Первоначалка МВД

Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью: Долгих И.П. — Профессиональная подготовка сотрудников полиции в России: верной ли дорогой идем? // Полицейская и следственная деятельность. – 2016. – № 4. – С. 46 — 55. DOI: 10.7256/2409-7810.2016.4.18934 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=18934

Долгих Игорь Петрович
независимый ученый
394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Антокольского, 14
Dolgikh Igor’ Petrovich
Senior Lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
394065, Russia, Voronezhskaya oblast’, g. Voronezh, ul. Antokol’skogo, 14, kv. 134

idol_2008@mail.ru
Другие публикации этого автора

10.7256/2409-7810.2016.4.18934

Дата направления статьи в редакцию:

25-04-2016

Дата публикации:

31-01-2017

Аннотация.

Предметом исследования являются принципы, закономерности, содержание и организация профессиональной подготовки сотрудников полиции в Российской Федерации. Объектом исследования выступает первоначальная профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов ведущих мировых держав и России.Цель исследования — совершенствование профессиональной подготовки сотрудников полиции.Задачами исследования являются: 1. Анализ современного состояния профессиональной подготовки сотрудников полиции в России, выявление тенденций его развития и имеющихся недостатков. 2. Выработка предложений по оптимизации профессиональной подготовки сотрудников полиции. Методологической основой исследования служит теория познания и научные разработки ее внедрения в систему профессионального образования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы. Новизна исследования заключается в том, что в нем:1. Дан объективный анализ современного состояния системы профессиональной подготовки лиц, впервые принятых на службу в полицию.2. Впервые в научной литературе дана принципиальная оценка организации и качества подготовки сотрудников полиции на факультетах профессиональной подготовки образовательных учреждений МВД России.3. Разработаны предложения по оптимизации профессиональной подготовки сотрудников полиции.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, центры профессиональной подготовки, сотрудники полиции, образовательные организации МВД, ученые в погонах, национальная гвардия, программы профессиональной подготовки, факультеты профессиональной подготовки, органы внутренних дел, педагогические работники МВД
The subject of the research is the principles and patterns, contents and organisation of training police officers in the Russian Federation. The object of the research is the primary training of law enforcement officers of the world’s leading powers and Russia. The purpose of the research is to improve the training of police officers. Goals of the research include: 1) to analyze the modern condition of training police officers in Russia and to define developmnent trends and drawbacks of the current system of training; 2) to develop recommendations on how to improve vocational training of police officers. The methodological basis of the research is the theory of knowledge and research results related to application of the knowledge theory to the system of training. To achieve the research goals and objectives, the author has used theoretical and empirical methods. The novelty of the research are caused by the following facts: 1. The author gave an objective analysis of the current state of the vocational training for persons newly recruited to the police. 2. For the first time in the academic literature the author gave a principled assessment of the organisation and the quality of police training in the faculties of vocational training at educational institutions of the MIA of Russia. 3. The author developed offers on optimization of vocational training of police officers.

faculties training, training programmes, national guard, scientists in uniform, educational organizations of the Ministry of Inter, bodies of the Ministry of Internal Affairs, police, vocational training centres, training, teaching staff of the Ministry of Internal Affairs

Пожалуй, никто не станет спорить, что все мы, россияне, сейчас переживаем пусть и не самый спокойный и комфортный в экономическом и политическом плане, но, безусловно, один из самых интересных периодов отечественной истории. Поставленная в жесткие условия совокупностью объективных и субъективных внешних и внутренних факторов, Россия фактически решает вопрос о своей государственности. Опорой любого государства, гарантией стабильности его общественного развития всегда являлись и являются органы внутренних дел. В наши дни именно органы внутренних дел – это, пожалуй, единственный действенный инструмент влияния власти на различные общественные отношения. Совместно с иными правоохранительными органами органы внутренних дел, во-первых, призваны гарантировать соблюдение прав и законных интересов граждан, а во-вторых, они олицетворяют собой государственное принуждение как один из основных методов государственного управления . В связи со сказанным все более серьезное значение приобретают проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции.

В мае 2013 года большая часть центров профессиональной подготовки (Г)УМВД России по субъектам Российской Федерации (далее – ЦПП, Центры) была ликвидирована волевым решением Министерства внутренних дел , а их функции переданы образовательным учреждениям (академиям, университетам и институтам). Помимо формальной стороны вопроса, связанной с реализацией положений Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , данное решение, по словам его сторонников, было продиктовано отсутствием у ЦПП необходимой учебно-материальной базы. В том числе инициаторы анализируемых структурных преобразований указывали на нехватку в региональных Центрах спортивных залов, учебных полигонов, специальных библиотек, тиров для проведения стрельб, столовых, а также общежитий для проживания обучаемых.

Автор настоящей статьи, много лет занимающийся проблемой профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, с уверенностью заявляет, что данные утверждения, мягко говоря, не соответствуют действительности. Несмотря на, подчас, ощутимую нехватку финансирования, большая часть ЦПП обладало надежной материальной базой и с успехом решало поставленные задачи по подготовке профессиональных кадров .

Поразительно, что сегодня, спустя три года после проведения реформы, ведомственное научное сообщество не пытается проанализировать ее ход и первоначальные результаты. Безусловно, столь масштабные преобразования требуют определенного временного промежутка и осмысления. Однако материалы для проведения исследований уже имеются. Поскольку средний срок обучения слушателей на факультетах профессиональной подготовки составляет всего 6 месяцев, а наборы, как правило, осуществляются ежемесячно, то и количество выпускных квалификационных экзаменов по среднестатистическому вузу должно измеряться десятками. Немалую роль в оценке качества обучения должны играть регулярные анкетирования обучаемых. Причем, объективности ради, проводится они должны анонимно и по завершению всех форм контроля. Нам известно, что в отдельных вузах такая работа проводится, но имеет она кулуарный характер и не может принципиальным образом повлиять на общепринятую ведомственную концепцию.

Попробуем, несмотря на скудность имеющегося материала, оценить, что прогрессивного дала обществу, государству и МВД анализируемая реформа.

Как правило, в заслугу реформаторам полицейского образования сегодня принято ставить рост уровня ведомственных педагогических кадров. На самом деле в ЦПП не часто работали специалисты (преподаватели), отягощенные учеными званиями и учеными степенями. Однако это не является показателем их низкого образовательного уровня или отсутствия у них желания достичь профессиональных вершин. Просто ведомственные подзаконные акты этого не требовали. Проявлять же инициативу в данном вопросе решались немногие.

Неоспоримым является тот факт, что ученое звание и ученая степень – яркий показатель высокого уровня знаний ученого в той или иной сфере, а также характеристика его научного авторитета. Но, давайте задумаемся, насколько это является принципиальным в работе по подготовке сотрудников полиции, впервые пришедших на службу? Следует подчеркнуть, именно в подготовке, а не в обучении. Печально, что в нашей стране сегодня не разграничивают эти очевидные понятия.

Для примера остановимся на системе подготовки полицейских в Соединенных Штатах Америки. Несмотря на довольно-таки агрессивную критику этой системы в российских средствах массовой информации, для профессионалов очевидно, что она сегодня является одной из самых эффективных на планете. В отличие от России, правовая наука в США не отождествляет словосочетания «подготовка полицейского» и «образование полицейского». Под первоначальной подготовкой там принято понимать получение офицером полиции практических и теоретических знаний по профессии «полицейский» в полицейской академии штата, которая обладает соответствующим сертификатом. Окончив академию, полицейский вправе начать исполнять свои профессиональные обязанности. Такая подготовка обязательна для всех без исключения офицеров полиции.

Образование же полицейского в США (высшее или среднее специальное) подразумевает под собой процесс его обучения в гражданском образовательном учреждении. Чаще всего полицейский получает такое образование уже после обучения в полицейской академии. По результатам обучения он получает диплом по уголовному правосудию, экономики, бухгалтерии, компьютерным технологиям и т.д.

Однако вероятна и иная ситуация, когда уже после получения среднего специального или высшего гражданского образования гражданин решает поступить в полицию. Но и в этом случае он не избавляется от дальнейшего направления для прохождения профессиональной подготовки в полицейскую академию.

В отличие от Российской Федерации, в США высших полицейских учебных заведений нет. Из-за этого полицейский офицер вынужден для получения соответствующего образования обращаться к услугам гражданских образовательных организаций.

Система профессиональной подготовки кадров в Соединенных Штатах Америки имеет трехзвенную структуру:

— профессиональная подготовка для лиц, которые впервые поступают на службу в полицию;

— подготовка и повышение квалификации действующих полицейских;

— служебная подготовка и повышение квалификации сотрудников, которые занимают должности руководящего звена .

Базовая и самая непростая ступень обучения американского полицейского — это первоначальная подготовка. Следует обратить внимание на две ключевые особенности этой стадии – стандартизацию и дифференциацию.

Стандартизация первоначальной полицейской подготовки состоит в существовании обязательных для исполнения нормативно-правовых актов, которые содержат минимальные требования и стандарты такой подготовки.

Дифференциация полицейской подготовки заключается в вариативности стандарта минимального количества часов, которые отводятся на первоначальную подготовку в различных штатах: от 320 часов в Южной Дакоте, Канзасе и Теннеси и до 1040 часов в штате Гавайи .

Не менее важное значение в подготовке американских полицейских играет обучение сотрудников, которые имеют тот или иной опыт полицейской работы. Оснований для подобной подготовки множество: совершенствование методов экспертизы и приемов использования новейших технических средств; частое изменение правовой базы; возникновение инновационных аспектов процедурных операций; необходимость перманентного обновления навыков работы .

Следует сделать вывод о том, что следующие особенности профессиональной подготовки американских полицейских, впервые приходящих на службу, вполне могли бы быть использованы и в нашей стране:

— максимальная ассимиляция процесса подготовки с практической деятельностью сотрудника полиции;

— активная ориентация сотрудника полиции на получение высшего образования в гражданских вузах, позволяющая экономить немалые средства на содержание ведомственных образовательных организаций.

Нельзя не согласиться с В.В. Титовым, считающим, что в силу усложнения правоохранительной деятельности и усиления ее социальной направленности американский опыт профессионального образования приобретает особую значимость для современной России. При этом особый интерес представляют сложившаяся в США децентрализованная система подготовки кадров, позволяющая максимально учитывать региональные особенности правоохранительной деятельности, а также практика обучения будущих сотрудников в местных колледжах и университетах .

Если кому-то претит опыт США, давайте обратимся к системе профессиональной подготовки полицейских в Федеративной Республике Германии. В соответствии с законодательством ФРГ, полицейская служба и правомочность полиции определяются самостоятельно федеральными землями. Необходимо заметить, что и в ФРГ полицейские учебные заведения занимаются именно подготовкой, а не обучением сотрудников полиции, которые не получают здесь дипломов о высшем юридическом образовании. Структура профессиональной подготовки немецких полицейских состоит из трех уровней:

— полицейский образовательный институт;

— институт повышения квалификации;

— высшая академия полиции.

К примеру, на территории Земли Северный Рейн-Вестфалия расположено несколько полицейских образовательных организаций. Базовым принципом учебного заведения такого уровня является обеспечение неразрывной связи учебы с полицейской практикой. Иначе говоря, содержательность и практическая направленность обучения в неразрывном единстве с качеством знаний способствуют двустороннему корректирующему влиянию на формирование молодого сотрудника полиции.

В ноябре 2013 года сотрудники Воронежского института МВД России в составе делегации Министерства внутренних дел посетили Институт повышения квалификации полицейских земли Северный Рейн-Вестфалия, где приняли участие в научно-практическом мероприятии на тему: «Преступность среди несовершеннолетних (формы проявления, профилактика)» . На заключительном занятии, которое проводилось руководителем учебно-методического отдела фрау Фоссен в г. Кельне, воронежскими полицейскими был задан вопрос по поводу научного обеспечения учебного процесса у их германских коллег. Ответ фрау Фоссен изрядно шокировал наших земляков. Оказалось, что даже на втором уровне профессиональной подготовки будущие сотрудники немецкой полиции не сочиняют бесчисленные научно-исследовательские работы, а преподаватели в плановом порядке не занимаются написанием научных статей, пытаясь тем самым повысить свой индекс цитируемости в ученом сообществе. А ведь когда-то аналогичная практика существовала и на нашей отчечественной земле и в полной мере себя оправдывала. Однако вернемся к нашим «ученым в погонах».

Закрытие ЦПП привело к тому, что один из первостепенных критериев оценки уровня образовательного учреждения – количество лиц профессорско-преподавательского состава, которые имеют ученую степень, – стал неотъемлемой частью оценки деятельности факультетов профессиональной подготовки. И если в ЦПП, к примеру, на цикле юридической подготовки могли работать лишь преподаватели (специалисты), которые имели высшее юридическое образование и длительный стаж практической работы в профильных должностях (дознаватели, следователи, инспектора подразделений по исполнению административного законодательства и т.д.), то ныне образовательной организации ни коим образом не выгодно иметь преподавателя без ученой степени, даже если он – профессионал своего дела и отличается высоким педагогическим мастерством. При этом, в каком направлении защищал свою диссертацию преподаватель – совсем неважно. Ещё в меньшей степени интересует руководителей вузов МВД факт наличия (или отсутствия) у него опыта практической службы в органах внутренних дел.

Далеко за примерами ходить не надо. Обратимся к официальному сайту Воронежского института МВД России. Смотрим расписание занятий для лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (взвод №П16М1) . Дисциплина – «Прохождение службы в ОВД», занятия проводит старший преподаватель кафедры административного права – кандидат педагогических наук. Дисциплина – «Правовая подготовка», занятия проводит старший преподаватель кафедры административного права – кандидат экономических наук. Имеются в институте на кафедрах юридического профиля также и кандидаты филологических, исторических и прочих наук, весьма далеких от юриспруденции. Если рассказать об этом в тех же Соединенных Штатах Америки или в Федеративной Республике Германии – засмеют. У нас же – никаких проблем. Сегодня подобная анекдотичная ситуация в ведомственных вузах распространена повсеместно .

Анализ педагогического состава полицейских образовательных организаций в Российской Федерации наводит на мысль о том, что всякая ротация здесь невозможна в принципе. Это своего рода закрытые учреждения, которые варятся в собственном соку. Многие выпускники подобных вузов, не проработав «на земле» ни дня, остаются в своих альма-матер и весь свой дальнейших карьерный рост связывают только с ними. За последние годы появилось целое поколение преподавателей, которые видели «живого» правонарушителя лишь на экране телевизора. Часто в образовательных организациях системы МВД работают целыми семьями: дети и родители, жены и мужья и т.д. Ни о какой «свежей крови» и речи не идет. Подобную тенденцию вряд ли можно оценить положительно.

Следовательно, заявления о том, что в системе профессиональной подготовки полицейских в нашей стране вырос авторитет педагогических кадров и их уровень, выглядят несколько опрометчивыми. Правдивее говорить о том, что эта подготовка стала для государства более накладной, так как денежное довольствие преподавателя вуза, к тому же имеющего ученое звание и ученую степень, на два порядка выше денежного довольствия преподавателя (специалиста) ЦПП.

Поскольку мы коснулись финансового вопроса, весьма актуального в кризисный период, уместно будет затронуть ещё один аспект. Являясь структурным подразделением соответствующего регионального главка МВД, ЦПП в полном объеме удовлетворял его нужды в части кадрового обеспечения. Слушатели подбирались, стажировались, а в последствии и обучались на территории одного и того же субъекта Российской Федерации, что в значительной степени экономило ведомственные (читай – государственные) деньги. После ликвидации ЦПП проблема обучения и подготовки молодых полицейских особенно остро обозначилась в тех субъектах, где образовательные организации МВД России отсутствуют (а таких регионов немало). Как же решается вопрос? Да очень просто. Для прохождения профессионального обучения слушатели отправляются в другие субъекты Федерации.

Так, в настоящее время в Воронежском институте МВД России походят обучение слушатели не только из местного региона, но и начинающие службу сотрудники из УМВД по Липецкой области, а в 2014-2015 году в стенах воронежского вуза обучались полицейские из Краснодарского края. И это при том, что расстояние между Воронежем и Краснодаром составляет около восьмисот километров. Возникает резонный вопрос: не слишком ли расточительно для нынешних времен?

Особую озабоченность вызывают программы, разработанные для обучения лиц, впервые поступивших на службу в полицию. Главный их недостаток – это отсутствие адаптации к специфике конкретных должностных категорий сотрудников полиции. Многопрофильный характер программ вынуждает обучаемых тратить драгоценное учебное время на изучение дисциплин, которые навряд ли будут востребованы в их практической деятельности. К примеру, по единой программе ныне обучаются лица среднего и старшего начальствующего составов органов внутренних дел, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел на должности участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних, инспектора по исполнению административного законодательства, инспектора по лицензионно-разрешительной работе. По мнению автора, многопрофильные программы не способствуют формированию настоящих профессионалов своего дела и крайне нерациональны в плане использования учебного времени.

Имеющаяся практика реализации программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников полиции показывает, что преподаватели вузов МВД зачастую не желают «опускаться» до уровня слушателей факультетов профессиональной подготовки и преподносят последним учебный материал также, как и курсантам, образовательный уровень которых гораздо выше. В итоге получается некое подобие разговора слепого с глухим: один не видит предмет разговора, другой – не в состоянии ничего услышать.

Автор уверен, что подобный подход к профессиональной подготовке сотрудников полиции в нашей стране бесперспективен. Кроме того, в связи с созданием в России национальной гвардии, возникает резонный вопрос: кто будет заниматься обучением служащих новой структуры — профессионалы или вновь девочки с учеными званиями и степенями?

Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Здравствуйте! Я являюсь сотрудником полиции и в связи с тем, что я не сдал зачет по огневой и физической подготовке, мое руководство хочет меня направить на внеочередную аттестацию, где ходатайствовать о моем увольнении в связи с несоответствием занимаемой должности в ОВД. Могут ли меня в данном случае уволить из ОВД?

В соответствии с Приказом МВД РФ от 29.06.2009 года №490 г. Москва «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», пункт 2.9., в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел необходимо создать условия, способствующие повышению уровня профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел. С учетом оперативной обстановки, состояния служебной, огневой и физической подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, боеготовности подразделений ввести в отделах (управлениях) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, отделах (управлениях) внутренних дел на транспорте, отделах (управлениях) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, за счет перераспределения штатной численности, должности инспекторского состава с функциональными обязанностями по обеспечению обучения в системе служебно-боевой подготовки.

Согласно данному Приказу, непосещение сотрудниками занятий по служебно-боевой подготовке без уважительных причин рассматривать как нарушение служебной дисциплины, влекущее за собой применение мер дисциплинарного воздействия в соответствии с положениями действующего трудового законодательства и нормативными правовыми актами МВД России.

Члены комиссии учитывают много нюансов: стаж и опыт службы, ее эффективность и результативность. Дается оценка качествам, определяющим нравственный облик, профессиональное мастерство аттестуемых, а также состояние их подготовленности к выполнению возложенных задач, отмечаются недостатки в деятельности, которые необходимо исправить. Все это проводится для того, чтобы войти во вновь создаваемую структуру с наиболее подготовленными к этой службе сотрудниками.

В связи с учетом конкретных нюансов каждого из сотрудников, к каждому применяются различные меры дисциплинарного воздействия, в том числе и увольнение.

Начальник центра профессиональной подготовки УМВД России по Амурской области

подполковник полиции

Сидоров Андрей Юрьевич

Телефон: 8 (416) 259-49-91

Заместитель начальника центра профессиональной подготовки УМВД России по Амурской области

полковник полиции

Сиротин Игорь Юрьевич

Заместитель начальника Центра профессиональной подготовки УМВД России по Амурской области по работе с личным составом

полковник полиции

Буланов Константин Анатольевич

Заместитель начальника центра профессиональной подготовки УМВД России по Амурской области — начальник хозяйственного отдела

полковник полиции

Савёлов Пётр Николаевич

История создания

26 ноября 1956 года был образован Учебный пункт Управления милиции УМВД Амурской области. В этот день приказом начальника Управления милиции УМВД Амурской области № 048 были объявлены изменения в штатах амурской милиции, в соответствии с которым и в штатном расписании появился учебный пункт и вводились две должности — начальника учебного пункта и старшины.

Этот день стал датой образования учебного заведения, на которое стали возлагаться все задачи по повышению квалификации, подготовке и переподготовке профессионально грамотных сотрудников амурской милиции.

Первоначально учебный пункт располагался в здании клуба УМВД Амурской области на углу улицы Пионерской и нынешнего переулка имени Героя России А.В. Волошина. В дальнейшем ему было предоставлено здание по улице Горького.

Срок первоначального обучения слушателей учебного пункта не превышал двух месяцев. Одновременный набор состоял из 20-25 сотрудников.

Несмотря на слабую материально-учебную базу, недостаточное оборудование учебных кабинетов, обучение в учебном пункте было направлено на привитие слушателям навыков несения службы, знания и умения качественного заполнения служебных документов, правил применения и использования огнестрельного оружия и специальных средств, развитие общефизической подготовленности слушателей и овладение ими приёмами самообороны. Этот курс прошли сотни милиционеров тех лет.

Большой вклад в совершенствование методов обучения личного состава внесли в те годы начальники учебного пункта: Фёдор Иванович Марченко (1957-1959гг.), Борис Герасимович Боровик (1959г.), Павел Иванович Лукин (1959-1963гг.), Владимир Иванович Фатьянов (1963-1966гг.), Александр Фёдорович Савинов (1966-1969гг.).

Неоценимую методическую помощь в совершенствование учебного процесса, обучения и воспитания слушателей внесли преподаватели тех лет: Никита Григорьевич Кушнарёв, Григорий Васильевич Шатилов, Иван Васильевич Болигузов, старшина учебного пункта Григорий Павлович Мищенко и другие.

В начале 70-х годов было признано целесообразным совершенствовать систему первоначальной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обучения кадров органов внутренних дел. В частности, вместо учебного пункта создавались школы милиции рядового и младшего начальствующего состава.

Создание межобластных школ — не просто замена названия учебного заведения. Речь шла о серьёзном улучшении учебного процесса.

Прежде всего была разработана программа первоначальной подготовки милиционеров, участковых инспекторов, инспекторов ГАИ, связи и других специальностей. Был установлен минимум обучения — не менее трёх месяцев. В Амурской области такая школа была открыта в конце 1976 года. Расположилась она в здании на углу улиц 50 лет Октября и Зейской. Первым начальником школы был Григорий Фёдорович Кротов, а с 1977 по 1982 год -Виктор Степанович Малиновский.

Именно в те годы были приняты активные меры по созданию специализированных классов, оборудованных техническими средствами, наглядными пособиями, укомплектованию преподавательского коллектива школы квалифицированными кадрами.

Начальниками школы в 1982-1983гг. был Юрий Иванович Светлышев, а затем в 1983-1985 гг. — Валентин Егорович Каргаполов.

За всё время деятельности учебное заведение несколько раз меняло здание и название. С 1985 года школа называется Учебным центром, подведомственным Управлению внутренних дел области и размещается в отреставрированном здании бывшей военной части. Большой вклад в дело совершенствования учебного процесса внесли бывшие его начальники Владимир Александрович Петров (1985-1990 гг.), Анатолий Михайлович Бородацкий (1990-2002 гг.). С 2002 по 2007 гг. начальником был Юрий Михайлович Щипун.

Современность

В настоящее время задачами центра профессиональной подготовки являются: удовлетворение потребностей органов внутренних дел в ускоренном приобретении знаний, умений, навыков и норм поведения лицами, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел, до самостоятельного исполнения ими служебных обязанностей по конкретной должности и сотрудниками, назначенными на новую должность, если выполнение ими функциональных обязанностей требует обновления, расширения и углубления профессиональных знаний, приобретения новых практических навыков по занимаемой должности; организация и проведение входного, текущего, промежуточного и итогового контроля для лиц, прибывших на обучение; формирование у обучаемых гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, дисциплинированности, самостоятельности и творческой активности при выполнении поставленных перед ними оперативно-служебных задач; оказание практической помощи подразделениям территориального органа в организации и проведении учебных сборов, конференций, семинаров, конкурсов профессионального мастерства, испытаний на присвоение (подтверждение) квалификационных званий, в том числе с использованием Системы дистанционных образовательных технологий МВД России.

В центре профессиональной подготовки УМВД сложился стабильный преподавательский коллектив с квалифицированными специалистами, имеющими большой стаж практической работы.

Контакты

Адрес: 675000, г. Благовещенск, ул. Больничная, 24

Телефон Коменданской группы ЦПП УМВД России по Амурской области 8(4162)59-45-84

Кандидаты, впервые принимаемые на службу в подразделения ГПС по контракту (договору) или посредством назначения на должности, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят специальное первоначальное обучение.

Обучение начинается с прохождения инструктажа по правилам техники безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004.90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Специальное первоначальное обучение проводится последовательно в два этапа:

1-й — индивидуальное обучение.

2-й — курсовое обучение.

Индивидуальное обучение лиц, впервые принятых на службу в подразделения ГПС на должности рядового и младшего начальствующего состава, осуществляется по месту предстоящей работы со дня назначения кандидата на должность, а при установлении испытательного срока — со дня его установления.

Обучение складывается из теоретического курса в течение восьми дней по 6 часов ежедневно и практического курса в течение 7 дежурств в карауле (дежурной смене).

Содержание обучения определяется тематическим планом, программой и расписанием занятий, разрабатываемых, утверждаемых и реализуемых подразделением ГПС самостоятельно.

Обучаемого запрещается на период индивидуального обучения включать в состав боевого расчета и использовать для несения караульной службы, а также в мероприятиях и на работах, когда может возникнуть угроза его жизни и здоровью в силу профессиональной неподготовленности.

Обучение проводится под руководством одного из заместителей начальника подразделения ГПС и наставника, назначаемых приказом начальника подразделения ГПС.

Начальник подразделения обязан:

— Представить обучаемого (стажера) личному составу, объявить приказ о назначении руководителя обучением и наставника.

— Разъяснить обучаемому (стажеру) и наставнику условия и порядок обучения, их права и обязанности на этот период.

— Создать обучаемому необходимые условия для учебы, обеспечить его руководящими документами и учебной литературой, позволяющими в полном объеме изучить вопросы, предусмотренные тематическим планом и программой индивидуального обучения.

— Установить и обеспечить порядок контроля за усвоением изучаемого материала и глубиной формирования умений и навыков обучаемого.

— Изучать в ходе обучения деловые и моральные качества обучаемого (стажера).

По окончании индивидуального обучения обучаемый (стажер) сдает зачеты (экзамены) в объеме изученной программы, по технике безопасности, а также по практике работы с техническими средствами и приборами с учетом особенностей исполнения обязанностей по должности, специфики охраняемых объектов и положений отраслевых документов. Квалификационная комиссия создается на этот период приказом начальника подразделения ГПС с числом членов от трех до пяти. Результаты оформляются протоколом.

На основании протокола начальник подразделения ГПС издает приказ о допуске личного состава, завершившего курс индивидуального обучения, к самостоятельному исполнению обязанностей по должности, за исключением работ на высотах (на учениях, занятиях, пожарах), в непригодной для дыхания среде, с компрессорами для наполнения газовых баллонов, с сосудами, работающими под давлением, с электроустановками пожарных автомобилей и прицепов.

Индивидуальное обучение радиотелефонистов (диспетчеров) и лиц их подменяющих проводится продолжительностью 15 дней по 6 часов ежедневно в учебном центре, пункте ГПС в составе группы или индивидуальным методом непосредственно в подразделении ГПС, где будет работать радиотелефонист (диспетчер). Программа индивидуального обучения разрабатывается на основе тематического плана и согласовывается с начальником нештатной службы связи территориального гарнизона пожарной охраны.

Стажировка организуется в установленном порядке на пункте связи пожарной части или Центре управления силами ГПС продолжительностью пять дежурств.

По окончании обучения (стажировки) обучаемый сдает экзамен в объеме изученной программы и зачет по практике работы со средствами связи и установками пожарной и охранно-пожарной сигнализации (для охраняемых объектов) квалификационной комиссии подразделения ГПС.

Радиотелефонист (диспетчер), переведенный в другое подразделение ГПС, допускается к самостоятельной работе после изучения района выезда (охраняемого объекта), расписания выездов, основных тактико-технических данных пожарных автомобилей (кораблей), средств связи, имеющихся в подразделении, и сдачи экзамена.

Индивидуальное обучение водителей, техников по ремонту и обслуживанию транспортных средств, старших мастеров-диагностов, старших мастеров технического контроля, старших механиков по техническому оборудованию, старших мотористов и мотористов для работы на пожарном автомобиле и его обслуживанию проводится продолжительностью 15 дней по 6 часов ежедневно в учебном центре, пункте ГПС (группа не менее 15 человек) или индивидуальным методом непосредственно в подразделении ГПС, где будет работать специалист. Программа индивидуального обучения разрабатывается на основе тематического плана и согласовывается с начальником нештатной технической службы гарнизона пожарной охраны.

Стажировка организуется в установленном порядке продолжительностью пять дежурств для лиц со сменным режимом работы, лиц других должностных категорий — ежедневно в течение десяти дней.

По окончании индивидуального обучения квалификационная комиссия подразделения ГПС, где проводилось обучение, принимает от водителя зачеты и он направляется в территориальный орган управления ГПС для сдачи экзаменов на присвоение соответствующей квалификации. Экзамены принимаются для водителей в порядке, применительно к маркам пожарных автомобилей подразделения, где будет работать водитель. Для лиц других должностных категорий порядок приема экзаменов определяется территориальным органом управления ГПС.

Водитель и приравненные к нему лица других должностных категорий, переведенные в другое подразделение ГПС, допускаются к самостоятельной работе после изучения района выезда (охраняемого объекта), прохождения стажировки и сдачи экзамена.

Курсовое обучение рядового и младшего начальствующего состава подразделений ГПС, комплектуемыми сотрудниками, организуется и проводится в пожарно-технических учебных заведениях МЧС России, учебных центрах, пунктах ГПС в определяемом МЧС России порядке.

Курсовое обучение рядового и младшего начальствующего состава подразделений ГПС, комплектуемыми работниками, осуществляется в учебных центрах, пунктах ГПС в объеме не менее 150 учебных часов без учета времени на изучение программы специального первоначального обучения личного состава газодымозащитной службы.

Содержание обучения определяется учебным, тематическим планом и программой подготовки, разрабатываемыми и утверждаемыми Федеральным органом управления ГПС и реализуемых территориальным органом управления, учебным центром, пунктом ГПС самостоятельно.

Категории обучаемых, их количество, а также конкретные сроки проведения учебных сборов определяются планами комплектования и разнарядками, утверждаемыми МЧС России. На основании разнарядок территориальные органы управления ГПС, органы управления специальными подразделениями ГПС составляют пофамильные списки личного состава, подлежащего направлению на курсовое обучение, и доводят их до сведения руководителей соответствующих подразделений ГПС и кандидатов на учебу.

В сроки, определяемые разнарядками, но не позднее 6 месяцев со дня завершения индивидуального обучения по месту службы, личный состав направляется на курсовое обучение, куда одновременно высылаются свидетельства о прохождении специального первоначального обучения с заполненными соответствующими разделами и личные карточки газодымозащитника.

В том случае, когда до начала обучения очередной группы в учебном центре, пункте ГПС остается менее 15 дней, допускается направлять вновь принятых на службу лиц непосредственно на курсовое обучение.

По завершении курсового обучения обучаемый откомандировывается в подразделение ГПС, в котором для него организуется в установленном порядке стажировка продолжительностью пять дежурств для лиц со сменным режимом работы, для других ежедневно в течение десяти дней.

На основании оценки по результатам курсового обучения и отчета руководителя стажировки личный состав допускается приказом начальника подразделения ГПС к самостоятельному исполнению обязанностей по должности, о чем делается запись в Свидетельстве о прохождении специального первоначального обучения. Лицам, проходившим военную службу в противопожарных подразделениях Министерства обороны Российской Федерации и подразделениях ГПС МЧС России, предоставляется право не проходить курсовое обучение. Для указанных лиц организуется стажировка по должности продолжительностью семь дежурств или ежедневно в количестве пятнадцати дней в подразделении ГПС (карауле, дежурной смене) с последующей сдачей экзамена в объеме обязанностей по должности и требований квалификационных характеристик. При отсутствии допуска для работы в СИЗОД они проходят соответствующую подготовку по программе, утвержденной Федеральным органом управления ГПС.

Личный состав подразделений ГПС, не прошедший в течение шести месяцев курсовое обучение и стажировку, не сдавший иные установленные требования, к самостоятельному исполнению обязанностей по должности не допускается.

Боевая подготовка

Боевая подготовка — это целенаправленная деятельность должностных лиц органа управления, подразделения ГПС по обучению личного состава ГПС в период боевого дежурства, проведению в плановом порядке системы мероприятий в целях обеспечения постоянной боевой готовности караулов (дежурных смен), успешного выполнения служебных, производственных задач и функциональных обязанностей.

Порядок организации и проведения занятий по боевой подготовке устанавливается приказом начальника подразделения ГПС, если иное не установлено органом управления ГПС. В приказе дается анализ учебы и утверждаются результаты обучения личного состава за истекший год, расчет часов на год, тематический план и план боевой подготовки, определяются периоды обучения, ответственные лица за организацию учебного процесса.

Боевая подготовка проводится по караулам (дежурным сменам) в период боевого дежурства. Начало учебного года — 15 января, окончание — 15 декабря. Начальнику органа управления, подразделения ГПС предоставляется право прерывать процесс обучения на срок не более 30 дней для усиления службы, подготовки и совершенствования учебной материально-технической базы, проведения спортивно-массовых мероприятий и бытового устройства личного состава подразделения ГПС.

Занятия не проводятся в дни Государственных и Национальных праздников.

Документами планирования боевой подготовки являются:

а) в органах управления ГПС: план боевой подготовки на год:

— План — график проведения учебных сборов.

— График совместных занятий личного состава подразделений ГПС, дислоцирующихся в зоне обслуживания опорных пунктов пожаротушения и специализированных подразделений ГПС по тушению крупных пожаров по обучению приемам работы со специальной пожарной техникой.

б) в подразделениях ГПС: план боевой подготовки на год:

— Годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения; тематический план занятий на год.

— Расписание занятий.

Документы:

— Планирования.

— Протоколы и экзаменационные ведомости.

— Планы- конспекты (разработки) на проведение ПТУ и занятий по решению ПТЗ, групповых упражнений (деловых игр).

— Планы проведения разбора пожаров.

хранятся в установленном территориальным органом управления ГПС порядке по мере надобности, но не менее трех лет;

Планы занятий, конспекты и методические разработки на проведение других видов занятий – хранятся в течение последующего учебного года.

Очередность изучения тем и количество часов на их отработку определяется и планируется в зависимости от оперативно-тактической характеристики района выезда (охраняемого объекта) и выполняемых подразделением ГПС задач равномерно в течение всего учебного года, но не менее 18 часов в месяц для каждого караула (дежурной смены). Учебная нагрузка в течение одних дежурных суток должна составлять 2 — 4 учебных часа. Продолжительность учебного часа — 45 минут.

Учет занятий ведется в учебном журнале. Он является основным документом учета работы и выполнения тематических планов, программ подготовки и расписаний занятий в карауле (дежурной смене). В журнал вписываются все виды занятий, выставляются оценки личному составу по текущему контролю, а также отметки о зачетах и экзаменационные оценки.

Тематическим планом и расписанием занятий допускается предусматривать изучение отдельных тем теоретических и практических разделов предметов обучения методом самостоятельной учебы, при этом годовая учебная нагрузка для караула (дежурной смены) может быть сокращена не более чем на 10 процентов. Отчет по изученным темам от обучаемого принимает начальник подразделения ГПС в порядке и в сроки им установленные. Результаты учитываются в учебном журнале.

В дни проведения технического обслуживания пожарных автомобилей практические занятия с выездом в охраняемый район не планируются. Тематика в этот день определяется расписанием занятий таким образом, чтобы ее можно было отработать в любое удобное время текущих дежурных суток.

Для личного состава, переведенного из другого подразделения ГПС на равнозначную должность, организуются дополнительные занятия и стажировка по занимаемой должности продолжительностью пять дежурств с последующей сдачей зачета. Для лиц, переведенных в подразделение на другие должности, организуется переподготовка в установленном порядке.

Практические занятия на местности, учебных полигонах и объектах проводятся в условиях максимально приближенных к реальным с соблюдением правил по технике безопасности и обеспечением безопасных условий выполнения упражнений и нормативов.

Личный состав подразделений ГПС, имеющий на вооружении средства индивидуальной защиты органов дыхания, обязан проходить тренировки в непригодной для дыхания среде (теплодымокамере) под непосредственным руководством начальника подразделения (заместителя начальника подразделения) ГПС, на свежем воздухе под руководством начальника караула (дежурной смены).

Занятия на огневой полосе психологической подготовки планируются планом боевой подготовки и тематическим планом по пожарно-строевой подготовке на год. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к факторам, моделируемым на снарядах огневой полосы, определяется с учетом срока службы в органах внутренних дел, но не менее двух тренировок в году (по одной в зимний и летний периоды обучения).

Отработка нормативов по пожарно-строевой подготовке планируется расписанием и проводится в часы плановых занятий или предусмотренных распорядком дня, но не реже одного раза в двое дежурных суток.

Перечень отрабатываемых нормативов и время на их отработку определяются начальником подразделения ГПС и включается самостоятельным разделом в годовой тематический план занятий. Результаты отработки учитываются в учебном журнале с указанием времени выполнения и выставлением оценок.

Итоги по отрабатываемым нормативам подводятся в карауле (дежурной смене) и в подразделении ГПС ежеквартально и за год с определением лучшего пожарного, отделения, караула. Итоги за год объявляются приказом начальника подразделения ГПС.

Критерием комплексной оценки (при равном количестве отрабатываемых нормативов) является наибольшая средняя суммы всех индивидуальных оценок за рассматриваемый отчетный период. При равенстве средней суммы высшее место получает пожарный, отделение, караул, имеющие большее количество отличных оценок, при равенстве этого показателя — хороших оценок и т.д.

Боевая подготовка водителей пожарных автомобилей, техников по ремонту и обслуживанию транспортных средств, старших мастеров-диагностов, старших мастеров технического контроля, старших механиков по техническому оборудованию, старших мотористов и мотористов проводится совместно с личным составом караулов (дежурных смен). На практических занятиях они работают, как правило, со своим отделением и выполняют действия по табелю обязанностей боевого расчета отделения.

Боевая подготовка помощников начальников караулов, командиров отделений, радиотелефонистов (диспетчеров), старших инструкторов газодымозащитной службы, старших инструкторов газодымозащитной службы и химической (радиационной) защиты (разведки), старших мастеров связи и специального оборудования, старших мастеров связи, командиров (помощников командиров) катеров, старших респираторщиков (респираторщиков)проводится совместно с личным составом караулов (дежурных смен). На практических занятиях они выступают, как правило, в роли руководителя занятия со своим отделением или выполняют действия по табелю обязанностей боевого расчета отделения или должностной инструкции.

Боевая подготовка личного состава региональных специализированных отрядов и специализированных пожарных частей по тушению крупных пожаров, пожарных кораблей, подразделений, обеспечивающих службу вахтовым методом и охрану АЭС, организуется и проводится в порядке, определяемом программой подготовки личного состава подразделений ГПС. Документы планирования боевой подготовки должны учитывать функции, цели и задачи, возложенные на указанные подразделения, а также требования нормативных актов (правил) соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения пожарной безопасности зон обслуживания и охраняемых объектов.

Обучение личного состава подразделений ГПС территориального (местного) гарнизона пожарной охраны приемам работы со специальной пожарной техникой, находящейся на вооружении опорного пункта пожаротушения и регионального специализированного отряда ГПС, осуществляется в порядке, определяемом территориальным органом управления ГПС. В этих целях на учебный год органом управления ГПС составляется и утверждается график совместных занятий боевых расчетов указанных подразделений. В установленные графиком дни пожарные автомобили специального назначения направляются в распоряжение начальников соответствующих пожарных частей, которые несут ответственность за качество проведения совместных занятий.

Начальники подразделений ГПС включают данные занятия в план боевой подготовки, тематический план и расписание занятий.

Пожарно-тактическая подготовка начальствующего состава органов управления и подразделений ГПС в целях обеспечения тушения пожаров на объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, объектах других федеральных органов исполнительной власти регулируется двухсторонним соглашением или инструкцией о взаимодействии.

Руководители подразделений ГПС обязаны обеспечить при проведении практических занятий с выездом на объекты отработку и корректировку соответствующих планов и карточек тушения пожаров, в том числе с задачей проверки на водоотдачу ближайших водопроводных магистралей и исправности пожарных водоемов.

Дата добавления: 2020-03-21; просмотров: 65;

  • Начальник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России полковник полиции Бондарь Илья Владимирович

Бондарь Илья Владимирович родился 16 декабря 1975 г. в городе Сланцы Ленинградской области.

С 1993 по 1995 г. проходил службу в Вооруженных силах РФ.

В 1999 г. окончил Нижегородский юридический институт МВД России по специальности «Юриспруденция», поступил на службу следователем УВД Кстовского района Нижегородской области.

В этом же году перешел работать на кафедру государственно-правовых дисциплин Нижегородского юридического института МВД России.

В период с 2000 по 2016 г. проходил службу в Нижегородской академии МВД России, последовательно занимая должности преподавателя кафедры государственно-правовых дисциплин, заместителя начальника организационно-научного и редакционно-издательского отдела, начальника этого же отдела, начальника учебного отдела, заместителя начальника, а затем и начальника учебно-научного комплекса противодействия экономическим и налоговым преступлениям.

В 2016 г. назначен начальником управления учебно-методической работы Академии управления МВД России.

В январе 2017 г. полковник полиции Илья Владимирович Бондарь назначен на должность помощника начальника Академии управления МВД России по общим вопросам.

Указом Президента Российской Федерации №44 от 8 февраля 2019 года назначен начальником Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации.

За время службы в органах внутренних дел награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, нагрудными знаками «Отличник милиции», «За верность долгу», «За отличие в службе ДЭБ» II степени, медалями «За доблесть в службе», «За отличие в службе» I, II, III степени.

Семейное положение – женат, воспитывает сына.

  • Интернет-сайт ВИПК
  • Новости
  • Задачи и функции

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России образован 28 ноября 1972 года. Сегодня Институт является головной образовательной организацией дополнительного профессионального образования в системе МВД России, организационно-методическое руководство деятельностью которого осуществляет Департамент государственной службы и кадров МВД России.

Кроме головного Института указанную задачу выполняют филиалы в городах: Пенза, Брянск, Набережные Челны.

С 2014 года ВИПК МВД России реализует основные образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно- педагогических кадров в адъюнктуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 40.07.01 Юриспруденция.

В ВИПК МВД России и его филиалах ежегодно проходят повышение квалификации, профессиональную переподготовку, профессиональную подготовку порядка 8000 сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и Росгвардии по более чем 183 должностным категориям. Особое внимание при организации учебного процесса уделяется практической направленности обучения, отработке слушателями умений и навыков противодействия современным проявлениям преступности, что позволяет современная учебно-материальная база и высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, имеющий богатый практический опыт службы.

Институт реализует следующие программы:

основные образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский», программы переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих;

дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Институт осуществляет подготовку сотрудников (работников):

подразделений по охране общественного порядка;

подразделений по противодействию незаконному обороту наркотиков;

подразделений по противодействию организованной преступности, терроризму и экстремизму, коррупции;

подразделений по досмотру органов внутренних дел на транспорте; подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения; подразделений НЦБ Интерпола МВД России; подразделений по вопросам миграции;

кадровых подразделений территориальных органов МВД России; центров психофизиологической диагностики МСЧ МВД России; участвующих в миротворческих миссиях;

подразделений делопроизводства и режима территориальных органов МВД России;

образовательных организаций системы МВД России. На базе филиалов Института дополнительно реализуются образовательные программы подготовки специалистов инженерно-технических подразделений, взрывотехников, а также специалистов подразделений ИТСиЗИ территориальных органов МВД России. Обучение иностранных слушателей:

ежегодно в Институте проходят повышение квалификации около 300 иностранных специалистов из более 30 зарубежных государств по таким ключевым международно-значимым направлениям, как: борьба с терроризмом и экстремизмом, обеспечение транспортной безопасности, борьба с незаконным оборотом наркотиков, противодействие незаконной (нелегальной) миграции, участие в миротворческих миссиях.

Адъюнктура:

Направленность 12.00.11 — Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность;

Направленность 12.00.12 — Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность;

Направленность 12.00.14 — Административное право; административный процесс.

Контакты

142008, Московская область, г. Домодедово, микрорайон Авиационный,
ул. Пихтовая, д. 3.

Брянский филиал федерального государственного казённого образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России» (БФ ВИПК МВД России)

Российская Федерация, 241050, г. Брянск, 2‑й Советский переулок, д. 2-А.

Контактные телефоны:
Приемная: (4832) 66-45-72
Дежурная часть: (4832) 66-45-80,
(4832) 66-43-38

Пензенский филиал федерального государственного казённого образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России» (ПФ ВИПК МВД России)

Российская Федерация, 404014, г. Пенза, ул. Ботаническая, 19.

Контактные телефоны:
Секретариат: (8412) 62-82-53
Дежурная часть: (8412) 62-81-38

Филиал федерального государственного казённого образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России» (филиал ВИПК МВД России г. Набережные Челны)

Российская Федерация, 423812, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, БСИ.

Контактные телефоны:
Приемная: (8552) 47-40-44
Дежурная часть: (8552) 47-40-57

admin