Переселение из аварийного жилья собственников

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

Какие права есть у граждан — нанимателей муниципального жилья при сносе их дома?

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Чем отличается ветхое жилье от аварийного? И влияет ли эта разница на права граждан.

Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье». Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства. При этом аварийным жилье признается на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.

А какие вопросы чаще всего возникают при расселении муниципального жилья?

Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.

Что означает равнозначность?

Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2015 № 1-КГ15-10).

Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Следует понимать, что предоставление нового жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома является мерой компенсационного характера, в связи с чем, например, предоставление однокомнатной квартиры площадью 30 кв. м. взамен такой же, но находящейся в аварийном доме, семье из 4 и более человек является законным и обоснованным (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). Вместе с тем, предоставление нового жилья в указанной ситуации не лишает права семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и впоследствии претендовать на получение квартиры с большей площадью.

Какое жилье признается благоустроенным?

Степень благоустроенности определяется органами местного самоуправления применительно к условиям каждого конкретного населенного пункта и не всегда означает обязательное наличие центрального отопления или системы водоотведения. Например, согласно постановлению Главы ГО «город Якутск» от 02.03.2009 № 14 жилое помещение должно быть обеспечено электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением, а в газифицированных домах также и газоснабжением.

А какие ограничения по удалённости предоставляемого жилья?

Судебной практикой разделяются понятия «населенный пункт» и «муниципальное образование». Так, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село) (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014). Из вышеизложенного следует, что, например, гражданину, проживающему в с. Сегян-Кюель Кировского эвенского национального наслега Кобяйского района, в связи со сносом дома не может быть предоставлено жилье, находящееся в с. Батамай, входящего в состав указанного наслега, поскольку в таком случае ему было бы предоставлено жилое помещение за пределами населенного пункта. Вместе с тем, переселение граждан из одного района города в другой, пусть это и повлечет для них неудобства, не является противоречащим закону.

Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2017 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.

Законна ли отсрочка предоставления другого жилья?

Вероятно, под отсрочкой Вы подразумеваете случаи, когда дом признан аварийным в текущем году, а его расселение производится спустя несколько лет. Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, поэтому в таких случаях следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Но в любом случае представляется неправомерным проживание граждан в аварийном жилье на протяжении нескольких лет при условии, что органом местного самоуправления не принимается никаких мер по восстановлению прав данных граждан на надлежащие условия проживания. При указанных обстоятельствах возможна успешная защита прав в судебном порядке. Вместе с тем, следует учитывать, что один лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 2017 год).

Так, Нерюнгринский районный суд, отказывая в удовлетворении иска гр. К. о предоставлении ей другого жилья ввиду непригодности для проживания ныне занимаемого, исходил из того, что дом, в котором находится жилое помещение истца, хоть и признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ составляет 82 %, однако он включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Город Нерюнгри» PC (Я) на 2016-2022 годы», истец числится в списке граждан, подлежащих переселению в срок до 31.12.2019, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований во внеочередном порядке отсутствуют. С названной правовой позицией согласился и Верховный суд РС (Я).

Если же мы говорим о жилье, находящемся в собственности гражданина, то срок расселения аварийного дома устанавливается одновременно с его признанием аварийным. Данный срок законодательством также не определен. Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению других жилых помещений до наступления установленных сроков сноса и расселения жильцов допустимо, если занимаемое жилое помещение создает непосредственную угрозу для проживающих и грозит обвалом на момент рассмотрения дела (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2018 года).

Вправе ли орган местного самоуправления делегировать застройщику свою обязанность по расселению нанимателей жилого дома, подпадающего под застройку?

Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.

В каком порядке происходит переселение граждан из жилья, находящегося в их собственности?

Вопросы переселения граждан, проживающих в находящихся в их собственности жилых помещениях имеют определенную специфику.

Так, ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает два способа обеспечения прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах: изъятие земельного участка вместе с находящимся на нем жилым помещением для государственных или муниципальных нужд с предоставлением либо денежного возмещения исходя из стоимости изъятого, либо другого, равноценного жилого помещения.

При этом процедура изъятия жилья вместе с земельным участком включает в себя несколько этапов (направление собственникам требований о сносе аварийного дома, принятие решения об изъятии, заключение с собственниками соглашений о таком изъятии).

Возможно ли признание аварийными частных домов?

Жилищный кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Вместе с тем, признание частного дома непригодным к проживанию влечет обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилищных прав проживающих в нем граждан.

Какие проблемы наиболее часто возникают при восстановлении прав собственников аварийного жилья?

Наиболее часто в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с размером возмещения за изъятое жилье и обязанностью переселенных в новые жилые помещения граждан осуществить доплату за предоставление жилья большей площади, чем ранее занимаемые.

Как определяется размер возмещения?

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением местапроживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость жилого помещения зависит, в том числе, от места расположения земельного участка, т.е., например, очевидно, что жилые помещения, расположенные в г. Якутске, как правило, имеют более высокую стоимость, чем находящиеся в районах республики, а расположенное в центре города жилье стоит дороже, чем находящееся на периферии того же населенного пункта.

Собственникам жилых помещений следует понимать, что с одной стороны изъятие у них жилого помещения не допускается без заключения с ними соглашения, в котором должны быть определены условия такого изъятия, в том числе способ возмещения, но с другой стороны жилищное законодательство прямо предусматривает возможность принудительного изъятия жилья у граждан в судебном порядке.

Обязаны ли граждане осуществлять доплату?

В части вопросов о необходимости граждан осуществить доплату за предоставленное жилье соразмерно увеличившейся по сравнению с ранее занимаемым жилым помещением площади до недавних пор суды общей юрисдикции неизменно удовлетворяли иски органов местного самоуправления с такими требованиями, обязывая граждан уплатить в местный бюджет значительные для них суммы, вплоть до миллиона рублей.

Между тем, в определении от 11.06.2019 по делу № 1-КГ19-9 Верховный Суд РФ, отменяя апелляционное определение Архангельского областного суда от 06.08.2018, выразил противоположную правовую позицию. Так, высшим судебным органом указано, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность граждан оплачивать разницу в стоимости предоставленного и изъятого жилого помещения. Кроме того, региональная адресная программа переселения из аварийного жилья, во исполнение мероприятий которой истцы были переселены в новое жилое помещение,в качестве источников финансирования предусматривает средства ГК – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного и местного бюджетов, но не средства граждан.

Верховный суд РФ запретил брать доплату с переселенцев из аварийных домов: возмещение гражданами разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилья не предусмотрено ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой.

Суть дела

До высшей инстанции дошёл спор жителей Архангельской области с местными властями. Заявителей обязали внести доплату за квартиру, в которую истцы должны были переехать из аварийного жилья. Своё требование чиновники объяснили разницей рыночной стоимости между новой и ветхой недвижимостью.

Согласно материалам дела, администрация сочла, что многоквартирный дом, в котором проживали заявители, необходимо снести, поскольку он признан аварийным. В связи с чем стороны заключили договор об изъятии старой квартиры и предоставлении нового жилья. В этом же документе администрация прописала обязанность переселенцев доплатить примерно два миллиона рублей — разницу между рыночной стоимостью предоставляемого и изымаемого жилого помещения.

Собственники выразили несогласие с доплатой и оспорили данное требование договора в суде и даже получили поддержку при разбирательстве в первой инстанции. Суд указал, что, поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу, а истцами избран способ обеспечения своих прав путем предоставления нового жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования администрации о выплате разницы в цене являются незаконными. В связи с чем районный суд обязал власти предоставить истцам жилые помещения.

Однако апелляционная инстанция отменила это решение, сославшись на нормы жилищного законодательства об обязанности оплатить разницу в цене: при отсутствии соглашения сторон и в случае предоставления жилого помещения стоимостью выше выкупной цены. Областной суд счёл, что раз заявители не согласились с формулировками договора, значит стороны не достигли согласия об условиях изъятия у них недвижимости и предоставления новой квартиры.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда с такой трактовкой законов не согласилась.

Позиция ВС

ВС напоминает, что в соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, а также повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства законодательство устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, указывает ВС.

Он напоминает свою правовую позицию, изложенную в обзоре судебной практики по делам о жилищных правах граждан от 29 апреля 2014 года: в случае если жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, то собственник помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилья в собственность либо его выкуп.

«При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав», — отмечает ВС.

Региональная же программа переселения регламентирует, что после 1 августа 2013 года оплата разницы по площади между расселяемым и получаемым жильем осуществляется за счет средств фонда и областного бюджета.

В случае если стоимость приобретаемого или строящегося жилого помещения превышает стоимость переселения, то оно оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального образования, на территории которого находится расселяемый многоквартирный дом, говорится в положениях программы.

Права переселенцев из аварийного жилья закреплены и в соответствующем кодексе, нормы которого также определяют, что собственники получают либо новое жилье, либо выкуп за старую непригодную к жительству недвижимость.

«Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого», — подчёркивает ВС.

В связи с чем судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (определение №1-КГ19-9).

Алиса Фокс

Из ветхого – в новое

Ветхое жилье является одной из главных проблем Якутска. В аварийных домах проживает 4,69% горожан или 15713 человек. Мы поговорили с заместителем главы города Якутска по развитию территорий Евгением Григорьевым о работе по переселению жителей из аварийного жилья в 2020 году.

Количество аварийных домов

— Во второй этап переселения, который реализуется с 2019 по 2025 годы, попали дома, признанные аварийными с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года. Таких домов в Якутске — 166.

По словам Евгения Григорьева, в особом внимании нуждаются Строительный, Сайсарский, Промышленный округа, в которых наблюдается наибольшее количество ветхого жилья.

— Мы должны решить вопрос с 244 жилыми помещениями общей площадью 7737 квадратных метров. В этих помещениях проживает 733 человека. На исполнение выделено практически 669 миллионов рублей.

Квартира или деньги?

Жильцы аварийных домов, которые идут под снос, могут получить ключи от новой квартиры или компенсацию. Компенсации для собственников жилья и для тех, кто живет по договору социального найма, при расселении аварийного здания — разные. Так, наниматели имеют право получить равнозначное по площади жилое помещение. Собственникам выплачивается стоимость прежней квартиры.

— Соответственно, нам нужно решить: кому-то деньги, кому-то квартиру. В зависимости от статуса квартиры, если она муниципальная, то в любом случае — переселение в жилье, а если квартира находится в собственности, то, основываясь на 32 статье Жилищного кодекса, житель может выбрать компенсацию деньгами, что, собственно, некоторые и делают.

Снос ветхого жилья

Евгений Григорьев заявил, что в 2020 году на снос ветхого жилья в городе Якутске предусмотрено 14 миллионов рублей.

— Эти средства будут затрачены на снос аварийных домов, которые уже расселены в рамках первого этапа. У нас заключены договора долевого участия, на этапе этого года 95 квартир, 60 квартир приобретены у застройщиков в строящихся домах, а также планируется приобретение 27 жилых помещений на столичном рынке.

Рост цен на квартиры

Заместитель главы Якутска также отметил, что существует проблема роста цен на квартиры в Якутске.

— Дальневосточная ипотека подстегнула очень сильный спрос на рынке, а при наличии спроса повышается цена. Поэтому сегодня большой проблемой является то, что даже при наличии квартир на рынке среднерыночная стоимость квадратного метра по городу составляет 95 тысяч рублей, тогда как у нас по программе по городу Якутску сумма за квадратный метр в районе 77 тысяч рублей. Очевидно, что эта разница в цене по программе и на рынке не способствует тому, чтобы застройщики работали над программами.

Более 5 тысяч жителей переедут до 2025 года

Ранее глава города Сардана Авксентьева сообщала, что, благодаря федеральной программе переселения из ветхого и аварийного жилья, 5160 жителей улучшат свои жилищные условия до 2025 года. За это время планируется переселить людей из 165 аварийных домов. Общая переселяемая площадь составит 63,5 тысячи квадратных метров или 1834 квартиры.

Статистика 2019 года

В 2019 году в Якутске по программе переселения граждан из аварийного жилья расселены 39 жилых помещений, в которых проживало 120 человек, собственники которых получили денежное возмещение за изымаемые жилые помещения.

По муниципальной подпрограмме переселения расселено 77 жилых помещений, в которых проживало 216 человек.

Отметим, что с 2019 года в Якутске признали аварийными около 300 жилых домов, в то время как за предыдущие пять лет — 135. Такое расширение перечня ветхих зданий необходимо для того, чтобы город был готов к третьему этапу программы переселения или к другим федеральным программам, которые могут быть приняты.

На заметку:

С информацией о домах, включенных в вышеуказанную программу, можно ознакомиться на официальном сайте Якутск.рф в разделе «Горожанам» — «Городские списки» или на сайте Департамента жилищных отношений в разделе «Отдел переселения».

Вопрос переселения жителей многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после 1 января 2017 года, будет решаться после завершения этапа реализации мероприятий вышеуказанной программы после 1 сентября 2017 года.

Подробную информацию о порядке признания дома аварийным можно получить в отделе учета жилищного фонда Департамента жилищных отношений города Якутска по номеру: 22-60-49.

Городская газета «Эхо столицы»

На капремонте депутаты остановились особо. Ранее, напомним, широкий общественный резонанс вызвала информация ряда СМИ о том, что ремонт ветхих домов жильцы оплатят из своего кармана. Информация эта не подтвердилась. Минстрою пришлось заверять, что взносы на капремонт повышены не будут. На пленарном заседании замглавы Минстроя Татьяна Костарева еще раз заверила, что законопроект не содержит предпосылок для повышения взносов. На самом деле, в сфере финансирования не планируется никакой «революции» — будут использованы средства Фонда капремонта с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

На что же направлены нововведения для ветхого фонда? Главная цель — «продление жизни» тех домов, которые еще не стали аварийными, но уже сейчас изношены более, чем на 70%. Это и есть ветхое жилье — в законодательстве впервые фиксируется такой термин, а также критерии отнесения к такому фонду. Чтобы эти дома не переходили в аварийные, предстоит доводить их конструктивные элементы до нормативного состояния, объяснил замглавы комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.

Чтобы понять, что именно надо «доводить до нормы», внедрят новый механизм. Региональные власти получат право определять основания и порядок отнесения дома к ветхому фонду. Такие дома регион сможет выделить в отдельную подпрограмму в общей программе капремонта. Это положение дает маневр региональному руководству, которое сможет подходить к ветхим домам с особой «меркой» — например, включать их в приоритетный график капремонта, чтобы они преждевременно не перешли в разряд аварийных. Индивидуальный подход также позволит ремонтировать именно то, что нужно и по особым правилам. Ведь еще несколько лет — и такой ветхий дом все равно, вероятно, сносить. Как пояснили в Фонде ЖКХ, проведение комплексных работ в домах с высокой степенью износа — это экономически нецелесообразно.

Активную дискуссию на заседании вызвали положение законопроекта, касающегося переселения из аварийного фонда.

Начнем с того, что все действующие механизмы по расселению сохраняются. Они себя зарекомендовали: почти миллион жителей нашей страны улучшили свои жилищные условия, пояснил первый зампредседателя профильного комитета Сергей Пахомов. При этом решено конкретизировать уже действующие нормы, чтобы они заработали более эффективно. Сейчас аварийными и подлежащими сносу дома признают органы госвласти. В законопроекте этими полномочиям и наделяются как федеральные органы власти, так и региональные, а также органы местного самоуправления. Устанавливаются четкие критерии отнесения жилья к аварийному, подчеркнули в Минстрое. Это помешает чиновникам затягивать с признанием домов таковыми, что сейчас происходит нередко. Например, если сносить дом не очень выгодно.

Депутаты предложили «подкрепить» это положение введением ответственности для чиновников. В профильном ведомстве эту идею не поддерживают. На такие случаи должны реагировать органы прокуратуры, заметила Костарева.

Устанавливаются четкие критерии отнесения жилья к аварийному

Долго обсуждали и другое положение законопроекта. А именно то, что размер возмещения за изымаемое жилое помещение рассчитывается в порядке, установленном правительством РФ. Ко второму чтению необходимо прописать в законопроекте, что изъятие помещений для госнужд должно происходить только с предварительным равноценным возмещением, заявил от жилищного комитета Павел Качкаев. Кроме того, необходимо еще до принятия документа определиться с методикой определений выкупной цены земельного участка, заявили депутаты. Чтобы граждане были уверены, что компенсацию не занизят.

Эту проблему комитет предлагает во многом решить, приняв дополнительный законопроект, который был внесен недавно. Предлагается запретить принимать решение о признании дома аварийным, если участок под ним не поставлен на кадастровый учет. Земля действительно должна обязательно учитываться в компенсации, поддержали в Минстрое.

Важная новелла — собственникам квартир в аварийных или подлежащих реконструкции домах предоставляется временное жилье из маневренного фонда. Срок — до завершения работ или выплаты им компенсации на покупку новой жилплощади, но не дольше, чем на два года. Этой нормой депутаты тоже не совсем довольны. По мнению профильного комитета, из законопроекта неясно, предоставляется ли данное жилье в связи с угрозой жизни и здоровью граждан в случае их дальнейшего проживания в аварийном доме. Кроме того, двухгодичный срок, отметили в комитете представляется необоснованным.

Другие нормы законопроекта возражений не вызвали. Региональные власти получат право установить меры поддержки собственников квартир в аварийных домах. Как ранее пояснял премьер-министр Дмитрий Медведев, это может быть субсидия, которая покроет часть расходов на ипотеку, и другие механизмы на выбор региона. Однако сделано это будет при условии, что жилье в подлежащем сносу доме является у гражданина единственным, уточнили в Минстрое.

И, наконец, еще одно положение помешает сносить дома ради передачи земли под исключительно коммерческую застройку. Для этого закрепляется принцип целевого использования земли — только под жилищную застройку или под строительство социальной инфраструктуры. Также возможно создание маневренного фонда для временного отселения. Этой нормой депутаты не совсем довольны. По мнению профильного комитета, из законопроекта неясно, предоставляется ли данное жилье в связи с угрозой жизни и здоровью граждан в случае их дальнейшего проживания в аварийном доме. Ко второму чтению законопроект будет доработан.

admin