Ответственность в международном праве

ТЕМА 16. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

1. Виды и формы ответственности за нарушение международных обязательств субъектами международного права.
2. Основания для возникновения международно-правовой ответ ственности.

1. Виды и формы ответственности за нарушение международных обязательств субъектами международного права

Под международно-правовой ответственностью (МПО) понимаются юридические последствия, наступающие для субъекта МП в результате совершенного им международного правонарушения.
Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту МП в результате совершенного правонарушения.
Международные правонарушения подразделяются:
1. Международные деликты (проступки) — нарушение государством прав другого государства (соблюдение МД, неприкосновенность дипломатического представительства и его персонала и др.)
2. Международные преступления (особо тяжкие деликты) — это правонарушения, посягающие на коренные основы международных отношений. К ним относятся:
— преступления против мира и безопасности;
— преступления против участников вооруженных конфликтов и жертв войны;
— преступления против наций и народов, борющихся за самоопределение, а также против жизни отдельных народностей, рас, национальных и этнических групп;
— преступления против природной среды.
В МП сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовая ответственность.
В связи с тем, что нормы института ответственности не кодифицированы, он основывается на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.
Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в МД и подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций:
— Устав ООН (ст. 39,41 и 42) определяет процедуру реализации ответственности за преступления против мира и безопасности;
— с 1972 г. действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;
— на основании Конвенции 1948 и 1973 гг. решаются вопросы ответственности за преступления апартеида и геноцида.
Субъектами МПО являются только субъекты МП. Физические и юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, т.к. в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.
Международно-правовая ответственность выступает:
1. Политическая (нематериальная) ответственность, которая выражается в нескольких формах:
— сатисфакции — заверения в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, наказание виновных и т.п.;
— репрессалии — ответственные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом;
— коллективные санкции, которые предпринимаются по решению СБ ООН в отношении субъектов МП своими действиями, угрожающими миру и безопасности. Применение санкций может быть как с использованием военной силы, так и без нее.
2. Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб.

23.4. Ответственность в международном праве

Она реализуется посредством:
— репарации — денежная или иная компенсация убытков потерпевшему;
— реституции — восстановление материального положения существовавшего до правонарушения.
На основании договоров может возникать объективная (абсолютная) ответственность как разновидность материальной. Она возникает вне зависимости от вины причинителя ущерба, т.е. за ущерб, причиненный в результате правомерных действий.
Однако, потерпевшая сторона должна доказать причинную связь между действием (бездействием) и ущербом.
В МД указывается определенная максимальная сумма компенсации, подлежащая выплате пострадавшему.

2. Основания для возникновения международно-правовой ответственности

Политическая ответственность возникает из факта нарушения нормы МП, охраняющей интересы другого субъекта, даже если это не привело к материальному ущербу или иным негативным последствиям.
Материальная ответственность возникает при наличии следующих факторов:
— нарушение нормы МП;
— возникновение имущественного ущерба в результате правонарушения;
— наличие непосредственной причинной связи между правонарушением и этим ущербом.
Политическая и материальная ответственность могут возникать одновременно в результате одного и того же правонарушения:
— политическая — за сам факт нарушения норм МП;
— материальная — за возникший в результате этого ущерб.
Деяние государства может быть квалифицированно международно-противоправное лишь на основе международного права. Нарушение международного обязательства имеет место только в том случае, когда поведение субъекта не соответствует тому, что от него требуется по соответствующему обязательству, независимо от того, какой характер — договорный или обычно-правовой — оно носит.
В случае установления факта правонарушения потерпевшая сторона предъявляет претензию. Ее предъявителем может быть только непосредственно потерпевший субъект МП.
При совершении международного преступления претензии к правонарушителю могут быть предъявлены любым государством или группой.
Но при этом важна доказанность вины правонарушителя, а если необходимо, то и сумма материального ущерба.
Недостаточно обоснованные претензии порождают международные споры, а необоснованные претензии могут быть расценены как недружественный акт и вызвать реторсии.
В МП существуют обстоятельства, освобождающие субъект от ответственности:
— вина самой потерпевшей стороны;
— обстоятельства непреодолимой силы;
— состояние крайней необходимости.
Но эти обстоятельства следует отличать от фактов и действий, которые исключают квалификацию деяния как деликтного, хотя и была нарушена норма МП (самооборона, репрессалии).
С 1956 г. кодификацией норм института международно-правовой ответственности занимается Комиссия международного права ООН, в центре внимания которой находятся проблемы ответственности государств за правонарушения, наносящие вред общим устоям международного правопорядка.

Вопросы:

1. Дайте характеристику источников, содержащих нормы международно-правовой ответственности.
2. Укажите случаи, когда может наступить международная ответственность за правомерную деятельность.
3. Перечислите основания международной ответственности.
4. Назовите виды международно-правовой ответственности.

Институт международно-правовой ответственности

1. Институт международно-правовой ответственности

1.1 Понятие, кодификация и прогрессивное развитие института международно-правовой ответственности

1.2 Международное правонарушение как основание ответственности государства

1.3 Механизм реализации международной ответственности государств за правонарушение

1.4 Виды и формы международно-правовой ответственности государств

1.5 Ответственность индивидов за совершение международных преступлений

Список использованных источников

1. Институт международно-правовой ответственности

1.1 Понятие, кодификация и прогрессивное развитие института международно-правовой ответственности

Международная ответственность — понятие, охватывающее различные по содержанию явления. Прежде всего, термин «ответственность» употребляется в международно-правовых актах, когда участники международного общения признают ответственность за свои действия в той или иной сфере международных отношений. В данном случае ответственность, исходя из положений теории права, является позитивной и означает обязанность надлежащего выполнения принятых обязательств, имеющих, как правило, важное значение для всего мирового сообщества.

В первую очередь под международной ответственностью понимают совокупность негативных последствий, наступающих для нарушителя международных обязательств.

Данный институт играет исключительно важную роль в международно-правовом регулировании, поскольку в отсутствие надежных средств обеспечения нормы международного права остаются лишь декларациями, не оказывающими реального воздействия на международные отношения.

В научной литературе проблеме ответственности всегда уделялось пристальное внимание. Изначально в работах Г. Гроция, Э. Ваттеля возможность народов добиваться защиты нарушенных прав рассматривалась с точки зрения естественно- правовых категорий. Особенностью подхода к теме ответственности периода классического международного права XIX в. в работах И. Блюнчли, А.В. Гефтера, Ф.Ф. Мартенса и др. можно назвать широкое использование аналогий из национального права. При этом ответственность государств отождествлялась с гражданско-правовой либо уголовной.

Поскольку международное право классического периода не знало запрета на угрозу силой или ее применение в межгосударственных отношениях, существовавшие виды и формы ответственности, такие, как, контрибуции, аннексии, завоевание государств, скорее санкционировали добытое силой, чем обеспечивали соблюдение международного права.

Преобразования в период после Первой мировой войны привели к пересмотру применявшихся ранее форм ответственности, в частности, к отказу от аннексий и контрибуций. В работах этого периода получила развитие концепция уголовной ответственности государств за развязывание войны и другие наиболее опасные правонарушения, родоначальником которой признается румынский профессор В. Пелла. Однако теоретические построения авторов этой концепции, основанные на стремлении к умалению государственного суверенитета, не учитывали специфику межгосударственных отношений и не были восприняты на практике. Исследования иных аспектов ответственности преимущественно сводились к защите собственности и личности иностранцев, оставляя в стороне другие важные сферы международного сотрудничества.

Важную роль в развитии института международной ответственности сыграла деятельность по кодификации и прогрессивному развитию его норм.

Международно-правовая ответственность

Начиная с 1927 г., изучению темы международной ответственности была посвящена работа в рамках Лиги Наций. Однако ее рассмотрение не было завершено. В качестве одной из тем, подходящих для кодификации, ответственность государств в 1949 г. была выбрана Комиссией международного права — правотворческим органом ООН, в задачи которого входит кодификация и прогрессивное развитие международного права. КМП ООН была проделана значительная работа, в ходе которой были рассмотрены основные аспекты ответственности государств. Завершилась она только в 2001 г. с принятием Проекта статей «Об ответственности государств за международно-противоправные деяния (далее — Проект). Предполагается, что на его основе будет создана международная конвенция. В настоящее время Проект является наиболее авторитетным актом, излагающим принципы и нормы института международной ответственности. Еще задолго до завершения работы КМП ООН Международный Суд ООН ссылался на положения Проекта как на доказательство существования обычных норм международного права.

В современный период институт международной ответственности подвержен глубоким изменениям, связанным с поиском надежных средств укрепления международного правопорядка, что должно способствовать мобилизации усилий мирового сообщества для преодоления общих проблем, угрожающих существованию всего человечества. С учетом современных потребностей международно-правовое регулирование приобретает качественно новые характеристики. Нормы, направленные на обеспечение международного мира и безопасности, рассматриваются в качестве императивных, а вытекающие из них обязательства приобрели универсальный характер и считаются действующими в отношении всего мирового сообщества. В свою очередь, это требует коренного пересмотра многих традиционных положений учения о международной ответственности.

Вместе с тем совершенствование средств укрепления международного правопорядка отмечено противоречиями, которые наглядно проявились в процессе разработки Проекта КМП ООН, между сторонниками укрепления действующих способов привлечения к международной ответственности и теми, кто выступал за создание новых, более совершенных средств поддержания международного правопорядка. Последние конечную цель работы КМП ООН видели в создании эффективной системы, обеспечивающей неуклонное соблюдение международных обязательств. Выдвигавшиеся для этого предложения были направлены на расширение функций международных органов, создание эффективных средств мирного разрешения споров, ограничение элемента произвола при осуществлении односторонних принудительных действий государств. С другой стороны, эти предложения рассматривались многими как амбициозная попытка создания из режима международной ответственности альтернативы существующей политической системе обеспечения международного мира и безопасности. Отмечалось, что она могла бы иметь шансы на успех лишь в условиях большей политической и экономической интеграции в мире, где участников уважали бы не за силу принуждения, а за силу убеждения и где национальные интересы были бы тесно увязаны с общими интересами.

Международная ответственность в подавляющем числе случаев возникает в связи с действиями государств. Однако не исключается совершение противоправных деяний и со стороны иных субъектов международного права. Учитывая это, КМП ООН в 2001 г. выдвинула предложение о разработке темы, касающейся ответственности международных организаций, которое было одобрено Генеральной Ассамблеей ООН. Не исключается также международная уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений, которая неоднократно реализовывалась на практике.

От ответственности за международно-противоправные деяния следует отличать объективную ответственность, наступающую за вред, вызванный правомерной деятельностью, сопряженной с эксплуатацией источников повышенной опасности, которые несут опасность причинения значительного трансграничного вреда. Учитывая, что данный вид ответственности существенно отличается от последствий совершения международно-противоправного деяния, КМП ООН, начиная с 1978 г., включила в программу своей работы отдельную тему, озаглавленную «Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом». По настоящее время работа КМП ООН над кодификацией и прогрессивным развитием норм в этой области продолжается.

1.2 Международное правонарушение как основание ответственности государства

Международно-противоправное деяние государства имеет место, когда какое-либо поведение, состоящее в действии или бездействии, может присваиваться государству по международному праву и представляет собой нарушение международного обязательства этого государства (ст. 2 Проекта статей о международной ответственности государств за правонарушение).

Аналогичные положения содержатся в Проекте статей «Об ответственности международных организаций».

Таким образом, КМП ООН исходит из необходимости наличия двух элементов, позволяющих констатировать наличие международно-противоправного деяния и необходимых для наступления ответственности государства. Первый из них, нередко именуемый «субъективным», состоит в присвоении государству определенного образа поведения. Необходимость такой конструкции обусловлена тем, что поведение государства в международной сфере выражается в действиях его конкретных органов, в качестве которых выступают отдельные лица или группа лиц. Они могут нести ответственность по национальному законодательству своей страны. Однако на международном уровне ответственность ложится на государство, которое они представляют.

Государства несут ответственность за действия своих органов независимо от их положения в структуре власти, т.е. принадлежности к законодательной, исполнительной, судебной власти, системе центральных или местных органов. Следует отметить, что определенное поведение может присваиваться государству, когда его органы действовали в официальном качестве, т.е. осуществляли элементы государственной власти, даже если предоставленные им полномочия были при этом превышены или их осуществление было сопряжено со злоупотреблением.

admin