Ответственность грузоотправителя

Ответственность грузоотправителей за неточные данные

Воздушный кодекс Российской Федерации.

Статья 121. Грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчику или лицу, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.

Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР от 01.11.1985г

5.4.4. Отправитель отвечает за правильность касающихся груза сведений, которые он указывает в грузовой накладной (ЗГ). Отправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчику или другому лицу, перед которым отвечает перевозчик, вследствие неправильности, неточности или неполноты этих сведений. Перевозчик(грузовой терминал) вправе проверять правильность указанных отправителем данных.

5.3.12. Перевозчик (грузовой терминал) обязан отказать в приеме груза к перевозке: — заполненная отправителем грузовая накладная (ЗГ) не содержит сведений, требуемых настоящими Правилами…

Ответственность грузоотправителей

  • К перевозке принимаются опасные грузы, которые перечислены в Перечне опасных грузов в ТИ ИКАО Doc 9284 АN/905 и не запрещены к перевозке по воздуху.
  • Грузы должным образом классифицированы, маркированы и снабжены знаками.
  • Опасные грузы упакованы в соответствии со всеми применяемыми на воздушном транспорте требованиями:

1. К внутреннему упаковочному комплекту (сертифицированная и прошедшая испытания упаковка).

2. К надлежащим типам упаковочных комплектов (ч.4, гл.3 ТИ ИКАО Doc 9284aN/905).

3. К ограничению по массе (ч.4 ТИ ИКАО Doc 9284aN/905).

4. В отношении адсорбирующего материала, если таковые применяются.

5. Надлежащие отгрузочные наименования, номера по списку ООН, знаки опасности и специальные инструкции по обработке воспроизведены на наружной стороне внешней упаковки.

6. Документ надлежащим образом оформлен и подписана декларация.

Грузы, не перечисленные в Перечне опасных грузов, но по своим физико-химическим свойствам относящиеся к числу опасных, могут быть допущены к перевозке только после отнесения их к соответствующим классам министерством или ведомством, в состав которого входит предприятие-изготовитель данного груза.

Более подробная информация по телефонам

+7 (342) 294-99-41 (пн-чт с 8:00 до 17:00, пт с 8:00 до 15:00, сб-вс выходной)

+7 (342) 294-98-41 (пн-чт с 8:00 до 17:00, пт с 8:00 до 15:00, сб-вс выходной)

Кассир-информатор:

+7 (342) 294-97-77 (пн-чт с 8:00 до 17:00, пт с 8:00 до 15:00, сб-вс выходной)

+7 (342) 294-99-57 (круглосуточно, без праздничных и выходных дней)

Электронная почта:

ГК не содержит норм, специально регулирующих ответственность грузоотправителя и грузополучателя, за исключением рассмотренной уже ответственности отправителя за непредъявление груза либо неиспользование транспортных средств. В самом общем виде ответственность сторон договора перевозки закреплена в ст. 793 ГК. Согласно этой статье в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В транспортных законах ответственность грузоотправителя и грузополучателя регулируется с разной степенью конкретизации. Так, КТМ содержит лишь указание на ответственность отправителя и фрахтователя за причинение перевозчику убытков (ст. 176). При этом не указаны ни виды нарушений обязательств, ни санкции, которые должны быть применены к причинителям убытков. В ВК (ст. 121) закреплена ответственность грузоотправителя за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым он (перевозчик) несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем. Ответственность за другие нарушения грузоотправителем обязательств, а также ответственность грузополучателя ни КТМ, ни ВК не предусмотрена.

В отличие от них УАТГНЭТ регулирует ответственность как грузоотправителя, так и грузополучателя и фрахтователя (ст. 35). Законом установлена ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза.

На грузополучателя возлагается ответственность за задержку (простой) транспортных средств, контейнеров, поданных под выгрузку. Фрахтователь по УАТГНЭТ несет ответственность за отказ от использования транспортных средств, предусмотренных договором фрахтования. Размеры санкций зависят от видов сообщений, в которых осуществляются перевозки (городском, пригородном или междугородном).

Наиболее развернутый перечень правонарушений грузоотправителя и грузополучателя, за совершение которых предусмотрена ответственность, дается в КВВТ и УЖТ. Как и УАТГНЭТ, эти транспортные законы устанавливают ответственность грузоотправителя за указание неправильных данных о грузе. Причем в них конкретизировано, в чем именно заключаются допущенные грузоотправителем неправильности, относящиеся к грузу и его перевозке. Но если в КВВТ его ответственность устанавливается за сам факт таких неправильностей, то УЖТ увязывает ответственность с негативными последствиями, наступившими вследствие указанного нарушения обязательства. К ним Устав относит возникновение обстоятельств, которые влияют на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

УЖТ и КВВТ урегулирован вопрос об ответственности в случае несвоевременной оплаты перевозки. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 120 КВВТ с грузоотправителя в таких случаях взыскиваются пени в пользу перевозчика в соответствии с законодательством РФ. УЖТ закрепляет право перевозчика требовать от грузоотправителя или грузополучателя уплаты процентов на сумму просроченного платежа в размере и порядке, которые установлены гражданским законодательством (ч. 5 ст. 30).

Как разъяснил Пленум ВАС РФ в постановлении от 06.10.2005 № 30, при несвоевременных расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), с него подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные ст. 395 ГК (п. 20). В соответствии с этой статьей уплачиваемые проценты определяются существующей в месте нахождения кредитора, каковым является перевозчик, учетной ставкой банковского процента надень исполнения денежного обязательства.

Кроме того, УЖТ зафиксирована еще одна норма, согласно которой до внесения на железнодорожной станции назначения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю, находятся на его ответственном простое и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами (ст. 30).

Уставом предусмотрены и такие оперативные меры по обеспечению расчетов за перевозку, как удержание груза до полного расчета и право перевозчика реализовать груз в целях погашения задолженности по оплате перевозки (ст. 35).

УЖТ урегулирована ответственность грузополучателя за задержку вагонов (ст. 100). Кроме того, им возложена ответственность на грузоотправителя и грузополучателя за использование вагонов, контейнеров без согласия владельцев (ст. 99).

КВВТ закрепляет ответственность грузоотправителя и грузополучателя за сверхнормативный простой транспортного средства и задержку контейнеров (п. 2 ст. 120). В качестве санкции предусмотрен штраф, который устанавливается из расчета определенной части размера МРОТ за час простоя. Сумма штрафа зависит от типа судна.

В соответствии с КВВТ и УЖТ грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за повреждение транспортного средства, контейнера или средств пакетирования. В качестве санкции предусмотрено взыскание с виновной стороны стоимости необходимого ремонта. УЖТ допускает возможность выполнения ими ремонтных работ. Кроме того, этим законом предусмотрено возмещение перевозчику убытков, понесенных вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.

УЖТ и КВВТ установлена ответственность грузополучателя за неочистку транспортного средства и контейнера. Но регулируется она по-разному. Если КВВТ устанавливает ответственность только за неочистку судов и контейнеров, то УЖТ возлагает ответственность на грузополучателя не только за неочистку вагонов, контейнеров, но и за неснятие приспособлений для крепления грузов, а также за неприведение в исправное техническое состояние несъемных инвентарных приспособлений для крепления (ст. 44, 103 УЖТ).

Имеются существенные различия и в размерах установленных санкций за указанные нарушения грузополучателем требований по очистке транспортных средств.

  • Вопрос о применения этой нормы рассматривается в параграфе 13.3 «Ответственность за нарушение обязательств по перевозке груза внутренним водным транспортом».
  • См.: п. 4 ст. 120 КВВТ, ст. 103 УЖТ.

источник картинки: belta.by

Перевозка грузов, пассажиров и багажа – это возмездная услуга, исполнение которой регулирует не только Гражданский Кодекс, но и транспортные уставы, кодексы, специальные законы и другие нормативно-правовые акты. Общие положения о перевозке представлены в статьях 784 – 800 ГК РФ, дополнительно кодекс выделяет отдельную главу 41 о транспортной экспедиции.

Транспортная экспедиция, кроме собственно перевозки, включает в себя такие дополнительные услуги как сопровождение груза, заключение сделок в интересах грузоотправителя, исполнение таможенных процедур, контроль количества и состояния груза, его погрузки/выгрузки и др. В этой статье мы рассмотрим договор перевозки на примере перевозки груза автомобильным транспортом, без его экспедиции.

Заключая договор перевозки со SteamTrend, вы можете быть спокойны. В наших договорах нет подводных камней и мелкого шрифта. Ваше доверие для нас важнее.

Заказать перевозку Узнать стоимость

Кроме положений ГК РФ перевозка грузов по России автотранспортом регулируется:

  • Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

  • Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

  • постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Правила перевозок грузов автотранспортом».

Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;

  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

Оформление договора перевозки грузов

Необязательно оформлять договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Заключение договорных отношений грузоотправителя и перевозчика подтверждает составление и выдача транспортной накладной (статья 785 ГК РФ).

Ответственность за сохранность груза перевозчик принимает на себя после того как в транспортной накладной будет проставлена отметка о принятии груза к перевозке. Исходя из этого, транспортная накладная – это обязательный документ при грузовых перевозках, и не имеет значения, был ли при этом составлен сам договор перевозки. При перевозке груза несколькими транспортными средствами на каждую партию груза оформляется отдельная транспортная накладная.

Если внимательно прочитать транспортную накладную, то можно заметить, что она содержит все существенные условия договора перевозки груза, по сути, представляя собой письменную (шаблонную) форму договора. Но стороны, конечно, могут заключить и подписать индивидуально разработанный договор перевозки.

Кроме транспортной накладной договор перевозки сопровождается заявкой грузоотправителя на перевозку груза. Если груз перевозится в контейнерах, которые в процессе перевозки надо будет снимать с транспорта, то оформляется еще и сопроводительная ведомость.

Обратите внимание: подтверждением расходов на перевозку груза транспортная накладная не является. В интересах грузоотправителя вместе с транспортной накладной оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, которая является необходимым условием для признания расходов на перевозку.

Какие еще документы могут потребоваться при исполнении договора перевозки? Если груз имеет специфические особенности, то это могут быть:

  • удостоверение о качестве скоропортящегося груза;

  • карантинный сертификат и ветеринарное свидетельство;

  • сертификат качества зерна и продуктов его переработки;

  • сертификат соответствия на определенные виды перевозимых грузов;

  • качественный паспорт на нефтепродукты.

Существенные условия договора перевозки

Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.

На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:

  • характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);

  • сопроводительные документы на груз;

  • маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;

  • размер провозной платы и порядок расчетов;

  • требования к транспорту перевозчика;

  • срок и порядок предоставления транспорта;

  • срок и порядок предъявления груза к перевозке;

  • порядок погрузки/выгрузки груза;

  • условия хранения груза в терминале перевозчика;

  • срок доставки груза;

  • порядок признания груза утраченным.

Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.

Советуем грузоотправителям при перевозке грузов не ограничиваться только оформлением и подписанием транспортной накладной, а заключать полнотекстовый договор перевозки.

Ответственность сторон по договору перевозки

Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.

По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:

Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.

Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. Заэто нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.

Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.

Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.

Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.

Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.

Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.

Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.

Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.

Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.

Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:

  • форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;

  • временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;

  • другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.

В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.

При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.

Чтобы снизить риски ответственности за недостачу или повреждение груза, рекомендуем перевозчику предусмотреть в договоре перевозки условие, обязывающее грузоотправителя предоставить груз в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов.

Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?

Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель. Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности. Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).

Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.

Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:

  • фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;

  • наличие и сохранность пломб;

  • вес доставленного груза и количество грузовых мест;

  • состояние груза, упаковки, тары.

При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.

Особенности договора перевозки

  1. Перевозка грузов регулируется не только Гражданским кодексом, но и рядом специальных нормативно-правовых актов.

  2. По договору перевозки перевозчик обязуется принять груз у грузоотправителя, вовремя доставить его в оговоренный пункт назначения и выдать указанному грузополучателю.

  3. Заключение договорных отношений по перевозке груза подтверждается транспортной накладной.

  4. Во избежание споров сторонам рекомендуется составлять и единый документ под названием «договор перевозки».

  5. Перевозчик принимает на себя ответственность за сохранность груза после того как примет груз по транспортной накладной.

  6. Договором перевозки стороны могут предусмотреть запрет на право перевозчика удерживать груз в целях обеспечения провозной платы.

  7. Исполнение обязанностей перевозчика по доставке груза подтверждается отметками грузополучателя в транспортной накладной.

Заказать перевозку Узнать стоимость

УДК 34 ББК 67

© А.Э. Багдасарова, Н.К. Джафаров, 2018

Научная специальность 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ И ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЯ В ДОГОВОРЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ЗА НЕДОСТОВЕРНОСТЬ СВЕДЕНИЙ В НАКЛАДНОЙ

Анаид Эдуардовна Баздасарова, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Государственное управление и социальные технологии» Московский Авиационный Институт (МАИ) Национальный Исследовательский Институт (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: office@unity-dana.ru

Наваи Камилович Джафаров, старший преподаватель кафедры государственное управление и социальные технологии» Московский Авиационный Институт (МАИ) Национальный Исследовательский Институт (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Успешное развитие реформы железнодорожного транспорта зависит, в том числе, от качества нормативно-правовой базы. Гражданско-правовая ответственность за нарушение договора перевозки грузов является одним из самых ярких примеров отступления от общих положений и принципов о гражданско-правовой ответственности. Немало вопросов вызывает наступление гражданско-правовой ответственности по Уставу железнодорожного транспорта, в частности, за недостоверность сведений в накладной.

Ключевые слова: ответственность, договор перевозки груза железнодорожным транспортом, грузоотправитель, грузополучатель, накладная.

Aviation Institute (MAI) is a National Research Institute

(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)

E-mail: office@unity-dana.ru

(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house) E-mail: office@unity-dana.ru

Keywords: liability, contract of carriage of goods by rail, the shipper, consignee, bill of lading.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: А.Э. Багдасарова, Н.К. Джафаров. Ответственность грузоотправителя и грузополучателя в договоре перевозки груза железнодорожным транспортом за недостоверность сведений в накладной. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):161-4

Гражданский кодекс Российской Федерации1 в действующей редакции установил единое начало для всех видов транспорта при определении договора перевозки груза. В статье 785 определено, что в рамках

рассматриваемого правоотношения перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза получателю, а отправитель обязуется

за перевозку груза уплатить установленную плату. Такой общий подход к дефиниции объясняется схожими для всех видов транспорта операциями, которые характеризуют процесс перевозки.

Участниками правоотношения по перевозке груза железнодорожным транспортом выступают: грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса стороны в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, которая установлена законодательством, а также соглашением сторон.

Обратимся к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации2. Указанный федеральный закон дополняет понятие, данное в Гражданском кодексе. В частности, в статье 25 говорится, что по договору перевозки груза «перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза».

По смыслу Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность перевозчика доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки означает заключение договора путём вручения груза перевозчику, т.е. реального договора.

Договор перевозки грузов по своей юридической природе является двусторонним и реальным, заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (в том случае, когда он не совпадает с грузоотправителем).

Подтверждает заключение договора железнодорожная накладная. Хотелось бы отметить, что заключение договора подтверждается не путём составления самостоятельного документа, а путем передачи груза, подтверждаемого железнодорожной накладной3. Накладная вместе с дорожной ведомостью с грузом следует до станции назначения, где передается под расписку в дорожной ведомости грузополучателю.

На каждую отправку груза составляется накладная, которая должна соответствовать правилам перевозок грузов железнодорожным транспортом. Данные правила определяются перечнем нормативных правовых актов, которые содержат нормы, обязательные, в том числе, для грузоотправителей и грузополучателей, и регулируют условия перевозки грузов с учетом их особенностей, безопасности движения и так далее. Достоверность и правильность сведений, которые указаны в транспортной накладной, заверяются подписью грузоотправителя.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области железнодорожного транспорта, утверждает единые формы перевозочных документов. Приказом Министерства путей сообщения утверждены Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом4.

При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель обязан указать в накладной достоверные данные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

об их наименованиях, особых отметках, сведениях, их свойствах. Перечень недостоверных сведений, которые сообщает грузоотправитель в накладной, за которые он обязан уплатить штраф, — является исчерпывающим.

Искажение названных данных возлагает на грузоотправителя имущественную ответственность в зависимости от возможных последствий, вызванных этим правонарушением.

Подчеркнем, что статья 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливает ответственность за возможное возникновение последствий. Иными словами нет необходимости, чтобы в результате искажения данных, к примеру, произошла авария или иное происшествие, а для возложения ответственности достаточно возможности их возникновения. В том случае, если все-таки неблагоприятные последствия наступили, имущественная ответственность грузоотправителя увеличивается. К примеру, при отправлении запрещенных для перевозки железнодорожных транспортных грузов ответственность для грузоотправителя наступит независимо от наступивших последствий, а, например, при повреждении в результате вышесказанного путей или сооружений, ответственность грузоотправителя возрастает.

К каким последствиям может привести искажение данных? Во-первых, к снижению стоимости перевозки груза в сравнении с той, что предусмотрена правилами и тарифами (наиболее распространенные последствия). Во-вторых, к возникновению обстоятельств, которые могут оказать влияние на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.

Соблюдение технологии перевозок грузов, в том числе необходимость правильного заполнения грузоотправителем транспортной железнодорожной накладной, включая проставление правильного наименования груза, сведений о его свойствах, особых отметок, в зависимости от которых перевозчик выбирает режим перевозки, обеспечивающий максимально безопасные условия эксплуатации железнодорожного транспорта является обеспечением общественного интереса.

Статья 27 Устава железнодорожного транспорта устанавливает, что ответственность за искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах наступает для грузоотправителей (отправителей). Искажение названных данных возлагает на грузоотправителя в зависимости от последствий, вызванных этим правонарушением, имущественную ответственность.

Статья 98 Устава железнодорожного транспорта регламентирует наступление ответственности за искажение информации в транспортной железнодорожной накладной. В частности, статья предусматривает штраф, который уплачивают грузоотправители перевозчику, в размере пятикратной платы за перевозку на все расстояние их перевозки независимо от суммы возмещения убытков перевозчика.

Названный штраф имеет характер штрафной неустойки, потому как он взыскивается вне зависимости

от возмещения вызванных определенными обстоятельствами убытков перевозчика.

В разрешение споров, которые возникают в связи с наложением указанных штрафных мер, вмешался Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В Постановлении Пленума Арбитражным судам необходимо иметь в виду, что штраф за искажение информации в накладной, в результате чего уменьшилась стоимость перевозки груза либо возникли обстоятельства, повлиявшие на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, взыскивается при условии предоставления перевозчиком доказательств, свидетельствующих о факте нарушения, вызвавшем негативные последствия.

Кроме штрафа, перевозчик имеет право взыскать убытки, возникшие из-за правонарушения. Согласно статье 15 Гражданского кодекса подлежит возмещению не только подтвержденный ущерб (к примеру, стоимость поврежденного имущества, или денежные средства, затраченные на ликвидацию последствий пожара), но и упущенная выгода (к примеру, из-за произошедшей аварии было изменено расписание поездов, в результате чего у перевозчика уменьшились доходы).

Законодательное закрепление принципа полного возмещения причиненных грузоотправителем перевозчику убытков, которые возникают при неисполнении или ненадлежащем исполнении грузоотправителем своих обязанностей по договору перевозки, в статье 98 Устава железнодорожного транспорта позволяет, указывается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 № 17-О, соблюсти паритетность в отношениях между сторонами договора перевозки, что вытекает из конституционного принципа равенства6.

Вместе с тем, в этом же документе определена имущественная дифференциация в ответственности перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, что объясняется оправданными различиями в отношении лиц, которые находятся в различных обстоятельствах. В законодательстве получил распространение принцип ограниченной ответственности перевозчика.

В соответствии со статьей 27 Устава железнодорожного транспорта перевозчик может проверить достоверность сведений, которые грузоотправитель указывает в транспортной накладной. Таким образом, перевозчик имеет право взыскать штраф с грузоотправителя еще до момента отправления, если указанные нарушения будут обнаружены.

Вместе с тем, на практике зачастую перевозчик не проверяет соответствие информации в накладной реальному положению дел (наименование, вес, состояние груза и упаковку, размещение и крепление груза). Подобное ведет к возникновению ущерба, как у перевозчика, так и у грузополучателя. Выходом из указанной ситуации видится изменение конструкции действующих норм Устава железнодорожного транспорта в части установления обязанности перевозки по проверке сведений, указанных в накладной.

Подтверждает необходимость подобной инициативы Постановление Федеральной антимонопольной службы России от 18.02.2010 по делу № А56-1685/20097. В частности, было указано, что неверные сведения о перевозимом грузе в железнодорожной накладной стали причиной неправильного исчисления провозной платы, позже недобор был взыскан с грузополучателя.

Подводя итог вышесказанному также отметим следующее. В рамках установления правовосстанови-тельной ответственности в отношении грузоотправителей, искажающих данные в накладной, которые приводят к нарушению безопасности движения, а значит, ведут к нарушению интересов для неопределенного круга лиц, в целом общественного интереса (приобретают публичный характер), считаем целесообразным ввести и особый административный состав. В таких случаях ответственность должна наступать, в том числе, перед государством.

2 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, N 2, ст. 170

3 Холодионова Ю.В. Проблемы терминологии понятия «договор перевозки грузов» в обязательствах железнодорожной перевозки грузов // Проблемы современной науки. — 2012. № 4. — С.173.

4 «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом». Приказ МПС РФ от 18.06.2003 № 39 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 5, 02.02.2004.

5 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 // «Вестник ВАС РФ», № 1, 2006.

6 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 № 17-О // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 3, 2006.

7 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2010 по делу N А56-7798/2009 // СПС КонсультантПлюс

Литература

3. «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом». Приказ МПС РФ от 18.06.2003 № 39 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни-

тельной власти», № 5, 02.02.2004.

4. «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 № 17-О // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 3, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 // «Вестник ВАС РФ», № 1, 2006.

6. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2010 по делу N А56-7798/2009 // СПС КонсультантПлюс;

8. Баукин В.Г. Правовое регулирование перевозок грузов железнодорожным транспортом: монография. -Хабаровск, 2004. — С. 86.

10. Коваль А.В. О юридической ответственности за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах // Вестник Арбитражного суда города Москвы, 2009, № 2.

11. Корюнов, А.В. К вопросу о форме договора железнодорожной перевозки груза/А.В. Корю-нов//Гражданское право. -2006. -№ 3.

13. Санникова, Л.В. О правовой природе транспортных обязательств/Л.В. Санникова// Юрист. -2007. -№ 5

14. Холодионова Ю.В. Проблемы терминологии понятия «договор перевозки грузов» в обязательствах железнодорожной перевозки грузов // Проблемы современной науки. — 2012. № 4. — С.173.

6. Postanovlenie FAS Severo-Zapadnogo okruga ot 18.02.2010 po delu N A56-7798/2009 // SPS Konsul’tantPljus;

11. Koijunov, A.V. K voprosu o forme dogovora zheleznodorozhnoj perevozki gruza/A.V. Korjunov//Grazhdanskoe pravo. -2006. -№ 3.

13. Sannikova, L.V O pravovoj prirode transportnyh objazatel’stv/L.V. Sannikova//Jurist. -2007. -№ 5

admin