Отвод земельного участка

Одним из обязательных этапов процедуры предоставления земельного участка является разработка проекта его отвода, в котором обосновываются размер и границы будущего участка с учетом требований, которые установлены в рамках рационального использования смежных участков земли. Также в проекте отвода определяются состав и качество земель, наличие сервитута, ограничений прав в использовании участка, срок и условия его использования, в том числе и сроки возврата, если участок предоставляется во временное пользование или аренду.

Кроме того, в проекте рассчитываются фактические размеры убытков, которые причиняются землепользователю, потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, условия использования плодородного слоя почвы на участке, права вырубки растительности на нем и ее дальнейшего использования, условия восстановления нарушенных мелиоративных систем и сведения, касающиеся кадастровой стоимости участка земли.

Разработка проекта отвода земельного участка осуществляется организацией, занимающейся вопросами землеустройства, на основании заключенного с заинтересованным лицом договора подряда. При этом его разрабатывают на весь объект в целом, в том числе и на предметы инженерной и транспортной инфраструктуры, без которых эксплуатация этого объекта не является возможной.

Впрочем, проект может разрабатываться и на часть объекта, если в генеральном плане его строительства предусмотрена определенная очередность строительства этого объекта, в частности отдельно стоящих зданий и сооружений.

Документация для разработки проекта отвода земельных участков

Разработка проекта отвода земельного участка осуществляется на основе:

  1. материалов предварительного согласования;
  2. копий генерального плана объекта строительства (вместе с инженерными сетями), согласованных в установленном порядке с соответствующими органами;
  3. схем проекта планировки района индивидуальной жилищной застройки с формированием первичной инженерно-транспортной инфраструктуры;
  4. проекта организации и застройки территории садоводческих товариществ или дачного кооператива;
  5. заключения государственной экспертизы;
  6. копий документов, которые подтверждают госрегистрацию юрлица или ИП, без нотариального засвидетельствования (или копии документа, в котором содержатся идентификационные сведения о гражданине).

Когда участок предоставляется в постоянное или временное пользование, и по его территории нужно возвести линейные сооружения: газопроводы, нефтепроводы, кабельные ЛЭП и т.д., то нужно составить еще и график ведения работ.

Также разработка проекта требует предоставления документов, подтверждающих источники финансирования или инвестиций, для строительства объектов, под которые эти земельные участки запрашиваются, на момент подачи соответствующей заявки. Эти документы нужны в случае, если участок испрашивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

На основании проекта отвода земельного участка местным исполкомом принимается решение о предоставлении заинтересованному лицу данного участка.

Назад к списку

Приемы, которые используются для строительства того или иного объекта могут быть схожими, а могут и отличаться. Поскольку аренду земли, как и право собственности на нее еще никто не отменял, рассмотрим в этой публикации, что такое отвод земельного участка под строительство производственного комплекса и какие функции по освоению территории и подготовке к отводу земельного участка осуществляет заказчик строительства.

Стороны вовлеченные в процесс строительства всегда преследуют свои цели и интересы. И если цели могут объединять участников, то интересы сторон должны соответствовать их возможностям. Отвод земельного участка под строительство производственного комплекса предполагает формирование и межевание земельного участка и начинается с оформления документов необходимых заказчику.

Все, что касается освоения земельных участков, регулируется Земельным Кодексом РФ и каких-то причуд или скоропалительных решений клиента, опирающегося на личные желания законодательство не учитывает. Отвод земельного участка под строительство производственного комплекса подтверждается постановлением руководящих органов в соответствии с градостроительным кодексом и решением местных властей, принимающих решение о разрешении строительства.

Заказчик составляет ходатайство о предоставлении ему земли под новое строительство или реконструкцию существующего объекта недвижимости в производственный комплекс, прилагая к документу разрешение на строительство. Рассмотрением первичных документов занимаются органы государственной власти, юридические и физические лица, в рамках своих возможностей.

Чтобы отвод земельного участка под строительство производственного комплекса прошел по всем правилам, необходимо:

  • Назначить лицо, ответственное за строительную площадку. Чаще всего, заказчик передает эту ответственность строительной подрядной компании;
  • Получить разрешение соответствующих эксплуатационных органов на использование на период проведения СМР действующих коммуникаций источников газо, водо, паро и энергоснабжения;
  • Оформить документы на вырубку и пересадку деревьев, плодово-ягодных насаждений, снос строений, очистку территории от мешающих строительству объектов;
  • Определить объемы и места вывоза и завоза грунта и плодородного слоя почвы;
  • Сформировать геодезическую разбивочную основу для строительства;
  • Составить разбивку осей и трасс зданий и сооружений;
  • Переговорить с владельцами домов, строений и сельскохозяйственных угодий, подлежащих сносу;
  • Обеспечить переселение граждан из строений, подлежащих сносу;
  • Рассчитать остаточную стоимость сносимых зданий и сооружений и подлежащих вырубке лесных насаждений или получить справку об остаточной стоимости сносимых сооружений от их владельцев;
  • Возместить гражданам и юридическим лицам предусмотренную действующим законодательством стоимость изымаемых строений, участков земли, насаждений и посевов;
  • Получить разрешение на производство работ в зоне воздушных линий электропередачи в полосе отвода железных и автомобильных дорог, подземных коммуникаций и инженерных сооружений;
  • Обеспечить реализацию возвратных материалов от разборки сносимых строений (сооружений), а также материалов, получаемых от попутной добычи и рубки насаждений;
  • Провести контроль за деформациями и состоянием зданий и сооружений в зоне влияния строительства.

Производство в России является важной частью экономики. Поэтому год от года интерес к территориальным производственным комплексам (аббревиатура ТПК) становится все выше. Увеличивается количество заинтересованных в реализации проекта лиц, взаимосвязанных между собой финансовыми интересами и другими ресурсами. Поэтому процедура отвода земли относится к актуальной проблеме экономического районирования. Власти стремятся компенсировать недостатки устаревших зданий и сооружений, организуя на их месте новое строительство.

Еще раз напоминаем, что отвод земельного участка под строительство производственного комплекса — процедура достаточно сложная, если проект или планировка будущего производства будут признан неэффективным, заказчику может быть отказано в приобретении земельного участка на правах собственности, как и в случаях:

  • Когда земельные участки официально изъяты из оборота
  • Если федеральным законом установлен запрет на приватизацию этих земель
  • Когда земельные участки официально зарезервированы для государственных или муниципальных нужд.

С этого года выбор и обоснование вариантов размещения земельного участка включены в пакет документов, который формируется для получения разрешения на строительство. Если перед вами встала задача, как быстро и грамотно осуществить отвод земельного участка под строительство производственного комплекса звоните нашим специалистам! Будем рады помочь!

Эксперты Кадастровой палаты по запросу «Известий» рассказали, какие документы необходимы для оформления прав собственности на земельный участок, в том числе заброшенный, расположенный на территории дачного поселка, и где их можно получить.

На территории любого дачного поселка обязательно найдется поросший бурьяном заброшенный участок. Как правило, территория его настолько запущена, что кажется, будто хозяина здесь нет, и никогда не было. Руки так и тянутся забрать участок себе и «причесать», облагородить. Однако ощущение беспризорности территории – еще не повод ее занимать. Эксперты Кадастровой палаты дали рекомендации, какие документы необходимы для оформления прав собственности на заброшенный участок и где их можно получить.

Для оформления прав собственности на земельный участок необходим правоустанавливающий документ на него. В случае, когда участок «заброшен», правоустанавливающим документом может быть либо договор по гражданско-правовой сделке, например, договор купли-продажи, дарения, мены, либо соответствующий акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о предоставлении такого земельного участка. Что для этого необходимо предпринять?

Шаг 1. Попробовать найти владельца земельного участка. Если участок расположен на территории садового товарищества (СНТ), в первую очередь рекомендуем обратиться к председателю такого товарищества. У него могут быть все данные об участках, расположенных на территории СНТ, и их владельцах. Так вы сможете узнать точный адрес заброшенного участка или дома на нем и, возможно, их кадастровые номера. Далее рекомендуем заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), например, через онлайн-сервис на сайте Кадастровой палаты. В ней будет более подробная информация как об участке, так и о собственниках, и возможных обременениях при условии, если права на интересующий участок регистрировались в ЕГРН.

Если вы не знаете о принадлежности участка какому-либо объединению, то вам в любом случае следует обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по месту нахождения такого участка. Муниципалитеты, как правило, обладают всей информацией об участках и их статусах.

Если у участка и построенных на нем объектов есть собственник (а в этом вы можете удостовериться, заказав выписку из ЕГРН, а также изучив представленные правообладателем земельного участка правоустанавливающие документы), то вы сможете завладеть заветным участком только по гражданско-правовой сделке. Например, заключив с собственником участка договор купли-продажи, который и будет являться основанием для государственной регистрации вашего права.

Шаг 2. Если же земельный участок, который находится на территории СНТ, никому не предоставлялся, и он не относится к землям общего пользования членов СНТ, то чтобы оформить заброшенный земельный участок, необходимо обратиться в уполномоченный на их предоставление орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (муниципалитет) с заявлением о его предоставлении в собственность или аренду.

Учитывая положения статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, отметим: если интересующий вас земельный участок образован из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами СНТ, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, и не отнесен к имуществу общего пользования, то он может быть предоставлен в собственность без проведения торгов на основании договора купли-продажи только членам этой организации. Основными документами, подтверждающими их право на приобретение земельного участка без проведения торгов, являются:

— документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации;

— решение органа некоммерческой организации о распределении земельного участка заявителю.

Шаг 3. Орган местного самоуправления принимает решение о возможности предоставления земельного участка (например, заключает договор купли-продажи, аренды земельного участка и так далее).

Шаг 4. Регистрация права собственности на земельный участок. Если вами заключена сделка с предыдущим собственником, то подать заявления от продавца и покупателя о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности приобретателя на земельный участок и необходимые документы для регистрации права собственности можно через МФЦ, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении или в электронном виде. Подать пакет документов можно и экстерриториально – то есть независимо от места нахождения земельного участка.

Правоустанавливающим документом в данном случае может являться, например, договор купли-продажи, заключенный с предыдущим собственником. Если заявление подается через представителя, его права должны быть подтверждены нотариальной доверенностью.

Отметим, что если речь идет о заключении сделки с муниципалитетом, то орган местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия самостоятельно обязан обратиться в орган регистрации прав в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия акта или совершения такой сделки и представит документы.

Шаг 5. Результатом регистрации вашего права будет являться специальная регистрационная надпись на договоре и выдача правоподтверждающего документа – выписки из ЕГРН.

Разработка проекта отвода земельного участка является важной стадией при приватизации и оформлении земли. Землеотвод оформляется в обязательном порядке, при выполнении кадастровых и землеустроительных работ, а также регистрации местонахождения земельного участка.

Что такое землеотвод?

Землеотвод — это совокупность процедур по установлению участка на местности, определении его границ, с целью его передачи в безвозмездное пользование, либо аренду.

Специалисты анализируют землеотвод в узком и широком смысле. В узком – это местность, переданная в пользование. В наиболее широком представлении – часть земли, на которую появилось право на основе определенных норм закона.

Оформление отвода земли заключается в поэтапном выполнении всех процедур по определению, восстановлению или установлению границ земельного участка, а кроме того его месторасположения и площади.

Затем все собранные материалы и данные оформляются в так называемое землеустроительное дело (или как его еще называют по-другому — межевое дело).

Отвод земель: цели и задачи

Законом регулируются все этапы распределения и передачи земельных участков:

  1. подбор;
  2. регулирование;
  3. изъятие;
  4. и обеспечение заказчика участком для существующих потребностей.

Эти и любые другие операции с участками, землевладельцы могут выполнить лишь только после выполнения обмера ЗУ и формирования пакета бумаг, достаточных для формирования межевого дела, и его подачи в Росреестр.

Землеотвод является также обязательной процедурой для формирования и развития общей базы сведений кадастровой службы. При его отсутствии, невозможна легализация возведенной постройки, установление павильонов и осуществление иных операций строительства на выделенной земле.

Кто проводит землеотвод?

Выполнять процедуры по отводу земли могут только специалисты и юридические лица, обладающие соответствующими лицензиями. Эксперты по землеотводу квалифицированно, в короткий срок и по доступной цене осуществят полный комплекс мероприятий.

Наличие у компаний соответствующего разрешения и квалификации будет залогом того, что заказчику не придется иметь проблемы юридического характера, возникших из-за разных погрешностей в обмере ЗУ. При появлении спорных моментов, специалисты проведут вынесение границ на местности и урегулируют таким образом все разногласия с соседями.

Как происходит передача земель?

При выполнении земельного отвода действуют последующие правила:

  • учет роли земли как основного принципа для существования и деятельности человека;
  • приоритет защиты земель;
  • заинтересованность людей и организаций в постановлении задач, какие затрагивают их права на землю;
  • целостность участков и находящихся на них построек;
  • приоритетная сохранность наиболее значимых ЗУ;
  • учет ценности применения участков;
  • деление земель согласно целевому назначению;
  • разделение общегосударственной и местной собственности.

Также землеотводные операции регулируются законодательными нормами и общественными мерами для определения характера возможной деятельности на выделяемом участке.

Продажа участка на Мысе у Волги 88 соток, 165 км от МКАД ПОСМОТРЕТЬ

По каким законам отводятся земли?

Процедура по отводу земель, согласно законодательству, подразделяется на две фазы:

  1. заранее оговаривается размер ЗУ и локализация его расположения;
  2. производится изъятие и оформление участка, формирование надлежащей документации.

Чтобы утвердить нужный земельный участок, гражданин обязан передать заявление в администрацию того района, где расположен участок. При заблаговременном согласовании проектная организация (либо другая уполномоченная компания, действующая на условиях договора) собирает начальную информацию.

На данной стадии формируются:

  • условия, по каким передается земельный участок;
  • существующие технические требования и возможности подведения технических сетей.

Затем рассчитывается объем предполагаемых инвестиций, готовятся необходимые бумаги. Все полученные данные отправляются в соответствующее учреждение, где формируется особая рабочая группа.

В структуру рабочей группы входят представители всех сторон:

  • заявителя (покупателя);
  • нынешнего собственника;
  • представителя местной администрации.

Вопросы о приобретении и отведении земель решают органы местной власти, на основе ходатайства и подготовленной документации. По завершению всех этапов, оформляется документ по соответствующей форме.

Следует учитывать, что способы передачи земельных территорий для различных целей могут быть разными. К примеру, мера отвода территории под трансформаторную подстанцию зависит от типа опор и направлений расположения электропроводов, а кроме того — от площади здания.

Мероприятия и принципы передачи земли

Вещественные права

В соответствии с законодательством, принято разделять следующие виды прав на земельные участки:

  • постоянное использование (при отсутствии конкретного срока в договоре);
  • пожизненное наследуемое владение;
  • аренда;
  • сервитут (использование «чужой» земли с некоторыми ограничениями);
  • безвозмездное срочное пользование;
  • частная собственность.

Мероприятия в интересах строительства

В некоторых ситуациях для отвода земли под строительство не требуется получения согласования:

  • при расположении участка в городском или сельском районе, на которые утвержден Градостроительный план;
  • предоставление земельной территории в интересах аграрных потребностей или укрепления лесничества;
  • проведение индивидуального жилищного строительства.

При других условиях необходимо заблаговременное координирование с местной администрацией.

Координирование территории

В этом мероприятии следует отметить такие процедуры, как:

  • оформление ноебходимых бумаг, с установлением границ и пределов выделяемого ЗУ на соответствующей территории;
  • определение разновидности допустимого применения территории;
  • установление технических критериев, с целью подсоединения строящегося объекта к техническим сетям;
  • подписание решения о проведении торгов, либо о предоставлении территории, если аукцион не проводится;
  • информирование общественности и СМИ о проведении земельного аукциона;
  • постановка земли на кадастровый учет;
  • проведение торгов либо предоставление ЗУ без аукционных мероприятий.

Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 6 мая 2005 года N 177 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство 1. Положение о порядке предоставления земельных участков под инди- видуальное жилищное строительство (далее — Положение) разработано в со- ответствии с требованиями Гражданского кодекса Кыргызской Республики, Земельного кодекса Кыргызской Республики и других нормативных правовых актов, регулирующих земельные правоотношения, и регламентирует порядок выделения земельных участков под строительство индивидуальных жилых до- мов на безвозмездной основе при наличии свободных земель. 2. Отвод земельного участка под строительство индивидуального жи- лого дома осуществляется в соответствии с генеральными планами населен- ных пунктов, а при их отсутствии — со схемами генеральных планов, сог- ласованных с главным архитектором области, города, района. 3. Проведение и организация работ по предоставлению земельных участков осуществляются комиссией, создаваемой соответствующим уполно- моченным органом, в компетенцию которого входит предоставление земель- ного участка под вышеуказанные цели. 4. Объектом предоставления являются земельные участки, расположен- ные на соответствующей территории и которые могут предоставляться в собственность. 5. Нормы предоставления земельных участков под строительство инди- видуальных жилых домов определяются соответствующими представительными органами местного самоуправления. 6. Земельные участки, подлежащие предоставлению для строительства индивидуальных жилых домов, должны быть свободными от прав третьих лиц и не иметь ограничений для совершения гражданско-правовых сделок. 7. Правом на получение земельного участка под строительство инди- видуального жилого дома обладает гражданин Кыргызской Республики: — проживающий на территории данной административно-территориальной единицы не менее 3 лет для городов Бишкек и Ош, а на остальных террито- риях — не менее 1 года; — не имеющий земельного участка, ранее предоставленного под инди- видуальное жилищное строительство на (всей) территории Кыргызской Рес- публики; — не имеющий в собственности жилое помещение (дом, квартира), за исключением граждан, жилая площадь которых не отвечает установленным санитарным нормам и требованиям; — не совершавший в течение последних 5 лет гражданско-правовых действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий, выразивших- ся в отчуждении имеющихся в собственности жилых помещений третьим ли- цам, путем заключения сделок купли-продажи, мены, дарения и т.д. 8. Для получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, претендующее лицо представляет в соответствующий уполно- моченный орган следующие документы: — заявление по установленной форме; — копию документа, удостоверяющего личность; — справку уполномоченного государственного органа по регистрации прав на недвижимое имущество об отсутствии на праве собственности жило- го помещения или земельного участка, ранее выделенного под индивидуаль- ное жилищное строительство; — копию трудовой книжки (при наличии); — ходатайство с места работы (в случае, если осуществляет трудовую деятельность); — справку уполномоченного государственного органа, подтверждающую статус безработного; — акт обследования жилищных условий; — справку с места жительства о составе семьи. 9. Граждане Кыргызской Республики, представляющие документы в со- ответствующие уполномоченные органы для получения земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, а также органы, выдавшие документы, несут ответственность за их достоверность. 10. Соответствующие уполномоченные органы на местах для рассмотре- ния представленных документов создают комиссию в следующем составе: — представители исполнительно-распорядительных и представительных органов местного самоуправления (сопредседатели комиссии); — представитель государственного органа по архитектуре; — представитель местного государственного органа по регистрации прав на недвижимое имущество. В состав комиссии по решению уполномоченного органа могут быть включены представители общественности. 11. В обязанности представителя государственного органа по регист- рации прав на недвижимое имущество входит: — проверка соответствия документально установленным границам и площадям земельного участка в натуре; — согласование границ земельных участков, предоставляемых под ин- дивидуальное жилищное строительство, с собственниками или пользователя- ми смежных земельных участков; — проверка наличия сервитутов и других обременении. 12. В обязанности представителя государственного органа по архи- тектуре входит: — подготовка необходимых материалов и документов для проведения заседаний комиссии; — определение границ участка с учетом утвержденной градостроитель- ной документации, строительных норм и правил; — осуществление запроса у санитарных, противопожарных и других служб об условиях использования предполагаемого к выделению земельного участка и условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспече- ния; — составление сводного технического заключения о возможностях ис- пользования земельного участка на основе полученных заключений. 13. По каждому земельному участку, предполагаемому для отвода под строительство индивидуального жилого дома, комиссией формируется инфор- мационный пакет, который включает: — место расположения (адрес), кадастровый номер земельного участка (при наличии); — план земельного участка с нанесением его границ, границ действия сервитутов; — сводное заключение об условиях и ориентировочной стоимости подк- лючения к различным видам инженерных коммуникаций. 14. Комиссия в установленном порядке изучает поступившие ходатайс- тва граждан Кыргызской Республики о предоставлении земельных участков, под строительство индивидуальных жилых домов и сопутствующие документы и принимает решение о выделении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка. 15. Комиссия осуществляет свою деятельность на периодической осно- ве, но не реже 1 раза в месяц. Текущую работу комиссии осуществляют со- ответствующие службы уполномоченного органа, в компетенцию которого входит предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, действующие на постоянной основе. 16. Земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов предоставляются гражданам Кыргызской Республики — согласно поданным за- явлениям в порядке очередности. 17. Решение комиссии оформляется соответствующим протоколом, кото- рый является основанием для подготовки решения уполномоченного органа о выделении земельного участка и оформления государственного акта о праве частной собственности на земельный участок. 18. Запрещается приступать к освоению земельного участка, предос- тавленного под строительство индивидуального жилого дома, до установле- ния границ в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего права на земельный участок и согласованного проекта жилого дома. 19. Гражданин Кыргызской Республики, безвозмездно получивший в ус- тановленном порядке земельный участок под строительство индивидуального жилого дома, не вправе в течение пяти лет заключать гражданско-правовые сделки по его отчуждению.

admin