Передача в хозведение муниципального имущества

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ:

  • решением Совета депутатов от 19.09.2019 года № 224

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131 — Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании решения Совета депутатов муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края четвёртого созыва от 14 ноября 2012 года № 124 «Об утверждении Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края», руководствуясь статьями 51, 52 Устава муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, Совет депутатов муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края пятого созыва

РЕШИЛ:

1. Передать в оперативное управление муниципальному казенному учреждению муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края «Культурно-спортивный комплекс» муниципальное имущество:

— Помещение. Площадь: общая 482,3 кв.м. Этаж: 01. Кадастровый номер: 26:15:000000:6130, Адрес (местоположение): Ставропольский край, Кочубеевский район, село Ивановское, улица Чапаева, дом №169-а. Свидетельство о государственной регистрации права Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 31.12.2014 года 26 АК 080367, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.12.2014 г. сделана запись регистрации № 26-26-16/016/2014-348;

— Помещение, назначение: нежилое. Площадь: общая 34,3 кв.м. Этаж: 02. Кадастровый номер: 26:15:000000:6131, Адрес (местоположение): Ставропольский край, Кочубеевский район, село Ивановское, улица Чапаева, дом №169-а. Свидетельство о государственной регистрации права Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 31.12.2014 года 26 АК 080366, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.12.2014 г. сделана запись регистрации № 26-26-16/016/2014-347;

— Помещение, назначение: нежилое. Площадь: общая 307,5 кв.м. Этаж: 01. Кадастровый номер: 26:15:000000:6213, Адрес (местоположение): Ставропольский край, Кочубеевский район, село Веселое, улица Советская, дом №28А. Свидетельство о государственной регистрации права Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 31.03.2015 года 26 АК 128772, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.03.2015 г. сделана запись регистрации № 26-26/016-26/016/007/2015-058/1;

— Помещение, назначение: нежилое. Площадь: общая 243 кв.м. Этаж: 01. Кадастровый номер: 26:15:000000:6133, Адрес (местоположение): Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Воронежское, пер. Школьный, 9. Свидетельство о государственной регистрации права Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 31.12.2014 г. года 26 АК 080371, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.12.2014г. сделана запись регистрации № 26-26-16/016/2014-346;

— Помещение, назначение: нежилое. Площадь: общая 33,8 кв.м. Этаж: 01. Кадастровый номер: 26:15:000000:6132, Адрес (местоположение): Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Воронежское, пер. Школьный, 9. Свидетельство о государственной регистрации права Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 31.12.2014 г. года 26 АК 080369, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.12.2014г. сделана запись регистрации № 26-26-16/016/2014-344;

— Нежилое здание, кадастровый номер 26:15:000000:2190, площадь: 378,3 кв.м., адрес: Ставропольский край, р-н Кочубеевский, х. Петровский, ул. 40 лет Победы 1А, наименование: здание петровского сельского дома культуры, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – номер и дата регистрации права собственности : 26-26-16/015/2014-261, от 24.11.2014 г.

2. Администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края заключить договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления и передать имущество, указанное в пункте 1 настоящего решения по акту приёма — передачи.

3. Директору муниципального казенного учреждения муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края «Культурно-спортивный комплекс» обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления на передаваемые объекты недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

4. Управляющему делами администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края внести соответствующие изменения в реестр муниципального имущества

5. Разместить настоящее решение на официальном сайте муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края в сети Интернет (www.ivanovskoe26.ru).

6. Опубликовать настоящее решение в периодическом печатном издании органа местного самоуправления муниципального образования Ивановского сельсовета «Вестник Ивановского сельсовета».

7. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию Совета депутатов муниципального образования Ивановского сельсовета по бюджету, экономической и тарифной политике, налогам, собственности и инвестициям (Ежов М.А.).

8. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края А.И. Солдатов

Учет в некоммерческих организациях

ПОЛУЧЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ВО ВРЕМЕННОЕ БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

О.В. МОНАКО, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

В соответствии с российским законодательством государственное (муниципальное) учреждение культуры — это бюджетное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетные учреждения создаются органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Их деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ)). Бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями.

Для выполнения уставной деятельности муниципальным бюджетным учреждениям передаются основные средства, в частности общественными организациями. Рассмотрим, как учитывается и каковы налоговые последствия получении бюджетным учреждением культуры имущества (основных средств) во временное безвозмездное пользование от общественной организации. Как осуществляется бухгалтерский и налоговый учет, если указанное

имущество будет пожертвовано бюджетному учреждению культуры?

Договор безвозмездного пользования. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)).

По своему характеру договор безвозмездного пользования близок к договору аренды. Как и договор аренды, договор безвозмездного пользования направлен на передачу вещи во временное пользование, но в отличие от договора безвозмездного пользования договор аренды является возмездным, т.е. договором, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (п. 1 ст. 423 ГК РФ).

Договор безвозмездного пользования следует отличать и от договора дарения, характерным признаком которого также является безвозмездность. Главным отличием ссуды от дарения является то, что при передаче вещи по договору безвозмездного пользования право собственности на эту вещь к получающей стороне не переходит (ст. 689 ГК РФ).

Бухгалтерский учет. Ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления, учитываются на

забалансовых счетах в соответствии с п. 332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н).

Учет объектов движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, осуществляется на забалансовом сч. 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости — в условной оценке: один объект, один рубль (пп. 32, 332, 333 Инструкции № 157н).

Принятие к учету на забалансовом сч. 01 объектов имущества осуществляется на основании Акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его использования).

Аналитический учет по забалансовому сч. 01 «Имущество, полученное в пользование» ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) по каждому объекту нефинансовых активов и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту собственником, указанным в акте приема-передачи (ином документе) (п. 334 Инструкции № 157н).

Имущество, полученное в пользование, так же как имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, подлежит обязательной инвентаризации. Инвентаризация такого имущества осуществляется в сроки проведения инвентаризации имущества, находящегося на балансе (п. 332 Инструкции № 157н).

Налогообложение. Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ (НК РФ)).

При получении в безвозмездное пользование оборудования у бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации не возникает объекта обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) (п. 1 ст. 146 НК РФ), а следовательно, и обязанности по уплате данного налога независимо от срока действия договора ссуды.

На основании подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств, в частности, государственным и муниципальным учреждениям.

Обратите внимание: данная норма применяется именно к основным средствам и не распространяется на иные нефинансовые активы (материальные запасы, товары) (см. письмо Минфина России от 01.02.2013 № 03-03-06/1/2069).

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что не признается объектом обложения НДС передача общественной организацией основных средств во временное безвозмездное пользование бюджетному учреждению.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, определяемая как разница между полученными доходами и величиной произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).

При формировании налогооблагаемой прибыли учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 274, п. 1 ст. 248 НК РФ). Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой прибыли, перечислены в ст. 251 НК РФ.

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационным доходом налогоплательщика признается доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

При этом для целей гл. 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ).

Из п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 98 следует, что положения п. 8 ст. 250 НК РФ подлежат применению и при безвозмездном получении права пользования вещью, которое является имущественным правом.

Принимая во внимание, что нормы ст. 251 НК РФ, в частности подп. 8, 11, 14, 22 п. 1, подп. 16

п. 2 ст. 251 НК РФ, в рассматриваемой ситуации не применяются, по мнению автора, бюджетное учреждение в связи с безвозмездным временным пользованием нефинансовыми активами в данном случае обязано будет признать внереализационный доход на основании п. 8 ст. 250 НК РФ в общеустановленном порядке (дополнительно см., например, письма Минфина России от 19.03.2010 № 03-0306/4/24, от 19.04.2010 № 03-03-06/4/43, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 № 19АП-6741/12).

Так, абз. 2 п. 8 ст. 250 НК РФ устанавливает, что при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком-получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Несмотря на то, что указанная норма не определяет порядка оценки дохода при безвозмездном получении имущественных прав, из приведенного ранее п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 98 следует, что правило, установленное абз. 2 п. 8 ст. 250 НК РФ, подлежит применению и по отношению к имущественным правам.

Из многочисленных разъяснений специалистов финансового ведомства следует, что налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества (см. письма Минфина России от 01.10.2012 № 03-03-06/4/100, от 30.08.2012 № 03-03-06/1/444, от 18.05.2012 № 03-03-06/4/38, от 12.05.2012 № 03-03-06/1/243).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Договор пожертвования. Бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ одним из источников формирования имущества некоммерческих организаций могут являться добровольные имущественные взносы и пожертвования.

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться, в частности, учреждениям культуры и другим аналогичным учреждениям (п. 1 ст. 582 ГК РФ). На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

На основании п. 3 ст. 582 ГК РФ пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. В таком случае учреждение должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Бухгалтерский учет. Согласно п. 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Порядок определения текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объектов нефинансовых активов установлен п. 25 Инструкции № 157н.

С учетом положений п. 9 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при безвозмездном получении, отражается на основании акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 210100310 К-т сч. 040110180.

Амортизация основных средств, полученных по договору пожертвования, начисляется в общем порядке (п. 92 Инструкции № 157н).

Налог на добавленную стоимость. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям, в частности муниципальным учреждениям, не признается реализацией и объектом обложения НДС, если это имущество передается для осуществления уставной деятельности этих организаций (учреждений), не связанной с предпринимательской деятельностью (подп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Налог на прибыль организаций. Стоимость имущества, полученного безвозмездно, для целей налогообложения прибыли признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Исключение составляет имущество (работы, услуги), полученное безвозмездно по основаниям, указанным в ст. 251 НК РФ.

В силу подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в виде пожертвования, признаваемого таковым в соответствии с гражданским законодательством РФ. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Учитывая приведенные нормы законодательства, можно сделать вывод, что стоимость основных средств, используемых для уставной деятельности, полученных муниципальным бюджетным учреждением в качестве пожертвования, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при выполнении следующих требований:

1) цель передачи нефинансовых активов должна быть подтверждена документально. Таким документальным подтверждением является договор пожертвования (см. письмо Минфина России от 13.07.2012 № 03-03-06/4/73);

2) нефинансовые активы должны использоваться в соответствии с целями, определенными жертвователем при его передаче или в соответствии с назначением имущества, если цели использования не определены;

3) должен быть обеспечен раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

При невыполнении указанных условий стоимость оборудования должна быть включена в состав внереализационных доходов учреждения с целью исчисления налога на прибыль организаций.

Таким образом, имущество некоммерческих организаций (в том числе бюджетных учреждений), полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений, амортизации не подлежит (подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Обратите внимание: в соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

4. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 98.

5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

10. Письмо Минфина России от 19.03.2010 № 03-0306/4/24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Письмо Минфина России от 19.04.2010 № 03-0306/4/43.

12. Письмо Минфина России от 12.05.2012 № 03-0306/1/243.

13. Письмо Минфина России от 18.05.2012 № 03-0306/4/38.

14. Письмо Минфина России от 13.07.2012 № 03-0306/4/73.

15. Письмо Минфина России от 30.08.2012 № 03-0306/1/444.

16. Письмо Минфина России от 01.10.2012 № 03-0306/4/100.

17. Письмо Минфина России от 01.02.2013 № 03-0306/1/2069.

18. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 № 19АП-6741/12.

Главная / Повышение эффективности бюджетных расходов и реализация 83-ФЗ / Разъяснения положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ / Комплексные рекомендации

В соответствии с положениями законодательства Российской Федерации имущество казанного, бюджетного, автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества казенного, бюджетного, автономного учреждения является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, или муниципальное образование (часть 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ в редакции Федерального закона, часть 1 статьи 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Для казенных учреждений, с даты создания казенного учреждения в порядке, установленном Федеральным законом, имущество, закрепленное за соответствующим учреждением, без принятия дополнительного решения в отношении указанного имущества признается закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления (часть 10 статьи 31 Федерального закона).

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества и распоряжаются этим имуществом с согласия собственника (часть 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, как закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, а также особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Остальным движимым имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное и бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (пункты 2, 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона).

В целях Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации (порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 538). Виды такого имущества могут определяться: в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных (автономных) учреждений (часть 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, часть 3 статьи 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

До принятия решения об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества бюджетное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (часть 5 статьи 31 Федерального закона).

В условиях отсутствия субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам бюджетных и автономных учреждений, а также в условиях, когда учреждение несет ответственность по своим обязательствам имуществом, которым ему предоставлено право распоряжаться без согласия собственника, определение перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением, является важнейшим инструментом защиты имущественных интересов публично-правовых образований.

Данный инструмент, с одной стороны, обеспечивает защиту особо ценного движимого имущества от отчуждения или обременения в результате проведенных учреждением сделок, с другой – является основанием для расчета нормативных затрат и определения размера субсидии, поскольку расходы на содержание особо ценного движимого имущества должны быть учтены при формировании финансового обеспечения на выполнение государственного задания (часть 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Органам власти (учредителям) необходимо было до 1 января 2011 года в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям утвердить перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества (согласно пункту 2 части 2 статьи 31 Федерального закона), а в срок до 1 марта 2011 необходимо утвердить перечни особо ценного движимого имущества (пункт 3 части 2 статьи 31 Федерального закона).

Порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений установлен частью 20 статьи 30 Федерального закона.

Справка: В Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений», согласно которому взыскание на средства автономных учреждений будет осуществляться в порядке, аналогичном установленному для бюджетных учреждений.

8.2. Передача в аренду государственного имущества унитарным предприятием, владеющим этим имуществом на праве хозяйственного ведения

Статьей 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон об унитарных предприятиях) установлено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Закон об унитарных предприятиях обязывает государственное или муниципальное предприятие перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Статья 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) относит доходы в виде арендной платы за использование государственного имущества (после уплаты налогов и сборов) к доходам бюджета. В соответствии с положениями главы 25 НК РФ арендная плата относится к числу доходов, учитываемых при налогообложении прибыли. В результате получается, что государственное унитарное предприятие (ГУП) либо муниципальное унитарное предприятие (МУП) должно учесть в составе доходов суммы, которыми оно фактически не обладает ввиду обязанности перечислить их в бюджет.

Данное противоречие разрешил Президиум ВАС РФ, который в п. 5 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, доведенного до судов информационным письмом от 22.12.2005 № 98, разъяснил, что на имущество, закрепленное за унитарным предприятием, положения ст. 42 БК РФ не распространяются, а сфера действия данного положения ограничивается отношениями, возникающими при предоставлении в аренду имущества, составляющего казну муниципального образования.

Иными словами, унитарное предприятие, владеющее государственной (или муниципальной) собственностью и предоставляющее эту собственность в аренду, не обязано в силу положений бюджетного законодательства перечислять полученную арендную плату в бюджет. Другое дело, если такие обязательства возникают в результате договора с собственником – в этом случае перечислять арендную плату в бюджет придется. При этом унитарное предприятие не освобождено от обязанности включать арендную плату в состав доходов для целей налогообложения, что и подтвердил ВАС РФ.

Но, учитывая мнение ВАС РФ, ГУП имеет смысл подумать, стоит ли подписываться под такими обязательствами. Ведь предусмотренное п. 1 ст. 295 ГК РФ право собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, уже реализуется путем ежегодного получения государственным собственником части прибыли ГУП, что установлено ст. 17 Закона об унитарных предприятиях.

Более того, по нашему мнению, изложенная ВАС РФ позиция позволяет унитарным предприятиям даже потребовать внесения изменений в заключенный договор.

Если унитарное предприятие все же руководствуется положениями ст. 42 БК РФ, то для определения суммы, которую оно должно перечислить в бюджет, можно воспользоваться письмом Минфина России от 18.10.2005 № 03-03-04/4/62, согласно которому перечислению в бюджет подлежит разница между суммой арендной платы по договору и суммой уплаченных налогов: НДС и налога на прибыль. При этом вычитаемая сумма налога на прибыль определяется путем применения действующей ставки налога на прибыль к разнице между доходами в виде арендной платы (без НДС) и расходами в виде амортизационных отчислений по сданному в аренду имуществу, закрепленному на праве хозяйственного ведения, и эксплуатационных затрат по его содержанию, осуществленных арендодателем (которые подлежат возмещению арендодателю по условиям договора).

Но финансовое ведомство может изменить свою позицию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

За бюджетным учреждением (школа) на праве оперативного управления закреплено здание. Часть этого здания передана по договору безвозмездного пользования другому государственному бюджетному учреждению (детский сад) того же уровня собственности. Правомерна ли данная ситуация, или часть здания может передаваться от одного бюджетного учреждения второму только на праве оперативного управления?

10 апреля 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача бюджетным учреждением части помещений в безвозмездное пользование другому бюджетному учреждению не противоречит закону.

Обоснование вывода:
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника. Последний вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Таким имуществом собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (п.п. 1, 2 ст. 296 ГК РФ). Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Таким образом, учреждение, в оперативном управлении которого находится здание, вправе распоряжаться расположенными в нем помещениями (в том числе путем передачи их в безвозмездное пользование), но исключительно с согласия собственника. Законодательство не содержит запрета на передачу помещений в здании, принадлежащем бюджетному учреждению на праве оперативного управления, другому бюджетному учреждению (в том числе учрежденного тем же публично-правовым образованием) в безвозмездное пользование. В оперативное же управление другому учреждению (в описанной ситуации — детскому саду) такие помещения могут быть переданы собственником лишь при условии предварительного изъятия их из оперативного управления школы (смотрите в связи с этим п. 41 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).
В заключение напомним, что по общему правилу, предусмотренному положениями ч. 1 и п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) договоры аренды и безвозмездного пользования муниципальным имуществом, которое принадлежит на праве оперативного управления муниципальным бюджетным учреждениям, заключаются по итогам проведения конкурсов или аукционов. Однако к исключениям из этого правила отнесена передача имущества в аренду или безвозмездное пользование муниципальным учреждениям (п. 3 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ). Поэтому в рассматриваемой ситуации учреждение вправе передать указанное в вопросе имущество в безвозмездное пользование другому учреждению с согласия собственника без проведения торгов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Бюджетное учреждение хочет передать в аренду помещения (часть здания), находящиеся у него в оперативном управлении. Неизвестны общая площадь помещений, планируемых к передаче в аренду, а также общая площадь здания, в котором они находятся. Арендатором, предположительно, будет лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (коммерческая организация или ИП). Будет ли являться передача помещений в аренду основанием для изъятия имущества собственником как излишнего и неиспользуемого? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.);
— Энциклопедия решений. Учет при безвозмездном пользовании по стандарту «Аренда» у ссудодателя (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Передача имущества в безвозмездное пользование (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

admin