Ответственность туроператора и турагента

1. Основные условия осуществления туроператорской и турагентской деятельности в Российской Федерации.

Главным условием осуществления организациями и предприятиями туроператорской или турагентской деятельности до 1 января 2007 г. являлось наличие лицензии на соответствующий вид деятельности. Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). В соответствии со ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являющегося основой законодательной базы, лицензирование туроператорской и турагентской деятельности было включено в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Изменения, внесенные 29 декабря 2006 г. в п. 6 ст. 18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отменили лицензирование этих видов деятельности с 1 января 2007 года.

На смену лицензированию пришли новые требования, обеспечивающие регулирование деятельности в сфере туризма со стороны государства. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ привел к значительным переменам в сложившейся за предыдущие годы системе образования туристических фирм и их функционирования. Основная цель новшеств, предусмотренных данным законом, заключается в усилении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нововведения коснулись, прежде всего, предприятий и организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Вопрос о лицензировании вызвал многочисленные дискуссии как среди политиков, так и среди самих туроператоров. В ходе этих дискуссий были отмечены слабые стороны внесенных в закон изменений, к которым можно отнести отсутствие регулирования деятельности туроператоров и турагентов со стороны государства, зачастую непосильные размеры финансовой ответственности, снижение качества сервиса и предоставляемых услуг, широкие возможности для возникновения мошенничества в этой сфере. Размеры финансового обеспечения могут себе позволить только достаточно крупные компании, в то время как более мелким компаниям придется уйти с рынка. Но, с другой стороны, учитывая количество турфирм, существующих в наше время, такая «чистка» может быть порой полезна. Но все же довольно скромное число фирм, у которых реально есть такие суммы, наводит на мрачные мысли.

Отсутствие контроля со стороны вышестоящих инстанций может привести к ухудшению качества обслуживания и сервиса, появлению мошенничества.

Туроператор – юридическое лицо. Согласно ст. 1 и ст. 4.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предприятие или организация, осуществляющие на территории РФ деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (туроператор) должны быть зарегистрированы как юридическое лицо в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Другими словами, с момента вступления в силу ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор – это обязательно юридическое лицо, а следовательно, все индивидуальные предприниматели, занимающиеся ранее туроператорской деятельностью, должны быть переоформлены и перерегистрированы в юридические лица сроком не позднее 1 июня 2007 г.

Финансовое обеспечение. В соответствии со ст. 17.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к осуществлению туроператорской деятельности допускаются юридические лица, имеющие финансовое обеспечение. Финансовое обеспечение – это либо договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, либо банковская гарантия исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Смысл данного новшества сводится к обеспечению надлежащего исполнения туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристом и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

Договор страхования гражданской ответственности туроператором заключается за свой счет с любой страховой компанией, которая зарегистрирована на территории РФ и имеет право на осуществление деятельности по страхованию гражданской ответственности за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств по договору. Объектом страхования ответственности туроператора выступают имущественные интересы, которые связаны с риском возникновения обязанности возместить ущерб третьим лицам. Страховой случай – это факт установления обязанности туроператором возместить третьему лицу реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации турпродукта, в течение срока действия договора о страховании ответственности туроператора. В соответствии со ст. 17.6 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» договор страхования гражданской ответственности туроператора должен содержать следующие пункты:

1) определение объекта страхования;

2) определение страхового случая;

3) размер страховой суммы;

4) срок действия договора страхования;

5) порядок и срок уплаты страховой премии;

6) порядок и срок уведомления третьим лицом страховщика о наступлении страхового случая;

7) порядок и срок предъявления третьим лицом заявления о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора непосредственно страховщику;

8) перечень документов, которые третье лицо должно представить для обоснования своих требований к страхователю о возмещении реального ущерба;

9) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектов страхования.

В договоре страхования ответственности туроператора по согласованию сторон (туроператора и страховщика) могут определяться иные права и обязанности.

Любой банк, иная кредитная организация или страховая компания, которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», могут являться гарантом по банковской гарантии исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Размер финансового обеспечения закреплен в ст. 17.2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 500 тысяч рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;

10 миллионов рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма;

30 миллионов рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 100 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, применяющих упрощенную систему налогообложения;

60 миллионов рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

100 миллионов рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют свыше 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Срок действия финансового обеспечения указывается в договоре страхования или в банковской гарантии и не может быть меньше одного года (ст. 17.3 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Договор страхования ответственности туроператора не может быть расторгнут заранее, а банковская гарантия, выданная туроператору гарантом, не может быть отозвана (ст. 17.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

Единый федеральный реестр туроператоров. Следующим условием осуществления организацией туроператорской деятельности является необходимость внесения сведений в Единый федеральный реестр.

Ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма.

В указанном реестре согласно ст. 4.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» должны содержаться следующие сведения о туроператоре:

1) полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов и (или) на иностранном языке – также наименование туроператора на этом языке;

2) адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

3) сведения об учредителях туроператора;

4) серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;

5) серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;

6) фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;

7) размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

8) сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);

9) адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Основанием для внесения сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр является заявление туроператора, содержащее сведения подлежащие внесению. Основными требованиями к заявлению являются:

1) составляется в письменной форме;

2) удостоверяется подписью руководителя туроператора (или лица, представляющего туроператора);

3) указываются паспортные данные заявителя (или данные другого документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством РФ).

Вместе с заявлением предоставляются оригиналы или нотариально заверенные копии документов, которые подтверждали бы сведения о туроператоре, необходимые для внесения в реестр.

Решение о внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр или об отказе во внесении принимается федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма в течение 5 дней с момента поступления заявления и всех необходимых документов. Основанием для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр могут быть недостоверные сведения о туроператоре либо несоответствие размера финансового обеспечения требуемому на основании «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Не реже одного раза в год федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма публикуются в государственных периодических печатных изданиях и размещаются и актуализируются на сайте в сети Интернет следующие сведения о туроператоре, внесенные в реестр:

1) полное и сокращенное наименования;

2) адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

3) идентификационный номер налогоплательщика;

4) размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

5) адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

При изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр, обновленные данные размещаются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма на своем сайте в Интернете в течение 3 рабочих дней с момента их получения. При желании туроператор имеет право на основании соответствующего заявления получить от федерального органа исполнительной власти в сфере туризма свидетельство о внесении сведений о нем в Единый федеральный реестр.

Таким образом, основными условиями, позволяющими организациям осуществлять туроператорскую деятельность, являются:

1) регистрирование юридического лица, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

2) наличие финансового обеспечения;

3) внесение данных о туроператоре в Единый федеральный реестр.

С принятием ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ произошли изменения и в организации работы турфирм, осуществляющих турагентскую деятельность. Предусмотренные названным ФЗ изменения (финансовое обеспечение и внесение данных в реестр) на турагентов, осуществляющих деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, не распространяются. К тому же, с отменой процедуры получения лицензии исчезли многие требования и условия к осуществлению турагентской деятельности. В соответствии с настоящим законодательством в сфере туризма, данным видом туристской деятельности может заниматься любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в соответствии с ФЗ „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, независимо от образования и штатного состава фирмы. Основным условием осуществления деятельности по продвижению и реализации турагентом туристского продукта, сформированного туроператором, является договор между турагентом и туроператором. При этом ответственность за невыполнение обязательств по договору реализации турпродукта перед третьим лицом несет туроператор, а не турагент. По мнению же многих туроператоров, нередко различные проблемы и неприятности происходят по вине именно турагента.

Обязательные требования

Теперь перейдем к вопросу получения статуса туроператора и турагента и формальным требованиям к их деятельности.

После отмены лицензирования туроператорской и турагентской деятельности в 2007 г. обязательный государственный порядок установлен только для туроператорской деятельности. Турагентской деятельностью может заниматься любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Единственное, что определяет статус турагента на сегодняшний день, – это наличие договора с туроператором, согласно которому турагент по поручению и за счет туроператора реализует турпродукт, сформированный туроператором. При этом турагент обязан соблюдать целый ряд требований, установленных законом, о которых мы расскажем ниже.

Но в первую очередь необходимо выяснить, почему так важно понимать отличие турагентской деятельности от туроператорской и вовремя совершать необходимые юридические действия. Дело в том, что закон устанавливает обязательное требование – все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, обязаны иметь финансовое обеспечение. Финансовое обеспечение – это гарантия туроператора на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения договора о реализации тур-продукта, страхование его гражданской ответственности перед потребителями-туристами.

Из средств финансового обеспечения пострадавшим туристам возмещается реальный ущерб, который они понесли, например стоимость тура, если он не состоялся, или разница в стоимости, если сократилось время отдыха. Финансовое обеспечение предоставляет страховая компания или банк-гарант. Закон устанавливает минимальную сумму, на которую должен быть заключен договор страхования или договор банковской гарантии; на сегодняшний день это 10 000 000 руб. для международного туризма (въезд и выезд) и 500 000 руб. для внутреннего туризма.

Следует учесть, что к международному туризму относятся также выезды в страны ближнего зарубежья – Украину, Белоруссию, Казахстан, Грузию… Суммы минимального допустимого финансового обеспечения сейчас пересматриваются и могут быть значительно увеличены.

Туроператор, имеющий финансовое обеспечение, вносится в Единый федеральный реестр туроператоров (ЕФРТ), и только с этого момента юридическое лицо имеет право осуществлять данный вид деятельности. Отсутствие финансового обеспечения и номера в реестре туроперторов влечет за собой самые неприятные последствия, вплоть до уголовной ответственности руководителей предприятия. Поэтому, как только вы отступаете от турагентского статуса, необходимо соблюсти требование закона и получать финансовое обеспечение, а это – финансовые затраты и определенное время.

Закон устанавливает срок, в который производится внесение в ЕФРТ, – 5 дней с момента подачи документов в федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра туроператоров. Однако пятидневный срок редко соблюдается, реальный срок – 2–3 недели, тем более что документы принимаются только по почте. На сегодняшний день держателем реестра является Федеральное агентство по туризму, но ведомства меняются достаточно часто, и необходимо уточнить полномочный орган до подачи документов.

Таким образом, быстро изменить статус турагента на статус туроператора невозможно, эти действия нужно заранее планировать и предпринимать необходимые юридические меры по заключению договора страхования гражданской ответственности туроператора или договора о предоставлении банковской гарантии и последующему внесению предприятия в ЕФРТ.

Затраты на обслуживание финансового обеспечения в среднем составляют 1–1,5 % в год от размера обеспечения. Например, от минимального размера финансового обеспечения для международного туризма в 10 000 000 руб. стоимость страхового вознаграждения составит 100 000150 000 руб. Именно эту сумму необходимо будет ежегодно платить страховой компании за договор страхования гражданской ответственности туроператора. За обслуживание банковской гарантии сумма вознаграждение может быть меньше, но банк потребует от вас обеспечения, сходного с обеспечением по кредиту, – залога, поручительства, депозита на сумму гарантии.

Стоимость страховки или банковской гарантии определяет страховая компания или банк-гарант исходя из финансовых показателей вашей деятельности, степени риска на конкретном направлении. Низкие ставки во многом обусловлены борьбой за клиента – ведь туроператор может «привести» в страховую компанию значительные объемы медицинского страхования выезжающих за рубеж, а для банка выгодно обслуживать клиента, имеющего обороты по счетам. Интересному клиенту предложат самый выгодный процент, если же вы не очень интересны страховщику или банку, то предложение, скорее всего, будет иное – 2–3% от суммы страхового покрытия.

О практическом действии финансового обеспечения и о правилах получения возмещения, о первом опыте выплат мы поговорим чуть позже.

Некоторые туристические компании с самого начала ведения бизнеса, несмотря на турагентский характер деятельности, получают финансовое обеспечение и регистрируются в реестре туроператоров, чтобы иметь при необходимости легальный статус, позволяющий быстро переориентировать бизнес и заняться более выгодным туроператорским видом деятельности.

Как мы уже говорили, для деятельности турагента закон не предусматривает специального разрешительного документа. С отменой лицензирования турагенты утратили такой формальный признак, как лицензия, выдаваемая государственным органом.

Отсутствие разрешительной системы для турагентов, с одной стороны, открыло возможность беспрепятственного «входа» на рынок всем желающим, с другой стороны, лишило турагентов их профессионального статуса. Для получения лицензии необходимо было подтвердить стаж работы в туризме не менее трех лет и профильное образование, сейчас таких правил закон не устанавливает и профессиональный уровень не является обязательным требованием. Несмотря на то что получить лицензию было достаточно просто, все-таки это был формальный юридический документ, позволяющий отличить туристическую компанию от, например, прачечной. Теперь такого документа государство не выдает.

Тем не менее российские потребители, заходя в офис турагентства, по-прежнему требуют показать лицензию, и их достаточно сложно убедить в том, что данный вид деятельности больше не лицензируется. Некоторые турагентства, имеющие ранее действующие лицензии, сохраняют их в качестве знака принадлежности к туристическому рынку.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ИНСТРУКЦИЯ АГЕНТА ПО ТУРИЗМУ

Общие положения

  1. Агент по туризму относится к категории технических исполнителей.
  2. На должность агента по туризму назначается лицо, имеющее (высшее; среднее) профессиональное образование, дополнительную подготовку по туристской деятельности. (без предъявления требований к стажу; стаж работы не менее 1 года (2 лет, 3 лет, др.)
  3. Агент по туризму должен знать:
    1. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», иные нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление туристской деятельности.
    2. Географию стран мира.
    3. Порядок оформления договоров и заключения контрактов по реализации туров.
    4. Правила бронирования билетов и услуг.
    5. Схемы работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями.
    6. Основы туристского права.
    7. Иностранный язык.
    8. Правила оформления туристской документации (туристических путевок, ваучеров, страховых полисов и др.).
    9. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.
    10. Методики составления отчетности.
  4. Назначение на должность агента по туризму и освобождение от должности производится приказом руководителя организации.
  5. Агент по туризму подчиняется непосредственно (менеджеру по туризму; иному должностному лицу)

Должностные обязанности

Агент по туризму:

  1. Предлагает клиенту имеющийся выбор вариантов проведения отдыха, дает рекомендации и советы по выбору мест отдыха, консультирует клиента об особенностях социально-демографических и природно-климатических условий места отдыха.
  2. Проводит мини-рекламу выбранного места, описывает его достоинства и преимущества.
  3. Предоставляет путеводители, карты, схемы, планы местности.
  4. Заключает договор на оказание туристских услуг.
  5. Организует взаимодействие с транспортными предприятиями, гостиницами и турагентствами.
  6. Дает необходимые рекомендации по соблюдению правил безопасности в стране (регионе) пребывания.
  7. Оформляет необходимые туристические документы.

Права

Агент по туризму имеет право:

  1. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
  2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
  3. Требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Ответственность

Агент по туризму несет ответственность:

  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  3. За причинение материального ущерба организации — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

(составитель должностной инструкции)(подпись)(расшифровка подписи) 00.00.0000 (лицо, визирующее должностную инструкцию)(подпись)(расшифровка подписи) 00.00.0000 С инструкцией ознакомлен:(подпись)(расшифровка подписи)00.00.0000

Обязанности туроператора

Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор заключает с туристом договор на комплекс услуг (туристский продукт — суть комплекс услуг) и принимает всю ответственность, поскольку у самого туриста с этим предприятием, исполняющим эти услуги, договора нет, за исключением персонифицированного договора перевозки. Однако эти услуги должны быть прямо указаны в договоре и туристской путевке и входить в туристский продукт, т.е. обобщены единой ценой. Если таковые услуги указаны в другом договоре, другой туристской путевке, или без таковой, то претензиям туриста по данной статье нет основания.

Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Это напрямую относится к перевозчику.

Конкретно, турист заключает договор с туроператором и, согласно условий этого договора и вышеприведенных положений закона, туроператор несет ответственность за все и вся, входящее в туристский продукт:

— за неисполнение (не оказание обязательств), не предоставление обещанных услуг и включенных в договор реализации туристского продукта и туристскую путевку;

— ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

У туриста, за исключением самодеятельного, нет договора с рестораном и гостиницей, экскурсионным бюро и аттракционом. Этот договор есть только у туроператора. Перевозка исключение в большинстве случаев. Неперсонифицированная перевозка осуществляется только на этапе трансфера и автобусного обслуживания экскурсий, а также части внутренних (пригородных и местных) речных, железнодорожных и автобусных перевозок. В остальных случаях осуществляется перевозка на основании договора безоговорочного присоединения к Общим правилам перевозки пассажиров (а не туристов) с выдачей персонифицированного билета, позволяющего индивидуализировать пассажира по факту предъявления им документа, удостоверяющего личность.

admin