Политическая обстановка

Фото Misha Friedman/Getty Images

Многие российские экономические новости прошлой недели были напрямую связаны с политическими событиями: мирными протестами и нестабильностью власти в Белоруссии, а также отравлением Навального, который с 20 августа остается в коме. России так или иначе придется экономически помогать Белоруссии из-за падения ее валютных доходов и фактической неспособности оплачивать внешние долги.

Появление у РФ еще одной «подшефной экономики» и риски втягивания во внутрибелорусский конфликт с неизбежными санкциями не добавляют устойчивости российской экономике и нашему рублю.

В четверг Александр Лукашенко объявил о будущих переговорах с Россией по так называемому рефинансированию на 1 млрд долл. белорусского долга. «То есть мы у себя этот миллиард долларов, договорившись с Россией, оставим. И это будет хорошее подкрепление нашей национальной валюты», – пообещал Лукашенко. Кроме того, он рассказал о своих будущих валютных доходах. «Сейчас экспорт наш пошел неплохо, особенно в РФ, КНР. А экспорт – это поступление валюты», – сказал Лукашенко. «Мы договорились с президентом России, и сегодня наш премьер-министр проведет переговоры с Михаилом Мишустиным по поводу рефинансирования», – сообщил Лукашенко. Легко предположить, что российская помощь братской республике во время белорусского политического кризиса 1 млрд долл. не ограничится. Тем более что президент РФ Владимир Путин прямо заявил в четверг о возможной отправке в Белоруссию российских силовиков. Сможет ли Россия избежать после этого вмешательства новых санкций – вопрос чисто риторический.

О новых санкциях против России – теперь уже в связи с отравлением Навального – всю прошлую неделю говорили европейские и американские политики. Главы МИД 27 стран ЕС на встрече в Берлине обсудят отношения с Россией в контексте ситуации вокруг Алексея Навального. Об этом заявил в четверг по прибытии на встречу верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. «Мы будем обсуждать отношения с Россией, особенно после возможного отравления одного оппозиционного лидера», – сказал он. По его словам, на этой встрече также будет обсуждаться ситуация в Белоруссии, включая санкции ЕС, которые еще не подготовлены и будут утверждены позднее, а также напряженность между Турцией и Грецией в Средиземном море.

В немецкой деловой прессе звучали призывы запретить ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2» из-за претензий к действиям РФ на территории Германии, а также в связи с отравлением ведущего оппозиционного политика (см. «НГ» от 25.08.20). Однако в пятницу канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что «Северный поток – 2» является экономическим проектом и он должен быть завершен. «Считаю нецелесообразным увязывать этот экономический проект с историей с Навальным», – сказала Меркель. «Мы против экстерриториальных санкций США», – сказала канцлер, рассуждая о давлении Вашингтона на проект.

При этом Меркель не исключила общеевропейской реакции на отравление Навального, проводя параллель с реакцией европейцев на отравление Скрипалей в Солсбери. «Мы попытаемся так же, как это было в случае со Скрипалем, инициировать европейскую реакцию», – сказала Меркель. Канцлер считает, что инцидент с Навальным – «это не только германская проблема».

Угроза новых санкций в связи с отравлением Навального, естественно, не добавила прочности российской экономике во время глобального кризиса с неясными перспективами восстановления. Важным индикатором выхода глобальной экономики из коронакризиса стало бы восстановление объема авиационных перевозок, которые формируют значительную долю спроса на энергоносители, сообщила в среду в своем аналитическом отчете компания IHS Markit. По ее данным, мировой спрос на нефть в настоящее время составляет 89% от уровня за аналогичный период 2019 года. Но даже в следующем году этот спрос достигнет только 92–95% от уровня первого квартала 2019-го. А фактический расход авиакеросина все еще составляет лишь 50% от уровня прошлого года. «Для восстановления спроса необходимо возобновить путешествия и поездки на работу, – пояснил вице-президент IHS Markit Джим Буркхард. – И этого не произойдет до тех пор, пока не будет создана эффективная вакцина от коронавируса».

Несмотря на неясные перспективы восстановления мировой экономики, прогнозы для российской экономики становятся чуть более оптимистичными. В среду Центр развития Высшей школы экономики опубликовал новый консенсус-прогноз 20 профессиональных прогнозистов на 2020–2021 годы. По сравнению с предыдущим майским опросом, который проводился на пике карантинных мер, консенсус-прогнозы годовых темпов прироста ВВП чуть-чуть улучшились. Теперь прогнозисты ожидают падение ВВП на 4,2% (в мае было 4,3%). В следующем году ожидается восстановительный рост на 3,1% (было 3%), после чего, согласно консенсус-прогнозу, российская экономика выйдет на траекторию долгосрочного роста около 2% в год.

Прогноз спада на 4,2% – это один из самых оптимистичных прогнозов, поскольку еще недавно власти и независимые экономисты ожидали гораздо более глубокого падения ВВП – вплоть до минус 10%.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 1990 года N 420
О мерах по оздоровлению экологической обстановки и развитию социальной сферы в г.Магнитогорске Челябинской области

Совет Министров РСФСР отмечает, что в г.Магнитогорске Челябинской области сложилась чрезвычайно тяжелая экологическая и социальная обстановка. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составляют 850 тыс. тонн в год, при этом на долю Магнитогорского металлургического комбината приходится более 98% всех выбросов. Предельно допустимые концентрации вредных и опасных для здоровья человека веществ превышаются в десятки раз. Принятые в связи с этим постановления правительств СССР и РСФСР, в том числе постановление Совета Министров СССР от 27 ноября 1985 года N 1156 «О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов в городах Челябинске, Магнитогорске и Карабаше», не выполняются. Мероприятия, предусмотренные постановлением Совета Министров СССР от 28 февраля 1975 года N 161 «О реконструкции и дальнейшем развитии Магнитогорского металлургического комбината и об улучшении культурно-бытовых условий его работников», Министерством металлургии СССР не выполнены. Это усугубляет экологическую обстановку и социальную напряженность в городе.
В целях оздоровления экологической обстановки и развития социальной сферы в г.Магнитогорске Совет Министров РСФСР
постановляет:
1. Челябинскому облисполкому и Магнитогорскому горисполкому совместно с Государственным комитетом РСФСР по экологии и природопользованию, заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями в 3-месячный срок разработать программу экологического оздоровления г.Магнитогорска и представить ее на утверждение Совета Министров РСФСР.
2. Обратить внимание Министерства металлургии СССР на неудовлетворительное выполнение постановлений Правительства по вопросам охраны окружающей среды и развития социальной сферы г.Магнитогорска и потребовать от него принятия мер, обеспечивающих выполнение этих мероприятий в установленные сроки.
3. Государственному комитету РСФСР по экономике и Министерству финансов РСФСР предусмотреть на 1991 год выделение Челябинскому облисполкому для г.Магнитогорска государственных централизованных капитальных вложений для оказания помощи в развитии социальной сферы и улучшения экологического состояния в объеме 2 млн. рублей.
Государственному комитету РСФСР по материально-техническому обеспечению республиканских и региональных программ предусматривать начиная с 1991 года выделение Магнитогорскому горисполкому материально-технических ресурсов для обеспечения производственно-эксплуатационных нужд и капитального строительства объектов жилищного и социально-культурного назначения.
4. Государственному комитету РСФСР по экономике предусмотреть в составе Государственной комплексной программы РСФСР по развитию стройиндустрии выделение Челябинскому облисполкому для г.Магнитогорска капитальных вложений, обеспечивающих прирост мощностей стройиндустрии на 20-30 млн. рублей ежегодно.
5. Государственному комитету РСФСР по материально-техническому обеспечению республиканских и региональных программ и Государственному комитету РСФСР по экономике предусмотреть выделение в 1991 году в государственном заказе Челябинскому облисполкому для Магнитогорского горисполкома 7% продукции, производимой предприятиями города, для использования средств от ее реализации на оздоровление экологической и социальной обстановки, развитие коммунального хозяйства города.
6. Установить, что предприятия, объединения и организации министерств и ведомств СССР, расположенные на территории г.Магнитогорска, отчисляют Магнитогорскому горисполкому 10% средств своих валютных фондов для использования на развитие социальной сферы города.
7. Предоставить Магнитогорскому горисполкому право освобождать предприятия, объединения и организации, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, от взносов в бюджет сумм доходов, полученных от бартерных сделок, и использовать их на развитие социальной сферы города.

Председатель
Совета Министров РСФСР
И.Силаев

Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
А.Стерлигов

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Книга постановлений Совета Министров

РСФСР за октябрь 1990 года

Президентское послание 2020 года, поправки, спешно вносимые в Конституцию, и формирование нового правительства Российской Федерации свидетельствуют о сохранении курса власти, который завёл страну в тупик.

Главная черта президентского послания — нежелание говорить о состоянии страны, давать отчёт за сделанное и не сделанное, нести ответственность. Президент не только не попытался проанализировать то, что произошло в России за год, но даже не упомянул знаковые для страны события. Говоря о важности «национальных проектов», он не проанализировал причины невыполнения этих планов, а также утверждённой в 2008 г. «Стратегии 2020», которая полностью провалилась по всем показателям.

Раздача денег в виде увеличения материнского капитала, выдачи его основной части при рождении первого ребёнка и расширения срока действия пособий для малоимущих семей – это лишь популистская попытка сгладить негативный эффект «пенсионной реформы», но даже не компенсация потерь, понесённых людьми.

В послании нет ни честной, ни вообще никакой реакции на рост общественного недовольства, массовые протесты в Москве и регионах, на неадекватную реакцию на них со стороны государства, выразившуюся в полицейской жестокости, тюремных сроках, пропагандистском шельмовании оппозиции.

Очевидно, не будет пересмотрена провальная политика в области международных отношений и безопасности, приведшая к практически полному распаду глобальной системы контроля за ядерными вооружениями, втягиванию России в ближневосточный капкан, продолжению кровопролития в Донбассе, международной изоляции России и санкциям, тяжело бьющим по отечественной экономике.

Фактическое отсутствие оценки деятельности прежнего правительства и ход формирования нового кабинета не дают оснований полагать, что ситуация качественно изменится.

Шестое правительство Путина мы считаем неспособным выполнить задачи, которые оказались не под силу ни последнему кабинету Медведева, ни всем прежним правительствам Российской Федерации. Формирование нового кабинета, как и прежде, было непрозрачным, кулуарным — в худших традициях системы Путина.

Предложенные в президентском послании и спешно внесённые в Госдуму изменения в Конституцию, вопреки заявленному намерению, не расширяют полномочия представительной власти даже формально, они направлены на усиление авторитаризма и бесконтрольности власти.

Механизм отстранения судей Верховного и Конституционного судов, сокращение состава Конституционного суда до 11 человек, увеличение полномочий президента по отстранению судей — большой шаг назад в вопросе независимости судебной системы даже по сравнению с её нынешним состоянием.

Внесение специального положения о том, что международное законодательство, соответствующие договоры и обязательства нам не указ, закрепляют самоизоляцию России.

Мы также отмечаем очевидное движение в сторону плебисцитарного режима, свойственного популистским диктатурам. Это пролог дальнейшего редуцирования институтов общественного представительства, их замены подделкой под «прямую демократию». Эта тенденция не нова, уже президентские выборы 2018 были организованы как плебисцит.

Таким образом, инициативы власти, выдвинутые в начале 2020 года, подчёркивают, что к третьему десятилетию ХХI века в России установилась отсталая и неэффективная авторитарная система власти. В этой системе не уважают людей, в ней отсутствует представление о будущем, нет здесь и нравственных и ценностных ориентиров. Такая система неспособна ответить на вызовы современного мира, обеспечить сохранение и развитие страны в наступающей эпохе.

При этом очевидно, что Путин пытается эксплуатировать нарастающий запрос на перемены, но на деле занимается авторитарными волюнтаристскими манипуляциями. Это тот самый транзит без изменений, об опасности которого мы предупреждали.

Это реакция не на ту часть запроса на перемены, которая требует свободы, возможностей для творчества, открытости миру, а на существующие также ожидания бюрократии и силовиков на «наведение порядка», повышение управленческой эффективности авторитарной системы.

Сохранение и укрепление системы Путина в сочетании с её технологической модернизацией — очень опасная для общества тенденция. Это соединение мафиозного государства и новых технологий.

В целом, оценивая ситуацию, сложившуюся в начале 2020 года, есть все основания полагать, что послание Путина, скороспелые, весьма сомнительные с правовой точки зрения поправки в Конституцию, внезапная смена правительства — все это подготовка к дальнейшим шагам по опасному для страны «пути, которого нет», к дальнейшей изоляции, репрессиям, войне.

Федеральный Политический комитет РОДП «ЯБЛОКО»

считает, что в сложившейся ситуации единственный способ сохранения для нашей страны конструктивной созидательной перспективы — обращение к обществу, включение общества в политику, обретение обществом своего голоса.

Только активная часть российского общества, выступая с собственной позицией, программой, видением будущего и лидерами может обеспечить реальные перемены к лучшему в экономической, социальной, внутренней и внешней политике, делающие возможной жизнь в нашей стране без страха.

Наша кампания «Громче голос» доказывает свою актуальность, её необходимо продолжать и расширять.

Мы также поддерживаем инициативу о создании общественного Совета по выработке альтернативных поправок в Конституцию, направленных на закрепление в Основном законе гарантий прав и свобод граждан, создание в России современного демократического государства, основанного на европейских ценностях, лучших традициях отечественной и европейской культуры.

Мы как-то смирились с тем, что официальная (в лице Росстата и прочих ведомств), статистика, фиксирующая «достижения» развития России, нам, мягко говоря, не всегда говорит правду. Иногда привирает. Мягко говоря. Ну, ладно, переживем. Тем более что сами-то мы уже давно оцениваем окружающую нас жизнь своим мерилом.

Депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин пишет: «Разумеется, с юности помню формулу: есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика! Разумеется, сам неоднократно пользовался альтернативными данными социологических служб и институтов Российской академии наук. И все же данные НИИ статистики производят шокирующее впечатление». Смолин представил их со своими комментариями на страницах «Советской России». Итак – вот ужасающая картина ДЕГРАДАЦИИ нашей страны в «сухих» выкладках не кого-нибудь, а, повторяем, до недавнего времени – директора НИИ статистики Росстата:

Национальное богатство России. Официально: $4,0 трлн. Фактически (по данным НИИ статистики Госкомстата России): $40 трлн. Занижение в 10 раз, комментирует Смолин, нужно властям для того, чтобы за бесценок распродавать олигархам и иностранцам остатки бывшей общенародной собственности, а заодно вдалбливать населению, что мы живем не хуже, чем работаем.

Размер интеллектуального капитала. Официально: $1,5 трлн. Фактически: $25 трлн. Занижение интеллектуального капитала России почти в 17 раз, по мнению Смолина, помогает властям обосновать курс на копирование худших образцов зарубежного образования, а также – ввоз за бешеные деньги иностранных ученых при нищенской поддержке своих.

Доля инвестиций в % ВВП. Официально: 18,5%. Фактически: 12,2%. Завышение в полтора раза инвестиций в экономику создает картину ложного благополучия, продолжает Смолин. На самом деле, в стране преобладает экономика по принципу «купил-продал-украл».

Темпы прироста ВВП. Официально: 6%. Фактически: 4%. «Надувая» в полтора раза темпы роста ВВП, власть пытается убедить общество, что его объявленное удвоение за 2003-2010 гг. могло бы состояться, если бы не мировой кризис. На самом же деле, отмечает Смолин, за 2003-2008 гг. экономика выросла лишь на четверть, а в кризисном 2009-м мы оказались рекордсменами падения среди стран «Большой двадцатки»!

Инфляция в среднем за год. Официально: 6-8%. Фактически: 18,27%. Давно известно, комментирует Смолин, что рост цен на товары первой необходимости в России происходит гораздо быстрее, чем в среднем по всем товарам и услугам. Поэтому инфляция для бедных (социальная инфляция) гораздо выше, чем для богатых. И чем беднее семья, тем быстрее растут цены на товары, которые она покупает.

Разрыв в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных. Официально: 16 раз. Фактически: 28-36 раз. Это выше показателей не только Западной Европы и Японии, не только США, но и многих стран Латинской Америки, отмечает Смолин. Предельно допустимый для национальной безопасности уровень, по данным директора Института социально-политических исследований РАН Г.Осипова, составляет 10 раз. В России он превышен втрое.

Разрыв в уровне валового внутреннего продукта по регионам. Официально: 14 раз. Фактически: 42 раза. В социальном плане Россия давно перестала быть единой страной, пишет Смолин. Если Москва живет на уровне Чехии, то Республика Тыва – на уровне Монголии. Федеральная власть сбрасывает в регионы все больше и больше социальных обязательств и одновременно вытягивает из них все больше денег для того, чтобы вкладывать в иностранные ценные бумаги. Исполняет ли правительство свои обязанности, когда разрывы в региональном развитии превышают в десятки раз, решайте сами, обращается к читателям Смолин.

Доля населения, принадлежащего к социально деклассированным группам, в % к общей численности населения. Официально: 1,5%. Фактически: 45%. По данным НИИ статистики (Росстата), в стране 12 млн. алкоголиков, более 4,5 млн. наркоманов, свыше 1 млн. беспризорных детей. Не удивительно, что официальные данные занижены в 30 раз: почти половина деклассированных в богатейшей стране – свидетельство полного провала экономической и социальной политики власти.

Удельный вес убыточных предприятий. Официально: 8%. Фактически: 40%. По натуральным показателям современная экономика России безнадежно отстала от советской, а налоги на реальный сектор, в отличие от налогов на личные доходы миллиардеров, огромны, комментирует Смолин.

Уровень общего налогообложения полученных доходов, в %. Официально: 45%. Фактически: 90%. Удивительно, как мы еще работаем, и почему олигархам все еще не хватает? Впрочем, отмечает Олег Смолин, отчасти это объясняет следующий показатель.

Степень износа основных фондов, в %. Официально: 48,8%. Фактически: 75,4%. Если Бог хочет наказать человека, отнимает разум, пишет Смолин. Похоже, с российской властью это уже произошло. Какое может быть вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), когда износ основных фондов составляет 3/4? Для экспорта сырья ВТО не требуется, а больше экспортировать России пока нечего. Остатки отечественного производства будут добиты. Полным господином в стране станет транснациональный капитал. Впрочем, почему станет?

Реальные затраты на модернизацию, в млрд. рублей. Официально: 750. Фактически: 30. Не потому ли, что реальные затраты на модернизацию в 25 раз ниже объявленных, наше технологическое отставание усиливается, а весь ее «пар» выходит в «свисток»?

Разница между ценами производителей и розничными ценами, в разах. Официально: 1,5. Фактически: 3,2, в т.ч.: в сельском хозяйстве. Официально: 1,3. Фактически: 4,0. Посредники «жиреют», работники и покупатели нищают. В государственных закупках. Официально: 1,1. Фактически: 1,6. А вот здесь уже явно «жиреют» чиновники. Не случайно даже президент Дмитрий Медведев говорит, что в результате применения закона №94 (о госзакупках) из бюджета было разворовано около 1 трлн. рублей.

Уровень безработицы, в % к занятости. Официально: 2-3%. Фактически: 10-12%.

Численность совершенных преступлений (2009 г.), в млн. чел. Официально: 3,0. Фактически: 4,8. Видимо, речь идет о почти 2 млн. преступлений, которые регистрируются, но в официальную статистику странным образом не попадают, отмечает Смолин.

Чтобы сохраниться, резюмирует Олег Смолин, власть превращает статистику в наглую ложь, а гражданам с ее помощью пытается напялить «розовые очки». Но в истории политические режимы многократно умирали именно от самоотравления пропагандой. Мне не жаль режима, пишет депутат. Жаль страну. А для нее лучшее лекарство – правда.

Сетевое издание KM.RU

Ситуация с распространением COVID-19 в России начинает стабилизироваться, заявила официальный представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович.

— Очень осторожно надо смотреть на эпидемиологические данные. Они дают надежду. Мы видим, что шесть дней подряд число (заболевших. — Ред.) стабилизировалось. И кроме одного дня, это было вчера, число случаев снижается, и тенденция роста снижается. Это говорит о том, что мы выходим на стабилизацию, — сказала Мелита Вуйнович в эфире телеканала «Россия 1».

Она отметила, что дальнейшая ситуация с распространением нового коронавируса будет зависеть от поведения населения России.

Вуйнович подчеркнула необходимость социального дистанцирования и быстрой госпитализации зараженных.

— Вирус никуда не ушел, его просто смогли чуть-чуть задержать, даже не контролировать, — добавила Вуйнович.

Как сообщали «Кубанские новости», Россия вышла на второе место в мире по числу случаев заражения коронавирусом.

Число заразившихся новой коронавирусной инфекцией в России выросло за последние сутки на 10 899 и сейчас составляет 232 243 человека во всех регионах страны. Выздоровели на данный момент 43 512 пациентов, 2 116 человек умерли.

Согласно данным, суточный рост составил 4,9% против 5,6% днем ранее.

В Краснодарском крае за сутки подтверждено 99 новых случаев заражения коронавирусом.

Всего в регионе на 12 мая подтверждено 2126 случаев заражения коронавирусной инфекцией. Среди зараженных 113 детей. 697 пациентов уже выздоровели, в том числе 35 за последние сутки. 22 человека скончались.

admin