Подземный паркинг в многоквартирном доме

Проблема эксплуатации автостоянок, расположенных в подземельях жилых домов, становится одной из весьма актуальных. Особенно в больших городах. Сегодня трудно найти современный многоквартирный дом без подземной парковки. Это очень удобно. Как правило, единый комплекс в доме — квартиры, лестницы, лифты, крышу и подвал — обслуживает одна управляющая компания, выставляя счет жильцам. Но возникают и коллизии, судебная практика по разрешению которых еще не наработана.

Поэтому представляется своевременным решение Верховного суда. Нередко так называемое место в подземном гараже покупают не только граждане, имеющие собственную квартиру именно в этом доме, но и посторонние.

Очень часто местные управдомы стараются содрать с «чужаков» как можно большую плату за подземную парковку.

Так произошло и в нашем случае, когда некий гражданин купил два машино-места на подземной парковке многоквартирного дома. Естественно, счет ему коммунальщики выставляли одинаковый с его соседями по парковке — собственниками квартир в доме. Но гражданин не согласился с расчетами управляющей компании и банально перестал платить. Появился долг и он рос от месяца к месяцу. Итог — коммунальщики обратились в суд с иском к хозяину двух машино-мест.

В смете коммунальщиков оказалось не предусмотрено существование собственников нежилых помещений

Сначала районный суд, а позже и городской просто встали на сторону управляющей компании, обязав владельца парковочных мест оплатить долг с учетом пени плюс судебные издержки и стоимость госпошлины.

Несогласный с решением местных судов ответчик дошел до Верховного суда. Там дело изучили и заявили, что обе судебные инстанции «нарушили нормы материального и процессуального права».

Вот как рассуждал при разборе этого случая Верховный суд. Итак, гражданин купил два машино-места на подземной парковке многоквартирного дома. На юридическом языке это означало, что человек приобрел в собственность сначала 3/300 доли нежилого помещения, а спустя пару месяцев еще столько же. Подчеркнем, подземная автостоянка многоквартирного дома считается нежилым помещением.

Управляющую компанию выбирало общее собрание собственников жилья. По смете расходов и доходов на обслуживание этого дома для собственников жилья на собрании высчитали сумму, сколько собственникам придется платить за обслуживание одного квадратного метра. Получилось 22 рубля 30 копеек. Правда, вопрос о площади обслуживания в доме на том общем собрании не рассматривали вообще.

По закону плата за содержание и ремонт жилого помещения там, где нет ТСЖ, определяется на общем собрании с учетом предложений коммунальщиков

Спустя три года после утверждения суммы в 22 рубля 30 копеек на собрании собственников жилья проголосовали за новую смету расходов на содержание общего имущества уже с учетом собственников парковки. Цена за метр стала больше — 26 рублей. Правда, это решение собрания, повышающее плату, было оспорено в суде несогласными жильцами и признано незаконным.

Кроме того, суд признал незаконным самовольное увеличение управляющей компанией площади обслуживания. Наш ответчик не платил именно за тот период, когда была увеличена стоимость обслуживания.

Эксперты «РГ» рассказывают о правовых аспектах эксплуатации и оформления гаражей в рубрике «Юрконсультация».

Районный суд, когда рассматривал этот спор, заявил, что нежилое помещение — это часть многоквартирного дома, которое технически связанно с общим имуществом и инженерными коммуникациями. Так что собственник обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме, «соразмерно своей доле в праве общей собственности». В итоге суд насчитал владельцу гаражного места невыплаченные долги за три года повышенной оплаты за коммунальные услуги и еще придуманную коммунальщиками загадочную услугу под названием «администрирование района». Сюда добавили пени за неуплату, и вышла очень солидная сумма.

Апелляция с расчетами согласилась, подчеркнув, что общим собранием собственников может быть определен размер оплаты за содержание общего имущества за прошлое время с учетом уже понесенных коммунальщиками расходов, а то, что потом эту сумму признали неправильной, неважно, ведь на момент спора ее еще не признали таковой.

Вот с такими расчетами и не согласился Верховный суд. Суд напомнил, что по Жилищному кодексу (статья 154) плата за жилье и коммунальные услуги для собственников делится на два вида. Первое — плата за содержание и ремонт жилого помещения. Сюда же входят текущий и капитальные ремонты общего имущества дома. И второе — это, собственно, плата за коммунальные услуги.

Есть такой документ — Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Его утверждало правительство страны своим постановлением (N 491 от 13 августа 2006 года). В правилах перечислено то, что входит в содержание и ремонт жилого помещения.

По Жилищному кодексу (статья 156) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах, в которых не созданы товарищества собственников жилья или жилищный кооператив, определяется на общем собрании собственников с учетом предложений управляющей компании не меньше чем на один год.

Из материалов дела видно, что за спорный период в доме прошло три общих собрания жильцов, где утвердили размер оплаты. На первом собрании установили, сколько платить за квадратный метр обслуживания общего имущества. Управляющая компания, выставляя счет собственнику гаражей, исходила из общей цифры жилых и нежилых помещений в доме.

В смете коммунальщиков вообще не предусмотрено существование собственников нежилых помещений. Спустя три года новая, увеличенная смета расходов значительно выросла за счет обслуживания площади парковки. Но это увеличение суд признал незаконным.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда заявила, что из этой завышенной платы «невозможно определить, какие исходные данные были применены для определения размера спорной платы». Поэтому высокий суд отменил все решения местных судов и велел пересматривать иск коммунальщиков по новой.

Свод правил , от 25.02.2013 г. № СП 154.13130.2013

Утвержден и введен в действие

Приказом Министерства

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

(МЧС России)

от 21 февраля 2013 г. N 117

СВОД ПРАВИЛ

ВСТРОЕННЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ АВТОСТОЯНКИ

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Embedded underground parkings.

Fire safety requirements

СП 154.13130.2013

ОКС 13.220.01

Дата введения

25 февраля 2013 года

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности к подземным помещениям для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенным в здания другого функционального назначения независимо от форм собственности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Сведения о своде правил

1. Разработан и внесен Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России).

2. Утвержден и введен в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 21 февраля 2013 г. N 117.

3. Зарегисрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 22 марта 2013 года.

4. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется разработчиком в его официальных печатных изданиях и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация и уведомления размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

1. Область применения

Настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых подземных помещений для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенных в здания другого функционального назначения, и содержит специфические для данных объектов защиты требования пожарной безопасности к объемно-планировочным, конструктивным решениям и инженерному оборудованию данных объектов.

При проектировании встроенных подземных автостоянок наряду с положениями настоящего свода правил следует руководствоваться другими действующими нормативными документами по пожарной безопасности.

2. Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:

ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

СП 2.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 6.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 7.13130.2009 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

Примечание. При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. стоянка для автомобилей (автостоянка): Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для стоянки (хранения) автомобилей.

3.2. подземная автостоянка: Автостоянка, имеющая все этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.

3.3. автостоянки с пандусами (рампами): Автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться с и на уровень земли.

3.4. механизированная автостоянка: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами без участия водителей.

3.5. автостоянка с полумеханизированной парковкой: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места хранения осуществляется с участием водителей с использованием специальных механизированных устройств.

3.6. встроенная автостоянка: Автостоянка, располагаемая в пределах части высоты или ширины здания другого функционального назначения и выделенная противопожарными преградами.

4. Размещение встроенных подземных автостоянок

Подземные автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б. Не допускается также располагать подземные встроенные автостоянки под пожарными отсеками данных классов функциональной пожарной опасности.

В здания класса Ф1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев.

В здания класса Ф1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от степени их огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности. При этом автостоянка выделяется противопожарными преградами с пределом огнестойкости EI45.

5. Объемно-планировочные и конструктивные решения

5.1. Общие требования

5.1.1. Парковка автомобилей может осуществляться:

— с участием водителей — по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов (автостоянки без механизированной парковки и с полумеханизированной парковкой);

— без участия водителей — механизированными устройствами (механизированные автостоянки).

5.1.2. В автостоянках с полумеханизированной парковкой допускается осуществлять хранение автомобилей в два уровня.

5.1.3. Категории помещений для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями СП 12.13130. Помещения для хранения автомобилей при отсутствии расчетов следует относить к категории В1, пожарного отсека автостоянок — к категории В.

5.1.4. Стоянка (хранение) автомобилей, предназначенных для перевозки горюче-смазочных материалов, взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ, а также автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, в подземных встроенных автостоянках не допускается.

5.2. Автостоянки без механизированной парковки и с полумеханизированной парковкой

5.2.1. Встроенные подземные автостоянки могут иметь не более пяти подземных этажей.

5.2.2. Подземные автостоянки должны отделяться от пожарных отсеков другого функционального назначения противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

В зданиях класса Ф1.3 встроенную подземную автостоянку допускается отделять от жилых этажей техническим этажом, выделенным противопожарными перекрытиями 2-го типа.

5.2.3. Требуемую степень огнестойкости, допустимые этажность и площадь этажа автостоянок в пределах пожарного отсека следует принимать по СП 2.13130 (таблица 6.5). При этом степень огнестойкости автостоянки должна быть не менее степени огнестойкости здания, в которое она встраивается.

Автостоянки с двухуровневым хранением автомобилей следует предусматривать не ниже I степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0, с междуэтажными перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI120.

5.2.4. Сообщение между пожарным отсеком для хранения автомобилей и смежным пожарным отсеком другого класса функциональной пожарной опасности следует предусматривать через проемы с выполнением тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

5.2.5. Сообщение между смежными пожарными отсеками для хранения автомобилей следует предусматривать через проемы с заполнением противопожарными воротами (дверями) 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EI60.

5.2.6. В подземных автостоянках не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы.

В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов. При этом запрещается хранить ЛВЖ, ГЖ, авторезину, горючие вещества и материалы, а также негорючие вещества в сгораемой упаковке.

5.2.7. Размещение во встроенных подземных автостоянках помещений категорий А и Б не допускается.

5.2.8. В подземных встроенных автостоянках допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы.

Устройство в подземной встроенной автостоянке помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов технического обслуживания и текущего ремонта, диагностирования и регулировочных работ и т.п.) не допускается, за исключением помещений мойки. Помещения мойки должны быть отделены от помещений хранения автомобилей противопожарными преградами с пределом огнестойкости (R)EI45 и соответствующим заполнением проемов.

Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков в пожарных отсеках для хранения автомобилей не допускается.

5.2.9. Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные подстанции (только с сухими трансформаторами), помещение мойки допускается размещать не ниже первого подземного (верхнего) этажа встроенной подземной автостоянки.

5.2.10. В подземных встроенных автостоянках для обеспечения их сообщения с частями здания другого назначения допускается использовать лифты и лестничные клетки, соединяющие этажи автостоянки с вестибюлем при входе в здание, предусматривая на всех уровнях подземных этажей автостоянки устройство тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

При необходимости обеспечения функциональной связи автостоянки со всеми этажами здания на всех уровнях подземных этажей автостоянки помимо устройства тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре на всех уровнях подземных этажей автостоянки необходимо предусматривать также подпор воздуха в объем общих лестничных клеток и лифтовых шахт.

5.2.11. В автостоянках, имеющих три подземных этажа и более, следует предусматривать в каждом пожарном отсеке лифт для транспортирования пожарных подразделений, соответствующий требованиям ГОСТ Р 53296.

5.2.12. Для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или грузовые лифты.

5.2.13. Лифты автостоянок, кроме имеющих режим работы «для транспортирования пожарных подразделений», оборудуются автоматическими устройствами, обеспечивающими их подъем (опускание) при пожаре на основной посадочный этаж, открывание дверей с последующим отключением.

5.2.14. В подземных автостоянках выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы (выезды) из лифтовых шахт должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

5.2.15. При использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж).

Для многоэтажных автостоянок с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.

5.2.16. Выезд (въезд) из подземной встроенной автостоянки, а также выезд (въезд) из лифта для транспортировки автомобилей в подземную автостоянку следует предусматривать непосредственно наружу или через автостоянку на первом или цокольном этаже.

5.2.17. В автостоянках общие для всех подземных этажей рампы, а также пандусы, соединяющие этажи автостоянки, должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами и тамбур-шлюзами 1-го типа с подпором воздуха при пожаре глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м.

В автостоянках с одним подземным этажом перед рампами (пандусами) тамбур-шлюзы допускается не предусматривать, за исключением случая, когда выезд (въезд) из подземного этажа автостоянки осуществляется через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этаже.

Допускается взамен тамбур-шлюзов перед въездом в изолированные рампы с этажей предусматривать устройство противопожарных ворот первого типа с воздушной завесой над ними со стороны помещения хранения автомобилей, посредством настильных воздушных струй от сопловых аппаратов со скоростью истечения воздуха не менее 10 м/с при начальной толщине струи не менее 0,03 м и ширине струи не менее ширины защищаемого проема, при условии что рампу не предусматривается использовать в качестве пути эвакуации людей при пожаре.

5.2.18. С каждого этажа пожарного отсека автостоянок должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу или в незадымляемые лестничные клетки типа Н3, имеющие выход непосредственно наружу.

В одноэтажных подземных стоянках для эвакуации предусматриваются обычные лестничные клетки с выходом непосредственно наружу.

5.2.19. Допускается один из эвакуационных выходов из автостоянки предусматривать на изолированную рампу. При этом с одной стороны рампы устраивается тротуар шириной не менее 0,8 м.

5.2.20. Проход по тротуарам в пандусах на полуэтаж в лестничную клетку допускается считать эвакуационным.

5.2.21. Эвакуационные выходы из помещений, указанных в 5.2.8, допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей.

5.2.22. Допустимое расстояние от наиболее удаленного места хранения до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать согласно СП 1.13130 (таблица 33).

5.2.23. Лестницы, используемые в качестве путей эвакуации, должны иметь ширину не менее 1 м.

5.2.24. Для выхода на рампу или в смежный пожарный отсек следует предусматривать вблизи ворот или в воротах противопожарную дверь (калитку) шириной не менее 0,8 м с высотой порога не более 0,15 м.

5.2.25. В помещениях для хранения автомобилей в местах выезда (въезда) на рампу или в смежный пожарный отсек должны предусматриваться мероприятия по предотвращению возможного растекания топлива при пожаре. Уклоны полов каждого этажа, а также размещение трапов и лотков должны предусматриваться так, чтобы исключалось попадание жидкостей на рампу и этажи, расположенные ниже.

5.2.26. Отделка стен и потолков автостоянки должна быть выполнена из негорючих материалов.

Покрытие полов автостоянки должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений.

Покрытие рамп и пешеходных дорожек на них должно исключать скольжение.

Покрытие полов следует предусматривать из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП1.

5.2.27. В местах проезда и хранения автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,0 м.

5.2.28. В подземных автостоянках следует предусматривать устройства для отвода воды в случае тушения пожара.

5.3. Механизированные автостоянки

5.3.1. Помещения механизированных автостоянок могут предусматриваться подземными в отдельном пожарном отсеке, выделенном противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа вместимостью не более 100 машиномест.

5.3.2. Выезд (въезд) из подземной встроенной механизированной автостоянки, а также выезд (въезд) из парковочного устройства для транспортировки автомобилей следует предусматривать непосредственно наружу или через автостоянку на первом или цокольном этаже.

При организации выезда (въезда) через первый или цокольный этаж парковочное устройство следует отделять противопожарными преградами и тамбур-шлюзом 1-го типа с подпором воздуха при пожаре глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м.

5.3.3. С каждого уровня хранения механизированной автостоянки для эвакуации ремонтного и обслуживающего персонала необходимо предусмотреть не менее двух рассредоточенных выходов. При этом один из выходов должен быть эвакуационным, второй выход допускается предусматривать по лестницам из негорючих материалов через люк размером не менее 0,6 x 0,8 м. Уклон лестниц не нормируется.

6. Требования к инженерным системам

6.1. Общие требования

6.1.1. Инженерные системы автостоянок и их инженерное оборудование следует предусматривать с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности СП 5.13130, СП 6.13130, СП 7.13130, СП 8.13130, СП 10.13130, кроме случаев, специально оговоренных настоящим сводом правил.

6.1.2. Участки инженерных коммуникаций и кабельных сетей, проходящие через противопожарные преграды, должны прокладываться в коробах (нишах) с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости пересекаемых ограждающих конструкций.

6.1.3. Инженерные системы автостоянок должны быть автономными от инженерных систем пожарных отсеков другого класса функциональной пожарной опасности.

6.2. Требования к противопожарному водопроводу

6.2.1. Внутренний противопожарный водопровод следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 10.13130.

6.2.2. В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода.

6.2.3. В подземных автостоянках внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники.

6.3. Отопление, вентиляция и противодымная защита

6.3.1. Системы отопления, общеобменной вентиляции и противодымной защиты подземных автостоянок следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 7.13130.

6.3.2. Для возмещения объемов удаляемых продуктов горения в нижние части защищаемых помещений необходимо предусматривать рассредоточенную подачу наружного воздуха: с расходом, обеспечивающим дисбаланс не более 30%, на уровне не выше 1,2 м от уровня пола защищаемого помещения и со скоростью истечения не более 1,0 м/с.

6.3.3. Все системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать с механическим побуждением тяги.

6.3.4. Требуемые расходы дымоудаления, число шахт и противопожарных клапанов определяются расчетом.

В подземных автостоянках к одной дымовой шахте допускается присоединять дымовые зоны общей площадью не более 3000 м2 на каждом подземном этаже. Количество ответвлений воздуховодов от одной дымовой шахты не нормируется.

6.4. Электротехнические устройства

6.4.1. Электротехнические устройства автостоянок должны предусматриваться в соответствии с требованиями .

6.4.2. По обеспечению надежности электроснабжения потребители следует относить к следующим категориям:

— 1 категория — электроприемники систем автоматического контроля воздушной среды, инженерные системы и оборудование систем противопожарной защиты;

— 2 категория — электроприводы лифтов, электроприводы механизмов открывания ворот без ручного привода;

— 3 категория — все остальные электропотребители технологического оборудования.

6.4.3. К сети аварийного (эвакуационного) освещения должны быть подключены световые указатели:

— эвакуационных выходов на каждом этаже;

— путей движения автомобилей;

— мест установки соединительных головок для подключения пожарной техники;

— мест установки внутренних пожарных кранов и огнетушителей;

— мест расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения).

6.4.4. Светильники, указывающие направление движения, устанавливаются у поворотов, в местах изменения уклонов, на рампах, въездах на этажи, входах и выходах на этажах и в лестничные клетки.

Указатели направления движения устанавливаются на высоте 2 м и 0,5 м от пола в пределах прямой видимости из любой точки на путях эвакуации и проездов для автомобилей.

6.4.5. Использование зарядных и пусковых электроприборов и устройств автономного и стационарного исполнения в помещениях подземных автостоянок запрещается.

6.4.6. В подземных автостоянках следует применять электрокабели с оболочкой, не распространяющей горение.

6.5. Автоматическое пожаротушение, автоматическая пожарная сигнализация, оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре

6.5.1. В подземных автостоянках в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать автоматическое пожаротушение независимо от этажности или вместимости (за исключением индивидуальных жилых домов).

6.5.2. Установки автоматического пожаротушения и сигнализации, применяемые в автостоянках, должны соответствовать требованиям СП 5.13130.

6.5.3. В автостоянках с двухуровневым хранением автомобилей расход огнетушащих средств следует предусматривать увеличенным в два раза по отношению к требованиям СП 5.13130.

6.5.4. При использовании в многоуровневых автостоянках установок автоматического водяного пожаротушения размещение оросителей должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения.

6.5.5. Подземные автостоянки (за исключением встроенных в здания класса Ф1.4) вместимостью до 200 машино-мест включительно должны оборудоваться системой оповещения и управления эвакуацией 3-го типа, более 200 — 4-го типа.

6.5.6. В подземных автостоянках в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать установку ручных пожарных извещателей вблизи эвакуационных выходов и шкафов пожарных кранов.

Количество автотранспортных средств в современных городах возрастает с каждым годом, все больше нагружая дорожную инфраструктуру. Поэтому вопрос организации безопасных мест для паркинга стоит очень остро. При этом проблема касается не только крупных городов, но и средних населенных пунктов.

На сегодняшний день застройщики не могут сдать многоквартирный дом без качественно обустроенной автостоянки. Причем она должна соответствовать всем утвержденным нормам проектирования парковок, включая план строительства паркинга подземного типа.

Услуги грамотно и рационально обустроенной стоянки пользуются повышенным спросом – автомобилисты нуждаются в месте, где могут оставить свою машину в безопасных и комфортных условиях.

Какие бывают автостоянки

Организация проектирования автодорог позволяет создавать различные парковки и автостоянки в зависимости от определенных запросов под объект. По местоположению существует три варианта паркинга:

  • наземные (плоскостные, экопарковки);
  • подземные (общественные, частные);
  • на крыше строений и прилегающие к ним.

Наиболее востребованными являются первые два типа паркинга, так как их более просто и удобно использовать. Подземные стоянки – это технически более сложный вариант, требующий дополнительных гидрогеологических работ. Их стоимость гораздо выше наземных, так как потребуется усиливать несущий конструктив здания, а также обеспечить надежные перекрытия. Но при качественном проектировании такой вид автостоянки имеет большую вместительность и эффективность как для автомобилистов, так и для собственников территории паркинга.

Интересно: Кроме перечисленных выше типов стоянок, различаются открытые и закрытые, отапливаемые, неотапливаемые и комбинированные.

Требования к проектам

Существует перечень общих требований к автопаркингам любого вида. Он содержит:

  • проектирование ОДД (организация дорожного движения;
  • организацию дордвижения автомобилей и пешеходов;
  • распределение парковочных мест на выделенной площади;
  • организацию водоотвода с территории;
  • моделирование транспортной ситуации на территории автостоянки.

Кроме того, каждая парковка должна быть обустроена в соответствии с требованиями пожарной безопасности – это одной из основных требований к проектам по ГОСТ 12.1.004. В обязательном порядке должны быть организованы пути для эвакуации как ТС, так и пешеходов. А при строительстве необходимо использовать огнестойкие материалы, которые соответствуют системе пожарной безопасности. Если же паркинг механизированный, то по СП 5.13130, он должен быть оснащен автоматическими средствами пожаротушения.

Нюансы проектирования парковки

Чтобы разработать проект с рациональным и грамотным подходом следует провести анализ и обработку огромного количества исходных данных и документации Только так возможно объективно понять особенности объекта и подстроиться под них:

  • функциональное предназначение;
  • границы участка, выделенного под проект;
  • плановая нагрузка на дорожное полотно;
  • анализ и подсчет необходимого числа автомест;
  • нюансы транспортной схемы;
  • расчет пропускной способности, радиус разворота машин и пр.

Этапы проектирования

Разработка проектного решения для автостоянки подразделяется на два основных этапа. Они приведены ниже:

  1. Первым шагом является выезд разработчиков на территорию объекта, что визуально обследовать и оценить его. Они проводят необходимые исследования, производят замеры, сверяют полученные данные с исходными документами, а также выполняют предварительный расчет парковочных мест в соответствии с площадью участка.
  2. Вторым этапом является собственно проектирования с решением технических, финансово-экономических, организационных и планировочных вопросов. Они должны быть разрешены таким образом, чтобы максимально точно отобразить смысл поставленных целей для будущего объекта, а также подходить под нормативы для автопарковки с проектным числом машино-мест.

Как разрабатывается рабочая и проектная документация

Разработка проектной документации осуществляется согласно рабочей модели. Практически все технические решения подлежат согласованию с контролирующими органами. По итогам специалисты разрабатывают технологический проект, в том числе рабочую документацию и информационно-транспортную модель. В их состав входят чертежи и схемы размещения автомашин, специальной разметки и искусственно созданных неровностей и пр. Техпроект – это отражение планируемого принципа функционирования паркинга.

Стоянка должна иметь рациональную систему организации перемещения авто, а также обладать функциональностью и удобством. Только так будет обеспечено ее эффективное функционирование согласно СНиП по парковке автомобилей.

Внимание: Разработкой подобной документации занимаются только специализированные организации. При этом важно выбрать компанию с большим опытом работы и рассмотреть успешно реализованные ей проекты.

Нормы проектирования

Одним из основных вопросов строительства паркинга является выбор материала, которым он будет вымощен. Как правило, для подземного типа выбирается бетонное или асфальтовое покрытие. Кроме этого, ниже перечислены основные критерии, которые рассматриваются при планировании проекта автопаркинга.

Число автомест

Первым вопросом при проектировании автостоянки является определение количества машино-мест. Этот показатель зависит от месторасположения участка, его использования и функций строительства. Требования к подземной парковке по СНиП, включая выделение определенного числа автомест для нетрудоспособных граждан, мест для погрузки/разгрузки грузовых авто, транспортировку мусора и доступ к спецмашинам, очень часто накладывают серьезные ограничения на планирование и строительство как коммерческой, так и жилой недвижимости

Расположение и дизайн

Когда решение о количестве машино-мест на стоянке принято, проектировщик приступает к рассмотрению ряда критериев, которые оказывают существенное влияние на местоположение и дизайн стоянки. Такими факторами являются:

  • примерное расположение места для паркинга на общей площади;
  • выбор оптимального места для заезда и выезда;
  • предполагаемое размещение автомест для инвалидов, которые должны примыкать ко входу в здание;
  • предположительное нахождение машино-мест для погрузки/выгрузки грузовиков.

Важно знать: Высота подземной парковки должна быть не менее двух метров согласно действющим нормам.

Требования безопасности

Далее должны быть решены вопросы относительно окружающих стоянку объектов и ограничений в соответствии с классификацией участка, опорными стенами, областями для управления ливневой зоной, сохранением озелененных зон и пр. Данные проблемы могут оказать значительное влияние на дизайн автостоянки:

  • должен быть обеспечен легкий доступ спецслужб на парковку;
  • потребуется решить вопрос о необходимости дополнительного противопожарного оборудования;
  • разработка оптимальной схемы перевозки мусора или доставки крупногабаритных грузов;
  • рациональное подключение к подземным коммуникациям.

Важно: Расстояние от парковки до общественного здания должно составлять не менее 10 метров.

Организация пространства

Наиболее эффективными и безопасными считаются те автостоянки, когда паркинг расположен перпендикулярно заезду на машино-место, а каждый въезд представляет собой двухстороннюю подъездную дорожку, благодаря которой водитель может припарковать авто справа или слева от нее.

Каждое парковочное место должно быть обозначено специальной разметкой. Автоместа для инвалидов следует размещать как можно ближе к основному входу в здание (выезду со стоянки). При этом должны быть обеспечены необходимые проходы, пешеходные дорожки, пандусы и таблички.

Справка: Обычно въезд на подземную парковки оборудован шлагбаумом с автоматическим управлением, доступ к которому имеют только жильцы квартир в МКД.

Таким образом, рассмотрены основные нормы проектирования подземных парковок. Но вне зависимости от вида стоянки, ее территория должна обладать высокой степенью безопасности, простым доступом для посетителей и удобством постановки авто на парковочное место.

Остались вопросы?

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая и техническая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Игорь Козлов (Кафедра архитектурного проектирования зданий и сооружений, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), г.Новосибирск, Россия)

Современные требования к уровню обеспеченности местами для хранения средств передвижения вновь возводимых жилых зданий создают определенные сложности при проектировании зданий с парковками. Размещение парковок в подземных этажах многоэтажных жилых зданий налагает ограничение на сетку каркаса вышележащих этажей. Ограничение на допустимую глубину подземных сооружений приводит к росту площади парковки. Увеличение этажности парковки требует строительства рамп. Ширина проездов должна обеспечивать возможность маневра, а размеры парковочного места не должны препятствовать посадке в автомобиль.

Одним из наиболее эффективных средств решения этих проблем является механизированная автостоянка (или автоматизированная парковка) — автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места хранения осуществляется специальными механизированными устройствами (без участия водителей) . Такая парковка занимает минимальный объем, не требует организации путей эвакуации и может с успехом применяться в комплексе с жилыми зданиями, но для этого необходимо соблюсти ряд нормативных и технологических требований.

Прежде всего, здания (сооружения) механизированных автостоянок могут предусматриваться надземными класса конструктивной пожарной опасности С0. Механизированные автостоянки допускается пристраивать к зданиям другого назначения только у глухих стен этих зданий с пределом огнестойкости не менее RЕI 150. Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1­го типа .

Кроме того, блок автостоянки с механизированным устройством может иметь вместимость не более 100 машиномест и высоту здания (по СНиП 21­01) не более 28 м. Блоки следует разделять противопожарными перегородками 1­го типа. В механизированных автостоянках следует предусматривать автоматическое пожаротушение .

Еще одно требование — въезды в подземные гаражи легковых автомобилей и выезды из них должны быть удалены от окон жилых домов и рабочих помещений общественных зданий не менее чем на 15 м .

Кроме пожарной безопасности, парковка должна отвечать требованиям безопасности при использовании автоматического механического оборудования, защитой от несанкционированного доступа к имуществу граждан и высокими требованиями к надежности и бесперебойности лифтового оборудования.

На основании анализа указанных требований был выполнен эскизный проект двухсекционного семнадцатиэтажного жилого дома с пристроенной автоматизированной парковкой. За основу технического решения автоматизированной парковки была взята разработка ООО «Санлара» (г.Новосибирск) , имеющая, в отличие от других , ряд преимуществ, в том числе приспособленность к местным климатическим условиям.

Концепция решения сводится к следующему:

1. Соединение секций жилого дома подразумевает наличие глухой стены. Если секции раздвинуть, то между ними можно разместить пристроенную парковку. Вынос парковки из­под жилой секции снимет ограничения на схему каркаса секции, что, в свою очередь, позволит сделать планировку квартир более удобной.

2. Чтобы въезд в автостоянку был не ближе 15 м от окон жилой секции, его можно сделать подземным. Такое решение позволяет перекрыть место перед воротами, защитив его от атмосферных осадков. Подземное пространство может быть соединено с лифтовым холлом в цокольном этаже, что избавляет от необходимости добираться до парковки через улицу.

3. Общее число машиномест определяется числом квартир в двух секциях и для данного случая равно 160. Высота ячейки машиноместа и грузоподъемность оборудования зависят от массогабаритных характеристик автомобилей и имеют два типовых значения: для машин массой до 1750 кг высота ячейки — 1,7 м, для машин массой до 3200 кг — 2,1 м. Рекомендуемое соотношение числа машин 2:1. Конструктивно одна секция парковки (обслуживаемая одним лифтом) представляет собой вертикальную шахту с ячейками по двум сторонам и двумя боксами с воротами для выдачи/постановки автомобилей. Общая высота парковки не должна превышать 28 м.

Структура парковки

Параметры

Секция 1

Секция 2

Секция 3

Секция 4

Секция 5

Секция 6

Всего машин

Число уровней

Авто 1750 кг, h — 2000 мм

104 шт.

Авто 3200 кг, h — 2400 мм

56 шт.

Высота заезда, мм

Отметка въезда, мм

–3800

Число машин, шт.

160 шт.

Отметка верха, м

27,2

27,2

Вес машин, кг

24 500

24 500

38 400

38 400

27 400

27 400

180 600

27%

43%

30%

Результат проектирования структуры парковки представлен в таблице.

Грузоподъемность (а следовательно, стоимость и затраты на эксплуатацию) определяются максимальной массой автомобиля. Для секций 3 и 4 может быть поставлено оборудование меньшей грузоподъемности.

Секции объединены попарно с организацией въездов с противоположных сторон и обязательным расположением смежных ячеек на одном уровне (рис. 1).

Рис. 1. Пример размещения ячеек смежных секций

Такое расположение повышает надежность системы доставки автомобилей: в случае отказа одного лифта есть возможность на действующем лифте спустить сначала автомобиль из смежной ячейки, а затем переместить в нее и спустить требуемый автомобиль из секции с отказавшим лифтом.

Каждая пара секций отгораживается от соседней пары противопожарной перегородкой, образуя блок с количеством машин, не превышающим 100.

4. Для технического обслуживания парковки снаружи устанавливается лестница, которая позволяет попасть на любой уровень автостоянки. Доступ к лестнице имеет только обслуживающий персонал. Попадать в соседние противопожарные блоки можно через двери со специально устроенных технологических балконов (рис. 2).

Рис. 2. Типовой уровень автоматизированной парковки

5. Протяженность парковки вдоль фасада составляет порядка 30 м. Наличие больших глухих вертикальных плоскостей позволяет разместить на стене с южной стороны оборудование для получения энергии из солнечной радиации: солнечные батареи для выработки электроэнергии или солнечные коллекторы для подогрева воды. Наличие технологических балконов дает возможность организовать техническое обслуживание навешенного оборудования. В данном случае совмещается удобство в обслуживании и ограничение доступа к оборудованию.

В рассматриваемом эскизном проекте солнечные коллекторы вынесены на крышу жилой секции, а на фасаде парковки размещены фотоэлектрические модули.

6. Высота жилой секции составляет порядка 60 м, то есть технический этаж находится на уровне половины этой высоты. Несложно сделать вывод о перемещении воздушных масс в области крыши парковки. Свободное пространство допускает размещение в этом месте ветрогенераторов, а постоянство направления ветра позволяет использовать не вертикальные, а более эффективные осевые конструкции. Для усиления скорости движения воздуха есть возможность организовать «ветроуловитель», принцип действия которого показан на рис. 3.

Рис. 3. Схема движения потоков воздуха через ветрогенератор

Результаты эскизного проектирования показаны на рис. 4­8.

Рис. 4. Подземные въезды в парковку

Рис. 5. Парковка в разрезе

Рис. 6. Поперечный срез по парковке

Рис. 7. Вид на здание со стороны двора

Рис. 8. Южный фасад

В результате эскизного проектирования была разработана схема организации автоматизированной парковки, пристраиваемой к жилому многоэтажному зданию, отвечающая нормативным и технологическим требованиям. В конструкции и оборудовании парковки предусмотрена защита от всех возможных нештатных ситуаций (техника безопасности, противопожарная защита, защита от грязи и низких температур, от перебоев с электропитанием, защита от несанкционированного доступа). Функциональное решение фасада и крыши парковки придает проекту дополнительную привлекательность.

В заключение следует отметить, что все проектные работы велись на исследовательской модели здания, выполненной автором по технологии BIM информационного моделирования зданий с использованием программы Autodesk Revit Architecture . Такой подход позволяет имитировать конкретные проектные решения и вырабатывать методику их получения на компьютерной модели, максимально соответствующей реальному зданию.

Литература

1. Постановление мэрии г.Новосибирска № 668 от 07.10.2008 «О внесении изменений в местные нормативы градостроительные проектирования г.Новосибирска».

2. СНиП 21­02­99* Стоянки автомобилей.

3. СНиП 2.07.01­89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

Поиск новой квартиры обычно сопряжен с не менее важной задачей ― найти место в паркинге. В старых районах обустроить автостоянки проблематично из-за дороговизны земли и плотной застройки. Однако в новостройках эта проблема решаема: застройщики создают для своих ЖК собственные паркинги. Практически все из них сегодня оснащены наземными или подземными стоянками, где автомобилисты могут купить машиноместо и больше не ломать голову над этим вопросом. Каким образом строительные компании Ростова сегодня оборудуют стоянки ― в материале DomostroyDon.

Микрорайон «Вересаево»

В экорайоне «Вересаево» вам не придется беспокоиться за сохранность своего автомобиля. Каждый двор здесь компания «ЮгСтройИнвест» обеспечила подземным паркингом, также на территории появится многоуровневая стоянка. А ваши гости смогут оставить свое авто на гостевой парковке. В границах проекта планировки предусмотрено 4700 машиномест. Из них 1200 машиномест будет находится в подземных паркингах дворов жилых домов. При этом две тысячи мест предусмотрено в многоуровневых парковках а 1500 ― на открытых стоянках.

ЖК «Тихий Дон»

Привилегией ЖК бизнес-класса является подземный паркинг, куда можно спуститься прямо на лифте из каждого дома комплекса «Тихий Дон». Всего для жителей предусмотрено 400 парковочных мест, в том числе и наземная автостоянка с отдельным входом.

Во всех подземных парковках предусмотрен автоматизированный контроль въезда/выезда, круглосуточное видеонаблюдение и охрана. Кроме того, компания «Вертол-Девелопмент» сделала лифты в паркинг из подьездов, современные системы вентиляции и дымоудаления.

ЖК «SkyPark»

Свой комплекс компания «АльфаСтройИнвест» оборудует подземным 4-х уровневым паркингом на 661 место. В каждой секции дома будет располагаться лифт «Otiss» с прямым спуском на охраняемую подземную парковку. Ее расположат под всей территорией комплекса, что позволит собственникам попадать из любой секции к машине без выхода на улицу. Площадь мест ― от 13,7 квадратных метров до семейного паркинга в 43 квадратных метра.

ЖК «Звезда Столицы»

Среди жилых комплексов компании «ДОННЕФТЕСТРОЙ» можно выделить один объект с интересным решением по парковочным местам.

В ЖК «Звезда Столицы» для жителей с автомобилями предусмотрены две крытые многоуровневые парковки на 200 мест, выполненные в виде круга, а также придомовые парковочные места на территории комплекса. Интересно, что увидеть их уже можно сейчас с помощью 3D-прогулки.

«ЖК Встреча»

В ЖК «Встреча» подземный паркинг застройщик «Феникс-Инвест» предусмотрел для каждого из трех этапов строительства. Ваш автомобиль будет в безопасности. В паркингах установят автоматические ворота, выход к лифту, освещение, мощную проточно-вытяжную вентиляцию, пожарную сигнализацию и датчики загазованности.

ЖК «Аврора»

Жилой комплекс комфорт-класса «Аврора», расположенный в самом центре Северного микрорайона с отлично развитой инфраструктурой, включает в себя гостевой паркинг на 55 машино-мест и подземный паркинг на 235 машино-мест. На въезде в подземную стоянку застройщик «Максимум» расположил помещение для охраны. Это обеспечит сохранность автомобилей и безопасность проживания в жилом комплексе в целом. Проезды в подземном паркинге имеют ширину шесть метров для беспрепятственного проезда по всей территории. Для удобства один лифт дома спускается на этаж подземного паркинга. Приобрести место для автомобиля возможно в рассрочку или с привлечением ипотечного кредита.

ЖК «Первый» и «Сказка»

Строительная компания «Неометрия» реализует на территории города Ростова-на-Дону два проекта: ЖК «Первый» и ЖК «Сказка». Оба проекта связывают комфортные условия в плане парковочных мест для автомобилей, а также наличие кладовых помещений на 0 этаже.

Жилой комплекс «Первый» находится на финальной стадии строительства. Сдача объекта в эксплуатацию запланирована на декабрь 2019 года. ЖК «Первый» включает в себя как подземный, так и гостевой паркинг.

Подземный паркинг рассчитан на 212 мест, в том числе 28 мест для мотоциклов. По месторасположению подземный паркинг представляет собой одноэтажную парковочную зону под комплексом внутри двора, что очень удобно, так как спуск в паркинг возможен как через улицу, так и с помощью лифта внутри дома.

Все подземные парковочные места открыты для продажи. При обращении к сотрудникам компании вы сможете приобрести их в собственность, как с помощью наличного расчета, так при помощи рассрочки или ипотеки.

Важной особенностью паркинга является его безопасность. Строительная компания «Неометрия» продумала систему видеонаблюдения с возможностью подключения собственников к видеокамерам в режиме реального времени с помощью телефона через приложение. Въезд в паркинг так же оснащен системой безопасности и предполагает наличие пульта для владельцев машиноместа.

Так же согласно проекта, ЖК «Первый» располагает гостевым паркингом на 83 машиноместа.
Таким образом, ЖК «Первый» является интересным, современным жилым комплексом, с наличием как подземного, так и наземного паркинга.

Жилой комплекс «Сказка» не уступает своему старшему брату ЖК «Первому» в плане комфортности проживания на территории, имея машину в собственности.

Здание подземной автостоянки располагается в литере №2 и рассчитано на 300 машиномест (в том числе 28 мест для мотоциклов). Все подземные парковочные места так же открыты для продажи. Используется аналогичная система оплаты – наличный расчет, рассрочка, ипотека.

На территории комплекса доступна наземная парковка, рассчитанная на 123 машиноместа. По всей придомовой территории установлены камеры видеонаблюдения, которые позволяют отслеживать перемещение не только людей, но также и машин. Так же будут установлены камеры видеонаблюдения на въезде в паркинг и на выезде из него.

Таким образом, строительная компания «Неометрия» реализуя проекты в городе Ростове-на-Дону пытается с максимальной продуманностью оборудовать как подземные, так и наземные парковочные места для комфортного и безопасного проживания горожан.

Проблема парковок в Ростове довольно острая, и многое еще предстоит сделать для решения этого вопроса. Однако застройщики города сегодня стараются не только выделить место для парковок в своих ЖК, но и оборудовать их по современным технологиям.

Дарья Иванова

admin