Полная гибель автомобиля

Страхование КАСКО в любой страховой компании предусматривает такое понятие, как «тотальная» (или «полная фактическая», или «конструктивная») гибель автомобиля. Независимо от используемых терминов, смысл понятия в том, что иногда повреждения, нанесенные транспортному средству, настолько велики, что его ремонт становится экономически нецелесообразным.

Определение «тотальной гибели» формулируется в правилах КАСКО, как правило, примерно следующим образом: «… это причинение таких повреждений, когда стоимость восстановительного ремонта равна или превышает N% от стоимости ТС на момент заключения договора».

Процент N, при котором ТС считается «тотальным» во всех компаниях различается и, обычно, колеблется от 65 до 75%. Что же касается урегулирования убытков в этом случае, большинство страховщиков придерживается примерно одинакового подхода к этому вопросу.

Варианты для страхователя, если его ТС признано «тотальным» по КАСКО

Предположим, автомобиль был застрахован на миллион рублей, то есть в размере его действительной стоимости на момент расчета цены КАСКО и заключения договора. Произошел страховой случай (ДТП, пожар, стихийное бедствие), после которого независимая экспертиза, осмотрев автомобиль, приходит к выводу, что для полноценного ремонта авто потребуется свыше 700 тысяч рублей, то есть, грубо говоря, повреждено более 70% ТС. Процентный порог, определенный Правилами КАСКО (в СК из нашего примера) превышен, следовательно, имеет место «полная конструктивная гибель» ТС.

В этом случае страховая компания предложит клиенту два варианта дальнейшего развития событий.

  • Заявить об отказе от автомобиля в пользу страховой компании (передать ей право собственности на него). После чего получить выплату в размере страховой суммы, определенной договором КАСКО, за вычетом амортизационного износа* (а также франшизы и иных, предусмотренных условиями страхования вычетов).
  • Автомобиль остается в собственности страхователя. Ему будет выплачена страховая сумма, из которой вычтут не только амортизационный износ, но и стоимость «годных остатков ТС**» (ГОТС).

*Проценты амортизационного износа у каждой страховой компании свои, они записаны в Правилах КАСКО.

**Годные остатки ТС – это сохранившиеся детали (запчасти, агрегаты) автомобиля, которые годятся для дальнейшей эксплуатации, т.е. их можно демонтировать и продать на рынке подержанных запчастей.

Какой вариант выгоднее для страхователя?

При выборе варианта нужно исходить из величины страховой суммы, процентов амортизационного износа, стоимости годных остатков и собственных возможностей в плане ремонта ТС или реализации уцелевших запчастей.

Если страховой случай произошел, когда проценты амортизации не успели «набежать», договором не предусмотрена франшиза и другие «вычеты», наилучшее решение – отдать ТС страховой компании, получить практически полную страховую сумму и приобрести новый автомобиль.

Но ситуация может сложиться и таким образом, что гораздо выгоднее будет забрать автомобиль себе и рассмотреть вариант самостоятельного ремонта или самостоятельной реализации годных остатков.

Полная гибель автомобиля (тотал) по КАСКО — что важно знать?

Особенно, если есть хорошие «завязки» в автомастерских.

В любом случае, прежде чем заключить со страховой компанией дополнительное соглашение о выплате по «тотал», нужно максимально «проанализировать» ситуацию и иметь представление о размере выплаты, как по первому варианту, так и по второму.

На что следует обратить внимание?

  • Иногда страховой компании выгоднее признать полную гибель автомобиля, чем ремонтировать его. Особенно, если нет третьего лица, с которого в порядке суброгации можно будет взыскать потраченные на клиента деньги. Кроме этого, стоимость ремонта близкого к порогу «тотал» автомобиля достаточно велика, и страховой компании придется не только оплатить его, но и продолжать нести ответственность весь оставшийся до окончания договора КАСКО срок. Поэтому, сотрудничающая со страховой компанией экспертная фирма, вполне может искусственно завысить стоимость ремонта. Если результаты оценочной экспертизы от страховщика не устраивают, страхователь вправе проконсультироваться у другого оценщика.
  • Эксперты, ангажированные страховщиком, также могут завысить стоимость годных остатков, если страхователь принял решение забрать автомобиль себе. Если возник спор по стоимости ГОТС, целесообразно сделать альтернативную оценку и попробовать договориться с СК миром, либо обращаться в суд.
  • Ответственность за сохранность битого ТС лежит исключительно на страхователе. Если в процессе рассмотрения страхового случая автомобилю будет нанесен дополнительный ущерб (например, украдут какие-либо агрегаты), данный убыток страховая компания возмещать не будет.

Если определение «полной конструктивной гибели» автомобиля устраивает и страховую компанию, и страхователя, не стоит забывать, что денежные интересы двух этих сторон прямо противоположны. И перед тем, как заключить со страховой компанией дополнительное соглашение, касающееся права собственности на «тотальное» ТС, имеет смысл тщательно взвесить все «за» и «против». Особенно, если СК подозрительно настойчиво пытается «навязать» какой-либо определенный вариант.

Глава 5. Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства

Выплата по КАСКО при полной гибели автомобиля

Комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) поврежденного транспортного средства, исправные, имеющие остаточную стоимость и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых планируется в процессе ремонта) и реализовать (годные остатки транспортного средства) должны отвечать следующим условиям:

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узлы или агрегаты, кроме того, должны находиться в работоспособном состоянии;

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных производителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);

детали не должны иметь следов предыдущих ремонтных воздействий (например, следов правки, рихтовки, шпатлевания).

5.2. В случае когда страховщик по согласованию с потерпевшим организовал и оплатил замену деталей, к годным остаткам относятся детали (узлы), которые поставляются только в комплекте и которые подлежат оплате страховщиком в качестве комплекта, из которого только часть подлежит использованию при восстановительном ремонте, а также комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые в условиях ремонтной организации, проводящей ремонт, не могут быть отремонтированы, но технологии ремонта которых существуют на рынке. Расчет стоимости таких комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) производится на основании отдельного письменного поручения заказчика (страховщика, потерпевшего).

5.3. Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) определяется по данным специализированных торгов, осуществляющих открытую публичную реализацию поврежденных транспортных средств (определяется стоимость годных остатков в сборе). В отсутствие специализированных торгов допускается использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков проводится расчетным методом в соответствии с требованиями глав 2, 3, 4 настоящей Методики.

5.4. Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не производится в случае, если:

транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) либо оценено путем обработки данных универсальных площадок продажи подержанных транспортных средств в срок, не превышающий 15 дней;

транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.

Расчетный метод торгов применяется при условии подробного обоснования невозможности определения их стоимости иными методами, предусмотренными настоящей Методикой.

5.5. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу определяется по формуле:

,

где:

Ц — стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;

— коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;

— коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;

— коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;

— процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства, %;

n — количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).

5.6. Коэффициент снижения стоимости годных остатков, учитывающий затраты на разборку, дефектовку, хранение, продажу, рекомендуется принимать равным 0,7 для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых автомобилей и мототехники и равным 0,6 для грузовых автомобилей, автобусов, специальной техники.

5.7. Величина коэффициента , учитывающего срок эксплуатации транспортного средства на момент определения стоимости годных остатков, а также спрос на неповрежденные детали определяется в соответствии с приложением 9 к настоящей Методике.

5.8. Величина коэффициента, учитывающего объем (степень) механических повреждений транспортного средства , а также процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства определяются в соответствии с приложением 10 к настоящей Методике.

5.9. Не подлежащие дальнейшему использованию по назначению остатки транспортного средства определяются стоимостью лома черных или цветных металлов, входящих в их конструкцию, на основании выборки данных специализированных организаций, осуществляющих сбор и обработку лома. Стоимость остатков, изготовленных из неметаллических материалов, не определяется.

Главная / Архив номеров / № 2 (42) 2015 /Статья Полная гибель автомобиля: сколько должна заплатить страховая компания за транспортное средство, не подлежащее ремонту

Полная гибель автомобиля: сколько должна заплатить страховая компания за транспортное средство, не подлежащее ремонту

В большинстве случаев ущерб от ДТП определяется как расходы на восстановительный ремонт (с учетом износа запчастей или без такового). Иначе обстоит дело в случае полной гибели транспортного средства – когда транспортное средство уничтожено в натуре (например, сгорело), а также когда восстановительный ремонт автомобиля технологически затруднен и экономически не целесообразен.

Сергей Семенов, магистр юриспруденции

Подходы к оценке экономической целесообразности ремонта и расчету величины причиненного ущерба разнятся в зависимости от вида страхования – ОСАГО или КАСКО.

Полная гибель транспортного средства в контексте ОСАГО наступает в случаях, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость (пп. «а» п. 18 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО»). При этом следует иметь в виду, что, несмотря на однозначное указание закона о стоимости ремонта в 100 и более процентов от стоимости имущества, большинство экспертных методик констатируют полную гибель уже при достижении стоимости ремонта отметки в 80% цены автомобиля. Невозможность ремонта может быть установлена вообще без проведения расчета его стоимости на основании только осмотра транспортного средства, если к этому есть объективные показатели (нет смысла считать, во сколько обойдется ремонт полностью сгоревшего автомобиля).

Размер ущерба для целей ОСАГО при полной гибели определяется как действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Действительная стоимость имущества – это среднерыночная цена автомобиля на дату ДТП в доаварийном состоянии. Определяется, как правило, путем сравнения предложений на вторичном рынке по той же марке и модели транспортного средства с применением понижающих и повышающих коэффициентов.

Что такое годные остатки? Это непострадавшие в ДТП запасные части автомобиля, которые могут быть (потенциально) проданы на вторичном рынке. Единой методики оценки стоимости годных остатков не существует, что порождает широкое поле для злоупотреблений со стороны страховщиков. Страховым компаниям выгодно максимально дорого оценивать годные остатки, ведь их стоимость снижает размер страховой выплаты.

Кроме того, следует помнить, что лимит ответственности страховщика в рамках ОСАГО остается неизменным вне зависимости от того, наступила полная гибель или нет. 

Приведем пример: в результате ДТП с двумя участниками пострадал автомобиль стоимостью 800 000 рублей. Стоимость восстановительного ремонта составила 820 000 руб., а стоимость годных остатков – 250 000 рублей. Размер ущерба составит 550 000 руб. (800 000 – 250 000 = 550 000), однако страховая выплата составит лишь 120 000 рублей в случае, если хотя бы один полис ОСАГО был выдан до 01.10.2014 г., и 400 000 рублей – если оба договора заключены после указанной даты. Разница между размером страховой выплаты и размером причиненного вреда в обоих случаях подлежит взысканию с виновника ДТП.

Иначе обстоят дела с полной гибелью ТС в страховании имущества – КАСКО. При заключении договора изначально устанавливается страховая сумма – предельный размер возможной страховой выплаты. При этом страховая сумма не может превышать действительную стоимость автомобиля на дату заключения договора, иначе говоря, авто за 1 000 000 рублей застраховать на 1 500 000 руб. не получится, как бы сильно этого не хотелось. Условия договора КАСКО формулируются в правилах страхования. Среди прочего там указывается пороговое соотношение стоимости восстановительного ремонта к страховой сумме, при достижении или превышении которого автомобиль будет считаться погибшим. Обычно это значение варьируется от 80 до 60%.

При наступлении страхового случая, когда стоимость ремонта превышает указанный в правилах процент страховой суммы, выплата страхового возмещения будет определяться исключительно по правилам полной гибели, независимо от воли сторон договора.

Если застрахованное имущество считается погибшим, страхователь должен выбрать один из двух вариантов дальнейшего развития событий: 1) отказаться от права собственности на автомобиль в пользу страховщика и получить страховое возмещение в размере полной страховой суммы или 2) оставить поврежденный автомобиль себе и получить страховое возмещение за вычетом стоимости годных остатков. 

Второй вариант абсолютно идентичен ситуации в ОСАГО, описанной выше. Первый же вариант зачастую наиболее выгоден для страхователя, и потому заслуживает более подробного рассмотрения. 

Во-первых, страхователь вправе отказаться от застрахованного автомобиля в пользу страховщика вне зависимости от того, предусмотрено ли это в правилах страхования, поскольку такая возможность прямо предусмотрена в Законе РФ «Об организации страхового дела» (ч. 5 ст.

Полная гибель транспортного средства

10).

Во-вторых, на возможность отдать погибший автомобиль страховой компании никак не влияет наличие залога и мнение залогодержателя по этому поводу. С момента гибели вещи, являвшейся предметом залога, залог прекращается. Для того чтобы отказаться от права собственности на автомобиль в пользу страховщика, достаточно только письменного волеизъявления страхователя. Позиция выгодоприобретателя, являющегося залогодержателем, не выясняется.

В-третьих, годные остатки погибшего автомобиля при отказе от права собственности на них подлежат передаче только и исключительно страховщику. Страховым компаниям не выгодно принимать на свой баланс поврежденное «железо», поэтому случается, что представители страховщика уговаривают передать автомобиль третьему лицу – перекупщику по их указанию или выдать доверенность сотруднику страховой компании для совершения такой сделки. Такие требования абсолютно незаконны и соглашаться на них не следует ни в каких случаях.

В-четвертых, отказ от права собственности является односторонней сделкой и требует только соблюдения простой письменной формы. Не требуется заключать какие-либо дополнительные соглашения об урегулировании убытка со страховой компанией. Достаточно только однозначного выражения своей воли и собственноручной подписи. Передача годных остатков также не требует ни дополнительных соглашений, ни снятия транспортного средства с регистрационного учета в ГИБДД.

В-пятых, выбор варианта выплаты страхового возмещения не увеличивает сроки рассмотрения заявления и осуществления страховой выплаты, и уж тем более не отсчитывает их заново. Страховая компания должна осуществлять выплаты в сроки, установленные правилами страхования вне зависимости от способа определения размера ущерба. Ждать выплату по истечению предусмотренных правилами страхования сроков нет смысла ни дня!

В-шестых, при полной гибели автомобиля выплата по КАСКО должна производиться без уменьшения на амортизационный износ. Если страховщик применил любое значение износа, и размер выплаты отличается от размера указанной в договоре страховой суммы – ваши права нарушены.

Тема полной гибели транспортных средств на сегодняшний день приобретает новую актуальность: колебания курса рубля относительно основных валют удвоили цены на запчасти, что вкупе с преобладанием импортных автомобилей на дорогах страны резко повысило средний размер убытка. В таких условиях страховым компаниям выгодно стало не только занижать стоимость ремонта, как раньше, но и завышать его, чтобы искусственно создавать ситуацию «гибели» автомобиля и, в конечном итоге, платить меньше, чем должны. На руку страховщикам играет и отсутствие единой методики расчетов как стоимости автомобилей в доаварийном состоянии, так и определения стоимости годных остатков.

Если вы сомневаетесь в правильности расчета ущерба, выполненного страховой компанией или вторым участником ДТП, следует, не откладывая в долгий ящик, обратиться за юридической помощью. На сегодняшний день спорные вопросы, связанные со случаями полной гибели автомобилей, имеют однозначные и определенные решения в судебной практике. А это значит, что профессиональное участие квалифицированного специалиста в подобном деле не позволит вам ни остаться без причитающейся выплаты, ни переплатить по требованию «жадного» потерпевшего

Сергей Семенов, магистр юриспруденции

  • Взыскание страховых выплат
  • Споры по вине в ДТП
  • Защита по делам об административных правонарушениях
  • Консультации по вопросам автоправа

+7 (343) 207-45-65, +7 902-26-51-458

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 2 (42) 2015 С. 15

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

Полная (конструктивная, тотальная) гибель автомобиля – это термин, обозначающий фактическое уничтожение ТС при экономической нецелесообразности его ремонта. В просторечии, среди автовладельцев и страховщиков, бытует краткое обозначение – «тотал» или «тоталь». В правилах страхования КАСКО каждой компании прописано своё значение порога, превышение которого позволяет признать полную гибель авто. К примеру, в Росгосстрахе он составляет 65%. Иными словами, если по оценкам экспертов РГС, затраты на ремонт составят 65% или более от стоимости ТС на момент страхового случая, автомобиль будет признан неподлежащим восстановлению.

«Тотальная гибель». Что дальше?

Казалось бы, клиенты страховых компаний, подписывая договор КАСКО, прекрасно понимают, на какие условия соглашаются. Но камнем преткновения оказывается всё та же независимая ни от кого, кроме страховой компании, экспертиза.

В случае близкого к «полной гибели» ущерба оценщики страховщика так и норовят оценить ущерб не в меньшую (как это делается при стандартной выплате), а в большую сумму. Клиент прекрасно видит, что страховые эксперты явно переусердствовали, и настаивает на ремонтопригодности автомобиля: «Как же так?! Электроника совсем не пострадала, починить – и машина еще не один десяток лет пробегает!» А страховщик не сдается. Видимо, признать авто «тотальным» ему выгодно. Почему? Попробуем разобраться.

После того, как признается полная гибель ТС, возможно два варианта возмещения ущерба:

  1. Автовладелец получает всю обозначенную в договоре страховую сумму за вычетом амортизационного износа и передает битое ТС в собственность страховой компании.
  2. Страхователь оставляет автомобиль себе и получает выплату в размере страховой суммы минус стоимость ГОТС (годных остатков ТС), минус износ.

Подводные камни первого варианта

В 1-м случае объем возмещения может оказаться вполне приличным, даже несмотря на учтенную амортизацию. Особенно, если страховой случай произошел в начале срока действия полиса КАСКО, или же конкретным договором страхования вовсе предусмотрены условия выплаты «без учета износа». Вроде бы нормальный для страхователя вариант возмещения. Но если, например, автомобиль новый и кредитный (а популярность автокредитов не снижается), ситуация получается довольно печальная:

  • Страхователь ездил на арендованной машине (иногда несколько месяцев, а бывает, что год-два) и нес при этом постоянные расходы в виде немалых процентов по кредиту.
  • После признания ТС неподлежащим восстановлению, он получил выплату в полном/неполном объеме.
  • Эта выплата почти целиком «ушла» выгодоприобретателю (банку) в счет погашения кредита.

А страховая компания отогнала перешедшее ей в собственность ТС в дружественную автомастерскую, восстановила его почти задаром и благополучно перепродала. При этом договор КАСКО автоматически прекратил свое существование и больше по нему, в случае чего, платить не придется. Это дополнительная выгода для СК от признания авто «полностью погибшим». Правда при такой политике есть риск потерять клиента. Он наверняка уйдет в другую компанию и, кстати, ее калькулятор КАСКО насчитает стоимость страховки без повышающего коэффициента за произведенную выплату.

Подводные камни первого варианта: Кому хорошо, что есть ГОТС?

Второй вариант (возмещение убытка за вычетом ГОТС) – вообще настоящая сказка для страховой компании, потому что определять стоимость годных к продаже или использованию остатков будет опять же ее «родной» оценщик. А он, как водится, считает их по максимуму. Очевидно, что денежная часть выплаты страхователю при этом окажется максимально заниженной.

ГОТС – это больная тема, поскольку не существует никаких законодательно принятых норм их расчета. Битый автомобиль оценивается к реализации целиком или по деталям. «Целиком» – тут в принципе невозможно ничего точно рассчитать, поэтому эксперты просто изучают стоимость продаваемых ТС с аналогичными повреждениями и делают на основании этого свои выводы. «По деталям» – будут определять стоимость каждой «живой» детали с помощью фактически отсутствующего рынка сбыта б/у запчастей, затем делать поправки на ее снятие, реализацию и прочее. Одним словом, определение стоимости ГОТС – это бесконечное поле для творчества страховщика.

выплаты по каско при полной гибели автомобиля

А в результате – смехотворная выплата клиенту.

Как решить проблемы в свою пользу?

Итак, признание полной гибели ТС, как правило, наименее затратный для СК вариант рассчитаться по серьезному убытку. Особенно в том случае, когда страхователь соглашается забрать годные остатки себе. Но всегда стоит побороться за свою версию и доказать страховщику, что ТС нужно и можно ремонтировать (если, конечно, автомобиль, действительно не разбит вдребезги). Примерная последовательность действий:

  • Добиться от страховой компании выдачи на руки всей калькуляции по поводу признания «конструктивной гибели» ТС. Подписывая заключение СК, отметить в нем свое несогласие и намерение оспорить проблему в суде.
  • Сделать независимую экспертизу по оценке стоимости восстановительного ремонта. Если по ее результатам выходит, что сумма не дотягивает до порога по «тоталу», определенного СК, необходимо оформить и предоставить страховщику досудебную претензию. К ней нужно приложить полученные расчеты. Чаще всего страховые компании при безупречности доводов со стороны клиента дают ход стандартному рассмотрению дела.
  • Если же независимые эксперты определят, что страховая компания была права и событие действительно подпадает под понятие полной гибели, лучше «не отходя от кассы» заказать оценку стоимости годных остатков. На основе этого документа в дальнейшем можно при необходимости предметно спорить со страховой компанией по поводу стоимости запчастей.
  • Составить исковое заявление в суд, приложив к нему все документы. Кроме самой выплаты требовать компенсации морального вреда, судебных и экспертных издержек, а также взыскания штрафа за пользование чужими денежными средствами.

Выводы. Когда СК «тоталит» автомобиль по КАСКО, а собственник категорически с этим не согласен, только независимая экспертиза и суд помогут решить вопрос в пользу страхователя. Если же «конструктивная гибель» – объективная реальность, выгоднее соглашаться на «тотал» только на условиях выплаты полной страховой суммы с передачей права собственности на поврежденное ТС страховщику.

В результате человек остался без автомобиля и с деньгами, которых едва хватит на первоначальный взнос за какой-нибудь недорогой автомобиль.

В результате снова: «и без денег, и без машины». Конечно, кое-какие средства страхователь получит, но его КАСКО не выполнит своего главного предназначения – не сохранит материальное благополучие клиента на прежнем достойном уровне.

Размер выплат по КАСКО при полной гибели автомобиля

Согласно ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В силу ч. 1 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

Таким образом, конкретные условия осуществления своих прав Вас как страхователя могут быть указаны в Правилах страхования, утвержденных Вашей страховой компанией.

Условия о полной гибели автомобиля и выплате 65 % от страховой суммы, на которые Вы ссылаетесь, установлены в указанных выше Правилах.

Однако, в соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

То есть все нормы вышеуказанных Правил страхования, утвержденных страховой компании должны соответствовать обязательным нормам закона.

Согласно ч. 5 ст. 10 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Исходя из положений Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», Вы вправе отказаться от своего автомобиля в пользу страховой компании и получить страховое возмещение в размере полной страховой суммы.

Налицо противоречие между положениями закона и Правилами страхования.

Судебная практика разрешает это противоречие однозначно в пользу страхователя, то есть Вас.

Так, согласно «Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан» утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 30.01.2013 года поскольку нормами гражданского законодательства не предусмотрена выплата страхового возмещения в случае «полной гибели» транспортного средства за вычетом суммы амортизационного износа и остаточной стоимости транспортного средства, то наличие данного положения в договоре страхования средств автотранспорта или в правилах добровольного комплексного страхования автотранспортных средств противоречит федеральному закону, что недопустимо.

Это же положение Пленум Верховного суда РФ развил в своем Постановлении от 27.06.2013 N 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан», согласно которому в случае полной гибели имущества, т.е. при полном его уничтожении либо таком повреждении, когда оно не подлежит восстановлению, страхователю выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела (абандон).

В настоящее время, руководствуясь указанными  Постановлениями Пленумов Верховного суда РФ, нижестоящие суды встают на защиту страхователей.

Примером тому, может являться Апелляционное определение Рязанского областного суда от 29.01.2014 N 33-77, согласно которому исковые требования о взыскании страховой выплаты, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа в связи с причинением ущерба в ДТП были удовлетворены, так как законом не предусмотрена выплата страхового возмещения в случае «полной гибели» транспортного средства за вычетом суммы амортизационного износа.

Доводы страховой компании о том, что автомобиль находится в залоге совершенно не относятся к сути дела, поскольку залог автомобиля не лишает Вас права на защиту своих интересов. Единственно, что согласно договору страхования, большая часть страховой выплаты может пойти на погашение кредита на покупку Вашего автомобиля.

Подробнее Вы можете проконсультироваться в приемной адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20 В, офис 414 и по телефону: 8-912-343-72-22.

admin