возведения насыпей и отсыпка кавальеров при разработке выемок допускается только на землях несельскохозяйственного назначения или не пригодных для сельского хозяйства.
При возведении высоких насыпей, а также на местности с небольшим поперечным уклоном (до 1:10), резервы могут располагаться с обеих сторон.
Ширина и глубина резервов проектируются, исходя из потребностей в объемах грунта для возведения насыпей и обеспечения нормального водоотвода.

2.1.4.2. Размеры ширины резервов поверху влияющие на ширину земельных участков, отводимых для сооружения насыпей на перегонах, в зависимости от глубины и площади поперечного сечения (фактически объем потребного грунта на 1 пог.м насыпи) резерва следует принимать по данным таблиц 2.1.3. и 2.1.4.
При односкатном резерве (рис.1), поперечном уклоне = 0,02 и откосах с крутизной со стороны железнодорожного пути 1:1,5 с полевой стороны 1:1 — ширину резерва поверху , в зависимости от проектируемой глубины , можно принимать по таблице 2.1.3.

Рис.1

Рис.1

Таблица 2.1.3

Размеры ширины односкатных резервов в зависимости от проектируемой глубины

При двухскатном резерве (рис.2), поперечном уклоне = 0,02 и откосах с крутизной со стороны железнодорожного пути 1:1,5, с полевой стороны 1:1 — ширину резерва поверху , в зависимости от проектируемой глубины , следует принимать по таблице 2.1.4.

Рис.2

Рис.2

Таблица 2.1.4

Размеры ширины двухскатных резервов в зависимости от проектируемой глубины

Проектируемая глубина, м

0,5

0,8

1,0

1,5

Вырубка нежелательной древесно-кустарниковой растительности в полосе отвода Северной железной дороги производится на основании постановления Правительства РФ № 611 от 12.10.2006 г. п.4.а, «В границах полосы отвода железной дороги, в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта не допускается размещение многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта».

Работы производятся в соответствии с «Техническим руководством по рубкам ухода в защитных лесонасаждениях железнодорожного транспорта России», согласованным с Федеральной службой лесного хозяйства России 25.12.1998 г. и Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды, утвержденным МПС РФ 20.02.1999 г.

В связи с тем, что эксплуатация железнодорожного транспорта является непрерывным технологическим процессом, который осуществляет свою деятельность, в том числе и в ночное время, в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденными Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2011г. №19627):

  • п.25 прил.6 «основным средством передачи указаний при маневровой работе должна быть радиосвязь, а в необходимых случаях двухсторонняя парковая связь»;
  • п.98 прил.6 «при ведении поезда машинист и его помощник обязаны: абз.4 «при входе на железнодорожную станцию и проходе по станционным железнодорожным путям подавать установленные сигналы».

В соответствии с Санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. №36, максимальные уровни звука в жилых комнатах квартир допускаются в дневное время (с 7 до 23 час) — 55 дБА, в ночное время (с 23 до 7 час.) — 45 дБА.

Для снижения воздействия шума, в соответствии с Инвестиционной программой по предупреждению травматизма граждан на объектах ОАО «РЖД» в 2013 году на станции Филино планируется установка металлического шумозащитного экрана, расположенного между железной дорогой и поселком завода 50. В текущем году проводятся проектно-изыскательские работы.

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33-*** 2007 г.

Судья: Ощепкова Н.А..

определение

6 марта 2007 г. г. Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Болбиной Л.В., Хреновой Г.И.

рассмотрела дело по кассационным жалобам Б*** и открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Новомалыклинского районного суда от 11 января 2007 года, по которому постановлено:

Исковые требования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить частично.

Истребовать из незаконного владения Б*** земельный уча­сток на 1009 км Новомалыклинского района, расположенного в с. Новая Малыкла по ул. ***, д. ***, в федеральную собственность, обязав освободить земельный участок в полосе отвода железной дороги (в 65 метрах от оси крайнего рельса) от кустарников, пло­довых деревьев, огорода.

Обязать Б*** не размещать пчелиные ульи в период актив­ности пчел, начиная с весны до осени, в пределах полосы отвода железной дороги на 1009 км Новомалыклинского района (в 65 метрах от оси крайнего рельса).

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с Б*** в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») обратилось в суд с иском к Б*** об истребовании из чужого незаконного владения ответчика земельного участка на 1009 км железнодорожного пути в полосе отвода железной дороги Новомалыклинского района в федеральную собственность; о возложении обязанности на Б*** освободить указанный зе­мельный участок от плодовых деревьев, кустарников, огорода, изгороди, обеспечить свобод­ный доступ к колодцу, переместить ульи на 2 км от полосы отвода железной дороги в погра­нично-защищенную зону для пчел.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что истребованный по делу земельный участок расположен в районе 1009 км, в по­лосе отвода железной дороги в Новомалыклинском районе, в районе железнодорожного переезда. Данный участок зарегистрирован как собственность Российской Федерации и в настоящее время на основании договора аренды от 04.11.2004 г. находится в пользовании ОАО «РЖД», т.е. является полосой отвода железной дороги. Непосредственно на указанном земельном участке расположен жилой дом с прилегающими к нему надворными постройками (ул. *** д. № *** в с. Новая Малыкла), принадлежащий на праве собственности ответчику Б***. Ответчик без согласования с собственником земельного участка и без заключения с ОАО «РЖД» договора субаренды разместил в полосе отвода железной дороги более двух десятков ульев, имеет там плодовые де­ревья. Жилой дом Б*** расположен в 14 метрах от железнодорожного пути, что противо­речит действующему законодательству. Согласно п. 6.8. строительных норм и правил 2.07.01.89, жилую постройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м., считая от оси крайнего железнодорожного пути. Положением о по­рядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным Приказом МПС России от 15.05.1999 г. № 26 Ц, установлено, что в полосе отвода не допускается разрастание сорной травя­нистой и древесно-кустарниковой растительности, скопления сухостоя. Свободные земель­ные участки в полосе отвода могут предоставляться физическим лицам в срочное пользова­ние, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения. В пределах поло­сы отвода не разрешается размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних на­саждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения. Указанные условия Положения ответчиком Б*** нарушены.

Размещенные Б*** в полосе отвода железной дороги ульи наносят ущерб производственному процессу железной дороги — работники Димитровградской дистанции пути с весны до осени постоянно подвергаются укусам пчел, принадле­жащих ответчику. Со стороны железнодорожного пути огород Б*** имеет кустар­ники, которые ограничивают видимость машинистов локомотива, что создает угрозу безопасности движения поездов. Б*** препятствует вырубке деревьев и кустарников. Также на спорном земельном участке имеется колодец, к которому ответчик преградил доступ для работ­ников железной дороги.

Разрешив по существу заявленный по делу иск, Новомалыклинский районный суд постановил приведенное выше решение.

Г*** — представитель истца ОАО «РЖД» — просит отменить постановленное по делу решение в части отказа в удовлетворении требований об освобождении спорного земельного участка от изгороди, переноса ульев на 2 км от полосы отвода железной дороги, обеспечения доступа к колодцу. В обоснование доводов жалобы автор кассационной жалобы указывает на те же доводы, которые были приведены истцом в судебном заседании в обосновании иска.

В кассационной жалобе ответчик Б*** также просит отменить состоявшееся по делу решение как незаконное. В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что расположенный на спорном земельном участке дом, надворные постройки, в том числе колодец, а также ограждения принадлежат ему на праве собственности. Как собственник он не намерен разрешать пользоваться колодцем работникам железной дороги. Также он является собственником земельного участка в полосе отвода железной дороги по месту нахождения его дома в с. Новая Малыкла по ул. ***, д. ***, где размещены плодовые деревья, кустарники, огород, 26 пчелиных ульев. При этом пчелиные ульи установлены в 25 метрах от железнодо­рожных путей. Полагает, что им не допущены нарушения требований действующего законодательства. Несмотря на то, что доку­менты на право пользования землей у него отсутствуют, он считает свои действия по пользованию землей оправданными и правомерными. Древесно-кустарниковая растительность, а также его пчелы не представляют опасности для движения транспорта и не препятствуют работникам железной дороги выполнять свои обязанности. Полагает, что данным обстоятельствам суд первой инстанции не дал должной правовой оценки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав обьяснения Б***, а также представителя ОАО «РЖД» К***, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. ст. 12, 55, 56, ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которых даны в решении, суд пришел к объективному выводу по существу заявленных ОАО «РЖД» требований.

Исследованными по делу доказательствами, в том числе и планом кадастрового квартала № 1 (с 996 км по 1013 км), установлено, что спорный по делу земельный участок, который использует Б*** в личных целях, находится в полосе отвода же­лезной дороги — 1009 км, около железнодорожного переезда он граничит с земельным участком КФК «Родина». Спорный земельный участок находится в федеральной собственности и предоставлен истцу — ОАО «РЖД» — на правах аренды.

На данном земельном участке (почтовый адрес: Ульяновская область, с. Новая Малыкла, ул. ***, д. ***) расположен жилой дом с надворными постройками, а также колодец и ограждения, право собственности на которые за Б*** признано решением Новомалыклинского районного суда 13 сентября 2006 года.

На месте расположения данного земельного участка ширина полосы отвода железной дороги (по месту нахождения жилого дома Б***) составля­ет 65 м. Непосредственно рас­стояние от рельса до живой изгороди из кустарников ответчика составляет 3 м 30 см; расстояние от рельса до его жилого дома — 14 м 10 см; от рельса до первого улья — 20 м. Древесно-кустарниковая растительность со стороны жилого дома Б*** мешает видимости водителей автомобильного транспорта, а также машинистам поездов (расстояние видимости 50 метров).

Всей совокупностью проверенных по делу доказательств, в том числе и показаниями многочисленных свидетелей, указанных в решении, подтвержден довод истца в той части, что плодовые де­ревья, кустарники и огород расположены в полосе отвода железной дороги, а именно по месту нахождения жилого дома ответчика Б*** в 65-ти метровой зоне отвода. Данные насаждения создают угрозу безопасности движения автотранспорта через переезд, а также безопасности движения железнодорожных составов в районе указанного 1009 км. При этом Б*** препятствует вырубке деревьев и кустарников, препятствует устранению элементов потенциальной опасности для движения.

Данных, указывающих на правомерность использования ответчиком Б*** земельного участка в районе 1009 км, по делу представлено не было.

Кроме того, объективно по делу установлено, что работники ОАО «РЖД» при осуществлении ими своих должностных обязанностей на железнодорожном переезде подвергались укусам пчел ответчика, что указывает на наличие существенных помех по осмотру данными лицами железнодорожного полотна и очистки полосы отвода железной дороги на указанном участке железнодорожного пути и переезда.

Доводы кассационной жалобы Б*** относительно неверности вышеприведенных выводов судебная коллегия находит несостоятельными, противоречащими всей совокупности представленных в суд доказательств.

Ответчиком Б*** в опровержение приведенных выше доводов истца не были представлены объективные данные, указывающие на допустимость размещения им плодовых насаждений, огорода, а также размещения ульев в полосе отвода (65 метров) земли для нужд железной дороги, как и не были представлены доказательства, указывающие на отсутствие угрозы безопасности движения источников повышенной опасности по названному участку.

Согласно п.п. 8,12,16 Положения о порядке использования земель феде­рального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденных при­казом МПС РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц, в полосе отвода в местах прилегания к сельскохо­зяйственным угодьям не допускается разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности. Свободные земельные участки в полосе отвода, отно­сящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут предоставляться в срочное пользо­вание физическим лицам для различных целей, если при этом будут соблюдаться требова­ния безопасности движения. Временным пользователям в пределах полосы отвода не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения.

Согласно ст. 87 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые расположены за чертой поселения и используются для обеспечения деятельности организаций и эксплуата­ции объектов транспорта.

Из ст. 2 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транс­порте в РФ» следует, что полоса отвода железных дорог — это земельные участки, прилегаю­щие к железнодорожным путям, предназначенные для размещения железнодорожных стан­ций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорож­ных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого желез­нодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникнове­ния транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юриди­ческих лиц.

Согласно п. 6.8. СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городской и сельских поселений» жилую постройку необходимо от­делять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать различные объекты. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Верно оценив фактические обстоятельства дела, дав правильную оценку правоустанавливающим документам, а также правильно применив по делу указанные нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности исковых требований ОАО «РЖД» в части освобождения спорного земель­ного участка в пределах полосы отвода от плодовых деревьев, кустарников, огорода ответчика.

Вместе с тем суд обосновано отказал в иске в части освобождения ответчиком земельного участка от из­городи, а также в части предоставления свободного доступа к колодцу, поскольку на ука­занные объекты за Б*** признано право собственности.

В части требований о переносе пчелиных ульев суд обосновано указал на недопустимость размещения ответчиком пчел лишь в пределах отвода земли для нужд железной дороги в период активности пчелосемей, с весны до осени. Суд также правильно указал и на то обстоятельство, что отсутствуют правовые основания для переноса пчелосемей на большее расстояние – за пределы двух километров от железнодорожного полотна.

Оспаривая решение суда в указанной части, представитель ОАО «РЖД» не представил в судебную коллегию доказательств, указывающих на принадлежности колодца железной дороге, как не привел убедительные доводы о необходимости и правомерности переноса ульев на большее расстояние.

По мнению судебной коллегии, доводы, приведенные кассаторами в жалобах, выводов суда не опровергают, поэтому они не могут повлечь отмену решения суда.

Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Таким образом, следует признать решение суда законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новомалыклинского районного суда от 11 января 2007 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Б*** и открытого акционерного общества «Российские железные дороги» — без удовлетворения.

председательствующий

судьи

admin