Перспективы цифровой экономики в России

Повестка технологического развития должна объединять страны и людей, а не разобщать их, заявил Президент России Владимир Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

«Повестка технологического развития должна объединять страны и людей, а не разобщать их. И для этого нам нужны справедливые принципы взаимодействия в таких ключевых областях, как высокотехнологичные услуги, образование, трансфер технологий, отрасли цифровой экономики и глобальное информационное пространство. Да, выстроить подобную гармоничную систему будет непросто, но это лучший рецепт восстановления взаимного доверия, и другого пути у нас нет», – подчеркнул Путин.

По словам Президента России, попытки монополизировать новую технологическую волну выводят на совершенно иной уровень проблемы глобального неравенства как между странами и регионами, так и внутри самих государств.

«По сути, формируется или происходит попытка формировать два мира, и между ними пропасть постоянно растет. Когда у одних есть доступ к самым передовым системам образования, здравоохранения, к современным технологиям, у других же нет перспектив, шансов вырваться даже из нищеты, а кто-то и вовсе балансирует на грани выживания», – отметил Путин.

Российский лидер призвал государства вести работу вместе с пониманием масштаба глобальных вызовов новой эпохи и своей ответственности за завтра. «Для этого необходимо использовать и потенциал Организации Объединенных Наций – уникальной по представительству организации, усилив ее экономические институты, а также эффективнее задействовать формат таких новых объединений, как «Группа двадцати». Пока же такой свод правил не сформирован, нужно исходить из сложившейся ситуации и реальных проблем, реально смотреть на то, что происходит в мире», – заключил он.

Призывы Президента России активно поддержали иностранные коллеги. В частности, Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин отметил, что в лице России Китай видит стратегического искреннего, доверительного, партнера-единомышленника.

«Китай будет выступать твердым сторонником экономической глобализации. Наша страна готова делиться со всеми партнерами технологическими изобретениями и ноу-хау, в частности, технологиями 5G, формировать дополнительные ключевые преимущества и изменять модель роста экономики», – заявил Си Цзиньпин.

Президент Болгарии Румен Радев отметил, что стремление к технологическому превосходству в целях политического превосходства приводит к замыканию науки в узких географических рамках, научной миграции и разрыву между государствами.

«Новая экономическая парадигма должна компенсировать ограниченность, дефицит ресурсов благодаря способностям, гению человечества. Она должна сделать ставку на знания, на технологии, на инновации», – считает Радев.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян поддержал «цифровой вектор» коллег, заявив, что будущее Армении непременно связано с развитием инновационной экономики.

«За последние семь лет сектор информационных технологий вырос в Армении в пять раз. Он стал одним из локомотивов экономического роста страны и ее самой перспективной отраслью. Образование и инновации, сотрудничество и интеграции, установленное верховенство закона и эффективное управление – вот где мы видим наше потенциальное преимущество, которое позволит полноценным образом использовать наши ресурсы и добиться условий для устойчивого экономического развития», – отметил Пашинян.

Премьер-министр Словакии Петер Пеллегрини призвал всех присутствующих не просто объединить усилия в развитии высоких технологий, а делать это с опорой на философию цифрового гуманизма. Он напомнил, что в мае 2019 года Словакия председательствовала на заседании министерского совета Организации экономического сотрудничества и развития.

«Цифровой гуманизм означает, что люди, человек должны оставаться в центре внимания в процессе цифровой трансформации. Необходимо рассматривать это во всей совокупности в интересах улучшения жизни людей и сохранения нашей планеты. Цифровой гуманизм направлен на то, чтобы человек смог достичь того, что казалось невозможным, – использовать технологии в интересах всего человечества. И мы как политики должны создать такие возможности при уважении прав этики, фундаментальных свобод, демократических принципов и прав человека», – пояснил Пеллегрини.

В завершении дискуссии генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш сообщил, что 10 июня группа высокого уровня, созданная в прошлом году (ее председателями являются Джек Ма – Alibaba, Мелинда Гейтс из Фонда Билла Гейтса) объявит рекомендации по будущему цифрового сотрудничества. Он также призвал сфокусироваться решении таких глобальных проблем как кибербезопасность, цифровое неравенство.

«Цифровая экономика может дать мощнейший импульс нашему миру в решении целей устойчивого развития. Но технологии – это и вектор надежды, и источник страха. Мы знаем, например, как пострадает рынок труда, что многие рабочие места будут и создаваться, и ликвидироваться в результате искусственного интеллекта. Поэтому необходимы огромные вложения в образование. Но образование должно стать другим, не просто обучением, а учиться тому, как учиться, и учиться всю жизнь», – подытожил Гутерреш.

4. Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С. Повышение устойчивости регионального развития на основе сглаживания территориального неравенства: монография. Старый Оскол : Изд-во ТНТ, 2009.

6. Дащенко Ю. Ю. Цифровая экономика как экономика будущего // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 35–1. С. 18–19.

7. Кислый С. А. Цифровая экономика и ее роль в экономике России // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Труды XVI Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2017. С. 249–250.

8. Кулик А. М., Коряков Д. П. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Тюмень, 2018. С. 189–192.

9. Курбанов А. Х., Курбанов Т. Х. Применение современных цифровых технологий в логистике // Развитие региональной экономики в условиях цифровизации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». Грозный, 2018. С. 683–688.

11. Петриченко О. В., Рукинов М. В. Анализ экономической безопасности страны с учетом функционирования «электронного правительства» // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38). С. 10–13.

12. Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 16–24.

15. Пшеничников В. В. Перспективы и риски применения электронных денег в условиях цифровизации экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 1 (109). С. 39–45.

16. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Андреева Г. Н., Бадальянц С. В., Богатырева Т. Г. и др. Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018.

17. Седых И. А. Рынок интернет-торговли в РФ / Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Центр развития. М., 2016.

18. Сидорова А. С. Влияние цифровых технологий на экономику России // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 8. С. 119–128.

20. Экономика регионов: тенденции развития: монография / Авдеева И. Л., Акчурина И. Г., Алехина Е. С. и др. Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2013.

Мы живём в эпоху цифровых преобразований. Цифровые технологии вызывают кардинальные перемены в нашей жизни, учёбе, работе и досуге, позволяют по-новому думать, планировать и принимать решения, открывают новые возможности на всех уровнях государственного и общественного развития, но вместе с тем увеличивают риски и угрозы для существующих бизнес-моделей. Директивным органам приходится постоянно искать способы управления экономическими и социальными изменениями, вызванными цифровой трансформацией.

Для обеспечения успеха цифровой трансформации необходимо непрерывно и последовательно принимать меры по нескольким направлениям. Эти меры необходимы как на национальном, так и на региональном и муниципальном уровнях, а также и на отраслевом уровне.

В первую очередь, чтобы подготовиться к кардинальным изменениям, которые несут с собой нарождающиеся технологии, и раскрыть возможности для цифрового созидания, директивным органам в России и везде в мире следует укреплять нецифровые основы экономики, направляя внимание руководства на роль цифровой трансформации в достижении целей развития национальной экономики, обеспечивать гибкость при внесении изменений в законодательство, необходимых для адаптации к быстро меняющимся требованиям развития цифровой экономики, и расширять права и возможности экосистемы, включающей органы государственной власти, учреждения и организации, ответственные за стимулирование цифровой трансформации и сглаживание подрывных эффектов нарождающихся технологий.

Важное значение также имеет эффективное управление проектами. Необходимо разработать и реализовать подробные «дорожные карты» в соответствии с ключевыми стратегическими целями и провести приоритизацию портфелей проектов, с тем чтобы выявить области, где возможны «быстрые победы», а также определить долгосрочные стратегические инициативы. Для ускорения темпов трансформации следует внедрить новые механизмы управления, которые привлекали бы все основные заинтересованные стороны к участию в процессе принятия решений и управлении. Необходимо прочно закрепить бюджеты и механизмы финансирования.

Возможные дивиденды создания конкурентоспособной цифровой экономики весьма высоки, и для ускорения темпов цифровой трансформации необходимо, чтобы лидеры высокого уровня сосредоточились на принятии строго целенаправленной политики и её безупречной реализации.

Правительству необходимо продолжать укреплять цифровые основы путём упреждающих инвестиций в масштабируемую, умную и безопасную инфраструктуру, способную в упреждающем порядке обеспечивать взрывной рост цифрового развития. Необходимо отметить необходимость укрепления экосистемы цифровой трансформации как по горизонтали — во всех отраслях экономики на национальном, региональном и муниципальном уровнях, — так и по вертикали, на всех уровнях государственного управления, промышленности и сферы услуг. Слабое взаимодействие между правительством, частным сектором и научно-образовательным сообществом негативно влияет на темпы цифровой трансформации, реализацию ключевых государственных программ, внедрение новых технологий и бизнес-моделей и на возможность проактивно реагировать на технологические и экономические сбои и кризисы, а также на скорость внедрения инноваций. Сильная, эффективная и действенная экосистема является основой для технологического прорыва, который стремится осуществить российское руководство.

Необходимо развивать цифровые навыки. Несмотря на традиционные преимущества в теоретической науке, российской системе образования не хватает гибкости для обеспечения требований цифровой трансформации во всех сферах экономики. Необходимо укреплять экосистему обучения и воспитания, начиная с детского сада и заканчивая высшим образованием, включая координацию между предприятиями и учебными заведениями в сфере высшего образования и НИОКР. Необходимы инвестиции в образовательные платформы для быстрого развития навыков цифровой экономики в масштабах всей страны, обучение и повышение квалификации имеющейся рабочей силы с акцентом на модели образования, ориентированные на обучение в течение всей жизни.

Директивным органам следует также сосредоточить внимание на предотвращении «утечки мозгов», привлечении и удержании талантливых специалистов, а также возвращении в страну и привлечении лучших в своей̆ области и наиболее способных специалистов.

И наконец, необходима культурная трансформация. Поскольку цифровая трансформация разрушает барьеры между отраслями, регионами, организациями и отдельными людьми, она бросает вызов традиционным централизованным иерархическим структурам управления и требует новой культуры внедрения инноваций. Ключевыми элементами такой культуры являются открытые коммуникации и обмен знаниями, горизонтальное сотрудничество между группами и совместное творчество, активная экспериментация и решение проблем, принятие риска и способность превратить неудачи в возможности. Конкретные инициативы, направленные на продвижение культуры открытых инноваций, должны стать первоочередными для российских директивных органов.

С точки зрения приоритетов, важно поддерживать внимание высшего руководства на первоочерёдности цифровой трансформации на уровне страны как важной стратегической задачи национального развития, с тем чтобы постоянно наращивать движущую силу преобразований, сосредоточиться на решении задач, обозначенных в «майском указе» Президента РФ 2018 года, и обеспечить достижение целей, поставленных в программе «Цифровая экономика Российской Федерации до 2025 года» и в Цифровой повестке ЕАЭС, и других важных целей и задач, закреплённых в соответствующих документах.

Необходимо ускорить темпы цифровой трансформации традиционной промышленности, где применение ИКТ и нарождающихся цифровых технологий может принести значительные дивиденды во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки, повышая тем самым конкурентоспособность ключевых отраслей промышленности.

Следует принимать конкретные политические меры для поощрения инноваций и предпринимательства в контексте цифровой трансформации. Устойчивые инновации требуют тесной координации между правительством, частным сектором и научно-образовательным сообществом. Государству следует не только поддерживать фундаментальные исследования и содействовать развитию центров НИОКР мирового класса в России, но и осуществлять политику поощрения коммерциализации результатов НИОКР, а силы частного сектора следует направить на развитие стратегий выхода на рынок и создание новых бизнес-моделей. Необходимо и далее развивать эффективную систему регулирования, поощряющую инновации, уделяя особое внимание защите прав интеллектуальной собственности и патентному регулированию.

Правительству следует продумать пути использования цифровых технологий для устранения неравенства в развитии регионов и муниципалитетов в России, предоставляя менее развитым регионам возможности эффективного внедрения программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на местах. Требуется принять ряд мер для стимулирования спроса на инновации со стороны крупных региональных государственных предприятий, а также для развития цифровых навыков, подготовки управленческих кадров, создания ГЧП и региональных инновационных кластеров в регионах, развития местного рынка и механизмов финансирования. Особое внимание следует уделять развитию цифровой инфраструктуры в удалённых и сельских районах, а также повышению осведомлённости сельского населения о преимуществах цифровых услуг.

И наконец, политика должна быть направлена на развитие восприимчивого внутреннего рынка, заинтересованного в процессах и результатах цифровой трансформации. Сюда относятся: внедрение цифровой трансформации на крупных промышленных предприятиях и госкорпорациях «сверху вниз», через существующие вертикальные структуры управления, в целях повышения спроса на цифровые технологии; конкретные шаги, направленные на улучшение делового климата; целенаправленные инициативы по развитию рынка в целях повышения спроса на инновации на региональном уровне; преференции для государственных закупок в сфере технологий и льготы для игроков рынка на закупки в регионах и на местах. Важное значение имеют также инициативы, направленные на укрепление доверия общества к цифровой экономике.

Таким образом, приверженность российского руководства цифровой трансформации как национальному приоритету, дополненная реализацией эффективной политики в ключевых отраслях экономики, ориентированной на достижение конкретных результатов, позволит стране войти в группу лидеров цифровой трансформации, начать технологический прорыв и получить соответствующие экономические и социальные дивиденды.

POLITICAL EVENT AT THE MODERN STAGE Abstract

УДК 33

БАЗОВЫЕ НАПРА ВЛЕН И Я РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Галкин магистрант кафедры бухгалтерского учета и аудита, Южный

Александр федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-

Юлия Южный федеральный университет (344002, Россия,

Сергеевна г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88).

E-mail: lesnyak.yulia@ya.ru Вирабян магистрант кафедры бухгалтерского учета и аудита,

Сатеник Южный федеральный университет (344002, Россия,

Оганесовна г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88). E-mail: virobyan@mail.ru

Аннотация

В статье обращено внимание на особенности внедрения цифровых технологий в Российской Федерации. Приведена подробная характеристика уровней диджитализа-ции в экономике. Изучены и проанализированы базовые направления развития цифровой экономики Российской Федерации.

Ключевые слова: цифровая экономика, правовая основа инновационных технологий, инфраструктурные элементы диджитализации, организация информационной безопасности, исследовательские компетенции и технологические заделы институтов цифровых отношений.

Вот уже на протяжении нескольких лет в развитых странах наблюдается процесс цифровизации экономики. Не обошла эта тенденция и Россию. Несмотря на то, что темпы развития ниже, чем в США или странах ЕС, перспективы весьма впечатляющие.

По данным консалтинговой компании McKinsey & Company, цифровая экономика способна стать основным фактором роста ВВП в нашем государстве и сможет к 2025 г. обеспечить от 19% до 34% прироста ВВП. На данный момент доля цифровой экономики в ВВП составляет примерно 3,9% .

Действительно, всё большее число компаний начинают внедрять идеи цифровой экономики в свою деятельность, использовать современные технологии. В результате таких изменений в бизнесе преобразуется и рынок труда, а также социальная сфера и сфера услуг.

Одной из главных целей, стоящих перед нашей страной на 2025 год, является достижение увеличение объёма цифровой экономики в 3 раза. Однако стоит отметить, что даже этого недостаточно для того, чтобы догнать ведущие страны.

Как известно, все процессы, протекающие в нашем мире, не хаотичны и беспорядочны. Одно состояние постепенно перетекает в другое. Невозможно подняться на третью ступень, пропустив вторую и первую. Процесс перехода России к цифровой экономике также возможен лишь благодаря следованию определённой структуре развития .

В связи с этим в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» выделены три уровня, оказывающие влияние на жизнь граждан (рис. 1) .

Первый и второй уровни являются базовыми. Это разделение вполне логично и обоснованно. Для того, чтобы сформировать отрасли и целые рынки, на которых происходит обмен цифровыми технологиями, их элементами и услугами, с ними связанными, необходимо иметь определённый фундамент. Как раз им и выступает среда, способствующая созданию условий формирования технологий, и непосредственно сами технологии и платформы. В связи с этим, Программа развития цифровой экономики в РФ сконцентрирована преимущественно на этих ключевых уровнях. То есть позиция государства заключается не в создании новых рынков и сфер деятельности, а в стимулировании их развития действующими на российском рынке компаниями, а также всеми гражданами страны .

Стоит отметить и тот факт, что возможности государства оказывать влияние именно на базовые уровни, особенно на первый, значительно выше, чем на третий. Поэтому вершина пирамиды вверена бизнесу, который способен успешно развить новые рынки.

Теперь необходимо разобраться, как же государство будет воздействовать на базовые уровни. На рис. 2 отражены направления развития ключевых пунктов .

Совершенно очевидно, что нормативное регулирование является непосредственной функцией государства, так как именно Парламент РФ обладает исключительным правом создавать правовые нормативные акты, имеющие юридическую силу.

Почему же этот пункт так важен при формировании цифровой экономики в России? Дело в том, что для поставленных целей необходимо создать благоприятную правовую среду, которая бы смогла обеспечить баланс интересов всех участников рынка

Рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг).

Платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности).

Среда, которая создаёт условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики.

Рис. 1. Уровни цифровой экономики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цифровых технологий. Данное направление связано не только с принятием новых нормативно-правовых актов, но и с анализом, пересмотром и модернизацией уже действующего законодательства Российской Федерации.

м о н £

н

м § °

и — ч П < РЧ и < и я ^ О и м V я ч К

— -0 П о < ш

Создание основных инфраструктурных элементов ЦЭ

Нормативное регулирование

Кадры и образование

Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов

Информационная инфраструктура

Информационная безопасность

Рис. 2. Базовые направления развития цифровой экономики РФ

Совершенно очевидно, что нормативное регулирование является непосредственной функцией государства, так как именно Парламент РФ обладает исключительным правом создавать правовые нормативные акты, имеющие юридическую силу.

Почему же этот пункт так важен при формировании цифровой экономики в России? Дело в том, что для поставленных целей необходимо создать благоприятную правовую среду, которая бы смогла обеспечить баланс интересов всех участников рынка цифровых технологий. Данное направление связанно не только с принятием новых нормативно-правовых актов, но и с анализом, пересмотром и модернизацией уже действующего законодательства Российской Федерации .

Между тем ограничиваться в этой области одним лишь выпуском новых законов будет не верным шагом. Вероятнее всего, большее воздействие окажет не строгое и жёсткое регулирования деятельности на рынке цифровых технологий, а стимулирующий характер действий государства. За развитие данного курса отвечает Министерство экономического развития РФ.

На данный момент уже предприняты некоторые шаги в этом направлении. Во-первых, были обнаружены и ликвидированы существующие правовые ограничения, затрудняющие нормальное развитие цифровой экономики. Во-вторых, был создан соответствующий центр компетенции, ответственным за учреждение которого стал фонд «Сколково». В-третьих, была организована рабочая группа, инициатором и координатором которой выступила Автономная некоммерческая организация по содействию развитию робототехники и инновационных технологий «ПравоРоботов», объединяющая представителей российского ИТ-рынка и экспертов в области права .

Другим направлением, тесно связанным с предыдущим, является регулирование в сфере кадров и образования. Первым моментом становится вопрос о документообороте. В настоящее время существует Приказ Минкультуры России «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций,

с указанием сроков хранения» , а также Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» .

Приведенные законодательные акты требуют оформления значительного списка документов, в том числе связанных с трудовыми отношениями, в бумажном виде. Действительно, стоит зайти в архив или отдел бухгалтерии любого предприятия, как сразу сталкиваешься с внушительным количеством бумаг, в которых можно найти и первичные документы, и учредительные, и личные дела сотрудников, в том числе и уволенных, и много документов иного содержания, оставленных на хранение в силу действующего законодательства.

Цифровая экономика, в направлении которой держит курс правительство нашей страны, подразумевает переход от бумажных носителей информации к электронным. Соответственно, как на уровне законодательной власти, так и на уровне предприятий должен быть трансформирован процесс документооборота. Очевидно, что необходимо пересмотреть порядок заключения трудовых договор (например, делать это дистанционно), перевести ведение трудовых книжек в электронный формат и так далее.

Наряду с кадрами, стоит подчеркнуть важность образования и прежде всего создания необходимых условий для его получения. Важнейшее, на наш взгляд, направление, способное обеспечить и развить концепции цифровой экономики в нашей стране. Реализация мероприятий в данной сфере должна быть осуществлена на всех этапах системы образования, начиная начальными классами и заканчивая высшими учебными заведениями. Почему это так актуально, можно объяснить следующими причинами:

— образовательная система РФ способна обеспечить цифровую экономику России квалифицированными кадрами, обладающими необходимыми компетенциями, с учётом особенностей развития нашей страны;

— рынок труда стремительно реагирует на меняющиеся тенденции, следовательно, он будет переориентирован на требования цифровой экономики;

— молодое поколение более активно и «безболезненно» реагирует на происходящие изменения.

Нынешняя молодёжь является будущим отечественной цифровой экономики, поэтому необходимо пересматривать подход к действующей в настоящее время системе образования.

Третьим базовым направлением, относящимся к уровню организации необходимых для развития цифровых технологий условий, является формирование исследовательских компетенций и технологических заделов. Ответственными за развитие указанных областей на первом заседании правительственной подкомиссии по цифровой экономике, состоявшейся в августе 2017 г., были утверждены корпорации «Росатом» и «Ростех». Им необходимо представить план мероприятий, который может способствовать улучшению качества жизни населения страны и условий ведения бизнеса. Государственная корпорация по атомной энергетике уже подготовила структуру взаимодействия участников программы Цифровая экономика . В табл. 1 представлены направления, закреплённые за вышеупомянутыми компаниями.

Таблица 1

Зоны ответственности ГК «Росатом» и ГК «Ростех»

ГК «Росатом» ГК «Ростех»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новые производственные технологии Нейротехнологии и искусственный интеллект

Большие данные Системы распределённого реестра

Квантовые технологии связи Промышленный интернет

Технологии виртуальной и дополненной реальностей Компоненты робототехники и сенсорика

Технологии беспроводной связи

Обозначенные в таблице направления соответствуют перечню сквозных цифровых технологий, утверждённых в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» 28 июля 2017 г. № 1632-р.

Первое направление второго уровня цифровой экономики — это информационная инфраструктура. Центр компетенций с аналогичным названием представляет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. На данном этапе Минкомсвязи РФ уже провело презентацию мероприятий на период с 2017 по 2020 годы, хотя ключевые показатели рассчитаны вплоть до 2024 г.

Перечень мероприятий состоит из 17 позиций, которые необходимо воплотить в жизнь к указанному сроку. Были затронуты такие задачи, как:

— определение схемы развития сетей связи Российской Федерации, в том числе Интернет;

— обеспечение всех экономических субъектов возможностью широкополосного доступа к сети «Интернет»;

— создание глобальной спутниковой системы;

— обеспечение потребителей цифровыми платформами сбора, хранения и обработки данных, а также обеспечение их использования и другие мероприятия.

Последним направлением развития Цифровой экономики на базовом уровне выделена организация информационной безопасности. Несомненно, новые технологии и цифровизация несёт ряд преимуществ, которые отчасти были затронуты ранее. Однако при всём этом не стоит забывать и о существующих угрозах. Прежде всего, имеют место такие риски, как разглашение персональных данных и конфиденциальных данных компаний, искажение информации или её фальсификация. То есть вопрос этот весьма актуален.

Минимизировать возможность проявления подобных угроз возможно, по нашему мнению, несколькими способами. Во-первых, необходимо давать чёткие инструкции работникам собственной организации, чтобы они полностью понимали процесс работы, не совершая лишних операций. Также стоит и поддерживать корпоративную культуру и этику. Ведь даже при цифровизации, остаётся такое понятие, как «человеческий фактор».

Во-вторых, стоит пересмотреть требования к специалистам по информационной безопасности: их компетентность, образование и даже психологическое равновесие, ведь меняется сущность экономики, меняются и требования к профессии.

В заключение необходимо отметить, что появление того или иного цифрового решения касаемо конкретной производственной задачи напрямую зависит как от потребностей общества, так и от готовности рынков и отраслей экономики ответить на эти запросы.

Особым звеном здесь стоит нормативно-правовой климат, формирующий максимально эффективное разграничение прав и обязанностей каждой стороны. Любое нововведение должно иметь под собой, с одной стороны, детально прописанные причины, в силу которых оно разрабатывается, а с другой стороны, — последствия, какие могут возникнуть после внедрения.

Немаловажным компонентом в развитии цифровой экономики выступают сами граждане страны. Именно они должны быть максимально информированы о перечне инновационных продуктов, которые можно использовать, упрощая и улучшая свою повседневную жизнь. Одновременное вовлечение в процесс диджитализации как государственных структур и различных предприятий, так и всего населения позволит создать уверенный синергетический эффект от появления новых технологий во всех сферах.

Литература

1. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от

2. Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (ред. от 16.02.2016) «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»» — . Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 09.03.2018).

7. Организация работы центра компетенции «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» — . Режим доступа: URL: http://digitalrosatom.ru/ (дата обращения 09.03.2018).

8. Ткачев Е.В., Матыцына Т.В. Проблемы согласования интересов экономических субъектов в процессе бизнес-планирования // В сборнике: Актуальные аспекты инновационного экономического и юридического развития в условиях роста напряженности вокруг России Межвузовская научно-практическая конференция. Министерство образования и науки РФ, Филиал НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права» в г. Ростове-на-Дону. 2015. С. 283-288.

10. Матыцына Т.В. Проблемы информатизации и перспективы развития информационных технологий на предприятиях АПК. //В сборнике: Экономическая политика хозяйственного роста Тематический сборник научных трудов. Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2014. С. 169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Фролова И.В. Целевые ориентиры системы внутреннего контроля предприятия / В сборнике: Экономическая политика хозяйственного роста. Тематический сборник научных трудов. Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2014. С. 111.

admin