Почему расформировали рубоп?

Управлением МВД Украины в Волынской области внимательно проанализированы проект Закона Украины № 2318 от 17 октября 2002 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью упорядочения системы органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью» и пояснительная записка к нему, вынесенные на рассмотрение Верховного Совета Украины народным депутатом Юрием Артеменко.

Вывод по результатам изучения указанных документов единственный: проект Закона является антисоциальным и направлен не на обеспечение правопорядка в государстве, а на свертывание противодействия организованной преступности и коррупции или на ее лоббирование. Почти ни одно из обоснований целесообразности принятия законопроекта, изложенных в пояснительной записке к нему, не выдерживает элементарной критики. В частности, как непреложный факт утверждается, что произошла полная трансформация организованной преступности из общекриминальной в экономическую, что лишь частично соответствует действительности. Действительно, тенденция к такой трансформации наблюдается. Однако криминогенная ситуация свидетельствует о том, что совершение корыстно-насильственных преступлений, прежде всего убийств, в том числе по заказу, разбойных нападений, незаконных завладений автомобилями, остается и еще долго будет оставаться одним из основных направлений противоправной деятельности организованных преступных сообществ.

Вот несколько примеров из практической деятельности УБОП УМВД Украины в Волынской области. В минувшем году этим Управлением разоблачены в совершении 5 -ти убийств, в том числе 4-х по заказу, вымогательств, поджогов, незаконном хранении наркотиков и оружия 14 членов устойчивой преступной группировки, лидером которой являлся известный в области преступный «авторитет» Стукан. Члены банды осуждены на 5–15 лет лишения свободы. В апреле с.г. УБОП обезврежена преступная группировка «К» в составе 8-ми лиц, на счету которой свыше 30-ти преступлений, среди которых убийство офицера милиции (кстати, сотрудника подразделения по борьбе с организованной преступностью), разбои с применением огнестрельного оружия, кражи автомобилей с целью дальнейшего возвращения за выкуп, незаконное хранение оружия и т.п. Действия преступников квалифицированы досудебным следствием по части 1 статьи 255 (создание преступной организации) и статье 257 (бандитизм) Уголовного кодекса Украины.

Не соответствует действительности вывод, изложенный в пояснительной записке, относительно преодоления рэкета. В данное время он перешел в другую стадию своего развития. Прежде вымогательство, или рэкет, было на виду и на слуху, так как сопровождалось чуть ли не публичными расправами, побоями и поджогами. На данном этапе это преступление совершается более «цивилизованно» и «тихо» — подходят к бизнесмену «ребята», ничем не грозят, никаких насильственных действий не совершают и предлагают платить за то, что они хотят уберечь его от подобных случаев, и тот платит.

Безосновательны обвинения в адрес УБОП в выявлении и раскрытии преступлений, которые якобы не относятся к их компетенции. В самом деле иногда спецподразделения раскрывают преступления, которыми могла бы заниматься криминальная милиция. Однако УБОП входят в систему органов внутренних дел, а потому непонятно, как они, противодействуя преступной среде, которая не делится на организованную или какую-то другую, могут не замечать и не раскрывать другие, прежде всего особо тяжкие и резонансные преступления? Если исходить из логики пояснительной записки к законопроекту, то каждое подразделение МВД должно выявлять и раскрывать только те преступления, которые входят в его компетенцию, а на другие закрывать глаза.

А потому содержание указанной пояснительной записки противоречит действующему законодательству, так как основной задачей органов внутренних дел, в структуру которых входят подразделения по борьбе с организованной преступностью, является предотвращение, выявление и раскрытие преступлений (статья 2 Закона Украины «О милиции»). В то же время в борьбе с организованной преступностью должны принимать участие не только специальные, но и другие подразделения МВД (статья 5 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью»). Можно согласиться с выводом пояснительной записки о том, что в последнее время организованная преступность проникает в приоритетные сферы экономики и при этом наносит значительный материальный ущерб государству, юридическим и физическим лицам. Вместе с тем надуманной можно назвать сентенцию о том, что УБОПы не имеют результатов работы в этих направлениях. Так, в текущем году в результате проведения УБОП УМВД в Волынской области соответствующих мероприятий возбуждено 9 уголовных дел относительно членов преступной группировки, в которую также входили работники, в том числе из числа руководителей, УПМ ГНА в Волынской области, таможенных органов, исполнительной службы и советов районного уровня, которые, злоупотребляя должностным положением, подделывали документы и выносили противоправные решения, чем оказывали содействие незаконной легализации ввезенных из-за границы автомобилей. Выявлено 16 совершенных указанными лицами преступлений, которыми государству причинен вред в размере 4 млн долларов США и 1 млн 150 тыс. грн.

По материалам УБОП возбуждено уголовное дело относительно должностных лиц одного из стратегически важных предприятий области, которые совершили покушение на присвоение государственных средств в сумме 441,1 тыс. грн, нанесли государству ущерб на сумму 2 млн 125,9 тыс. грн, а также безосновательно не выплатили заработную плату работникам предприятия в сумме 47,8 тыс. грн.

В пояснительной записке почему-то умалчивается о деятельности в государстве нового преступного конгломерата, который образовался вследствие сращения организованных преступных группировок с «теневым» бизнесом и коррумпированными должностными лицами органов государственной власти и управления. Не видеть или не признавать это сегодня — значит объективно оказывать содействие распространению указанного явления, что угрожает не только отдельным гражданам, а в первую очередь национальной безопасности нашего государства. Однако, судя по представленному депутатом Ю. Артеменко законопроекту, с этим злом вообще бороться не нужно. Очень похоже на недавние мифические «многочисленные просьбы трудящихся» упоминание в пояснительной записке «многочисленных свидетельств предпринимателей и обращений граждан» о том, что УБОПы перестали бороться с организованной преступностью, а перешли на службу к ней. Конечно, УБОПам, как и каждому органу и службе МВД, присущи проблемы отбора и воспитания кадров. Логически размышляя над такими выводами, можно смело вносить предложения о ликвидации подразделений уголовного розыска, ГАИ, службы по борьбе с экономической преступностью и других, ведь, чего греха таить, и их отдельные сотрудники допускают правонарушения, причем не менее резонансные, чем работники УБОП.

Непонятным представляется определение, что сама система УБОП привела к тому, что его сотрудники поставлены в рамки, не позволяющие исполнять им свои обязанности. При чем здесь система УБОПов, ведь она такая же, как, скажем, в ГАИ, но никто же не ставит вопрос о ликвидации последней. Фактически каждый сотрудник спецподразделения на вопрос о том, что ему мешает работать, ответит: неопределенность действующего законодательства, когда один закон противоречит другому; отсутствие законов «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с легализацией (отмыванием) средств, добытых преступным путем»; отсутствие надлежащего материально-технического и финансового обеспечения борьбы с организованной преступностью и т.п.

Относительно целей и задач принятия проекта Закона, внесенного народным депутатом Ю. Артеменко, то их, исходя из проведенного анализа, лишь две: ликвидация фактически единственного органа, который непосредственно осуществляет борьбу с организованной преступностью, то есть Управлений по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, и свертывание борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Ликвидируя УБОПы, законопроект предлагает возложить борьбу с организованной преступностью и ответственность за это на спецподразделения СБУ. Однако перед СБУ стоят иные задачи, ее подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью немногочисленны, а потому не влияют и не могут существенно влиять на криминогенную обстановку. Служба безопасности ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не будет выявлять и раскрывать те преступления и коррупционные действия, которыми занимались УБОПы, так как это не относится к ее задачам и функциям. Кроме этого, в СБУ некому заниматься указанными преступлениями, так как в ее структурах отсутствуют специалисты соответствующего профиля.

Упоминание в законопроекте о передаче функций УБОП другим подразделениям МВД — это не что иное, как некорректная декларация якобы оптимизации борьбы с организованной преступностью. Указанные подразделения не являются субъектами Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» и не могут использовать определенные для них права; не предусмотрено это и в проекте вышеуказанного Закона. Более того, подразделения криминальной милиции в силу специфики своей деятельности не могут в полной мере обеспечить противодействие организованной преступности и коррупции — перед ними стоят несколько иные задачи.

Вызывает сомнение утверждение народного депутата Ю. Артеменко о том, что реализация законопроекта не требует дополнительных затрат и даже, наоборот, высвобождает средства, которые можно будет направить для улучшения финансирования других подразделений МВД. Действительно, на первый взгляд, это будто бы так. Однако средства, которые выделяются на борьбу с организованной преступностью, настолько незначительны, что их выделение на потребности других подразделений финансового обеспечения органов внутренних дел фактически не улучшит. Другая существенная проблема — как быть с сотрудниками УБОПов? Часть из них, возможно, действительно перейдет на имеющиеся вакантные должности в другие органы и подразделения. Однако значительное число сотрудников спецподразделений придется сократить, а это дополнительные бюджетные затраты, причем немалые. А кто подсчитает моральный ущерб, нанесенный сотрудникам этих подразделений, которые будут фактически выброшены на улицу?

Наряду с этим, действующее законодательство Украины относительно борьбы с организованной преступностью действительно требует определенной коррекции. В частности, полностью можно согласиться с народным депутатом Ю. Артеменко в том, что отдельные положения Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» выходят за рамки действующего правового поля, прежде всего относительно наложения ареста на имущество, проведения досмотров, а потому необходимо их привести в соответствие с Конституцией Украины и другими законодательными актами. В нынешней ситуации принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью упорядочения системы органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью» нецелесообразно как с финансовой и социально-экономической, так с внутриполитической и даже внешнеполитической точек зрения.

Юрий АРТЕМЕНКО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект Закона Украины № 2318 от 17 октября 2002 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью упорядочения системы органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью» разработан с целью повышения эффективности борьбы с организованной преступностью, недопущения фактов злоупотреблений со стороны сотрудников правоохранительных органов, неукоснительного соблюдения конституционных прав и свобод граждан Украины при осуществлении правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступностью, а также с целью приведения законодательства, которое регулирует вопросы борьбы с организованной преступностью, в соответствие с положениями Конституции Украины.

Общая характеристика и основные положения проекта Закона. Проектом Закона вносится изменение в Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» (относительно исключения специальных подразделений МВД Украины по борьбе с организованной преступностью из перечня органов, которым разрешено осуществлять оперативно-розыскную деятельность) и ряд изменений и дополнений к Закону Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», которые касаются приведения этого Закона в соответствие с положениями Конституции Украины и оптимизируют систему органов по борьбе с организованной преступностью. В частности, Законом предлагается передать функции УБОП МВД Украины другим подразделениям Министерства внутренних дел, оставив при этом специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью Службы безопасности Украины.

Состояние нормативной базы в данной сфере государственного регулирования. Закон Украины «Об организационных основах борьбы с организованной преступностью» был принят еще в 1993 году, значительная часть его положений противоречит нормам Конституции Украины и выходит за рамки правового поля Украины, в частности, в части наложения ареста на имущество предприятий, проведения обыска, порядка задержания граждан.

Финансово-экономическое обоснование. Реализация Закона не требует существенных дополнительных средств, наоборот, вследствие оптимизации системы органов по борьбе с организованной преступностью и коррупцией высвободятся средства, которые можно будет направить для улучшения ситуации с финансированием других подразделений органов внутренних дел.

Прогноз социально-экономических и других последствий принятия Закона. Принятие данного Закона позволит повысить эффективность борьбы с организованной преступностью, даст возможность сэкономить бюджетные средства и направить их на финансирование других органов внутренних дел, улучшит ситуацию с соблюдением конституционных прав и свобод граждан.

АРТЕМЕНКО Юрий — народный депутат Украины

(Печатается в сокращенном варианте, перевод неофициальный)p>


2020.05.20

Отдел по борьбе с организованной преступностью управления уголовного розыска ГУ МВД РФ по Свердловской области возглавил майор Вячеслав Коновалов. Об этом Znak.com рассказал один из ветеранов службы уголовного розыска Екатеринбурга, поддерживающий связи с бывшими коллегами по службе.

Вячеслав Коновалов (в центре)Znak.com

Пресс-секретарь ГУ МВД РФ по Свердловской области Валерий Горелых подтвердил эту информацию. «Вячеслав Сергеевич родился в Курганской области. В 2006 году очно окончил Уральский юридический институт МВД с дислокацией в Екатеринбурге. Затем заочно окончил Уральский институт экономики и права. Службу в системе МВД начал с должности оперуполномоченного по направлению розыска ОВД по Катайскому району УМВД Курганской области. В 2009 году был переведен в отдел по борьбе с бандитизмом оперативно-разыскной части № 7 УУР Свердловского главка полиции также на должности оперуполномоченного. В то время, отмечу, подразделением руководил Сергей Васильев (позже возглавлял УВД Кемеровской области и МВД Кабардино-Балкарии). За период работы в этом одном из самых оперативных подразделений Свердловского главка Коновалов неоднократно выезжал в рабочие командировки на Северный Кавказ. За вклад в борьбу с преступностью награжден рядом ведомственных наград. В том числе медалью «За боевое содружество», «За доблесть в службе», «За отличие в охране общественного порядка». Приказ о назначении на должность начальника ОБОП глава Свердловского гарнизона полиции генерал-майор Александр Мешков подписал вчера, 19 мая. До этого майор Коновалов некоторое время был временно исполняющим обязанности начальника данного подразделения», — сообщил Горелых.

Известно, что при участии Коновалова ранее была обезврежена банда Михаила Малахова, орудовавшая с 2005 по 2010 год в Ирбите. А также пойман бизнесмен Александр Стерхов, получивший срок за организацию заказного убийства депутата Ирбитской городской думы Александра Барыбина в 2011 году. Весной 2016 года была нейтрализована группировка известного в России вора в законе Ровшана Рафика оглы Джаниева (Ровшана Ленкоранского), действовавшая на овощебазе № 4 в Екатеринбурге. Тогда, напомним, при участии спецназа была предотвращена сходка, обставленная под празднование 50-летия одного из подчиненных Ленкоранского — Агаяра Агаярова.

Летом 2016 года сотрудниками отделения Коновалова в Нижнем Тагиле была задержана азербайджанская этническая группировка, которая также была подконтрольна покойному вору в законе Ровшану Ленкоранскому (убит 18 августа 2016 года в Стамбуле. — Прим. Znak.com). В 2018–2019 годах при участии его людей расследовалось дело о стрельбе у ресторана «Grand Урюк» в Екатеринбурге. В том числе в Уфе задерживался Михаил Белхароев, у которого нашли удостоверение помощника полномочного представителя Республики Ингушетии в УрФО и члена спортивного общества «Динамо».

На новом посту Коновалов сменил Павла Исакова, который возглавил ОБОП в январе 2019 года, а недавно ушел на повышение в Москву. Любопытно, что два предшествующих руководителя ОБОП УУР ГУ МВД по Свердловской области Константин Строганов и Сергей Максимов также ушли на повышение в Москву. Строганов, к примеру, возглавил УСБ столичной полиции.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

Уже осенью в России могут вновь появиться управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) МВД, которые были расформированы в 2008 году и с тех пор в усеченном виде работали в составе подразделений угрозыска. Специальная комиссия МВД уже обсуждает, в каком виде и как будут работать борцы с оргпреступностью. Эксперты считают, что необходимость воссоздания УБОПов назрела давно — в некоторых регионах уровень оргпреступности и криминала остается стабильно высоким.

Сразу несколько источников в МВД России подтвердили «Известиям» информацию о готовящемся возрождении УБОПов.

— Над этим вопросом в МВД уже работает специальная группа, которая уточняет параметры новой структуры, — заявил «Известиям» источник в МВД. — Могу сказать, что штатное расписание подразделения уже почти готово.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн также подтвердил «Известиям», что воссоздание РУБОПа — вопрос уже почти решенный.

— Подразделение по борьбе с организованной преступностью будут возрождены в самое ближайшее время, — заявил «Известиям» Александр Хинштейн. — В высшем руководстве МВД противников воссоздания РУБОПа нет. Сам Колокольцев также когда–то возглавлял региональный УБОП.

В МВД говорят, что вопрос о возрождении УБОПов назрел же давно.

— Организованная преступность в России никуда не делась, по-прежнему сложная ситуация наблюдается на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке, активизировались воры в законе, рейдеры, поэтому и возникла необходимость возродить специальные подразделения, — поясняет «Известиям» один из сотрудников центрального аппарата МВД.

По его словам, после расформирования УБОПов в 2008 году большинство специалистов по борьбе с оргпреступностью влились в подразделения угрозыска, однако эти структуры работают по совершенно разным принципам и это негативно сказывалась на общей эффективности борьбы с криминалом.

— Если угрозыск работает по схеме «от совершенного преступления — к человеку, который его совершил», то УБОП — ровно наоборот: от человека, который может совершить преступление, — пояснил «Известиям» один из бывших сотрудников УБОП.

По словам собеседника издания, специализация работы борцов с оргпреступностью должна подразумевать полную независимость от местного начальства, но в нынешнем виде рассчитывать на это было нельзя.

Источники «Известий» в МВД утверждают, что борьбой с оргпреступностью в МВД будет заниматься отдельный департамент. Сейчас решается ключевой вопрос, кому будут подчиняться оперативники: местным полицейским главкам или непосредственно МВД.

— Мнения в ведомстве разделились, но большинство экспертов склоняется к тому, что УБОПы должны подчиняться только руководству МВД и своему центральному аппарату, — рассказывает «Известиям» источник в МВД. — Фактически воссоздается РУБОП, который действовал в середине 1990-х годов.

Впервые о возможном возрождении подразделений по борьбе с организованной преступностью заговорили в 2010 году после зверского убийства 12 человек в станице Кущевская, где, как выяснилось, на протяжении многих лет действовало хорошо организованное преступное сообщество. Предполагалось, что подразделение появится в ходе преобразования милиции в полицию. Однако дальше разговоров дело тогда не пошло.

Вновь к идее УБОПов вернулся уже новый глава МВД Владимир Колокольцев. В своем первом интервью «Известиям» он заявил, что создавать подразделения по борьбе с организованной преступностью надо «сообразуясь с местной обстановкой».

— В условиях нашего огромного государства каждый регион имеет свою специфику — географические, социальные, экономические особенности, которые накладывают определенный отпечаток в целом на криминогенную обстановку. Для одного региона то или иное подразделение просто необходимо — как, например, подразделения по борьбе с бандформированиями и организованной преступностью на Северном Кавказе, и мы из всех регионов направляем туда наших специально обученных сотрудников. А есть регионы спокойные в плане проявления организованной преступности. Соответственно, там создание подобных структур просто нецелесообразно, — заявил Колокольцев.

Неофициальным днем рождения РУБОПа считается 15 ноября 1989 года, когда приказом МВД СССР на базе 6-го управления МВД СССР было создано подразделение по борьбе с организованной преступностью. Однако свое официальное название структура получила позднее — в 1993 году, после вывода подразделения из подчинения оперативно-разыскных бюро. В задачу РУБОПов входила борьба с организованной преступностью, коррупцией и незаконным оборотом оружия и наркотиков. Сотрудники подразделений также вели разработку воров в законе и лидеров преступного мира. При этом региональные подразделения не подчинялись местным УВД, а только руководству главка.

В 2008 году президент РФ Дмитрий Медведев своим указом «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ» прекратил существование подразделения. Функции борьбы с оргпреступностью общеуголовной направленности были возложены на уголовный розыск (УР), а функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности — на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).

В девяностые в России криминальными группировками занималось специально созданное Региональное управление по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Полностью покончить с бандитизмом оно не смогло, однако работало гораздо эффективнее традиционных структур МВД.

Официальные даты существования РУБОП в России — с 1993 по 2001 год, когда работали 15 региональных отделений этой организации. Однако историю РУБОП нужно вести с конца 1980-х годов, когда в Советском Союзе впервые была создана специализированная структура по борьбе с организованной преступностью. На заре периода гласности криминогенная обстановка в стране значительно осложнилась. Отчетливо обозначились серьезные проблемы в социально-экономической жизни СССР, чем и воспользовались преступные сообщества.

На столы руководителей МВД и КГБ все чаще попадали отчеты под грифом «секретно» о разгуле в стране настоящей мафии. Огласке эти факты не предавались, однако меры все же были приняты. Одной из таких мер стали приказы МВД СССР «Об усилении борьбы с организованными группами» и «Об усилении борьбы с деятельностью лидеров уголовно-преступной среды», появившиеся летом 1985 года. К сожалению, серьезного успеха такая инициатива не возымела — у милиции попросту не было достаточных ресурсов претворить задумки в жизнь.

И вот в 1986 году в Днепропетровской области Украинской ССР, которая особенно страдала от засилья мафиози, появился 6-й отдел УВД, специально созданный для борьбы с организованной преступностью. Первоначальная численность сотрудников отдела была невелика – 12 человек, практически все они пришли из уголовного розыска. А через два года вышел приказ МВД СССР № 0014 «О создании управления по борьбе с организованной преступностью» — УБОП.

По словам ветерана спецслужб, подполковника ФСБ запаса, Юрия Бойкова, УБОП создавался в том числе и для того, чтобы исключить попадание важной оперативной информации к другим силовым подразделениям. «Бывает планируешь операцию, а о ней уже известно бандитам», – говорит Бойков. Оборотни в погонах были во все времена.

Работа в УБОП считалась более престижной чем в МВД: эта структура лучше финансировалась, ей выделяли более комфортные помещения, техника и вооружение там были лучше.

В Управление по борьбе с организованной преступностью как правило приходили наиболее опытные сотрудники уголовного розыска. Было среди них немало смелых и отчаянных, которые насмотревшись зарубежных сериалов про борьбу с мафией захотели окружить себя ореолом славы или сделать головокружительную карьеру.

Первые годы сотрудникам УБОП было непросто с разросшимися мафиозными структурами, которые имели все – и влияние, и деньги, и оружие. Особенно тяжелое положение было в Комсомольске-на-Амуре, который считался одной из криминальных столиц России. В 90-е там заправлял вор в законе Евгений Васин (по кличке Джем). Подчинивший своему влиянию фактически весь криминалитет Дальнего Востока, он объявил властям, правоохранителям и горожанам настоящую войну.

Подполковник милиции в отставке, Владимир Князев, в то время младший лейтенант УБОП в Комсомольске-на-Амуре, рассказывал, как однажды Васина вызвали по повестке в Управление. Тот не явился, и тогда за ним отправили несколько оперативников. Но каково было их удивление, когда они наткнулись во дворе его дома на несколько десятков воровских иномарок — это братва приехала отмечать день рождения жены криминального авторитета. Сотрудников УБОП моментально окружила толпа агрессивных бандитов, Васин даже грозился «порешить их жен и детей», однако одумавшись он не рискнул идти на конфликт и подчинился силовикам.

В то время было крайне сложно привлечь вора в законе к уголовной ответственности, наличие одного лишь статуса ничего не давало. Милиционерам приходилось скрупулезно накапливать информацию, долго вести оперативную разработку, ловить преступников на «проколах». Того же Васина смогли посадить лишь после получения неопровержимых улик в расправе над предпринимателем, отказавшимся платить бандиту дань.

В 1997 году сотрудникам УБОП пришла помощь: свет увидела долгожданная статья 210 «Организация преступного сообщества или участие в нем». Теперь оперативники имели возможность не только ловить бандитов поодиночке, но и накрывать всю преступную шайку разом.

После ряда успешных силовых операций против воров в законе оперативники поставили бандитов на место, преступники независимо от масти и положения стали откровенно опасаться сотрудников УБОП. Упомянутый выше Князев вспоминал, как один раз какой-то отморозок осмелился оскорбить жену оперативника – на следующий день он уже валялся у него в ногах и вымаливал прощение.

Опираясь в своей борьбе с преступностью на закон, УБОП тем не менее не всегда действовал законно. В достижении результатов все способы были хороши: стравливание бандитских группировок между собой, пытки задержанных и даже убийства. Но в лихие девяностые игнорирование правовых норм было едва ли не единственным способом остановить разгул преступности в стране.

УБОП недолюбливали многие: Прокуратура, ФСБ, МВД. Во многом потому, что борцы с организованной преступностью были независимы от других силовых и правоохранительных структур. Однако, как правило, абсолютная вседозволенность обнажает пороки. Противники УБОП не раз уличали оппонентов в сотрудничестве с криминалом. Бывали случаи создания ОПГ из числа бывших «убоповцев». В те годы даже поговаривали, что сотрудники УБОП совершили убийств больше, чем раскрыли.

В 2001 году глава МВД Борис Грызлов, реагируя на многочисленные случаи злоупотребления служебным положением в рядах УБОП, принял решение реорганизовать опальную структуру, на базе которой были созданы Оперативно-Розыскные Бюро при Главных управлениях по федеральным округам. А в 2008 году президент Дмитрий Медведев своим приказом и вовсе ликвидировал службы по борьбе с организованной преступностью, создав на их основе подразделения по борьбе с экстремизмом и государственной защите.

Рассказывают, что, когда расформировали УБОП воры в законе закатывали по всей стране многодневные банкеты. Их ликование было понятно: вместе с ликвидацией Управления были утрачены базы данных и многочисленная агентура. Но самое главное, правоохранительные органы лишились ценных кадров, которые разошлись по банкам и частным сыскным агентствам.

Сегодня, когда в России прошел ряд громких процессов над чиновниками и представителями крупного бизнеса, которым предъявили обвинения в причастности к криминальным сообществам, все чаще можно слышать требование о возрождении структур по борьбе с организованной преступностью. Так, экс-прокурор Крыма и депутат Госдумы Наталья Поклонская отметила, что ОПГ 90-х никуда не исчезли, а приобрели новую форму. Они легализовались. И поэтому очень важно создание спецподразделения, которое будет вести борьбу с такими проявлениями криминала.

В начале 1990-х годов с распадом Советского Союза резко возрос уровень преступности в стране. Это было время финансовых авантюр, криминальных разборок, похищения людей, появления бандформирований и зарождения терроризма на Северном Кавказе. Осознавая всю опасность сложившейся обстановки 30 лет тому назад — в ноябре 1988 года в МВД СССР были созданы подразделения по борьбе с организованной преступностью. Они назывались по-разному: 6-е управление, РУОП, РУБОП, ОРБ и УБОП. Через четыре года в составе регионального управления по организованной преступности (РУОП) был создан отдел специального отряда быстрого реагирования (СОБР). Его первым командиром в Северной Осетии стал Казбек Хуадонов. Он рассказал «15-му Региону» о тех сложных годах, специфике работы специального отряда и преступлениях, которые, к счастью, удавалось предотвратить.

Сегодня, полковник милиции в отставке Казбек Хуадонов с трепетом в голосе вспоминает, как 26 лет назад начальник управления РУБОПа Вячеслав Химилонов предложил ему должность командира отдела быстрого реагирования: «Я был начальником милиции. Михалыч (Вячеслав Химилонов – прим. ред.) вызвал меня и предложил занять интересную должность. Новое подразделение, работа на переднем фронте борьбы с преступностью, проведение спецопераций, задержаний – это интересно, подумал я».

Начался процесс формирования подразделения. Необходимо было собрать высококвалифицированных, сильных, мужественных бойцов, готовых рисковать своими жизнями. В течение нескольких месяцев в условиях жесткого режима, на пределе сил шел отбор, а также подготовка сотрудников подразделения. В этой нелегкой работе помогали все – начальник УБОПа России, генерал-полковник Михаил Егоров; полковник, Герой РФ Сергей Лысюк; подполковник милиции, Герой РФ Андрей Крестьянинов; наставником стал и Александр Никишин – Герой России.

«Мне сначала советовали, что надо набирать крупных ребят – это была большая ошибка. Получилось так, что в с.Чермен находился отряд «Витязь» (Первый Краснознаменный отряд специального назначения внутренних войск МВД России – прим. ред.). Я туда приехал, нашел командира Сергея Лысюка: огромного роста мужчина, на груди большая орденская колонка — легендарнейшая личность в спецназе. Я сразу проникся уважением к нему, объяснил ситуацию. Впоследствии он стал нашим учителем и дал направление: не огромные ребята с накаченными мышцами определяют задачи; люди среднего склада – ростом от 175 до 180 см — наиболее функциональные. Учителями нашего подразделения были великие люди, поэтому права на ошибку у нас не было никогда», — вспоминает Казбек Хуадонов.

По словам начальника первого североосетинского СОБРа, похищения людей с целью получения выкупа были самыми громкими и наиболее частыми преступлениями на Кавказе, в частности, в Северной Осетии. Вооруженный конфликт осени 1992-го года в Пригородном районе нашей республики, Первая Чеченская кампания, большие деньги от водочного бизнеса – все эти события и факторы привели к тому, что юридические и моральные законы были попраны.

В таком циничном бизнесе, как похищение людей, нередко участвовали компаньоны, односельчане, близкие знакомые будущих жертв. Требуя выкуп в размере нескольких сотен долларов, сами похитители порой оказывали «помощь» родственникам. Благодаря бойцам высокого класса, которые штурмовали, ликвидировали бандитские группировки и освобождали заложников, удалось сохранить немало жизней похищенных в Осетии граждан: «Среди заложников и бойцов не было ни одного случая с трагическим исходом», – с гордостью говорит Казбек Хуадонов.

«Криминальные разборки 1990-х возлагались на 6 отдел, в первую очередь, на СОБР. Все похищения передавались нам. Бывали случаи, когда напарники друг у друга воровали детей и даже приносили какую-то часть суммы от выкупа. Одним из самых громких дел было похищение главы управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев Винсента Коштеля. Это произошло в январе 1998-го года в день инаугурации Александра Дзасохова. В результате спецоперации нам удалось его освободить (участники преступной группировки похитили Коштеля из квартиры, которую он снимал. Двое суток пострадавший провел в гараже, после его переправили в Чечню, где продали полевому командиру Арби Бараеву. За освобождение сотрудника ООН боевики требовали 5 млн. долларов. Коштель был освобожден в декабре этого же года. В 2008 году обвиняемого Сергея Чочиева освободили в связи с заболеванием – гепатит. Остальные участники уголовного дела погибли – прим. ред.)».  

«Североосетинский отряд быстрого реагирования стал поистине легендарным», — вспоминает Казбек Хуадонов. Порядка 50 человек ежедневно защищали права и жизни людей в годы малиновых пиджаков. Во время разговора полковник милиции вспоминал дела, которые довелось раскрыть СОБРу. Одно из них ему запомнилось отчетливо, будто это было вчера.

«У одного известного предпринимателя украли дочь. После того, как мы ее вернули и задержали бандитов, выбежала мама девочки. Знаете, я до сих пор помню на своей руке горячую материнскую слезу. Тогда я выстроил ребят и сказал: «Вы дали человеку свободу – это дорогого стоит. Даже если вы больше ничего не сделаете в этой жизни, все равно вы уже настоящие бойцы», — вспоминает он.

В «лихие 1990-е» на Кавказе зародилось понятие «терроризм». Наиболее привлекательной мишенью для боевиков стали многолюдные места.

«В эти страшные годы в Республике начались теракты. 19 марта 1999 года в торговых рядах Центрального рынка прогремели взрывы. Мы приехали на место — этого не передать словами … Меня поразило одно: не было ни одного стона, никакой истерики — 52 человека погибли сразу, раненых — уйма. Я был поражен человеческой выдержке, тому, как может ситуация действовать на людей. Самое главное: ни одно дело мы не оставили не раскрытым», — подчеркнул Хуадонов.

Так, на протяжении десяти лет РУБОП, а именно специальный отряд быстрого реагирования под командованием Казбека Хуадонова, раскрыл сотни дел. Как признается командир, за успехом стоит колоссальная работа, как физическая, так и моральная. Многие сотрудники управления за годы работы стали мастерами спорта, также, за проявленный героизм во время проведения спецопераций некоторые из них были удостоены орденов Мужества, медалей «За отвагу».

«Самый опасный момент, когда посылаешь ребят на задание и сам сидишь и переживаешь. Начинаешь терзать себя, а когда они возвращаются без потерь — это самая большая награда», — подчеркнул первый командир СОБРа в Северной Осетии.

В 2001-м году произошли изменения — руководитель МВД РФ Борис Грызлов принял решение об очередной реорганизации данной службы. РУБОПы прекратили своё существование. На базе некоторых из них были созданы Оперативно-Розыскные Бюро при Главных управлениях по федеральным округам (ОРБ). Новое название органа – УБОП.  Однако, по мнению Казбека Хуадонова, это было большой ошибкой: «Им дали слишком много власти, они не подчинялись министерствам и другим органам», — отметил он.

Через семь лет после реорганизации действующий в тот момент президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о ликвидации службы. Позже ликвидировали и ОРБ, которые были созданы на базе РУБОПов. Так завершилась славная история Регионального управления по борьбе с организованной преступностью.

Екатерина 15-Елканова

admin