Ответственность за налоговые правонарушения

Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. Незнание законов не освобождает от ответственности.

Запрещается повторное привлечение к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности платить налог. НК РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, смягчающие и отягчающие ответственность за нее.

Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
Отсутствие события налогового правонарушения Совершение налогового правонарушения в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения Совершение налогового правонарушения вследствие исполнения письменных разъяснений налогового органа
Совершение деяния с признаками налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим 16 лет Совершение налогового правонарушения вследствие болезни или в состоянии аффекта
Истечение сроков давности привлечения к ответственности Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения

К обстоятельствам, смягчающим налоговую ответственность относятся нарушения, совершенные в период тяжелых личных или семейных обстоятельств, под угрозой или те, которые могут быть признаны судом или налоговым органом как смягчающие.

К обстоятельствам, отягощающим налоговую ответственность, относятся нарушения, совершенные лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичные деяния.

Обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом.

При наличии смягчающих обстоятельств налоговые санкции уменьшаются не менее чем в два раза, при наличии отягощающих обстоятельств увеличиваются в два раза.

Срок исковой давности по привлечению к налоговой ответственности составляет три года, кроме привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога или за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения.

За совершение налогового правонарушения предусмотрена мера ответственности — налоговые санкции, устанавливаемые в следующих размерах.

Размер штрафа в зависимости от вида налогового правонарушения

Виды налоговых правонарушений Статья НКРФ Размер штрафа
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на налоговый учет при отсутствии признаков налогового правонарушения 116, п. 1 5000 руб.
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней 116, п. 2 10 000 руб.
Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе 117, п. 1 10% от доходов, полученных в течении указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.
Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на налоговый учет в налоговом органе более трех месяцев 117, п. 2 20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 000 руб.
Виды налоговых правонарушений Статья НКРФ Размер штрафа
Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком либо банке 5000 руб.
Непредставление налогоплательщиком в установленный налоговым законодательством срок налоговой декларации при отсутствии признаков налогового правонарушения 119, п. 1 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока 119, п. 2 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения 120, п. 1 5000 руб.
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода 120, п. 2 15 000 руб.
Те же деяния, если они повлекли за собой занижение налоговой базы 120, п. 3 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) 122, п. 1 20% от неуплаченных сумм налога
Деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122, совершенные умышленно 122, п. 3 40% от неуплаченных сумм налога
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей перечислению
Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест 10 000 руб.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством 126, п. 1 50 руб.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (стр. 1 из 2)

за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа 126, п. 2 5000 руб.
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1000 руб.
Отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3000 руб.
Отказ эксперта или специалиста от участия в проведении налоговой проверки 129, п. 1 500 руб.
Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо _ложного перевода 129, п. 2 1000 руб.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо Должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового нарушения 129.1, п. 1 1000 руб.
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года 129.1 п. 2 5000 руб.
Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерской конторы, либо порядка регистрации изменений количества названных объектов 1292, п. 1 Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения
Те же деяния, совершенные более одного раза 1292,п.2 Шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес

Виды налоговых нарушений банком и размеры установленных в соответствии с НК РФ штрафов за их совершение

Виды налоговых правонарушений Статья НКРФ Размер штрафа
Открытие банком счета налогоплательщику без предъявления им свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика 132, и. 1 20 000 руб.
Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета налогоплательщиком 132, п. 2 40 000 руб.
Нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налогового платежа Пеня в размере ,/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки
Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налогов Штраф 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 10 000 рублей
Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налогового авансового платежа, сбора, пеней, штрафа 135, п. 1 Пеня в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки
Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа 135, п. 2 30% от непоступившей в результате таких действий суммы
Непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам налогоплательщика в установленный срок при отсутствии признаков правонарушения 135.1 10 000 руб.

Читайте также:


За налоговые правонарушения — административная ответственность?

В структуру проекта Кодекса об административных правонарушениях включены правонарушения в области финансов и налогообложения. Принятие Кодекса в такой редакции может существенно изменить сложившуюся за более чем 2 года после принятия Налогового кодекса налаженную структуру отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками в ходе осуществления налогового контроля.

Порядок привлечения к административной ответственности, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, таких, как: срок давности, процедура, порядок взыскания штрафных санкций — существенно отличается от процедуры привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, предусмотренной действующим Налоговым кодексом.

Если разработчики Кодекса предполагали, что соответствующие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение налогового законодательства будут действовать наряду с соответствующими главами Налогового кодекса, определяющими составы налоговых правонарушений, устанавливающими ответственность и механизм привлечения к ответственности, то это неминуемо привело бы к коллизии правовых норм, к нарушению основополагающего принципа наложения взыскания, а именно — "никто не может нести ответственность дважды за одно и то же противоправное деяние". Возможно, авторы проекта исходили из различной природы ответственности за налоговые правонарушения, имея в виду, что Кодекс об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность, а Налоговый кодекс говорит о финансовой (налоговой) ответственности. Представляется, что ответы на все эти вопросы можно было бы найти, консолидировав ответственность за нарушение налогового законодательства в Налоговом кодексе.

Остановимся на отличиях привлечения к административной ответственности и ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом более подробно.

Нет отрасли права, нарушение норм которых не влекло бы ту или иную ответственность. Поэтому в своей значительной части юридическая ответственность представляет собой ответственность отраслевую. Исключения не составляет и финансовое право.

Понятие "налоговое правонарушение" является родовым понятием, объединяющим несколько видов правонарушений. Некоторые из них предусмотрены Уголовным кодексом и носят характер уголовного преступления, другие — административного законодательства и носят характер административных правонарушений, третьи зафиксированы в Налоговом кодексе и, соответственно, носят характер финансовых или собственно налоговых правонарушений, как их именует сам Налоговый кодекс.

Не вызывает сомнения, что ответственность за налоговые правонарушения, носящие характер уголовных преступлений, носит уголовно — правовой характер. Спорным выступает лишь вопрос: является ли ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом за составы налоговых правонарушений, установленные этим же Кодексом, разновидностью административной ответственности или она представляет собой особый вид юридической ответственности — финансово — правовую.

Обобщая различные точки зрения на юридическую природу ответственности за нарушение налогового законодательства, можно выделить два направления:

  • ответственность за нарушение налогового законодательства является разновидностью административной ответственности;
  • налоговая (финансово — правовая) ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности.

Представление о налоговой (финансово — правовой) ответственности как о самостоятельном виде юридической ответственности, обладающей значительной отраслевой спецификой, исходит из действующего законодательства. Законодатель с очевидностью различает административную ответственность и ответственность установленную Налоговым кодексом. Так, в соответствии с п.7 ст.101 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики физические лица или должностные лица налогоплательщиков — организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организации — налогоплательщиков и физических лиц — налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (напомним, что это привлечение к административной ответственности производится наряду с привлечением к ответственности, установленной самим Кодексом).

В ст.108 НК РФ среди прочих условий привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения особо подчеркивается, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс вводит понятия налогового правонарушения, налоговой санкции и закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин "ответственность за налоговое правонарушение", законодатель прямо не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это, конечно, затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. По нашему мнению, понятие "ответственность за налоговые правонарушения", в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, равнозначно понятию "налоговой ответственности", поскольку в общей теории права имеется точка зрения, отождествляющая ответственность с правовыми санкциями.

Однако полностью отождествлять налоговую ответственность только с применением штрафа, на наш взгляд, представляется ошибочным. Как справедливо замечает А. Демин, юридическая ответственность является наиболее трансцендентной категорией отечественной юриспруденции. Однако нормативного закрепления дефиниции юридической ответственности пока не дано, что позволяет трактовать это понятие по-разному. Представляется, что это более сложная правовая конструкция (чем санкция), включающая в себя различный спектр охранительных правоотношений, возникающих между нарушителем и государственными органами. Само понятие "взыскание налога" может вписываться только в правовую конструкцию института ответственности. В случае неуплаты налога добровольно наступает ответственность — взыскивается недоимка. Аналогичной позиции придерживается Тернова.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. указано, что взыскание налоговых платежей осуществляется в рамках налоговых имущественных отношений и не имеет характера гражданско — правовых, административно — правовых или уголовно — правовых санкций.

Таким образом, налоговая ответственность выполняет не только превентивную, но и восстановительную функцию, и отождествлять ее с административным штрафом, нет никаких оснований.

Разделяют ответственность, установленную за налоговые правонарушения, ответственность, установленную иными нормативными актами, судебными органами. Так, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в "Обзоре практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства" указал следующее: "Ответственность, предусмотренная статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", по своей природе сходна с административной ответственностью". Носит ли она самостоятельный характер, Суд не указал. Но то, что при этом нормы, регулирующие применение административных взысканий, предложено было применять по аналогии, позволяет считать, что Высший Арбитражный Суд различает финансовую и административную ответственность как отдельные виды, иначе возможно было бы указать на прямое применение правил наложения административных взысканий.

Как уже отмечалось, взыскание недоимки по налогам и пеней носит восстановительный характер. В связи с этим можно сделать вывод, что по своему характеру ответственность, наступающая вследствие нарушения требования налогового законодательства ближе к гражданско — правовой ответственности, чем к административной. Сам же штраф за налоговое правонарушение существенно отличается от административного штрафа. Решение о применении ответственности налоговым органом выносится одновременно с решением о взыскании недоимки, и производится взыскание, в случае добровольной неуплаты, исключительно в судебном порядке. При этом штраф невозможно заменить иными видами взыскания.

Различными являются сроки давности: срок привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, срок давности наложения налоговой санкции, срок давности привлечения к административной ответственности. Так, в соответствии со ст.113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности). При этом налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания налоговых санкций, ст.115 НК РФ). Предусмотренный в ст.115 срок является пресекательным. Следовательно, в случае обращения налоговых органов в суд по истечении 6-месячного срока давности, исковое заявление должно быть принято к рассмотрению, однако в иске должно быть отказано на основании ст.115 НК РФ, причем независимо от наличия заявления ответчиков о применении срока. Административное же взыскание в соответствии со ст.38 КоАП РСФСР не может быть наложено позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся — двух месяцев со дня его обнаружения. Административный штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Статья 286 КоАП РСФСР предусматривает, что в случае неуплаты штрафа нарушителем в срок, установленный ст.286 Кодекса, постановление о наложении штрафа направляется для удержания. Статья 282 КоАП РСФСР устанавливает срок давности исполнения постановлений о наложении административных взысканий. Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.

Таким образом, с административным штрафом налоговую санкцию объединяет только название. И по характеру, и по способу взыскания это совсем иная мера воздействия.

О налоговой ответственности как новом виде юридической ответственности есть основания говорить и с позиции правовой природы правоотношения, являющегося объектом налогового нарушения.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Характер этого правонарушения при ответственности за налоговое правонарушение регулируется нормами налогового права.

В Налоговом кодексе приведен достаточно полный перечень принципов юридической ответственности.

Налоговая ответственность как разновидность финансово — правой ответственности отличается от административной ответственности за совершение налоговых правонарушений следующим. Так, субъектом административной ответственности за нарушение налогового законодательства может выступать только физическое лицо, что прямо предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях. Субъектом налоговой ответственности может выступать и организация. Составы налоговых правонарушений финансово — правового характера, являющегося основанием применения мер налоговой ответственности, сформулированы в Налоговом кодексе. Составы административных налоговых проступков, являющиеся основанием для применения мер административной ответственности, — в Кодексе об административных правонарушениях. И, как уже отмечалось, привлечение налогового правонарушителя к административной ответственности производится по правилам производства по делам об административных правонарушениях, установленных КоАП РСФСР, привлечение же к налоговой ответственности регулируется нормами Налогового кодекса РФ.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие признаки налоговой ответственности, являющейся по своей юридической природе разновидностью финансово — правой ответственностью:

  1. данная ответственность установлена непосредственно налоговым законодательством (Налоговым кодексом).
  2. к ответственности привлекается субъект или участник налогового правоотношения, а также иные лица, на которых налоговым законодательством возложены определенные обязанности в сфере налогообложения.
  3. в основе ответственности лежит налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом.
  4. налоговая ответственность состоит в применении налоговых санкций, которые устанавливаются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом.
  5. привлечение к налоговой ответственности производится налоговым органом в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, применение мер налоговой ответственности производит суд.

Финансово — правовую ответственность можно определить как применение к нарушителю финансово — правовых мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера. Финансово — правовая ответственность имеет специфику, обусловленную особенностями финансово — правового регулирования. Финансово — правовая ответственность наступает за финансовое правонарушение. Единого понятия "финансовое правонарушение" нет. Однако в ст.106 НК РФ дано понятие "налоговые правонарушения", являющиеся разновидностью правонарушения финансового, а в ст.281 Бюджетного кодекса РФ содержится понятие "нарушение бюджетного законодательства".

Финансово — правовая ответственность устанавливается государством в финансово — правовых нормах, которые являются охранительными и содержат в своей структуре финансово — правовые санкции. Финансово — правовая ответственность влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия, как-то лишения имущественного характера. В связи с этим финансово — правовая ответственность является разновидностью имущественной (правовосстановительной) ответственности и может быть сравнима с гражданско — правовой.

Финансово — правовая ответственность реализуется в специфической процессуальной форме. Так, применение к организациям восстановительных финансово — правовых санкций в виде пени за несвоевременную уплату налога или сбора осуществляется в рамках налогово — процессуального производства, установленного в ст.ст.46 — 49 Налогового кодекса РФ, а в Бюджетном кодексе Российской Федерации применение восстановительных санкций в виде пени предусмотрено в рамках бюджетно — процессуального производства, установленного ст.285.

Взыскание штрафных (карательных) финансово — правовых санкций за налоговые правонарушения осуществляется в случае согласия налогоплательщика на их уплату в рамках налогово — процессуального производства, предусмотренного в ст.101 НК РФ, а в случае не согласия — в рамках арбитражного процесса (ст.105 НК РФ). При этом финансовые санкции с физических лиц взыскиваются только в судебном порядке.

Процесс выделения налоговой (финансово — правовой) ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности сопровождается рядом неопределенностей, которые и сейчас еще имеют место. Это связано с происходящим в настоящее время процессом унификации финансового законодательства, а значит, разработкой единой системы мер финансово — правовой ответственности и финансово — процессуального производства. Отсутствие решения данного вопроса в концептуальном плане породило многочисленные проблемы и судебные споры. Так, сегодня за один и тот же состав налогового правонарушения, например несвоевременное представление налоговой декларации, ответственность установлена как ст.119 НК РФ, так и ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации".

В соответствии со ст.119 Налогового кодекса налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, предусмотренного названной статьей за нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов. Вместе с тем, ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" также предоставляет право налоговым органам налагать административные штрафы на физических лиц, граждан — предпринимателей за отсутствие учета доходов или ведение его с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление деклараций о доходах или включение в декларацию искаженных данных, невыполнение законных требований налоговых органов.

Таким образом, существование с 1 января 1999 г. одновременно двух видов ответственности за один и тот же состав правонарушения, например, несвоевременное представление деклараций, обуславливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на налогоплательщика сразу двух взысканий.

Дублирование составов правонарушений в Кодексе об административных правонарушениях и Налоговом кодексе приводит к нарушению принципа однократности наказания. Статья 108 НК РФ четко закрепляет принцип однократности наказания применительно к ответственности за налоговые правонарушения: "Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения".

Т.А.Гусева

Юрист УМНС России

по г. Орел

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра финансов и кредита

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Налоги и налогообложение»

Ставрополь, 2009

План

1. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

2. Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый предприятиями

Задача

1. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налогоплательщики имеют право:

1) получать от налоговых органов бесплатную информацию и письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

2) использовать налоговые льготы при наличии оснований;

3) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

4) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

6) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

7) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

8) требовать от должностных лиц соблюдения законодательства о налогах и сборах;

9) не выполнять неправомерные требования налоговых органов;

10) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

11) требовать соблюдения налоговой тайны;

12) требовать возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

4) представлять налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

5) представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах;

7) предоставлять необходимую информацию и документы по требованию налоговых органов;

8) обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета в течение четырех лет;

9) письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

— об открытии или закрытии счетов – в десятидневный срок;

— обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

— обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, – в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

— об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

— об изменении своего места нахождения или места жительства – в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки;

3) изымать документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений;

4) вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налогов;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике;

8) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам;

10) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений по списанию со счетов налогоплательщиков сумм налогов и пени;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства;

— о признании недействительной государственной регистрации юридического или физического лица;

— о ликвидации организации любой организационно-правовой формы;

— о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

— о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды

— в иных случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом.

Обязанности налоговых органов:

1) соблюдать законодательство и осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

2) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

3) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;

4) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

5) соблюдать налоговую тайну;

6) направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Виды налоговых правонарушений

Правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Виновное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Страна Советов

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно , если совершившее его лицо, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности , если совершившее его лицо, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших в результате этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Привлечение к налоговой ответственности не освобождает должностных лиц организаций от административной, уголовной и иной ответственности, а также от обязанности уплатить причитающие налоги и пени.

Основные налоговые правонарушения:

— нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

— уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

— нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

— непредставление налоговой декларации или иных документов;

— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

— неуплата или неполная уплата сумм налога;

— невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

— незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика;

— несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

— отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа;

— непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;

— неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений налоговому органу;

— ответственность свидетеля;

— отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки;

— дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода.

Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения можно по основаниям, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.

Нельзя привлекать к налоговой ответственности если:

– отсутствует событие налогового правонарушения;

– отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения;

– лицо, совершившее налоговое правонарушение, не достигло шестнадцатилетнего возраста:

– истек срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика:

– совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

План

Введение

1. Понятие, структура и содержание налогового правонарушения

2. Санкции за налоговые правонарушения

2.1 Ответственность за нарушение срока подачи заявления на учет в налоговом органе

2.2 Ответственность за уклонение от налогового учета

2.3 Ответственность за не предоставление информации об открытии и закрытии банковских счетов налогоплательщиков

2.4 Ответственность за не представление налоговой декларации

2.5 Ответственность за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

2.6 Ответственность за нарушения, связанные с неуплатой налога

2.7 Ответственность за нарушения, совершаемые банками в части функций агентов правительственного контроля

3. Виды налоговых правонарушений

3.1 Правонарушения против системы налогов

3.2 Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков

3.3 Правонарушения против исполнения доходной части бюджета

3.4 Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика

3.5 Правонарушения против контрольных функций налоговых органов

3.6 Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности

3.7 Правонарушения против обязанности по уплате налога

Заключение

Список источников

Введение

За время реформирования налоговой системы российский законодатель принял значительное число налоговых законов, в соответствии с которыми было принято не меньше подзаконных нормативных актов в этой области разъясняющих и дополняющих их. Большое количество различных нормативных актов, сложность материи налогового права создало серьезные трудности в изучении, применении и использовании на практике налогового законодательства. При этом необходимо учитывать, что участниками налоговых правоотношений являются практически все юридические лица и все работающие граждане. Именно поэтому налоговое законодательство непременно должно быть максимально понятным и доступным для абсолютного большинства налогоплательщиков, во-первых, для того, чтобы избежать совершения неумышленных налоговых правонарушений, во-вторых, это значительно облегчит работу государственных налоговых инспекций, в-третьих, повысит правовую защищенность налогоплательщика.

В сложившейся ситуации панацеей казалось принятие Налогового кодекса, который обобщил бы и систематизировал существующую налоговую правовую базу, устранив присущие ей противоречия и неоднозначность. Действительно, кодификация, как особый вид систематизации законодательства, подразумевает под собой не только упорядочение действующих нормативно-правовых актов, но и внутреннюю переработку законодательства, а ее результатом является принятие единого нормативного акта, системно регулирующего определенную группу общественных отношений. Такого рода акт обязательно содержит в себе элемент новизны, поскольку при его разработке не просто объединяются действующие нормы, не утратившие своего значения, но и создаются новые, более совершенные, отвечающие современным потребностям развития общественных отношений.

1. Понятие, структура и содержание налогового правонарушения

Налоговая ответственность — это охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагать налоговые санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные налоговым законодательством, а у нарушителя — обязанность эти санкции уплатить.

Законодатель разграничивает понятия "налоговое правонарушение" и "нарушение законодательства о налогах и сборах".

Так, ст.10 НК РФ упоминает о "нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления", причем ответственность за их совершение наступает в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным законодательством.

Поскольку отличительным признаком налогового правонарушения является его наказуемость согласно НК РФ, следует признать, что понятия налоговой ответственности и ответственности за нарушения налогового законодательства не тождественны, второе намного шире первого и включает в себя уголовную, административную и дисциплинарную ответственность, применяемую для охраны налогово-правовых норм.

Налоговые санкции применяются как ответная мера, отражающая негативную реакцию государства на налоговое правонарушение. При этом налоговая ответственность всегда носит публично-правовой характер, что обусловлено общественно значимой, публично-правовой природой налоговых правоотношений. В данном случае правонарушитель несет ответственность непосредственно перед государством, а не перед третьими лицами.

Налоговое правонарушение — виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).

Признаки налогового правонарушения включают противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.

Противоправность состоит в нарушении действующих норм налогового законодательства. Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего ущерб общественным отношениям, но не предусмотренное НК РФ в качестве налогового правонарушения, не является основанием налоговой ответственности. Например, перерегистрация налогоплательщика в оффшорной зоне или иные способы оптимизации налогообложения не поощряются государством, но и налоговым правонарушением признаваться не могут. Квалификации деяния в качестве налогового правонарушения по аналогии также не допускается. Налоговое правонарушение должно быть совершено реально. Это означает, что ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное вовне деяние. При этом налоговое правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия. Первое предполагает несоблюдение запретов, второе — неисполнение обязанностей. Субъективное мнение, то есть ответственность за какие-либо проявления психической деятельности (мысли, чувства, намерения, убеждения) или за определенные качества личности (национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или дружеские связи). Не допускается. Cogitationis poenam nemo patitur — никто не несет ответственности за свои мысли. Например, руководитель и главный бухгалтер организации могут сколь угодно долго мечтать, обсуждать и планировать налоговое правонарушение, но сама по себе такая деятельность — до реального воплощения незаконной идеи на практике — не влечет привлечение к ответственности. Вредность деяния не названа законодателем в качестве обязательного признака налогового правонарушения. Такое положение, видимо, связано с преобладанием в налоговом праве формальных составов, ответственность за совершение которых наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия. К сожалению, в литературе нередко смешивается вредность как общее свойство любого правонарушения и вред как реальные последствия отдельных правонарушений. Любое правонарушение причиняет вред действующему правопорядку, хотя этот вред не всегда может быть выражен материально. "Общественная вредность является сущностным свойством правонарушения, которое причиняет вред обществу и интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем". Именно вредность (общественная опасность — по уголовно-правовой терминологии) деяния обусловливает его нормативное запрещение. Если поведение лица не несет никаких существенных угроз общественным или частным ценностям, запрещать его не имеет смысла. Налоговые правонарушения причиняют вред фискальным интересам государства. Однако если учитывать, что налоги — основной доходный источник бюджетов всех уровней, то налоговые правонарушения ущемляют права бюджетополучателей на получение бюджетного финансирования. Таким образом, от налоговых правонарушений страдают пенсионеры, инвалиды, студенты, работники бюджетной сферы. Не всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение налоговых санкций. Виновность выражается в упречном психически-волевом отношении нарушителя к правонарушению и его вредным последствиям. Правонарушение возможно только тогда, когда у нарушителя существует реальная возможность выбора своего поведения, иными словами, когда они могут поступить по-разному — правомерно или неправомерно в зависимости от своего сознательно-волевого усмотрения. То есть у нарушителя должна быть осознанная возможность не совершать налоговое правонарушение.

Виновность заключается в том, что лицо умышленно или по неосторожности выбирает неправомерное поведение в сфере налогообложения. НК РФ нормативно закрепляет две формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел (dolus — по лат) предполагает, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Неосторожность (culpa — по лат) представляет собой такую форму вины, при которой лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших из-за этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

НК РФ не выделяет в качестве разновидности неосторожной вины самонадеянность, сущность которой состоит в том, что нарушитель, предвидя возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. К сожалению, законодатель недостаточно активно использует форму вины в качестве критерия для дифференциации налоговой ответственности. Умысел является необходимым условием для квалификации деяния только по п.3 ст.122 НК РФ; это единственный состав, где форма вины определена в качестве квалифицирующего обстоятельства. Неосторожная форма вины может быть учтена в качестве обстоятельства, смягчающего налоговую ответственность. Поскольку единственным обстоятельством, отягчающим налоговую ответственность, НК РФ признает рецидив, наличие у нарушителя умысла на совершение налогового правонарушения не может быть учтено в качестве обстоятельства, отягчающего налоговую ответственность.

7. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Значительные сложности вызывает определение вины коллективных субъектов права. Очевидно, трактовка вины как психического отношения к деянию и его последствиям здесь не подходит, поскольку организация не обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием. В процессе многочисленных дискуссий зарубежными и отечественными авторами предлагались различные концепции виновности юридического лица, которые можно условно сгруппировать в два блока:

В.Т. Батычко
Финансовое право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Тема 6. НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6.5. Финансовая ответственность за нарушение налогового законодательства

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, то есть применяются различные виды юридической ответственности.

Для наступления юридической ответственности необходимо наличие четырех условий:

— противоправное поведение;

—  наличие вреда (ущерба);

—  причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом);

—  вина нарушителя.

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало, либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:
Финансовая оптимизация структуры НИОКР
Финансовая оптимизация структуры НИОКР (Гольдштейн Г.Я.)
Финансовая деятельность государства
Финансовая отчетность предприятия
Финансовая оценка научно-технических проектов — Гольдштейн Г.Я., 1999
Финансовая политика

Федеральное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Астраханский колледж строительства и экономики

Специальность 080110

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоговый контроль»

на тему:

«Налоговые правонарушения и ответственность за них»

Выполнил студент группы БН-41

Литвинова О.А.

Астрахань, 2010 год

План

Введение

Раздел I. Теоретические аспекты налогового правонарушения

1.1 Нарушения законодательства о налогах и сборах

1.1.1 Виды и состав налоговых правонарушений

1.1.2 Налоговое правонарушение

1.2 Нарушение как основание к привлечению ответственности

1.2.1 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения

1.2.2 Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности

1.2.3 Налоговое правонарушение с признаками уголовной ответственности

1.2.4 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

1.2.5 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

1.2.6 Налоговые санкции

Раздел II. Порядок расчета и взыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения

2.1 Неисполнение обязанностей в связи учетом в налоговых органах

2.2 Несоблюдение порядка ведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций

2.3 Неисполнение обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов

2.4 Воспрепятствование законной деятельности органов налогового администрирования

Выводы и предложения

Заключение

Список литературы

Введение

Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии Налогового кодекса РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.

Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.

НК в главе 16 указывает исчерпывающий перечень составов налоговых правонарушений, не подлежащий расширению иначе как законодательным путем, вносящим изменения в НК (п.1 ст.108 НК).

Выбранная мною тема «Налоговые правонарушения и ответственность за них», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть финансовые санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практику их применения.

Задачи:

1. Дать характеристику отдельным видам нарушений налогового законодательства Российской Федерации;

2. Рассмотреть общие положения об ответственности за налоговые правонарушения;

3. Показать особенности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4. Дать обзор практике применения финансовых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Объектом работы является рассмотрение ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предмет работы — налоговые правонарушения.

Для курсовой работы мною были использованы источники: Налоговый Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, выводов и предложений и списка литературы.

Раздел I. Теоретические аспекты налогового правонарушения

1.1 Нарушения законодательства о налогах и сборах

1.1.1 Виды и состав налоговых правонарушений

Термин «нарушения законодательства о налогах и сборах» употребляется в тексте НК РФ многократно, однако соответствующее определение в этом законодательном акте отсутствует. К нарушениям законодательства о налогах и сборах, помимо налоговых правонарушений, относятся также нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки), и налоговые преступления.

Следует говорить о составах нарушений законодательства о налогах и сборах , каждый из которых представляет собой совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, установленных законодательством, и характеризующих соответствующие противоправные деяния.

Общим у всех нарушений законодательства о налогах и сборах являются объекты их посягательства. Ведь, так или иначе, объекты всех нарушений законодательства о налогах и сборах составляют, охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в связи или по поводу уплаты налогов и сборов, функционирования системы налогового администрирования.

Объективная сторона нарушений законодательства о налогах и сборах заключается в совершении деяний, посягающих на этот объект. Соответствующие составы противоправного поведения предусматриваются в трех кодифицированных нормативных правовых актах. В частности налоговые правонарушения, как основания привлечения к ответственности предусмотрены НК РФ, нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений — КоАП РФ, а налоговые преступления — УК РФ.

Субъектами нарушений законодательства о налогах и сборах могут являться как физические лица, так и организации. Однако субъектами налоговых преступлений выступают только физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста (ст. 107 НК РФ). Аналогичные нормы содержатся в административном и в уголовном законодательстве. Для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах физическое лицо должно быть вменяемым, т. е. способным отдавать отчёт в своих действиях и руководить ими. В противном случае они не могут являться субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Что же касается организаций, то их деликтоспособность возникает с момента создания (государственной регистрации) и прекращается в момент ликвидации.

Субъективная сторона нарушении законодательства о налогах и сборах может быть определена как совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному, в её основе лежит вина налогоплательщика, налогового агента или иного лица. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 110 НК РФ). Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины её должностных лиц либо её представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно , если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Неосторожность имеет место в случае, когда лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Примерно также определяются возможные формы вины физических лиц в законодательстве об административных правонарушениях и в уголовном законодательстве. Однако преступными нарушения законодательства о налогах и сборах признаются только при наличии умышленной формы вины.

Таким образом, нарушение законодательства о налогах и сборах можно определить как посягающее на общественные отношения в сфере налогообложения виновное действие (бездействие) физического лица или организации, совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

1.1.2 Налоговое правонарушение

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ.

По своему характеру и направленности все налоговые правонарушения могут быть условно подразделены на несколько обособленных групп:

— нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи учетом в налоговых органах (ст. 116-118 НК РФ);

— нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119-120 НК РФ);

— нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ);

— нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности органов налогового администрирования (ст. 125-126, 128-129 НК РФ).

К налоговым правонарушениям первой группы в первую очередь относится неисполнение налогоплательщиками обязанностей, возникающих в связи с постановкой на налоговый учёт, таким как: нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет, нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счёта в 6анке.

admin