Отстранение от служебных обязанностей

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 июля 2017 г. N 240

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ВРЕМЕННОГО ОТСТРАНЕНИЯ ЛИЦ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ В ВОЙСКАХ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИМЕЮЩИХ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ ПОЛИЦИИ, ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ

СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

В соответствии с частью 4 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> приказываю:

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2017, N 15, ст. 2139.

Утвердить прилагаемый Порядок временного отстранения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, от выполнения служебных обязанностей.

Директор Федеральной службы

войск национальной гвардии

Российской Федерации —

главнокомандующий войсками

национальной гвардии

Российской Федерации

генерал армии

В.ЗОЛОТОВ

Приложение

к приказу Федеральной службы

войск национальной гвардии

Российской Федерации

от 31.07.2017 N 240

ПОРЯДОК

ВРЕМЕННОГО ОТСТРАНЕНИЯ ЛИЦ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ В ВОЙСКАХ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИМЕЮЩИХ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ ПОЛИЦИИ, ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ

СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

1. Настоящий Порядок регулирует процедуру временного отстранения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации <1> и имеющих специальные звания полиции <2>, от выполнения служебных обязанностей <3>.

<1> Далее — «войска национальной гвардии».

<2> Далее — «сотрудники».

<3> Далее — «временное отстранение сотрудника».

2. Решение о временном отстранении сотрудника принимается:

2.1. Директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации <4> в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <5>, — в отношении сотрудников, замещающих должности высшего начальствующего состава, а также назначаемых им на должности.

<4> Далее — «директор».

<5> Далее — «Федеральный закон N 342-ФЗ».

2.2. Директором, первым заместителем директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации, командующими округами войск национальной гвардии, начальниками территориальных органов Росгвардии и организаций войск национальной гвардии в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона N 342-ФЗ, — в отношении сотрудников, назначаемых указанными начальниками (руководителями, командирами) <6> на должности.

<6> Далее — «начальник».

2.3. Непосредственным начальником сотрудника в случае, предусмотренном частью 7 статьи 73 Федерального закона N 342-ФЗ, — в отношении подчиненных ему сотрудников.

3. Основания для временного отстранения сотрудника:

3.1. В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частью 2 статьи 73 Федерального закона N 342-ФЗ, — рапорт прямого или непосредственного начальника, содержащий ходатайство о временном отстранении сотрудника.

3.2. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Федерального закона N 342-ФЗ, — постановление судьи.

3.3. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 73 Федерального закона N 342-ФЗ, — решение начальника о прекращении допуска к государственной тайне.

3.4. В случае, предусмотренном частью 7 статьи 73 Федерального закона N 342-ФЗ, — факт нахождения сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

4. Решение о временном отстранении сотрудника в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1, 2 и 7 статьи 73 Федерального закона N 342-ФЗ, оформляется приказом.

5. В случае нахождения сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения непосредственный начальник незамедлительно отстраняет данного сотрудника от выполнения служебных обязанностей. Решение о временном отстранении сотрудника в данном случае отражается в рапорте непосредственного начальника на имя прямого начальника и доводится до сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в устной форме.

6. Рапорт непосредственного начальника об обнаружении сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, немедленно передается прямому начальнику для назначения служебной проверки. Рапорт непосредственного начальника должен содержать сведения о выявленных признаках алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения сотрудника.

7. Приказ о временном отстранении сотрудника издается в течение суток:

7.1. С момента непрохождения сотрудником проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, — в случае, предусмотренном пунктом 4 части 4 статьи 33 Федерального закона N 342-ФЗ.

7.2. Со дня поступления в войска национальной гвардии постановления судьи — в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Федерального закона N 342-ФЗ.

7.3. С момента оформления решения начальника о прекращении допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, — в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 73 Федерального закона N 342-ФЗ.

7.4. С момента принятия начальником, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, решения о временном отстранении — в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 73 Федерального закона N 342-ФЗ.

7.5. С момента принятия начальником, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, решения по итогам служебной проверки с указанием периода отстранения — в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 73 Федерального закона N 342-ФЗ.

8. Приказ о временном отстранении сотрудника должен содержать следующие сведения:

8.1. Основание для временного отстранения сотрудника и указание на норму Федерального закона N 342-ФЗ, в соответствии с которой сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей.

8.2. Дату, с которой сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей.

9. В случае если сотрудник привлекается к выполнению служебных обязанностей по иной должности или к выполнению отдельных служебных поручений на основании частей 5 и 6 статьи 73 Федерального закона N 342-ФЗ, в приказ о временном отстранении сотрудника включаются:

9.1. Указание на должность, к выполнению служебных обязанностей по которой привлекается сотрудник, или на содержание отдельных служебных поручений.

9.2. Указание на служебное место сотрудника.

9.3. Дата, с которой сотрудник привлекается к выполнению обязанностей по иной должности или отдельных служебных поручений.

9.4. Срок привлечения к выполнению служебных обязанностей по иной должности или отдельных служебных поручений.

10. В случае временного отстранения от должности директором сотрудника, замещающего должность в войсках национальной гвардии, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, Главным управлением кадров Росгвардии одновременно с проектом приказа о временном отстранении сотрудника подготавливается и представляется директору проект письма Президенту Российской Федерации о временном отстранении от должности сотрудника, замещающего должность в войсках национальной гвардии, в отношении которого подготовлен проект приказа.

11. Рапорт о временном отстранении сотрудника должен содержать следующие сведения:

11.1. Факты, подтверждающие основание для временного отстранения сотрудника.

11.2. Указание на норму Федерального закона N 342-ФЗ, в соответствии с которой предлагается временно отстранить сотрудника от выполнения служебных обязанностей.

11.3. Дату, с которой предлагается отстранить сотрудника от выполнения служебных обязанностей.

12. При временном отстранении сотрудника:

12.1. В случае, предусмотренном пунктом 4 части 4 статьи 33 Федерального закона N 342-ФЗ, сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, со дня издания приказа о временном отстранении сотрудника от выполнения служебных обязанностей.

12.2. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Федерального закона N 342-ФЗ, сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей с даты, указанной в постановлении судьи.

13. На период временного отстранения сотрудника должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный доступ сотрудника к табельному оружию, специальным средствам, служебным документам и материалам.

14. В случае прекращения оснований для временного отстранения сотрудника начальником, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, издается приказ о допуске сотрудника к выполнению служебных обязанностей.

О не подтвердивших профпригодность

На вопросы читателя «Полиции России» отвечает начальник Служебно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России полковник внутренней службы Валентин ТКАЧЁВ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Как происходит временное отстранение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей, связанных с применением физической силы, и правомерна ли невыплата ему премии в случае такого отстранения?

С. Тайшиев, Ульяновская область

В соответствии с пунктом 153 Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от 31 марта 2015 года № 385, выписка из протокола (либо его копия) в отношении сотрудников органов внутренних дел, признанных профессионально непригодными к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, направляется руководителям (начальникам) органов, организаций, подразделений МВД России для принятия решения в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе).

Пунктом 4 части 4 статьи 33 Закона о службе определено, что внеочередная аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится в случае, если сотрудник не прошёл проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Подпунктом 7.1 Порядка временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей, утверждённого приказом МВД России от 25 июня 2012 года № 630 (далее – Порядок временного отстранения), установлено, что приказ о временном отстранении сотрудника издаётся в течение суток с момента непрохождения сотрудником проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в случае, предусмотренном пунктом 4 части 4 статьи 33 Закона о службе.

Порядок премирования сотрудников органов внутренних дел установлен статьёй 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и разделом IV Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 26 Порядка премия выплачивается ежемесячно из расчёта 25 процентов оклада денежного содержания, установленного сотруднику на первое число месяца, за который производится выплата.

Согласно подпункту 31.2 Порядка на основании приказа руководителя премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей не выплачивается в случаях отстранения сотрудника от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Пунктом 3 Порядка определено, что должностные оклады и дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются и изменяются приказом руководителя с указанием оснований и конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определённой этим приказом, а если дата не определена, то с даты его подписания.

Таким образом, предписание о невыплате премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотруднику, отстранённому от выполнения обязанностей в соответствии с подпунктом 7.1 Порядка временного отстранения, может быть включено как в приказ о временном отстранении сотрудника (который издаётся в течение суток), так и в отдельный приказ руководителя с указанием даты, с которой премия сотруднику не выплачивается.

При этом, учитывая содержащееся в пункте 26 Порядка положения, названный приказ должен быть издан в срок, позволяющий своевременно прекратить выплату премии сотруднику, начиная с того месяца, в котором он отстранён от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 июля 2012 г.

Регистрационный N 25025

В соответствии с частью 4 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1- приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей.

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, обеспечить неукоснительное соблюдение требований части 7 статьи 73 Закона о службе.

3. Признать утратившими силу пункты 8.3 — 8.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. N 10382.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А. Герасимова.

Министр генерал-лейтенант полиции В. Колокольцев

1Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020. Далее — «Закон о службе».

2Зарегистрирован в Минюсте России 10 апреля 2000 г., регистрационный N 2190, с учетом изменений, внесенных приказами МВД России от 16 ноября 2001 г. N 1010 (зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 2002 г., регистрационный N 3282), от 8 апреля 2005 г. N 250 (зарегистрирован в Минюсте России 6 мая 2005 г., регистрационный N 6586), от 5 мая 2006 г. N 321 (зарегистрирован в Минюсте России 31 июля 2006 г., регистрационный N 8128), от 9 декабря 2008 г. N 1074 (зарегистрирован в Минюсте России 15 января 2009 г., регистрационный N 13082), от 14 марта 2012 г. N 170 (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2012 г., регистрационный N 23902).

Приложение

Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей

1. Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей регулирует процедуру временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации1от выполнения служебных обязанностей.

2. Решение о временном отстранении сотрудника от выполнения служебных обязанностей2 принимается:

2.1. Министром внутренних дел Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 , — в отношении сотрудников, замещающих должности высшего начальствующего состава, а также сотрудников, назначаемых им на должность.

2.2. Заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями (начальниками) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций системы МВД России, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, структурных подразделений территориальных органов МВД России в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении сотрудников, назначаемых указанными руководителями (начальниками) на должность.

2.3. Непосредственным руководителем (начальником) сотрудника в случае, предусмотренном частью 7 статьи 73 Федерального закона, — в отношении подчиненных ему сотрудников.

3. Основания для временного отстранения сотрудника:

3.1. В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частью 2 статьи 73 Федерального закона, — рапорт прямого или непосредственного руководителя (начальника), содержащий ходатайство о временном отстранении сотрудника.

3.2. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Федерального закона, — постановление судьи.

3.3. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 73 Федерального закона, — оформленное в установленном порядке решение руководителя (начальника) о прекращении допуска к государственной тайне.

3.4. В случае, предусмотренном частью 7 статьи 73 Федерального закона, — факт нахождения сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

4. Решение о временном отстранении сотрудника в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона, оформляется приказом.

5. В случае нахождения сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения непосредственный руководитель (начальник) немедленно отстраняет данного сотрудника от выполнения служебных обязанностей. Решение о временном отстранении сотрудника в данном случае отражается в рапорте непосредственного руководителя (начальника) на имя прямого руководителя (начальника) и доводится до сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в устной форме.

6. Рапорт непосредственного руководителя (начальника) об обнаружении сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, немедленно передается прямому руководителю (начальнику) для назначения служебной проверки. Рапорт непосредственного руководителя (начальника) должен содержать сведения о выявленных признаках алкогольного, наркотического или токсического опьянения сотрудника.

7. Приказ о временном отстранении сотрудника издается в течение суток:

7.1. С момента непрохождения сотрудником проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, — в случае, предусмотренном пунктом 4 части 4 статьи 33 Федерального закона.

7.2. Со дня поступления в орган внутренних дел постановления судьи — в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Федерального закона.

7.3. С момента оформления в установленном порядке решения руководителя (начальника) о прекращении допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, — в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 73 Федерального закона.

7.4. С момента принятия руководителем, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, решения о временном отстранении — в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 73 Федерального закона.

8. Приказ о временном отстранении сотрудника должен содержать следующие сведения:

8.1. Основание для временного отстранения сотрудника и указание на норму Федерального закона, в соответствии с которой сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей.

8.2. Дату, с которой сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей.

9. В случае если сотрудник привлекается к выполнению обязанностей по иной должности или к выполнению отдельных служебных поручений на основании частей 5 и 6 статьи 73 Федерального закона, в приказ о временном отстранении сотрудника включаются:

9.1. Указание на должность, к выполнению обязанностей по которой привлекается сотрудник, или на содержание отдельных служебных поручений.

9.2. Указание на служебное место сотрудника.

9.3. Дата, с которой сотрудник привлекается к выполнению обязанностей по иной должности или отдельных служебных поручений.

9.4. Срок привлечения к выполнению обязанностей по иной должности или отдельных служебных поручений.

10. В случае временного отстранения от должности Министром внутренних дел Российской Федерации сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, ДГСК МВД России одновременно с проектом приказа о временном отстранении сотрудника подготавливается и представляется Министру внутренних дел Российской Федерации проект письма Президенту Российской Федерации о временном отстранении от должности сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

11. Рапорт о временном отстранении сотрудника должен содержать следующие сведения:

11.1. Факты, подтверждающие основание для временного отстранения сотрудника.

11.2. Указание на норму Федерального закона, в соответствии с которой предполагается временно отстранить сотрудника от выполнения служебных обязанностей.

11.3. Дату, с которой предлагается отстранить сотрудника от выполнения служебных обязанностей.

12. При временном отстранении сотрудника:

12.1. В случае, предусмотренном пунктом 4 части 4 статьи 33 Федерального закона, сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, со дня издания приказа о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей.

12.2. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Федерального закона, сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей с даты, указанной в постановлении судьи.

13. На период временного отстранения сотрудника должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный доступ сотрудника к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам.

14. В случае прекращения оснований для временного отстранения сотрудника руководителями, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, издается приказ о допуске сотрудника к выполнению служебных обязанностей.

1Далее — «сотрудник».

2Далее — «временное отстранение сотрудника».

3Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020. Далее — «Федеральный закон».

Татьяна БЕЗРУК, юрист

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

УПК — Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 13.04.2012 г. № 4651-VI.

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины.

Антикоррупционный Закон, Закон № 1700 — Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII.

Закон о госслужбе, Закон № 889 — Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Закон № 266/94 — Закон Украины «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда» от 01.12.94 г. № 266/ 94-ВР.

Закон № 108/95 — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/ 95-ВР.

Закон № 2694 — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Порядок № 950 — Порядок проведения служебного расследования относительно лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или местного самоуправления, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.06.2000 г. № 950.

Постановление № 13 — постановление Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24.12.99 г. № 13.

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОТСТРАНЕНИЕ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ДОЛЖНОСТИ

Напомним: нормами ч. 6 ст. 72 Закона о госслужбе установлено, что отстранение государственного служащего от выполнения должностных обязанностей в случае совершения им коррупционного правонарушения осуществляется согласно антикоррупционному Закону.

Антикоррупционное отстранение от выполнения полномочий по должности предусмотрено Законом № 1700 как одно из следствий совершения коррупционного правонарушения.

В частности, ч. 5 ст. 65 Закона № 1700 установлено, что лицо, которому сообщено о подозрении в совершении ею преступления в сфере служебной деятельности, подлежит отстранению от выполнения полномочий по должности в порядке, установленном законом.

Кроме того, абз. 2 ч. 5 ст. 65 антикоррупционного Закона установлено, что лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, связанном с коррупцией, если другое не предусмотрено Конституцией и законами Украины, может быть отстранено от выполнения служебных полномочий по решению руководителя органа, в котором оно работает, до окончания рассмотрения дела судом.

При этом нормами Закона № 1700 установлено, что в случае закрытия производства по делу об административном правонарушении, связанном с коррупцией, в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения отстраненному от выполнения служебных полномочий лицу возмещается средний заработок за время вынужденного прогула, связанного с таким отстранением.

Для выяснения причин и условий, которые привели к совершению коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения или невыполнение требований Закона № 1700 иным способом, по представлении специально уполномоченного субъекта в сфере противодействия коррупции или предписанием Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции по решению руководителя органа, в котором работает лицо, которое совершило такое правонарушение, проводится служебное расследование с отстранением государственного служащего от выполнения полномочий по должности.

В соответствии с п. 1 Порядка № 950 служебные расследования проводятся даже по анонимным сообщениям, заявлениям и жалобам, которые касаются нарушения требований антикоррупционного Закона, если приведенная в них информация касается конкретного лица и содержит фактические данные, которые могут быть проверены.

Итак, антикоррупционное отстранение от выполнения полномочий по должности по решению руководителя госоргана предусмотрено в случае:

— сообщения госслужащего о подозрении в совершении преступления в сфере служебной деятельности;

— составления протокола об административном коррупционном правонарушении, совершенном госслужащим;

— принятия мер по выяснению причин и условий, которые привели к совершению коррупционного правонарушения или нарушению требований антикоррупционного Закона (проведение служебного расследования).

ОТСТРАНЕНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО ИЛИ ОБВИНЯЕМОГО В УГОЛОВНОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ СОГЛАСНО УПК

Отстранение государственного служащего также предусмотрено в порядке, установленном УПК, а именно главой 14 «Отстранение от должности».

В частности, ст. 154 УПК установлено, что отстранение от должности может быть осуществлено в отношении лица, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления средней тяжести, тяжком или особо тяжком преступлении. Отстранение от должности осуществляется на основании решения следственного судьи во время досудебного расследования или суда во время судебного производства на срок не более двух месяцев.

При этом срок отстранения от должности может быть продлен согласно требованиям ст. 158 УПК.

Право на обращение к следственному судье во время досудебного расследования или суда во время судебного производства с ходатайством об отстранении лица от должности имеет прокурор и следователь по согласованию с прокурором (ч. 1 ст. 155 УПК).

Обращаем внимание! Отстранение от должности может осуществляться лишь в отношении подозреваемого или обвиняемого в уголовном производстве относительно преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления.

Для применения этой меры обеспечения уголовного производства (то есть отстранение от должности) следователь, прокурор обязаны доказать наличие достаточных оснований считать, что такая мера является необходимой для прекращения уголовного правонарушения, прекращения или предотвращения противоправного поведения подозреваемого, обвиняемого, который, находясь на должности, может уничтожить или подделать вещи и документы, которые имеют значение для досудебного расследования, незаконными средствами влиять на свидетелей и других участников уголовного производства или противоправно препятствовать уголовному производству иным образом.

В частности, об этом идет речь в Обобщениях судебной практики относительно рассмотрения следственным судьей ходатайств о применении мер обеспечения уголовного производства Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 07.02.2014 г.

По результатам рассмотрения ходатайства следственный судья, суд выносит определение, в котором указывает (ч. 3 ст. 157 УПК):

1) мотивы применения или отказы в удовлетворении ходатайства об отстранении от должности;

2) перечень документов, которые подтверждают занятие лицом должности и которые подлежат возвращению лицу или изъятию на время отстранения от должности;

3) срок отстранения от должности, который не может составлять больше двух месяцев;

4) порядок исполнения определения.

Копия определения присылается лицу, которое обратилось с соответствующим ходатайством, подозреваемому или обвиняемому, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем его вынесения, и подлежит немедленному исполнению в порядке, предусмотренном для выполнения судебных решений (ч. 4 ст. 157 УПК).

Итак, госслужащий, который подозревается или обвиняется в совершении уголовного правонарушения, отстраняется от должности на основании определения суда (где указывается порядок его выполнения и срок отстранения от должности), копия которого присылается для исполнения в орган государственной власти по месту работы подозреваемого или обвиняемого и который подлежит немедленному исполнению.

Ниже приведем пример определения N-ского городского суда по делу № 344/15489/ 15-к в производстве № 1-кс/344/3915/15 от 16.10.2015 г. относительно продления срока отстранения от должности госслужащего, обвиняемого в служебном преступлении.

Дело № 344/15489/ 15-к

Определение № 1-кс/344/3915/15

<…>

16.10.2015 г. N-ским городским судом рассмотрено ходатайство прокурора, который осуществляет процессуальное руководство досудебным расследованием ЛИЦО_2, о продлении срока отстранения подозреваемого ЛИЦО_3 от занимаемой должности в уголовном производстве, внесенном 24.02.2015 г. в ЕРДР под № 42015090000000018, и установлено.

В суд поступило ходатайство прокурора о продлении срока отстранения подозреваемого ЛИЦО_3 от должности заместителя начальника отдела Госземагентства в N-ском районе сроком на два месяца.

Прокурор в судебном заседании указал, что 21.08.2015 г. постановлением следственного судьи подозреваемый ЛИЦО_3 отстранен от занимаемой должности заместителя начальника отдела Госземагентства в N-ском районе сроком на два месяца, то есть до 16.10.2015 г. Срок досудебного следствия в уголовном производстве продлен заместителем прокурора области до 4 месяцев, до 18.12.2015 г. В связи с этим срок отстранения ЛИЦО_3 от должности также нужно продлить.

Изучив ходатайство и доказательства, которыми обосновывается ходатайство, выслушав мнение прокурора, защитника, следственный судья пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 154 УПК Украины отстранение от должности может быть осуществлено в отношении лица, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления средней тяжести, тяжком или особо тяжком преступлении.

Материалами ходатайства отмечается, что ЛИЦО_3 подозревается в совершении уголовного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 368 УК Украины.

Возможная причастность подозреваемого к инкриминированным ему действиям подтверждается материалами уголовного производства.

В соответствии со ст. 158 УПК Украины прокурор имеет право обратиться с ходатайством о продлении срока отстранения от занимаемой должности.

Стороной уголовного производства, которая обратилась с указанным ходатайством, в судебном заседании вне разумного сомнения доказано о достаточности оснований считать, что продление срока отстранения ЛИЦО_3 от должности является необходимой мерой обеспечения действенности данного уголовного производства, поскольку именно пребывание его на должности содействовало совершению уголовного правонарушения, в котором он обоснованно подозревается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 131–132, 154–158, 309 УПК Украины, суд постановил: ходатайство прокурора, который осуществляет процессуальное руководство досудебным расследованием ЛИЦО_2, о продлении срока отстранения подозреваемого ЛИЦО_3 от занимаемой должности удовлетворить.

Продлить срок отстранения ЛИЦО_3, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 368 УК Украины, от должности заместителя начальника отдела Госземагентства в Снятинском районе сроком на два месяца.

Обжалование определения законом не предусмотрено.

<…>

Следует отметить, что нормами УПК не предусмотрено сохранение заработной платы на время отстранения госслужащего от должности. Вместе с тем согласно ст. 1 и 2 Закона № 266/94 государственному служащему возмещаются убытки, причиненные в связи с незаконным отстранением, в случае:

— постановления оправдательного приговора суда;

— установления в обвинительном приговоре суда или другом решении суда (кроме определения суда о назначении нового рассмотрения) факта незаконного сообщения о подозрении в совершении уголовного правонарушения, незаконного взятия и содержания под стражей, незаконного проведения в ходе уголовного производства обыска, изъятия, незаконного наложения ареста на имущество, незаконного отстранения от работы (должности) и других процессуальных действий, которые ограничивают или нарушают права и свободы граждан, незаконного проведения оперативно-розыскных мероприятий;

— закрытия уголовного производства из-за отсутствия события уголовного правонарушения, отсутствия в действии состава уголовного правонарушения или неустановления достаточных доказательств для доказательства виновности лица в суде и исчерпанием возможностей их получить;

— закрытия дела об административном правонарушении.

Возмещение ущерба происходит в судебном порядке за счет средств государственного бюджета, размер его суммы определяется с учетом заработка, не полученного госслужащим за время отстранения от работы (должности).

Незаконно отстраненному государственному служащему возмещаются: заработок, который он потерял вследствие незаконных действий, суммы, уплаченные им в связи с предоставлением ему юридической помощи, моральный ущерб.

Возмещение морального ущерба за время пребывания под следствием или судом производится исходя из размера не меньше одного минимального размера заработной платы за каждый месяц пребывания под следствием или судом.

Время, на протяжении которого служащий не работал в связи с незаконным отстранением от работы (должности), зачисляется как к общему трудовому стажу, так и к стажу работы по специальности, стажу государственной службы, беспрерывному стажу.

ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ СОГЛАСНО КЗоТ

Учитывая, что на государственных служащих распространяется и трудовое законодательство, перечень оснований их отстранения расширяется в соответствии с нормами, предусмотренными КЗоТ. Статьей 46 КЗоТ установлено, что отстранение работников от работы владельцем или уполномоченным им органом допускается в случае: появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсичного опьянения; отказы или уклонение от обязательных медицинских осмотров, обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охране; в других случаях, предусмотренных законодательством.

Решение об отстранении принимается руководителем органа, который выдает соответствующий приказ (распоряжение).

При этом заработная плата за период отстранения от работы в соответствии со ст. 46 КЗоТ, как правило, не выплачивается. В частности, в соответствии со ст. 94 КЗоТ и ст. 1 Закона № 108/95 заработная плата выплачивается за выполненную работу. Итак, отстранение от работы может осуществляться без сохранения заработной платы. Кроме того, ст. 17 Закона № 2694 установлено, что владелец обязан отстранить от работы работника, который уклоняется от прохождения обязательного медицинского осмотра, без сохранения заработной платы. Также косвенно на это указывается в постановлении № 13, в котором упоминается о возможности отстранения работника от работы с остановкой выплаты заработной платы.

Вместе с тем законодательством установлены частные случаи, когда заработная плата в случае отстранения от работы сохраняется или работнику выплачивается помощь в соответствии с государственным социальным страхованием. В частности, тем же Законом № 2694. Итак, советуем в каждом конкретном случае при отстранении от работы по КЗоТ к решению вопроса относительно выплаты заработной платы подходить отдельно и быть внимательными при издания приказа.

Следует отметить, что отстранение от работы согласно нормам КЗоТ существенно отличается от отстранения по Закону № 889, поскольку наличествует факт нарушения трудовой дисциплины, который подтверждается, как правило, актом, выводами специализированных учреждений, объяснительной запиской самого служащего и не нуждается в проведении служебного расследования, которое бы подтверждало его или опровергало. В этом случае отстранения от работы — это форма недопущения государственного служащего к выполнению служебных обязанностей, например по мотивам безопасности работы.

Правомерность решения руководителя госоргана об отстранении государственный служащий может обжаловать в суде. В случае если судом будет установлено, что в нарушение ст. 46 КЗоТ работодатель по собственной инициативе без законных на то оснований отстранил работника от работы с остановкой выплаты заработной платы, суд должен удовлетворить иск последнего о взыскании в связи с этим средней заработной платы за время вынужденного прогула (п. 10 постановления № 13).

Выводы

Отстранение от выполнения служебных обязанностей оформляется распоряжением (приказом) руководителя госоргана. В приказе (распоряжении), кроме оснований отстранения со ссылкой на нормативные акты, решение суда, докладные, акты проверок и т. п., следует отметить и период, на который работник отстраняется от работы (или конкретную дату, или наступление события, например: по истечении рассмотрения дела судом). Итак, считаем, что о допущении госслужащего к работе отдельного приказа (распоряжение) издавать не нужно. Заметим также, что запись об отстранении от выполнения служебных обязанностей в трудовую книжку не заносится.

admin