Оценки в 1 классе

Наталья ВИНОГРАДОВА, руководитель УМК «Начальная школа XXI века»

Можно ли решить проблемы, которые возникают в 1-м классе?

Приход детей в школу знаменует этап завершения дошкольного детства и их вступление в школьную жизнь. Это закономерное явление, которое подготовлено физиологически (уровнем биологического и физического развития ребенка), социально (готовностью вступать в новые формы общения, способностью выражать отношение к окружающему миру и самому себе), психологически (готовностью к усвоению широкого спектра знаний и умений; способностью воспринимать, запоминать, рассуждать, проявлять волевые усилия; желанием заниматься новой – учебной – деятельностью).

Вам, уважаемые учителя, хорошо известно, что начало школьного обучения связано с возникновением целого ряда трудностей привыкания к новой жизни, выполнения новых социальных ролей («я – школьник», «я – ученик»).

Одни трудности связаны с неготовностью интеллектуальной сферы первоклассника: у него недостаточно развиты умения внимательно рассматривать, сравнивать, классифицировать и др. Другие – с развитием волевой сферы – способностью сосредоточиваться, доводить дело до конца, принимать требование взрослого. Третьи – с недостаточно сформированной коммуникативной сферой личности – умением вступать в контакт, налаживать совместные действия, поддерживать беседу и пр.

Все эти трудности приводят к возникновению феномена школьной тревожности, которая в психолого-педагогической литературе характеризуется как комплекс негативных переживаний ребенка (тревожность, страх, неадекватность реакций). Сдача вступительных «экзаменов», прохождение тестирования и т.п. вызывают у них отрицательные переживания. В одном из центральных городов России нам показали поздравительную открытку, которую подарил шестилетний ребенок на день рождения своему сверстнику. Там он написал такое пожелание: «Жилаю тобе здать тыстирование» («Желаю тебе сдать тестирование»).

Тревожность, возникающая сначала по поводу отдельных школьных ситуаций, постепенно перерастает в стойкое отрицательное эмоциональное состояние, которое характеризует отношение современных детей к школе, учителю и учению. Ощущения счастливого ожидания и волнения будущего первоклассника 1950–1970-х годов, которые были связаны с актом его поступления в школу, у сегодняшнего дошкольника сменяются настороженностью, страхом и другими отрицательными эмоциями.

Вы, конечно, знаете, что проблема негативизма ребенка, ставшего школьником, широко обсуждается в психологической и педагогической литературе: он отказывается выполнять требование взрослого, проявляет отрицательное отношение к деятельности на уроке, своеволие и упрямство. Психологи считают, что такие явления – следствие, как правило, некорректно организованного процесса обучения и всей школьной жизни, в результате чего у ребенка наступает неосознаваемое им чувство разочарования, тревожности, страха.

Какие нарушения учебного процесса вызывают отрицательное отношение ученика к школе? Обратим ваше внимание на некоторые из них:

  • Учитель не учитывает характера жизни и деятельности ребенка-дошкольника и резко погружает его в систему школьных отношений. Отсутствие связи и преемственности между двумя самоценными детскими жизнями – дошкольной и школьной – приводит к возникновению у ребенка внутреннего конфликта.

  • На стыке двух возрастов наиболее болезненно воспринимают новую социальную ситуацию дети, у которых не удовлетворяются значимые для них потребности. К ребенку подходят с общими «усредненными» мерками, не учитывают его индивидуальность, не дают возможность действовать самостоятельно и инициативно.

  • Учитель не считается с особым качеством детей этого возраста: у них завышенная самооценка и тяга к положительной оценке всего того, что он делает. Успешность любой деятельности первоклассника – условие «рождения» его как ученика. Как ни парадоксально это звучит, но именно ориентация учителя на успешность всех учебных действий школьника и помогает постепенно формировать адекватную самооценку.

Как же можно решить все эти проблемы?

Конечно, можно усилить требования к готовности ребенка к школе и, к примеру, не принимать в первый класс детей, не прошедших специальных тестов на школьную зрелость. Но, во-первых, это будет нарушением конституционных прав гражданина нашей страны, который может по достижении шести с половиной лет поступить в школу. А во-вторых, такая мера вряд ли существенно изменит положение: достичь «единого» старта всех будущих первоклассников и в современных социальных условиях, и в ближайшем будущем вряд ли удастся.

И все-таки что же делать? Можно ли помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни в условиях школы? При каких условиях стартовая готовность ребенка (так психологи называют исходный уровень развития ребенка при его поступлении в школу) может перейти во вторичную готовность (термин В.Д. Шадрикова), то есть сформированную систему качеств, обеспечивающих готовность к учению как специфической школьной деятельности?

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что возникающие в первом классе проблемы касаются всех участников процесса приобщения ребенка к школьной жизни: и самого ученика, и учителя, и родителей. Каждый должен найти свое место в этом процессе и тем самым ответить на вопрос, который относится только к нему как субъекту – участнику этого процесса. Перед учеником стоит вопрос: что я должен делать, как себя вести, чтобы принять школьную ситуацию как весьма важную для меня? Учитель должен ответить на такой вопрос: как организовать процесс взаимодействия с ребенком, чтобы, используя стартовую готовность к школе, осуществлять дальнейшее развитие его личности? Родитель должен думать о том, какие условия нужно создать в семье первокласснику, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь был менее болезненным и трудным. Если усилия всех участников нового этапа жизни ребенка объединить, то значительного числа трудностей в первом классе можно будет избежать.

В рамках данной публикации речь пойдет в основном об учителе, его позиции как обучающего и воспитывающего младших школьников. И разговор целесообразно, на наш взгляд, начать, пожалуй, с самой болезненной темы – контролирующей и оценочной деятельности школьника.

Почему в 1-м классе не ставят отметки?

Контроль и оценка деятельности ученика отражает уровень взаимоотношений ведущего и ведомого в обучении. Именно эта сторона образовательного процесса часто становится определяющей в становлении отношения первоклассника к учению, школе, учителю. Поэтому организация деятельности контроля и оценки по принципу «Не навреди» является важнейшей задачей учителя.

Как вы лично, уважаемый читатель, относитесь к оценке деятельности первоклассника? Не относите ли вы себя к той значительной части учительства, которая убеждена, что в первом классе контроль и оценка отличаются от той же деятельности в других классах только тем, что детям не ставят отметок?

На этом основании делается вывод: балльную оценку (5, 4, 3, 2) нужно заменить любым другим сигналом («солнышком», «звездочкой», «шариком»).

При этом почти никто из учителей не отвечает себе на вопрос: как воспринимает «заместителя» отметки сам ребенок?

Оказывается (и это доказано в целом ряде психологических исследований начиная с работ 70–80-х годов прошлого века известного всем Ш.А. Амонашвили), любой знак выступает для ученика как отметка (красная звездочка – «5», желтая – «4», а синяя – «2»). Дело не в выборе «удачного» знака, а в индивидуальных особенностях ребенка этого возраста, в ответе на вопрос: может ли он на первом этапе обучения адекватно воспринимать отметку?

Ваша оценивающая деятельность имеет не только узко практическое значение: установление соответствия достижений ученика требованиям, которые к нему предъявляет учитель.

Эта деятельность имеет прежде всего педагогическое значение. Если ребенок ориентируется на оценку как сигнал его недостатков («не умеешь», «не стараешься», «неправильно», «невнимателен»), то он, во-первых, начинает ее бояться, а во-вторых, все время ожидает того, что у него что-то не получится, что он обязательно допустит ошибку.

То есть первоклассник находится постоянно в стойкой ситуации неуспешности школьной жизни, потому что правильно принять оценку своей деятельности со стороны учителя он еще не умеет.

Действительно, если можно понять отметку «5» («Молодец, все правильно сделал, старался!”), то как оценить «3»? Ведь ребенок точно уверен, что он все правильно делал и старался…

Именно поэтому с первых шагов обучения в школе вы должны уделить особое внимание формированию действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки у ученика, развивать осознанное принятие этой деятельности как добровольной, желаемой и необходимой для него самого.

Для разъяснения сути программы такого обучения ответим на три вопроса.

Чему мы будем учить?

Как будем учить?

Как следует выстраивать систему отношений с учеником во время оценивания?

  • Будем учить:

    • планировать свою деятельность (планирование – дисциплина труда);

    • анализировать достигнутый результат (соответствует ли он поставленной цели);

    • понимать особенности характеристик разных отметок (чего какая стоит);

    • осознавать мотив деятельности (отвечать на вопрос: «Зачем мне нужно это знать, уметь?”);

    • проявлять умеренную озабоченность своими успехами;

    • оценивать свои ощущения от успеха (поражения).

  • Создадим условия для:

    • предоставления права выбора работы по степени трудности;

    • ощущения уверенности в собственных силах и желания преодолевать трудности;

    • раскрытия перед учеником положительных результатов его деятельности («Что у тебя получилось?»);

    • анализа с учащимися выполненной работы сразу после ее выполнения (дети участвуют в анализе и сами исправляют ошибки);

    • освоения детьми алгоритма пошагового контроля;

    • развития способности предвидеть трудности.

  • Будем учитывать, что:

    • первокласснику особенно необходимы позитивная оценка его деятельности, доброжелательное и оптимистичное к нему отношение;

    • оценка деятельности первоклассника (особенно!) должна быть мягкой, корректной, не оскорбительной для него; он не должен бояться контроля со стороны учителя;

    • ученик может научиться оценивать свою деятельность, если вместе с ним обсуждаются сначала положительные стороны его работы (что получилось, что удалось), а затем анализируются причины допущенных ошибок (почему возникли ошибки);

    • первоклассник должен знать возможные пути исправления ошибок.

Итак, будем помнить, что доверие ребенка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не «поймать и наказать», становится условием успешности всей жизни первоклассника в школе. В первом классе не используется никакая форма балльной оценки. Это объясняется тем, что ребенок еще не принимает отметку как способ оценки его деятельности. Такое непонимание связано со следующими причинами:

  • первоклассник не знает «стоимости» той или иной отметки;

  • он не умеет сравнивать результат своей деятельности с поставленной целью, поэтому принимает отметку учителя как отношение к себе («не любит», «придирается»). Заметим, что такое явление наблюдается в нашей школе не только в ее первом звене. При отсутствии внимания к развитию оценочной деятельности у школьников даже подростки остаются на таком уровне восприятия оценки учителя.

Очень важно реализовать требования к организации контроля и оценки в первом классе. Основными являются следующие:

  • Контроль и оценка учителя должны проводиться с учетом психологических возможностей и особенностей детей этого возраста (их эмоциональности, импульсивности, неумения сравнивать результаты своей деятельности с образцом и др.).

  • Необходимо по-разному относиться к оценке результата и процесса обучения первоклассников. Иногда эти два компонента деятельности вступают в противоречие: ребенок достигает правильного результата, но в процессе выполнения задания суетится, торопится, делает много исправлений, ненужных движений и т.п.

Учитель должен помнить, что получение правильного результата деятельности прямо зависит от сформированности у ребенка знаний и умений, тогда как процесс деятельности связан со многими качествами личности, которые в этом возрасте могут быть еще не развиты (сосредоточенность, внимательность, аккуратность и др.).

Необходимо добавить, что у первоклассников особенно ярко проявляется разный темп деятельности, поэтому часто получается, что учитель одними и теми же критериями у одного ребенка оценивает результат, а у другого – процесс деятельности. В результате появляется отрицательное отношение к этому процессу.

Для развития способности детей сравнивать свою работу с деятельностью других детей, находить наиболее верное решение учебной задачи вы можете применять такой прием: школьникам предлагают выбрать «сигнал» ответа.

Выбор красного круга означает: «Сомневаюсь, прошу помощи, могу ошибиться»; выбор синего квадрата означает: «Могу доказать». Конечно, шестилетние дети не сразу могут работать в системе разных сигналов – учитель помогает им выстроить доказательства, подводит их к пониманию «правильно–неправильно», «точно–неточно», учит сравнивать свое мнение с мнениями других. Но такая работа с сигналами развивает детскую инициативу, самостоятельность, снимает «школьную» фобию – боязнь ошибиться.

Другая сторона дидактического процесса – методика обучения конкретному учебному предмету. И здесь встает вопрос о правильном выборе и использовании средств обучения. Свой взгляд на эту проблему раскрывает авторский коллектив учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века».

Дорогие учителя!

Когда вы прочитаете этот специальный выпуск, посвященный работе с первоклассниками,
у вас могут возникнуть вопросы или пожелания к авторам УМК «Начальная школа XXI века».
Свои письма отправляйте по адресу:
121165, Москва, ул. Киевская, дом. 24,
газета «Начальная школа» с пометкой «Первый класс — это серьёзно!»
или по электронной почте: nsc@1september.ru , o4545@yandex.ru , 2490640@rambler.ru

Тема школьных оценок всё чаще встречается в наших блогах. Даже учителя говорят, что отметка — не показатель всех способностей и талантов ребёнка. Некоторые педагоги иногда даже завышают отметки ученикам, чтобы они поверили в себя и полюбили их предмет. Николай Архаров рассказывает о безотметочной системе обучения в младшей школе и о том, почему она сегодня недостаточно эффективна.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Когда пропали оценки

В первом классе нет отметок. Значит ли это, что в российской школе победила гуманная педагогика, или это самообман? Отказ от отметок — один из краеугольных камней гуманной педагогики. Использовался такой приём и в развивающей системе обучения.

«Учитель не может оценить баллом познания и труд ученика вполне правильно и справедливо. Ученик замечает это сразу, и в нём возникает либо чувство обиды по отношению к преподавателю, либо убеждение, что баллом он иногда может прикрыть своё незнание».

Шалва Амонашвили, «Основы гуманной педагогики», книга 4, «Об оценках»

В трудах Амонашвили неоднократно подчёркивается, что для претворения в жизнь идей гуманной педагогики (в том числе и безотметочного обучения) требуется другая, отличная от традиционной, система обучения. «Внутри системы гуманного подхода сосредоточены все его элементы: уроки со своим построением, содержание и учебно-познавательные структуры, учебники со своим методическим оснащением, методы, направленные на раскрытие личности школьника, общение, утверждающее в учениках психологическую потребность взросления и свободы и так далее», — говорит он.

Наиболее близкая к современному использованию форма безотметочного обучения была внедрена в развивающей системе Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова. Эта система предполагала, что в первом классе (как и в современной школе) школьникам не выставляют отметки. Активно использовалась функция развития рефлексивных навыков.

Отметка выставлялась в два этапа: сначала уровень выполнения задания определял сам ученик, это развивало в нём навыки рефлексии. Затем уровень знаний отмечал учитель — это помогало ученику повысить реальность самооценки. Использовалась предварительная оценка уровня выполнения задания учеником. Это позволяло научить детей адекватно оценивать уровень усвоенных ими знаний и навыков, предвосхищать успешность выполнения задания. Наконец, практиковалась взаимооценка. Она приучала детей слушать друг друга, улучшала их взаимодействию, корректировала их самооценку.

Всё это значительно смягчало вхождение ребёнка в мир отметок. Уже в конце первого класса дети осознавали, что отметка связана только с результатами их учебной деятельности, что она не зависит от личностного отношения к ним, а зависит только от их усердия, аккуратности и степени усвоения материала и выработанности учебных навыков.

«Действие оценки позволяет определить, усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Вместе с тем, оценка состоит не в простой констатации этих моментов, а в содержательном качественном рассмотрении результата усвоения (общего способа действия и соответствующего ему понятия), в его сопоставлении с целью. Именно оценка «сообщает» школьникам о том, решена или не решена ими данная учебная задача. Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьников к содержанию собственных действий, к рассмотрению их оснований с точки зрения соответствия требуемому задачей результату. Такое рассмотрение школьниками оснований собственных действий, называемое рефлексией, служит существенным условием правильности их построения и изменения».

В. Давыдов, «Проблемы развивающего обучения»

Плачевные результаты

Описание современного безотметочного обучения можно найти в Письме Минобрнауки РФ от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». Можно наблюдать схожесть формулировок этого документа и тезисов развивающей системы обучения Эльконина-Давыдова. Но безотметочное обучение в понимании Министерства просвещения имеет существенные отличия.

«При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости».

Причина такого решения разъяснена в том же письме:

«Оценка высших достижений ребёнка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создаёт в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей. Поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот) должен решаться очень осторожно и индивидуально».

Это относится не только к высшим достижениям, это суть всей методики безотметочного обучения в понимании минпросвета.

Как мы видим, Минпрос изъял из безотметочного обучения такие важные элементы, как соревновательность, коллективное обсуждение, гласность.

Вступило в силу и противоречие между гуманной и развивающей педагогикой. Если первая направлена на создание комфортных условий пребывания детей в школе и не всегда заботится о результатах обучения, то вторая направлена именно на достижение высоких результатов в учёбе.

Современная попытка внедрения безотметочного обучения оказалась недостаточно эффективна. Причинами этого послужили:

  • Фактическое преобладание в современной школе УМК (учебно-методических комплексов) на традиционной основе. Безотметочное обучение не находит фундамента (проблемные уроки, движение в обучении от общего к частному, свободное обсуждение проблемы, взаимопомощь и взаимоконтроль).
  • Традиционные приёмы обучения входят в противоречие с безотметочным принципом.
  • Минпрос при помощи различных курсов пытается «прикрутить» к традиционной системе приёмы обучения из развивающей системы. Но система не может применяться по частям.
  • Учителя не обладают системными познаниями для применения безотметочного обучения. В результате этого, либо вопреки указам минпросвета, они используют суррогаты отметок либо отказываются от них совсем. Попытки использования приёмов безотметочного оценивания в большей степени являются декорацией.
  • В результате родители и дети потеряли ориентиры в степени усвоения пройденного материала. Как правило, они уверены в том, что обучение проходит успешно.
  • Отсутствие отметок приводит к большим трудностям в воспитании трудолюбия, обязательности, усидчиваости, умения доводить дела до конца.

Последствия реформаторских действий министерства оказались достаточно плачевными. Учителя лишились возможности использовать важные функции, которые выполняли отметки. Взамен они не получили ничего толкового.

Использование безотметочного обучения в той форме, которую предложило ведомство, оказалось невозможным

Родители, защищая своих детей от учителя, зорко следят за тем, чтобы учитель не нарушал требований и не выставлял отметок в любой форме. Они и их дети блаженно уверены в успешности обучения на протяжении всего первого класса. В результате стимулирование детей к успешному обучению снижено. У них развивается привычка недоделывать задания, выполнять их небрежно, тем более что учитель не имеет права потребовать сделать дома невыполненную в классе работу.

Страсть по оценкам

Отметки сваливаются на учеников и их родителей как снег на голову в виде вводной районной проверочной работы в начале второго класса. Шок эта работа производит сильнейший. Ученики и их родители впервые видят, что у них не всё в порядке с учёбой.

Во втором классе начинается то, чего раньше никогда не было — стресс. Осознав, что у их детей проблемы, родители или начинают предъявлять к ним непосильные требования, либо начинают биться с учителем за каждую отметку. Некоторые родители начинают усердно учиться вместо своего ребёнка. Всё это вгоняет ученика в стрессовое состояние. Он начинает бояться отметок, старается хитрить, чтобы получить более высокую отметку, теряет веру в свои силы, привыкает прятаться за спину родителей и так далее.

Возникают новые трудности в общении со сверстниками. В классе неудачи скрыть невозможно, они выставляются напоказ. Реакция детей бывает очень жестокой. Если бы оценки ставили ещё в первом классе, в адаптационный период, дети бы не придавали им большого значения, тем более, что поначалу «не получалось» у половины класса. Внезапное выделение отдельных учеников в касту троечников (или двоечников) приводит к коммуникативным проблемам. Учителю приходится в пожарном порядке учить детей толерантному поведению. За целый год первого класса это можно было сделать значительно безболезненнее.

В настоящее время в школе царит атмосфера отметочной истерии. То, что в позднее советское время называлось оценкоманией, возведено в квадрат

В то же время Минпрос, начиная со второго класса, напрочь забывает о всякой гуманности в обучении. Активное использование проверки знаний в виде тестовых заданий польностью лишает учителя возможности применять индивидуальный подход. Учитель не может ни поддержать первые робкие успехи ученика явно завышенной отметкой, ни снизить балл за явную халатность более сильному ученику.

Иногда кажется, что причиной реформирования системы оценки знаний служит стопроцентное недоверие учителю со стороны министерства. Кажется, что оно исходит из того, что учитель нацелен на причинение ребёнку наибольшего вреда с помощью отметок. Ведомство старается максимально формализовать применение отметок, исключив из этого процесса личность учителя. Как всегда, «разборки» взрослых заканчиваются стрессом для детей.

Стресс второго класса наносит ребёнку непоправимую психологическую травму.

Что можно сделать

  • До всеобщего внедрения системы обучения, которая может обеспечить применение безотметочного оценивания, нужно вернуться к отметкам в первом классе.
  • Позволить учителю в первом классе выбирать инливидуальный подход к выставлению отметок: не ставить плохие отметки, выставлять стимулирующие и так далее.
  • Позволить учителю использовать метод соревновательности, выделяя лучших и не акцентируюя внимание на временных неуспехах отдельных учеников.
  • Для выполнения двух предыдущих пунктов всем в минпросвете придётся поверить в то, что не только они беспокоятся о детях, но и учитель тоже.
  • Резко снизить количество использования тестовых заданий в начальной школе. Использовать их только в оправданных случаях, например, для экспресс-контроля степени усвоения пройденного материала, а не как итоговые проверочные работы.
  • Строить систему оценивания учащихся в школе с постепенным повышением требований с учётом того, что во взрослой жизни оценивание является очень жёстким, и школа обязана подготовить детей к реалиям жизни.

Моё мнение таково — у российского образования есть только одна проблема — Министерство просвещения, с остальными проблемами можно справиться.

Ранее министр просвещения РФ Ольга Васильева высказалась против возможного введения оценочной системы в первых классах. По словам министра, у первоклассников должна быть другая мотивация к обучению, добавив, что введение оценочной системы в первом классе не приведет ни к чему хорошему.

Представитель Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова считает, что при отсутствии оценок дети легче переносят период адаптации к школе.

«У нас уже существует практика безоценочных технологий в начальной школе. Она показала, что процесс адаптации ребят, особенно в первом классе, происходит весьма успешно. Нельзя сказать, что там нет совсем оценок, просто они в другой форме. Ребята психологически переносят это спокойнее», — сказала она, добавив, что такое решение достаточно взвешенное.

Оценки не нужны детям

Педагог, психолог, основатель Института неформального образования и школы «Апельсин» Дмитрий Зицер обращает внимание, что многие Европейские школы уже давно отказались от оценок. «В Великобритании первые шесть лет оценки не ставятся. Частные школы ушли от этого, с образовательной точки зрения, мотивацией обучения должно быть любопытство. Про Финляндию слышали все: в их системе образования оценок сегодня нет, за последние три года по всем исследованиям финны занимают первое место», — сказал он, добавив, что в таком случае в школу «дети бегут бегом».

Зицер отметил, что пятибалльная система оценок в школах не всегда объективна. «Предположим, человек делает 20 ошибок в диктанте, получает, естественно, «двойку». После этого долго-долго работает и делает 15 ошибок, получая снова двойку. <…> Даже, когда он делает пять ошибок, он все еще получает «двойку», — сказал эксперт.

Директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко также поддержала безоценочное обучение в начальных классах. «Задача, особенно начальной школы, — сформировать у ребенка интерес к познанию нового. Если он в детском саду только начинает, и задача дошкольного образования заложить основы, подготовить ребенка, <…> то здесь он начинает делать первые шаги. И от того, насколько поддерживающая атмосфера будет складываться, чем гармоничнее и комфортнее, менее травматично он в нее войдет, тем лучше, оценки всегда, какие бы они не были, травмируют психику, особенно если они плохие, отбивают весь интерес к учебе», — сказала эксперт.

Учитель русского языка и литературы, член совета Межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий в свою очередь отметил, что в своей школе пользуется внутренним рейтингом, а не «формальными» оценками. «Тем более, что школьные оценки сейчас, в общем-то, детям совсем не нужны. В колледжи дети поступают по ОГЭ, в вузы — по олимпиадам и ЕГЭ», — сказал он.

Эксперт также отметил, что оценки не особо важны при поступлении в вуз. «Строго говоря, выпускнику школы аттестат нужен только для того, чтобы родителей порадовать, либо для поступления в иностранные вузы, где требуют аттестат. Но для российских вузов он мало что значит. Поэтому вообще на оценки, тем более в старших классах, дети вообще не обращают никакого внимания», — добавил он.

Бесконтрольное обучение

Однако, по словам преподавателя математики московской школы № 2007, заслуженного учителя РФ, соавтора семи учебников математики Александра Шевкина, отмена школьных отметок оставит учебный процесс без контроля.

«Учитель превращается в консультанта и помощника для детей в их общении с «электронным учителем», который и будет ставить свои баллы. При этом уйдут личностное общение преподавателя и учащегося, возможность учитывать индивидуальные особенности. Мы уже получили катастрофические последствия внедрения ЕГЭ без научного и практического обоснования», — сказал он.

admin