Ответственность за отсутствие производственного контроля

Проведение производственного контроля нужно проводить для того, чтобы обезопасить работников предприятия от опасного воздействия среды производства и других производственных факторов. В конечном итоге при проведение производственного контроля должен реализовываться право работников на безопасный труд.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны предоставить информацию о результатах проведения производственного контроля в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по первому запросу.

Штрафные санкции

Отсутствие протоколов лабораторных исследований и программы производственного контроля является административным правонарушением по ст.6.3 КоАП РФ, за которое взимается штраф в размере:

От 500 до 1000 рублей для должностных лиц.

От 500 до 1000 рублей или же приостановление деятельности до 90 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

От 10000 до 20000 рублей на юридических лиц или приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

Финансовые санкции предусматриваются за каждое выявленное несоответствие. Таким образом, по результатам комплексной проверки производитель может быть привлечен к материальной ответственности, размер которой превышает несколько сот тысяч рублей.

В случае непредставления сведений о результатах производственного контроля (или же предоставлении в неполном/искаженном виде) в органы государственного санитарно-эпидемиологического контроля по запросу также налагается штраф, поскольку это является административным правонарушением, предусмотренным ст.19.7 КоАП РФ. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей для должностного лица и от 3000 до 5000 рублей для юридического лица.

В случае неуплаты (или несвоевременной уплаты) штрафа налагается штраф в соответствии со ст.20.25 КоАП РФ составляющий двукратный размер от суммы не уплаченного штрафа, либо предприятие (или же лицо) попадает под административный арест сроком до 15 суток.

Гарантией успешного осуществления промышленной деятельности является неукоснительное соблюдение санитарно-противоэпидемиологических правил, а также гигиенических норм. Привлечение специалистов АНО «Приморский центр охраны труда» позволит исключить риск наложения штрафов. Именно поэтому сотрудничество с нашим экспертным центром является выгодным и эффективным способом защиты интересов бизнеса. Обратитесь за услугой сегодня! Незначительные траты на проведение производственного контроля предоставят возможность избежать серьезных проблем в будущем!

Обязанность по производственному контролю за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Федеральным законом «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ст.32). Осуществление производственного контроля является обязательным условием работы всех организаций — юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей.

Порядок организации производственного контроля изложен в санитарных правилах СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно — противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. Изменений и дополнений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 № 13).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель самостоятельно, до начала осуществления деятельности, составляет программу (план) производственного контроля (далее — программа). Программа составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:

— перечень нормативных документов, в том числе официально изданных санитарных правил в соответствии с осуществляемой деятельностью;

— перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;

— перечень объектов производственного контроля, а также химических веществ, биологических, физических и иных факторов, представляющих потенциальную опасность для человека и окружающей среды (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний);

Основанием для выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, определения периодичности отбора проб и проведения исследований, перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, являются санитарные правила, гигиенические нормативы, данные санитарно — эпидемиологической оценки, нормативно-техническая документация на выпускаемую продукцию.

— перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;

— перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно — эпидемиологической оценке;

— мероприятия по обеспечению безопасности реализуемой и вырабатываемой продукции, процесса выполнения работ, оказания услуг в том числе методы лабораторного контроля;

— перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

— перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Управление Роспотребнадзора по Карачаево-Черкесской республике и его территориальные отделы).

Разработанная программа утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

При изменении требований санитарного законодательства, вида или существенных изменениях деятельности (изменение нормативно-технических документов, ассортимента вырабатываемой или реализуемой продукции, оказание новых видов услуг; реконструкция, перепланировка, изменение мощности предприятия и др.) в программу необходимо вносить соответствующие изменения и дополнения.

Управление и его территориальные отделы без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям предоставляют информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, и о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний.

Файлы для загрузки:

Должностные лица Роспотребнадзора при осуществлении проверок могут обнаруживать самые различные нарушения в сфере осуществления обязательного производственного контроля на предприятиях и в организациях.
К наиболее часто встречающимся нарушениям относятся:
• Непроведение обязательного производственного контроля;
• Отсутствие программ производственного контроля;
• Непроведение лабораторных исследований, которые являются обязательными в некоторых случаях, определенных санитарными нормативами;
• Допущение нарушений техрегламентов и санитарно-эпидемологических либо санитарных правил;
• Отсутствие медицинских книжек у персонала;
• Отсутствие журналов регистрации результатов медицинских осмотров, осуществление гигиенической подготовки, аттестации и др.
В соответствии с законом и нормативами лица, на которых возложены обязанности по проведению производственного контроля, отвечают за полноту, своевременность и достоверность проведения этой процедуры. Если Роспотребнадзор выявляет нарушения, то работодатель получает предписание с указанием выявленных нарушений и сроками их устранения. Лица, которые допустили эти нарушения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
Кстати, на выдачу предписания о нарушениях предоставляется три дня. Вручать его необходимо под роспись или отправлять заказным письмом, обязательно с уведомлением. Невыполнение требований в установленные сроки влечет админответственность в соответствии с КоАП РФ. В случаях, когда в Роспотребнадзор до внесения предписания работодателем представляются доказательства о прекращении нарушений, оно не вносится.
Кодекс об админправонарушениях России предусматривает ответственность за нарушения законодательных актов, предусматривающих обеспечение благополучие населения в санитарно-эпидемиологическом плане. При выявлении нарушений санправил и нормативов гигиены, техрегламентов, непроведении мероприятий противоэпидемического и санитарно-гигиенического направлений должностные лица могут наказываться штрафом в 500-1000 рублей.
Лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юрлица, несут ответственность в виде штрафа (500-1000 рублей) либо трехмесячное административное прекращение производственной деятельности. Для юридических лиц предусмотрена еще более серьезная ответственность – штраф в размерах от 10 тысяч до 20 тысяч рубле, или админ. приостановление любой производственной деятельности.
Действующее законодательство относится к производственному контролю со всей строгостью, а потому, как говорится, шутить не следует. Если возникают какие-либо проблемы обращайтесь к нам. Мы поможем в разработке производственного контроля. В учебно-консультационном центре «Развитие» для решения этого вопроса имеется все необходимое.

«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 2

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРАВО ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42). В связи с этим одним из основных направлений государственной политики является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе контроль за соблюдением санитарных правил организациями и индивидуальными предпринимателями, а также проведением ими санитарно-противоэпидемических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Комплекс таких мероприятий закрепляется в программе производственного контроля (ППК) — документе, обязательном для каждой организации. Что представляет собой производственный контроль и как составляется программа, вы узнаете из этой статьи.

Нормативное регулирование

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять производственный контроль закреплена в ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ). Данная обязанность заключается в том числе в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, проведении лабораторных исследований и испытаний, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Кроме этого, обязанность по осуществлению производственного контроля устанавливается другими федеральными законами применительно к той или иной отрасли. Например, для организаций, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, она установлена Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Санитарно-эпидемиологические требования также установлены нормативными правовыми актами. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 <1> ими являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные нормы, гигиенические нормативы).

<1> «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, но с учетом особенностей гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта РФ могут действовать санитарные правила, установленные для этой территории.

Основополагающий порядок организации и проведения производственного контроля установлен Санитарными правилами СП 1.1.1058-01, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (далее — Правила).

Согласно п. 2.2 Правил целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

К объектам контроля Правила относят:

— производственные, общественные помещения, здания, сооружения;

— санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны;

— оборудование, транспорт, технологическое оборудование;

— технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг;

— сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, отходы производства и потребления.

В соответствии с п. 2.4 Правил производственный контроль включает в себя:

1. Наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью.

2. Осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных Правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Обратите внимание! Объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Осуществляются такие испытания либо непосредственно работодателем, либо с привлечением аккредитованной лаборатории.

3. Организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

4. Контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

5. Обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологий ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработку методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг.

6. Ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля.

7. Своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ о создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов.

8. Визуальный контроль, осуществляемый специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации, за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Порядок проведения производственного контроля может устанавливаться санитарными правилами для конкретных отраслей. Такие правила применяются до тех пор, пока не вступят в силу соответствующие технические регламенты (п. 2 ст. 32 Закона N 52-ФЗ). На сегодняшний день регламентов принято очень мало, один из них — Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Поскольку технические регламенты устанавливаются федеральными законами, их требования к осуществлению производственного контроля будут приоритетными, а положения санитарных правил будут применяться только в случае, если регламентом не установлено иное.

Помимо санитарных правил и регламентов существуют различные рекомендации по организации и проведению производственного контроля, утвержденные на уровне субъекта. Например, в Санкт-Петербурге организацию и проведение производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов, осуществляют в соответствии с Методическими рекомендациями при организации и проведении производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов, утвержденными Приказом Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 16.01.2002 N 23.

Программа производственного контроля

Правила, порядок и периодичность выполнения производственного контроля в обязательном порядке должны быть прописаны в локальном нормативном документе — программе производственного контроля. Она может разрабатываться юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) либо его уполномоченным представителем. При этом согласование ППК с федеральными органами исполнительной власти не требуется.

Обратите внимание! Программа производственного контроля составляется работодателем до начала осуществления деятельности. А в случае изменения вида деятельности, технологии производства или других существенных изменений деятельности организации, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (или) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в программу вносятся соответствующие поправки (п. 2.6 Правил).

Несмотря на то что программа производственного контроля составляется в произвольной форме, Правилами предусмотрены как обязательные сведения:

— официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

— о должностных лицах (работниках), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;

— о химических веществах, биологических, физических и иных факторах, а также объектах производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности такого отбора (исследований и испытаний);

— о должностях работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;

— об осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работах и услугах, выпускаемой продукции, а также видах деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;

— о формах учета и отчетности, связанных с осуществлением производственного контроля;

— перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— о мероприятиях, предусматривающих обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработку методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

— о других мероприятиях, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.

Примечание. Основанием для определения перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, и определения периодичности отбора проб и проведения исследований, в том числе в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятия, являются санитарные правила, гигиенические нормативы и данные санитарно-эпидемиологической оценки.

Для организаций, осуществляющих определенные виды деятельности, установлены типовые формы ППК. Так, Письмом от 13.04.2009 N 01/4801-9-32 Роспотребнадзор направил для информирования и руководства хозяйствующим субъектам Типовые программы проведения производственного контроля на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности, в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях бытового обслуживания населения.

Предприятия, для которых таких программ не существует, как правило, обращаются за помощью к сторонним организациям, оказывающим услуги по разработке ППК.

Проверка Роспотребнадзора

Согласно Правилам работодатели обязаны выполнять не только требования санитарного законодательства, но и постановления и предписания должностных лиц органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, — Роспотребнадзора. Кроме этого, орган Роспотребнадзора может направить в организацию запрос о представлении информации о результатах производственного контроля, а работодатель обязан ему ответить (п. 2.8 Правил). Порядок и форма запроса устанавливаются органами Роспотребнадзора.

К сведению. Одна из обязанностей работодателя — принятие мер в случае выявления нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля. В данной ситуации работодатель должен приостановить или прекратить деятельность отдельных цехов, участков или определенные виды работ, использование в производстве материалов, не соответствующих санитарным требованиям. Кроме этого, о принятых им мерах он должен информировать орган Роспотребнадзора.

Отметим, что у Роспотребнадзора, в свою очередь, существует обязанность в случае обращения к нему организации, предпринимателя бесплатно предоставить информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний (п. 6.2 Правил).

Законодательством РФ также установлено право должностных лиц Роспотребнадзора осуществлять проверки организаций, порядок проведения которых регламентируется Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <2>, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) и Методическими рекомендациями по применению норм данного Закона <3> (далее — Рекомендации).

<2> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.

<3> Утверждены Приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103.

Проверки можно классифицировать, выделив плановые и внеплановые, документарные и выездные.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года на основании ежегодных планов.

Обратите внимание! В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной и социальной сферах, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок соответствующих предприятий устанавливаются Правительством РФ (ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Планы предстоящих проверок размещаются на официальном сайте территориального органа Роспотребнадзора в Интернете либо доводятся до сведения компаний, включенных в график, иным доступным способом. Сообщить организации о плановой проверке необходимо не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. В случае нарушения указанного срока результаты проверки могут быть отменены по заявлению работодателя (п. 4.10 Рекомендаций).

Внеплановая проверка может проводиться в случаях:

1) истечения срока исполнения юридическим лицом (предпринимателем) выданного ему предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступления в Роспотребнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

— возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

— причинение вреда жизни, здоровью граждан;

— нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

— издание приказа (распоряжения) руководителя органа Роспотребнадзора в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ (п. 5.4 Рекомендаций).

Отметим, что проверки запрещено проводить при отсутствии руководителя организации (иного должностного лица или уполномоченного представителя), кроме проверок по факту причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Что касается документарной проверки, ее предметом являются только сведения, содержащиеся в документах организации, и проводится она по месту нахождения территориального органа Роспотребнадзора. При выездной же проверке инспекторы могут проверять не только документы, но и территорию организации, помещения, оборудование, товары.

Примечание. Инспекторы Роспотребнадзора не имеют права: проверять выполнение требований, которые не входят в их компетенцию; требовать представления документов и образцов продукции, проб, если они не являются объектами проверки; отбирать образцы продукции и делать пробы объектов окружающей и производственной среды без оформления протоколов и с нарушением правил отбора; выдавать предписания о проведении мероприятий по контролю за счет проверяемого (п. 2.8 Рекомендаций).

По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Исключение установлено для плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства: в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий (объединенный) срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (п. 6.3 Рекомендаций).

Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и превышение установленных сроков проведения проверок (в отношении любых проверенных лиц) также влекут за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

По результатам проверки должностное лицо Роспотребнадзора, ее проводившее, составляет акт по установленной форме (в двух экземплярах), в котором должны быть отражены обнаруженные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенной фирмой деятельности, производимых и (или) реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) обязательным требованиям законодательства, а также сведения о фактах выявленных нарушений обязательных требований, неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица Роспотребнадзора, воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей. В случае устранения проверяемым лицом выявленного нарушения в ходе проверки запись об этом также должна быть в акте.

Руководитель организации (или иное должностное лицо, или уполномоченное им лицо) имеет право сделать в акте отметку о своем согласии или несогласии с результатами проверки или с действиями инспекторов Роспотребнадзора.

Отметим также, что у работодателя должен быть в наличии журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (п. 9.10 Рекомендаций).

Ответственность работодателя

В результате проверки сотрудники Роспотребнадзора могут установить следующие нарушения:

— непроведение производственного контроля;

— отсутствие программы производственного контроля;

— отсутствие лабораторных исследований в определенных санитарным законодательством случаях;

— нарушение технических регламентов и санитарных, санитарно-эпидемиологических правил;

— отсутствие у персонала медицинских книжек;

— отсутствие журнала регистрации результатов медосмотров, прохождения гигиенической подготовки и аттестации; и др.

В силу п. 3 ст. 32 Закона N 52-ФЗ и п. 2.7 Правил лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления. При выявлении нарушений порядка производственного контроля должностные лица Роспотребнадзора выдают работодателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также привлекают лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений должно быть выдано в течение трех рабочих дней с момента установления факта нарушения и вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением. В случае невыполнения предписания в установленный срок виновный может быть привлечен к ответственности согласно ст. 19.5 КоАП РФ.

Если работодатель до вынесения предписания представит в орган Роспотребнадзора доказательства о добровольном прекращении нарушений обязательных требований, то предписание не выносится.

Итак, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, предусмотрена административная ответственность — налагается штраф по ст. 6.3 КоАП РФ:

— на должностных лиц — в размере от 500 до 1000 руб.;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 6.3 определяет общую административную ответственность, но Кодексом предусмотрена и специальная. Так, ст. 6.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, ст. 6.6 — за нарушение санитарно-эпидемиологических требований организациями питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), ст. 8.1 — за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, ст. 14.4 — за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

Как правило, за отсутствие программы производственного контроля штраф налагается по ст. 6.3 КоАП РФ. Если же при этом были обнаружены нарушения санитарных правил и технических регламентов, установленных специальными нормами, ответственность наступит в соответствии с ними.

Л. В.Куревина

Эксперт журнала

«Отдел кадров

коммерческой организации»

Подписано в печать

admin