Полномочия национальной гвардии

Пресс-служба Управления Росгвардии Владимирской области прислала ответ на редакционный запрос ПроВладимира. 8 июля на портале опубликовали материал о том, как сотрудник ведомства требовал у бывшего коллеги телефон, чтобы ознакомиться с его содержимым. Несмотря на прессинг правоохранителя, Кирилл Васильев смог сохранить конфиденциальность данных в своем гаджете. Публикация об этом инциденте набрала более 100 тысяч просмотров. В Росгвардию было направлено обращение с просьбой разъяснить полномочия сотрудников ведомства.

Для начала предыстория вопроса.

В неприятной ситуации оказался сегодня экс-сотрудник ПроВладимира Кирилл Васильев. Он шел из Константино-Еленинского храма, где работает певчим, и был остановлен росгвардейцами. Правоохранители спросили, использует ли он приложение Telegram, а также потребовали разблокировать телефон, чтобы ознакомиться с его содержимым.

В своем профиле Twitter Владимир написал: «Меня только что остановили в Добром сотрудники Росгвардии и попросили разблокировать телефон. Отказался. Сказали, что сейчас подгонят ориентировку, что якобы мой телефон ворованный и все равно разблокируют. Через 15 минут разговора отпустили. Представился сотрудник «Муратом»».

Как рассказал Кирилл, росгвардейцы остановили его около девяти утра в частном секторе на улице Маяковского, которая расположена параллельно Добросельской:

«На мне была спортивная толстовка, черные штаны. Еще яркая футболка, но со спины, возможно, я выглядел подозрительно. Сначала росгвардейцы просто ехали за мной на машине, потом поравнялись и я решил их пропустить вперед, потому что там узкая улица, а за забором собаки…»

Машина остановилась, один из сотрудников остался в салоне, второй вышел на улицу. Как отмечает Кирилл, зрелище было внушительное — на груди у росгвардейца висел автомат, причем палец он держал на курке. Представился росгвардеец только после соответствующей просьбы и максимально коротко — «Мурат».

«Спросил, откуда я иду. Я ответил. Мне сказали: «Ты врешь, ты идешь оттуда снизу». Я говорю: «Вы меня остановили по подозрению, что я закладки делаю?» Отвечают: «Нет, ты это додумываешь». После этого меня спросили, установлен ли у меня Telegram, и попросили разблокировать телефон. Я отказался, сказал, что они не имеют права так это требовать, потому что там моя конфиденциальная информация. Росгвардеец уточнил, есть ли мне что скрывать. Я ответил: «Конечно, у меня там фотографии приватного характера, мне было бы неловко, если бы вы их смотрели», — пояснил Кирилл Васильев.

Разговор продолжился выяснениями на тему «у кого какие права». По словам Кирилла, сотрудник Росгвардии предложил назвать закон, по которому он не может получить доступ к телефону прохожего, и подчеркнул, что их ведомство — не полиция. Также он сообщил, что может «подогнать» гаджет под какую-нибудь ориентировку на украденные телефоны, после чего разблокировать аппарат все равно придется. А Кирилла при этом задержат, и тогда все будет так, как он хочет — с протоколом и понятыми.

«Разговор ходил по кругу, пока я не сказал, что семь лет работал журналистом, то есть новости читаю, про Ивана Голунова слышал, а еще с ФСКН сотрудничал и даже грамоты есть за статьи. Тогда росгвардеец спросил, кто был начальником ФСКН в последнее время. Я не вспомнил, но назвал другие фамилии — Губарев, Кукушкин, Мокшина. Эти фамилии его как-то успокоили. Он говорит: «Ну, ты понимаешь, что странно выглядишь и шел непонятно откуда, мы тебя в этом районе раньше никогда не видели». Как-то на нет все претензии сошли. Но он еще раз сказал, что есть куча способов, чтобы я показал им свой телефон», — рассказал Кирилл Васильев.

Хотя вся эта история разрешилась для Кирилла вполне благополучно, осадочек, как говорится, остался. Как вести себя добропорядочному горожанину, если росгвардейцы просят его предъявить и разблокировать телефон? И законны ли, вообще, эти требования?

Редакция ПроВладимир обратились за разъяснениями к адвокату Максиму Никонову, сотрудничающему с международной правозащитной группой «Агора». Он напомнил, что деятельность Росгвардии регулируется ФЗ от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации». В случае проведения досмотра гражданина применяются положения статьей 27.7 Кодекса об административных правонарушениях.

Согласно КоАП, личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Но могут быть и исключительные случаи, когда понятые не требуются — если у правоохранителей есть достаточные основания полагать, что у гражданина при себе есть оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия.

Должен ли составляться протокол о личном досмотре и досмотре вещей, находящихся при физическом лице? Ответ короткий — да. Еще варианты — делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Копия документа вручается лицу, подвергнутому досмотру, по его просьбе.

А вот требования сотрудников Росгвардии разблокировать телефон или сообщить пароль от гаджета — незаконны.

«Закон не предусматривает такое полномочие для сотрудников Росгвардии, полиции и т.п. Соответственно, у человека нет и обязанности сообщать пароль или разблокировать телефон. Отказ дать пароль нельзя рассматривать как неповиновение законным требованиям сотрудников Росгвардии или полиции. В свою очередь подобные попытки со стороны властей могут быть расценены как посягательство на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, которая гарантирована ч.2 ст. 23 Конституции РФ. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения», — разъяснил адвокат.

Также Максим Никонов дал общие рекомендации по общению с сотрудниками Росгвардии и полиции. По его словам, вести себя нужно вежливо и спокойно — не хамить правоохранителю, не хватать за форму или части тела, не наносить удары и не упираться. Если вы планируете в будущем подавать жалобу на действия правоохранителей, то требуйте оформления всех протоколов:

«Это может быть протокол об административном правонарушении, протоколы досмотра, задержания, доставления. Также не отказывайтесь от подписи в протоколе. Отказ от подписи не делает протокол недействительным, но это лишает вас возможности изложить свою позицию в протоколе. Наоборот, если вы не согласны с действиями сотрудника Росгвардии — укажите на эти нарушения в протоколе».

Согласно же ответу Росгвардии, Федеральный закон «О войсках национальной гвардии РФ» не обязывает росгвардейцев при обращении к гражданину называть свои должность, звание, фамилию, а также предъявлять служебное удостоверение. Представиться рекомендуется — для недопущения конфликтных ситуаций, но не в случаях пресечения преступлений и административных правонарушений.

На вопрос ПроВладимира о правомерности требований предъявить и разблокировать телефон, в пресс-службе Росгвардии заявили, что ситуация и обстоятельства не конкретизированы (видимо, саму публикацию решили в расчет не брать). Тем не менее поясняется, что сотрудники ведомства вправе задерживать подозреваемых в совершении преступления до передачи в органы МВД. Сами подозреваемые и их вещи при этом подвергаются досмотру.

Если сотрудник войск национальной гвардии имеет достаточные основания считать гражданина подозреваемым в совершении преступления, то сотовый телефон может быть признан вещественным доказательством. Если оснований для «возведения в ранг» подозреваемого недостаточно, то росгвардеец может предложить гражданину «в добровольном порядке предоставить мобильный телефон, а также с его согласия ознакомиться с содержащимися в нем медиафайлами, которые могут способствовать пресечению преступлений».

На вопрос о личном досмотре граждан росгвардейцами, в ведомстве сослались на статью 27.7 КоАП РФ — процедура проводится лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Но могут быть и исключительные случаи, о которых мы уже упоминали в предыдущей статье после консультации с адвокатом международной правозащитной группы «Агора» Максимом Никоновым.

«Одновременно обращаем внимание, что визуальное изучение гражданина и находящихся при нем вещей с его согласия является осмотром, которое не требует процессуального оформления», — добавили в Росгвардии.

Резюмируем: росгвардеец представляться не обязан и может визуально осмотреть вещи гражданина без составления протокола. Но для указанной процедуры требуется согласие последнего, если, конечно, речь не идет о подозреваемом в совершении преступления.

ПроВладимир

щий (сотрудник) войск национальной гвардии, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения (проникновения), за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан и военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при вхождении (проникновении) в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному командиру (начальнику) и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

4. О каждом случае вхождения (проникновения) военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента вхождения (проникновения) информируются собственник этого помещения и (или) проживающие в нем граждане, если такое вхождение (проникновение) было осуществлено в их отсутствие.

5. О каждом случае вхождения (проникновения) военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии в жилое помещение помимо воли проживающих (находящихся) в нем граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

6. Порядок информирования военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии своего непосредственного командира (начальника), собственника помещения и (или) проживающих в нем граждан и прокурора о случае вхождения (проникновения) в жилое помещение определяется руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

7. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии принимают меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если вхождение (проникновение) сопровождалось действиями, предусмотренными частью 2 настоящей статьи.

Статья 13. Оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов

1. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии вправе производить оцепление (блокирование) участков местности (акватории):

1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) при проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

2. При оцеплении (блокировании) участков местности (акватории) может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, плавучих средств (судов) и пловцов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления или административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

3. Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и других объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни или здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

4. При осуществлении действий, указанных в частях 1 — 3 настоящей статьи, военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии принимают меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняют гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

5. Порядок и перечень должностных лиц, принимающих решение об осуществлении оцепления (блокирования) участков местности (акватории), жилых помещений, строений и других объектов, определяются руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 14. Формирование и ведение банков данных о гражданах

1. Войска национальной гвардии вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на войска национальной гвардии задач, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее — банки данных).

2. Формирование и ведение банков данных осуществляются войсками национальной гвардии в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

3. Внесению в банки данных подлежит информация:

1) о лицах, получивших удостоверение частного охранника;

2) о лицах, владеющих оружием;

3) о лицах, получивших лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности. (Пункт введен — Федеральный закон от 05.12.2017 № 391-ФЗ)

4. Войска национальной гвардии обеспечивают защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

5. Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется органам внутренних дел (полиции) и их должностным лицам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственным органам и их должностным лицам; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

6. Войска национальной гвардии обязаны обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

7. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

8. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Статья 15. Полномочия войск национальной гвардии по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции

1. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии в целях обеспечения режима чрезвычайного положения вправе:

1) временно запрещать или ограничивать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, плавучих средств (судов) и пловцов на акватории, осуществлять их досмотр в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан;

2) использовать в неотложных случаях транспортные средства, принадлежащие организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций, а также транспортных средств специального назначения), транспортные средства и плавучие средства (суда), принадлежащие организациям или гражданам, для проезда к месту чрезвычайных ситуаций и при других чрезвычайных обстоятельствах, для доставления в медицинские организации лиц, нуждающихся в скорой медицинской помощи, а также для преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, и доставления их в полицию;

3) не допускать граждан в целях защиты их жизни, здоровья и имущества на отдельные участки местности и объекты; обязывать их покинуть указанные участки местности и объекты;

4) беспрепятственно пользоваться в служебных целях линиями, каналами и средствами связи, принадлежащими организациям (за исключением линий, каналов и средств связи, принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям иностранных государств и представительствам международных организаций);

5) безвозмездно получать от организаций информацию, необходимую для исполнения военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии служебных обязанностей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации установлен иной порядок получения соответствующей информации;

6) осуществлять проверку у граждан документов, удостоверяющих их личность, при наличии данных о том, что у граждан имеется оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, специальные средства, производить личный досмотр граждан, досмотр их вещей, жилых и иных помещений, транспортных средств, плавучих средств (судов);

7) задерживать граждан, нарушивших правила комендантского часа, установленные в соответствии с федеральным законодательством, до его окончания, а лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность, задерживать до установления их личности, но не более чем на срок, предусмотренный федеральным законодательством, с последующим их доставлением в полицию;

8) принимать неотложные меры по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других чрезвычайных обстоятельствах, при обеспечении режима чрезвычайного положения, в том числе на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.

2. Военнослужащим (сотрудникам) войск национальной гвардии в целях обеспечения режима военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также участия в контртеррористической операции предоставляется право на применение мер и временных ограничений, предусмотренных соответственно федеральным законодательством о военном положении и о противодействии терроризму.

Статья 16. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и их должностных лиц, железнодорожных перевозчиков, перевозчиков на внутреннем водном транспорте и воздушном транспорте по содействию войскам национальной гвардии в выполнении возложенных на них задач

1. Федеральные органы исполнительной власти и их должностные лица в пределах своих полномочий:

1) предоставляют на бесплатной основе воздушным судам (кораблям, катерам, плавучим средствам (судам) войск национальной гвардии при выполнении ими задач по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, задач в условиях контртеррористической операции и других чрезвычайных ситуаций право на использование в первоочередном порядке воздушного (водного) пространства, посадку, стоянку, взлет, получение навигационной, метеорологической и иной информации, необходимой для обеспечения полетов (кораблевождения), в аэропортах, на аэродромах, посадочных площадках (в морских и речных портах, у причалов), находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

2) осуществляют на платной основе заправку воздушных судов (кораблей, катеров, плавучих средств (судов) войск национальной гвардии, выполняющих возложенные на них задачи, горючим и смазочными материалами, обеспечение их водой и электроэнергией, а также запасными частями;

3) представляют войскам национальной гвардии необходимую информацию в целях реализации возложенных на войска национальной гвардии полномочий. Порядок представления такой информации определяется совместными решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области связи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области транспорта, и другие федеральные органы исполнительной власти предоставляют войскам национальной гвардии на бесплатной основе линии, каналы и средства связи при выполнении ими задач по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, задач в условиях контртеррористической операции и других чрезвычайных ситуаций.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны:

1) предоставляет войскам национальной гвардии воздушные, морские и речные суда, плавучие средства, вооружение, технику, продовольственное, вещевое и медицинское имущество при выполнении задач по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, задач в условиях контртеррористической операции и других чрезвычайных ситуаций;

2) осуществляет накопление и эшелонирование запасов вооружения, техники, технических средств, боеприпасов, горючего и смазочных материалов, запасных частей, продовольствия, вещевого, медицинского и другого имущества на базах, складах и в арсеналах Вооруженных Сил Российской Федерации для войск национальной гвардии на военное время;

3) оказывает помощь в ремонте и восстановлении поврежденных и вышедших из строя вооружения и техники войск национальной гвардии;

4) предоставляет в случае необходимости полигоны, учебные центры и другие объекты учебно-материальной базы для подготовки войск национальной гвардии к выполнению служебно-боевых задач;

5) оказывает помощь в лечебных и лечебно-эвакуационных мероприятиях войск национальной гвардии.

4. Железнодорожные перевозчики, перевозчики на внутреннем водном транспорте и воздушном транспорте:

1) по заявкам органов управления войск национальной гвардии в первоочередном порядке за плату предоставляют обусловленное заявкой количество железнодорожного подвижного состава (контейнеров), мест в пассажирских поездах, морских и речных судах, воздушных судах в целях своевременного осуществления воинских и специальных железнодорожных перевозок, включая отправки воинских эшелонов (транспортов) и перевозки следующих самостоятельно военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии (в том числе для осуществления внеплановых перевозок);

2) предоставляют органам управления войск национальной гвардии необходимую информацию об осуществлении воинских и специальных железнодорожных перевозок, выполняемых по заявкам органов управления войск национальной гвардии, в том числе об отправке и продвижении воинских эшелонов (транспортов) и военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии.

5. Должностные лица органов управления на транспорте, военные коменданты, представители военно-транспортных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, и органов специальных перевозок федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере внутренних дел, оказывают содействие в перевозке в первоочередном порядке военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии при выполнении ими задач по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, задач в условиях контртеррористической операции и других чрезвычайных ситуаций, а также в перевозке указанных военнослужащих (сотрудников) при выполнении иных задач, возложенных на войска национальной гвардии.

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области управления государственным материальным резервом, осуществляет накопление и содержание запасов горючего и смазочных материалов, продовольствия и других материально-технических средств для войск национальной гвардии в государственном материальном резерве.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований (местные администрации) и их должностные лица оказывают содействие войскам национальной гвардии в выполнении возложенных на них задач, предоставляют в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, войскам национальной гвардии здания (помещения), сооружения и земельные участки на период подготовки и выполнения ими служебно-боевых задач.

8. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 11.10.2018 № 364-ФЗ)

Статья 17. Обеспечение полетов воздушных судов войск национальной гвардии

Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов войск национальной гвардии (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов таких воздушных судов (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками) осуществляется на бесплатной основе.

Глава 3. Применение военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники и порядок их применения

1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники лично или в составе подразделения (группы), а командиры (начальники) имеют право отдавать приказы об их применении в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, и на умение оказывать первую помощь пострадавшим в результате их применения.

3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии перед применением физической силы, специальных средств, оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств, оружия, о том, что он является военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии. В случае применения физической силы, специальных средств или оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, входящий в состав подразделения (группы).

4. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства, оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни или здоровью гражданина или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии либо может повлечь за собой иные тяжкие последствия, а также при отражении нападения на охраняемые объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях и собственные объекты войск национальной гвардии.

5. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии при применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства, оружие, боевая и специальная техника, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

6. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии

III. Обязанности и права должностных лиц

18. Должностные лица, ответственные за организацию службы дежурной смены, обязаны:

18.1. Обеспечить подбор, расстановку и обучение сотрудников дежурной смены, эффективное выполнение возложенных на дежурную смену задач.

18.2. Проводить инструктажи заступающих дежурных смен.

18.3. Проводить не реже одного раза в квартал практические тренировки по отработке вариантов отражения нападений на административные здания в соответствии с графиком, утверждаемым начальником УВО или филиала.

18.4. Осуществлять в соответствии с ежемесячным графиком проверок, утверждаемым начальником УВО или филиала, контроль за несением службы сотрудниками дежурной смены, сохранностью, выдачей (приемом) оружия, ССиСИБ, техники связи, служебного транспорта, дубликатов ключей от замков дверей на охраняемых объектах в соответствии с условиями договора охраны имущества физических и юридических лиц , ведением служебной документации, состоянием комплекса инженерно-технических средств охраны.

Далее — «договор».

18.5. Требовать от сотрудников дежурной смены соблюдение ими служебной дисциплины.

18.6. Вести учет результатов работы сотрудников дежурных смен.

18.7. Принимать меры (в пределах компетенции) по обеспечению должностных лиц дежурной смены оружием, служебным транспортом, ССиСИБ, техникой связи, средствами автоматизации и иным имуществом, необходимым для организации службы дежурной смены в соответствии с нормами обеспечения, а также служебной документацией.

19. Старший дежурной смены отвечает за несение службы личным составом дежурной смены и нарядов СПВО, а также за сохранность принятого им оружия, ССиСИБ, техники связи, средств автоматизации, дубликатов ключей от замков дверей на охраняемых объектах, ключей от замков зажигания служебного транспорта и имущества, закрепленного за ЦОУ (ГОСДН).

20. Старший дежурной смены обязан:

20.1. Контролировать:

выполнение служебных задач сотрудниками дежурной смены и подразделений вневедомственной охраны;

работу дежурных пульта управления пункта централизованной охраны.

20.2. Выдавать (принимать):

сотрудникам подразделений вневедомственной охраны оружие, а также контролировать своевременность его сдачи;

дубликаты ключей от замков дверей на охраняемых объектах должностным лицам, уполномоченным начальником УВО или филиала , под личную подпись в журнале выдачи и приема дубликатов ключей от замков дверей на охраняемых объектах для осмотра и повторного закрытия охраняемых объектов (приложение N 2 к настоящему Руководству).

Далее — «уполномоченное должностное лицо».

20.3. Организовать:

охрану административного здания;

выдачу (прием) сотрудникам УВО или филиала ССиСИБ, техники связи по книге выдачи и приема техники связи (приложение N 3 к настоящему Руководству), служебной документации, а при отсутствии в подразделении вневедомственной охраны автотранспортного хозяйства — ключей от замков зажигания служебного транспорта и путевой документации;

прием (передачу) сотрудниками дежурной смены ССиСИБ, техники связи, средств автоматизации, служебной документации ЦОУ (ГОСДН) и имущества, закрепленного за ЦОУ (ГОСДН), а при отсутствии в подразделении вневедомственной охраны автотранспортного хозяйства — ключей от замков зажигания служебного транспорта и путевой документации в период приема (сдачи) дежурства;

проверку работоспособности техники связи, охранных, охранно-пожарных и тревожных сигнализаций, систем видеонаблюдения, звукозаписи и оповещения, установленных в административном здании;

мониторинг оперативной обстановки при несении службы нарядами СПВО на территории муниципального образования (района, поселения), в том числе нескольких муниципальных образований ;

Далее — «территория обслуживания СПВО».

прием докладов от сотрудников нарядов СПВО о состоянии оперативной обстановки на территории обслуживания СПВО;

контроль за несением службы нарядами СПВО с использованием систем мониторинга подвижных объектов, техники связи и технических средств;

контроль за расстановкой нарядов СПВО в соответствии со сводной дислокацией постов и маршрутов патрулирования (движения);

контроль за соблюдением сотрудниками нарядов СПВО правил ведения радиообмена;

незамедлительное информирование аварийно-спасательных служб о чрезвычайных происшествиях на охраняемых объектах, маршрутах патрулирования (движения) нарядов СПВО;

проверку информации по запросам нарядов СПВО по оперативно-справочным и розыскным учетам федеральных (региональных) баз данных;

управление нарядами СПВО и их оперативное реагирование при срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализаций на подключенных к ПЦН войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью ТСО.

20.4. Доводить сотрудникам нарядов СПВО информацию о состоянии оперативной обстановки на территории обслуживания СПВО, маршрутах патрулирования (движения), происшествиях за истекшие и текущие сутки, состоянии охраняемых объектов, оперативно-профилактических мероприятиях, погодных условиях, дорожной обстановке.

20.5. Сообщать в дежурную часть территориального органа МВД России о фактах обнаружения признаков преступления, а также по результатам реагирования нарядов СПВО на сигналы «тревога» об административных правонарушениях и происшествиях, требующих прибытия полиции, органов следствия или дознания.

20.6. Оповещать личный состав подразделения вневедомственной охраны при поступлении сигналов (команд) оповещения.

20.7. Вести книгу приема и сдачи дежурств, в которой заполняется рапорт (приложение N 4 к настоящему Руководству).

20.8. Докладывать начальнику УВО или филиала (командиру СПВО) результаты службы за дежурство, а также о выявленных неисправностях техники связи, средств автоматизации, систем видеонаблюдения, звукозаписи и оповещения, охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализаций на подключенных к ПЦН войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью ТСО.

21. Старший дежурной смены имеет право:

21.1. Требовать от личного состава подразделения вневедомственной охраны поддерживать внутренний порядок в служебных помещениях, соблюдения служебной дисциплины, правил пожарной безопасности, а также правил ношения форменной одежды сотрудниками.

21.2. В отсутствии начальника УВО или филиала (командира СПВО) вносить изменения в расстановку нарядов СПВО с последующим докладом начальнику УВО или филиала (командиру СПВО).

22. В целях обеспечения пожарной безопасности в административном здании сотрудники дежурной смены обязаны:

22.1. Знать требования пожарной безопасности, порядок использования системы оповещения о пожаре, планы (схемы) эвакуации личного состава, инструкцию по требованиям пожарной безопасности, порядок отключения электроэнергии, газо- и водоснабжения в административном здании, а также номера вызова экстренных оперативных служб.

22.2. Уметь пользоваться охранно-пожарной сигнализацией и средствами пожаротушения.

22.3. Осуществлять контроль за соблюдением личным составом подразделений вневедомственной охраны и посетителями, находящимися в административном здании, требований пожарной безопасности и противопожарного режима.

23. Сотрудникам дежурной смены запрещается:

23.1. Использовать служебный транспорт, закрепленный за ЦОУ (ГОСДН), в случаях, не связанных с исполнением обязанностей, предусмотренных настоящим Руководством.

23.2. Покидать место несения дежурства, за исключением случаев:

осуществления доклада начальнику УВО или филиала (командиру СПВО) о приеме (сдаче) дежурства или о состоянии оперативной обстановки;

присутствия на инструктажах нарядов СПВО;

обхода административного здания и контроля за выполнением личным составом подразделения вневедомственной охраны правил пожарной безопасности;

приема пищи и отдыха (сна), отправления естественных потребностей;

убытия к месту происшествия с участием личного состава подразделения вневедомственной охраны;

убытия на охраняемый объект для постановки охраняемого объекта под централизованную охрану при отсутствии видимых следов проникновения на охраняемый объект .

Далее — «повторное закрытие».

24. Сотрудники дежурной смены покидают место несения дежурства в соответствии с абзацами шестым и седьмым подпункта 23.2 пункта 23 настоящего Руководства при наличии в составе дежурной смены не менее трех сотрудников. Если в составе дежурной смены менее трех сотрудников, то по решению начальника УВО или филиала в указанный период к несению службы в составе дежурной смены привлекаются сотрудники подразделений вневедомственной охраны, указанные в пункте 10 настоящего Руководства.

25. При получении информации служебного характера должностные лица дежурной смены вносят запись об указанной информации в рабочий журнал дежурной смены (приложение N 5 к настоящему Руководству).

26. Заместитель директора, ответственный за деятельность подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии, вправе утверждать перечень служебной документации ЦОУ (ГОСДН).

Федеральный закон принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом уточняются общие полномочия войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях.

В этих целях в Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» вносится изменение, согласно которому войска национальной гвардии Российской Федерации наделяются полномочием по доставлению плавучих средств (судов) и орудий совершения административного правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральным законом уточняется перечень административных правонарушений, при выявлении которых военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации вправе доставлять физических лиц в служебные помещения в целях составления протокола об административном правонарушении, а также перечень административных правонарушений, за совершение которых протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации.

Статус материала

Опубликован в разделе: Документы

Дата публикации: 11 октября 2018 года, 16:25

Ссылка на материал: kremlin.ru/d/58782

Текстовая версия

3 июля 2016 года N 226-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года
Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение

Статья 2. Задачи войск национальной гвардии

Статья 3. Правовая основа деятельности войск национальной гвардии

Статья 4. Принципы деятельности войск национальной гвардии

Статья 4.1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности войск национальной гвардии

Статья 5. Общий состав войск национальной гвардии

Статья 6. Руководство и управление войсками национальной гвардии

Статья 7. Дислокация войск национальной гвардии

Глава 2. Полномочия войск национальной гвардии

Статья 8. Полномочия войск национальной гвардии

Статья 9. Общие полномочия войск национальной гвардии

Статья 10. Задержание

Статья 11. Вскрытие транспортного средства

Статья 12. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории)

Статья 13. Оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов

Статья 14. Формирование и ведение банков данных о гражданах

Статья 15. Полномочия войск национальной гвардии по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции

Статья 16. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и их должностных лиц, железнодорожных перевозчиков, перевозчиков на внутреннем водном транспорте и воздушном транспорте по содействию войскам национальной гвардии в выполнении возложенных на них задач

Статья 17. Обеспечение полетов воздушных судов войск национальной гвардии

Глава 3. Применение военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники и порядок их применения

Статья 19. Применение физической силы

Статья 20. Применение специальных средств

Статья 21. Применение оружия

Статья 22. Применение боевой и специальной техники

Статья 23. Гарантии личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей

Глава 4. Личный состав войск национальной гвардии

Статья 24. Военная служба, служба в войсках национальной гвардии. Комплектование войск национальной гвардии личным составом

Статья 24.1. Меры по обеспечению собственной безопасности войск национальной гвардии

Статья 24.2. Присяга сотрудника войск национальной гвардии

Статья 25. Подготовка кадров для войск национальной гвардии

Глава 5. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии

Статья 26. Порядок выполнения военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии возложенных на них задач

Статья 27. Предоставление отдельным категориям военнослужащих войск национальной гвардии жилых помещений

Статья 28. Медицинское обеспечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы (службы), членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии)

Статья 29. Право военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии на бесплатный проезд

Глава 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии

Статья 30. Финансовое обеспечение войск национальной гвардии

Статья 31. Материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии

Статья 32. Имущество войск национальной гвардии, порядок использования земельных участков

Глава 7. Прокурорский надзор за деятельностью войск национальной гвардии

Статья 33. Прокурорский надзор

Глава 8. Заключительные положения

Статья 34. Заключительные положения

Статья 35. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

admin