Пенсия судьи

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

В отставку или на пенсию?

Геннадий Нам, доцент Академии права и рынка, адвокат

С момента введения института отставки судей прошло чуть более года. Тем не менее накопившаяся практика позволяет сделать некоторые предварительные выводы.

Смысл института отставки — это уход судьи дееспособного возраста в запас при условии стажа судейской деятельности не менее 15 лет и имеющего безупречную репутацию. За отставным сохраняются звание судьи, принадлежность к судейскому сообществу, гарантии личной неприкосновенности и иных материальных и социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством. В случае необходимости он может быть в любой момент отозван государством из отставки, зачислен в число действующих судей с возложением обязанностей отправления правосудия. Как правило, необходимость отзыва судьи из отставки должна быть связана с экстренностью или особым случаем. Например, с началом военных действий возникает необходимость, формирования военных или полевых судов. По времени призыва оно должно быть непродолжительным и зависеть от того, как долго продержится обстоятельство, послужившее отзыву судьи из отставки с зачислением в штат постоянных судей.

У военных отставка офицеров производится с сохранением воинского звания и правом ношения форменного обмундирования. Если провести аналогию с ними, то отставка судьи должна производиться с сохранением квалификационного класса и судейской мантии.

Уход на пенсию — это прекращение полномочий судьи в связи с достижением конкретным лицом установленного законом пенсионного возраста. Согласно пенсионному законодательству этот возраст для женщин равняется 58 годам, для мужчин — 63. Поскольку человек переступил предельный возраст трудоспособности, то в соответствии с действующим законодательством он считается нетрудоспособным. Именно в силу этого ему назначаются выплаты из пенсионного фонда, достаточные для проживания. На судью-пенсионера не распространяются льготы и гарантии, предусмотренные для отставного судьи.

С учетом особенностей института отставки судей, отставных судей много быть не должно. Это связано с тем, что в данном вопросе имеется своя специфика. Так, судья ушедший в отставку с поста судьи Верховного суда, может быть призван для отправления правосудия на равнозначную должность, то есть, в Верховный суд. А судья, ушедший в отставку с должности судьи районного суда, не может быть отозван из отставки для заполнения вакансии областного (городского) суда, так как по уровню своей квалификации не будет соответствовать новой должности. Конечно, в данном вопросе есть некоторые правовые препоны, которые также надлежит устранить. Так, согласно ст. 31 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей РК» судья Верховного суда избирается Сенатом по представлению Президента РК, а судьи областного (городского) суда назначаются на должность Главой государства по рекомендации Высшего судебного совета.

Теперь относительно природы выплат, производимых судьям, уходящим в отставку. Согласно п. 2 ст. 35 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей РК» при выходе в отставку судье выплачивается «единовременное выходное пособие в размере двадцати четырех должностных окладов при стаже судейской работы двадцать и более лет, при стаже судейской работы от пятнадцати до двадцати лет — в размере восемнадцати месячных должностных окладов по последней должности».

Дело в том, что за судьей в отставке сохраняется звание судьи, а также все гарантии и льготы, в том числе и иммунитет неприкосновенности, что предусмотрено п. 2 ст. 79 Конституции. Поскольку он продолжает оставаться в статусе судьи, то на него распространяются также и ограничения, предусмотренные п. 2 ст. 28 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей РК». В частности судья не может заниматься предпринимательской деятельностью, состоять на какой-либо службе, если она оплачиваемая, входить в состав руководящих органов или наблюдательного совета коммерческих организаций, быть избран депутатом и прочее. Круг же разрешаемой ему деятельности крайне ограничен — преподавательская, научная и различные виды творчества (искусство, музыка, живопись, ваяние, издание книг).

Поскольку других источников доходов у него нет, то государство посредством выдачи единовременного выходного пособия платит судье заработную плату за время пребывания в отставке. Конечно, в урезанном виде. Однако вместе с пенсионными выплатами и гарантированным минимумом социального обеспечения этих средств вполне достаточно. Из этого следует, что выплаты, производимые государством, являются не премией за безупречную предыдущую работу на посту судьи, а авансом за продолжение служения государству, но в режиме ожидания. Судья, изъявивший желание уйти в отставку, соглашается с предложенными ему государством условиями.

Но в случае, если отставной судья решит прекратить свой статус судьи в отставке досрочно, например, по собственному желанию, в связи с открытием своего бизнеса или вступлением в коллегию адвокатов, то он обязан возвратить государству ранее полученные средства, пропорционально сроку, в течение которого находился в отставке. Возвращенные средства должны быть переданы тому, кто следующим уйдет в отставку и тем самым займет вакантное место отставного судьи.

Вместе с тем не все обстоит так гладко, как может показаться на первый взгляд. Реальная жизнь многогранна и непредсказуема, а поэтому отличается от того, что задумано в теории. Дело в том, что судья не может вечно пребывать в положении отставника. Полагаю, что тут должны быть определенные временные ограничения, связанные с возрастом, болезнью, отъездом на постоянное место жительства в другую страну и т. д. Так, например; лица старше 65 лет при всем своем желании не смогут отправлять правосудие наилучшим образом, с полной отдачей в силу своего возраста или физического недомогания. Поскольку вопрос об отставке, как правило, возникает у человека с достижением пенсионного возраста, то максимальный срок пребывания в отставке не должен превышать 3-5 лет, а по возрасту — 60-65 лет. Более того, в течение этого срока он должен периодически проходить медицинское обследование, которое подтверждало бы его физическое и психическое состояние. По достижении предельного возраста отставка автоматически должна быть прекращена. Но для этого необходимо ввести такое правовое понятие, как «предельный возраст пребывания в должности судьи». В противном случае институт отставки превратится в простую формальность, а денежные выплаты будут восприниматься, как премия за прошлый труд.

Далее, право выбора ухода в отставку или на пенсию должно принадлежать самому судье и, естественно, органу судейского сообщества, так как ему виднее, кто по своим интеллектуальным, профессиональным, нравственным и физическим способностям и параметрам может быть отозван из отставки и зачислен в состав действующих судей для отправления правосудия. Из этого следует, что не все судьи смогут уйти в отставку. Если же всех судей отправлять в отставку, то теоретически может получиться так, что количество отставных судей будет не меньше количества действующих судей.

В связи с этим закономерно возникает вопрос, а нужно ли государству столько отставных судей? Полагаю, что нет. Поэтому государство должно определить, сколько отставных судей ему нужно иметь в резерве для судов районного (городского) звена, сколько — для судов области (города) и сколько — для Верховного суда. При этом необходимо учитывать региональную потребность в судьях и связанность судьи в отставке с местом жительства. Судьи в отставке — это кадровый резерв судов на случай чрезвычайных или непредвиденных ситуаций. Но чтобы все было открыто и прозрачно, необходимо количество вакансий отставных судей опубликовать в СМИ либо в журнале судейского сообщества.

Институт отставки судей появился как альтернатива предложению повышения пенсионного возраста для судей либо пожизненного их пребывания в этой должности, о чем шли дебаты 2-3 года назад. С моей точки зрения это не лучший выбор, так как институт отставки в том виде, в каком закреплен на законодательном уровне, не жизнеспособен. Попросту говоря, под предлогом ухода в отставку, судьи добились для себя существенных материальных благ при уходе на заслуженный отдых.

В связи с изложенным необходимо эти и другие вопросы, связанные с институтом отставки, детально проработать и урегулировать в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей РК». На сегодняшний день данный вопрос вызывает споры и кривотолки в судейском сообществе, обиды и обвинения в предвзятости со стороны судейских чиновников по отношению к конкретному судье, претендующему на отставку.

МОСКВА, 21 фев — РАПСИ. Государственная Дума РФ приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект о регулировании пенсионных выплат судьям, которые стали инвалидами по причинам, не связанным со служебной деятельностью, и ушедшим в отставку по состоянию здоровья.

Так, статья 15 закона «О статусе судей в Российской Федерации» дополняется новым пунктом 5.1, закрепляющим за судьями, ставшими в период исполнения своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, ушедшими в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья исполнять полномочия судьи до приобретения права на выплату ежемесячного пожизненного содержания, право на получение ежемесячного содержания по инвалидности в соответствии с этим законом либо на трудовую пенсию по инвалидности, назначаемую с применением закона «О гарантиях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан».

Документ был подготовлен Минтрудом РФ во исполнение постановления Конституционного суда (КС) РФ от 19 февраля 2018 года № 9-П, которое было вынесено в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска. КС тогда указал, что специальный правовой механизм материального обеспечения судей в отставке не предусматривает условий и порядка установления такого обеспечения в случае наступления инвалидности судьи, не связанной с его служебной деятельностью и препятствующей продолжению исполнения им полномочий, в отличие, например, от военнослужащих и приравненных к ним в пенсионном обеспечении лиц, для которых пенсионным законодательством такая возможность предусмотрена.

Согласно проекту закона, размер ежемесячного содержания будет установлен в процентном отношении от суммы ежемесячного денежного вознаграждения в зависимости от группы инвалидности и стажа работы в должности судьи (инвалидам I и II групп 3% за каждый полный год стажа в качестве судьи, инвалидам III группы — 2%) и выплачивать его в течение периода, на который установлена инвалидность, но не более чем до реализации судьей права на получение ежемесячного пожизненного содержания.

Также в новой редакции будет изложена часть 5 статьи 2 ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан», предоставив гражданину возможность выбора учета периода службы (трудовой деятельности) в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) либо в выслугу лет (стаж работы) для назначения специального вида пенсионного обеспечения (пожизненного содержания судьи).

Таким образом, как ранее отмечал кабмин, гражданин, которому назначена трудовая (страховая) пенсия с применением положений этого закона с включением в расчетный пенсионный капитал периодов службы, также подлежащих включению в выслугу лет (в стаж работы в качестве судьи), и приобретший после назначения этой пенсии право на пенсию за выслугу лет (ежемесячное пожизненное содержание судьи), может обратиться с заявлением об исключении этих периодов из страхового стажа, учтенного при исчислении трудовой пенсии (отказаться от этой пенсии), и использовать их при определении права на пенсию за выслугу лет (ежемесячное пожизненное содержание судьи).

Поскольку пунктом 5 статьи 15 закона, включая изменения в него, предусматривается, что пребывающий в отставке судья имеет право на выплату пенсии на общих основаниях или на ежемесячное пожизненное содержание судьи (ежемесячное денежное содержание по инвалидности), то в случае реализации застрахованным лицом из числа судей, пребывающих в отставке, права на ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное содержание по инвалидности, возникшее после назначения ему трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, выплата пенсии прекращается.

Алексей Петров, доктор юридических наук, профессор

НИУ ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ

В статье на основе положений Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 5 «О судебной системе Российской Федерации», закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» рассматриваются актуальные вопросы предоставления гарантий и компенсаций указанной категории работников.

В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 5 «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 03.02.2014 № 1-ФКЗ) судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

В статье 9 закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132–1 «О

статусе судей в Российской Федерации» (с измен. от 04.06.2014 № 143-ФЗ) установлены гарантии независимости судьи.

Независимость судьи обеспечивается:

  • предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

  • запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

  • установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

  • правом судьи на отставку;

  • неприкосновенностью судьи;

  • системой органов судейского сообщества;

  • предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к

обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 10 закона всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.

Согласно статье 16 закона судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

В соответствии с законом от 26.06.1992 № 3132-1 судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней.
Судьям, работающим в районах Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 рабочий день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, — 45 рабочих дней.
Судье предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы в области юриспруденции:

  • от пяти до десяти лет — пять рабочих дней;

  • от десяти до 15 лет — десять рабочих дней;

  • свыше 15 лет — 15 рабочих дней.

Время следования судьи к месту отдыха и обратно в срок отпуска не засчитывается. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате.

Согласно закону размеры должностных окладов судей установлены в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ. Должностной оклад судьи не может быть менее восьмидесяти процентов должностного оклада председателя соответствующего суда.

Размеры должностных окладов судей ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

В статье 19 закона предусмотрено, что ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

Судье, его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.

В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в виде заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

Судьи имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

В случае упразднения или реорганизации суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг, супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда, судья может быть с его согласия переведен в другой суд. За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется заработная плата. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере годовой заработной платы по последней должности.

При направлении в служебные командировки судьи пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения

проездных документов на все виды транспорта.

Статьей 4 Федерального закона от 25.12.2008 № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» в названную норму было внесено изменение: слова «на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката» заменены словами «как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Конституционность указанного изменения оспаривается в жалобах А.А.А. и П.И.З., а также в запросах Железнодорожного районного суда горорода Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону.

Заявителями, по существу, оспаривается конституционность нормативного положения, содержащегося в части первой статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 274-ФЗ, которое граждане А.А.А. и П.И.З. просят признать противоречащим статьям 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 39 и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а Железнодорожный районный суд города Новосибирска и Кировский районный суд города Ростова-на-Дону — также статьям 104 (часть 3), 119, 120, 121, 122 и 124 Конституции Российской Федерации.

Статус судьи в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях провозглашается несменяемость и неприкосновенность судей, предусматривается их надлежащее материальное и социальное обеспечение, выступающие гарантией независимости судей, неотъемлемым элементом их конституционного статуса (статьи 10, 119, 120—122 и 124 Конституции РФ).

Конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием; будучи одной из гарантий надлежащего осуществления правосудия, конституционный статус судьи включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности.

Характер и уровень правовой защиты статуса судьи (судьи, пребывающего в отставке) определяются не только объемом предоставляемых прав, но и местом актов, которыми осуществляется соответствующее правовое регулирование, в системе правовых актов: закрепление гарантий статуса судей именно в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и находящихся с ними во взаимосвязи базовых

нормах Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» направлено на недопущение ограничения этих гарантий и снижения их уровня в ходе конкретизации и развития законодательства.

Статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к достигнутому. Данный вывод следует, в том числе из статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации о недопустимости отмены или умаления провозглашенных ею прав и свобод и о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона, выступает также гарантированный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства, который носит универсальный характер и оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и соблюдение которого означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», закрепляя в развитие конституционных положений гарантии

обеспечения независимости судей, относит к их числу право судьи на отставку (т.е. почетный уход или почетное удаление судьи с должности), а также предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (статьи 9 и 15). Определяя статус судьи в отставке, закон устанавливает, что за лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, ему выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предоставляются иные гарантии и льготы.

Предоставление судьям, пребывающим в отставке, ежемесячного пожизненного содержания является дополнительной гарантией надлежащего материального обеспечения в связи с предъявляемыми к ним высокими требованиями и установленными для судей запретами и ограничениями, обусловленными спецификой их профессиональной деятельности. Право на ежемесячное пожизненное содержание, равно как и его размер предопределяются продолжительностью профессиональной деятельности (стажа работы). При этом приобретение судьей, стаж работы которого в качестве судьи составляет не менее 20 лет, права на получение в случае выхода в отставку ежемесячного пожизненного содержания в полном размере предопределяет и его право при продолжении работы в должности

судьи на установление ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть начислено ему при выходе в отставку (статья 3 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»).

Стаж работы в качестве судьи имеет значение и при определении размера выходного пособия, которое выплачивается ушедшему или удаленному в отставку судье с учетом количества полных лет работы судьей; с наличием стажа работы в должности судьи не менее 20 лет связано и право судьи, пребывающего в отставке и пожелавшего переехать на постоянное место жительства в другую местность, на обеспечение благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры или дома за счет средств федерального бюджета (пункт 3 статьи 15 и пункт 4 статьи 19 закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).

Вместе с тем, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, федеральный законодатель — в силу статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации — обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.

Соблюдение указанных принципов применительно к регламентации порядка исчисления стажа работы в качестве судьи, напрямую связанного с таким существенным элементом статуса судьи (судьи, пребывающего в

отставке) и условием его профессиональной деятельности, как гарантии материального и социального обеспечения, означает недопустимость распространения новых правил на периоды, которые в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент назначения лица на судейскую должность, подлежали зачету в стаж работы в качестве судьи, если эти правила неблагоприятным образом отражаются на его правовом положении.

Из взаимосвязанных положений статей 4 и 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 274-ФЗ и статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» следует, что в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение всех видов выплат и льгот, помимо периода осуществления непосредственно судейской деятельности включается время работы на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», только в том случае, если эта работа имела место в судах и органах юстиции; при этом новые правила исчисления стажа работы в качестве судьи распространяются не только на судей, назначенных (избранных) на должность после введения в действие нового правового регулирования, но и на тех, кто начал свою профессиональную

деятельность в должности судьи в период действия законодательства, предусматривавшего зачет в стаж работы в качестве судьи времени предшествовавшей работы прокурором, следователем, адвокатом, и кто правомерно рассчитывал на получение соответствующим образом исчисленного ежемесячного пожизненного содержания, выходного пособия или надбавки к заработной плате.

Установление же менее благоприятных условий предоставления гарантий материального и социального обеспечения судьям, назначенным (избранным) на должность ранее введения в действие нового правового регулирования, по сравнению с теми условиями, которые были законодательно определены при назначении их на должность, по своему значению в системе правового регулирования практически означает снижение уровня самих гарантий, что, по смыслу статей 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации и в силу правовых позиций Конституционного Суда РФ, не может быть признано допустимым.

Кроме того, федеральному законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей

правовые средства соразмерны им.

В результате принятия Федерального закона от 25.12.2008 № 274-ФЗ судьи, назначенные (избранные) на должность до 10.01.2009,

т.е. до даты введения в действие нового правового регулирования, и работавшие до назначения (избрания) судьей, прокурором, следователем или адвокатом, были поставлены в различное положение в зависимости от того, когда они обратились за назначением ежемесячного пожизненного содержания, надбавки к заработной плате (при продолжении работы после приобретения права на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере) или за выплатой выходного пособия в связи с уходом в отставку — до 10.01.2009 или после этой даты.

Такая дифференциация приводит к необоснованным различиям в объеме их прав на материальное обеспечение, связанное с высоким статусом судьи.

Конституционный Суд РФ признал часть первую статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в редакции статьи 4 Федерального закона от 25.12.2008 № 274-ФЗ не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1).

Правоприменительные решения по делам А.А.А. и П.И.З.

подлежат пересмотру в установленном порядке1.

Дополнительное профессиональное образование судей

Судья федерального суда, впервые назначенный на должность судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде, с сохранением на этот период ежемесячного денежного вознаграждения и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Период прохождения профессиональной переподготовки судьи включается в стаж работы в должности судьи.
По результатам прохождения профессиональной переподготовки судье федерального суда, впервые назначенному на должность судьи, присваивается квалификационный класс.

Повышение квалификации судей федеральных судов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года с сохранением на этот период ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде.
Гарантии при наложении дисциплинарного взыскания

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций,

Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений настоящего закона и (или) кодекса судейской этики, в том числе за нарушение указанных положений при осуществлении правосудия, если такое нарушение повлекло искажение принципов судопроизводства, грубое нарушение прав участников процесса, свидетельствует о невозможности продолжения осуществления судьей своих полномочий и установлено вступившим в законную силу судебным актом вышестоящей судебной инстанции или судебным актом, принятым по

заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье — ежемесячного денежного вознаграждения или уменьшение его размера. Приостановление полномочий судьи и отставка судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных данным законом.
В случае упразднения или реорганизации суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда, судья может быть с его согласия переведен в другой суд. За время, в течение которого оформляется перевод,

за судьей сохраняется ежемесячное денежное вознаграждение. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений по последней должности.

За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.

Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.
Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения

за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин — 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи.
Судья, достигший возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее десяти лет

работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 закона.
Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к ежемесячному денежному вознаграждению независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием.
Размеры ежемесячного пожизненного содержания судей увеличиваются (индексируются) в размерах и сроки, которые предусмотрены для увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей.

Судьи в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми судами у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При направлении в служебные командировки судьи пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

Меры социальной защиты судьи

Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию в размере его 180

ежемесячных денежных вознаграждений.

Итак, закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает гарантии конституционных, административных, трудовых прав, а также прав на социальное обеспечение.

Вместе с тем не может не вызывать возражений структура и содержание отдельных статей и норм рассматриваемого закона.

В частности статья 16 «Неприкосновенность судьи» близко примыкает к

таким гарантиям прав судей как независимость судей и недопустимость вмешательства в деятельность судьи. В этом контексте нарушена последовательность закрепления статей. Она должна следовать за статьями 9–10 закона, т.е. вместо статьи 16 необходимо предусмотреть статью 11.

Статья 12 «Несменяемость судьи» включает в себя статью 12.1 «Дисциплинарная ответственность судей». Никаких обоснований нельзя привести в пользу такого подхода законодателя, ибо это различные правовые категории. Дисциплинарная ответственность судей — это элемент института трудового права – трудовой дисциплины либо служебной дисциплины как категории административного права.

Классический образец не совсем правильного законодательного регулирования — статья 19 «Материальное обеспечение судей».

Прежде всего, данная статья чрезмерно объемна. Далее ее название не основано на нормах Конституции Российской Федерации (статьи 7, 39) трудового, административного и гражданского права, а также права социального обеспечения. Но главное — не несет нужной смысловой нагрузки.

При этом допускаются неточности и смешение различных правовых явлений. Например, пункт 1 статьи 19 закона предусматривает, что ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из… «ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Однако поощрительные выплаты следовало бы указать в конце статьи (см. 129 Трудового кодекса РФ). Не учтено, что это наиболее переменная часть денежного вознаграждения судьи (заработной платы работника).

Так, за ученую степень и за ученое звание нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрена надбавка (а не доплата) к заработной плате (как и вообще за профессиональное мастерство).

Очевидно, никакого отношения к материальному обеспечению не имеют нормы о ежегодном основном и дополнительных оплачиваемых отпусках судей, реализующих статью 37 Конституции Российской Федерации о праве на отдых.

Литература

Карсетская Е., Михайлов И., Мошкович М. Гарантии и компенсации. /Экономико-правовой бюллетень. 2009. № 9.

Кучма М.И. Гарантии и компенсации работникам. М., 2005.

Петров А.Я. Гарантии и компенсации: актуальные вопросы трудового права. М., 2014.

Симонов В.И. Реализация права на гарантии и компенсации. Трудоправовой аспект. М., 2013.

Хохрякова О. Правовые позиции Конституционного суда РФ и их значение для применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении /Вопросы трудового права. 2006. № 9.

1 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 № 9-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А.А.А. и П.И.З. и запросами железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону /ВКС РФ. 2010. № 4. С. 5-14.

Подписан федеральный закон, в соответствии с которым с 6 марта у таких судей появилось право на получение ежемесячного содержания по инвалидности до приобретения ими права на выплату ежемесячного пожизненного содержания, либо на страховую пенсию по инвалидности. При этом величина ежемесячного содержания теперь устанавливается в процентах от суммы ежемесячного денежного вознаграждения с учетом группы инвалидности и стажа работы в должности судьи:

  • инвалидам I и II групп в размере 3% за каждый полный год стажа в качестве судьи;
  • инвалидам III группы – 2% (Федеральный закон от 6 марта 2019 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Закон принят на основании инициативы Правительства РФ во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2018 г. № 9-П. В указанном постановлении Суд выразил мнение, что в рамках социального обеспечения судей должно учитываться наступление инвалидности, не позволяющей продолжить исполнение полномочий по причинам, не связанным со служебной деятельностью.

C примерной формой заявления об отмене заочного решения, подготовленной экспертами компании «Гарант», можно ознакомиться в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Отметим, что Верховный Суд Российской Федерации разработал законопроект, в случае принятия которого мировых судей будут назначать бессрочно. Однако предельный возраст пребывания в должности мирового судьи планируется оставить прежним – 70 лет (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»).

С 2019 года Верховный суд РФ возьмёт на себя часть обязательств в сфере жилищного обеспечения судей. Кроме того, проработавшим не менее 10 лет судьям будут предоставлять субсидию на покупку квартиры и освобождать при этом от уплаты НДФЛ.

Соответствующий пакет из трёх президентских законопроектов Госдума приняла в первом чтении на пленарном заседании 27 сентября.

Так, согласно первой инициативе, Верховный суд РФ и Судебный департамент при нём получат полномочия в сфере жилищного обеспечения в отношении соответственно судей ВС РФ и судей судов общей юрисдикции, а также судей арбитражных судов.

Судьям, замещающим должность не менее 10 лет и признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, один раз за весь период работы будет предоставляться единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья. При этом вместо выплаты жильё может быть предоставлено в собственность. А судьям, у которых нет квартир в месте нахождения суда, предусматривается предоставление служебных квартир.

Кроме того, законопроект определяет основания для признания судей нуждающимися, нормы и очерёдность предоставляемой жилплощади.

Второй законопроект даёт возможность освободить от уплаты НДФЛ предоставленную судьям единовременную выплату на покупку квартиры или строительство дома. Послабление коснётся и членов семей умерших судей.

Третий законопроект разграничивает порядок наделения полномочиями глав Верховного суда РФ, а также глав и их заместителей судей иных судов. Разграничение необходимо для того, чтобы привести в соответствие положения Закона «О судебной системе» с положениями Закона «О Верховном суде», согласно которым ВС определяется как высший судебный орган, не входящий в систему судов общей юрисдикции.

Вступить в силу будущие законы должны с 1 января 2019 года.

admin