Патронаж инвалидов

– Моей родной сестре, инвалиду II группы с детства, сейчас 51 год. Без посторонней помощи она не может обходиться. Сейчас она живет с нашей 85-летней матерью. Мама волнуется за судьбу своей больной дочери и хочет, чтобы моя супруга стала опекуном моей сестры. Можно ли оформить опекунство над инвалидом II группы (по сути, она совершенно недееспособна, но I группу нам на последней комиссии не дали)? С чего нам начинать?
Николай М.
На вопрос отвечает начальник городского отдела занятости и социальных программ Акбобек БАЯЗИТОВА:
– Для того чтобы оформить опекунство над недееспособным инвалидом, необходимо обратиться в наш отдел ветеранов и инвалидов. Для начала вам нужно написать заявление и приложить к нему все документы инвалида – удостоверение личности и инвалидную книжку, медицинские данные, справку с заключением последней медкомиссии, а также документы предполагаемого опекуна – также удостоверение, СИК, РНН, данные о прописке и т.д. На основании заявления специалисты отдела проведут обследование, составят акт и подготовят постановление акима города об утверждении опекунства.
3 декабря 2008, 00:00

Оказывается гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан (семей) для личного и социального роста.

Что такое трудная жизненная ситуация?

Трудная жизненная ситуация – обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно ухудшающее условия жизнедеятельности либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть самостоятельно.

Гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям:

— сиротство;

— отсутствие определенного места жительства;

— безработица;

— наличие инвалидности;

— неспособность к самообслуживанию и утрата двигательной активности;

— семейное неблагополучие, конфликты и жестокое обращение в семье;

— отсутствие трудоспособных родственников, обязанных содержать его по закону;

— рождение одновременно троих и более детей;

— утрата социальных связей за время отбывания наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РБ, нахождения в лечебно-трудовых профилакториях и специальных лечебно-воспитательных учреждения;

— наличие в семье ребенка с особенностями психофизического развития, в том числе ребенка-инвалида;

— смерть близкого родственника или члена семьи;

— нанесение ущерба в результате пожаров и других стихийных бедствий, техногенных катастроф(аварий) , боевых действий, актов терроризма, психофизического насилия, торговли людьми, противоправных действий других лиц;

— наличие иных обстоятельств, последствия которых гражданин не в состоянии преодолеть самостоятельно.

Основные задачи социального патроната:

— обеспечить оказание социальной помощи по месту проживания граждан (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— создать условия, обеспечивающие доступность социальных услуг для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— способствовать повышению социальной активности и ответственности родителей за воспитание детей;

— осуществлять координацию межведомственного взаимодействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Социальный патронат основывается на принципах:

— соблюдения прав получателя услуги на автономию, признания ценности и уникальности его опыта;

— соответствия потребностям получателя услуги;

— адресности, законности, конфиденциальности, превентивности, профессиональной компетентности;

— обеспечения равных возможностей в получении и доступности услуг по социальному патронату.

Услуги социального патроната оказываются на основании письменного заявления и заключении договора об оказании социальных услуг.

В рамках социального патроната для граждан (семей) оказываются следующие услуги:

— получение и оформление всех видов льгот и гарантий, предусмотренных законодательством;

— получение социальных услуг, в том числе предоставляемых другими организациями, оказывающими социальные услуги;

— содействие в предоставление медицинской помощи, получении образования, трудоустройстве;

— психологическое консультирование;

— социально-правовая помощь;

— представление интересов обслуживаемых граждан (семей) в других организациях.

  • заявление лица , осуществляющего уход, с указанием своего места жительства и даты начала ухода документ, удостоверяющий личность;

  • заявление инвалида с детства 1 группы или законного представителя ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет о согласии на осуществление ухода конкретным лицом. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. Если уход осуществляется за лицом признанным в установленном порядке недееспособным, такое заявление подается от имени его законного представителя с предъявлением документов, подтверждающих его полномочия. От родителей, (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, такое заявление не требуется. При необходимости подлинность подписи ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства 1 группы на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющим выплату пенсии лицу, за которым осуществляется уход;

  • разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы обучающимся гражданином, который достиг 14 лет, в свободное от учебы время;

  • документы, подтверждающие факт прекращения работы и (или) иной деятельности, лица, осуществляющего уход (при наличии в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии, сведений, необходимых для назначения ежемесячной выплаты, представление лицом, осуществляющим уход, указанных документов не требуется);

  • справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход;

  • документы, подтверждающие, что лицо, осуществляющее уход, является родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы. В качестве документа, подтверждающего, что лицо, осуществляющее уход, является родителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об усыновлении. В качестве документов, подтверждающих установление опеки (попечительства), принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве.

Какие документы предоставляются для назначения ежемесячной компенсационной выплаты:

  • заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства
  • документ, удостоверяющий его личность лица, осуществляющего уход;
  • заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. При необходимости подлинность подписи нетрудоспособного гражданина на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии. В случае если уход осуществляется за лицом, признанным в установленном порядке недееспособным (ограниченным в дееспособности), такое заявление подается от имени его законного представителя с представлением документа, подтверждающего полномочия законного представителя. В качестве документа, подтверждающего установление опеки (попечительства), принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
  • заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе;
  • документы, подтверждающие факт прекращения работы и (или) иной деятельности, лица, осуществляющего уход, а также нетрудоспособного гражданина (при наличии в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии, сведений, необходимых для назначения компенсационной выплаты, представление лицом, осуществляющим уход, указанных документов не требуется);
  • разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время. В качестве документа, подтверждающего, что указанное лицо является родителем, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об усыновлении. В качестве документа, подтверждающего установление попечительства, принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
  • справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход.

При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.

Если перечисленные документы есть в выплатном деле гражданина, за которым осуществляется уход, их представлять не нужно.

Если нетрудоспособный гражданин, ребенок-инвалид или инвалид с детства 1 группы является получателем пенсий по линии ПФР и одновременно силового ведомства, ухаживающее лицо вправе обратиться по месту получения любой пенсии. При этом понадобится справка (сведения) о неназначении компенсационной/ежемесячной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином, ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, которую выдает орган, осуществляющий выплату соответствующей пенсии. За консультацией по вопросам представления необходимых документов следует обращаться к специалистам клиентской службы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или пенсионной службы соответствующего силового ведомства.

Осуществление перерасчета ежемесячной выплаты.

В случае изменения по отношению к ребенку-инвалиду или инвалиду с детства I группы категории лица, осуществляющего уход, получающего ежемесячную выплату, лицу, осуществляющему уход, производится перерасчет размера ежемесячной выплаты.

Сроки перерасчета ежемесячной выплаты

Перерасчет размера ежемесячной выплаты производится:

с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором изменились обстоятельства, влекущие за собой перерасчет в сторону уменьшения;

с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление лица, осуществляющего уход, о перерасчете размера ежемесячной выплаты в сторону увеличения.

Заявление лица, осуществляющего уход, о перерасчете ежемесячной выплаты принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов.

Заявление лица, осуществляющего уход, о перерасчете ежемесячной выплаты рассматривается не позднее чем через 5 рабочих дней со дня приема указанного заявления. В случае отказа в удовлетворении этого заявления орган, осуществляющий выплату пенсии, не позднее чем через 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом в письменной форме лицо, осуществляющее уход, с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает ему документы.

Заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином

Заявление о согласии нетрудоспособного гражданина на осуществление за ним ухода неработающим трудоспособным лицом
Заявление о прекращении осуществления ухода неработающим трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином
Заявление о продолжении осуществления ухода неработающим трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином
Заявление о выплате неполученных в связи со смертью нетрудоспособного гражданина сумм компенсационной выплаты
Заявление о выплате начисленных сумм компенсационной выплаты, причитавшихся неработавшему трудоспособному лицу, осуществлявшему уход за нетрудоспособным гражданином, и оставшихся неполученными им в связи с его смертью
Заявление о выдаче справки о суммах компенсационной выплаты, неполученных при жизни неработавшим трудоспособным лицом, осуществлявшим уход за нетрудоспособным гражданином

Бланк заявления нетрудоспособного гражданина, инвалида с детства 1 группы или законного представителя ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет о согласии на осуществление ухода конкретным лицом.

Бланк заявления о согласии на осуществление неработающим трудоспособным лицом ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы

admin