Ответственность за нарушение санитарных норм

Когда новая статья вступит в силу, нарушители режима повышенной готовности против распространения кононавирусной инфекции рискуют нарваться на высокие штрафы. До 50 тысяч рублей — руководитель предприятия и до 300 тысяч рублей — сама компания. Об этом «РГ» рассказала управляющий партнер юридической фирмы BLS Елена Кожемякина.

С 12 мая в некоторых регионах начали работать строительные и промышленные компании. И не только. Люди постепенно выходят на работу. Работодатели в спешке меняют режимы и форматы работы, вводят дополнительные меры по защите людей и дезинфекции помещений. Но уследить за всем в режиме пандемии очень сложно. Тем не менее, ответственность с работодателей никто не снимал, она как раз четко зафиксирована.

Какие санитарно-эпидемиологические требования должны соблюдать компании? Прежде всего, при оффлайн-работе (офис, производство) предприятие должно соблюдать санитарно-эпидемиологические требования на своей территории. Обеспечить соблюдение работниками социального дистанцирования, в том числе нанести специальную разметку, проводить дезинфекцию помещений, измерять температуру работникам. А у кого на градуснике будет от 37 и выше — отстранять от работы. За нарушение санитарных норм предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

«Невыполнение Указов Президента и федерального законодательства приведет к штрафу до десяти тысяч рублей на руководителя и до двадцати тысяч рублей — на юридическое лицо», — пояснила Елена Кожемякина. Более того, не исключено, что компанию обяжут остановить деятельность на срок до трех месяцев. А еще — штрафы могут увеличить — до 500 тысяч на должностное лицо, и до миллиона — на компанию. Такие изменения в КоАП РФ уже одобрены Советом Федерации.

К нарушителям, по словам эксперта, могут применить и меры уголовной ответственности. Нарушение санитарных правил, повлекшее массовое заболевание людей, приведет к штрафу до 80 тысяч рублей или в размере зарплаты за период до шести месяцев, либо к обязательным работам на срок до 360 часов. В худшем случае, могут привлечь к исправительным работам или ограничению свободы на срок до одного года. Если нарушения, допущенные компанией, привели к смерти человека, виновника (должностное лицо) могут привлечь к исправительным работам от шести месяцев до двух лет, или даже к лишению свободы на срок до пяти лет.

Ужесточается уголовная ответственность и за нарушение эпидемиологических норм. Президент РФ уже подписал закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ». С учетом его положений, виновника нарушения могут оштрафовать на сумму до одного миллиона рублей или в размере зарплаты за период от трех до пяти лет. А также могут ограничить свободу или даже лишить ее на срок до трех лет. В случае смерти человека наказание будет жестче: штраф — до двух миллионов рублей, лишение права занимать определенные должности, ограничение свободы до четырех лет или лишение свободы на срок до пяти лет. Такая же ответственность наступит, если нарушение свяжут с умышленным созданием угрозы массового заболевания и отравления людей.

Все материалы сюжета «COVID-19. Мы справимся!» читайте .

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

№11, 16.01.2018

Юридические науки

Ратахин Никита Витальевич

Ключевые слова: САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ; SANITARY RULES AND REGULATIONS; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE OFFENCE; SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF THE POPULATION.

Аннотация: В статье раскрывается состав административного правонарушения, выражающегося в нарушении санитарных правил и норм, анализируются признаки административной ответственности и процедура привлечения к такой ответственности за нарушение требований ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на примере одной из общеобразовательных организаций Республики Хакасия.

Санитарные правила и нормы (сокращенно СанПиН) — это комплекс документов, действие которых направлено на осуществление санитарного контроля в Российской Федерации . При обнаружении нарушений санитарных правил и норм санитарно-эпидемиологическая служба выносит учреждению предупреждение об устранении нарушений, в случае же неисполнения предупреждения на организацию накладывается штраф или выдвигается требование о прекращении деятельности организации, то есть налагаются меры административной ответственности.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающийся в назначении компетентным должностным лицом или исполнительным органом административного наказания физическому или юридическому лицу, совершившему правонарушение .

В качестве признаков административной ответственности традиционно выделяют следующие.

1. Деяние — осознанное поведения лица, которое может выражаться в формах действия и бездействия.
2. Виновность — выражается в умысле, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий, и в неосторожности, когда лицо не имело возможности предвидеть общественную опасность своих действий (ст. 2.2 КоАП РФ).
3. Противоправность – признак, указывающий на то, что объект посягательства лица охраняется законом.
4. Антиобщественный характер — лицо посягает на интересы личности, общества, государства (перечень таких интересов указан в ст. 1.2 КоАП РФ).

Виды административной ответственности.

1. Предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством .
2. Административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение.
3. Административное приостановление деятельности .

Таким образом, административное правонарушение — это противоправное виновное действие или бездействие юридического или физического лица, за которое устанавливается административная ответственность.

Ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» предусматривает административную ответственность за нарушение СанПиНов .

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Субъекты данного правонарушения – граждане, индивидуальные предприниматели, должностные лица, юридические лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм и правил, установленных санитарно-эпидемиологической службой. Объективная сторона данного правонарушения выражается форме действий (бездействия), которые повлекли за собой нарушения санитарно-гигиенических норм. Субъективная сторона рассматриваемого деяния выражается умышленной виной соответствующего субъекта.

На примере постановления, выданного санитарно-эпидемиологической службой г. Черногорска одной из образовательных организаций города, можно установить, что нарушение норм санитарно-эпидемиологической является административным правонарушением и, следовательно, на организацию накладываются меры административной ответственности.

В ходе плановой выездной проверки санитарно-эпидемиологической службой в сентябре 2017 года в одной из общеобразовательных организаций г. Черногорска были выявлены нарушения обязательных требований ст. 11, 28, 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

По результатам проверки было вынесено постановление о том, что общеобразовательная организация нарушила требования п. 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.3.6. СанПиН 2.4.5.2409-08. которые необходимо устранить в течение одного календарного месяца. Однако указанное предупреждение было проигнорировано, в связи с чем на общеобразовательную организацию был наложен административный штраф в размере 25 тысяч рублей.

Данное правонарушение влечет административную ответственность, поскольку в соответствии с п.4 ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» административной ответственности подлежат лица, виновные в нарушениях санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения. Рассматриваемое нарушение является виновным деянием, так как общеобразовательная организация обязана каждый год приводить состояние учреждения в соответствие с СанПиНами, но из-за отсутствия средств и ненадлежащего контроля нормы не соблюдаются. Следовательно, должностное лицо осознавало противоправность своих действий и сознательно нарушало закон.

Таким образом, на примере привлечения общеобразовательного учреждения к административной ответственности можно убедиться, что нарушение СанПиНов является административным правонарушением, поскольку содержит все признаки такового, указанные выше; лица, виновные в совершении подобных деяний, подлежат административной ответственности.

Список литературы

Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм — влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до двенадцати необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от шести до двадцати пяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

(С изменениями, внесенными согласно законами Украины от 07.02.97 г. № 55/97-ВР, от 23.12.98 г. № 352-Х1У)

1. Объектом данного административного проступка являются общественные отношения в сфере охраны здоровья (см. Основы законодательства Украины о здравоохранении, Законы Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «О защите населения от инфекционных болезней», «О борьбе с заболеванием на туберкулез», «О предотвращении заболевания на синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и социальной защите населения» т.п.).

2. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (формальный состав).

Согласно статье 1 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» государственные санитарные нормы и правила, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы, санитарно-эпидемиологические правила и нормы, противоэпидемические правила и нормы, гигиенические и противоэпидемические правила и нормы, государственные санитарно-эпидемиологические нормативы, санитарные регламенты — это обязательные для исполнения нормативно-правовые акты центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения, устанавливающие медицинские требования обеспечения безопасности среды жизнедеятельности и отдельных его факторов, несоблюдение которых создает угрозу здоровью и жизни человека и будущих поколений, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных болезней и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения.

3. Субъект административного проступка — как граждане, так и должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения определяется отношением к последствиям и характеризуется наличием вины как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

/1. Производство, заготовка, реализация сельскохозяйственной продукции, содержащей химические препараты сверх предельно допустимых уровней концентрации

Производство, заготовка, реализация сельскохозяйственной продукции, содержащей средства защиты растений, стимуляторы их роста, минеральные удобрения и другие химические препараты сверх предельно допустимых уровней концентрации, — влекут за собой наложение штрафа на граждан от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией указанной продукции или без таковой и на должностных лиц — от пяти до восьми необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией указанной продукции или без таковой.

1. Объектом данного административного проступка являются общественные отношения в сфере охраны здоровья населения (см. Законы Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «О безопасности и качестве пищевых продуктов», «О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции» и др.).

Предмет посягательства — сельскохозяйственная продукция.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в производстве, заготовке, реализации сельскохозяйственной продукции, содержащей средства защиты растений, стимуляторы их роста, минеральные удобрения и другие химические препараты сверх предельно допустимых уровней концентрации (формальный состав).

Согласно Закону Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» сельскохозяйственная продукция (сельскохозяйственные товары) — это товары, указанные в группах 1 — 24 УКТ ВЭД согласно Закону Украины «О Таможенном тарифе Украины», если при этом такие товары (продукция) выращиваются, откармливаются, вылавливаются, собираются, изготавливаются, производятся, перерабатываются непосредственно производителем этих товаров (продукции), а также продукты обработки и переработки этих товаров (продукции), если они были приобретены или произведены на собственных или арендованных мощностях (площадях).

К сельскохозяйственной продукции (товаров) также относятся отходы, полученные при производстве сельскохозяйственной продукции (товаров), определенных в группах 1 — 24 УКТ ВЭД согласно Закону Украины «О Таможенном тарифе Украины», а именно: органические удобрения (навоз, перегной, птичий помет, а также полова, ботва и т.п.), смеси органических и минеральных удобрений, в которых доля органических удобрений составляет более 50 процентов от общего веса таких смесей, а также все биологическое топливо и энергия, полученные при переработке и утилизации сельскохозяйственной продукции (товаров) и их отходов (биогаз, биодизель, этанол, твердое биотопливо, в производстве которого была использована сельскохозяйственная продукция (ее отходы) в размере более 50 процентов от всей использованной продукции, электрическая энергия, пар, горячая вода и т.д).

3. Субъект административного проступка — как граждане, так и должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения определяется отношением к последствиям и характеризуется наличием вины как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Выполнение санитарных норм и правил обеспечивает здоровье и экологическую безопасность населения.

Санитарные нормы и правила – это нормативные документы, содержащие требования к условиям жизнедеятельности человека, обеспечивающие защиту здоровья человека и окружающей среды. На предприятиях и организациях санитарные нормы регулируют следующие компоненты:

  • безопасность производства;
  • выброс во внешнюю среду вредных компонентов;
  • надлежащее качество питьевой воды;
  • требование к размещению и организации лечебных и образовательных учреждений;
  • качество окружающего воздуха;
  • безопасность пищевых продуктов.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Проводить проверку соблюдения санитарных правил и норм имеет право Роспотребнадзор, прокуратура или местные муниципальные органы. В случае обнаружения нарушений в данной области влечет наложение административной, а в крайнем случае уголовной ответственности.

Административная ответственность за нарушение санитарных норм

Данной теме посвящена 6 глава Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Согласно статье 6.3 КоАП РФ за несоблюдение правовых норм в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения грозит:

  • наложение штрафа на граждан от ста до пятисот рублей;
  • на ответственных лиц – от 500 до 1000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 500 до 1000 рублей или административная остановка работы юридического лица до 90 дней;
  • на юридических лиц штраф – от 10 до 20 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

На основании статьи 6.4 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического состояния зданий и сооружений, транспорта, жилых помещений грозит:

  • денежный штраф в отношении граждан в размере от 500 до 1000 рублей;
  • в отношении должностных лиц – в размере от 1 до 2 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  • на юридических лиц штраф от 10 до 20 тысяч рублей либо административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

Статья 6.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ регулирует ответственность за нарушение санитарных норм в отношении качества воды и систем водоснабжения и в случает нарушений грозит:

  • наложением денежного штрафа для граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • на ответственных лиц – от двух до 3 тысяч рублей;
  • индивидуальных предпринимателей – от двух до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

На основании статьи 6.6 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение санитарных правил при организации питания населения налагается:

  • административный штраф в отношении граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • в отношении должностных лиц – в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  • на юридических лиц – штраф от 30 до 50 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

На основании статьи 6.7 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение санитарных норм при организации обучения, отдыха, оздоровления и воспитания детей грозит: денежный штраф в отношении ответственных лиц – в размере от 3 до 7 тысяч рублей, а вот в отношении юридических лиц штраф составит от 30 до 70 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

Повторение подобного правонарушения грозит должностным лицам наложением штрафа от 10 до 15 тысяч рублей, юридическим лицам – от 100 до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовные меры наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм

В случае наступления негативных массовых последствий вследствие нарушения санитарных требований виновные лица привлекаются к уголовной ответственности.

На основании статьи 236 Уголовного кодекса РФ за несоблюдение САНПиНов, повлекшее массовую эпидемию или отравление среди населения по неосторожности, грозит виновному лицу наложением денежного штрафа в размере до 80 тысяч рублей либо взысканием дохода осужденного за период до 6 месяцев либо лишением права заниматься деятельностью определенного вида или занимать должности определенного уровня на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.

В случае если деяние повлекло по неосторожности смерть человека, виновному грозят обязательные работы на срок до 480 часов либо исправительные работы на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Нарушение санитарных норм и правил грозит мерами административной и уголовной ответственности вплоть до лишения свободы, поэтому знание и соблюдение САНПиНов является не только гарантией отсутствия неприятных последствий, но и проявлением активной социальной позиции.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Новая редакция Ст. 6.3 КоАП РФ

1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 6.3 КоАП РФ

1. Вопрос о действующих санитарных правилах и гигиенических нормативах, а также санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях является особенно острым в настоящий период времени.

Как преступление квалифицируется нарушение санитарных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, что предусмотрено ч. 1, 2 ст. 236 Уголовного кодекса России.

Гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Кроме того, статьями 11, 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 02.02.2006), закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» закрепляет, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Относительно специальных составов административных правонарушений в сфере нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения см. комментарии к статьям 6.4 — 6.7, 8.2, 8.21 КоАП РФ.

3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляется на основании процессуальных документов (см. комментарии к ст. 23.13 и 28.3 КоАП).

4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия состоит из Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ и субъектов Федерации. В этих актах устанавливаются санитарные правила, гигиенические нормативы и иные требования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Объектом правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из условий охраны здоровья граждан и благоприятной окружающей среды. Непосредственно данное правонарушение посягает на установленные нормами права санитарно-эпидемиологические правила.

3. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

4. Субъектами противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена в данной статье, являются граждане, должностные лица, юридические лица.

5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

admin