Почему уменьшилась компенсация за ЖКХ инвалидам?

Может ли производиться выплата ЕДК гражданам льготных категорий, имеющим задолженность по оплате ЖКУ перед поставщиками коммунальных услуг?

Согласно ст. 160 Жилищного кодекса и вышеуказанного постановления Белгородской области, выплата компенсации расходов на оплату жилого помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Необходимо ли обращаться в УСЗН гражданам льготных категорий при изменении ими места жительства (при снятии с регистрационного учета)?

В соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 28.04.2008г. № 90-пп «О порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов», выплата компенсации гражданам прекращается в случае снятия с регистрационного учета по месту жительства. Для назначения ЕДК по новому месту жительства необходимо обратиться в УСЗН с заявлением с приложением документов согласно вышеуказанному постановлению.

Я являюсь инвалидом, проживаю вместе с семьей сына. В частном домовладении зарегистрировано пять человек. Как мне будет начисляться компенсация за коммунальные услуги?

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предусмотрена скидка не ниже 50 процентов на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), которая осуществляется в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ).

В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ члены семьи собственника жилого помещения, пользующиеся жилым помещением (зарегистрированные по данному адресу), несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, в том числе обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

В связи с тем, что не все граждане, зарегистрированные в жилом помещении, относятся к льготным категориям, при расчете ежемесячных денежных компенсации по оплате коммунальных услуг производится выделение доли льготника. Расчет ЕДК на оплату коммунальных услуг будет производиться на одну пятую часть.

Мы с мужем живем в однокомнатной приватизированной квартире, муж инвалид второй группы, я – Ветеран труда. Установлены счетчики на электроэнергию, холодную и горячую воду. Почему компенсацию мы получаем разную?

Ветеранам труда меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в виде выплаты ЕДК предоставляются в соответствии со статьей 15 Социального кодекса Белгородской области в размере 50% от платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг вне зависимости от вида жилищного фонда.

Инвалиды 2 группы вследствие общего заболевания также являются получателями мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг. Им в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» расчет ЕДК осуществляется в размере 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда) только на долю, приходящуюся на инвалида.

Поэтому при расчете величины ЕДК Вашему мужу не включается компенсация за плату за жилищные услуги (содержание и ремонт жилого помещения, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, лифт и других услуг, относящихся к структуре платы за жилое помещение).

Таким образом, для Вас и Вашего мужа компенсация начисляется по разным основаниям, в соответствии с действующим законодательством.

Я являюсь инвалидом, получаю ЕДК, в настоящее время прописал в своей квартире внука. Что я должен предоставить в орган социальной защиты населения?

В орган социальной защиты населения необходимо предоставить документ, подтверждающий регистрацию членов Вашей семьи по адресу Вашей регистрации. При этом необходимо учитывать, что размер вашей ЕДК будет пересчитан с момента регистрации нового члена семьи в жилом помещении льготника. Прописывая нового члена семьи нужно быть готовым к уменьшению суммы ЕДК, т.к. с новым членом семьи уменьшается доля жилого помещения, приходящаяся на льготника.

Я ветеран труда, в моей семье появился внук, зарегистрировали его на моей жилплощади. Необходимо ли сообщать об изменении состава семьи в управление социальной защиты населения?

Да, об изменении состава семьи необходимо сообщить в УСЗН по месту жительства в течении 10-и дней, предоставив справку с места жительства о составе семьи. Справку с места жительства о составе семьи необходимо предоставить также и в случае выбытия членов семьи.

Я – ветеран труда, моя девятнадцатилетняя дочь обучается в университете, будет ли моя льгота распространяться на нее и что для этого нужно?

В соответствии с п.2 ст.15 Социального кодекса Белгородской области. Совместно проживающие с «ветераном труда» нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на их полном содержании, к которым относятся и дети, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, до окончания ими обучения , будут пользоваться мерами социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг. Соответственно, для включения дочери в расчет ЕДК, необходимо представить справку с места учебы. Указанную справку будет необходимо обновлять ежегодно, в срок до 30 сентября до момента окончания Вашей дочерью учебного заведения, но не дольше, чем до достижения ею возраста 23 лет.

Как мне должны рассчитывать льготы на оплату ЖКУ, если я являюсь пострадавшим от политических репрессий и одновременно инвалидом общего заболевания? Живу в неприватизированной квартире.

В случае, если гражданин имеет право на льготы по двум или более основаниям, то по каждой услуге льготы начисляются по одному из оснований, исходя из максимальной скидки с оплаты услуги. В Вашем случае скидки с оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, платы за наем и отопление следует рассчитывать с учетом льгот, установленных для инвалидов (50% за всю площадь), а для расчета скидок по остальным коммунальным услугам следует выбирать льготы, установленные для пострадавших от политических репрессий (50% в пределах нормативов потребления коммунальных услуг с учетом членов семьи).

Сын поступил в институт, в мае 2011г. ему исполнится 18 лет, до какого возраста ему будут предоставляться меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, как члену семьи умершего ветерана боевых действий?

В соответствие со ст.21 Федерального Закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О Ветеранах » ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг выплачивается нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от организационно-правовой формы, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Для подтверждения данного права необходимо один раз год (в сентябре месяце предоставлять справку с места учебы)

В апреле 2011г. в квартире установлен прибор учета воды, почему уменьшилась сумма компенсации по оплате ЖКУ как инвалиду.

При установке приборов учета воды плата за воду начисляется исходя из фактического потребления воды. Ежемесячная денежная компенсация по оплате ЖКУ инвалидам рассчитывается на весь объем потребленной воды в доле, приходящейся на инвалида. Если объем потребленной воды уменьшился, соответственно уменьшилась сумма компенсации по оплате за воду (аналогично по всем видам коммунальных услуг при наличии счетчиков).

Я и мой сын являемся инвалидами 2 группы. Нам выплачивают ежемесячную денежную компенсацию по оплате ЖКУ 50% — сыну, 50% — мне. Сын не выделяет эти деньги за оплату квартиры. В связи с этим у меня вопрос, на каком основании разделили льготу и как я теперь смогу оплачивать жилищно-коммунальные услуги?

В соответствии с действующим законодательством мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется каждому конкретному льготнику. Размер ежемесячной денежной компенсации определяется дифференцировано для каждого гражданина в разрезе предоставляемых ему видов жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, каждый льготник получает ежемесячную денежную компенсацию. В данном случае, для разрешения сложившейся ситуации, возможно только разделение лицевых счетов, и тогда каждый льготник будет обязан платить за свою часть в занимаемом жилом помещении.

С какого срока предоставляется ежемесячная денежная компенсация (ЕДК)? Справка об инвалидности действовала до 01.04.2011г., переосвидетельствование произошло только в июне, но инвалидность установлена с апреля.

Ежемесячная денежная компенсация на оплату ЖКУ возобновляется с первого числа месяца, с которого продлена группа инвалидности (с апреля).

Я ветеран труда, проживаю в доме, где установлен прибор учета на отопление жилого помещения. Каким образом мне будет рассчитываться компенсация на оплату ЖКУ по данному виду услуги?

Согласно п. 2,3 ст. 15 Социального кодекса ветеранам труда по виду услуги – отопление, предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 50% от платы в пределах нормативов потребления коммунальных услуг.

С 01.01.2011года постановлением правительства Белгородской области от 29.11.2010г № 408-пп утверждены нормативы потребления тепловой энергии на отопление по жилым домам, оборудованным общедомовыми приборами учета тепловой энергии в отопительный период (в Гкал на 1 кв. метр общей площади): январь — 0,0425; февраль- 0,0381; март- 0,0339; апрель- 0,0107; октябрь- 0,0105; ноябрь- 0,0295; декабрь– 0,0388.

Для сведения сообщаем, что ранее, до 2011года, применялся норматив потребления тепловой энергии — 0,017 Гкал на 1кв. метр общей площади ежемесячно в течение года.

Как видно из вышеизложенного, при сезонном дифференцировании нормативов потребления с 2011года ветераны труда, производящие оплату за отопление по общедомовым приборам учета будут находиться в более выгодном положении, чем ранее, и сумма компенсации за отопление их будет значительно выше.

Мы, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, проживаем в муниципальном жилом помещении. На какие льготы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги мы имеем право?

Согласно Федеральному Закону от 24.11.1995г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» семья, воспитывающая ребенка-инвалида, имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% от платы за содержание и ремонт жилого помещения (так как вы проживаете в жилом помещении, относящемся к муниципальному жилому фонду) и коммунальные услуги на всех членов семьи.

Семьям, в составе которых имеется ребенок-инвалид, проживающим в жилых помещениях не относящихся к муниципальному и государственному жилым фондам, компенсация по оплате за содержание и ремонт жилого помещения не производится.

Я ветеран труда и инвалид 2 группы переехал в город Шебекино из Московской области. С какого периода мне будет выплачиваться ежемесячная денежная компенсация за жилищно-коммунальные услуги?

В соответствии с п.4,8 Постановления Правительства Белгородской области №90-пп от 28.04.2008г. «О порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов» гражданам, прибывшим на новое место жительства, компенсация назначается с даты регистрации по месту жительства и выплачивается за прошлое время, но не более чем за шесть месяцев с момента регистрации по новому месту жительства при представлении документа о прекращении мер социальной поддержки по прежнему месту жительства.

Мой муж был инвалидом 1 группы и умер в марте 2013 года, за февраль он не получил ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, т.к. находился в больнице. Имею ли я право получить эту компенсацию?

В соответствии с п. 4.19 Постановления Правительства Белгородской области № 90-пп от 28.04.2008г. «О порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории области, с применением системы персонифицированных социальных счетов» сумма компенсации, не полученная гражданином в связи со смертью, начисляется по день смерти включительно и выплачивается проживавшему совместно с умершим члену семьи, если обращение за неполученными назначенными суммами последовало не позднее шести месяцев со дня смерти получателя. При наличии нескольких членов семьи умершего гражданина получатель определяется на основании совместного заявления всех совершеннолетних членов семьи.

Почему каждый месяц сумма ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг разная?

У граждан, имеющих приборы учёта потребляемых услуг (счётчики), сумма компенсации будет меняться в зависимости от фактических объемов потребляемых услуг в каждом месяце, так, например, у большинства граждан имеются счетчики на электроэнергию и, соответственно, сумма оплаты за электроэнергию ежемесячно меняется. Ежемесячно производится расчет компенсации по факту позапрошлого месяца и перерасчет ранее выплаченной компенсации по реальному факту на основании данных поставщиков о фактических ежемесячных объемах потребленных услуг, так в апреле произведен перерасчет компенсации за февраль (по данным поставщиков) и расчет компенсации по этим же данным на апрель.

Нужно ли гражданам, получающим ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг обращаться в управление социальной защиты населения, если изменился состав семьи?

Да, в случае изменения состава семьи, места жительства, установки приборов учета и т. п., граждане льготной категории обязаны в месячный срок извещать управление социальной защиты населения об этих изменениях. Для внесения изменений необходимо предоставить в УСЗН следующие документы: 1. Паспорт (оригинал и копию). 2. Документ о праве на льготы (оригинал и копию). 3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (оригинал и копию). 4. Пенсионное удостоверение (оригинал и копию). 5. Справку с места жительства о составе семьи. 6. Квитанции, подтверждающие оплату жилого помещения и коммунальных услуг за месяц, предшествующий обращению в УСЗН (оригиналы и копии).

Будет ли увеличен размер ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) на оплату жилищно-коммунальных услуг в связи с увеличением тарифов на жилищно-коммунальные услуги?

Да, сумма ЕДК будет увеличена, так как расчет компенсации производится на основании новых тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В связи с тяжелым заболеванием временно проживаю у детей. Можно ли получать ежемесячную денежную компенсацию (ЕДК) на оплату жилищно-коммунальных услуг по адресу фактического проживания?

Да, ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг доставляется «Почтой России» по адресу фактического проживания. Для этого необходимо обратиться в управление социальной защиты населения и подать заявление на выплату ЕДК через почтовое отделение по адресу фактического проживания.

Как осуществляется начисление ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, если в квартире проживают два льготника?

В случае если в семье проживают два и более льготников, то компенсация рассчитывается и выплачивается каждому льготнику в соответствии с законодательством для соответствующей категории граждан.

Как производится удержание излишних выплаченных сумм ЕДК?

Суммы компенсации, излишне выплаченные гражданину по его вине (вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимых сведений, а также представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, и т.п.), подлежат удержанию из сумм последующих выплат компенсации. При прекращении выплаты ЕДК излишне выплаченные суммы возмещаются получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы органом социальной защиты населения в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если я не обратился за компенсацией сразу после получения справки о группе инвалидности, мне выплатят ЕДК за прошлое время?

Компенсация назначается с момента наступления права на ее назначение и на срок установления льготного статуса, если обращение последовало не позднее 6-ти месяцев с месяца, в котором гражданин приобрел это право. При обращении за компенсацией по истечении 6-ти месяцев компенсация назначается за прошлое время, но не более чем за 6 месяцев с момента обращения.

Зависит ли размер ЕДК от того, приватизирована квартира или нет?

Да, зависит для граждан категории «инвалиды» и «семьи, имеющие детей-инвалидов». Для этих категорий граждан расчет компенсации в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» осуществляется в связи с расходами:

оплате жилых помещений, если жилые помещения находятся в домах государственного или муниципального жилищного фонда;

по оплате коммунальных услуг — независимо от принадлежности жилищного фонда.

Поэтому инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированных квартирах, не начисляется компенсация за плату за жилищные услуги (содержание и ремонт жилого помещения, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, лифт и других услуг, относящихся к структуре платы за жилое помещение).

Что может являться основанием для приостановления выплаты ЕДК?

Выплату ЕДК приостанавливают в следующих случаях:

— обнаружение несоответствия сведений органа социальной защиты населения и поставщика жилищно-коммунальных услуг о количестве граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении;

— выявление неоплаты заявителем текущих платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в течение 3-х месяцев;

— возврат денежных средств из почтового отделения ежемесячно в течение 6-ти месяцев в связи с невозможностью вручить ЕДК получателю.

Что является основанием для прекращения выплаты ЕДК?

Основанием для прекращения выплаты ЕДК является:

— смерть гражданина, имеющего право на ЕДК, а также признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим;

— утрата гражданином права на ЕДК (окончание срока действия льготного статуса);

— зачисление на полное государственное обеспечение или в государственное стационарное учреждение социального обслуживания;

— помещение в места лишения свободы по приговору суда;

— снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства (по месту пребывания) на территории Белгородской области.

Как производится расчет ЕДК, и как органы социальной защиты населения узнают данные об оплате коммунальных услуг?

Расчет ЕДК на текущий месяц производится на основании объемов потребленных и оплаченных услуг по приборам учета (газ, электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение и др.), переданных поставщиками услуг в орган социальной защиты населения не за предыдущий месяц, а за месяц, предшествующий предыдущему месяцу, в связи со следующими законодательно утвержденными сроками:

— согласно ст. 155 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится гражданами ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем;

— в соответствии с регламентом технологического процесса назначения и выплаты ЕДК поставщики жилищно-коммунальных услуг ежемесячно с 11 по 20 число месяца, следующего за истекшим, предоставляют органу социальной защиты населения сведения в электронном виде о фактических объемах жилищно-коммунальных услуг для расчета величины компенсации;

— с 20 по 25 числа месяца, следующего за истекшим, орган социальной защиты населения на основании данных поставщиков о фактически потребленных и оплаченных гражданами объемах жилищно-коммунальных услуг производит расчет ЕДК каждому из льготников;

— с 25 по 30 числа месяца, следующего за истекшим, орган социальной защиты населения передает сформированные ведомости на получателей ЕДК в доставочные организации (отделения почты или банка);

— доставка ЕДК через доставочные организации производится начиная с 3 числа следующего месяца.

Таким образом, сумма компенсации за оплату, произведенную гражданином, например, в январе, будет им получена в марте.

В каком размере выплачивается ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг?

Размер ежемесячной денежной компенсации для каждого льготника определяется в соответствии с действующим законодательством, исходя из общей площади жилого помещения, объема потребленных и оплаченных коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Как производится расчет величины ЕДК льготникам, имеющим несколько правовых оснований на получение компенсации (например, Ветеран труда, имеющий группу инвалидности)?

При наличии у гражданина права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и Социальным кодексом Белгородской области, компенсация (по каждому из видов услуг) предоставляется по наиболее выгодному для него основанию. Расчет осуществляется в автоматическом режиме путем анализа результата сопоставления фактических объемов потребленных и оплаченных услуг и объема мер социальной поддержки по каждому законодательному акту.

С таким вопросом в последнее время в редакцию все чаще стали обращаться жители района, имеющие льготы по оплате услуг ЖКХ.

Среди позвонивших был Иван Васильевич Гусин, инвалид I группы по зрению, из Павловской: «Объясните, почему мне нет компенсационных выплат по ЖКХ третий месяц? Кто-то получил, кто-то нет. Хочется услышать грамотный комментарий от соцзащиты, чтобы было понятно простым людям». С этим же вопросом приходил в редакцию павловчанин С.А. Марченко.

На вопросы наших читателей ответил начальник управления социальной защиты населения И.Н. МАРЧЕНКО.– Иван Николаевич, уточните, у кого есть право на компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг?

– Это жители края, имеющие право на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кому именно полагаются выплаты, определено несколькими законами. Это Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1, ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 г., ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ФЗ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 г., а также Закон Краснодарского края от 28 июля 2006 г. № 1070-КЗ «О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Порядок и условия назначения и выплаты компенсации закреплены постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 г. № 811 «О Порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае».

– Указанные законы действуют не первый год. Значит, люди знают, кому и сколько положено. Что изменилось?

– До 1 мая 2019 года выплата компенсации производилась получателям ежемесячно из расчета 50% оплаты нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, без учета фактически потребленных объемов ресурсов.

С 1 мая 2019 года в Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг внесены изменения. Теперь компенсация производится в размере 50% от объема потребленных коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов их потребления.

– Это при условии, если установлены счетчики…

– При отсутствии приборов учета компенсация выплачивается из нормативов потребления.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется авансовым платежом в текущем месяце (например, компенсация за май предоставлена в мае, за июнь – июне и т.д.), а не по факту понесенных расходов по их оплате (оплата за жилищно-коммунальные услуги производится до 10 числа, следующего за истекшим месяцем). Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в соответствии с пунктом 7 Порядка назначается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам (ставкам), утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Порядка компенсация расходов на оплату коммунальных услуг подлежит перерасчету, исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета. Но не более нормативов их потребления.

Сведения о фактически расходованных ресурсах поступают в управление социальной защиты населения от жилищно-коммунальных организаций в конце каждого месяца. Учитывая эти данные, проводим перерасчет компенсации.

– Получается, что в апреле льготнику выплатили компенсацию, в начале мая он оплатил квитанции, а когда в конце мая поступили сведения от предприятий ЖКХ, только тогда вы сравниваете сумму компенсации и фактические расходы. Что происходит, если компенсация превысит расходы?

– Излишне выплаченные суммы засчитываются в последующие месяцы. Если льготник потребляет коммунальные услуги ниже установленного норматива потребления, компенсация расходов по их оплате ему пересчитывается в размере 50 процентов фактически потребленных услуг (определенных по показаниям приборов учета). Но опять же – не более нормативов потребления, в том числе с учетом стоимости доли объема потребленных коммунальных услуг, если в жилом помещении зарегистрировано несколько человек.

– Звонившие в редакцию говорили, что в мае вообще не получили компенсации…

– Действительно, в мае, июне и июле 2020 г. большое количество льготников в крае получили компенсацию в очень низком размере, а некоторые не получили вообще.

Эта ситуация сложилась из-за того, что суммы компенсаций за март и апрель были начислены и выплачены исходя из норматива потребления отопления за полный месяц отопительного сезона, а фактически за эти месяцы оплата была существенно ниже.

Возникли достаточно крупные переплаты, которые были удержаны в мае, июне и июле. В некоторых случаях они превысили начисления за первые месяцы летнего сезона.

Перерасчет 50-процентной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг согласно действующему Порядку будет и в дальнейшем проводиться ежемесячно. Управление убедительно просит жителей района, пользующихся данной льготой, оплачивать коммуналку своевременно, в полном объеме и не допускать задолженности. Если таковая появится, то выплаты будут приостановлены.

Беседовала В. Максимова.

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Суть дела

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт. Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям. Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.

Позиция ВС

Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.

Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.

Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца. Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила. А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.

Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.

Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

Неформальный подход

«Я поддерживаю позицию ВС РФ. Считаю её оптимальной и правильной в ситуации, которая разбиралась. Законодательство не терпит формального подхода к разрешению спорных ситуаций, ведь за этими ситуациями стоят люди, их реальные беды и реальные ситуации», — отмечает член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.

Он напомнил пункт постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», в котором ВС указывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта. Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

В перспективе это поможет получателям субсидии отстоять своё право на получение компенсации за ЖКУ и не допустить формального рассмотрения своего спора с органом, выплачивающим данную субсидию», — подчеркивает Самарин.

Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.

Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР.

Алиса Фокс

admin