Пленум о несовершеннолетних

Комментарий к постановлению Пленума Верховного Суда РФ «о судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 343.24 — 0536

СКРИПЧЕНКО Нина Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 45 научных публикаций, в т.ч. двух монографий и четырех учебных пособий

КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ «О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

В статье содержится анализ Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 1 февраля 2011 года №9 1. Автор отмечает достоинства и недостатки рассматриваемого документа.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Проблема преступности несовершеннолетних является актуальной для любого общества. Ни для кого не секрет, что молодежная преступность сегодня — это взрослая преступность завтра. Наметившаяся положительная динамика снижения уровня подростковой преступности носит искусственный характер и обусловлена в первую очередь сокращением несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет в структуре населения. Изменилась в последние годы и качественная характеристика подростковой преступности, отличающаяся увеличением доли тяжких и особо тяжких преступлений среди несовершеннолетних. Указанные обстоятельства побуждают законодателя к активной нор-

© Скрипченко Н.Ю., 2011

мотворческой деятельности в сфере профилактики преступности несовершеннолетних, а правоприменителя к постоянному анализу реализуемых мер.

В связи с этим представляет большой интерес Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»1. Следует отметить, что название указанного постановления в большей степени соответствует его содержанию, что нельзя сказать о ранее действовавшем Постановлении от 14 февраля 2000 года № 7 «О су-

дебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»2, которое, судя по его названию, обобщало практику по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, а не о применении мер уголовно-правового воздействия к ним. Как и утратившее силу, так и действующее постановления носят комплексный характер, т.к. толкуют не только нормы уголовного закона, определяющего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, но и положения уголовно-процессуального законодательства, закрепляющего особенности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних.

Положительной новеллой являются ссылки высшего судебного органа (п. 2 Постановления) на международные акты, которые должны быть учтены нижестоящими судами при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних, причем в постановлении особо подчеркивается приоритет международных документов перед национальным законодательством в данной сфере.

Логически оправданным является изложение в постановлении вопросов осуществления уголовно-процессуального судопроизводства в отношении несовершеннолетних перед анализом норм уголовного закона, определяющих порядок и условия назначения несовершеннолетним наказания и иных мер уголовно-правового характера. Так, например, в п. 4 Постановления Пленум Верховного Суда РФ справедливо акцентирует внимание на рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних наиболее опытными судьями, специализацию судей, необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и переподготовки, причем не только по правовым вопросам, но и по вопросам педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий.

Пленум Верховного Суда РФ уделяет внимание вопросам, связанным с заключением под стражу несовершеннолетнего (п. 6, 7), реализации подростком права на защиту в период про-

изводства уголовного преследования (п. 8), обязательного участия законного представителя несовершеннолетнего (п. 10-12), педагога или психолога (п. 9).

Учитывая распространенность среди несовершеннолетних разного рода отклонений в психике, не связанных с психическим расстройством, представляет интерес комментарий ст. 22 УК РФ, данный Верховный Суд РФ в п. 14 Постановления, в котором указывается: «Психическое расстройство несовершеннолетнего, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 22 УК РФ, ч. 2 ст. 433 УПК РФ)».

Таким образом, высший судебный орган ориентирует нижестоящие суды учитывать психические расстройства, не исключающие вменяемости, только как обстоятельство, смягчающее наказание несовершеннолетним, необоснованно сужая данную норму. На наш взгляд, такого рода отклонения в психике (особенно у несовершеннолетних) должны учитываться не только как смягчающие обстоятельства, но и при избрании мер уголовно-правового воздействия. Например, назначая наказание условно, на несовершеннолетнего можно возлагать обязанность пройти курс психолого-педа-гогической, психологической коррекции и т.п. с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении суцебно-психиатрической экспертизы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комментируя нормы УК РФ в части назначения наказания несовершеннолетним, Верховный Суд РФ акцентирует внимание нижестоящих судов на приоритете мер воздействия, не связанных с изоляцией подростка от общества, назначение судами наказания в виде лишения свободы должно носить исключительный характер, с привидением мотивов принятого решения (п. 17).

Следует отметить, что ранее действовавшее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года вопросам назначения несовершеннолетним наказания отводило крайне скоромное место (п. 12, 13), что потре-

бовало восполнения в других постановлениях, в частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 года № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»3 (п. 3, 19-27). Систематизация указанных вопросов в рамках одного постановления является более предпочтительной и удобной для правоприменителя.

Учитывая широкую практическую реализацию условного осуждения в отношении подростков, оправданным является и более подробная детализация Верховным Судом РФ положений ст. 73 УК РФ в п. 29 Постановления. Нам представляется обоснованным расширительное толкование Верховным Судом РФ ч. 5 ст. 73 УК РФ обязанностей и ограничений, которые могут быть возложены на условно осужденного несовершеннолетнего, таких как пройти курс социально-педагогической реабилитации (психологопедагогической коррекции), возложение на несовершеннолетнего обязанности возвратиться в образовательное учреждение, пройти обследование в наркологическом диспансере, пройти курс лечения от алкоголизма. В то же время высший судебный орган страны «обошел молчанием» положение ч. 6.2 ст. 88 УК РФ, позволяющее судам повторно принимать решение об условном осуждении несовершеннолетнего, совершившего в период испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким. Законодатель отдает решение данного вопроса на откуп судам, закрепляя, что суды должны учитывать «обстоятельства дела и личность виновного». На практике применение ч. 6.2 ст. 88 УК РФ носит распространенный характер, но не всегда обоснованный, что влечет формирование у несовершеннолетнего чувства безнаказанности, а как следствие, и рецидив.

Отсутствует в руководящем постановлении толкование таких понятий, как «систематичность» и «злостность» неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязанностей, которые являются в соответствии со ст. 74 УК РФ основанием отмены условного осуждения. Учитывая, что в определении понятия «злостное» в нормах уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодатель-

ства имеются противоречия, судебное толкование, способствовало бы формированию единой правоприменительной практики.

Ст. 74 УК РФ закрепляет и основания продления испытательного срока при условном осуждении, к которым отнесены уклонение осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей или совершение нарушений общественного порядка, за которое он был привлечен к административной ответственности. Решение о продлении испытательного срока принимает суд на основании представления органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует, что суды в отдельных случаях не соблюдают всех указанных требований, а это приводит к ошибкам. Так, постановлением Новодвинского городского суда на один месяц был продлен испытательный срок условно осужденному несовершеннолетнему Н. в связи с тем, что он доставлялся в Новодвинский ГОВД в состоянии токсического опьянения. Как следует из материалов дела, постановлением о назначении административного наказания совершившей административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.22 КоАП РФ была признана Н-а (мать условно осужденного). Именно на нее было наложено административное взыскание в виде штрафа в сумме 300 р. Таким образом, решение суда противоречит требованиям ч. 2 ст. 74 УК РФ4.

Во избежание судебных ошибок и для формирования единой практики представляется необходимым в руководящем постановлении Пленума Верховного Суда РФ обратить внимание нижестоящих судов на указанные основания продления испытательного срока условного осуждения. При этом следует обратить внимание и на то, что в качестве основания для решения вопроса о продлении испытательного срока закон не ограничивается только административными правонарушениями, связанными с нарушением общественного порядка, указанными в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Нарушение условно осужденным общественного порядка, ответственность за

которое предусмотрена местными законами, также может служить основанием для продления испытательного срока.

Как и в ранее действовавшем постановлении Пленум Верховного Суда РФ уделяет большое внимание применению к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия (п. 31-38). Помимо конкретизации применения указанных мер в отношении несовершеннолетних, в п. 32 постановления Пленум Верховного Суда РФ дает толкование такому понятию, как «систематическое» неисполнение несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, которое является основанием для отмены применения указанных мер. Однако, раскрыв понятие «систематичности», конкретизировав временной промежуток, в течение которого возможны нарушения со стороны несовершеннолетнего, Верховный Суд РФ не снял всех вопросов, возникающих у правоприменителя. В частности, отсутствует единообразие в судебной практике при ответе о том, можно ли считать систематическим неисполнением возложенных мер совершение подростком преступления? Следует ли назначать наказание по совокупности в случае совершения несовершеннолетним преступления в течение срока применения принудительных мер воспитательного воздействия?

На наш взгляд, учитывая, что единственным условием привлечения подростка к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление в соответствии с ч. 4 ст. 90 УК РФ является систематическое неисполнение несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, а совершение подростком преступления не подпадает под понятие «систематического» неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, то совершение подростком преступления исключает уголовную ответственность за преступление, в связи с совершением которого к нему применили принудительные меры воспитательного воздействия. Во избежание судебных ошибок и формирования единообразной судебной практики указанное положение подлежит закреплению на уровне руко-

водящего постановления Пленума Верховного Суда РФ.

В п. 38 Постановления разъясняется еще один очень важный для судебной практики вопрос о том, какой орган является «специализированным», которому несовершеннолетний в соответствии со ст. 90 УК РФ передается под надзор, а также орган, который вправе обращаться в суд с представлением об отмене применения принудительный меры воспитательного воздействия. К «специализированным» органам Верховный Суд РФ относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Однако указанное судебное толкование противоречит положениям ст. 5 ч. 1 п. 13, ст. 21 ч. 1 п. 1 Федерального закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»5 и Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ от 26 мая 2000 года № 5б96, в соответствии с которыми индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия проводится подразделениями по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.

На основании изложенного, представляется необходимым в постановлении Пленума Верховного Суда РФ определить в качестве «специализированного государственного органа» не комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение правоприменительной практики о применении принудительной меры в виде передачи несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, свидетельствует, что во всех случаях суд, мотивируя решение о передаче несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа, ссылался на то, что виновный вышел

из-под контроля родителей. В тех случаях, когда суд принимал решение о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, на специализированные органы никаких обязанностей в судебном решении не возлагалось. Данная практика соответствует УК РФ, т.к. законодатель в п. «б» ч. 2 ст. 90 УК РФ перечисляет субъектов надзора за несовершеннолетним как альтернативу, что вряд ли обоснованно. На наш взгляд, консолидация усилий родителей подростка, преступившего закон, и специализированного органа только повысят эффективность рассматриваемой меры7. Тем более что специализированные государственные органы не имеют возможности постоянно осуществлять наблюдение за поведением несовершеннолетнего, такую возможность имеют только лица, совместно проживающие с подростком. Кроме того, возникает закономерный вопрос о том, как специализированные государственные органы будут осуществлять контроль за реализацией назначенной меры и в случае ее систематического неисполнения несовершеннолетним будут обращаться в суд с представлением об ее отмене.

На основании изложенного, представляется целесообразным законодательно разделить анализируемую меру на два самостоятельных вида: передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, и передача несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа. Рекомендовать судам на уровне постановления Пленума Верховного Суда РФ назначать их в комплексе и не допускать случаев передачи несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, без передачи под надзор специализированного государственного органа.

Толкуя нормы уголовного закона, предусматривающие ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий (ст. 150, 151 УК РФ), Верховный Суд РФ принципиально изменил свою позицию при определении момента окончания указанных преступлений. Так, если в ранее действовавшем Постановлении от 14 февраля 2000 года в п. 8 указывалось, что преступление, ответственность за которые предусмотрена ст. 150 и 151 УК РФ, являются оконченными с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления либо антиобщественных действий независимо от того, совершил ли он какое-либо из указанных противоправных деяний, в п. 42 действующего Постановления Верховный Суд РФ связывает момент окончания преступлений, предусмотренных ст. 150, 151 УК РФ с моментом совершения несовершеннолетним преступления, приготовления к преступлению, покушения на преступление или после совершения хотя бы одного из антиобщественных действий, предусмотренных диспозицией ч. 1 ст. 151 УК РФ (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятее бродяжничеством или попрошайничеством). Таким образом, для привлечения к уголовной ответственности по ст. 150 и 151 УК РФ требуется не только дача несовершеннолетним согласия на совершение преступления или антиобщественные действия, но и действия подростка, направленные на совершение указанных правонарушений. Учитывая, что на практике невозможно доказать вовлечение несовершеннолетнего без объективных признаков, свидетельствующих о намерении несовершеннолетнего совершить преступное или антиобщественное деяние, такое толкование представляется вполне обоснованным.

Примечания

1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Рос. газ. 2011. № 29 (5405).

2 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Бюл. Верховного Суда РФ. 2000. № 4 (утратило силу).

3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» // Бюл. Верховного Суда РФ. 2007. № 4.

4 Архив Новодвинского городского суда. Уголовное дело № 4у-100.

5 Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г // Собр. законодательства РФ. 1999. № 26.

6 Приказ МВД РФ от 26.05.2000 N 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» (официально опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»).

7 Здесь конечно исключаются случаи, когда родители несовершеннолетнего преступника не пользуются авторитетам у подростка, утратили над ним контроль.

Skripchenko Nina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: e-mail: legalcenter@pomorsu.ru

Рецензент — Чертова Н.А., доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, декан юридического факультета Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 n 7 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2000 г. N 7
О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В связи с вопросами, возникающими у судов при применении законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость повышенного внимания к своевременному и качественному рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних. Судопроизводство по делам этой категории должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, назначению справедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений.
В этих целях следует постоянно совершенствовать профессиональную компетентность и специализацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, повышать их личную ответственность за законность и обоснованность каждого судебного решения.
2. Судам при назначении судебного заседания по делам о преступлениях несовершеннолетних следует тщательно проверять обоснованность ареста (заключения под стражу) несовершеннолетнего, имея при этом в виду, что в силу статьи 393 УПК РСФСР такая мера пресечения может быть избрана лишь в исключительных случаях как единственно возможная в данных условиях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления при наличии оснований, указанных в статьях 89, 91 и 96 УПК РСФСР.
В случае несоблюдения органами следствия этих требований и необоснованного ареста (заключения под стражу) несовершеннолетнего суду следует эту меру пресечения изменить или отменить.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и тяжести преступления, с учетом данных о личности несовершеннолетнего, а также условий его жизни и быта, отношений с родителями суд на основании статьи 394 УПК РСФСР может применить как меру пресечения отдачу его под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а воспитывающихся в закрытых детских учреждениях — под надзор администрации этих учреждений.
3. При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних следует учитывать, что участие защитника (адвоката) по таким делам обязательно с момента ареста (заключения под стражу), предъявления обвинения, а также при судебном разбирательстве независимо от того, достиг ли обвиняемый к этому времени совершеннолетия. Это правило относится и к случаям, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых совершено им в возрасте до 18 лет, а другое — после достижения совершеннолетия.
Следует иметь в виду, что право на защиту, реализуемое в соответствии со статьей 19 УПК РСФСР, предусматривает возможность участия в рассмотрении дела в суде наряду с защитником (адвокатом) близких родственников или иных законных представителей несовершеннолетнего (часть 5 статьи 47 УПК РСФСР).
Несоблюдение требований закона об обязательном участии защитника (адвоката) по делам несовершеннолетних на предварительном следствии и в судебном заседании должно рассматриваться в силу статьи 345 УПК РСФСР как существенное нарушение уголовно — процессуального закона, влекущее отмену приговора.
4. Не должны оставаться без реагирования факты, свидетельствующие о том, что органы предварительного следствия при наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления несовершеннолетнему обвинения, не выносят соответствующее постановление и производят по делу различные следственные действия с участием несовершеннолетнего в качестве свидетеля. С учетом выявленных недостатков судам следует выносить частные определения.
5. В соответствии со статьями 399 и 400 УПК РСФСР в судебное заседание вызываются родители или иные законные представители несовершеннолетнего подсудимого, а также представители учебно — воспитательных учреждений или общественных организаций по месту учебы или работы несовершеннолетнего. Суд обязан известить о времени и месте рассмотрения дела о несовершеннолетнем предприятие, учреждение и организацию, в которых учился или работал подросток, комиссию по делам несовершеннолетних, а при необходимости принять меры к обеспечению явки в суд представителей этих организаций.
При решении вопроса о вызове в судебное заседание законного представителя несовершеннолетнего подсудимого следует иметь в виду, что содержащийся в пункте 8 статьи 34 УПК РСФСР перечень лиц, которые могут быть законными представителями, является исчерпывающим.
Если несовершеннолетний не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, в качестве законного представителя несовершеннолетнего суд должен вызвать представителя органа опеки или попечительства, неявка которого не приостанавливает рассмотрения дела, если суд не найдет его участие необходимым.
6. Если лицо, совершившее преступление в возрасте до 18 лет, на момент рассмотрения дела в суде достигнет совершеннолетия, функции законного представителя прекращаются. Однако эти функции могут быть продолжены при принятии судом решения о распространении на лиц в возрасте от 18 до 20 лет содержащихся в законе (статья 96 УК РФ) положений об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних.
Признав необходимым допросить законного представителя в качестве свидетеля, суд выносит об этом определение и разъясняет ему положения статьи 51 Конституции Российской Федерации. В случае допроса законного представителя он предупреждается об уголовной ответственности только за дачу заведомо ложных показаний.
7. Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 392 УПК РСФСР установление возраста несовершеннолетнего входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. При этом нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток.
При установлении судебно — медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.
Следует также учитывать, что согласно части 3 статьи 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу статей 78 и 79 УПК РСФСР назначается судебная комплексная психолого — психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии.
Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта — психолога, при этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту.
8. При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий.
Судам следует иметь в виду, что к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления могут быть привлечены лица, достигшие 18-летнего возраста и совершившие преступление умышленно. Следует также устанавливать, осознавал ли взрослый либо допускал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления. Если взрослый не знал о несовершеннолетии лица, вовлеченного им в совершение преступления, он не может привлекаться к ответственности по статье 150 УК РФ. Преступления, ответственность за которые предусмотрена статьями 150 и 151 УК РФ, являются оконченными с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления либо антиобщественных действий независимо от того, совершил ли он какое-либо из указанных противоправных действий.
9. Необходимо иметь в виду, что совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (статья 20 УК РФ) или невменяемости (статья 21 УК РФ), не создает соучастия. Вместе с тем при совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности по указанным выше основаниям, лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение этого преступления, в силу части 2 статьи 33 УК РФ несет ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения.
При подстрекательстве несовершеннолетнего к совершению преступления действия взрослого лица при наличии признаков состава указанного преступления должны квалифицироваться по статье 150 УК РФ, а также по закону, предусматривающему ответственность за соучастие (в форме подстрекательства) в совершении конкретного преступления.
10. Если совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу, суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание виновного, а также направить в необходимых случаях частные определения по месту работы или жительства указанных лиц.
Следует также учитывать, что согласно пункту «е» статьи 61 УК РФ к обстоятельствам, смягчающим наказание, относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетнего, в связи с чем при выяснении судом факта вовлечения его в совершение преступления взрослыми следует решать вопрос о характере примененного в отношении несовершеннолетнего физического или психического принуждения.
При этом судам необходимо устанавливать, что такая зависимость или принуждение имели место реально, а сами преступные действия несовершеннолетнего являлись вынужденными, поскольку его воля была подавлена неправомерными действиями взрослого, вовлекшего несовершеннолетнего в совершение преступления.
11. В целях обеспечения строгого выполнения требований уголовно — процессуального законодательства, в том числе норм, специально регулирующих производство по делам несовершеннолетних (статьи 391 — 402 УПК РСФСР), дела данной категории должны рассматриваться под председательством наиболее опытных судей.
Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии.
12. При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду следует обсуждать, прежде всего, возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, имея в виду не только требования, изложенные в статье 60 УК РФ (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание), но и условия, предусмотренные статьей 89 УК РФ (условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц). Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.
Судам необходимо более тщательно изучать возможности применения предусмотренных статьями 75 — 77 УК РФ оснований к освобождению несовершеннолетних от уголовной ответственности.
При назначении несовершеннолетнему наказания с применением статьи 73 УК РФ судам в каждом случае следует обсуждать вопрос о возложении на условно осужденного исполнения определенных обязанностей.
В силу того, что несовершеннолетнему не может быть назначен такой вид наказания, как конфискация имущества (статья 88 УК РФ), наказание за преступления, по которым конфискация имущества является обязательным дополнительным наказанием, назначается без ссылки на статью 64 УК РФ.
Следует иметь в виду, что согласно статье 61 УК РФ несовершеннолетие виновного является обстоятельством, смягчающим наказание.
13. Суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 90 УК РФ.
14. Решение об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания и применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью 2 статьи 90 и частью 2 статьи 92 УК РФ, принимается судом коллегиально, в результате судебного разбирательства. Поступившее в суд прекращенное органами следствия уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, исправление которого может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия, в соответствии с частью 2 статьи 8 УПК РСФСР рассматривается судьей единолично. При этом в судебное заседание должны быть вызваны прокурор, несовершеннолетний, в отношении которого прекращено уголовное преследование, его законный представитель, защитник и заслушано мнение участников процесса о возможности ограничиться применением принудительных мер воспитательного воздействия.
15. При решении вопроса о возможности применить принудительную меру воспитательного воздействия необходимо учитывать, что если в результате рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, суд придет к выводу, что его исправление возможно путем применения мер воспитательного воздействия, то уголовное дело по указанным основаниям может быть прекращено и принято решение о применении в отношении несовершеннолетнего этих мер.
16. Судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 90 УК РФ несовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга.
При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.02.2000 n 121 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2000 — 2001 ГОДЫ «
Законодательство РФ «
admin