Переоформление санитарно эпидемиологического заключения

Когда требуется санитарно-эпидемиологическое заключение

Санитарно-эпидемиологическое заключение — это документ, свидетельствующий о том, что выполняемые работы/услуги либо здания, сооружения, оборудование, транспорт, проектная документация соответствуют санитарным нормам и правилам.

Порядок и условия его выдачи регулируются следующими нормативными актами и письмами:

  1. Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
  2. Административным регламентом, утв. приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775 (далее — Административный регламент).
  3. Письмом Роспотребнадзора «Об оформлении санитарно-эпидемиологических заключений» от 26.04.2013 № 01/4900-13-32.

Получение заключения СЭС требуется в следующих случаях, регламентированных законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ, а именно (список исчерпывающий):

  1. На водный объект, используемый в питьевых и лечебных целях (ст. 18).
  2. На атмосферный воздух в помещениях, вблизи предприятий, промышленных производств и пр. (ст. 20).
  3. На обстановку при деятельности, связанной с биологическими веществами, микроорганизмами, а также на условия работы в области генной инженерии (ст. 26).
  4. На обстановку и условия работы с использованием машин, аппаратов, оборудования, которые являются источниками производства шума (ст. 27).
  5. На условия, в которых отдыхают, воспитываются, пребывают дети (ст. 28).
  6. На здания, строения, сооружения при осуществлении определенных видов деятельности (ст. 40).

До 2010 года необходимо было оформление заключений на товары и продукцию, однако решением комиссии Таможенного союза ЕЭС от 28.05.2010 № 299 это правило отменено.

Вам также может пригодиться материал КонсультантПлюс «Как получить санитарно-эпидемиологическое заключение». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Бланки заявлений на переоформление санитарно-эпидемиологического заключения и выдачу нового заключения

Необходимые бланки заявлений на выдачу и переоформление заключения СЭС содержатся в приложении 3 к Административному регламенту.

Указанное заявление должно отражать следующие сведения:

  1. Наименование предприятия либо предпринимателя.
  2. Адрес местонахождения.
  3. ИНН.
  4. ОГРН.
  5. Фактическое место осуществления деятельности, работ.
  6. Данные контактного лица.
  7. Наименование выполняемых работ.
  8. Список прикладываемых к заявлению документов.
  9. Подпись, данные заявителя с проставлением печати, если таковая имеется.

Помимо указанных сведений, сотрудник Роспотребнадзора ставит на заявлении свою подпись, а также дату и номер регистрации заявления в журнале.

Скачать образец заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения можно, пройдя по ссылке: Заявление на получение санитарно-эпидемиологического заключения — бланк.

Заявление на переоформление заключения СЭС содержит следующие сведения:

  1. Наименование предприятия либо предпринимателя.
  2. Адрес местонахождения.
  3. ИНН, ОГРН.
  4. Фактическое место осуществления деятельности, работ.
  5. Данные контактного лица.
  6. Реквизиты ранее выданного заключения.
  7. Причины, указывающие на необходимость переоформления.
  8. Наименование выполняемых работ.
  9. Список прикладываемых к заявлению документов.
  10. Подпись, данные заявителя с проставлением печати, если таковая имеется.
  11. Подпись сотрудника Роспотребнадзора на заявлении, а также дату и номер регистрации заявления в журнале.

Скачать бланк можно, пройдя по ссылке: Заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения.

Документы на переоформление (получение) заключения СЭС

В соответствии с условиями, изложенными в п. 18 Административного регламента, при необходимости оформления заключения СЭС требуется представить в территориальный орган Роспотребнадзора следующий пакет документов:

  1. Заявление. Оно подается в строго регламентированной форме с указанием всех достоверных сведений о заявителе.
  2. Документы, свидетельствующие о результатах санитарно-эпидемиологических исследований и экспертиз, оформленные в надлежащем порядке.

Для переоформления уже выданного документа необходимо приложить следующий пакет документации:

  1. Заявление с указанием причины переоформления документа. Указанное заявление также имеет унифицированную форму.
  2. Оригинал оформленного и ранее выданного заключения СЭС.

Срок рассмотрения документов на выдачу заключения не должен превышать 30 дней. А для переоформления ранее выданного документа этот срок не может быть более 7 дней с момента получения соответствующего заявления (п. 16 Административного регламента). О получении заключения читайте в статье Получаем санитарно-эпидемиологическое заключение. Здесь лишь отметим, что с 21.05.2018 существует возможность получения СЭЗ в электронном виде через форму, размещенную на сайте Роспотребнадзора.

Рассмотрение заявления на выдачу заключения СЭС и оформление заключения госпошлиной не облагаются. Оплачиваются только исследования, которые производятся с целью выдачи заключения (см. методику, утв. приказом Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).

***

Заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения представляет собой документ определенной формы, на основании которого выдается заключение СЭС. Заявление подается в территориальный отдел Роспотребнадзора за подписью руководителя предприятия.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Сроки выдачи санитарно-эпидемиологического заключения и совершения других юридически значимых действий Роспотребнадзором

Один предприниматель обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы с жалобой на Роспотребнадзор

провели экспертизу за 1 месяц, а санитарно-эпидемиологическое заключение для лицензирования медицинской деятельности выдали спустя 3 месяца. Все это время он не мог даже документы подать на лицензирование, не говоря уже об осуществлении медицинской деятельности. В существующей практике лицензирования люди годами не могут получить лицензию и начать деятельность, что, безусловно, является препятствием – административным барьером, поэтому соблюдение сроков юридически значимых действий со стороны чиновников является принципиальным моментом.

Наши комментарии:

Предусмотренные ст. 34 Конституции РФ (2) право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности и право заниматься отдельными видами деятельности на основании специального разрешения (лицензии) (часть 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ (1)) могут быть ограничены лишь федеральным законом.

В соответствии со ст. 15 закона о конкуренции (14) органам власти запрещается осуществлять действия (бездействие), ограничивающие конкуренцию, выражающиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В соответствии со ст. 9 Закона о лицензировании (5):

«К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.»

В соответствии с п.2 ст. 40 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (6):

«Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления медицинской деятельности.»

В соответствии с пп.ж) п.7 Положения о лицензировании медицинской деятельности (3) для получении лицензии соискатель представляет копию санитарно-эпидемиологического заключения.

В соответствии со ст. 52 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (6) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия.

В соответствии с п.1 ст. 51 указанного закона Главные государственные санитарные врачи наделяются следующими полномочиями:

«3) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 настоящего Федерального закона;

4) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:

проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона».

В соответствии с п.1 ст. 42 указанного закона санитарно-эпидемиологические экспертизы проводятся в целях установления соответствия (несоответствия) объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг, предусмотренных статьями 12 и 13, 15 — 28, 40 и 41 настоящего Федерального закона, санитарным правилам.

В соответствии со ст. 42 указанного закона:

«2. На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 51 настоящего Федерального закона даются санитарно-эпидемиологические заключения.

3. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор».

В соответствии со ст. 44 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (6) государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с типовым положением, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ (7) территориальный орган Роспотребнадзора осуществляет:

«8.15. подготовку и выдачу санитарно-эпидемиологических заключений по вопросам осуществления надзора в пределах своей компетенции на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, анализов, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок».

В соответствии с п.2 административного регламента, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ (8) исполнение государственной функции по надзору в установленной сфере деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

В соответствии с п.6 указанного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области соблюдения правил выполнения работ, оказания услуг, является акт проверки соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области соблюдения правил выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с п.7 указанного регламента административные процедуры осуществления надзора в установленной сфере деятельности включают в себя надзор за выполнением требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п.7.1 указанного регламента мероприятия по надзору в установленной сфере деятельности осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке. Порядок организации и проведения мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности, в том числе сроки проведения таких мероприятий, регулируются положениями главы II Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

В соответствии с п.3 ст.7 закона №134-ФЗ (11) продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ утратил силу с 1 мая 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, главой II которого установлен порядок организации и проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю.

В соответствии с п.11 ст.9 закона №294-ФЗ (12) плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1 ст.12 закона №294-ФЗ (12) предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

В соответствии со ст.13 закона №294-ФЗ (12) срок проведения выездной проверки, не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

В соответствии со ст.16 закона №294-ФЗ (12) по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора, проводящими проверку, составляется акт. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

В соответствии с п.7.4 административного регламента, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ (8) в план проведения мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности могут вноситься изменения, необходимость которых определяется созданием новых, ликвидацией действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п.7.8 указанного регламента в распоряжении руководителя (заместителя руководителя) Службы, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы о проведении проверки указываются сроки проведения мероприятий по надзору. В соответствии с п.7.10 указанные лица не вправе превышать установленные сроки проведения мероприятия по надзору.

В соответствии с п.7.11. в рамках мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности осуществляются:

визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта обязательным требованиям;

анализ документов и представленной информации;

анализ данных лабораторных, инструментальных исследований.

В соответствии с п.7.11.2. анализ документов и представленной информации осуществляется в ходе проверки объекта.

В соответствии с п.7.11.3. исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся в случаях, когда обязательные требования к объекту надзора содержат показатели, оценка которых невозможна без проведения обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.

В соответствии с п.7.12. определение о назначении экспертизы и (или) предписание о проведении обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок вместе с актом об отборе образцов (проб) продукции для проведения их исследований (испытаний) направляются в центр гигиены и эпидемиологии либо другие учреждения, обеспечивающие деятельность Службы, ее территориальных органов, не позднее дня, следующего за днем выдачи соответствующего предписания. Экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, осуществляемые на основании определения о назначении экспертизы и (или) предписания, выполняются на безвозмездной основе.

В соответствии с п.7.13. по результатам мероприятий по надзору должностным лицом (должностными лицами) Службы или ее территориальных органов, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В случаях, когда отбор образцов (проб) продукции, обследование объектов окружающей среды осуществляются работниками учреждений, обеспечивающих деятельность Службы или ее территориальных органов, акт об отборе образцов (проб) продукции, взятых указанными лицами, вместе с заключениями о результатах проведенных исследований (испытаний) и экспертиз прилагается к акту, составляемому по результатам проведенного мероприятия по надзору, не позднее дня, следующего за днем получения названных материалов.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении в течение суток, которые приобщаются к экземпляру акта, остающемуся в деле территориального органа Службы.

Акт по результатам мероприятий по надзору и приложения представляются должностным лицом (руководителем проверяющей группы), осуществлявшим мероприятия по надзору, руководителю территориального органа Службы (или должностному лицу, им уполномоченному) в срок не позднее 3 рабочих дней после его подписания проверяемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

На последней странице акта руководителем (заместителем руководителя) Службы или руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Службы (или должностным лицом, им уполномоченным) делается отметка «Материалы приняты», указывается дата, ставится подпись.

В соответствии с п.7.14. при выявлении нарушений санитарного законодательства руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы в течение 3 рабочих дней с момента установления факта нарушения законодательства выносит гражданам и юридическим лицам предписания.

В соответствии с п.2 Приложения N 1, утв. Приказом Роспотребнадзора (9):

«Санитарно-эпидемиологическое заключение — документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам деятельности, продукции, работ и услуг.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза — деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений), федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии по установлению соответствия (несоответствия) объектов деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьей 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам».

В соответствии с Приложением N 1, утв. Приказом Роспотребнадзора (9):

«4. Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, могут быть:

— предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5. Санитарно-эпидемиологические экспертизы в целях лицензирования, — проводятся без взимания платы на основании предписаний и определений, указанных в п. 4 настоящего Порядка.

9. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:

— проведение экспертизы представленных документов;

— проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;

— обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

13. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы видов деятельности (работ, услуг) представляются основания, указанные в п. 4 настоящего Порядка, правоустанавливающие документы или их копии.»

В соответствии с п. 6 Приложения N 2, утв. Приказом Роспотребнадзора (9) санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии с п. 11 Приложения N 2, утв. Приказом Роспотребнадзора (9) в случае выявления несоответствия хозяйственной или иной деятельности, работ и услуг государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдаются санитарно-эпидемиологические заключения о несоответствии хозяйственной или иной деятельности, работ и услуг государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам с указанием причины несоответствия.

Соответствующие сведения вносятся в Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В соответствии с временным регламентом, утв. Приказом Роспотребнадзора (10):

«5.1. Территориальное управление осуществляет выдачу:

— санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию, продукцию, виды деятельности (работ, услуг).

Для выполнения данных функций Территориальное управление:

— осуществляет прием и регистрацию заявлений;

— определяет необходимость и объем экспертизы, готовит направление на экспертизу;

5.2. Центр гигиены и эпидемиологии:

— проводит по направлению Территориального управления санитарно-эпидемиологические экспертизы;

— оформляет по результатам экспертизы экспертное заключение и направляет в Территориальное управление.

6.2. Центр гигиены и эпидемиологии по направлению Территориального управления на безвозмездной основе проводит обследования, исследования, испытания, измерения, экспертизы и иные виды оценок и представляет экспертное заключение, протоколы исследований в Территориальное управление в срок не более месяца с момента получения направления, если иное не требуется для проведения экспертиз».

В соответствии с п.2.3. регламента (13), утв. Приказом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве от 17 февраля 2006 г. N 20 санитарно-эпидемиологическое заключение должно быть выдано не позднее 5 дней с момента получения материалов санитарно-эпидемиологической экспертизы.

1. Гражданский кодекс РФ № 51-ФЗ от 30.11.1994 г.

2. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

3. Постановлением Правительства РФ №30 от 22.01.2007 г. «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности».

4. Постановлением Правительства РФ №45 от 26.01.2006 г. «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

5. Федеральный закон №128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

6. Федеральный закон №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

7. Приказ Минздравсоцразвития РФ 24.04.2006 г. № 308 «Об утверждении типового положения о территориальном органе федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

8. Приказ Минздравсоцразвития РФ 19.10.2007 г. № 658 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов российской федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг».

9. Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».

10. Приказ Роспотребнадзора от 23.10.2005 г. N 751 «Об утверждении временного регламента взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам российской федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах российской федерации».

11. Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)».

12. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Правила проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) в настоящее время регламентируются двумя основными нормативными правовыми актами Роспротребнадзора:

  • Приказом от 19 июля 2007 года № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (далее по тексту также Приказ № 224) и
  • Приказом от 18 июля 2012 года № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно- эпидемиологических заключений» (далее по тексту также Приказ № 775).

При этом, основным документом является Приказ № 775, тогда как Приказ № 224 применяется в части, не противоречащей Приказу № 775 и Решению комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных норм в Таможенном союзе» (по вопросу применения Приказа № 224 см. подробнее Письмо Роспотребнадзора от 2 июля 2013 года № 01/7446-13-31).

Случаи, в которых необходимо и возможно получение санитарно-эпидемиологического заключения, отражены в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту также ФЗ № 52). Такие случаи предусмотрены статьями 18, 20, 26 — 28 и 40 указанного закона. Однако отметим, что с 10 августа 2017 года случаи, в которых необходимо и возможно получение санитарно – эпидемиологического заключения, устанавливаются не только ФЗ № 52, но и международными договорами, международными правовыми актами, а также иными федеральными законами (ФЗ от 29.07.2017 № 221-ФЗ). Подробная информация по данному вопросу отражена в статье «Необходимость получения санитарно-эпидемиологического заключения».

Общие положения о получении о получении санитарно-эпидемиологического заключения

Получение санитарно-эпидемиологического заключения включает в себя два этапа:

  • первый — проведение мероприятий санитарно-эпидемиологического контроля и получение по их итогам экспертного заключения;
  • второй — оформление и выдача управлением Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологического заключения на основании представленного заявления и экспертного заключения.

По общему правилу санитарно-эпидемиологические экспертизы и иные виды мероприятий санитарно-эпидемилогического контроля проводятся уполномоченными на то организациями (в основном это ФБУЗы «Центры гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора») по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица. Срок проведения экспертизы не должен превышать 2 (два) месяца.

Непосредственно же оформление санитарно-эпидемиологического заключения и его выдача осуществляются Роспотребнадзором и его территориальными управлениями, перечень которых приведен в Приложении № 1 к Регламенту, утв. Приказом № 775, в срок не более 30 (тридцать) дней.

В случае, если заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения и необходимые документы были представлены заявителем в электронном виде, то выше указанный срок сокращается и не должен превышать 20 (двадцать) календарных дней.

Итого общий срок, необходимый для получения СЭЗ может составлять до 3 (трех) месяцев.

Подробно общие вопросы, касающиеся проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и получения СЭЗ отражены в статье «Санитарно-эпидемиологическое заключение: основные положения».

Документы, необходимые для получения государственной услуги по выдаче СЭЗ

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо представить в соответствующее территориальное подразделение Роспотребнадзора следующие документы, исчерпывающий перечень которых приведен в п. 18 Регламента, утв. Приказом № 775:

  • заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Регламенту, утв. Приказом № 775;
  • результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке.

Обратим внимание на то, что для получения государственной услуги по выдаче СЭЗ необходимыми являются также сведения о государственной регистрации заявителя, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) и находящиеся в распоряжении ФНС России. Данные сведения территориальные органы Роспотребнадзора в порядке межведомственного взаимодействия запрашивают непосредственного в ФНС России. Между тем, заявитель вправе предоставить документы, полученные им у налогового органа, и самостоятельно (см. п. 20 Регламента, утв. Приказом № 775).

Оформление санитарно-эпидемиологического заключения

В отношении оформления санитарно-эпидемиологических заключений в настоящее время действует Письмо Роспотребнадзора от 26 апреля 2013 г. № 01/4900-13-32 «Об оформлении санитарно-эпидемиологических заключений». Санитарно-эпидемиологическое заключение печатается уполномоченным специалистом-экспертом на бланке установленного образца, являющемся защищенной полиграфической продукцией с уровнем защиты от подделки «В» и передается для подписи главному государственному санитарному врачу Российской Федерации (его заместителю).

Предоставление государственной услуги по выдаче СЭЗ имеет 2 (два) итоговых результата, первый из которых — выдача заявителю санитарно-эпидемиологического заключения, а второй — внесение сведений о выданном санитарно-эпидемиологическом заключении в реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), проектной документации, др. требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиеническим нормативам.

Следует отметить, что в случае если заявитель обращается за получением санитарно — эпидемиологического заключения в электронном виде посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, то копия санитарно — эпидемиологического заключения выдается в электронной форме. Оригинал же указанного документа хранится в базовом государственном информационном ресурсе Роспотребнадзора и представляется получателю при обращении.

Обжалование действия Роспотребнадзора при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений

Жалобы относительно санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Действия (бездействие) должностных лиц при оформлении (переоформлении) санитарно-эпидемиологических заключений могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд.

Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения

Срок действия СЭЗ, выданного Роспотребнадзором в результате предоставления государственной услуги по выдаче СЭЗ, непосредственно зависит от объекта санитарно-эпидемиологического надзора и контроля и варьируется следующим образом:

  • на продукцию, за исключением партий лома черных и цветных металлов (металлолом), составляет пять лет;
  • на опытную партию продукции, партию лома черных и цветных металлов (металлолом) до одного года;
  • на виды деятельности, работы услуги — бессрочно, за исключением сезонных работ и работ с источниками ионизирующего излучения;
  • на работу с источниками ионизирующего излучения — не более пяти лет;
  • на проектную документацию — срок действия проектной документации.

Переоформление санитарно-эпидемиологического заключения

Переоформление санитарно-эпидемиологического заключения (получение нового бланка СЭЗ взамен старого) осуществляется в следующих случаях:

  • при реорганизации юрлица,
  • при изменении наименования, места нахождения юридического лица ИЛИ изменения фамилии, имени и (в случае если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителями продукции или осуществляющих деятельность по оказанию работ (услуг), получателями санитарно-эпидемиологических заключений,
  • при наличии в бланке СЭЗ технической ошибки, обнаруженной после его получения и допущенной при оформлении;
  • при изменения наименования номенклатуры услуг, на которое было выдано СЭЗ;
  • при внесении изменений в перечень медицинских услуг, составляющих деятельность;
  • иные случаи.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган):

  • заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с указанием причины по форме, установленной в приложении № 3 к Регламенту, утв. Приказом № 775;
  • ранее выданное санитарно-эпидемиологическое заключение.

При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения выдается санитарно-эпидемиологическое заключение с присвоением нового номера и даты с указанием в тексте санитарно-эпидемиологического заключения реквизитов (номера и даты выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения, взамен которого выдается новое, старое же, переоформляемое санитарно-эпидемиологическое заключение, подлежит возврату в орган Роспотребнадзора по месту получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Перечисленные основания по большей части являются формальными, то есть не затрагивают процесса осуществления деятельности. В таких случаях СЭЗ подлежит переформлению в срок до 7 рабочих дней без проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы. Если СЭЗ переоформляется в связи с истечением срока его действия или заявитель расширяет перечень работ (услуг), осуществляемых в рамках той или иной деятельности, санитарно-эпидемиологическое заключение выдается после проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Более подробная информация по вопросам переоформления санитарно-эпидемиологических заключений изложена в Письме Роспотребнадзора от 23 сентября 2013 года № 01/10920-13-32.

Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  2. Решение комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных норм в Таможенном союзе»;
  3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 года № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок»;
  4. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 года № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно- эпидемиологических заключений»;
  5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 октября 2000 г. № 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора»;
  6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 2 июля 2013 года № 01/7446-13-31 «О приказе Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224»;
  7. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 апреля 2013 г. № 01/4900-13-32 «Об оформлении санитарно-эпидемиологических заключений»;
  8. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 сентября 2013 года № 01/10920-13-32 «О некоторых вопросах переоформления санитарно-эпидемиологических заключений».

admin