Педсоветы в школе

Всего 3 с небольшим недели отделяют школьников, родителей и учителей от нового витка длиною в учебный год. Всё повторяется, но каждый раз по-разному. В школу приходят новые дети, а вместе с ними и родители. Быть в течение 11 лет родителем школьника — задача непростая. Как быть родителем школьника, советует на страницах Newtonew учитель из Новосибирска Людмила Некрасова.

Быть родителем школьника в наше время очень трудно, считает автор статьи и советует родителям помнить:

Это не вы учитесь в школе, а ребёнок

«Любой ребенок уникален» — базовый постулат здорового родительства. Если у вас в школе были проблемы с математикой, математичкой, учебником математики или соседом по парте на уроках математики (нужное подчеркнуть), то это не значит, что у сына или дочери должны эти проблемы быть. Вполне может быть, что его проблемы и достижения в школе будут совсем не такими, как это было у вас. Поэтому не стоит заранее программировать его на проблемы, а надо попробовать дать ребёнку шанс самому сформировать свое отношение к математике, физике, географии или английскому языку.

Не бросайтесь решать проблему ребёнка, сперва предложите помощь

Вполне естественно, что родители стараются защитить, оградить своего ребенка от проблем и трудностей. Но если ребенок может сам справиться с ситуацией, он должен справляться сам, ведь это его жизнь, его опыт, его развитие, его взросление.

Роль родителей в такой ситуации — выслушать, поддержать морально, выразить доверие и поддержку. Если же мы кидаемся решать проблемы своего ребенка, забыв его спросить, есть ли в этом необходимость, мы идем на поводу у своих эмоций, своего гнева, своих тревог за ребенка. Разве такое наше поведение демонстрирует ребенку доверие в его силы?

Помните, на чьей вы стороне

В подавляющем большинстве за успехами ребенка стоит поддержка семьи. Но — поддержка настоящая. Потому что «пойду сейчас покажу всем этим училкам» — это не помощь, это самоутверждение и повод потешить своё эго. И «мой ребёнок прекрасно разбирается в теме, а вы ему назло двойки ставите» — тоже.

Помощь должна быть такой, чтобы благодаря ей ребенку удавалось справиться с трудностями, поверить в себя, в свои силы. С помощью и поддержкой родителей ребенок становится сильнее, свободнее, увереннее, оптимистичнее. Конечно, проще и удобнее во всех проблемах в школе видеть только вину школы и учителей. Тем более, что школа ох как не без греха, она создает и провоцирует массу проблем. Но дальше каждый родитель делает свой выбор. Кто-то становится приверженцем семейного обучения, совмещая роли учителя и родителя. Кто-то транслирует свой негативный опыт в комментариях из серии «школа зло», «калечит психику», «ничему не научили» и подобное. Мне повезло, что в моей школе большинство родителей настроены на то, чтобы вести конструктивный диалог.

Муниципальное образовательное учреждение

Ливенская общеобразовательная средняя школа

Педагогический совет на тему «Уклад школы – основа успешности ученика».

Подготовила: зам. директора по УВР Бахтина Т.О.

1.Подготовка заседания педагогического совета

Первый этап «Договоримся о понятиях»

По толковым словарям были определены ведущие понятия темы: уклад, успешность, успех.

По Ожегову:от успешный – заключающий в себе успех, удачный.

Успех:

1) удача в достижении чего-либо;

2) общественное признание;

3) хорошие результаты в работе, учёбе.

По Далю:успех от успеть – достигать желаемого.

По Ожегову:удача – нужный или желательный исход дела.

Уклад:

По Ожегову:установившийся порядок, сложившееся устройство общественной жизни и т.п.

По Далю:устройство, учреждение, порядок, устав.

Второй этап «Определение целей планируемого заседания педагогического совета»

Цели заседания педсовета:

— сформировать позицию педагогического коллектива по проблемам формирования личности успешного гражданина и человека;

— охарактеризовать ключевые составляющие этого процесса;

— выявить имеющиеся в школе ресурсы для формирования личности успешного гражданина и человека.

Третий этап «Постановка задач, решение которых будет осуществляться в ходе заседания педагогического совета»

Модуль 1. «Успешный ученик»;

Модуль 2. «Родители успешного ученика»;

Модуль 3. «Учитель успешного ученика»;

Модуль 4. «Уклад школы, необходимый для воспитания успешного человека».

Вопросы для модулей

Модуль 1. «Успешный ученик»

1.Какими ключевыми компетенциями должен обладать выпускник школы, чтобы достичь успешности в жизни? Что представляет собой модель выпускника школы?

2.Определите алгоритм действий педагогического коллектива школы по формированию личности успешного ученика на второй и третьей ступенях обучения. По каким критериям можно судить о сформированности ключевых компетенций обучающихся второй и третьей ступеней?

Модуль 2. «Родители успешного ученика»

1. Какими качествами должны обладать родители, способные воспитать успешного человека?

2. Определите алгоритм действий педагогического коллектива школы по формированию системы взаимоотношений с родителями учащихся для решения общей задачи – воспитания успешного человека.

Модуль 3. «Учитель успешного ученика»

1.Какими личными и профессиональными качествами должен обладать современный учитель – воспитатель успешного ученика?

2.Определите алгоритм формирования личности учителя успешного ученика, алгоритм формирования отношений учителя с учениками.

Модуль 4. «Уклад школы, необходимый для воспитания успешного человека»

1.На каких принципах должно идти формирование школьного уклада – основы воспитания успешного ученика? Какие явления нынешней жизни школы способствуют формированию ситуаций, в которых появляется успешность ученика? Какие новые формы уклада жизни школы необходимо ввести в практику?

2.Определите алгоритм формирования современного уклада школы – основы успешности ученика.

Четвёртый этап «Подготовка основы презентации»

1.Изготавливаются следующие слайды для начала разработки мини – проекта «Уклад школы – основа успешности ученика»:

— тема заседания педсовета;

— определение основных понятий темы;

— иллюстрация к определению цели работы на заседании педагогического совета.

2. Заготовки для презентации каждой группы.

3. Подготовка итогового слайда – проект решения заседания педагогического совета.

Пятый этап «Техническое оснащение заседания педагогического совета»

Условия:

— четыре кабинета с мультимедийным оборудованием для работы групп;

— мультимедийное оснащение, где будет проходить заседание.

2.Ход заседания педагогического совета

Работа началась с презентации, которая помогла участникам заседания:

— уяснить понятия, указанные в названии темы;

— осознать, облечь в словесную форму основную педагогическую цель сегодняшнего дня – воспитать успешного человека и обучить его достижениям успеха в жизни.

После этого были определены задачи для каждой творческой группы, и началась работа в группах. Она продолжалась 35-40 минут.

По окончании работы в творческих группах педагогический коллектив продолжил совместную работу. Каждая из групп по запланированной логикой работы очерёдности (см. порядок модулей) представляла свои разработки и аргументировала свою позицию. После выступления каждой из групп, завязывался мини – диалог выступающих со слушателями и ведущими педсовета по тем или иным вопросам представленной темы.

Разработки творческих групп

Модуль 1. «Успешный ученик»

Модель выпускника, составляющие которой выделены первой творческой группой

(схема)

Отношение к себе и окружающим предполагает, что выпускник школы – это личность:

— уважающая себя;

— осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности;

— способная принимать решения в ситуациях нравственного выбора и нести ответственность перед собой и обществом;

— стремящаяся к саморазвитию и самовоспитанию.

По своему мировоззрению он является:

— патриотом своего Отечества;

— гражданином общества, страны, мира;

— личностью, свободной в выборе мнения, религии, образа жизни;

— человеком, признающим моральные и юридические законы страны, человечества, уважающим свободу выбора и права других людей.

Выпускник школы – это человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему:

— быть интегрированным в мировую культуру;

— осуществлять свободный выбор области деятельности.

В отношении к труду, деятельности и своим обязанностям он отличается основными качествами:

— добросовестностью;

— старательностью;

— настойчивостью;

— самостоятельностью;

— творческим подходом к работе.

Выпускник школы – это личность:

— относящаяся к своему здоровью как важной личной и общественной ценности;

— знающая механизмы и способы поддержания здоровья и оздоровления организма;

— стремящаяся к физическому совершенствованию;

— не имеющая вредных привычек.

Наш выпускник — в будущем семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью.

Он осознаёт себя частью природы, стремится к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной.

Критерии сформированности ключевых компетенций обучающихся второй ступени (модельное представление)

Цель образовательной деятельности на второй ступени – формирование творчески развитой личности, способной к самоопределению и самостоятельному решению проблем.

Общеучебные умения и навыки

1.Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения.

2.Умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свёртывания информации.

3.Владение умением ориентироваться в учебной, социальной ситуации на основе лично освоенных предметных знаний, культурного наследия, норм социального поведения и межличностного общения.

4.Умение систематизировать материал в пределах учебной темы.

Здоровье

1.Самоопределение в способах достижения здоровья.

2.Самоорганизация на уровне здорового образа жизни.

3.Соответствие физического состояния выпускника нормативам физического развития.

Познавательная деятельность

1.Способность рассуждать.

2.Креативность.

3.Самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании.

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

1.Социальная взрослость, ответственность за свои действия.

2.Осознание собственной индивидуальности.

3.Потребность в общественном признании.

4.Достаточный уровень воспитанности.

Критерии сформированности ключевых компетенций обучающихся третьей ступени (модельное представление)

Цель образовательной деятельности на третьей ступени – формирование творчески развитой, социально ориентированной личности, способной к самореализации в общественной и профессиональной деятельности.

Общеучебные умения и навыки

1.Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения.

2.Грамотное владение устной и письменной речью.

3.Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию.

4.Целостное видение проблемы, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне.

Здоровье

1.Осознание ценностей ведения здорового образа жизни.

2.Осознаное отношение к здоровью и физической культуре.

3.Умение применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи, способность действовать в чрезвычайных ситуациях.

Познавательная деятельность

1.иннтеллектуальная готовность и способность к продолжению образования.

2.Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их.

3.Способность использовать знания на практике.

4.Рациональная организация труда, самообразования, исследовательской деятельности.

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

1.Правовая культура.

2.Коммуникативность, культура общения. Признание ценности гармоничных отношений между людьми.

3.Адекватная самооценка.

4.Чесность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.

5.Профессиональное самоопределение.

6.Достаточный уровень воспитанности.

Модуль 2. «Родители успешного ученика»

Качества родителей, способных воспитать успешного человека

— способность выявить возможности ребёнка;

— умение создавать условия для всестороннего развития личности;

— терпимость к своему ребёнку;

— способность быть примером;

— умения поощрять, корректировать и тактично направлять действия ребёнка (школа, друзья, знакомые, учителя и др.).

Формирование отношений между родителями и их детьми

1.Формирование целевых жизненных установок и активной позиции.

2.Мотивация ребёнка на успех в учёбе.

3.Воспитание правильного честолюбия и других качеств, необходимых для достижения успеха (воли, упорства, трудолюбия и. т.д.)

4.Толерантность в семье.

5.Личный пример родителей в достижении собственного успеха.

6.Партнёрские отношения между родителями и детьми.

7.Стимулирование активного участия в конкурсах и олимпиадах, формирование личного портфолио ребёнка.

8.Сохранение и укрепление семейных традиций.

Формирование отношений между школой и родителями

1.Взаимодействие администрации, классных руководителей, психолого-педагогической службы с родителями с целью выявления их образовательных запросов.

2.Организация просветительской деятельности («Час родительского ученичества», встречи со специалистами, индивидуальные консультации и т.д.).

3.Участие родителей в жизни школы:

— спонсорская помощь для укрепления материально-технической базы и при организации совместных проектов;

— приглашение специалистов для проведения просветительской деятельности и элективных курсов.

4.Проведение общественных смотров знаний.

5.Проведение встреч с родителями, достигшими успехов в различных сферах деятельности.

6.Участие в различных формах проектной деятельности в школе.

Модуль 3. «Учитель успешного ученика»

(схема)

Профессиональные качества учителя успешного ученика:

— компетентность (глубокие знания по предмету и методические навыки);

— требовательность к себе;

— заинтересованность в результате своей работы;

— умение создать атмосферу успешности на уроке и во внеурочной деятельности;

— умение сделать доступным сложный учебный материал;

— способность к постоянному самообразованию.

Личные качества учителя успешного ученика:

— доброта и внимание к ученикам и коллегам;

— умение общаться, найти правильный подход к ученикам и родителям;

— организованность;

— инициативность и небезразличие;

— моральные и нравственные качества.

Успешным ученик может стать только у успешного учителя.

Отношения к собственной личности учителя успешного ученика

1.Активная жизненная позиция.

2.Стремление к расширению своего кругозора.

3.Постоянное повышение своего профессионального уровня.

4.Владение современными информационно-коммуникативными технологиями.

5.Творческий поиск, инициатива, генерация и воплощение новых идей.

Принципы взаимоотношений с учащимися

1.Уважение к личности ученика, интерес к его внутреннему миру.

2.Креативность.

3.Партнёрство и сотрудничество.

4.Толерантность.

5.Воспитание на личном примере.

Модуль 4. «Уклад школы, необходимый для воспитания успешного человека»

Принципы формирования школьного уклада – основы воспитания успешного ученика

— демократизм;

— соуправление;

— взаимное уважение участников образовательного процесса;

— характер социального заказа;

— персонификация;

— творчество.

Достоинства школы, способствующие формированию ситуаций, в которых проявляется успешность ученика

1.Высокий рейтинг среди школ района.

2.Наличие признанных учителей.

3.Современная материально-техническая база.

4.Набирающее силу и темп олимпиадное движение, рост числа побед на соревнованиях различного уровня.

5.Активное развитие проектной деятельности.

6.Активное использование новых образовательных технологий.

7.Активные профессиональные контакты с представителями педагогической общественности различных регионов России.

8.Богатые традиции, верность которым сохраняется по сей день.

9.Крепкие связи с выпускниками прошлых лет.

Новые формы уклада жизни школы, которые необходимо ввести в практику:

— создать условия для развития креативности мышления всех участников образовательного процесса;

— поддерживать активную жизненную позицию каждого члена педагогического коллектива;

— создать свод правил – Школьное уложение, регулирующее права, обязанности, нормы взаимоотношений участников образовательного процесса;

— построить новую систему взаимоотношений с родителями;

— развивать ученическое самоуправление;

— разработать новую систему стимулирования, пропаганды и поощрения успехов учащихся.

Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Педсовет как высший орган руководства всем образовательным процессом решает конкретные задачи учреждения образования. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете школы. Он создается во всех школьных учреждениях. В его состав входят все педагогические работники и совместители. Также педагогический совет – центральное звено в организации всей методической работы, «школа педагогического мастерства».
Тематика педсоветов обозначается в годовом плане школы. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения. Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов: уровень развития воспитанников; состояние их здоровья; развитие форм совместной работы педагогов и родителей. Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива школы для повышения уровня образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Функции педагогического совета: определяет направления образовательной деятельности школы; отбирает и утверждает образовательные программы для использования в школе; обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности школы; рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров; выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт; рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям; заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ. Заседания совета педагогов правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава. Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным.

Сегодня школа вся и во всем изменяется, обновляется и перестраивается. Новая социально – экономическая ситуация предъявила к ней и новые требования. Педагогический совет, как орган коллективно – коллегиального управления, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. На наш взгляд, именно это является сущностью и основой того, что заставляет современного руководителя искать новые подходы в подготовке и проведении педагогических советов.

Педсовет был и остается явлением проблематичным. К сожалению, очень редко будущих и настоящих руководителей обучают азам искусства проведения педсоветов. А ведь это действительно искусство, потому что, даже очень талантливым руководителям школ прийти к педагогическому совету, где учителя действительно советуются, а не просто заседают, к совету, который приносит педагогическому коллективу радость и удовлетворение, уверенность и вдохновение удается не сразу.

В практике подготовки и проведения педсоветов в своей школе мы стремились не допустить скуки, равнодушия, ожидания окончания «говорильни”. Это требует большой и напряженной работы, знание определенных правил менеджмента и технологии подготовки и проведения педсовета.

Термин «технология” в применении к педагогическому процессу стал употребляться сравнительно недавно. Анализ имеющихся в научно — педагогической литературе различных трактовок термина «педагогическая технология” позволил нам выделить критерии, которые в их комплексном применении и определяют, на наш взгляд, сущность данного понятия: однозначное и строгое определение целей (почему и для чего) должно способствовать отбору и структуре содержания (что), оптимальной организации (как), методам, приемам и средствам (с помощью чего), а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителей (кто) и объективные методы оценки результатов (так ли это).

В рамках первого критерия технологии — однозначное и строгое определение целей (почему и для чего), выбранная тема педагогического совета должна быть актуальна, современна и своевременна, иметь практическую значимость и научность. Определяет выбор тем педсоветов:

  • проблемно – ориентированный анализ работы школы за истекший год;

  • диагностика запросов и потребностей учителей.

В конце года в нашей школе каждый учитель заполняет лист запросов и пожеланий на новый учебный год (см. Приложение 1). Обработка этих листов позволяет при определении тематики педсоветов учесть мнение учительского коллектива. Саму же тематику разрабатывает директор совместно со своими заместителями.

Тематика педагогических советов охватывает практически все основные проблемы современной педагогики. Проблемы образовательного процесса обычно формулируются в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения. Современную проблематику педагогических советов в обобщенном виде можно представить схемой (см. Приложение 2). Для конкретно выбранной темы педагогического совета определяется цель и задачи, что способствует отбору и структуре содержания (что), т.е. второму критерию.

Определение содержания рассматриваемой темы играет немаловажную роль в подготовке педсовета. Сначала формулируются основные вопросы темы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать тему, конкретизировать, определить ее границы. Далее выбранные теоретические положения темы нужно разумно соединить с практическими делами школы. Педсовет будет тогда эффективен, когда учителя смогут убедиться: среди них имеются творчески работающие коллеги, есть носители нового педагогического опыта, есть чему поучиться. Анализ опыта работы учителей школы в свете рассматриваемой психолого – педагогической теории – главный заряд творческого мышления коллектива и главный стимул профессионального роста. Как показывает наш опыт, можно выделить следующие требования к отобранному содержанию:

  • теоретическая часть должна быть актуальна, обоснованна и проверенна жизнью;

  • примеры из практики школы должны быть объективными и конкретными;

  • обобщенные материалы представлены наглядно с помощью схем, графиков, таблиц, диаграмм;

  • сформулирована установка на совершенствование решение проблемы в перспективе на основе выявления лучших начинаний в педколлективе.

Практика подготовки и проведения педсоветов дает возможность выделить наиболее приемлемую общую схему отбора и структуры содержания:

Немаловажное значение имеет оптимальная организация (как) проведения педагогического совета. Формы проведения могут быть разнообразными.

В каждой школе сложились свои традиции, свои требования к организации проведению педсовета. Но как показывает многолетний опыт работы, традиционный вариант педсовета: доклад – содоклад, выступления – сообщения, принятие решения — не эффективен, да и неинтересен большинству учителей. Нередко можно наблюдать как на таких, традиционных педсоветах, многие учителя заняты проверкой контрольных работ, составляют рабочие планы к очередным урокам, просматривают классные журналы и с нетерпеньем ждут окончания «говорильни”. Чтобы разбудить творческую мысль учителей, вызвать у них потребность в деловой дискуссии и оказать сколько – нибудь заметное влияние на положение дел в школе нужно использовать нестандартные, современные интенсифицированные формы проведения (см. Приложение 3).

Преимущество данных форм состоит в следующем:

  • повышается практическая направленность решения проблемы;

  • предусматривается участие каждого педагога в работе педсовета;

  • развивается инициатива, творчество каждого члена коллектива;

  • требуется более глубокое знание теории, всесторонняя информация об образовательном процессе;

  • осуществляется деловое общения коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.

Довольно тесная связь существует между формой проведения педсовета и методами, приемами и средствами (с помощью чего) применяемыми в технологии подготовки и проведении педагогического совета. Так, в работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются:

  • словесные методы: лекция, доклад, беседа, дискуссия, работа с книгой;

  • наглядные методы: рисованная наглядность (графики, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.); демонстрация фото-, видео-, киноматериалов, компьютерные средства;

  • практические методы: действия учителей, моделирование разнообразных ситуации, наблюдение за работой учителей в образовательном процессе.

Имеют место объяснительно – иллюстративные, репродуктивные и продуктивные, проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы.

Для эффективного проведения педагогического совета необходимо учитывать реальный уровень квалификации учителей (кто), их интеллектуальный уровень, умение анализировать педагогические ситуации, правильно выбрать решение и т.п. При подготовке и проведении администрации важно объективно оценить достижения каждого учителя, добиваться признания его успехов всем коллективом.

Реализовываясь в процессе работы педагогического совета, у учителя формируется положительная мотивация педагогической деятельности и создается положительный микроклимат в коллективе, основными показателями которого являются:

  • высокая степень готовности членов коллектива к общению;

  • уровень развития критики и самокритики;

  • степень удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе;

  • стабильность коллектива.

В заключение педагогического совета необходимо обобщить результаты. Целесообразно резюмировать выступления участников педсовета не только после обсуждения каждой подтемы и в конце заседания, но и в ходе самого обсуждения. Это позволяет добиться уверенности в том, что все педагоги отчетливо понимают, о чем идет речь на педсовете, и у них складывается убеждение, что в ходе дискуссии достигнут определенный прогресс и время прошло не напрасно. Чтобы убедиться, что педагогический совет достиг поставленной цели, и в ходе его работы были решены выделенные задачи мы, как правило, используем специальные приемы, объективные методы оценки результатов (так ли это).

Так, например, после завершения работы педсовета, перед принятием решения можно провести мини опрос «Синквейн” (ассоциативный ряд) со следующими заданиями:

  • Запишите два прилагательных, отражающих суть рассматриваемой проблемы (темы).

  • Запишите три глагола отражающих суть рассматриваемой проблемы (темы).

  • Запишите одно слово – символ данной проблемы (темы).

  • Запишите короткое предложение (резюме) о сути рассматриваемой проблемы (темы).

Быстрый анализ данной анкеты дает четкое представление о понимании педагогами рассматриваемой проблемы. Лучшие ответы необходимо прочитать коллективу, тем самым подвести итог всей работы и перейти к принятию решения.

Или еще один пример из опыта работы:

В конце работы перед принятием решения для определения эффективности педагогического совета просим каждого учителя оценить и заполнить предложенную схему по 5 бальной системе:

Далее проводится итог (вычисляется средний балл по каждому параметру) и заполняется большая общая схема.

Решение – это выраженное мнение коллектива по определенной проблеме. Сам процесс выработки решения требует ясности мысли и логики. Только в этом случае решение будет убедительным, конкретным, осмысленным и понятным. Настоящую жизненность обретают лишь такие решения, которые рождаются на основе достоверной диагностики, научного анализа деятельности коллектива, всестороннего учета мнений, содержат глубоко продуманные рекомендации. При нетрадиционных формах проведения педсоветов в решении может быть констатирующая часть, в которой дается краткий анализ положения дел в школе по осуждаемой проблеме, указывается положительное в работе, основные недостатки и вызвавшие их причины. Затем намечаются конкретные меры и пути их реализации, указываются сроки исполнения, ответственные лица и порядок проверки исполнения принятого решения.

На наш взгляд, немаловажную роль при проведении педагогического совета играет и эмоциональное состояние учителя: внутреннее спокойствие, удовлетворенность своей деятельностью, удовлетворенность оценкой его личности и деятельности со стороны коллектива, руководителей. Для исследования этого вопроса в ходе работы педсовета нами используются следующие методики:

Методика «Цветописи” Лутошкина:

Данная методика позволяет определить психологическое состояние учителя до начала работы педсовета и после его окончания. Учителям перед началам работы педагогического совета предлагается выбрать один из семи предложенных цветов (это могут быть кружки одинакового размера) и после завершения работы сделать тоже самое. Далее можно сделать панно в виде двух цветков с разными лепестками, которые и дадут возможность понять настроение учителей, их психологическое самочувствие.

Методика «Лицо педсовета”:

Для определения эмоционального состояния учителей в процессе работы педсовета каждому учителю предлагается выбрать один из предложенных рисунков:

Создание коллажа работы педсовета.

Положительная сторона педсовета, как и всякого непосредственного общения, состоит в психологическом восприятии проблем: на человека влияют нравственно-психологическая атмосфера коллективного обсуждения, эмоциональное поведение участников, подтекст высказываний. Все эти достоинства педсовета могут проявиться лишь тогда, когда руководитель школы знает и владеет основными положениями теории менеджмента. В своей работе мы опираемся на правила предложенные одним из теоретиков менеджмента М.Биркенбиля. Для педсовета, как и для урока, важно начало. Именно в начале закладывается психологический комфорт всего заседания. Следующие правила помогают создать так необходимый психологический настрой всего хода педсовета:

    1. Начинать заседание вовремя, никогда не ожидать опоздавших.
    2. Предельно четко формулировать цель заседания.
    3. Начинать с позитивных моментов, что придает уверенность в успешном завершении.
    4. Решаемую проблему представить интересно, образно с воодушевлением.
    5. Открытие заседания должно длиться не более 2-х минут.

Очень важно постоянно контролировать ход педсовета и умело управлять им. Директору школы полезно помнить следующие правила для контроля за ходом совещания (М.Биркенбиль ):

    1. Руководителю следует оставаться на нейтральных позициях.
    2. Необходимо постоянно поддерживать разговор. Если возникает неловкая пауза, следует вмешиваться с помощью вопросов, объяснений или путем подведения предварительных итогов.
    3. Следует немедленно принимать меры в случае возникновения напряжения. Ни в коем случае не должен разгореться спор.
    4. Необходимо отклонять непродуманные решения. Принимать во внимание надо только подкрепленные фактическим материалом предложения.
    5. Участники должны получать слово путем поименного вызова.
    6. Всегда должен говорить только один человек.
    7. Председатель заседания должен выслушивать мнения всех оппонентов. Идеи, которые не обсуждались, удерживаются наиболее упорно.
    8. Заседание – не поле боя, на котором противник должен быть уничтожен. Руководитель стремиться к выработке общих подходов.
    9. Следует нетерпимо относиться к экскурсам в прошлое и отклонение от темы, которые допускают отдельные участники. Заседание должно последовательно, шаг за шагом, приближаться к решению поставленной проблемы.
    10. Чтобы исключить недоразумения, председатель должен при необходимости уточнять сообщения отдельных участников словами: «Я правильно понял? Так будет правильно?”
    11. Надо чаще подводить промежуточные итоги для того, чтобы продемонстрировать участникам, как близки они к цели.
    12. Председатель заседания должен экономить время. Уже в самом начале надо объяснить, что проблема может быть, без сомнения, решена в отведенное время. По возможности не затягивать заседание ни на минуту.

В заключение заседания, по мнению М.Биркенбиля , перед руководителем встают три задачи:

    1. Достигнутый на заседании результат должен быть сформулирован коротко и определенно.
    2. Необходимо еще раз упомянуть о возможных расхождениях во мнениях; эти разногласия следует представить таким образом, чтобы и проигравшее меньшинство могло быть согласно с ними, не меняя при этом своего мнения.
    3. Необходимо установить, какие шаги должны последовать за принятием решения, у кого какие обязанности, кто несет ответственность за выполнение решения, кто контролирует его выполнение.

После того как в общих чертах обозначена и раскрыты подходы к технологии подготовке и проведению педагогических советов, следует особо подчеркнуть следующий, на наш взгляд, исключительный момент: новые подходы к педсовету ориентированы на вполне определенный круг руководителей школ, для которых ценность личности ученика неразрывно связана с ценностью личности учителя. Руководителю школы, наверное, надо понимать свое профессиональное ремесло как работу с людьми. Надо чувствовать и понимать каждого учителя таким, каков он есть на самом деле, веря в возможности его творческого роста и создавать условия для профессионального развития.

Разумеется, пользоваться новыми технологиями подготовки и проведения педсоветов могут абсолютно все руководители школ, все будет зависеть от творческого подхода к рассматриваемой проблеме.

Литература:

Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. М.:СП «Интерэкспорт”, Экономика, 1993.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЛИСТ ЗАПРОСОВ И ПОЖЕЛАНИЙ.

Уважаемый учитель!

Заканчивается еще один учебный год. Для более четкой организации учебного процесса в новом учебном году:

  • составления учебного плана;
  • распределения часов школьного компонента;
  • формирования кружков и факультативов;
  • планирования методической работы;
  • формирования курсов повышения квалификации;
  • проведения аттестации сотрудников.

просим Вас заполнить данный лист запросов и пожеланий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРОБЛЕМАТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

1. Общие положения
1.1. Педагогический совет – это постоянно действующий орган управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением комбинированного вида – детским садом № 129(далее Учреждение).
1.2. Педагогический совет создается с целью рассмотрения вопросов учебно-методической и воспитательной работы, физического воспитания.
1.3. Педагогический совет в своей деятельности руководствуется настоящим Положением, законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях и другими локальными актами, регламентирующими деятельность Учреждения.

2. Основные задачи
2.1. Реализация государственной политики в области образования
2.2. Направление деятельности педагогического коллектива на совершенствование воспитательно-образовательной работы в соответствии с программой развития Учреждения
2.3. Внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта

3. Функции
3.1. Обсуждать и утверждать планы работы образовательного учреждения
3.2. Заслушивать информацию и отчеты педагогических работников учреждения, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с данным учреждением по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в т.ч. сообщения о проверке
соблюдения санитарно-гигиенического режима образовательного учреждения, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности учреждения.

4. Права
4.1. Определять кандидатуры сотрудников к награждению знаками отличия в сфере образования и науки, почетными грамотами и благодарственными письмами комитета по образованию или Учреждения.
4.2. Обсуждать планы работы Учреждения
4.3. Заслушивать информацию и отчеты педагогических работников по вопросам образования и воспитания, а также информацию по итогам
контроля учебно-воспитательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенического режима, об охране труда, жизни и здоровья воспитанников и т.д.
4.4. Создавать временные объединения с приглашением специалистов различного профиля, консультантов для выработки рекомендаций с последующим рассмотрением их на Педагогическом совете

5. Ответственность
5.1. Выполненять план работы
5.2. Утверждать образовательные программы, не имеющие экспертного заключения
5.3. Принимать конкретные решения по каждому рассматриваемому вопросу с указанием ответственных лиц и сроков исполнения

6. Структура, порядок формирования и организация управления
6.1. В состав педагогического совета входят: заведующая, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктор по физкультуре, председатель попечительского совета — на 1 заседании избирается секретарь, председателем педагогического
совета является заведующая.
6.2. Явка членов педагогического совета на заседание обязательна, отсутствие допускается при наличии серьезных уважительных причин
6.3. На заседания педагогического совета могут приглашаться представители общественных организаций, учреждений взаимодействующих с Учреждением
6.4. Лица, приглашенные на совещание, пользуются правом совещательного голоса
6.5. Все решения принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих при условии, что на заседании присутствовало не менее 2/3 от всех членов. При равном количестве голосов решающим является голос председателя педагогического совета.
— решения педагогического совета обязательны для исполнения всеми членами педагогического коллектива
— заведующая ДОУ (председатель педагогического совета) в случае не согласия с решением педагогического совета приостанавливает выполнение решения и извещает об этом учредителя. Учредитель в 3-х дневный срок, при участии заинтересованных сторон рассматривает
заявление заведующей
6.6. Заседания педагогического совета Учреждения проводятся не реже 1 раза в квартал в соответствии с годовым планом работы Учреждения

7. Делопроизводство
7.1 Секретарь педагогического совета ведет протоколы своих заседаний, которые хранятся в документации Учреждения
— протоколы подписываются председателем и секретарем педагогического Совета
— нумерация протоколов ведется от начала учебного года
— протоколы педагогического совета хранятся в соответствии с номенклатурой дел и передаются по акту
7.2. Решения педагогического совета являются рекомендательными для коллектива, а утвержденные приказом обязательства должны размещаться на информационном стенде

План проведения интерактивного педсовета

«Повышение качества образования через развитие интереса к предмету»

14.01.15 г.

№ п/п Тема выступления Выступающий Примечание
Итоги 2-й четверти (1-го полугодия). Тилекеева В.Ж.
Феномен «обученной беспомощности» в образовательном учреждении. (методические рекомендации для педагогов) Молдокулова Я.К.
Развитие ключевых компетенций в учебно-воспитательном процессе. Маховская В.А.
Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений учащихся. Бреславская Р.Т.
Обобщающий урок-КВН по теме: «Безударная гласная» Лямкина В.А.
Активизация мыслительной деятельности через технологию проблемного обучения. Умаралиева Г.Б.
Использование нетрадиционных уроков для повышения качества через развитие интереса к предмету. Исмаева Р.Р.
Методика решения тестовых заданий по истории КР. Акерова А.И.
Проблема культуры речи современного школьника. Буряченко С.В.
Работа с текстом с использованием инновационных технологий. Маматибраимова С.О.
Урок-закрепление по роману Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день». Такибаева Н.К.
Конверт-мозаика. Намазова Э.Ж.
Развитие критического мышления с помощью интерактивных методов. Абдуллаев Е.У.
Рефлексия Дмитриева Л.И.

Тексты выступлений доступны здесь:

педсовет 1

admin