Почему задают много домашнего задания?

Содержание

Наличие хороших навыков обучения и применение техник эффективного обучения для выполнения домашних заданий могут значительно помочь детям с учебой.

Но иногда даже с хорошими учебными навыками, заключенным договором на уроки, у детей может быть больше домашних заданий, чем они могут справиться.

Контрольный список, приведенный ниже, поможет вам оценить, есть ли данная проблема у вашего ребена.

И если ваш ребенок показывает многие из этих признаков, возможно, пора поговорить с учителем ребенка и подумать над тем, как сократить количество и объем заданий, или сократить время на выполнение уроков.

Используйте этот контрольный список, чтобы показать учителю лично или на родительском собрании то, что вы видите дома.

Отвечайте на вопросы, приведенные ниже и считайте количество ответов «да»

Ваш ребенок:

  1. Убирает часть домашней работы несделанной, потому что не имеет времени чтобы закончить ее выполнение (надо ложиться спать, ужинать и т.д)
  2. Не хочет ходить в школу или чувствует себя не готовым к занятиям, потому что домашнее задание не выполняется.
  3. Обращается за помощью, прежде чем делать домашнее задание самостоятельно.
  4. Обращается за помощью даже в том случае, если он может самостоятельно понять и выполнить домашнюю работу.
  5. Не принимает помощь, которую вы предлагаете.
  6. Не может выполнить домашнюю работу самостоятельно.
  7. Рассчитывает на вас, просит внести исправления, а не просто проверить собственную работу.
  8. Говорит, что закончит домашнюю работу завтра утром до школы.
  9. Раньше втает с постели, чтобы сделать домашнее задание.
  10. Иногда делает домашнее задание по ночам, когда на следующий день большое количество уроков.
  11. Не может идти в ногу с домашним заданием и делает все в последний момент
  12. «Забывает» какое домашнее задание задали домой.
  13. Пропускает кружки и секции, потому что времени недостаточно на выполнение уроков
  14. Жалуется на головные боли или другие физические жалобы во время домашней работы.
  15. Плачет о домашнем задании.
  16. Спорит о начале работы.
  17. Кричит вам, когда вы помогаете. («Оставь меня в покое!»)
  18. Не беспокоится о последствиях невыполнения заданий.
  19. Выглядит сердитным, расстроенным или сердится, когда вы спрашиваете о домашнем задании.
  20. Нет времени, чтобы пообщаться с друзьями.
  21. Дает негативные комментарии о задании и работе. («История настолько тупая». «Мне никогда не понадобится знать это!»)
  22. Дает отрицательные комментарии к учителю. («Учитель слишком вредный»).
  23. Дает негативные комментарии о себе. («Я так тупой, я никогда не смогу выполнить всю эту работу»).

Интерпретация теста и что делать:

Если вы ответили «Да» менее двух раз, ваш ребенок не испытывает трудностей с объемом или выполнением домашней работы.

Что делать: Вы отлично справляетесь. Скорее всего вы уже внедрили техники эффективного обучения, мотивации в семейные будни. Молодцы!Поддерживате ребенка и продолжайте выбранную линию

Если вы ответили «Да» от трех до семи раз — ситуация под котролем, но с увеличением количества предметов может измениться.

Что делать: обратите внимание на то, чтобы ввести систему тайм-менеджмента и ни в коем случае не заменять выполнением уроков свободное и досуговое время ребенка: кружки, секции, друзей. Научите ребенка технике «Таймер», при которой на уроки отводится определенное количество времени, которое не жалко. Изучайте техники эффективного обучения.

Если вы оветли «Да» от восьми до четырнадцати раз, то у вас есть проблема с выполнением домашних заданий и обучением.

Что делать: только от вас зависит, в какую сторону будет смещение в дальнейшем — в сторону полного неприятия школы, либо в сторону успешной жизненной стратегии, в том числе учебной. Если сейчас вы делегировали ребенку обучение, то знайте: он не справляется. Надо возвращаться к стадии: уроки вместе и чем я могу тебе помочь? Разделите с ребенком пополам груз заданий, не пускайте на самотек и не ожидайте, что ребенок справится сам. Не справится.

Если вы ответили «Да» более пятнадцати раз. Дело плохо. Ребенок не любит школу, не понимает зачем учиться, и главное, страдает от этого вся семья.

Что делать: Ваша задача № 1 — инвестировать все возможные ресурсы в то, чтобы упростить процесс обучения, снизить его цену. Ненормально и неправильно, когда домашнее задание доставялет сплошной стресс для участников образовательного процесса. Обязательно покажите результаты теста вашему учителю, проконсультируйтесь с классным руководителем. У ребенка сейчас есть большая проблема. И ее срочно надо решать. Разделите с ребенком пополам груз заданий, не пускайте на самотек и не ожидайте, что ребенок справится сам. Не справится.

Важно!

Нормальным и правильным считается ситуация, при которой вы на все вопросы отвечаете «нет».

Но к сожалению, это в нашем текущем мире скорее исключение, чем правило. И повезло тем детям и родителям, кто на первое место ставит здоровье своего ребенка. Потому что школа проходит и уходит, а свормированные привычки и ценности, мировоззрение остаются с ребенком на всегда.

В каждой из вышеописанных ситуаций мы неоднократно справлялись в личном, групповом коучинге и в программе «Школа спецагентов», поэтому к нам приходят родители с разными запросами.

Проблема первая.

«Свою проблему я сравню с описанием картины «Бурлаки на Волге», так вот бурлаки — это я, а вот та неприподъемная баржа — это моя дочь. Вроде девчонка умная, сообразительная, но каждый раз приходится подстраиваться под её настроение, бороться с ленью и ещё очень страдает её самоорганизация. Вроде всё распишешь и мотивирующий момент продумаешь, а нет, всё равно, только стоит отвернуться и моя «баржа опять на мель села». «Музыкальную школу — ненавижу, уроки делать не хочу, убираться не хочу, за собакой следить (о которой мечтала, год деньги копила, сама купила) — не хочу». В общем, вот такой запущенный случай. «

Что в итоге:

Ребенку показали и доказали, что обладает отличной логикой, памятью. Кажется, что у нее все всегда будет отлично и не будет чего-то такого, что она бы не поняла., не усвоила и т.п. Показали связь действий и результата. По итогу курса — хорошо разговаривает, уверена в себе и в своих силах в хорошем смысле. Сильная сторона – творчество и изобретения. Выработали систему «якорей» для запуска эффективного состояния.

Личный рекорд — запомнила последовательность из 50 слов за 15 минут, повторила в прямом и обратном порядке, выучила таблицу умножения за 1 час и все правила русского языка

Проблема вторая.

«Ребенку учиться в школе не интересно. А не интересно, потому что не понимает. очень много пробелов. А не понимает, потому что не слушает на уроке (в классе 36 человек и в 1 и 2 классах сидел на последней парте, где был предоставлен сам себе). Я не научила его учиться. Преподаватель наш в школе говорит, что такого ребенка у нее еще не было за 20 лет работы. В школе она считает его клоуном, не долюбливает.Ребенок веселый, жизнерадостный. Когда я сидела на уроках в школе или просто приходила в школу посмотреть детей со стороны,. то мой ребенок вел себя далеко не хуже других, однако все возмущения какие мы плохие высказываются только в наш адрес»

Что в итоге:

Первое, что мы бросилось в глаза, что этот ребенок чуткий к другим, с хорошей фантазией. Показали, как важно заняться своевременным повторением материала, чтобы информация подольше задерживалась в памяти. Легко освоил техники пересказа текста, овладел инструментами простого обучения. У мальчика первая логика, и ему будет не интересно учиться без понимания смысла зачем. Возможно, учитель просто не умеет работать с одаренными детьми. Мальчик непременно одарен. Как хочется, чтобы его поддерживали учителя в школе!

Личный рекорд: выучил 20 слов испанского языка, 20 фактов об Испании, запоминил страны Европы со столицами

Ситуация третья.

Замечательный ребёнок, учиться на отлично, пришли к тому, что и уроки делает сама. Единственное, что достаточно медленно. Где то витает, летает и в результате делает все очень… долго. Боится выступать, сейчас в школах очень много проектов, конкурсов и т.д. Очень любит в них участвовать, одно но, только там,где не надо будет потом публично защищать свою работу.

Что в итоге:

Девочка спокойна, усидчива, внимательна. Может слушать и одновременно мастерить что-то руками. И одно совершенно не мешает другому, а наоборот, только усиливает восприятие. Говорит немного. Любима тема — «Лего». На что обратить внимание: на самооценку, и на то, что даже если у нее что-то не получается, или она совершает ошибки, то НЕ она «Плохая». Главная реализованная задача — показать, что можно ошибаться.

Личный рекорд — выучила и вспомнила все страны Западной Европы. в овладела техникой «Бредогенератор», смогла аргументировать и защитить свою позицию в медиаигре «Морской бой». Программа «Школа спецагентов» — это больше чем тренинг для детей. Это система, которая впервую очередь определяет сильные стороны ребенка и позволяет с помощью их усиления добиться отличных результатов в обучении. В процессе обучения мы передаем детям эффективные инструменты обучения и показываем им самим, на какие достижения они способны. И то, что они в праве носить звание «Лучший ребенок».

Благодаря индивидуальному подходу, специальному подбору упражнений, энергии, комадне и мотивации — каждый ребенок открывается и раскрывает суперспособности к обучению.

За программу мы передем все инструменты эффективного обучения ребенку и Вы получаете ребенка, который любит и учиться сам.

Пока есть места, записывайте ребенка в третий поток «Школы спецагентов», там тема мотивации, эффективного обучения — одна из основных и раскрывается в полной мере.

Дети научатся избегать все подводные камни и решать трудности в обучении, запоминать стихотворения, иностранные слова, поймут, какие способы и инструменты для учебы для них самые эффективные, и что важно сделать при выполнении домашней работы и как написать контрольную на «пять».

В программе для детеймы занимаемся с детьми 7-13 лет в малых группах (по три человека) и помогаем не только упростить и решить сложности в слабой стороне ребенка, но и найти сильную сторону.

В программе дети проходят подготовку спецагентов. Которая состоит из 8 блоков.

Для кого программа:
— для школьников, которые не могут сосредоточиться и плохо запоминают
— для школьников, которые не могут сконцентрироваться на уроке, мучительно долго делают уроки дома
— для хорошистов и отличников, родители которых понимают важность интеллектуального развития
— для детей на семейном обучении, которым важно участие в коллективе, общение и социализация

Тренинг с легкими увлекательными упражнениями поможет любому ребенку запоминать быстро и учиться только на хорошо и отлично!

Записать ребенка в школу спецагентов, которая начнется 16 декабря:

В связи с индивидуальной работой количество мест в тренинге для детей ограничено.

Осталось 6 учебных мест.

Хочу чтобы ребенок научился учиться сам

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Нормы домашних заданий

Министерство образования (сейчас — Министерство просвещения) установило правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день:

  • 1 класс — без домашних заданий;
  • 2-3 классы — не более 1,5 часов;
  • 4-5 классы — 2 часа;
  • 6-8 классы — 2,5 часа;
  • 9-11 — не более 3,5 часов.

Эти правила содержатся в санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и в письме Министерства образования РФ от 22 февраля 1999 г. №220/11-12.

Но школьные реалии таковы, что дети тратят на домашние задания гораздо больше предполагаемого времени. Фактически предписанные нормы соблюдаются только в первом классе, когда дети учатся без заданий на дом.

Основные причины перегрузок из-за домашних заданий:

  • На дом задают всё, что не успели пройти на уроке. Часто это большой объём заданий, особенно если часть занятия ушла на дисциплинарные разбирательства или организационные вопросы.
  • Школьная программа требует от ребёнка слишком много. Чтобы уложиться в предписанные сроки и нормативы, учителя вынуждены задавать огромные домашние задания.
Причина многочасовых «посиделок» с уроками — большое количество изучаемых дисциплин и стремление каждого педагога дать по своему предмету максимум.

Нужны ли домашние задания

Мнения общественности и экспертов, быть или не быть домашней работе в жизни современного школьника, расходятся. Далее мы рассмотрим основные плюсы и минусы домашних заданий.

Консервативная позиция: без домашних заданий образование невозможно

Часть педагогического сообщества придерживается мнения, что школа без домашних заданий — это утопия. Домашку рассматривают как обязательную тренировку, которая гарантирует успешное освоение темы, а отмену домашнего задания — как послабление, которое может быть чревато плохими знаниями. Следовательно, повторение темы и её закрепление — это существенный плюс домашних заданий.

В пример приводят ситуацию во Франции, где три года назад экспериментально отменили задания на дом. Результат оказался печальным: уровень знаний резко упал. Если отменить домашние задания в России, академические результаты школьников также могут ухудшиться — считают некоторые эксперты.

Либеральная позиция: без заданий на дом только лучше

Большинство школьников домашку воспринимают как «никому не нужную обязаловку» и предмет бесконечной ругани с родителями.

Зачем делать домашние задания? Дома дети не должны опять перемещаться в школу — утверждают другие эксперты в сфере образования. Считается, что без домашних заданий у ребёнка возрастёт интерес к учёбе, появится время на хобби и семью, снизится уровень стресса и утомляемости. Главный минус домашнего задания — большое количество затрачиваемого времени на его подготовку.

По крайней мере, задания на дом не должны быть обязательными, проверяться и оцениваться. Не должно быть так, чтобы на ребёнка сваливали ту задачу, которая лежит на совместной деятельности преподавателей и учеников во время уроков. В идеале — добровольные домашние задания для поддержки интереса учеников.

Компромиссная позиция по вопросу домашних заданий

Компромиссом в споре консерваторов и либералов может стать индивидуализация образования в целом и домашних заданий в частности. Необходимо, чтобы родители, педагоги, психологи и другие специалисты, работающие с ребёнком, определяли, нужно ли делать домашнее задание или нет, в каком объёме и форме в каждом конкретном случае. Одни дети способны учиться без заданий на дом, другим обязательно нужна дополнительная самостоятельная работа.

<<Форма с консультацией>>

Как снизить нагрузку уже сейчас

Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения — средняя рабочая неделя взрослого человека длится 40 часов.

Желая снизить нагрузки и сохранить здоровье детей, всё больше родителей меняют форму обучения. Закон разрешает получать среднее образование без регулярного посещения школы — в форме семейного или заочного обучения. В этом случае семья может выбрать обучение без домашних заданий или обозначить желаемый уровень нагрузки.

Особенности домашних заданий в «Фоксфорде»

Организовать учебный процесс на семейном и домашнем обучении помогают онлайн-школы. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» обучаются дети с 1 по 11 класс из разных уголков планеты. В программу входят курсы по всем базовым предметам школьной программы, но нагрузка на учеников при этом гораздо меньше.

В зависимости от класса, в расписании «Домашней школы Фоксфорда» от одного до четырёх базовых уроков.

Пример расписания в 7 классе

Логика типичного школьника проста: если за задание нет оценки, то тратить время бессмысленно. В «Фоксфорде» практикуется иной подход. Наши домашние задания строятся на игровых принципах.

Как правило, домашки состоят из 5–10 тестовых заданий или одного творческого. Ученики за их выполнение получают очки опыта — XP (experience points). Подросткам они знакомы по компьютерным играм.

Благодаря системе ХР у учеников не возникает вопроса, для чего нужно домашнее задание, и весь процесс становится быстрее и веселее — материал лучше усваивается, повышается вовлечённость и мотивация. Дети охотнее берутся за задачки повышенной сложности, когда не боятся ошибиться и потерять заветные баллы.

Если ребёнок был внимателен на уроке, он легко и довольно быстро справляется с домашним заданием. А если попалась сложная задачка, которую никак не удаётся решить, можно попросить помощи у куратора. Он не скажет решение, но направит рассуждение ребёнка в нужное русло.

Выполнение домашних заданий в 5–8 классах домашней онлайн-школы «Фоксфорда» занимает в среднем 1,5 часа в день, в старшем звене — до трёх часов. Это полностью соответствует нормам и высвобождает у ребят время для занятий спортом и творчеством.

Больше всего на домашние задания жалуются не дети и не учителя. Больше всего уроки беспокоят родителей. Приходишь с работы домой с мечтами о сериальчике, а там: «Мааам, я уроки не могу сделать…», и слезы. И вместо сериала начинается окружающий мир, сочинение и прорисовка костюмов малых народов России. И страсти разгораются не хуже, чем у Карлоса с Марией: тут и слезы, и жалость к ребенку, и жгучая злость на школу — почему, почему опять так много задали?
Что говорят мамочки портала Кировчанка.ru?
Может быть такой сценарий повторяется не каждый день, и даже не в каждой семье. Однако многим посетителям портала Кировчанка.ru эта ситуация хорошо знакома. Вот такие сообщения встречаются на нашем форуме:
— Нам столько задают, что за час сделать уроки невозможно. Сегодня для примера сделала уроки сама. На математику ушло 20 минут. На русский — 15 минут. По чтению читаем «Лесную газету» Бианки. На завтра задали прочитать выпуск №4. Это 40 страниц текста практически без картинок мелким шрифтом, как в книгах для взрослых. Чтобы прочитать бегло, у меня ушел 1 час. По окружающему миру сделали задание в выходные. Так-что даже у меня ушло 1,5 часа без перерывов. А у второклашки скорость ниже раза в 3…
— Моему 10 лет, и мы в 3 классе. Учится хорошо, но уроки учим до 11-12 вечера, раньше бывало и до часу ночи! Особенно, когда окружающий или технология (шитье) и изо (рисование).
— В этом году пошли в 1 класс. На дом задают повторять материал с урока + домашнее задание, в итоге все делаем не торопясь за 1,5 — 2 часа. Ребенок делает без интереса и особого энтузиазма.
— У нас тоже проблема! Учимся в первом классе. Задают: письмо — ежедневно целый лист писать, чтение — переписываем рассказы печатными буквами (тоже почти ежедневно), математика — пол листа примеров и цифр пишем + окружающий мир и обязательные кружки. Помимо этого у нас еще задания в музыкальной школе. Моя старается, выполняет быстро, но такие объемы заданий первокласснику выполнить быстро невозможно! Мне очень жалко дочь.
— У меня старшая дочь учится в 5 классе. Так вот, уроки учит, как придет со школы и до ночи! Задают очень много! А еще музыкальная школа, где тоже задания задают. Дома уж совсем ничего не успевает. Бедные дети!
— Мы не исключение, старшая чуток быстрее, а младший: в 16 часов приходит из школы, и можем до 23 часов сидеть с уроками.
Что говорить, в уроках до 11 часов вечера приятного мало. Портал Кировчанка.ru решил помочь родителям разобраться, как же должно быть на самом деле. Для этого мы заглянули в нормативные документы, попросили консультацию у специалистов, задали вопросы учителю и обратились в департамент образования. Делимся итогами нашего расследования.
Как по нормам?
Дети не должны сидеть за домашней работой целую вечность. Сколько времени у школьников должно уходить на «домашку», указано в 2 документах:

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»

Что же там написано?
Объем домашних заданий по всем учебным предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3-х классах — 1,5 часа, в 4-5-х классах — 2 часа, в 6-8-х классах — 2,5 часа, в 9-11-х классах — до 3,5 часов.Сложные предметы, по которым задают много домашней работы, не должны стоять в один день. То есть не могут биология, физика, химия и геометрия проходить в пятницу, их в расписании должны раскидывать равномерно, на всю неделю, и еще чередовать в течение дня.
К сложным предметам в начальной школе относятся математика, русский и иностранный язык, природоведение и информатика. В средней и старшей школе определить, что сложнее — русский или география — невозможно, поэтому рекомендовано естественно-математические предметы чередовать с гуманитарными.
Также нельзя проводить более 1 контрольной в день.
В 1 классе учителя не задают домашнее задание и не ставят оценки. Кстати, наклейки — это оценочная система. Наклеек тоже быть не должно.На самом деле, даже по всем нормам рабочих часов у школьника все равно много. В СанПиН 2.4.2.2821-10 есть табличка, в которой указано, сколько часов дети должны проводить в школьных аудиториях.

Давайте посчитаем. В 7-ом классе ребенок за неделю проводит в школе 26 часов (1 академический час = 45 минутам, 35 академических часов = 26 астрономических) + 15 часов (6 дней × 2,5 часа) делает уроки. Итого: 41 час. Это больше, чем рабочая неделя у взрослого. А у старшеклассников эта цифра еще возрастает. Плюс в любом классе на внеурочную деятельность отведено по 10 академических часов в неделю. Ничего не поделаешь, «нормы».
Что скажут специалисты?
«А это не вредно, столько учиться?» — наверное, подумали, вы. Мы тоже так подумали, поэтому обратились за консультацией к специалистам. Узнали 2 вещи: что происходит с организмом во время такой интенсивной учебы и как предотвратить нежелательные последствия, если они есть.

Ольга Владимировна Мамаева
психолог, консультант на портале Кировчанка.ru
— Ученики сидят в школе по 5-7 уроков, по 2-3 часа делают домашнее задание и еще посещают репетиторов. Для детей это большие нагрузки. Как они отражаются на ребенке? В первую очередь, идет снижение познавательного интереса. Ребенок может выполнять задания формально, по типу «выучил-ответил-забыл», без включенности и личной заинтересованности. Или делает их очень долго по времени, часто отвлекаясь. Если ребенок отказывается делать уроки, это означает, что ему трудно, и он нуждается в помощи взрослых: родителей, психолога. Чтобы школьник не переутомился от высокой нагрузки, его нужно учить выбирать главное, помогать в организации ритма: занятия-отдых. Если ребенок не справляется с уроками, надо искать причины. Это может быть неумение организовать свой день или отсутствие мотива, желания. Или ребенку не подходит программа, предложенная школой. В таком случае родители могут помочь так: научить планированию, тайм-менеджменту, умению работать с текстом, вычленять главное и т.д. Также родители — это главные вдохновители и мотиваторы своих детей.
Но в любом случае родители никогда не должны делать домашнюю работу за ребенка. Все уроки он должен выполнять сам. Если держать уроки под строгим контролем и делать их за ребенка, формирование таких качеств, как самостоятельность и ответственность, откладывается на неопределенный срок.
Однако прежде, чем отпустить ситуацию, надо убедиться в том, что вы научили ребенка справляться с уроками самостоятельно. Если это не так, ищите причины, по которым ему может быть трудно это сделать. На помощь может прийти детский психолог .

Игорь Анатольевич Разумов
Травматолог-ортопед центра «Гермес», консультант на портале Кировчанка.ru
— Однозначно такой сидячий образ жизни (несколько часов в школе, несколько часов на уроки дома и занятия с репетитором) сказывается на здоровье школьника негативно. Мышцы устают от однообразной нагрузки. Нарушается осанка, ухудшается общее самочувствие. Физкультура в жизни ребенка должна присутствовать обязательно, а еще лучше — регулярное посещение спортивной секции! То же касается и ежедневных прогулок на свежем воздухе. А вот время пребывания ребенка у компьютера нужно сократить. Чтобы уменьшить вред, научите ребенка, что каждые час-полтора необходимо делать разминку в течение нескольких минут. Вот комплекс физических упражнений для физкультминутки:
— наклоны головы вперед/назад, влево/вправо
— махи руками
— закручивание туловища вправо/влево
— наклоны туловища вправо/влево и вперед
— 10-15 приседаний
— разминка кистей рук
Что говорят в школе?
Как вообще получается, что у детей формируется список заданий на дом, с которым они не справляются в положенное время? За разъяснениями мы обратились в школу.

Оксана Леонидовна
Учитель русского языка и литературы школы №32
— Объем домашнего задания дается учителем самостоятельно, но обязательно на основе рабочей программы по своему предмету. Если сравнить объем уроков для детей, которые обучались по старым программам, и домашние задания сейчас, то объем примерно одинаковый. Разница лишь в том, что увеличилось количество заданий творческого характера. Соответственно у детей, обучающихся по ФГОСам (новым стандартам), выполнение домашней работы занимает больше времени, чем у детей, обучающихся по предыдущей программе.
Если дети жалуются, что не успевают делать домашние задания, я могу предложить им остаться после уроков и выполнить то, что необходимо было сделать. К сожалению, не у всех учителей есть такая возможность.
Что делать?
Если вы все посчитали и выяснили, что ваш ребенок в 7-м классе сидит над уроками по 4 часа, вы не могли не задать себе вопрос: «Что делать?». Ведь это неправильно и по нормативным документам, и специалисты говорят, что это вредно для здоровья.
Прежде всего, попробуйте поговорить с классным руководителем и другими родителями: у всех ли детей трудности с выполнением домашней работы? Возможно, другие ученики справляются с тем же объемом за час и не видят проблемы.В таком случае нужно выяснить, что задерживает вашего ребенка. Он много отвлекается на просмотр пейзажей за окном, включает телевизор во время «домашки»? Ну да, уроки сложно назвать веселым занятием. Снегопад, а уж тем более мультики, конечно, интереснее. Создайте ребенку дополнительную мотивацию. Сделаешь уроки до 17:00 — поиграешь на компьютере (хотя это то же самое, что и «Не сделаешь до 17:00 — запрещу компьютер», но звучит мягче). А еще лучше — пусть он сам себе придумает «санкцию». И не забывайте, что раз вы договорились на 17:00 часов, то и проверяйте готовность домашнего задания каждый день ровно в 17:00.
Еще одной ступенькой к самостоятельности могут служить секции и кружки. Бывает, что ребенок «сидит» над уроками, потому что может себе это позволить — он никуда не торопится, времени на ДЗ — до отбоя. Но если вечером еще запланированы танцы, а после них хочется посмотреть интересный фильм, стимул сделать уроки вовремя очень большой.
Другая проблема — ребенок не понял сложную тему. И за учебниками сидит долго, потому что сам не может разобраться, а у учителя переспросить стесняется. Прийти на помощь могут и репетитор, и дедушка-физик.

Совершенно иная ситуация, когда с уроками не справляется половина класса. Или когда в 1-м классе ребенок сидит за домашними заданиями по 120 минут, хотя после школы он должен отдыхать.
В этом случае вы можете подать в администрацию школы обращение, в котором подробно объясните, что именно вас не устраивает (большой объем домашней работы, задания не по возрасту). Форма обращения — свободная.Если на ваше обращение не отреагируют в школе, вы можете подать его в департамент образования администрации города Кирова или Роспотребнадзор. Они проверят образовательное учреждение на соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм. О результатах проверки вам сообщат примерно через месяц (не больше, чем через 30 дней после подачи заявления).
А как у них?
С домашним заданием в нашей стране мы все выяснили. Интересно, а как занимаются дети в других странах? Сколько они тратят на выполнение домашней работы?
В школах США действует «правило 10 минут»: ровно столько времени отведено на уроки первоклашкам.И с каждым классом время на домашние задания увеличивается ровно на 10 минут. То есть дети занимаются дома по 20 минут в 2-м классе, 1 час — в 6-м и 2 часа — в 12-м. Придерживаться этого правила рекомендуют Американская национальной ассоциация образования и Американская национальная ассоциацией родителей и учителей.
Самые счастливые дети живут в Нидерландах — для детей до 12 лет там вообще домашняя работа отменена. Совсем небольшие задания есть в Финляндии, и это не обязательно примеры по математике — детям могут поручить помочь маме и папе по дому, посмотреть видеоролик или прогуляться по парку.

А где ученики дольше всего сидят над домашними заданиями? В рамках рейтинга PISA — международной программы по оценке образовательных достижений учащихся* — в 2014 году среди 15-летних школьников разных стран был проведен опрос. Подростков расспрашивали, сколько времени они тратят на уроки.
Больше всего на домашнюю работу жаловались школьники Шанхая — в среднем они тратят на нее почти 14 часов в неделю. На втором месте находится Россия — около 10 часов в неделю.Надо сказать, что в 2003 году этот показатель в нашей стране был на 3 часа больше. На 3 месте — Италия, где дети занимаются дома по 9 часов в неделю. В конце рейтинга — Южная Корея и Финляндия. Оказалось, что домашняя работа занимает у них чуть больше 2 часов в неделю.
Как ни странно, Финляндия и Китай — традиционно в лидерах рейтинга по показателям образовательных достижений. Интересная новость, не правда ли?
Что в итоге?
Конечно, нельзя говорить, что в наших школах дети беспросветно сидят над уроками. Да, бывают сложные дни, но у большинства школьников все в порядке.
Елена, мама пятиклассника:
— Мой ребенок учится в ВПГ, и у нас программа слишком легкая. Домашние задания за ребенка я не выполняю вообще, он все делает сам. В 1-м классе задания были какие-то, несложные. Ребенок их выполнял на продленке, без моего участия. А сейчас он учится в 5 классе и дома на уроки обычно тратит 2 часа. Из которых примерно час рассказывает мне что-то интересное из того, что было на уроках, а час — выполняет письменные задания, читает, смотрит видеоуроки и учит что-то устно.
Я только просматриваю электронный журнал и проверяю оценки. Тетради просматриваю нерегулярно и прошу сделать работу над ошибками. В проектах мы не участвуем.
У моего ребенка достаточно насыщенная жизнь помимо школы. И домой он приходит чаще всего в 19.30. На уроки остается 2 часа всего. В воскресенье ребенок уроки не делает.
Главное, не накручивайте себя. И давайте ребенку больше самостоятельности. Самое страшное, что может произойти, — это замечание или низкая оценка в дневник за невыполненную работу. Зато в следующий раз ребенок ответственнее подойдет к урокам. А вот нервы от ночных переживаний уже не восстановить.
Поделитесь в комментариях, а как проходит выполнение домашних заданий у вас? Задают ли вашему чаду уроки в 1 классе? И правда ли, что в выполнении школьных проектов задействованы вся семья: от бабушек до двоюродных племянников? А также не забывайте читать полезные советы по воспитанию детей на портале Кировчанка.ru!
Не является рекламой. *Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проводится раз в 3 года Организацией экономического сотрудничества среди подростков в возрасте 15 лет по 4 основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность

В России довольно регулярно возникает вопрос о необходимости домашнего задания, а также о якобы чрезмерной нагрузке, которой подвергаются российские школьники. Так, по мнению заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Бориса Чернышова, они отнимают у современных учащихся слишком много сил. Необходимо дать им больше свободного времени для прогулок на свежем воздухе, поясняет он.

Реклама

«В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», — рассказал Чернышов агентству «Москва».

Как отмечает депутат, из-за большой учебной нагрузки школьники становятся равнодушны к получению знаний.

«Они не хотят сидеть над учебниками, корпеть над какими-то работами или заниматься той деятельностью, которая дает очередную нагрузку на их организм. С одном стороны, нужно сделать образование интересным, а с другой — дать возможность отдышаться нашим ребятам, чтобы они могли находить время для того, чтобы поиграть в футбол, провести время на свежем воздухе. Это было бы правильно», — считает Чернышов.

Парламентарий также отметил, что дополнительная нагрузка помимо занятий в школе — выполнение домашнего задания, а также посещение развивающих секций и кружков — также негативно сказывается на их здоровье.

Вопрос о чрезмерной нагрузке, которой якобы подвергаются российские школьники, ставится в нашей стране не первый раз.

Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. Тогда глава государства поручил врио мэра Москвы Сергею Собянину подготовить проект поручений по этой инициативе. Правда, тогда речь шла только о домашнем задании для старшеклассников, у которых практически не остается на него времени из-за усиленной подготовки к поступлению в вузы.

Всего три месяца на жизнь

Для большинства школьных систем мира, в том числе и российской, домашнее задание до сих пор является основной формой закрепления пройденного материала.

При этом Россия не единственная страна, где родители школьников жалуются на непомерные объемы домашнего задания. Например, в Италии в 2016 году один из родителей учеников публично выступил с критикой системы образования, и многие родители поддержали его.

Итальянец Марино Пейретти выложил в интернет открытое письмо, в котором объяснил, почему его сын не сделал уроки за время летних каникул.

«Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания.

Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием.

В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить», — написал отец ребенка.

Прочитавшие письмо разделились на два лагеря: одни родители поддержали Пейретти, другие обвинили его в том, что он подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. В том же году испанская конфедерация родителей школьников впервые провела забастовку против домашних заданий: в течение недели родители и школьники не выполняли задания, которые давали им на дом. Кстати, подобная акция проходила во Франции в 2012 году.

Согласно исследованиям международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру, в 2016 году Россия занимала первое место по объемам домашних заданий. Российские школьники тратят более 10 часов в неделю на выполнение заданий вне школы, говорили результаты исследования. Следующие строчки рейтинга занимали Италия, Ирландия, Польша и Испания, где школьники тратили в среднем около 6-6,5 часов в неделю на домашку.

Правда, в исследовании участвовали не все страны, поэтому результаты могут быть не совсем объективны. Так школьники в Южной Корее, начиная со средней школы, все свободное время тратят на образование и подготовку к поступлению в престижные вузы. Помимо школы, корейские дети добровольно посещают многочисленных репетиторов, а также выполняют дополнительные задания дома.

Изменились не школы, а родители

Сегодня эксперты не выявили однозначной связи между уровнем знаний и объемами домашнего задания. Большинство из них сходится во мнении, что главное в этом вопросе не количество уроков, а их качество и креативность.

Народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548 в Москве Ефим Рачевский считает, что вовсе отменить домашнее задание в школе нельзя. В наших школах самые длинные в мире каникулы, которые в общей сложности длятся четыре месяца, обращает внимание он. Кроме того, на уроке дети не всегда успевают закрепить пройденный материал, считает педагог. В качестве примера он приводит занятия по английскому языку.

«В группе примерно 15 человек, в распоряжении учителя есть 40 минут урока. И получается, что на образовательную в среднем, на одного ученика приходится две минуты. За это время что-нибудь сделать практически невозможно. Поэтому домашнее задание, в данном случае, будет носить тренинговый характер. Особенно если оно интересно.

Например, можно сказать ребенку: «Зайди на сайт «Би-би-си», найди какой-нибудь фильм про черепах и попробуй сделать синхронный перевод». Это задание даст больше, чем 150 уроков английского, вместе взятых».

Он также отмечает, что домашнее задание выполняет и другую важную функцию, кроме образовательной. Как рассказал Рачевский, несколько лет назад в его школе в порядке эксперимента на две недели отменили домашнее задание для младшеклассников.

«Родители терпели два дня, три дня. Потом мне позвонил один мой приятель, доктор педагогических наук, его внук тогда учился в нашей школе. Он говорит: «Что ж ты делаешь, мерзавец? Раньше я приходил домой и спрашивал у внука: «Ты уроки сделал? Нет? Ну-ка, садись, делай». А сам смотрю футбол. А теперь я у него спрашиваю, а он мне отвечает: «А нам не задали. Дед, давай сыграем в шахматы». А я, может, хочу футбол посмотреть», — пожаловался доктор педагогических наук. То есть, домашнее задание выполняет еще функцию своего рода няньки», — рассказал Рачевский «Газете.Ru».

По его словам, самая главная задача домашнего задания — не вызывать у детей отвращения к учебе. Идеальный вариант обучения — когда учитель дает своим ученикам индивидуальное домашнее задание, чтобы вне школы каждый из детей закрепил тот материал, который на уроке усвоил хуже всего.

Однако, по признанию Рачевского, мало кто из российских учителей применяет такой индивидуальный подход.

В отличие от многих других специалистов, педагог уверен: версия о том, что современные школьники загружены домашними заданиями больше своих предшественников — миф.

«Просто раньше не было социальных сетей, то есть, не было места для групповых или индивидуальных рыданий по этому поводу. И поэтому мало кто об этом знал», — поясняет Рачевский.

Основное отличие нашего времени, считает он, в том, что изменился подход к детскому образованию со стороны самих родителей, которые сегодня «как никогда, связывают благополучие своих детей с тем качеством образования, которое они получат». Современные родители школьников очень хотят вырастить успешных детей, а успех сейчас у многих ассоциируется именно с высшим образованием в самых престижных вузах, считает эксперт.

«Например в 60-е годы прошлого века около 25% учеников переходили в старшую школу и потом поступали в институты. А сейчас в высшие учебные заведения поступают повально все», — поясняет директор школы.

Он также обращает внимание на то, что в законе об образовании нет пункта, обязывающего учителей давать детям домашнее задание, поэтому и отменять на законодательном уровне нечего. По его словам, домашнее задание — это привычная технология преподавания в школе, однако она не обязательна по закону.

При этом существуют ограничения по объему заданий — санитарные правила и нормы, так называемые СанПиНы. Согласно этим рекомендациям, у первоклассников вообще не должно быть домашнего задания, учащиеся 4 и 5 классов могут тратить на выполнение заданий дома не больше двух часов в день, а старшеклассники — не больше трех с половиной часов в день.

Учителя не любят детей

Московскому школьнику Богдану (имя изменено) 11 лет, он учится в пятом классе и занимается хоккеем шесть раз в неделю. Раньше он посещал еще и музыкальную школу, но во втором полугодии 4-го класса решил взять там академический отпуск, поскольку не успевал подготовиться к многочисленным экзаменам, которые сдавали все четвероклассники при переходе в среднюю школу.

Как рассказали «Газете.Ru» родители Богдана, у мальчика практически нет свободного времени между школой, занятиями спортом и домашним заданием. «Спит он у нас в основном в машине, — поделился его отец. — Когда я везу его с занятий домой».

Несмотря на такую высокую нагрузку, Богдан выглядит вполне довольным и общительным ребенком, а его родители считают, что современным детям необходимо обеспечивать плотный график.

«Иначе все свободное время он будет сидеть дома за компьютером, — поясняет мама Богдана. — Мы в детстве постоянно гуляли с друзьями во дворах, нас было не загнать домой. А сейчас у современных школьников такой привычки нет, они совсем не проводят времени на воздухе».

Однако существует и противоположное мнение. Клара Мансурова, председатель общественного движения «Родительская забота», считает, что современным школьникам задают слишком много домашнего задания по каждому предмету, и в итоге они проводят над учебниками дома столько же времени, сколько и в школе.

«Я думаю, что задание на дом надо уменьшить на 50%, но не отменять. Не всегда учитель может за урок так доступно объяснить тему, чтобы все дети ее поняли. Для того, чтобы полностью отменить домашнее задание, надо сначала поменять учителей», — считает Мансурова.

По ее словам, есть предметы, по которым вообще не стоит давать домашнее задание — среди них информатика, обществоведение, химия. Будучи кандидатом химических наук, Мансурова уверена, что эту науку можно так раскрыть на уроках, что дети сами заинтересуются ею и захотят посмотреть дополнительные сведения в интернете, энциклопедии или учебнике.

«Может быть домашнее задание нужно не всем, а только тем, кто не успевает по предмету. Учителю надо тихонечко подойти к такому ученику и посоветовать, что еще почитать и сделать», — поясняет она.

По словам эксперта, самое страшное в школе — когда на ребенка смотрят как на человека, который обязан подчиняться учителю и выполнять все его задания. В то время, как главная задача школы — помочь ученику найти свое место в жизни и самоопределиться.

«У нас, к сожалению, в школах почти отсутствует любовь к детям. Ведь эти 11 лет, которые ребенок проводит в школе — главные в его жизни. Учитель должен в первую очередь помочь ребенку понять свое предназначение, ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я? Зачем я?» А вместо этого каждый учитель считает, что его предмет главный».
Получается, что несчастный ученик практически не успевает жить из-за слишком сильной нагрузки, говорит Мансурова.

В отличие от Рачевского она считает, что современные дети нагружены гораздо больше советских школьников. При этом Мансурова обращает внимание на то, что это происходит и по вине самих родителей, которые отдают детей в многочисленные внешкольные секции.

У ребенка должно быть свободное время, когда он может размышлять, считает Мансурова, однако современный школьник не может позволить себе такой роскоши. Только потому, что наши дети маленькие, мы считаем, что мы можем их заставлять и унижать, а пора давным давно начать относиться к детям по-другому, уверена Мансурова.

admin