П 8 8 ПДД РФ

1. Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 и частью 2 статьи 12.16 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

3. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

ВИДЕОУРОК

Правила разворота

Разворачиваться можно как на перекрестках, так и на участках дороги между ними. Если на дороге отсутствует разделительная полоса, разворот вне перекрестка следует осуществлять там, где нет сплошных линий разметки. Для того чтобы развернуться на многополосной дороге, необходимо сначала найти специальное место. Оно обозначено знаками 6.3.1. или 6.3.2., или разрывом в линии разметки 1.3.

В пределах перекрестка разворот совершают, руководствуясь требованиями главы 13 ПДД. Она описывает очередность движения на перекрестке. Пункт 8.5. и пояснения к дорожному знаку «Направления движения по полосе» говорят о том, что разворачиваться на любых перекрестках нужно только из крайнего левого положения на своей стороне дороги.

К пункту 8.8. Правил следует обратиться, если разворот производиться вне перекрестка. В нем же содержится предписание о совершении разворота с крайней левой полосы, а на дороге с проложенными посередине проезжей части трамвайными путями – с рельсов попутного направления. При этом согласно общим нормам маневрирования водитель должен перед разворотом пропустить все встречные безрельсовые ТС, путь которых будет пересекаться, а также трамваи, едущие сзади или навстречу. Вне перекрестка так же выполняют левый поворот на прилегающие территории, например, во дворы.

Иногда ширины проезжей части оказывается недостаточно для того, чтобы в один прием завершить разворот из крайнего левого положения. Соответственно, ТС, совершающее маневр, невольно создает помехи для движения тех, кому оно должно уступать дорогу.

В такой ситуации пункт 8.8. разрешает начать разворот не в крайнем левом положении, а в крайнем правом – от правого края проезжей части или с правой обочины. При этом всем встречным и попутным ТС, едущим сзади, нужно уступить дорогу. Водителю следует дождаться подходящего момента, а затем быстро развернуться в один прием и уехать. Так он не создаст помех другим транспортным средствам.

Совершать разворот вне перекрестка от правого края проезжей части можно и на многополосных дорогах. Этот способ особо актуален для водителей длинномерных ТС, габаритные размеры которых не позволяют им разворачиваться с крайней левой полосы.

Однако правил, разрешающих разворот со средних полос проезжей части, не существует.

Таким образом, перед разворотом на перекрестке ТС должно занять крайнее левое положение, вне перекрестка – одно из двух крайних положений на своей стороне дороги.

В случае наличия кругового движения развернуться можно, только объехав центр перекрестка. Согласно пункту 8.6. ПДД разворот на перекрестках, где дорога (-и) имеет (-ют) разделительную полосу, следует выполнять без выезда на встречную полосу.

Движение задним ходом

При движении задним ходом может возникнуть целый ряд трудностей, нехарактерных для других маневров. Именно подача транспортного средства назад нередко сопровождается ДТП. Одна из главных причин этому – ограниченный обзор. Водитель не всегда может заметить человека или объект сзади ТС. К тому же пешеходы и другие участники движения часто не ожидают движения автомобиля в «неправильном» направлении. Виноват в такой ситуации только водитель ТС, ехавшего задним ходом. Он должен обеспечить безопасность маневра и не создавать помех другим участникам дорожного движения.

Пункт 8.12. советует водителю для исключения угрозы ДТП и повышения безопасности маневра воспользоваться помощью других людей – пассажира или прохожего. При этом водителю следует грамотно проинструктировать помощника. Он должен стоять в точке, откуда хорошо видно транспортное средство, и где водитель видит его самого. При отсутствии между ними возможности слышать друг друга и быть услышанными (по причине шума, большого расстояния) должен быть совершен уговор о сигналах, подаваемых при свободном пути, при наличии препятствия и при необходимости немедленной остановки. Эти сигналы подаются руками. Чтобы избежать недоразумений, любой непонятный сигнал считают сигналом остановки. Продолжать движение можно после прояснения ситуации.

Места, где разворот и задний ход запрещены

Движение задним ходом и разворот представляют собой определенную опасность для окружающих. Водитель, выполняя эти маневры, не всегда способен ее предотвратить. Именно поэтому в определенных местах такие действия запрещены.

Пунктами 8.11. и 8.12. ПДД запрещен разворот и движение задним ходом:

  • на участках дороги с ограниченной видимостью – менее 100 метров назад и вперед;
  • на ж/д переездах;
  • на пешеходных переходах;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах;
  • под мостами, путепроводами, эстакадами,
  • в туннелях;
  • на остановках маршрутных транспортных средств.

Пункт 16.1. запрещает движение задним ходом и разворот через разделительную полосу на всем протяжении автомагистралей и дорог для автомобилей, обозначенных знаками 5.1. или 5.3. Развернуться на такой дороге можно, только используя обустроенную транспортную развязку.

На дорогах с односторонним движением развернуться также невозможно по причине отсутствия возможности продолжать движение после осуществления маневра. Дорогам с односторонним движением аналогичны дороги с полосой для маршрутных транспортных средств или велосипедистов. Однако, на них можно ехать задним ходом в ситуации, когда нужно объехать препятствие, припарковаться или вернуться к пропущенному повороту во двор. При наличии знака «Въезд запрещен» движение запрещено как передним, так и задним ходом.

Что касается перекрестков, то на них разворот разрешен, а движение задним ходом, наоборот, запрещено.

Таким образом, существует восемь запретов для разворота и восемь запретов для езды задним ходом. Семь из них совпадают между собой. При этом требования дорожных знаков и разметки не отменяются. Развернуться в зонах действия знаков «Разворот запрещен», «Движение прямо», «Движение направо», «Движение прямо и направо» нельзя. При наличии перед перекрестком или пересечением проезжих частей знаков 5.15.1. и 5.15.2., запрещающих поворот налево, разворот, соответственно, тоже запрещен.

Разворачиваться и пересекать при этом разделительную полосу или сплошные линии разметки 1.1., 1.2.1., 1.3. нельзя.

Меры предосторожности

Правила четко указывают запрещенные для разворота и движения задним ходом места. При этом водитель имеет полное право выполнить вышеуказанные маневры в любом другом месте. Однако в случае ДТП виновным будет признан водитель, совершавший маневр. Так как он не обеспечил безопасность его выполнения и нарушил тем самым требования пункта 8.1. ПДД. Соответственно, при маневрировании, как и при движении вообще, недостаточно разрешения со стороны Правил. Важно соблюдать разумную осторожность, а не просто слепо следовать нормам ПДД.

Никакие знаки и разметка не ограничивают движение задним ходом. При отсутствии указанных выше запретов оно разрешено по любой полосе проезжей части. Езда задним ходом по левым полосам проезжей части сопряжена с некоторыми трудностями: в таком положении трудно обеспечивать безопасность и не создавать помех окружающим.

В местах выезда с прилегающих территорий также допустимо движение задним ходом по той причине, что они не относятся к перекресткам. Развернуться на узкой дороге можно, использовав задний ход при заезде на прилегающую территорию или выезде с нее. Перед таким разворотом для повышения его безопасности следует соотнести направление движения назад и направление, откуда могут появиться другие ТС.

Статья 12.4.1. и 12.4.1-1. КоАП предусматривает наказание для водителя, не подавшего перед маневром сигнал поворота или занявшего неправильное положение на проезжей части перед поворотом или разворотом, в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей. Такое же наказание согласно статье 12.4.3. ждет тех, кто не уступил дорогу при маневрировании вне перекрестка имеющим преимущество в движении ТС. За то, что водитель не пропустил пешехода или велосипедиста при въезде/выезде на прилегающую территорию, а также за движение задним ходом, на него может быть наложено наказание в виде штрафа 1500 рублей (статья 12.18.). Согласно статье 12.14.2. разворот и движение задним ходом в запрещенных пунктом 8.11. ПДД местах карается штрафом в 500 рублей; а такие же маневры на автомагистрали – штрафом в размере 2500 рублей (статья 12.11.3.). Очевидно, что на автомагистрали скорость движения ТС довольно высокая, и последствия таких правонарушений могут быть очень серьезные.

Поворот налево и разворот в местах, запрещенных дорожными знаками или разметкой, наказываются статьей 12.16.2. и штрафом от 1000 до 1500 рублей. Предупреждение или штраф в размере 500 рублей ждут водителя, повернувшего в такой ситуации направо (статья 12.16.1.). Положениями статьи 12.16.3. за езду навстречу одностороннему движению предусмотрен штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев; за повторное нарушение – лишение прав на срок до 1 года.

Правила дорожного движения:

8.11. Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

8.12. …Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

продолжить чтение

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.11, часть 3

Разворот или въезд транспортного средства в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали влечет наложение административного штрафа в размере 2500 рублей.

продолжить чтение

Статья 12.14, часть 1

Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Статья 12.14, часть 1.1.

Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

продолжить чтение

Статья 12.14, часть 2

Разворот или движение задним ходом в местах, где такие манёвры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

продолжить чтение

Статья 12.14, часть 3

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

продолжить чтение

Статья 12.16, часть 2

Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

продолжить чтение

Статья 12.16, часть 3

Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

продолжить чтение

Статья 12.16, часть 3.1

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

продолжить чтение

Статья 12.18

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.

продолжить чтение

Дорога с полосой для маршрутных ТС

По сути, дорога с полосой для маршрутных ТС, обозначенная знаком 5.11.1 , – это дорога с односторонним движением, по которой проложен маршрут автобуса или троллейбуса. Поскольку общественный транспорт должен иметь возможность не только проехать «туда», но и вернуться обратно, для его возвращения выделяется отдельная полоса у левого края проезжей части. Занимать эту полосу обычным ТС нельзя, а по остальным полосам можно двигаться только в одном направлении. Такой же порядок действует и на обозначенной знаком 5.11.2 дороге с односторонним движением, у которой левая полоса выделена для встречного движения велосипедов и мопедов.

продолжить чтение

В действующих Правилах есть как незаконные противоречия, так и вполне законные исключения. В пункте 8.5 ПДД РФ такие также есть. В целом, норма регламентирует, как правильно поворачивать и разворачиваться на дороге. Но понимать её нужно правильно, особенно, если речь идёт о перекрёстках с круговым движением. Ниже мы разъясним и расшифруем комментарии в картинках к п. 8.5 Правил, представим судебную практику и укажем, какие статьи штрафов применяются за это нарушение.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю

В данной редакции официальный текст пункта 8.5 действует ещё с 2001 года. В 2005 году текст изменился только для приведения в соответствие с переменой номеров знаков – вместо 5.8.1/2 им присвоили номера соответственно 5.15.1/2.

Первый абзац по части стандартных поворотов и разворотов не должен вызывать трудностей для водителей:

  • если собираетесь повернуть направо, нужно занять крайнее положение справа,
  • если нужно повернуть налево или развернуться, то 8.5 ПДД предписывает перестроиться максимально влево перед манёвром.

Но всё же есть в нём недосказанность.

Итак, речь идёт об обязанности занять крайнее положение перед соответствующим манёвром. При этом, определения крайнего положения нет. Например, вот такая иллюстрация:

Большинство автолюбителей будет согласно в тем, что водитель зелёного автомобиля занял крайнее правое положение перед поворотом направо. То есть выполнил предписание пункта 8.5 ПДД РФ полностью.

Но всё это вполне себе относительно! Потому что есть ещё пункт 9.10 Правил, говорящий о том, что количество рядов для движения определяется с учётом габаритов транспортных средств. И это в некоторой степени коррелирует с п. 8.5. Вот так станет намного понятнее, о чём идёт речь:

Как видим, хотя водитель зелёного авто и поворачивает с крайней правой полосы направо, всё же, если справа ещё осталось свободное место, достаточное для того, кто (велосипедист) также собирается ехать через перекрёсток, и ему это разрешено по ПДД, то крайнее положение не занято.

Аналогично и для поворотов налево и разворотов.

Обратите также внимание, что пункт 8.5 ПДД в случае левого поворота или разворота не обязывает водителя по завершении манёвра оказываться только в левой полосе – речь идёт о занятии крайнего положения только перед манёвром. А вот при повороте направо при наличии объективной возможности водитель должен держаться как можно правее – это предписывает соседствующий пункт 8.6 Правил.

И здесь стандартное действие п. 8.5 заканчивается и начинается особое правило для движения по кругу. Дело в том, что круговое движение – это исключение в 8.5 ПДД. И большая проблема на российских дорогах заключается в том, что более половины водителей неправильно ездят по таким перекрёсткам по части правил расположения при маневрировании.

Объясним! Непосредственно официальный текст пункта говорит о том, что круг – это перекрёсток, на котором организовано круговое движение. Это значит, что пока мы движемся по такому перекрёстку, мы обязаны руководствоваться тем же крайним положением, и при выезде именно с кругового движения нужно занять крайнее положение.

Так как это движение, то именно выезд с круга образует манёвр, и 8.5 требует, чтобы мы заняли крайнее положение при манёвре. В России на всех таких перекрёстках движение организовано против часовой стрелки. То есть:

  • когда мы въезжаем на круговое движение, то поворачиваем направо, и п. 8.5 ПДД РФ как исключение разрешает нам въезжать с любой полосы (или ряда) – и это логично, ведь налево на круге повернуть нельзя, так как мы будем двигаться уже во встречном направлении,
  • если мы решили выехать с круга, то это уже поворот направо, а 8.5 исключает лишь въезд на круг, поэтому при выезде нам нужно занять крайнее положение – правое.

Вот так выглядит правильное круговое движение с разметкой:

Как вы можете увидеть из иллюстрации выше, все водители, кроме красного автомобиля, правильно выполняют манёвр. Красный же поворачивает из второй полосы направо. Да, зелёный делает аналогичное движение, но зелёному это разрешено исключением в пункте 8.5 Правил.

Гораздо менее очевидно нарушение у красного в том случае, если на круге нет разметки:

На схеме выше все те же нарушения 8.5, отличие лишь в отсутствии линий.

Но ещё менее очевидным нарушение выглядит, когда круг не похож на самого себя, вот так:

Хорошая новость заключается в том, что чаще всего на таких перекрёстках есть соответствующая разметка. Плохая – в том, что на некоторых кругах такой разметки нет, а большинство водителей не умеют ездить по Правилам через круговое движение. Как следствие, ДТП. Поэтому здесь наиболее важно включать правило «уступи дорогу дураку».

Также обратите внимание на то, что при въезде на круг вы обязаны уступить дорогу всем, кто уже на нём – 13.11(1) ПДД. А ещё при его проезде нужно 2 раза включать правые поворотники: при въезде на круг, и при съезде с него. Левый при движении по нему включать не требуется.

И не стоит обделять вниманием второй абзац пункта 8.5 ПДД России. Он регулирует порядок поворота налево и разворота при наличии трамвайных путей. И это тоже тот случай, когда многие автолюбители не в курсе Правил 2020 года.

Но на самом деле, всё достаточно просто:

  • если есть разметка и/или знаки движения по полосам, то поворот только с полосы проезжей части, с трамвайных путей 8.5 поворачивать запрещает:
  • если таковых нет, то только с трамвайных путей, запрещено совершать манёвр из полосы (как это делает автомобиль Лада Гранта на рисунке ниже):

При этом, в последнем случае нельзя создавать помех трамваю. Вот только что делать, если вы встали в этом случае в ожидании зелёного сигнала светофора, ждёте уже минуту, как сзади приблизился трамвай, ПДД не разъясняют.

За нарушение пункта 8.5 ПДД РФ вас ждёт небольшое наказание по части 1.1 статьи 12.14 КоАП. И норма подразумевает на выбор инспектора ГИБДД 2 вида ответственности:

  • предупреждение,
  • штраф 500 рублей.

В случае назначения финансовой санкции её можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней с даты вынесения постановления. Других мер в отношении нарушения 8.5 в 2020 году не предусматривается – ни штрафстоянки, ни запрещения эксплуатации, ни иных.

  • Простое решение Вологодского суда на жалобу автолюбителя, который поворачивал налево из средней полосы из 3, полагая, что так можно по ПДД.
  • Орловский суд оставил без изменения постановление мирового суда о незанятии водителем крайнего положения при повороте направо из-за того, что справа стояли другие машины. При этом, одна из них начала движение, и произошло ДТП.
  • Курский суд даёт интересное толкование термину «заблаговременности» занятия крайнего положения.

ПДД 2019, 2020 с комментариями онлайн

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Что такое маневр? В ПДД официального определения данному термину не дано. Маневром можно считать любое изменение направления движения ТС от прямолинейного относительно дороги, по которой оно движется.

Исходя из этого толкования, к маневрам относятся:

  • поворот и разворот;
  • перестроение;
  • объезд и обгон;
  • начало движения от края проезжей части (от тротуара) или с обочины;
  • подъезд к тротуару или съезд на обочину перед остановкой;
  • движение задним ходом.

Не является маневром движение по закруглению дороги, когда такое закругление является единственно возможным направлением движения. Подробнее о маневрах — в статье Что такое маневр в ПДД.

В пункте 8.1 перечислены пять случаев изменения положения ТС на проезжей части, перед выполнением которых включение «поворотника» обязательно: перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом и остановкой.

При осуществлении поворота в процессе движения задним ходом включение соответствующего указателя поворота также обязательно! Движение назад-вправо: включается указатель правого поворота, движение назад-влево: включается указатель левого поворота.

Если указатели сигналов поворота по каким-то причинам не работают (неисправны) или отсутствуют (например, на велосипеде), то сигналы подаются руками.

Маневр не должен создавать помех движению другого транспорта. Поэтому, перед началом любого маневра, важно знать ситуацию вокруг своего автомобиля, и держать ее под контролем.

Что касается действий перед началом движения в различных ситуациях, об этом можно прочесть в одноименной статье Начало движения на автомобиле.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Сигналы указателями правого и левого поворота предназначены только для информирования других участников движения (водителей и пешеходов) о предстоящем маневре и НЕ дают преимущества в движении.

Сигнал поворота должен быть включен заблаговременно, т.е. заранее, но в такой момент времени, в соответствии с дорожной ситуацией, когда он не сможет ввести в заблуждение других водителей и пешеходов, по-другому, ваши намерения должны быть понятны.

Например, подъезжаете к перекрестку, на котором нужно повернуть налево, но перед перекрестком слева имеется заезд во двор (как вариант, на прилегающую территорию). Целесообразно включить левый «поворотник» после того, как минуете въезд во двор, чтобы едущим сзади стало понятно, что поворот налево будет произведен дальше по движению, т.е. на перекрестке.

По завершении маневра сигнал поворота необходимо выключить, опять же, для того, чтобы не вводить в заблуждение остальных участников движения.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Прилегающая территория (согласно определению) примыкает к дороге и не имеет сквозного проезда. Въезд и выезд на прилегающую территорию НЕ считается перекрестком. Поэтому, заезжая на прилегающую территорию с дороги или покидая прилегающую территорию, требуется уступить всем участникам движения, чей путь в этот момент будет пересечен.

Дворы и жилые массивы также относятся к прилегающим территориям. Выезд из двора или арки жилого дома также подчиняется этому правилу. Подробнее — в одноименной статье Выезд с прилегающей территории.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

В этом пункте пдд сформулированы два правила перестроения:

  • если одно транспортное средство перестраивается, а другое движется без перестроения, то уступить дорогу должен тот, кто перестраивается;
  • в случае одновременного перестроения дорогу уступает тот, у кого помеха справа.

Правила перестроения действуют как на дорогах с разметкой, так и на дорогах без разметки. В статьях Перестроение в потокеи Перестроение на дороге. Безопасность маневра вопросы приоритета, а также техника перестроения рассмотрены более подробно.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Перед поворотом направо необходимо занять на проезжей части своего направления крайнее правое положение, а чтобы повернуть налево или развернуться – крайнее левое положение.

Что означает занять крайнее положение на проезжей части дороги? Крайнее правое положение, это когда справа уже разметка 1.2 (край проезжей части), бордюр, тротуар, обочина. Крайнее левое положение, это когда автомобиль располагается своим левым бортом к середине дороги (к разметке, разделяющей встречные потоки, либо к разметке, обозначающей левый край проезжей части, к разделительной полосе).

Требование занять именно крайнее положение на проезжей части дороги не случайно. Кроме машин по проезжей части имеет право передвигаться и двухколесный транспорт (мотоциклы, мопеды, велосипеды). Этим участникам не нужно много места, они могут легко протиснуться между вашим авто и краем проезжей части, и их появление может оказаться очень неожиданным.

Одним из вариантов, чтобы постараться исключить их внезапное появление и, тем самым избежать ДТП по невнимательности, является данное требование – занять крайнее положение на проезжей части дороги.

На перекресток с круговым движением заехать можно с любой полосы, но покидать такой перекресток можно только с крайнего правого ряда. Подробнее о въезде и выезде с таких перекрестков – в статье Проезд перекрестков с круговым движением.

На некоторых перекрестках установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, информирующие о том, с каких полос и в каком направлении разрешено движение. Эту же функцию выполняет разметка 1.18. В таких случаях водители обязаны следовать их указаниям.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

Если вам необходимо повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями, расположенными слева на одном уровне с проезжей частью, то необходимо, не создавая помех трамваю, перестроиться на трамвайные пути попутного направления и затем выполнить необходимый маневр. Так можно поступать, если отсутствуют знаки 5.15.1, 5.15.2 либо разметка 1.18.

Если на дороге с трамвайными путями перед перекрестком установлены знаки 5.15.1, 5.15.2 либо нанесена разметка 1.18, следует поворачивать налево или разворачиваться не выезжая на трамвайные пути, предварительно уступив дорогу трамваям как попутного, так и встречного направления, движение которым разрешено одновременно с вами.

В статье Проезд перекрестков с трамвайными путями эти правила рассмотрены более подробно.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Когда выполняется любой поворот, важно не затронуть проезжую часть встречного направления. При левом повороте такое возможно, когда «режется угол» поворота, и таким образом на выезде с пересечения проезжих частей можно левыми колесами автомобиля проехать по встречной полосе.

Поворачивая направо, ПДД требуют держаться как можно правее. На встречной полосе (той проезжей части, на которую поворачиваете) можно оказаться, если поворот направо будет «затяжной». Такое возможно на небольших перекрестках.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Крупногабаритный транспорт (особенно длинномерный) при повороте не всегда может вписаться в выделенную полосу движения. Если ваш автомобиль находится рядом с таким ТС, будьте внимательны: его задние колеса смещаются к центру поворота. Вывод: поворачивать одновременно с таким транспортом, находясь с внутренней стороны поворота, опасно.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Перед поворотом налево или разворотом вне перекрестка требуется пропустить весь встречный транспорт и трамвай попутного направления, т.е. уступить всем им дорогу. При выполнении этих маневров (поворот налево и разворот), пункт 8.5 требует занять крайнее левое положение на проезжей части.

Но иногда ширина проезжей части может оказаться узкой для выполнения разворота из крайнего левого положения (проще сказать, с середины дороги). В таком случае допускается развернуться от правого края проезжей части (если проезжая часть упирается в бордюр), или с правой обочины (если таковая имеется). При этом варианте разворота потребуется уступить дорогу как встречному, так еще и попутному транспорту.

Подробнее о разворотах вне перекрестка можно прочесть в статьях Выполнение разворота. Часть 1 и Разворот на дороге вне перекрестка через обочину.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Указанные ситуации чаще всего встречаются во дворах, на стоянках, полянах, автозаправках, прилегающих территориях и т.п. В таких случаях уступает дорогу тот, у кого помеха справа.

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

В целях поддержания скоростного режима и пропускной способности дорог, их оборудуют дополнительными полосами – разгона и торможения, которые отделяются от основной дороги горизонтальной разметкой 1.8.

Для того чтобы съехать с такой дороги, сначала нужно перестроиться на полосу торможения, и уже на ней снижать скорость.

Заезжая на дорогу с полосой разгона, сначала нужно двигаться по ней, чтобы набрать скорость, затем, уступив дорогу попутному транспорту, перестроиться на соседнюю полосу (на основную дорогу).

Более подробно о полосе для разгона и торможения — в одноименной статье Полоса разгона и полоса торможения.

8.11. Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Кроме указанных в пункте 8.11 мест, разворот еще может быть запрещен дорожными знаками и дорожной разметкой. В некоторых случаях еще нужно обращать внимание на сигналы светофоров (чаще с дополнительными секциями). На линзах могут быть нанесены стрелки, запрещающие разворот. Это стрелки «прямо», «прямо и направо».

О том, как безопасно выполнить разворот рассмотрено в одноименных статьях: Выполнение разворота Часть 1 и Часть 2 и в серии статей Разворот.

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Кроме того, движение задним ходом запрещается на автомагистралях (обозначаются знаком 5.1) и на дорогах для автомобилей (обозначаются знаком 5.3)

admin