Перспективы развития России

Современное состояние и перспективы развития экономики России

Алябьев Р.О.

«Курский государственный университет», Россия

         За последние несколько лет экономика нашей страны развивалась положительными темпами, однако, такая динамика была прервана введенными против России санкциями. Примененные ограничительные меры вызвали неблагоприятную макроэкономическую ситуацию, которая полностью изменила ожидаемые прогнозы относительно развития российской экономики.

Динамика экономического роста России за период 2010-2015 г. представлена на рисунке 1:

Рисунок 1 – Динамика экономического роста в России за период 2010-2015 г.

         В соответствии с рисунком 1 видно, что экономический рост в России за исследуемый период времени имеет отрицательную динамику. В 2014 г. экономический рост составил лишь 0,6%, что почти в 1,7 раза меньше чем в 2010 г. Многие экономисты прогнозировали, что экономический рост в 2015 г. будет увеличиваться, однако, продленные санкции и неготовность нашей экономики к ним не дали возможность данному прогнозу стать реальным. Уже в начале 2015 г. началась наблюдаться рецессия, спад на конец этого года уже планируется районе 5-6%. Такое рецессивное состояние экономики привело к ухудшению положения в социальной сфере: росту безработицы, инфляции. Также стоит отметить, что в кредитной сфере упадок экономики привел к увеличению кредитной и ключевой ставки, что впоследствии вызвало уменьшение деловой активности во всех уровнях бизнеса.

         Рассмотрим главные причины стагнации российской экономики:

         – основным толчком к спаду экономики нашей страны выступили введенные санкции. Именно с их введением ограничились множественные торговые связи со странами ЕС и США. Основные торговые партнеры России представлены в виде рисунка 2 :

Рисунок 2 – Основные торговые партнеры России, 2014 г.

         По данным рисунка 2, отчетливо видно, что основным торговым партнером России в 2014 г. являлся ЕС, на долю которого приходилось 47% импортных поставок и 62% экспорта российской продукции. Однако, с введением санкций внешнеторговый оборот со странам ЕС снизился в 2015 г. на 7,3%, при этом экспорт уменьшился на 6%, а импорт на 10,1 %. В настоящее время лидирующими партнерами среди стран ЕС являются Нидерланды (товарооборот уменьшился на 2,7%), Германия (товарооборот уменьшился на 6,7%) и Италия (товарооборот уменьшился на 8,8%). Стоит отметить, что из-за прекращения торговых отношений с некоторыми западными странами Россия начала укреплять существующие рыночные позиции на территории Азии, Африки и Южной Америки. Прежде всего укрепляются связи со странами АТЭС, о чем свидетельствует рост торгового оборота почти на 3%, экспорта — на 9,6%.

Проблемы и перспективы развития Российской экономики

Однако импорт, напротив, уменьшился на 3,1%, что связано с удорожанием ввозимых товаров из-за ослабления курса рубля.

         – также очень важной проблемой российской экономики является ее зависимость от экспорта нефтегазовых ресурсов. Это серьезный недостаток, который приводит к сильной взаимосвязи федерального бюджета России от нефтегазовых доходов, а следовательно, от спроса на эти энергоносители на мировом рынке и цен от них. Рассмотрим долю нефтегазовых доходов в ВВП и федеральном бюджете РФ за период 2000-2014 г., представленную в виде рисунка 3 :

Рисунок 3 – Доля нефтегазовых доходов в ВВП и федеральном бюджете РФ за период 2000-2014 г., (%)

         Согласно данным, представленным на рисунке 3, заметно, что доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете в 2014 г. составила 52,5%, что почти в 5,8 раза больше чем в 2000 г. – 9%. Доля аналогичного показателя в ВВП стабильно увеличилась за период 2000-2007 г. в среднем на 1,6% в год. Затем за период 2007-2014 г. доля в нефтегазовых доходов в ВВП имела неоднозначную динамику. Среднее значение данного показателя в ВВП за указанный период времени составило 9,7%. Стоит отметить, что дешевеющие  цены на нефть и укрепляющийся доллар, оказали сильнейшее негативное воздействие на экономику нашей страны.

         – немаловажной проблемой экономики России является отток иностранных инвестиций. Динамика объемов иностранных инвестиций за период 2009-2015 г., представлена в виде рисунка 4 :

Рисунок 4 – Динамика объемов иностранных инвестиций за период 2009-2015 г. (млрд. долл.)

         Объем иностранные инвестиций в Россию за период 2009-2015 г. имеет отрицательный тренд, в соответствии с рисунком 4. В 2014 году прямые иностранные инвестиции в Россию упали на 70%, до $19 млрд. долл. В качестве причин столь резкого снижения интереса инвесторов к стране авторы исследования назвали санкции против России, а также отрицательные перспективы роста экономики. Еще одной причиной резкого падения объемов прямых иностранных инвестиций стал значительный объем данного показателя, достигнутого Россией в 2013 году. Тогда страна оказалась по этому показателю на третьем месте в мире, уступив лишь США и Китаю. По итогам 2013 года в Россию было вложено $79 млрд.

         В заключении можно отметить, что кроме основных причин стагнации российской экономики, рассмотренных в данной статье, существует множество других немаловажных проблем. Таких как, высокие темпы инфляции, низкий уровень производительности труда и высокотехнологичного сектора, слабое развитие банковской системы и др. Россия на сегодняшний момент вошла в период рецессии, которую необходимо преодолеть с минимальными потерями. Введенные санкции сильно ухудшили экономическое положение нашей страны. Для дальнейшего развития России необходимо провести жесткую экономическую политику, направленную на интенсификацию многих отраслей, достижение значительного объема иностранных инвестиций, переориентацию расходной части госбюджета.

                               Список использованных источников:        

         1. Гализов И.Ф., Галиев Р.М. Анализ влияния санкций на экономику России / И.Ф. Гализов, Р.М. Галиев // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – №6 (50). Режим доступа: www.cyberleninka.ru свободный.

         2. Лыгина Н.И., Рудакова О.В., Бардовский В.П. Россия и российские предприятия в глобальной экономике / Н.И. Лыгина, О.В. Рудакова, В.П. Бардовский // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. – №2. Режим доступа: www.cyberleninka.ru свободный.

         3. Черненко В.А., Шведова Н.Ю. Риски российской экономики в условиях введения международных санкций / В.А. Черненко, Н.Ю. Шведова // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №4. Режим доступа: www.cyberleninka.ru свободный.

         4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / Официальная статистика.

– Режим доступа: http://www.gks.ru свободный. 5. Официальный сайт Центрального банка Российской федерации / Статистические данные Банка России. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics свободный.

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА 2017-2020ГГ.

Куницына И.А., Чернышова С.С., Ляпунова А.Н.

В современной экономике России был проведен комплексный анализ динамики развития субъектов хозяйствования, позволяющий сформулировать вывод об определенной стабилизации социального и экономического развития страны.

Экономическое развитие включает в себя общественные отношения, которые протекает различно в определенных сложившихся условиях технологического устройства экономики и распределения материальных благ. Параметры прогноза социально-экономического развития России на 2017 и плановый период 2017-2020 годов рассматривались на заседании правительства 21 апреля 2016 года и были одобрены.

Прогноз был составлен в трех основных вариантах – базового, консервативного и целевого. Для разработки показателей федерального бюджета на 2017-2020 годы за основу был принят базовый вариант прогноза. В социальной сфере базовый вариант – это улучшение уровня жизни населения за счет увеличения социальных обязательств государства. Предполагается, что с 2017 года, будет отмечена положительная динамика инвестиций в основной капитал и увеличение доходов населения.

Перспективы развития российской экономики

Консервативный вариант прогноза предусматривает развитие экономики РФ в условиях низкой динамики цен на сырьевые товары, прежде всего на нефть и природный газ.

Целевой вариант разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Он подразумевает выход российской экономики на траекторию устойчивого роста с темпами, которые должны быть не ниже среднемировых, снижение инфляции до уровня 4% и увеличение производительности труда не менее чем на 5%. При этом необходимо одновременно обеспечить макроэкономическую сбалансированность.

Под целевым сценарием подразумевается переход к новой модели экономического роста. Для достижения целевых показателей требуется проведение основных структурных преобразований федерального бюджета, который предполагает оптимизацию и увеличение эффективности бюджетных расходов, кардинальный пересмотр государственных программ РФ в соответствии с показателями целевого состояния социально-экономического развития Российской Федерации.

Реализация основных мер, позволит обеспечить увеличение экономического роста на 1,5 — 2 % по сравнению с базовым сценарием 2017 — 2018 годах, перейти к 2020 году на устойчивую динамику экономического роста со средним темпом 4,5% в год, при этом рост производительности труда должен быть не менее 5% в год, а достижение целевого уровня инфляции не выше 4% .

В основе социально-экономической политики Правительства РФ на среднесрочную перспективу развития (2017 — 2020 гг.) лежат приоритеты, сформулированные в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596-606 и в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года .

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

  1. увеличение инвестиционной значимости РФ;

  2. создание благоприятной деловой среды;

  3. повышение производительных расходов в структуре бюджетной системы РФ;

  4. импортозамещение;

  5. рост качества жизни и увеличение объема инвестиций;

  6. улучшение информационных технологий в экономике.

В процессе импортозамещения, начиная с 2017 года, будут реализованы мероприятия по разработке программы льготного кредитования для упрощенного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным средствам.

Для того чтобы повысить качество жизни населения, запланирован такой комплекс мероприятий, как строительство в рамках программы "Жилье для российской семьи"; создание условий для улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет. Предполагается, что к 2018 году средняя процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам (в рублях) будет превышать индекс потребительских цен не более чем на 2,2% .

Экономика России проходит стадии трансформации. В ближайшие годы нашей стране будет осуществляться обновление социально-экономической системы, соответствующее изменениям, которые происходят в мировом социальном и экономическом порядке.

Список использованной литературы:

1. «Прогноз социально-экономического развития на 2017 — 2020годы» . – Режим доступа: ttp://www.mirprognozov.ru/. – Загл. с экрана.

2. «Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации». . – Режим доступа: http://www.mirprognozov.ru/. – Загл. с экрана.

3. «Сценарные условия, основные параметры прогноза социально–экономического развития». . – Режим доступа: http://economy.gov.ru/. – Загл. с экрана.

admin