Периодические платежи

Гражданам, обращавшимся в суд за разрешением споров материального характера, известно, что после вступления в законную силу судебного постановления следует получить исполнительный документ, который необходимо представить в службу судебных приставов по месту нахождения должника с соответствующим заявлением. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства и приступает к совершению исполнительных действий и (или) применению мер принудительного исполнения.

Вместе с тем, статья 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федерального закона «Об исполнительном производстве») предусматривает возможность обращения взыскателя с исполнительным документом, минуя службу судебных приставов, непосредственно в организацию или к другому лицу, выплачивающим должнику периодические доходы.

Предлагаем подробнее изучить данную норму закона с тем, чтобы в нужной ситуации правильно воспользоваться своими правами.

Итак, частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. Одновременно с исполнительным документом необходимо представить заявление со сведениями о взыскателе и информацией, необходимой для перечисления денег.

В случае с взысканием единовременной денежной суммы, не превышающей ста тысяч рублей, все понятно и очевидно: имеется на руках исполнительный документ о взыскании с должника указанной суммы — обращайся к его работодателю, в пенсионный фонд, иные организации, выплачивающие ответчику зарплату, пенсию и др.

В ситуации с исполнением обязательств по взысканию периодических платежей необходимо иметь в виду следующее.

К исполнительным документам о взыскании периодических платежей относятся исполнительные документы, содержащие требования и обязанности периодической уплаты должником сумм, а именно о взыскании с должника установленных (в конкретном размере или в процентном отношении) сумм с определенной периодичностью или по определенному графику (например, исполнительные документы о ежемесячном взыскании алиментов на несовершеннолетних детей; о ежемесячном взыскании пожизненной ренты; о ежемесячном взыскании платежей в возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего; о ежемесячном взыскании страховой суммы; о взыскании согласно установленному графику определенных сумм в счет исполнения обязательства должника).

Учитывая характер содержащихся в исполнительном документе требований к должнику и его обязанностей, к исполнительным документам о взыскании периодических платежей не могут относиться исполнительные документы, в которых содержатся требования и обязанности единовременной уплаты должником сумм, относящихся к категории периодических платежей (например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов в твердой сумме, уплачиваемой единовременно, или исполнительные листы о единовременном взыскании алиментов с лица, выезжающего на постоянное жительство в иностранное государство; исполнительные листы о присуждении единовременно платежей в возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего; исполнительные листы о взыскании единовременно страховой суммы; исполнительные листы о взыскании единовременно определенной суммы в счет исполнения обязательства должника).

Обратите внимание, что единовременный характер требований к должнику и его обязанностей, указанных в исполнительном документе, не может измениться на периодический, даже в том случае, когда взыскание сумм во исполнение этих требований и обязанностей осуществляется за счет периодически получаемых должником доходов (заработной платы, пенсии и других).

Соответственно, исполнение исполнительного документа о единовременном взыскании с должника денежных средств за счет периодически получаемых должником доходов (заработной платы, пенсии и других) не может послужить основанием для того, чтобы приравнять его к исполнительным документам о взыскании периодических платежей.

Направление взыскателем исполнительного документа о единовременном взыскании с должника денежных средств, превышающих в сумме сто тысяч рублей, в организацию или другому лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, не относится ни к одному из случаев, предусмотренных в части 1 статьи 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Частью 3 ст.98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Неисполнение организацией или иным лицом, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, требований исполнительного документа полученного от взыскателя, в соответствии с частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Ваше средство аутентификации:

Теперь входить в интернет-банк можно ещё быстрее! Авторизация с помощью ID-карты стала удобнее. Вы можете опробовать эту возможность одним из первых. Инструкции по пользованию ID-картой можно найти .

Войти

Спасибо!

Надеемся, что интернет-банк оправдал Ваши ожидания. Если у Вас есть замечания или предложения, пожалуйста, направляйте их по адресу info@swedbank.lt

Для обеспечения безопасного выхода из интернет банка просим Вас закрыть окно браузера! Группа Swedbank использует файлы cookie, чтобы предоставить пользователям более персонализированный опыт обслуживания, а также с целью маркетинга, для отображения информации, которая может представлять для Вас интерес. Если Вы даёте своё согласие, нажмите «Да, согласен(-на)».

Обращаем Ваше внимание на то, что Группа Swedbank также использует файлы cookie для обеспечения функциональности сайта. Свои предпочтения относительно файлов cookie можно изменить, поменяв настройки используемого устройства и удалив сохранённые файлы cookie. Для получения более подробной информации ознакомьтесь с нашей политикой использования файлов cookie.

Алименты – это обязательные периодические платежи, установленные судом или соглашением сторон на основании закона, выплачиваемые совершеннолетним членом семьи в пользу своего супруга, родителей, иных лиц, в процентном отношении к доходу плательщика или в твердой денежной сумме, на содержание детей, супруга, бывшего супруга, родителей, иных лиц.

Алименты делятся на виды:

– по адресату получения, т. е. лицам, на содержание которых они присуждены (дети, супруги, родители, иные лица);

– по способу начисления – в процентном отношении к доходам плательщика, в твердой денежной сумме, в процентном отношении к доходам плательщика и частично в твердой денежной сумме.

По способу начисления алименты всех трех видов могут присутствовать в институте выплаты на содержание детей. Однако на практике алименты, размер которых рассчитывается в процентном отношении к доходам плательщика и частично в твердой денежной сумме одновременно, применяются редко. По всей вероятности, это связано с тем, что данный вид алиментов является сравнительно новым и до 1996 г. не был предусмотрен семейным законодательством. Кроме того, взыскание этого вида алиментов невозможно в порядке приказного (упрощенного) судопроизводства, поэтому правоприменительная практика идет по традиционному пути выплаты алиментов в процентном отношении.

Действующее законодательство предусматривает следующий размер алиментов, подлежащих взысканию:

– на одного ребенка – 74 часть заработка и иных доходов родителя ежемесячно;

– на двух детей – 73 часть заработка и иных доходов родителя ежемесячно;

– на трех и более детей – / часть заработка и иных доходов родителя ежемесячно.

Данный вид алиментов может взыскиваться судом в порядке приказного (упрощенного) судопроизводства, т. е. без проведения судебного заседания, исследования доказательств, путем вынесения приказа о взыскании алиментов, который служит одновременно судебным решением и исполнительным документом.

Алименты в твердой денежной сумме взыскиваются судом только в порядке искового производства, так как такой вид взыскания сам по себе предполагает наличие спора о праве и требует проверки в судебном заседании доказательств, представленных заявителем, а также ряда обстоятельств:

– наличия у должника возможно сти выплачивать алименты в требуемой сумме;

– нуждаемости ребенка в алиментах именно такого размера, который требует истец;

– соблюдения условий для взыскания алиментов в твердой денежной сумме (или в процентном отношении и твердой денежной сумме), предусмотренных ст.

83 СКРФ.

Так, родитель, обязанный уплачивать алименты, должен иметь нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо получать заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо у него должен отсутствовать заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон. Если при каждом из родителей остаются дети, то размер алиментов с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного родителя, определяется в твердой денежной сумме, взыскиваемой ежемесячно и определяемой судом, исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Материальное положение сторон, учитываемое при взыскании алиментов в твердой денежной сумме, включает размер заработков или иных доходов, получаемых родителем; наличие у него имущества, на которое может быть обращено взыскание по алиментным платежам; размеры обязательных платежей, которые должен производить родитель (средства, взыскиваемые на основании решения суда и иные средства, взыскиваемые в принудительном порядке), а также наличие у ребенка собственного дохода или заработка или имущества, приносящего доход.

Семейное положение родителя, уплачивающего алименты, определяется наличием у него других членов семьи, которым он по закону обязан предоставлять содержание и которые фактически находятся на его иждивении. Семейное положение ребенка на размер алиментов влияния не оказывает.

При выплате алиментов в твердой денежной сумме действует принцип максимального сохранения ребенку прежнего уровня жизни семьи, направленный на обеспечение защиты интересов ребенка после распада семьи. При решении вопроса о размере алиментов суд исходя из этого принципа может взыскать алименты в таком размере, чтобы ребенок мог сохранить прежний уровень жизни, который он имел до распада семьи, если материальное положение родителя, обязанного уплачивать алименты, позволяет это сделать. При этом суд руководствуется интересами и разумными потребностями ребенка, на которого уплачиваются алименты.

Зачет алиментных платежей возможен, если с каждым из родителей остаются несовершеннолетние дети, на которых родители обязаны уплачивать алименты.

Сначала суд определяет в твердой денежной сумме размер алиментов, подлежащих выплате каждым из родителей на содержание детей, остающихся у другого родителя. Затем производится зачет этих сумм и таким способом исчисляется размер алиментов, подлежащих выплате в твердой денежной сумме более обеспеченным родителем менее обеспеченному на содержание несовершеннолетних детей, проживающих с ним.

Как правило, на практике алименты в твердой денежной сумме на содержание детей взыскиваются с лиц, не имеющих работы, имеющих незначительный, нерегулярный или меняющийся доход (заработок), либо, напротив, имеющих настолько высокий доход, что взысканные суммы алиментов превышают разумные потребности ребенка. При этом надо учитывать, что суммы алиментов, взыскиваемые с лиц с незначительными доходами, не могут превышать эти доходы и должны взыскиваться в таком размере, чтобы у этих лиц оставались средства для удовлетворения своих жизненно важных потребностей. Как правило, на практике алименты с лиц, не имеющих заработков и (или) иных доходов или имеющих доходы в незначительном размере, взыскиваются в размере 1МРОТ, т. е. 720 руб. с 1 января 2005 г., 800 руб. с 1 сентября 2005 г. и 1100 руб. с 1 января 2006 г. на каждого ребенка ежемесячно. Данная практика исходит из того, что каждый трудоспособный гражданин в состоянии найти себе работу, чтобы выполнять свою обязанность по содержанию детей, а государством гарантирована заработная плата не менее 1 МРОТ.

При взыскании алиментов суд, а при заключении соглашения о добровольной уплате алиментов – стороны – должны учитывать, что согласно СК РФ обязанность содержания детей одинаково лежит на обоих родителях.

Требование о взыскании алиментов с родителя (родителей) на содержание несовершеннолетних детей могут предъявить:

– родитель, с которым проживают несовершеннолетние дети;

– опекун или попечитель детей;

– государственный орган, социальное учреждение, на попечении которого находятся дети;

– лица, в силу закона выступающие в интересах детей при предъявлении исков о лишении, ограничении родительских прав в суд (органы опеки и попечительства, прокурор и др.).

Требование о взыскании алиментов может быть заявлено родителем, с которым проживают дети, независимо от того, расторгнут ли брак с другим родителем и проживают ли они вместе или раздельно. Главным основанием для взыскания алиментов является факт неисполнения родителем (родителями) своих обязанностей по содержанию детей.

Требования о взыскании алиментов подсудны мировым судьям и рассматриваются как в исковом, так и в приказном (упрощенном) порядке.

Срок рассмотрения гражданского дела в суде о взыскании алиментов составляет один месяц, или 30 дней, с момента поступления дела в суд.

При рассмотрении дела о взыскании алиментов подлежат установлению следующие обстоятельства:

– наличие несовершеннолетних детей, что подтверждается надлежаще заверенными копиями свидетельств о рождении детей, о заключении или расторжении брака, об установлении отцовства (если ребенок рожден вне брака);

– наличие заработка и (или) иных доходов у родителей, что подтверждается справкой о размере заработной платы за последний год с места работы или сведениями из налоговой инспекции;

– факт неисполнения родителем (родителями) своей обязанности по содержанию детей, равно как и отсутствие соглашения родителей о выплате алиментов;

– наличие у ответчика (должника) других несовершеннолетних детей и иных алиментных обязательств (данное обстоятельство связано с тем, что алименты не могут взыскиваться в размере большем, превышающем Ч2часть доходов родителя).

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина по делам о взыскании алиментов уплачивается в доход федерального бюджета ответчиком в размере 100 руб. По нормам подп. 2 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истцы при подаче заявления о взыскании алиментов освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Решение о взыскании алиментов подлежит немедленному исполнению, т. е. сразу после вынесения решения исполнительный документ должен быть передан взыскателю или направлен в службу судебных приставов, на территории деятельности которой проживает ответчик.

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.

К сожалению, судебные постановления не всегда исполняются должниками добровольно. Для этого случая действующим законодательством предусмотрен порядок принудительного исполнения судебных решений на основании исполнительных листов.

Исполнительный лист – это исполнительный документ, изготовленный судом на специальном бланке, в котором отражается суть судебного решения.

Принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительный лист на принудительное исполнение необходимо направлять в установленный срок. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.

Взыскатель может указать в заявлении известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике и его имущественном положении.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником требований. По истечении данного срока с должника может быть взыскан исполнительский сбор, который по размеру не может быть менее 1 тыс. рублей для физического лица, и не менее 5 тыс. рублей для должника-организации, но обычно составляет 7 % от суммы долга.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства направляется взыскателю, должнику, а также в суд, выдавший исполнительный документ. Должнику судом может быть предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа. Для их предоставления он должен обратиться в суд. В период действия отсрочки меры принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель применить не вправе.

Судебный пристав-исполнитель может использовать различные меры принудительного исполнения, которые предусмотрены законодательством об исполнительном производстве. Из числа самых распространенных — это обратить взыскание на имущество и деньги должника и наложить на них арест.

В силу статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению.

Так, за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов может последовать административная ответственность по статье 17.8 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях с наказанием в виде штрафа для граждан в размере от 1 до 1,5 тыс.рублей; на должностных лиц — от 2 до 3 тыс. рублей.

Также должник может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статья 17.14 КоАП РФ — нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства.

За неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера предусмотрена административная ответственности статьей 17.15 КоАП РФ.

Однако не всегда принудительное исполнение судебных решений осуществляет служба судебных приставов. Например, статьей 9 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих сумму 100 тыс. рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

admin