Ответственный за строительный контроль

СТ 53 ГрК РФ.

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 53 Градостроительного кодекса РФ

1. Как следует из анализа ст.ст.53-54 ГрК РФ, законодатель в сфере градостроительной деятельности различает контроль и надзор по субъекту, порядку проведения и иным параметрам. Так, строительный контроль осуществляется самим застройщиком (заказчиком) и подрядчиком, в то время как государственный строительный надзор – государственным органом РФ или субъекта РФ.

Предметом строительного контроля является проверка соответствия качества работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, четырем базовым параметрам: положениям проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. В связи с этим, строительный контроль может быть охарактеризован как самоконтроль организации, занимающий свое четко определенное место в ряду предусмотренных действующим законодательством видов негосударственного контроля. Наиболее близким строительному контролю по задачам, а потому имеющим аналогичную юридическую природу, является производственный экологический контроль (ст.67 Закона об охране окружающей среды) и производственный земельный контроль (ст.73 ЗК РФ).

Общим требованием к созданию такой системы самоконтроля организации является уведомление специально уполномоченных государственных контрольных органов об его организации. Комментируемая статья (ч.3) доводит эту норму до логического конца, возлагая обязанность на лицо, осуществляющее строительство, извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийной ситуации на объекте капитального строительства. При этом не уточняется, органы какого уровня (РФ, субъектов РФ, либо всех вместе) следует в таких случаях уведомлять, а также не раскрывается дефиниция «аварийная ситуация на объектах капитального строительства».

Представляется, что под последней следует понимать опасное повреждение или разрушение технических устройств или возводимых сооружений, повлекшее нарушение требований безопасности и представляющее угрозу благоприятным условиям жизнедеятельности на соответствующей территории. Уведомление о такой аварийное ситуации, на наш взгляд, целесообразно направлять в территориальные подразделения федерального органа государственного строительного надзора, а также органы строительного надзора субъекта РФ. Критерии вышеупомянутой опасности должны быть утверждены правительством РФ.

2. Характерно, что строительный контроль в рассмотренном виде не является новеллой ГрК РФ, поскольку уже давно предусмотрен (только без такого названия) ГК РФ. Так, согласно ст.748 ГК РФ, заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.

Урегулирован в ГК РФ и вопрос о привлечении к строительному контролю третьих лиц. При этом ГрК РФ предусматривает участие в строительном контроле только одного приглашенного лица, осуществившего подготовку проектной документации, для проверки соответствия ей выполняемых работ. ГК РФ более широко подходит к данному факультативному привлечению сторонних лиц. Согласно ст.749 ГК РФ, заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.

Как следует из содержания приведенной нормы, данный инженер не связан с разработкой проектной документации. При этом представляется, что особой коллизии между нормами ГрК РФ и ГК РФ в этом случае нет, поскольку в силу принципа свободы договора (ст.1 ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

3. В ч.4 упоминаются несколько подвидов строительного контроля, в том числе контроль за безопасностью строительных конструкций и т.д. Юридическое значение каждой стадии строительного контроля заключается в том, что при выявлении недостатков безопасности строительных конструкций, работ, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться акты освидетельствования таких работ сразу после выявления таких недостатков, которые подписываются обеими сторонами договора. Такие акты дают застройщику (заказчику) требовать устранение выявленных недостатков с последующей проверкой такого устранения, а также могут являться доказательствами в суде при необходимости привлечения подрядчика к гражданско-правовой ответственности.

Так, согласно ст.754 ГК РФ, подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за не достижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия. При реконструкции (обновлении, перестройке, реставрации и т.п.) здания или сооружения на подрядчика возлагается ответственность за снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения или его части. Однако подрядчик не несет ответственности за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации, если докажет, что они не повлияли на качество объекта строительства.

4. В отличие от государственного строительного надзора, сроки и порядок которого достаточно четко регламентированы, периодичность строительного (производственного) контроля законодателем не регулируется, за исключением случая проведения повторного контроля через шесть месяцев после окончания предыдущего в случаях, указанных ч.6 комментируемой статьи 53 Градостроительного кодекса РФ.

5. Близким по своему содержанию к строительному контролю является авторский надзор. Согласно ст.12 Закона об архитектурной деятельности, архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объемом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль.

Письмо Минстроя России от 20.12.2018 N 55067-ОГ/08 «По вопросам строительного контроля» — Проведение строительного контроля и непосредственно строительства объекта капитального строительства одним и тем же лицом противоречит положениям ГК РФ

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 20 декабря 2018 г. N 55067-ОГ/08

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросам, связанным с осуществлением строительного контроля, и в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.

В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано проводить строительный контроль.

В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в рамках выполнения работ по договору строительного подряда заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

В соответствии со статьей 749 ГК РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.

В этой связи проведение строительного контроля и непосредственного строительства объекта капитального строительства одним и тем же лицом противоречит положениям ГК РФ.

Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, описывает порядок проведения строительного контроля, при котором обязанностью подрядчика является осуществление непосредственно строительного контроля, обязанностью заказчика при этом является осуществление строительного контроля с учетом проведения соответствующих контрольных мероприятий в отношении работы подрядчика.

Очевидно, в этой связи, что соответствующие контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках строительного контроля заказчиком в отношении подрядчика, не могут осуществляться самим подрядчиком.

При этом, достоверно засвидетельствовать факт надлежащего выполнения работ, конструкций и участков инженерных сетей, подлежащих закрытию, их соответствие установленным требованиям может только независимое и незаинтересованное в сдаче работ лицо.

Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры О.А.ДАШКОВА

Письмо Минстроя России от 19.09.2017 N 33529-ТБ/02 «О подписании акта освидетельствования скрытых работ»

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 19 сентября 2017 г. N 33529-ТБ/02

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и по поставленному в нем вопросу сообщает следующее.

Исходя из совокупности норм пунктов 2 и 4 части 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) только специалистами по организации строительства в должности главного инженера проекта, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, подписываются документы, оформляемые в процессе проведения строительного контроля.

Согласно пункту 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, к ним относятся в том числе акты освидетельствования скрытых работ.

Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утверждены приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128 (РД-11-02-2006). Указанные акты должны быть подписаны представителями застройщика или технического заказчика по вопросам строительного контроля, лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства.

Сведения об иных лицах, участвующих в подписании акта освидетельствования скрытых работ, в том числе представителя лица, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию, в национальном реестре специалистов могут не содержаться.

Заместитель директора Правового департамента Т.Н.БАРМИНА

Письмо Минстроя России от 18.09.2017 N 33473-ТБ/02 «Об осуществлении строительного контроля»

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 18 сентября 2017 г. N 33473-ТБ/02

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел обращение и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.

Состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства определяются Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиям, предъявляемым к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128.

В соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

Согласно статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые функции в рамках трудовых отношений, основанных на соглашении между работником и работодателем, выполняются работником только лично.

Пунктом 2 части 5 статьи 55.5-1 Кодекса к должностным обязанностям специалиста по организации строительства, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства, относится в том числе строительный контроль.

Исходя из совокупности норм, изложенных в части 2 статьи 53 и пункте 22 статьи 1 Кодекса, строительный контроль также проводится застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Указанная функция выполняется только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, оформляемые в процессе проведения строительного контроля документы с 1 июля 2017 года подписываются только специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в соответствующий национальный реестр специалистов и которые, в соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Кодекса, занимают должность главного инженера проекта.

При этом данное требование распространяется только на подписантов — работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, членство которых в саморегулируемой организации, в соответствии с Кодексом, является обязательным.

Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Правового департамента Т.Н.БАРМИНА

См.также:

  • Ростехнадзор разъясняет: Освидетельствование ответственных конструкций, скрытых работ, контроль и оценка прочности бетонной смеси, подписание исполнительной документации
  • Ростехнадзор разъясняет: Строительный контроль
  • Ростехнадзор разъясняет: Входной контроль
  • Минстрой разъясняет: Строительный контроль

В соответствии со ст. 197 ТК дисциплинарная ответственность устанавливается за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Однако при этом в трудовом законодательстве не оговаривается, как привлечь к дисциплинарной ответственности руководителя подразделения за недобросовестную работу подчиненных ему работников. Нормативка.by и юрист А.Д. Шевцов рассказывают о правовых аспектах привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя структурного подразделения за недобросовестную работу подчиненных ему работников.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

● Трудовой кодекс (далее – ТК)

● Декрет Президента от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29)

● Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД)

● постановление Пленума Верховного Суда от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – Постановление Пленума № 2)

Общие положения

В трудовом законодательстве содержится понятие уполномоченного должностного лица нанимателя, которым является:

● руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения);

● руководитель структурного подразделения (его заместители);

● мастер;

● специалист;

● иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (абз. 7 ч. 1 ст. 1 ТК).

Под должностным лицом понимается физлицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также госслужащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе (абз. 3 ст. 1.3 Кодекса об административных правонарушениях).

Наименование должности служащего с применением производной «главный» (код категории – 1) устанавливается для должностей служащих, которые осуществляют:

● руководство структурным подразделением (структурными подразделениями);

● руководство работниками по определенному наименованием должности виду (направлению) деятельности структурного подразделения (структурных подразделений), в т.ч. обособленного (обособленных);

● управление и координацию видом (направлением) деятельности, определенным наименованием должности служащего, в иных организациях в соответствии с законодательством (ч. 4 п. 5 Общих положений ЕКСД).

Нанимателем могут устанавливаться следующие нормы управляемости при создании структурных подразделений, если иное не установлено законодательством:

● управление (служба) – при наличии в его штате не менее 7 штатных единиц, включая должность руководителя;

● отдел – при наличии в его штате не менее 4 штатных единиц, включая должность руководителя;

● сектор (бюро, группа) – при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя (ч. 10 п. 10 Общих положений ЕКСД).

Правомерность наказания руководителя подразделения за проступок, совершенный им самим

На практике часто возникают споры в отношении правомерности и неправомерности наказания руководителя подразделения.

При отсутствии дисциплинарного проступка у работников подразделения руководителя этого подразделения можно наказывать как рядового работника только за проступок, совершенный им самим, т.е. за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем подразделения своих трудовых обязанностей.

К таким нарушениям, в частности, относятся:

● отсутствие работника без уважительной причины на работе, а также нахождение без уважительных причин не на своем рабочем месте, а в других помещениях организации, преждевременный уход с работы, отказ без уважительных причин от поездки в командировку, невыход на работу в выходной и праздничный день, если работник привлекается к работе на законных основаниях;

● отказ или уклонение без уважительных причин от прохождения в установленном порядке в рабочее время медосмотров работниками некоторых категорий (ст. 228 ТК), а также отказ от инструктажа, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда (п. 4 ст. 232 ТК) (ч. 2 п. 31 Постановления Пленума № 2).

ПРИМЕЧАНИЕ

Руководителя подразделения можно привлечь к ответственности за отсутствие надлежащего контроля, предусмотренного должностной инструкцией, трудовым договором (контрактом), что явилось причиной противоправного, виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения подчиненными работниками своих трудовых обязанностей.

В соответствии с абз. 9 подп. 2.10 п. 2 Декрета № 29 одним из дополнительных оснований досрочного расторжения контракта (в т.ч. и с руководителем подразделения) по инициативе нанимателя является:

● распитие спиртных напитков;

● употребление наркотических или токсических средств в рабочее время или по месту работы.

Согласно п. 5 Декрета № 29 грубым нарушением трудовых обязанностей при осуществлении должностных обязанностей является неисполнение:

● Конституции;

● решений Президента;

● законов;

● постановлений Совета Министров;

● судебных постановлений.

Противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем подразделения своих трудовых обязанностей

В соответствии с ч. 3 ст. 400 ТК противоправным признается такое поведение (действие или бездействие) работника (в т.ч. и руководителя подразделения), при котором он не исполняет (или не должным образом исполняет) трудовые обязанности, возложенные на него ТК, коллективным, трудовым договорами (ч. 3 ст. 400 ТК).

ВАЖНО!

В ЛНПА организации, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя, должностных инструкциях, трудовом договоре (контракте) должны быть конкретно установлены трудовые функции и должностные обязанности руководителя по контролю за работой подчиненных работников. В противном случае может и не быть самого факта нарушения со стороны руководителя подразделения.

Исходя из ст. 197 ТК, руководителя подразделения можно привлечь к дисциплинарной ответственности только за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, например, за:

● отсутствие или за ненадлежащий контроль за подчиненными;

● неправильную организацию работы подразделения (устанавливается как отдельный состав правонарушения только руководителя, так и применяется к случаям выявленных нарушений со стороны его подчиненных);

● неознакомление подчиненных работников с ЛНПА и инструкциями, относящимися к деятельности подразделения (отдела);

● другие действия, взаимосвязанные с совершением дисциплинарного проступка подчиненными работниками.

Контракт, заключенный с работником (в т.ч. и с руководителем подразделения), кроме других предусмотренных оснований должен также предусматривать дополнительные основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя за следующие нарушения работником возложенных на него трудовых обязанностей:

● необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, а равно сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения (абз. 8 подп. 2.10 п. 2Декрета № 29);

● непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства (абз. 11 подп. 2.10 п. 2 Декрета № 29).

Грубым нарушением трудовых обязанностей, влекущим безусловное привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности, признаются:

● необеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины;

● необеспечение содержания производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями;

● необеспечение надлежащих условий труда работников;

● сокрытие (подмена) основания увольнения работника при наличии основания для его увольнения за совершение виновных действий;

● иные противоправные действия (бездействие) руководителя организации, установленные законодательными актами (подп. 4.2 п. 4 Декрета Президента от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).

Ошибки нанимателя, допущенные в процедурных вопросах наказания руководителя подразделения

Процедура наказания руководителя подразделения не отличается от процедуры наказания рядовых работников в соответствии со ст. 199–200 ТК, но на отдельных этапах привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя подразделения наниматели совершают повторяющиеся ошибки.

Ошибка 1.

В объяснениях руководителя подразделения отсутствует факт неосуществления им контроля за подчиненными.

На практике часто руководитель подразделения при написании объяснения по факту виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения подчиненным работником своих трудовых обязанностей описывает только неисполнение, допущенное этим работником. Однако при этом не указывает причину, по которой сам не проконтролировал тот или другой этап работы подчиненных.

Пример 1.

Мастер участка в объяснительной записке подробно описывает брак, допущенный работником его участка, но совсем не указывает, почему он не проконтролировал работу подчиненного работника.

Такая особенность письменного объяснения руководителя подразделения ставит под сомнение правомерность последующего его наказания за недостаточный контроль, потому что не позволяет нанимателю обосновать выводы о непосредственной виновности руководителя подразделения.

ПРИМЕЧАНИЕ

Перед написанием руководителем подразделения письменного объяснения ему необходимо пояснить, что следует указать причины недостаточного контроля за подчиненными, а не только изложить мотивы и последствия совершения ими дисциплинарного проступка.

Ошибка 2.

Недоказанность истребования нанимателем письменного объяснения от руководителя подразделения.

До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника (ч. 1 ст. 199 ТК), в т.ч. и письменное объяснение руководителя подразделения.

Невыполнение нанимателем обязанности затребовать письменное объяснение от работника и неполучение такого объяснения не является основанием для отмены дисциплинарного взыскания, если факт нарушения трудовой дисциплины подтвержден нанимателем представленными суду доказательствами (ч. 3 п. 32 Постановления Пленума № 2).

Ошибка 3.

При отказе руководителя подразделения от дачи объяснения не оформлялся акт.

В соответствии с ч. 2 ст. 199 ТК отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

Акт составляется в произвольной форме. Количество присутствующих при этом свидетелей законодательством не установлено, поэтому может быть и один свидетель.

Ошибка 4.

Применение двух дисциплинарных взысканий за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем подразделения своих трудовых обязанностей.

В соответствии с ч. 3 ст. 199 ТК за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

ПРИМЕЧАНИЕ

Правило о применении только одного дисциплинарного взыскания:

● не распространяется на меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные ч. 4 ст. 198 ТК (лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры).

Ошибка 5.

Объявление дисциплинарного взыскания в устной форме.

В соответствии с ч. 4 ст. 199 ТК дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя.

Дисциплинарные взыскания, объявленные в устной форме, не имеют никакого правового значения и не учитываются.

Ошибка 6.

Мера дисциплинарного взыскания выбрана неверно.

Нанимателю предоставлено право выбора меры дисциплинарного взыскания.

Обстоятельства, которые должны учитываться при выборе меры дисциплинарного взыскания:

● тяжесть дисциплинарного проступка;

● обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок;

● предшествующая работа;

● поведение работника на производстве (ч. 3 ст. 198 ТК).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Постановления Пленума № 2, если при рассмотрении иска о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут за нарушение трудовой дисциплины, будет установлено, что дисциплинарный проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета степени вины работника, тяжести проступка, обстоятельств, при которых он совершен, а также предшествующего поведения работника и его отношения к труду, суд вправе на основании ч. 2 ст. 202 ТК отменить наложенное дисциплинарное взыскание в виде увольнения и удовлетворить заявленный иск.

ПРИМЕЧАНИЕ

Суд не может заменить увольнение другой мерой взыскания, поскольку в соответствии со ст. 198 ТК право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю (ч. 2 п. 33 Постановления Пленума № 2).

Ошибка 7.

В приказе (распоряжении) нанимателя о дисциплинарном взыскании не указаны мотивы совершения дисциплинарного проступка.

Согласно ч. 5 ст. 199 ТК в приказе (распоряжении), постановлении о дисциплинарном взыскании обязательно должны быть указаны мотивы, под которыми понимаются изложение сути дисциплинарного проступка, обстоятельств, при которых он совершен, а также обоснование избранной меры дисциплинарного взыскания с учетом требований ч. 3 ст. 198 ТК.

Ошибка 8.

Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании не объявлены руководителю подразделения под подпись.

В соответствии с ч. 5 ст. 199 ТК приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляются работнику под подпись в 5-дневный срок, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске (ч. 5 ст. 199 ТК), который исчисляется по правилам ст. 10ТК.

Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания (ч. 6 ст. 199 ТК).

ПРИМЕЧАНИЕ

На практике работник может не только расписаться под приказом (распоряжением) или постановлением, но и указать о согласии или несогласии с ним, а также письменно изложить свои объяснения.

Ошибка 9.

Отказ руководителя подразделения от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением не оформлен актом.

В соответствии с ч. 7 ст. 199 ТК отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением в обязательном порядке оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

Ошибка 10.

Несоблюдение сроков применения дисциплинарных взысканий.

Для дисциплинарного взыскания установлены следующие сроки применения:

● не позднее 1 мес. со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске (ч. 1 ст. 200ТК);

● не позднее 1 мес. со дня отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела при рассмотрении материалов о дисциплинарном проступке правоохранительными органами (ч. 3 ст. 200 ТК);

● не позднее 6 мес. со дня совершения дисциплинарного проступка (по результатам ревизии, проверки, проведенной компетентными государственными органами или организациями, не позднее 2 лет со дня совершения дисциплинарного проступка) (ч. 4 ст. 200 ТК).

При этом днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинен (ч. 2 ст. 200 ТК).

ВАЖНО!

По истечении любого из сроков дисциплинарные взыскания не могут быть применены, а наложенные нанимателем дисциплинарные взыскания являются недействительными и не имеющими юридических последствий.

Ошибка 11.

Наложение дисциплинарного взыскания неуполномоченным лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 201 ТК дисциплинарное взыскание применяется органом (руководителем), которому предоставлено право приема (избрания, утверждения, назначения на должность) и увольнения работников, либо по его поручению иным органом (руководителем).

В обязательном порядке передача полномочий по применению дисциплинарных взысканий должна быть оформлена приказом (распоряжением) нанимателя. Передача полномочий по применению дисциплинарных взысканий в устной форме повлечет недействительность наложенных дисциплинарных взысканий.

Подготовка приказа о применении меры дисциплинарного взыскания

В целях исключения возможности признания приказа о применении меры дисциплинарного взыскания к руководителю подразделения за ненадлежащий контроль над подчиненными работниками неправомерным нанимателю необходимо обращать внимание на формулировки такого приказа.

Примеры неправильной формулировки приказа о применении меры дисциплинарного взыскания

п/п

Формулировка приказа о применении меры дисциплинарного взыскания к руководителю подразделения за ненадлежащий контроль над подчиненными работниками

Причина некорректности формулировки приказа

За ненадлежащий контроль

Данная фраза не разъясняет, в чем именно проявился ненадлежащий контроль и за кем конкретно

За ослабление контроля

Согласно этой формулировке контроль есть.

Непонятно, является ли ослабление контроля нарушением должностной инструкции руководителя подразделения.

В связи с отсутствием критериев неясно, какой должен быть надлежащий сильный контроль

За несвоевременную сдачу государственной статистической отчетности «Отчет по труду» работниками отдела

Нет конкретности в содержании приказа:

● кто конкретно из работников отдела получил такое задание и своевременно не сдал государственную статистическую отчетность «Отчет по труду»;

● не установлена степень вины каждого работника отдела;

● непонятно, несет ли ответственность непосредственно руководитель подразделения за несвоевременную сдачу государственной статистической отчетности «Отчет по труду»

Алгоритм правомерного наказания руководителя подразделения за ненадлежащий контроль над подчиненными работниками

Шаг 1. Возложение на руководителя подразделения обязанности осуществления руководства и контроля за подчиненными работниками, что необходимо зафиксировать в должностной инструкции и трудовом договоре(контракте).

Шаг 2. Ознакомление руководителя подразделения под подпись с должностной инструкцией.

Дата ознакомления с должностной инструкцией руководителя подразделения должна быть более ранней, чем дата совершения подчиненными работниками противоправного, виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей.

Шаг 3. Установление факта нарушения со стороны подчиненных руководителю подразделения работников.

Пример 2.

Образец акта о задержании работника при попытке хищения имущества нанимателя

Шаг 4. Применение меры дисциплинарного взыскания к работникам подразделения за выявленное противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих трудовых обязанностей.

При этом приказ о применении меры дисциплинарного взыскания работниками подразделения не оспорен.

Примечание от Нормативка.by

Для подробного ознакомление с применением мер дисциплинарного взыскания рекомендуем использовать путеводитель по кадровым вопросам «Ответственность нанимателя и работников».

admin