Периодизация истории государства древнего рима

Древний Рим

По установившейся традиции история Древнего Рима восходит к VIII в. до н.э. (754–753 гг.). Это был поначалу земледельческий поселок, выросший на берегу реки Тибр. Улицы, взбиравшиеся на знаменитые римские холмы, состояли из домов, обычных для теплого климата: 4 дубовых столба по углам, соединяющие их жерди, речной (тибрский) тростник по бокам, обмазанный глиной. Затем появляются каменные фундаменты, и только с VI в. до н.э. стали возводиться дома из туфа. Каменным и мраморным

Рим станет уже в эпоху империи, со времени императора Августа (I в. до н.э. – I в. н.э.).

В том же VIII в. до н.э. мы находим римский народ поделенным на роды, союзы родов (курии) и три племени. Главой города являлся реке, или, как мы это переводим, «царь». Всего царей было семь – от Ромула до Тарквиния Гордого. Этот первый, начальный, период Рима принято считать царским.

Археологические раскопки римских могил VIII в. до н.э. обнаружили имущественное неравенство римского народа, доказуемое количеством и качеством погребального инвентаря, найденного в могильниках.

В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут. Завершился царский период, и начался период республики, длившийся около 500 лет (509–27 гг. до н.э.). С 27 г. до н.э. по 476 г. н.э. Рим переживает период империи, в свою очередь распадающийся на период принципата (27 г. до н.э. – 193 г. н.э.) и домината (193–476 гг.).

Царский период. С легкой руки американского историка Л. Моргана общество, подобное древнеримскому, называют военной демократией. К этому времени племена уже овладели плужным земледелием (пшеница, бобы), скотоводством, металлическими орудиями (и оружием). Кочевой, пастушеский образ жизни завершается. Но военная организация остается прежней, и это хорошо видно из истории Древнего Рима.

Римская община периода военной демократии была неоднородна по своей социальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Считалось, что они происходят от богов, царей, героев. Постепенно аристократия обзаводится рабами, а затем – зависимой от себя клиентеллой.

В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции: о спорных наследствах и судебных спорах вообще, о приговорах к смертной казни и т.д.

Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. Десять родов образовывали курию (10 курий – триба – племя). Такая организация была и остается предметом научной дискуссии вследствие ее явного искусственного происхождения. Это по сути дела рационально устроенная армия, на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивавшая захваченную землю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.

Как член рода и племени римский гражданин: 1) являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела; 2) получал право на наследование надела и родового имущества вообще; 3) мог требовать себе от рода и помощи и должной защиты; 4) участвовал в общих религиозных празднествах и т.п.

История государства и права Древнего Рима

В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей. До известного времени права и обязанности граждан находились в своеобразной гармонии.

Главы родов составляли совет старейшин, или сенат, который с течением времени приобрел значение главной правительственной власти. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение Народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенат насчитывал сначала 100, затем 300 сенаторов. Сенат существовал и при царях, равно как и Народное собрание, бывшее первоначально собранием римских курий. По куриям же производилось и голосование.

Главой римской общины, ее гражданским управителем и верховным военачальником был реке.

Следует отметить, что общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.

С древнейших времен население Рима составляли две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, составившие римскую общину, и их антагонисты – плебеи. Происхождение плебеев неясно и спорно. Возможно, первоначально это были пришельцы (чужаки). Несомненно только, что они стояли вне римской общины и потому не могли принимать участия в ее управлении. Зато они беспрепятственно занимались ремеслами и торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу, платили налоги. Торговое и ремесленное. богатство сосредоточивалось в их руках: гордый своим происхождением, патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.

Самым тяжелым было положение рабов. Господину не воспрещалось убийство раба. Среди рабов царила массовая смертность от изнурительной работы, побоев, болезней.

Реформы Сервия Туллия. С течением времени земельный фонд, состоявший из прилегавшей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения), и Рим обратился к политике завоеваний. Плебеи не были допущены к дележу захваченных территорий. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Самой первой из них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее, это в основном VI в. до н.э.

В ходе реформы все римляне, т.е. как патриции, так и плебеи, были разделены по имущественному принципу. В основу деления были положены размер земельного участка и количество скота, которым владел глава семьи. В IV в. до н.э. с появлением денег вводится денежная оценка имущества. В соответствии с реформой все римляне были разделены на 193 сотни – центурии. Те, чье имущество достигало 100 тыс. ассов (за один асе можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий. Самые богатые, чье имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство – 98 голосов из 193. Второй класс граждан с цензом в 75 тыс. ассов объединился в 22 центурии, третий класс с цензом в 50 тыс. ассов – в 20 центурий и т.д. Пролетарии, т.е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям (центуриатным комициям). Каждая из них имела один голос. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения.

Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были они патрициями или плебеями.

Наряду с этим к несомненной выгоде плебеев было введено еще одно важное новшество – территория города была разбита на четыре округа – трибы, что являлось (в более общем плане) свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным. Городские трибы имели некоторые политические права и самоуправление.

Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.

После устранения должности рекса как главы государства Рим стал республиканским.

Римская республика. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она не уравняла их с патрициями, особенно в том, что касалось наделения землей, и этот вопрос становился все более актуальным по мере завоевания Италии, в результате которого приобретались новые земли.

Кроме того, была необходима реформа, которая отменила бы долговое рабство за несвоевременную уплату долга, которое, как и неучастие в дележе завоеванных земель, более других ущемляло интересы плебеев.

Но чтобы добиться решения этих вопросов в свою пользу, плебеи нуждались в политических правах. В результате длительной борьбы в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований, в том числе: 1) учреждения особой плебейской магистратуры, так называемого народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев; 2) доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3) защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных как Законы XII таблиц); 4) разрешения браков между патрициями и плебеями; 5) права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные. С 287 г. до н.э. решения плебейских сходок (собраний) стали иметь ту же силу, что и решения центуриатных комиций (собраний), т.е. теперь они являлись обязательными для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К тому же эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу, и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении – хотя и по выборам – всех главных должностей в государстве. Таким образом, завершился процесс формирования рабовладельческой государственности – пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое. Утвердилась аристократическая рабовладельческая республика.

Государственный строй республики. Главным органом государственной власти был сенат. Первоначально он состоял из 300 сенаторов. Назначали их особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, – цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед этим какой-нибудь важный пост.

По той роли, которую играл сенат, и по тому, из кого он состоял, Римскую республику называют аристократической. И это соответствовало действительности.

Сенат. Переход к республике усилил влияние сената как единственного постоянного органа власти, выражавшего волю патрициата. Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причину созыва, и предмет обсуждения. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги.

Периодизация римского частного права. Соотношение с периодизацией истории римского государства.

Периодизация римского частного права.

Соотношение с периодизацией истории римского государства.

Т.к. право всегда тесно связано с гос-вом возникновение и развитие РП нельзя рассматривать в отрыве от истории развития римс.гос-ва. Предклассический ( с 3-го века до н э до нач 1-го века н э). Издаются з-ны, развивающие отдельные институты РП (наследственное право, сервитуты, деликты) и появл-ся новые институты (судопроизводство). Появл-ся нов.способы созд-я правовых норм (формулы претора – претор давал указания судье как решить спор, если данный вопрос не был урегулирован правом, в связи с этим легисакционный процесс преображается в формулярный; появл-ся эдикты претора, кот содержали опр-ю совокупность формул претора) Классический (1-3 века н э). среди источников появл-ся сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Получил законченный вид формулярный прцесс, в конце периода появл-ся экстраординарный процесс. Постклассический (4-6 век н э). предпринимаются попытки кодификации права. В конце периода созд-ся кодификация императора Юстиниана.

Роль римского права в развитии права других государств. Рецепция римского права. Значение римского права для современного юриста.

Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

Рецепция бывает двух видов:

Прямая (первичная) — нормы римского права выступали как непосредственный регулятор общественных отношений или как основание для законодательной деятельности.

Производная — нормы римского права рецитированы одной правовой системой, заимствовались в таком модифицированном виде другой правовой системой.

Формы рецепции:

Изучение, исследование, комментирование и усвоение принципов и норм Римского права.

Непосредственное восприятие и применение норм Римского права.

Использование норм, идей и категорий римского права,римской методики создания нормативно-правовых актов в правотворческой деятельности.

Варвары, образовавшие после падения Римской империи новые государства в Галлии и Испании, продолжали применять римское право. В этих государствах составлялись сборники римского права (Leges romanae), наиболее известный из которых, Lex Romana Visigothorum, или Breviarium Alaricianum, был составлен в вестготском государстве при Аларихе II, в 506 г. Он был единственным средством ознакомления с римским правом вплоть до возобновления в XI веке его систематического изучения.

Римское право активно применялось в южной Франции и средней Италии. В 529-534 годах в Византии был составлен Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis). Он имел огромное значение для дальнейшего развития римского права.

Научные занятия по римскому праву начались в Италии в XII веке и особенно усилились во Франции в XVI веке. Они проводились в университетах, прежде всего в Болонском. Исследователей римского права называли глоссаторами.

В Германии рецепции римского права способствовало то, что Священная Римская империя считалась наследником прежней Римской империи. В ней в 1495 г. был учрежден общеимперский суд (Reichskammergericht). При решении дел он прежде всего должен был применять римское право, и лишь затем он должен был принимать во внимание "доброе" немецкое право, на которые сошлются стороны. Так действие римского права было санкционировано законодательно. Затем подобные правила были введены и в других судах германских земель. В связи с этим к концу XVI — XVII в. римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно.

Но будучи реципировано и став непосредственным законом, римское право претерпело изменения. Обновленное римское право получило название "современное римское право" (usus modernus Pandectarum, heutiges römisches Recht).

Предпочтение, которое оказывается до сих пор римскому праву, должно было бы пострадать в очень значительной степени, если бы вышеприведенные мотивы, действительно, исчерпывали интерес современного изучения его. Но это предпочтение не рушится и не слабеет, потому что изучение юридических определений древнего Рима необходимо для современного юриста еще по другому, очень важному обстоятельству. Обыкновенно это обстоятельство не сознается с достаточной отчетливостью, но уже давно ему принадлежит важное влияние на ход нашей науки. Оно заключается в следующем: изучение римского права составляет форму, в которой зародилась и из которой должна развиться в будущем общая наука о гражданском праве.

Деление лиц по состоянию свободы. Правовое положение вольноотпущенников.

Вольноотпущенники (libertini) представляли категорию лиц свободного состояния, но отличавшуюся в своих правах от полноценных римских граждан; в этом смысле они противопоставлялись свободнорожденным. Положение вольноотпущенников различалось в зависимости от условий (источника) их прежнего рабского состояния. Те, кто отпускались из рабства, связанного с военным пленом (i.e. кто ранее был “врагом римского народа”), никогда не могли приобрести прав римского или латинского гражданства; особыми условиями было обставлено и освобождение из рабства приговоренных преступников и осужденных заочно- Только отпущенные на свободу в самом Риме считались римскими гражданами (cives Romani), но не полноправными Отпущение из рабства прежних римских граждан не создавало специальной ситуации: они вполне восстанавливали прежний статус, если в период рабского состояния не совершали преступлений и иных постыдных дел.
В сфере публичного права вольноотпущенники навсегда подвергались ограничениям в занятии государственных должностей: они не могли быть магистратами, избираться в судьи и т.п. В сфере частного права вольноотпущенники не признавались вполне самостоятельными и должны были до конца своей жизни подвергаться патронату прежнего господина. Обязанности, вытекавшие из условий требовательного патроната, предполагали, что:
а) вольноотпущенник обязуется оказывать прежнему господину всемерное уважение, не может возбуждать против него позорящий иск и вообще возбуждать иски невещного свойства; б) вольноотпущенник обязан оказывать прежнему патрону материальное вспомоществование, вплоть до специально устанавливаемого алиментарного содержания в случае хронической нужды патрона; в) патрон имеет некоторые наследственные права на имущество вольноотпущенника; г) вольноотпущенник обязуется оказывать патрону житейские, ремесленные и т.п. услуги без вознаграждения и без заключения правовых обязательств- Нарушение вольноотпущенником обязанностей почтительности и алиментарного вспомоществования патрону в случае особой признанной “неблагодарности” и т.п. могло дать основание для возвращения отпущенника в рабское состояние прежнему господину — по решению магистрата либо органа, санкционировавшего ранее отпуск на волю.
Вольноотпущенники никогда не могли достичь высшего сословного положения среди римских граждан. Только верховной государственной властью они могли быть пожалованы во всадническое сословие (соответственно своему имущественному состоянию), однако сенаторское сословие или жреческое (в языческую эпоху) было для них закрыто полностью.
Положение вольноотпущенников наиболее показательно свидетельствует, что одного состояния свободы было недостаточно, чтобы стать полноправным и ничем в своих частных правах не ограниченным субъектом цивильного римского права. Необходимо было обладать еще особым качеством — быть лицом “своего права”, что определялось другими правовыми условиями.

Опека и попечительство.

Опека — правовой режим, при котором опекун наделяется правом принимать решения за опекаемого и в его интересах.

В большинстве случаев опека устанавливалась над малолетними гражданами независимо от пола. Опекунство устанавливалось в связи с возрастом лица, состоянием здоровья, а также по другим причинам.

Опекунство над лицами мужского пола продолжалось до достижения ими возраста 14 лет, а над лицами женского пола — 12 лет.

Выделялись три формы опеки:

1) обязательная опека — опека домовладыки членов своей семьи и подвластных;

2) завещательная опека — устанавливалась по завещанию главы семейства в отношении наследника;

3) наставленная опека — назначение опекуна по решению магистрата в отношении лиц, которым необходима опека.

Опека представляла собой публичную повинность. Опекун мог отказаться от осуществления опеки только при наличии уважительных причин (таких как неграмотность, возраст более 70 лет и т. д.). Запрещалось осуществлять одному лицу опеку более чем над тремя лицами.

Глава 6. Древний Рим

Опека устанавливалась в отношении несовершеннолетних и женщин. Опекунство над женщиной было постоянным и не зависело от достижения какого-либо возраста. При этом опека устанавливалась как в отношении замужней, так и в отношении незамужней женщины. Однако в отношении замужней женщины опека осуществлялась по ее личному желанию.

Попечительство — вид законной опеки, который устанавливается только по решению властей в отношении сумасшедших, безумных и расточителей.

Магистрат исследовал психическое состояние и социальное поведение определенного лица и при положительном результате выносил решение об установлении над этим лицом попечительства. Безумные могли быть признаны полностью недееспособными, и тогда на попечителя возлагалась обязанность по ведению дел в отношении опекаемого. Но при наличии определенных светлых промежутков действия опекаемого, совершаемые в данные промежутки, могли иметь юридическую силу.

Расточители являлись ограниченно дееспособными, в связи с чем над ними устанавливалось попечительство. Они не могли совершать сделки отчуждения или заключать обязательства личного характера, но сохраняли право на приобретение имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и др.

Опекунами и попечителями не могли быть: несовершеннолетние, лица, не являющиеся гражданами Рима, расточители, безумные, глухие, немые, нездоровые, рабы, женщины, солдаты и др.

Основания прекращения опеки и попечительства: исчезновение обстоятельств для продолжения опеки или попечительства, а также со смерть опекуна или попечителя.

Указанные основания не распространялись на женщин.

Характеристика эмфитевзиса

Эмфитевзис — долгосрочная наследственная аренда земли. Защищался эмфитевзис как право собственности, но по аналогии.

В случае отчуждения земельного участка эмфитевт обязан был предупредить об этом собственника земельного участка.

За пользование земельным участком эмфитевт платил собственнику арендную плату, а также выплачивал земельный налог в государственную казну. Просрочка арендной платы в течение трех лет приводила к утрате эмфитевзиса.

Эмфитевзис включал в себя:

1) право пользования чужим земельным участком;

2) право на сбор с него плодов и урожая;

3) право залога;

4) право отчуждения земли;

5) право передачи земельного участка по наследству;

6) обязанность субъекта эмфитевзиса предупреждать собственника земли о предполагаемом отчуждении эмфитевзиса;

7) обязанность уплаты арендной платы и внесения государственного земельного налога, причем невнесение арендной платы в течение 3 лет приводило к прекращению эмфитевзиса. Для защиты эмфитевзиса применялись те же иски, что и для защиты права собственности, но в форме исков по аналогии (actiones utiles).

Характеристика суперфиция.

Суперфиций — аналогичное с эмфитевзи-сом вещное, отчуждаемое, передаваемое по наследству право возведения строения на чужом городском участке за счет субъекта супер-фиция и право пользования этим строением.

При этом право собственности на строение принадлежало не субъекту суперфиция, а собственнику земельного участка по правилу: «строение следует за землей, связано с землей» (superficies solo cedit).

Суперфиций включал в себя право:

1) пользования строением;

2) залога строения;

3) отчуждения строения;

4) передачи строения по наследству.

Защита суперфиций:

1) преторский интердикт (interdictum de superficie), предназначенный для охраны от третьих лиц;

2) actio de superficie, который предъявлялся в случае утраты владения зданием или иным строением.

Периодизация римского частного права. Соотношение с периодизацией истории римского государства.

Т.к. право всегда тесно связано с гос-вом возникновение и развитие РП нельзя рассматривать в отрыве от истории развития римс.гос-ва. Предклассический ( с 3-го века до н э до нач 1-го века н э). Издаются з-ны, развивающие отдельные институты РП (наследственное право, сервитуты, деликты) и появл-ся новые институты (судопроизводство). Появл-ся нов.способы созд-я правовых норм (формулы претора – претор давал указания судье как решить спор, если данный вопрос не был урегулирован правом, в связи с этим легисакционный процесс преображается в формулярный; появл-ся эдикты претора, кот содержали опр-ю совокупность формул претора) Классический (1-3 века н э). среди источников появл-ся сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Получил законченный вид формулярный прцесс, в конце периода появл-ся экстраординарный процесс. Постклассический (4-6 век н э). предпринимаются попытки кодификации права. В конце периода созд-ся кодификация императора Юстиниана.



admin