Пенсия СССР

О пенсиях в СССР пишут чаще всего в двух видах. В радужном: каждый советский пенсионер получал в месяц 100-120 рублей. В коричневом: совковые пенсионеры жили на 10-15 рублей в месяц. Занимательно, что и радужисты, и коричневые по своему правы.
Начнем с личного. С моих бабушек-дедушек.
Пенсия в 32 рубля. Была назначена в 1975 году одной из моих бабушек. Общий (прерывный) стаж — немногим более 11 лет. Зарплата за последние 8 лет 100-110 рублей.
Пенсия в 45 рублей. Была назначена в 1967 году. Это вторая бабушка. С 1930-х годов работала машинисткой. Зарплата в последние годы работы 90 рублей.
Пенсия в 60 рублей. Была назначена в 1975 году. Дед имел 45 лет непрерывного стажа (в разных специальностях). Предпенсионная зарплата — 120 рублей.
Пенсия в 105 рублей. Была назначена в 1972 году. Второй дед был главбухом.
Итак, перед нами минимальная пенсия 32 рубля, максимальная — 105 рублей. То есть средняя пенсия моих дедов-бабушек равна минимальной заработной плате установленной в 1970-х годах. То есть 70 рублям.
Но если смотреть раздельно, то выходит следующее. Одна семья имела общую пенсию 92 рубля (средняя выходит 46 руб.), а вторая — 150 рублей (средняя — 75 руб.). Это факты из жизни. А теперь официоз. Правдивый. Из советской брошюры «Пенсии рабочим и служащим». Тираж 300 тыс. экз. В общем, доступная информация.
Для начала разъяснение, откуда брались средства для пенсионных выплат в СССР. Из взносов предприятий в государственное социальное страхование. Взносы уплачивались без каких-либо вычетов из зарплаты. Более того, даже отсутствие таких взносов не лишало рабочих и служащих права на пенсию.
Пенсия по возрасту на общих основаниях устанавливалась при достижении мужчинами 60 лет, а женщинами 55 лет, при общем стаже работы не менее 25 и 20 лет соответственно.
Пенсия по возрасту при неполном стаже работы назначалась рабочим и служащим при наличии следующих условий: а) достижение пенсионного возраста (см. выше) в период трудовой деятельности, б) если они проработали в общей сложности не менее пяти лет, в) непосредственно перед выходом на пенсию проработали не менее трех лет, г) обратились за пенсией не позже месячного срока со дня прекращения работы. Отметим, что к этой пенсии надбавки не начислялись.
Льготные пенсии, а также персональные, мы здесь рассматривать не будем. Историю развития советской пенсионной системы тоже оставим за пределами данной заметки.
По единой шкале пенсия по возрасту на общих основаниях для рабочих и служащих исчислялась так (1980-е годы):

Месячный заработок в рублях В % к заработку Наименьший размер пенсии в рублях
До 50 руб. 85 40 руб.
От 50 до 60 руб. 75 42 руб. 50 коп.
От 60 до 80 руб. 65 45 руб.
От 80 до 100 руб. 55 52 руб.
От 100 и выше 50 55 руб.

Максимальный размер пенсии по возрасту на общих основаниях составлял 120 рублей.
Пенсионерам по возрасту при неполном стаже работы пенсии рассчитывали следующим образом: a разделить на 300 умножить на b, где а — полная пенсия исчисленная из среднемесячного заработка, 300 — нужный общий стаж в месяцах (25 лет по 12 месяцев — для мужчин, для женщин вместо числа 300 будет 240, т.е. 20 лет в месяцах), b — число месяцев имеющегося стажа. По такой формуле была рассчитана пенсия одной из моих бабушек (32 рубля).

К стандартной пенсии полагались еще и надбавки (это не касалось пенсионеров с неполным стажем работы).
Надбавка 1: За непрерывный стаж работы (больше 15 лет) — 10%.
Надбавка 2: За длительный стаж работы (свыше 35 лет у мужчин и свыше 30 лет у женщин) — 10%
Обе надбавки не могли быть начислены одновременно. Либо первая, либо вторая.
Надбавка 3: За длительный непрерывный стаж на одном предприятии (25 лет) при длительном общем стаже (35 лет) — 20%
Эта надбавка не могла быть начислена с другими надбавками.
Пенсии в СССР исчислялись из полного заработка, а не из суммы, которую получали на руки после удержания подоходного налога.
Сельским жителям назначалась пенсия на 15% меньше, чем рабочим и служащим. То есть, максимальная пенсия для этой категории граждан составляла 102 рубля, а минимальная — 34 рубля. В тоже время, сельчане имели определенное преимущество перед рабочими и служащими. Дело в том, что работающие сельские пенсионеры получали пенсию полностью, не взирая на размер их заработка. У рабочих и служащих с этим было посложнее — работающий пенсионер не мог иметь общий доход (пенсия+зарплата) свыше определенной суммы. В случае превышения лимита пенсия снижалась на размер этого самого превышения.Tags: история, ссср

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СССР

А.В. Пудовкин

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

В статье детально рассматривается модель пенсионной системы, реализованная в СССР. Анализ собственной истории, с выделением как положительных, так и отрицательных моментов, позволяет обогатить представление об эффективной пенсионной системе, которые на сегодняшний день в основном строятся на анализе зарубежного опыта. Действовавшая с СССР система пенсионного обеспечения была частью общей системы социального обеспечения, а в её развитии можно выделить два основных этапа. На первом этапе развития (1917-1956) происходит формирование фундамента системной социальной политики государства. На втором этапе (1956-1991) были окончательно сформированы нормативно-правовые рамки, а начиная с 1965 г., участие населения в пенсионной системе приобретает массовый характер.

Рассмотрев законодательную базу пенсионной системы СССР и проанализировав ключевую статистику, автор приходит к выводу о том, что советская пенсионная системы была эффективной, а развитие системы социального обеспечение являлось ключевой стратегической задачей руководства страны. Мы приходим к выводу о том, что с принятия постановления Верховного Совета РСФСР «Об организации пенсионного Фонда РСФСР» можно говорить о закате советской и зарождении постсоветской российской пенсионной системы.

В заключение, отмечая эффективность пенсионной системы СССР, необходимо подчеркнуть, что она носила сугубо распределительный характер, то есть не имела накопительного элемента. Это приобретает сегодня особую актуальность ввиду продолжающихся споров о целесообразности сохранения пенсионных накоплений в рамках реформирования пенсионной системы России. Рекомендуется детально изучить опыт построения пенсионной системы в СССР при разработке пенсионной реформы в РФ.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсия по старости, коэффициент замещения, пенсионная реформа, трудовой стаж, возраст выхода на пенсию, средняя пенсия, государственный бюджет, пенсионный фонд СССР, пенсионный фонд РСФСР.

Процесс построения советской социалистической пенсионной системы можно разделить на 2 этапа.

Этап 1 (1917-1956 гг.) На данном этапе происходила закладка основ и последующее формирование централизованной распределительной пенсионной системы, построенной на принципах социальной справедливости. В 1918 г. социальная политика в России приобрела первые признаки системного характера. Отправной точкой можно считать образование Народного Комиссариата социального обеспечения (НКСО). В задачи НКСО входило проведение целенаправленной государственной политики в области социального обеспечения, основанной на стратегической приоритетности социальной помощи при построении социалистического общества.

В стране была выстроена система взаимоотношений по обеспечению социальной справедливости с высшим исполнительным органом в лице НКСО. К этому же периоду можно отнести разработку законодательства, регулирующего выделение пенсионного обеспечения по старости в отдельный самостоятельный вид социального обеспечения. Первые пенсии по старости были установлены постановлением Наркома труда СССР от 5 января 1928 г. для рабочих текстильной промышленности . Уже через год было принято постановление о введении пенсионного обеспечения для рабочих из других отраслей промышленности — горной, энергетики, металлургии, транспорта. При этом также был установлен возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 — для женщин. Минимальный трудовой стаж составлял 25 лет как для мужчин, так и для женщин. В 1949 г. вопросы регулирования пенсионной системы перешли от НКСО к профильному Министерству социального обеспечения.

Этап 2 (1956-1991 гг.) В 1956 г. пенсионная система обрела новую архитектуру и приобрела универсальный характер. Верховный Совет СССР принял Закон «О государственных пенсиях», который стал основообразующим для всей советской пенсионной системы . Он подтверждал право граждан СССР на материальное

обеспечение по старости и потере трудоспособности, закреплённое Конституцией СССР. В нём выделялось три вида государственной пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. В соответствии с законом, право на государственную пенсию имели следующие категории граждан:

— рабочие и служащие;

— военнослужащие;

— учащиеся высших, средних специальных учебных заведений; училищ, школ и курсов по подготовке кадров;

— другие граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;

— члены семей граждан указанных категорий в случае потери кормильца.

Право на пенсию по старости получали рабочие и служащие:

— мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

— женщины по достижении 55 лет и стаже работы не менее 20 лет.

Законом «О государственных пенсиях» также устанавливался абсолютный и относительный размеры пенсий. В таблице 1 рассмотрена градация пенсий в зависимости от заработка.

При этом также был введён минимальный размер пенсии по старости в размере 50 рублей в месяц (с учётом надбавок) и максимальный размер пенсии по старости для рабочих и служащих в размере 120 рублей в месяц и 160 рублей в месяц рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать заключение о том, что при начислении пенсий в СССР действовала регрессивная шкала, то есть чем выше была зарплата, тем меньший процент от заработка получал пенсионер в форме пенсии. В то же время, максимальная пенсия превышала минимальную всего в 2,4 раза. А при росте заработка с 50 до 100 рублей (рост составил 100%) пенсия росла всего на 15 рублей (рост составил 37,5%), а коэффициент

Таблица 1.

Законодательно установленный размер пенсий в СССР

Месячный заработок в рублях Пенсия рабочим и служащим, кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах Пенсия рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах

В процентах к заработку Минимальная пенсия в рублях (без надбавок) В процентах к заработку Минимальная пенсия в рублях (без надбавок)

Менее 50 85 40 — —

От 50 до 60 75 42-50 80 45

От 60 до 80 65 45 70 48

От 80 до 100 55 52 60 56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОтЮОи выше 50 55 55 60

замещения падал с 85% до 50%. Эти расчёты говорят об усреднении общего уровня пенсии при одновременном нивелировании различий в доходах при расчёте пенсии. Примечательно, что минимальный коэффициент замещения в советской пенсионной системе значительно превышал сегодняшний уровень замещения, предоставляемый российской пенсионной системой и рекомендации МОТ, который находится на отметке в 40%.

Важным в формирования советской пенсионной системы стал принятый в 1964 г. Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» . До этого в СССР не существовало системного государственного пенсионного обеспечения колхозников, а пенсии устанавливались каждым колхозом в отдельности. Необходимо заметить, что это не касалось колхозников, которые были ветеранами войны, так как им полагались государственные пенсии. Закон дополнил пенсионную систему ключевым недостающим элементом, — включив в пенсионную систему СССР колхозников и наделив их необходимыми пенсионными правами. Их возраст выхода на пенсию по старости был идентичным возрасту выхода на пенсию по старости рабочих и служащих. Также в нём формально отрицалась возможность применения уравнительного подхода в пенсионном обеспечении колхозников с целью повышения производительности труда колхозов.

Отдельного внимания заслуживают персональные пенсионеры. К ним относились особо отличившиеся руководители государства, работники науки и культуры. Основным нормативно-правовым актом в данном вопросе следует считать «Положение о персональных пенсиях» № 1475, принятое 14 ноября 1956 г. .По замыслу советского правительства каждый гражданин, внесший исключительный вклад в строительство советского государства, имел право на персональное рассмотрение его заслуг при назначении пенсии . Имела место следующая классификация персональных пенсий:

— союзного значения (за заслуги перед СССР) в размере до 200 рублей;

— республиканского значения (за заслуги перед республикой) в размере до 120 рублей;

— местного значения (за заслуги местного значения) в размере до 60 рублей.

Особое место среди персональных пенсионеров занимали руководители СССР и КПСС и прочие представители советской верхушки. Размеры их пенсий, по всей вероятности, были значительно выше официально установленного максимального уровня. Также в отдельную категорию пенсионеров можно выделить работников науки и культуры — учёных, писателей, композиторов, художников и прочих представителей творческой интеллигенции, не относившихся к персональными пенсионерами.

Следует отметить ещё один момент — по Закону «О государственных пенсиях»их выплата

обеспечивалась государством за счёт средств государственного бюджета, в том числе средств по бюджету государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо вычетов из заработной платы . В отсутствии частной собственности в СССР, когда все предприятия, учреждения и организации принадлежали государству, выходило, что вся социальная нагрузка приходилась на государство. Налогообложению пенсии также не подлежали. Первоначально Законом «О государственных пенсиях» индексация пенсий не предусматривалась, она была введена лишь Указом Президиума ВС СССР от 22.05.1985 г.

Разобравшись с архитектурой пенсионной системы, перейдём к определению эффективности советской пенсионной системы на основе анализа статистики.

Статистический анализ советской пенсионной системы

Таблица 2.

Структура занятости в народном хозяйстве

СССР, в п роцентах

1940 1960 1970 1980 1986

Всего занято в народном хозяйстве 100 100 100 100 100

В отраслях материального производства, в том числе: 88,3 83,2 77,2 74,1 73,0

рабочие и служащие 30,4 48,9 59,1 61,9 61,9

колхозники 44,2 30,1 16,2 11,0 9,9

прочие 13,7 4,2 1,9 1,2 1,2

В непроизводственных отраслях, в том числе: 11,7 16,8 22,8 25,9 27,0

в сфере здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, искусства и науки 5,9 11,0 15,4 17,1 17,8

в сфере ЖКХ и транспорта 5,8 5,8 7,4 8,8 9,2

Данные, представленные в таблице 2, позволяют заключить, что в СССР наблюдались структурные изменения занятости населения. Если в 1940 г. в отраслях материального производства (реальный сектор) было занято 88,3% экономически-активного населения, то в 1986 г. их доля составляла уже 73%, а доля занятых в непроизводственных отраслях (сфера услуг) возросла с 11,7% до 27%. При этом все 100% занятых находились в государственном секторе. Следует отметить тот факт, что с 1965 г. не менее

95% экономически активного населения являлись участниками пенсионной системы. В 1986 г. этот показатель составил 98,8%. Данные цифры подтверждают всеохватывающий характер пенсионной системы СССР. Законы 1956 и 1964 г. легли в основу единой комплексной и фундаментальной пенсионной системы.

Таблица 3.

Доля пенсионеров в совокупном населении СССР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1940 1960 1970 1980 1986

Всего население, млн.человек 194,1 208,8 241,7 266,6 278,8

Всего пенсионеры, млн,человек 4,0 21,9 41,3 50,2 56,8

Доля пенсионеров в населении, % 2,06% 10,49% 17,09% 18,83% 20,37%

Источник: Составлено на основании данных, содержащихся в сборнике Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник/Госкомстат СССР

Данные таблицы 3 показывают, что до 1940 г. доля пенсионеров в советском обществе была ничтожно мала, затем на протяжении 19401970-х гг. росла очень высокими темпами (рост составил 850% за 30 лет, или по 28,33% в год). Однако с 1970 по 1986 гг. рост существенно замедлился (19% за 16 лет, или 1,2% в год). К концу существования Союза государственную пенсию получали уже более 20% граждан.

Такая динамика объясняется тем, что до 1940 г. система пенсионного обеспечения была слабо развита. После Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления был бурный рост количества пенсионеров в последующие годы связан с законами 1956 и 1964 г., придавшими пенсионному обеспечению в СССР системный характер. Именно в тот период пенсионная система стала комплексной и начала охватывать практически все основные группы населения (см. табл. 2). К факторам, которые привели к существенному росту количества пенсионеров в стране необходимо также отнести мощный рост

средней продолжительности жизни: с 46,9 лет в 1939 г. до 69 лет в 1986 г. .

Данные, представленные в таблице 4, позволяют заключить, что за период с 1940 по 1986 г., на фоне роста ВВП в 18 раз, роста расходов бюджета в 24 раза, государственные расходы на пенсию возросли в 164 раза. Удельный вес расходов на пенсию в общих расходах бюджета вырос с 1,7% до 11,8%, а их доля в ВВП в 1986 г. составила 3,5%. Всё это лишний раз подтверждает важнейшую роль пенсионной системы в жизни советского общества. Вопросам достойного пенсионного обеспечения отводилась первостепенная роль при распределении расходов бюджета.

Таблица 5. Величина средней пенсии в СССР, рубли

1970 1980 1986

Всего по стране 34,4 57,2 75,1

По Закону о государственных пенсиях 43,3 63,8 81,2

из них по возрасту 53,4 71,6 89,4

По Закону о пенсиях и пособиях членам колхозов 14,3 35,2 48

из них по возрасту 14,0 35,2 48,2

Источник: Составлено на основании данных, содержащихся в сборнике Народное хозяйство СССР в 1987 г.: Стат. ежегодник/Госкомстат СССР.

При том, что максимально установленная Законом «О государственных пенсиях» пенсия равнялась 160 рублям1, средняя пенсия в 1986 г. составляла 75,1 рублей. Примечательно, что с 1970 г. по 1986 г. средняя пенсия возросла с 34,4 рублей до 75,1 рубля. В абсолютном выражении рост составил 40,7 рублей, а в относительном -118,3%.

Сформировавшаяся к 1965 г. пенсионная система сперва обеспечивала довольно низкий уровень замещения заработной платы, однако далее можно было наблюдать положительную динамику основных индикаторов эффективности пенсионной системы. Так, за 20 лет коэффициент замещения вырос на 43% и уже к 1990 г. составлял 0,4, что в полной мере соответствует

Таблица 4.

Динамика ВВП, расходов государственного бюджета, и расходов на пенсии в СССР

1940 1960 1970 1980 1986

ВВП, млрд. рублей 79,4 333,5 643,5 1078,5 1425,8

Расходы бюджета всего, млрд. рублей 17,4 73,1 154,6 294,6 417,1

Расходы на пенсии, млрд. рублей*с учетом внебюджетных фондов 0,3 7,1 16,2 33,3 49,3

Доля расходов на пенсии в общих расходах бюджета 1,7% 9,7% 10,5% 11,3% 11,8%

Доля расходов на пенсии ВВП 0,4% 2,1% 2,5% 3,1% 3,5%

Источник: Составлено на основании данных, содержащихся в сборнике Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник/Госкомстат СССР

1 В случае труда в особо тяжёлых условиях.

сегодняшнему уровню, рекомендуемому МОТ. За этот же период средняя пенсия выросла на 118%, а доля расходов на пенсии в общих бюджетных расходах выросла до 11,8% при росте общего количества пенсионеров и доли пенсионеров в населении СССР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6. Фактический коэффициент замещения (на конец года)

1970 1980 1986 1990

Средняя зарплата, рубли 122 190,8 195,5 274,6

Средняя пенсия, рубли 34,4 57,2 75,1 109,2

Коэффициент замещения 0,28 0,3 0,38 0,4

Источник: Составлено на основании данных, содержащихся в сборнике Народное хозяйство СССР в 1987 г.: Стат. ежегодник/Госкомстат СССР. и в сборнике Народное хозяйство СССР в 1990 г.: Стат. ежегодник/Госкомстат СССР.

Проведённый анализ статистики свидетельствует об эффективности пенсионной системы СССР и об огромной важности социального обеспечения во внутренней политике Союза.

Переход к постсоветской пенсионной системе

Завершающим этапом эволюции советской пенсионной системы стала реформа 1990-го г., когда в мае был принят Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», гарантировавший всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение путём предоставления пенсий . Он выделял два вида пенсий: трудовые (к которым относились пенсии по возрасту/старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет) и социальные.

Возраст выхода на пенсию не был изменён: право на пенсию по старости получали мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, и женщины — по достижении 55 лет и стаже работы не менее 20 лет. Однако претерпела изменений система исчисления размера пенсий. При том, что был сохранён принцип минимального и максимального коэффициентов замещения, сам порядок расчёта пенсии был изменён. Теперь основным критерием, определяющим размер пенсии, стал трудовой стаж, а не размер заработка. Минимальная пенсия по старости составляла 55% от заработка, при этом за каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия увеличивалась на 1% заработка. Максимальный относительный размер пенсии был зафиксирован на уровне 75% от заработка. Если предположить, что с ростом стажа происходил и рост зарплаты (что было бы логично, учитывая карьерный рост и приобретение с трудовым стажем дополнительного опыта и навыков), то можно сказать, что пенсионная система образца 1990 г. создавала больше сти-

мулов к активному труду, нежели пенсионная система образца 1956 г., рассмотренная ранее. Таким образом, она должна была приобрести менее уравнительный характер к концу существования СССР.

Ещё одним нововведением было учреждение Пенсионного фонда СССР 15 августа 1990 . Пенсионный фонд создавался для целей обеспечения финансирования расходов на выплаты пенсий в рамках реализации пенсионной реформы 1990 г. Пенсионный фонд должен был осуществлять государственное управление финансами пенсионного обеспечения . Денежные средства Пенсионного Фонда не входили в состав государственного бюджета, то есть он был внебюджетным фондом. Право на трудовую пенсию возникало лишь при условии уплаты работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд.

Важно отметить, что наряду с государственным пенсионным обеспечением, Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» предусматривал возможность добровольного пенсионного страхования . Для этого трудящийся должен был заключить договор добровольного страхования дополнительной пенсии. Выплата дополнительных пенсий осуществлялась из страхового фонда Госстраха СССР, который формировался на 50% из личных взносов трудящихся и на 50% за счёт средств государственного бюджета СССР. Более того, предприятия, организации, колхозы и кооперативы могли возмещать работникам частично или в полном объёме взносы, уплаченные ими по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии. Таким образом, комбинированная пенсионная система, построенная на принципах сочетания обязательного и добровольного пенсионного страхования, была реализована ещё в СССР.

Однако долго просуществовать пенсионной системе СССР в данной конфигурации не удалось. Завершающим шагом на пути перехода от советской пенсионной системы к российской было решение об организации Пенсионного фонда РСФСР, зафиксированное постановлением Верховного Совета РСФСР «Об организации Пенсионного Фонда РСФСР» . Отметим важнейшие моменты, которые устанавливались данным постановлением:

• управление финансами пенсионного обеспечения в РСФСР переходит к Пенсионному фонду РСФСР;

• Пенсионный фонд является внебюджетным фондом, его средства не входят в бюджет РСФСР, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию;

• Пенсионный фонд признаётся самостоятельным кредитно-финансовым институтом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР»;

• акты законодательства СССР по вопросам образования и деятельности Пенсионного

фонда СССР на территории РСФСР не применяются;

• все предприятия и организации, находящиеся на территории РСФСР, должны вносить взносы в размере 26% на фонд оплаты труда, из которых 20,6% направляются в Пенсионный фонд РСФСР.

Итак, мы приходим к выводу о том, что именно с принятия постановления Верховного Совета РСФСР «Об организации пенсионного Фонда РСФСР» можно говорить о закате советской и зарождении постсоветской российской пенсионной системы.

В заключение, отмечая эффективность пенсионной системы СССР, необходимо подчеркнуть, что она носила сугубо распределительный характер, то есть не имела накопительного элемента. Это приобретает сегодня особую актуальность ввиду продолжающихся споров о целесообразности сохранения пенсионных накоплений в рамках реформирования пенсионной системы России. Рекомендуется детально изучить опыт построения пенсионной системы в СССР при разработке пенсионной реформы в РФ.

Список литературы

2. Капустина О. Основные социальные группы советского общества в 1960-1980 гг., определённые пенсионным законодательством // Журнал исследований социальной политики / 2013. Т. 11. № 3. -C.407-422

3. Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник/Госкомстат СССР.-М.: Финансы и статистика, 1987. — 766 с.

4. Народное хозяйство СССР в 1987 г.: Стат. ежегодник/Госкомстат СССР. — М.: Финансы и статистика, 1988. — 736 с.

5. Народное хозяйство СССР в 1990 г.: Стат. ежегодник/Госкомстат СССР. — М.: Финансы и статистика, 1991. — 752 с.

6. О государственных пенсиях: закон СССР от 14.07.1956 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

7. О пенсиях и пособиях членам колхозов: закон СССР от 15.07.1964 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. О пенсионном обеспечении граждан в СССР: закон СССРот 15.05.1990г.// Справочно-правовая система Консультант Плюс.

9. Об утверждении положения о персональных пенсиях: постановление Совмина СССР №1475 от 14.11.1956 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

10. Об организации пенсионного Фонда СССР: постановление Совмина СССР №818 от 15.08.1990 г.// Справочно-правовая система Консультант Плюс.

11. Об организации пенсионного Фонда РСФСР: постановление Верховного Совета РСФСР №442-1 от 22.12.1990 г.// Справочно-правовая система Консультант Плюс.

Об авторе

Пудовкин Алексей Васильевич — аспирант кафедры международных финансов МГИМО(У) МИД России. E-mail: pudovkin.aleksei@mail.ru.

ANALYZING THE PENSION SYSTEM OF THE USSR

Aleksei V. Pudovkin

Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

6. O gosudarsatvennih pensiyah: zakon SSSR dated 14.07.1956. Law system «Consultant Plus».

24 авг 2018 Алёна Путкова Все авторы

В своей прошлой статье я рассказала про ситуацию с пенсиями в некоторых западных странах, а также нормы Международной организации труда по соотношению пенсии и прежних доходов человека. К этому мы вернемся чуть позже. А пока давайте поговорим о пенсиях в России.

Установление пенсионного возраста и продолжительность жизни в 1932 году

В России в 1932 году законодательно установили возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.

Средняя продолжительность жизни тогда была 43 года (40 лет для мужчин и 46 — для женщин).

Ситуация лучше, чем в Германии времен Бисмарка. Там, как я рассказывала, пенсии полагались дожившим до 70 лет. Чем именно лучше? Разрыв между средней продолжительностью жизни и возрастом выхода на пенсию меньше, а шансов дожить до пенсии больше. Но суть та же: платили в пенсионную систему все, а вот выплаты из нее доставались не всем. Такая особенность пенсионной системы была установлена изначально и в большинстве стран (историю пенсионной системы Зимбабве и прочих африканских стран не изучала). И установлена она была впервые как раз в западных странах, на которые сейчас некоторые так любят кивать, как на более продвинутые, цивилизованные и социально-ориентированные.

Однако такая низкая средняя продолжительность жизни совершенно не означает, что пенсии были, а пенсионеров не было, ибо никто не доживал. Это не так. В 1959 году появилась первая информация о численности пенсионеров в СССР. Их на тот год было 11 млн. 406 тыс. человек. То есть, несмотря на статистические данные о средней продолжительности жизни тогда в 43 года, было почти 11,5 млн. людей, доживших до пенсионного возраста.

Продолжительность жизни сейчас. Статистика и реальность

Сейчас ожидаемая продолжительность жизни 71 год (66 лет для мужчин и 77 — для женщин). А возраст выхода на пенсию тот же!

Если раньше до пенсии согласно статистике, мужчины не доживали 20 лет, а женщины — 9, то сейчас после выхода на пенсию мужчины живут 6 лет, а женщины и вовсе 22!

И это опять же согласно статистике. На самом деле понятие «ожидаемая продолжительность жизни» — довольно абстрактное. Оно не относится к людям, рожденным в какой-либо конкретный год, а характеризует смертность так называемого условного поколения, возрастные характеристики смертности которого предполагаются равными возрастным коэффициентам, которые наблюдались в конкретном году в разных возрастных группах.

Отдельно рассчитывается ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) для лиц, доживших до определенных возрастов. И тут картина несколько иная. ОПЖ для мужчин, доживших до 60 лет, составляет сейчас более 16 лет, а для женщин в возрасте 55 лет — почти 26 лет. То есть если мужчина дожил до 60 лет, скорее всего он проживет еще 16 лет, а женщина, дожившая до 55 лет, будет здравствовать еще 26 лет.

Да, каждый из вас может привести пример, как кто-то из знакомых не дожил до пенсии. Человека жалко. Но пора понять, что ни у нашего государства, ни у других стран при создании пенсионной системы не было цели, чтобы до пенсии доживали все. Увы, но только при таком условии достигался баланс. Жестко? Да. Но лучше принять это сейчас и начать действовать, пока есть возможность изменить ситуацию, чем оказаться через непонятное количество лет на пенсии, которая замещает треть от зарплаты. Бессмысленно закрывать глаза на эту информацию и кричать: «Власть плохая! Нам теперь придется работать до гробовой доски!». Большинству не придется. А если власть в чем и плоха, так в том, что не повышали пенсионный возраст почти 90 лет вслед за ростом продолжительности жизни. И этим дали людям иллюзию стабильности: «Моя бабушка вышла на пенсию в 55, мама — в 55, и я во столько же выйду». Теперь эту стабильность отнимают.

Коэффициент замещения. Россия и Запад

Про историю пенсионного возраста в России поговорили, теперь давайте про коэффициент замещения расскажу.

Напоминаю, что это такое. Коэффициент замещения — соотношение средней пенсии к средней зарплате. В Конвенции №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» Международной организации труда (МОТ) утверждено, что это соотношение должно быть 40%. То есть пенсионер в среднем должен получать 40% от своей прежней зарплаты.

Что в России?

33% в среднем. В отдельных регионах больше, в отдельных меньше.

Да, это сумма меньше, чем предписывает МОТ. Но, во-первых, 40% — сумма сама по себе небольшая. Много ли вы сможете себе позволить на 40% от зарплаты? И, если смотреть с этой точки зрения, между 33% и 40% разница некритичная. Во-вторых, давайте вспомним коэффициенты замещения в западных странах из прошлой статьи. И сразу в-третьих, из обсуждаемых стран предписание МОТ выполняют только Германия и Чехия. И не выполняют Великобритания, Швеция и даже США. И в-четвертых, пенсионный возраст во всех этих странах повысили уже давно. Когда его повысят у нас, предполагается, что вырастет и соотношение пенсий к зарплатам.

Соотношение пенсий (обязательных пенсионных программ) и прежних доходов составляет в:

  • Германии 42%
  • Швейцарии — 32%
  • Великобритании — 32,6%
  • Швеции — 33,9%
  • США — 38,3%
  • Канаде — 39,2%
  • Чехии — 43,5%

Как видите, цифры примерно одинаковые. Относительно предыдущих зарплат в процентном соотношении наши пенсионеры получают примерно столько же, сколько и европейские. Хуже, чем пенсионеры в одних странах, но лучше, чем в других. То есть мы в этом плане где-то посередине, а никак не в хвосте.

Да, суммарный коэффициент замещения в этих странах гораздо выше, но исключительно за счет добровольных накопительных систем, а не за счет государства.

Вывод

Россия в развитии пенсионной системы похожа на западные страны. Как по изначальному установлению пенсионного возраста выше средней продолжительности жизни, так и по коэффициенту замещения. Серьезное отличие — в других странах пенсионный возраст уже повысили, а у нас это делают впервые за 80 с лишним лет. Причем делали это, когда пенсионная система испытывала куда меньшие проблемы, чем сейчас наша. Об этом моменте не удалось рассказать подробно, если интересно, напишите в комментариях, посвящу этому отдельную статью. Получается, нет ничего ужасного и из ряда вон выходящего ни в размерах пенсий в России, ни в действиях нынешней власти по повышению пенсионного возраста.

Советскую пенсионную систему сегодня принято поминать добрым словом. Впрочем, как и все прочие системы, внутри которых строилась жизнь советского человека в «старые добрые времена». Их вспоминают с ностальгией даже те, чей пенсионный возраст пока еще не наступил — вот, дескать, в СССР пенсионеры жили, а не выживали, не то что сейчас! Так ли это было на самом деле, разбиралась «Лента.ру».

«Бабушка работала очень мало, но жила в городе. У нее было четверо детей. Она получала, кажется, рублей 25 — в начале 1960-х. Бабушка покупала «с пенсии» 150 граммов докторской колбаски, просила ее нарезать, и мы с ней (мне было лет семь) съедали колбаску прямо возле магазина. Это было так вкусно, что лучше и не придумаешь», — рассказывает пенсионер Сергей Александрович в интервью газете «Новый пенсионер». Там же другие люди рассказывают о своих родителях: мама была колхозницей, в конце 60-х годов получала пенсию 12 рублей; мама работала на меховой фабрике, из-за прерванного стажа получала пенсию 30 рублей…

Теперь, когда заходит разговор о пенсиях, часто вспоминают именно советское время и советскую пенсионную систему. Дескать, пусть такого разнообразия продуктов на полках магазинов не было, и в очередях стоять приходилось, но пенсионеры не бедствовали, и на пенсию свою жили куда лучше нынешних, ведь те товары, которые можно было достать, пусть и отстояв несколько часов, стоили существенно дешевле.

Когда это было? Кто-то скажет, что в брежневские времена «благословенного застоя», кто-то поминает добрым словом Иосифа Виссарионовича, для кого-то этот период простирается вплоть до начала «проклятой» перестройки. Понятно, что тем, кто начал получать пенсию еще до распада СССР, сейчас в лучшем случае за 80, и судить они могут только о тех положительных и отрицательных сторонах пенсионной системы Советского Союза, с которыми столкнулись сами. Да еще сделаем скидку на то, что в те времена они были моложе, здоровее, а значит, видели мир в существенно более радужных тонах, нежели сейчас. Между тем пенсионная система СССР в том виде, в котором она существовала в 1980-х годах прошлого века, была принята вовсе не декретом большевиков в 1917 году.

Старикам здесь не место

Статус старика как уважаемого члена общества, прошедшего сложный трудовой путь, закрепился за советским пожилым человеком ближе к 1930-м годам. В первые же послереволюционные годы престарелые граждане — и прежде всего женщины — рассматривались, по словам историка Марии Ромашовой, как «идейно чуждые, отсталые, погрязшие в быту и разлагающие детей религиозным воспитанием».

«Старое было приравнено к вымирающему, и процесс вымирания не должен был занимать ничьего внимания. Молодость и старость перестали быть равно естественными биологическими явлениями, разными ступенями одной и той же человеческой жизни. Молодые явно не собирались стареть. Старость находилась под подозрением», — объясняет эту тенденцию литературовед Мариэтта Чудакова.

Действительно, пенсионная система, даже в своем рудиментарном виде, складывалась в СССР достаточно долго. В 1918 году декретом Совнаркома РСФСР право на социальные выплаты получили граждане, «лишенные основного заработка или его части вследствие утраты трудоспособности или безработицы». То есть тут речь шла либо о пособии по безработице, либо о пенсии по инвалидности.

В течение 1920-х годов постепенно появились и другие категории граждан, имеющих право на социальные выплаты. Так, в 1921 году на повышенные пенсии смогли претендовать «престарелые и инвалидные педагоги, имеющие заслуги в деле народного образования». Постепенно ввели пенсионное обеспечение для военных, потерявших трудоспособность во время боевых действий, а в 1929 году пенсии наконец получили определенные категории служащих. Это были работники горной, металлургической и электропромышленности, а также железнодорожного и водного транспорта. Тут же можно встретить знакомые цифры: пенсии назначались мужчинам 60 лет и женщинам 55 лет. При этом стаж первых должен был составлять 25 лет, а вторых — 20 лет.

Наконец, важной вехой в становлении пенсионной системы СССР стала статья 12 «Положения о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», утвержденная постановлением Совнаркома в 1930 году. Согласно ей работники всех госпредприятий могли претендовать на пенсионные выплаты по старости. Впрочем, важно понимать, что в то время СССР был преимущественно аграрной страной, но о государственных пенсиях для колхозников и крестьян речь не шла, хотя они составляли большую часть населения страны. Но уже в 1935 году в Конституции Советского Союза было закреплено право всех граждан страны на пенсионное обеспечение.

Каким же образом оно осуществлялось? Прежде всего стоит отметить, что никакого пенсионного фонда тогда в стране не существовало. Бремя создания социальных фондов возлагалось на каждое предприятие. В колхозах же правление сельхозартели должно было по общему решению создавать социальный фонд и кассу взаимопомощи.

Но тут следует понимать, что бюджет колхоза прежде всего распределялся на сиюминутные нужды, и чаще всего колхозные пенсионеры никаких денег не видели: их заменяли натуральные выплаты — зерно, сено, дрова и т.п. К тому же они не были обязательными, поэтому в сильных колхозах выплаты были, а в слабых старики зачастую оставались ни с чем.

Как пишет доктор исторических наук Татьяна Димони, изучение работы по ликвидации и предупреждению нищенства, проведенное районными отделами соцобеспечения Вологодской области в начале 1950-х годов, показало, что престарелые и больные люди, часто одинокие (как правило, старше 70 лет), были вынуждены «собирать куски». При этом в каждом районе области таких насчитывалось от десятка до полусотни человек.

Тем не менее уже в 1939 году в Большой советской энциклопедии было записано, что «только в СССР граждане пользуются материальным обеспечением в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности». Тут же приводится сумма, которая зарезервирована на эти выплаты в бюджете страны за 1938 год: 3,46 миллиарда рублей.

Но, как пишет в своей работе «Пенсионное обеспечение в СССР» доктор исторических наук Владимир Мамяченков, если провести нехитрые расчеты, при общем населении страны в 160 миллионов человек, приняв удельный вес пенсионеров за 15 процентов, средняя пенсия получится в размере 150 рублей (дореформенные деньги — 15 деноминированных рублей). «В то же время один метр шерстяной ткани стоил 87 рублей, пара сапог или ботинок — 50, метр шелка — 36, кубометр дров — 18, а пара тапочек — 11», — рассуждает он.

Несмотря на то, что в 1950-х годах ситуация в целом улучшилась, она оставалась крайне неудовлетворительной. Никакого способа в открытую жаловаться на низкие выплаты (или их отсутствие) у граждан не было, поэтому они изобретали достаточно интересные способы о них заявить. Мамяченков приводит пример, когда во время выборов депутатов Верховного Совета СССР 1954 года в урне был обнаружен бюллетень со следующим текстом: «Не разрешено до сих пор Положение о пенсиях. Размер пенсии установлен 90-155 рублей — эта сумма явно недостаточная при существующих ценах. Этих денег может хватить только на одного человека, и то только на хлеб, больше он ничем не сможет обеспечить свое существование».

Сбылись мечты народные

Закон о пенсиях был наконец принят в 1956 году. Он действительно существенно повышал пенсии в стране (в среднем на 81 процент) и устанавливал минимальную в размере 300 рублей, а максимальную — в размере 1200 рублей (то есть 30 и 120 рублей после деноминации). Но тут важно отметить, что все эти радости были доступны при наличии стажа 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. При его отсутствии или нехватке минимальная пенсия составляла 75 рублей (то есть 7,5 рубля), что, конечно, выглядело смехотворно.

И тут стоит учитывать, что многие женщины, состарившись и не имея стажа, буквально оказывались на содержании детей. «Они составляли многочисленный легион тех, кто воспитывал «нового советского человека», вопреки декларациям о необходимости общественного воспитания, нес на себе все домашние заботы, пока их взрослые дети трудились на производстве», — отмечает в своей работе Мария Ромашова.

Также немаловажно отметить, что закон 1956 года по-прежнему не касался колхозников — соответствующий законодательный акт был принят только в 1964 году. При этом трудиться им полагалось дольше других категорий граждан — до 65 лет мужчинам и до 60 лет женщинам, да и максимальная пенсия устанавливалась в размере не 120, а 102 рублей. «Но этот максимум так и остался недосягаемой мечтой сельских пенсионеров: в среднем размеры пенсий колхозников были просто мизерными», — пишет Мамяченков. Всего 12 рублей — столько обычно получали колхозные пенсионеры после принятия закона, а к 1985 году эта цифра едва доросла до 40 рублей.

Первые среди равных

При этом в обществе еще с 1920-х годов существовали привилегированные категории граждан, пенсия которых существенно превышала максимальную. Это были так называемые персональные пенсионеры — определенные люди, которые «внесли исключительный вклад в строительство советского государства». Люди, которые получали персональные пенсии, делились на персональных пенсионеров союзного, республиканского и местного значения. В 1977 году такие пенсии составляли 250, 160 и 140 рублей соответственно. Кроме того, существовали дополнительные выплаты партработникам с большим стажем, а также старым большевикам — ссыльным и политзаключенным Российской империи. Им были положены и особые льготы. Получали надбавку к пенсии и отставные военные. Круг этих персон, впрочем, был сильно ограничен, и заметного влияния на общую картину они не оказывали.

Заслуги, за которые назначали персональные пенсии, иногда были достаточно спорными. «Так, в 1961 году обком партии просил назначить пенсию республиканского значения некому М., работнику ГУЛАГа, который «…с 1942 года беспрерывно находится на партийной работе в системе исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД»», — пишет Мамяченков.

Конечно, и коммунистическая партия, и советская родина не обходили вниманием тех, кто ими руководил. Например, Никита Хрущев, отправленный на пенсию принудительно в 1964 году, с 1965 года получал пенсионные выплаты в размере 500 рублей в месяц. Партийные чиновники высокого ранга тоже зачастую выходили на заслуженный отдых с пенсиями, размер которых превышал выплаты персональным пенсионерам союзного значения.

* * *

Нельзя, впрочем, не отметить, что выплаты регулярно повышались, и к 1980-м годам средняя пенсия в СССР составляла около 70 рублей. Но тут важно понимать, что около четверти пенсионеров Советского Союза получали минимальную пенсию. А отечественные сапоги с искусственным мехом стоили 80 рублей, пальто женское — 111 рублей, не говоря уже о всяких излишествах вроде бытовой техники и электроники (которую надо было еще и достать).

При этом число граждан пенсионного возраста к концу советской эпохи быстро увеличивалось, а выплаты госпредприятий на социальные нужды оставались прежними — разницу покрывали государственные дотации. Множественность различных систем пенсионного обеспечения, общая неразбериха и непрозрачность системы только усугубляли ситуацию. В условиях нефтяного кризиса 1980-х годов социальные расходы государства вносили существенный вклад в дефицит бюджета страны. Огромной советской страны, которая в конечном итоге рухнула под весом этой и других проблем, нараставших как снежный ком.

90 лет назад, 15 апреля 1929 года, в СССР было введено государственное пенсионное обеспечение по старости. Тогда пенсии установили для рабочих горной и металлической промышленности, в электропромышленности, для железнодорожников и работников водного транспорта. Сразу же после этого пенсии по старости стали устанавливать рабочим остальных отраслей. Право на них имели мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, проработавшие в общей сложности по найму соответственно 25 и 20 лет. Люди, занятые на подземных работах, могли уйти на пенсию в 50 лет, если у них было 20 лет трудового стажа.

Пенсия назначалась в размере половины прежнего заработка пенсионера. Однако в то время средняя продолжительность жизни была такова, что дожить до пенсии мог далеко не каждый, на момент установления возрастных планок она составляла всего 43 года.

Вопрос-ответ Почему в СССР нарезной батон был вкуснее?

В ожидании старости

Пенсионные пособия в России стали вводить постепенно ещё при Петре I, а пенсионное законодательство разработали при Николае I. Сначала выплаты были положены только военнослужащим и их вдовам, а также имеющим ранг чиновникам. В ХIХ веке пенсионная система России неуклонно расширялась, постепенно включая в себя обширные категории людей, которых сегодня называют бюджетниками. К 1914 году право на пенсию по выслуге лет имели чиновники, офицеры, таможенники, жандармы, учителя, врачи, инженеры и рабочие казённых заводов и железной дороги. Проработавшим на одном месте 35 лет полагалась пенсия в размере полного оклада, половина от оклада — тем, кто проработал не менее 25 лет. Причём возраст выхода человека на пенсию в Российской империи не регламентировался. Лишить человека пенсии можно было в двух случаях: если он стригся в монахи или, выехав за рубеж, не возвращался в империю. Когда пенсионер умирал, его вдова и несовершеннолетние дети продолжали получать за него его выплаты. Пенсион не назначали тогда, когда глава семьи погибал на дуэли.

В СССР «невозвращенцам» и священникам государство пенсии не платило. Все царские пособия большевики отменили, а трудящиеся долгое время никаких пенсий вообще не получали. В 1918 году ввели пенсии для инвалидов Красной армии, через четыре года впервые придумали персональные пенсии видным партийным активистам: для «старых большевиков». Постепенно пенсии стали получать все городские рабочие, а к 1937 году советская власть «осчастливила» пенсионными пособиями и служащих.

Система пенсионного обеспечения в СССР окончательно была установлена в 1956 году законом о государственных пенсиях. Тогда средний размер пенсий по возрасту увеличили более чем в два раза, а по инвалидности — в полтора. Государственными пенсиями обеспечили всех, кроме колхозников. Правда, колхозы имели право создавать социальные фонды, в том числе и пенсионные, которые платили старикам большей частью не деньгами, а продуктами. Однако весь колхозный социальный фонд не мог превышать 2% от его валовой продукции. А кроме того, только 20% колхозов считались богатыми и крепкими, примерно столько же — бедными, а 60% хозяйств можно было отнести к колхозам-середнякам. Так что колхозные пенсии для многих оставались несбыточной мечтой. Лишь в 1964 году вышел закон о государственных пенсиях и пособиях членам колхозов. В результате колхозники стали получать аж по 12 рублей в месяц. На эти деньги в магазине можно было купить 6 кило мяса с костями или 100 буханок самого дешёвого чёрного хлеба. За недорогой мужской костюм в те времена нужно было выложить примерно 60 рублей, за мужские туфли — 10.

Статья по теме Министры под раздачу. Как в СССР наказывали взяточников?

Персоны и граждане

Надо заметить, что советская экономика обходилась без пенсионного фонда, деньги на пенсии закладывались в бюджет и оттуда выплачивались пенсионерам. Если средств не хватало, то власти урезали другие статьи бюджета, но пенсии выплачивали в полном объёме и в срок. Размер средней пенсии за весь период существования СССР постепенно увеличивался вслед за ростом уровня жизни населения. Средняя пенсия в стране в 1980 году была около 70 рублей, а средняя зарплата — около 170. Через десять лет — порядка 100 и 300 рублей соответственно. Основная масса советских граждан получала право на пенсионное обеспечение по старости на так называемых общих основаниях: мужчины — по достижении 60 лет, женщины — 55. Её максимальный размер составлял 120 рублей, за непрерывный или длительный стаж работы можно было получить десятипроцентную надбавку к пенсии. Некоторым категориям граждан предоставлялось право на досрочное получение пенсий: работающим на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, работникам предприятий с тяжелыми условиями труда, педагогам и медицинским работникам, родителям или опекунам ребёнка-инвалида и многодетным матерям, военным и милиционерам.

Существенной частью советской пенсионной системы стало персональное пенсионное обеспечение, зафиксированное утверждённым 14 ноября 1956 года постановлением Совмина СССР «Положением о персональных пенсиях». В СССР были установлены персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения. Их размеры определялись в каждом конкретном случае в зависимости от характера и степени заслуг пенсионера. В 1977 году эти пенсии составляли 250, 160 и 140 рублей. Сами по себе размеры этих пенсий не слишком превышали размеры пенсий, назначаемых на общих основаниях. Например, Хрущёв на пенсии получал 400 рублей. Однако персональные пенсионеры получали целый пакет всевозможных льгот, недоступных простым смертным.

admin