Отличие устава от положения

Доброго всем времени!
Полагаю, суть проблемы лежит в плоскости включения или не-включения кандидата с список кандидатур для голосования (п.5 ст.53 ФЗАО). Прежняя редакция допускала казусную ситуацию в применении ФЗАО: допускалось установление дополнительных требований к кандидатам в СД, но одновременно содержал исчерпывающий перечень причин, по которым акционеру могло быть отказано во включении его кандидата в список кандидатур для голосования, в состав которых не входило — не соответствие внутреннему документу общества (требованиям этого документа). Редакция от 07.08.2001 ликвидировала эту оплошность и сказала — никаких дополнительных требований. ИМХО, в них просто нет смысла. Согласен с Serg`ом, можно прописать сведения о кандидатах, которые необходимо представить, и уже если таких сведений не будет (главное на переусердствовать и не попасть под ст.10 ГК) — отказать от включения кандидата в список кандидатур для голосования (как не соответствующее требованиям п.3 и 4 ст.53 ФЗАО).
Удачи!

Положение как организационно-правовой документ

Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.

В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.

Наша справка

К организационно-правовым документам относятся:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • положение об организации;
  • положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.;
  • регламент;
  • штатное расписание;
  • инструкция;
  • должностная инструкция;
  • правила внутреннего трудового распорядка и др.

Все организационно-правовые документы подлежат утверждению либо вышестоящей организацией, либо руководителем или коллегиальным органом (если он есть) – советом директоров, собранием акционеров и т.п. Все нормы, содержащиеся в этих документах, обязательны для исполнения.

Наш словарик

Положение – это организационно-правовой документ, регламентирующий порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.

В коммерческой организации могут действовать несколько видов положений:

  • Положение об организации;
  • положения о структурных подразделениях, например Положение о бухгалтерии или Положение об отделе кадров;
  • положения, определяющие деятельность комиссии или группы, например Положение об экспертной архивной комиссии;
  • положения, регламентирующие работу должностных лиц, например Положение о генеральном директоре;
  • положения, регулирующие организационные отношения по какому-либо конкретному вопросу, например Положение об аттестации работников или положение о работе с заявлениями и претензиями физических лиц.

Практическая польза положений состоит в том, что в них максимально конкретно прописано, кто и что должен делать, какие задачи выполнять и за что нести ответственность. В свою очередь, это значительно облегчает контроль за выполнением поручений руководителя.

Когда два отдела организации «перебрасывают» друг на друга выполнение какой-либо задачи, затягивая ее решение, и не могут договориться между собой, кто и что будет делать, помогут разобраться положения о подразделениях.

Поэтому дальновидные руководители обычно лично заинтересованы в том, чтобы было подготовлено положение об их отделе и чтобы оно было настолько подробным, насколько это возможно.

Самый простой пример: отдел хочет сдать в архив неоформленные документы – в скоросшивателях или вовсе россыпью. Документы не отсортированы и неизвестно, к каким делам они относятся. Начальник отдела настаивает на том, что разбирать эти документы и формировать их в дела должен секретарь. Секретарь же, открыв Положение об архиве, обращает внимание начальника на то, что в архив принимаются документы, сформированные в дела в соответствии с номенклатурой дел. Это внутрикорпоративный закон, и с ним приходится считаться.

Обратите внимание

Такие документы, как Положение об аттестации, Положение о работе с претензиями и др., по сути являются пошаговыми руководствами к действию: в них подробно описан каждый этап решения той или иной задачи.

Положения о структурных подразделениях, пожалуй, самая распространенная и востребованная разновидность положений. Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательно не установлены, каждая организация самостоятельно решает, какие вопросы деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах. Основные разделы стандартного Положения о подразделении представлены в таблице.

Основные разделы Положения о подразделении и их содержание

Раздел положения раздела
1 Общие положения
  • полное наименование структурного подразделения (далее – СП);
  • наименование, номер, дата правового акта, на основании которого создано СП;
  • нормативные документы, которыми СП руководствуется в своей деятельности;
  • кто возглавляет СП;
  • кому подчиняется СП;
  • порядок назначения и освобождения от должности руководителя СП;
  • наличие печати
2 Основные задачи Задачи, для решения которых создано и работает СП
3 Функции Конкретные виды работ, выполняемые СП в рамках решения своих основных задач
4 Права и обязанности Права и обязанности руководителя и работников СП при выполнении своих функций
5 Ответственность Виды ответственности, которую может понести руководитель и работники СП в случае невыполнения своих обязанностей (дисциплинарная, административная, а в некоторых случаях и уголовная)
6 Взаимоотношения Порядок взаимодействия СП с другими подразделениями организации: в какой форме осуществляется, какие документы при этом создаются и т.д.

При подготовке положения оформляются следующие реквизиты документа:

  • наименование организации;
  • наименование вида документа;
  • заголовок к тексту;
  • дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • место составления или издания документа;
  • гриф утверждения документа;
  • текст документа;
  • визы согласования документа.

Рассмотрим подробнее особенности оформления этих реквизитов в положениях.

  • Наименование организации. Название организации-автора указывается согласно учредительным документам. Если в этих документах наряду с полным имеется и сокращенное наименование, то оно также указывается (Пример 1). Наименования на языках субъектов Российской Федерации или на иностранных языках указываются ниже наименования на русском или справа от него на одном уровне.

Автором положения может быть как филиал, так и структурное подразделение – в этом случае его название указывается под наименованием организации (см. Пример 1).

Авторами положения могут быть две и более организации (например, если создается Положения о взаимоотношениях). В этом случае наименования организаций располагаются на одном уровне (если речь идет о компаниях, не подчиненных друг другу), как в Примере 2, и на разных уровнях (если одно учреждение подчинено другому).

  • Наименование вида документа. Данный реквизит печатается прописными буквами: ПОЛОЖЕНИЕ, точка после него не ставится.
  • Заголовок к тексту. Набирается с новой строки и отвечает на вопросы: о чем (о ком)? (см. варианты расположения реквизита в Примерах 1 и 2).
  • Дата документа. Датой документа является дата его утверждения. Она проставляется в соответствующем поле утверждающим должностным лицом. Если положение подписывается двумя и более организациями, то его датой будет дата последнего утверждения (см. Пример 2).
  • Регистрационный номер документа. Даже если данное положение первое и единственное в своем роде, то номер ему все равно нужно присвоить: государственный стандарт требует нумерации абсолютно каждого документа, созданного в организации. Положение, созданное двумя организациями, получает два номера, которые пишутся через дробь (см. Пример 2).
  • Место составления или издания документа. Этот реквизит оформляется в том случае, если место издания положения нельзя определить по наименованию организации. Так, например, для ЗАО «Томские коммунальные системы» заполнять его не требуется, в отличие от ОАО «Средневолжская строительная компания». Если в первом случае ясно, где находится предприятие, то по второму наименованию точное местонахождение организации определить невозможно.

С другой стороны, если документ издается филиалом ЗАО «Томские коммунальные системы», расположенном в районном центре Томской области, то именно этот районный центр и будет указан в качестве места составления документа (см. Пример 1).

  • Гриф утверждения документа. Обычно положения утверждаются руководителем организации. Но в рамках своей компетенции и при наличии соответствующих полномочий это может сделать и другое должностное лицо. Например, Положение о делопроизводстве по обращениям граждан может утвердить и административный директор. Гриф утверждения в положении состоит из слова УТВЕРЖДАЮ, наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения (см. Пример 1).

Кроме того, положение может быть утверждено распорядительным документом – обычно приказом по основной деятельности. В этом случае гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа (в творительном падеже), его даты и номера (см. Пример 2).

Пример 1

Верхняя часть положения, изданного филиалом организации

Общество с ограниченной ответственностью «Самарское строительное предприятие» (ООО «ССП»)Тольяттинский филиалПОЛОЖЕНИЕ о работе с заказчиками – физическими лицами»10″ июня 2014 г. № 12-ОПДг. Тольятти УТВЕРЖДАЮ Начальник филиалаРомашов Л.А. Ромашов 10.06.2014

Пример 2

Верхняя часть положения, утвержденного двумя организациями

Закрытое акционерное общество «Авторемонтное предприятие» Общество с ограниченной ответственностью «Восточный логистический центр» (ООО «ВЛЦ»)

Устав, положение, регламент как основные организационно-правовые документы предприятия

Любая организация в своей работе опирается не только на законодательные, правовые и нормативно-методические документы общегосударственного значения, но и на организационно-правовые документы, разрабатываемые самой организацией. К таким документам относятся: устав, положение, регламент, штатное расписание, инструкции, должностные инструкции.

Рассмотрим понятие, назначение, структуру и особенности устава, положения и регламента предприятия, учреждения, организации.

Устав предприятия, учреждения, организации

В соответствии со ст. 52 ГК РФ «юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида».

Во многих случаях, устав является основным учредительным документом юридического лица.

Под уставом, как организационным документом, понимается свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности.

Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Устав относится к обязательным учредительным документам при создании негосударственных коммерческих организаций.

В уставе должны определяться: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Общие требования к порядку составления, оформления и содержания устава юридического лица даны в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и других законодательных актах. Назовем некоторые из них:

  • устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) – ст. 89 ГК РФ и ст. 11, 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ;
  • устав общества с дополнительной ответственностью (ОДО) – ст. 95 ГК РФ;
  • устав акционерного общества (АО) – ст. 98 ГК РФ и ст. 11-14 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ;
  • устав учреждения – ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Положение об организации, структурном подразделении, коллегиальном (или совещательном) органе

Положение – это правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, задачи и функции, права и обязанности, организацию работы учреждений, структурных подразделений, служб.

Положение об организации относится к учредительным документам. Оно определяет статус организации, порядок ее создания, место в системе управления, внутреннюю структуру, функции, компетенцию, обязанности, порядок реорганизации и ликвидации.

Обязательными реквизитами положения об организации являются: наименование вышестоящего органа, наименование организации, наименование вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения, оттиск печати.

Положение о структурном подразделении – это правовой акт, определяющий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений.

Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. Индивидуальные положения разрабатываются на основе типовых.

Нормативно установленных требований положения о подразделении не существует. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы:

  • общие положения;
  • основные задачи;
  • функции
  • права и обязанности
  • ответственность
  • взаимоотношения.

Обязательные реквизиты положения о структурном подразделении: наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.

Понятие, разделы текста, реквизиты положения о коллегиальном (или совещательном) органе аналогичны понятию и разделам текста и реквизитам положения о структурном подразделении.

Регламент как правовой акт

Регламент — правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа.

Текст регламента состоит из разделов, имеющих самостоятельные заголовки и разбитых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Регламент коллегиального или совещательного органа определяет:

  • статус этого органа;
  • порядок планирования работы;
  • порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;
  • внесение материалов на рассмотрение;
  • порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;
  • ведение протокола заседания;
  • оформление решений;
  • порядок доведения решений до исполнителей
  • материально-техническое обеспечение заседаний.

В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа, стадию согласования с заинтересованными подразделениями и юридической службой, стадию утверждения руководителем организации или руководителем коллегиального органа.

Обязательные реквизиты регламента: наименование организации (наименование коллегиального или совещательного органа, если регламент посвящен данному органу), вид документа, дата, номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, визы согласования документа, подпись, гриф утверждения.

Список использованных источников

Разница между уставом и положением

Чтобы создать общество, оно должно следовать ряду правил и законов, которые помогают регулировать его бесперебойную работу. Законы и правила установлены для того, чтобы к каждому относились одинаково.

Проще говоря, локальный нормативный акт «Инструкция по делопроизводству ООО «АБВ» обязательна только для работников ООО «АБВ». За несоблюдение локальных нормативных актов работники организации могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Локальные нормативные акты издаются и применяются неоднократно. Некоторые ЛНА сопровождают организацию все время ее существования.

Учредительным документом предприятия как юридического лица является

Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи. К потенциальным спорам могут привести и недальновидные изменения в устав АО, поэтому надо знать, что можно менять в учредительном документе, а что нельзя.

Положения и уставы учреждений (предприятий) входят в состав уни­фицированной системы организационно-распорядительной документации и имеют установленную структуру текста, как и положения о структур­ных подразделениях. В организации (фирме) должны быть положения о каждом структурном подразделении.

Здесь стоит отметить, что с разделением уставов на типовые и нетиповые возникла определенная путаница.

При этом очень важно проверить устав компании. В нём не должно … компании должен внести изменения в устав компании, указав в ней нового … на вступление в компанию. Изменённый устав, в который добавляется новый член … изменений в ЕГРЮЛ; Новый заверенный устав ООО. Для изготовления этих бумаг …

Merriam Webster определяет правила как «предписанное руководство для поведения или действия, регулирующий принцип». Например, в игре судьи, игроки и даже зрители должны знать правила игры. Точно так же сотрудники компании должны знать правила компании. Кроме того, эти правила являются условными, то есть они гибки и могут быть скорректированы соответствующим образом, в отличие от правил.

Другие статьи по данной теме:

Желательно, чтобы инициативная группа заранее подготовила проект устава (положения) студенческой организации с учетом своих желаний, специфики вуза и местности, где он находится, с учетом пожеланий всех заинтересованных людей. Идеальный вариант, когда проект устава (положения) получат на руки все участники собрания перед его началом.

Директор — один из мажоритариев. Устав стандартный (скопированные положения закона об … для мажоритарных участников (напоминаем, что устав стандартный, а следовательно, есть возможность … ООО «Хранитель активов». Шаг 3 Устав компании «Хранитель активов» такой же … этого не было сделано и Устав новой компании уже принят в …
Но и это маловероятно. Устав нужен только, чтобы зарегистрировать юридическое … Но и это маловероятно.

Ниже представлен образец устава ООО в общем виде, этот вариант подойдет тем, кто уже имел дело с составлением уставов для юридических лиц и ищет базовый вариант.

Правила и Регламент (понятия и смысл) / Вадим Котов

Речь идет о тех участниках, которые не поддержали поправки или вовсе не али, а они отразились на них негативным образом». Менять можно всё, что императивно не установлено законом и в отношении чего предусмотрена возможность поправок, говорит эксперт.

Отзыв оферты о продаже доли или части доли после ее получения Обществом допускается только с согласия всех участников Общества.

Законы — это идеи, которые должны пройти процесс сдержек, противовесов и , чтобы они стали законом. Однако принятие закона зависит от правительства. В автократии лидер имеет право принимать любые законы, которые он пожелает. В демократическом обществе законопроект о принятии закона должен быть одобрен различными частями правительства.

Оферта о продаже доли или части доли в уставном капитале Общества считается полученной всеми участниками Общества в момент ее получения Обществом. При этом она может быть акцептована лицом, являющимся участником Общества на момент акцепта, а также Обществом в случаях, предусмотренных настоящим Уставом и Законом.

Законы — это идеи, которые должны пройти процесс сдержек, противовесов и , чтобы они стали законом. Однако принятие закона зависит от правительства. В автократии лидер имеет право принимать любые законы, которые он пожелает. В демократическом обществе законопроект о принятии закона должен быть одобрен различными частями правительства.

Несмотря на заранее подготовленный проект плана, роль учредительного собрания ничуть не принижается, поскольку на практике в ходе таких собраний поступают очень интересные предложения, порой в корне меняющие отдельные положения проекта.

Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

По остальным вопросам, кроме избрания руководящего органа, решения принимаются простым большинством , если иное не будет предусмотрено в уставе (положении) студенческой организации (например, в положении может быть предусмотрено, что руководителем организации (председателем, президентом и т.п.) избирается тот, кто на собрании получит большинство не менее 2/3 ).

Термин «правила» может использоваться в общем смысле, тогда как правила могут использоваться только в юридическом смысле. Другими словами, правила — это нормы права. Это основное различие между правилами и положениями.

Любая организация, вне зависимости от орг. правовой формы, осуществляющая или нет предпринимательскую деятельность, обязана иметь учредительный документ, на основании которого данная организация создается и действует. Закон предусматривает только 3 вида такого документа: устав, учредит. договор и положение. Причем, все они строго закреплены по ОПФ юрлиц и других организаций.

Отличие устава от учредительного договора

Положения могут быть типовыми или примерными, либо персональными (индивидуальными). Последнее разрабатывается на основании типового или примерного положения, а если индивидуальное положение не принято, организация действует на основании примерного или типового. Устав, как учредительный документ, всегда разрабатывается под конкретное, одно юридическое лицо.

В юриспруденции существует понятие «нормативный правовой акт». Нормативные правовые акты высшего, государственного, уровня содержат нормы права, обязательные для всех граждан государства.

Устав в большей степени интересен разделами … , однако однажды нам довелось увидеть устав, в котором директор имел право …

Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам Общества. Участники Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале Общества.

Чем отличается учредительный договор от устава

В случае непредставления участником Общества информации об изменении сведений о себе Общество не несет ответственность за причиненные в связи с этим убытки.

Особое внимание в Правилах уделяется разделу, оговаривающему порядок найма, перевода и увольнения работника. В разделе рассматривается процедура приема работника, список необходимых документов для поступления на работу, оформления приказа, проведения инструктажа по технике безопасности, регламентируются вопросы перевода работника, указывается порядок расторжения трудового договора.

Кроме того, учредительные документы этих предприятий разрабатывались целой группой государственных структур: начиная от Госкоимущества, заканчивая Минтопэнерго. Таким образом, в 90-е годы для каждой компании нефтяного сектора в России сформировали по специальному уставу.

Эти законы принимаются государственными чиновниками. Законы должны соблюдаться всеми. Законы устанавливают стандарты, процедуры и принципы, которые должны соблюдаться.

При его составлении потребуется придерживаться принципов. Поэтому обязательным условием является внесение основного текста и гриф организации. В ряде случаев несколько пунктов могут быть объединены.

Обязательными реквизитами положения об организации являются: гриф утверждения вышестоящего органа или его непосредственного руководителя, документа. Гриф утверждения заверяется печатью вышестоящей организации.

Регламент, по определению, означает стандартное заявление или закон, касающийся правовой политики или процедуры. Другими словами, это означает правовые нормы для выполнения определенного законодательного акта.

На основании положения действуют также филиалы коммерческих и некоммерческих организаций, их отделения, представительства.

Образец договора об учреждении и его отличие от устава

Должностная инструкция и трудовой договор используются при разрешении конфликтных ситуаций (споров) между руководителем организации и сотрудником (работником).

Текст документа может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются римскими цифрами.

Инструкции издаются также в целях разъяснения и определения по­рядка применения законодательных актов и распорядительных докумен­тов (например, приказов). Постоянно издаются инструкции по заполне­нию и ведению бухгалтерских документов.

Устав акционерного общества содержит разделы: общие положения; акционерный капитал; порядок деятельности; права; управление; учёт и отчётность; распределение прибыли; прочие накопления; прекращение деятельности.

Что несут в себе данные документы

Порядок заключения, составления и оформления, вступления в силу, прекращения действия и другие юридические акты учредительного договора регламентируются законодательством Российской Федерации.

В отдельную группу формируется организационные, трудовые и другие отношения между людьми. Представлено следующим документооборотом:

  • о ведении делопроизводства;
  • о ведении бухгалтерского учета;
  • о проведении конкурсов, смотров, фестивалей.

Устав и положение в чем разница?

Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.

В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.

Наша справка

К организационно-правовым документам относятся:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • положение об организации;
  • положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.;
  • регламент;
  • штатное расписание;
  • инструкция;
  • должностная инструкция;
  • правила внутреннего трудового распорядка и др.

Все организационно-правовые документы подлежат утверждению либо вышестоящей организацией, либо руководителем или коллегиальным органом (если он есть) – советом директоров, собранием акционеров и т.п. Все нормы, содержащиеся в этих документах, обязательны для исполнения.

5.1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ –УСТАВЫ, ПОЛОЖЕНИЯ, ИНСТРУКЦИИ

Организационные документы представлены уставами, положениями, в том числе о структурных подразделениях, инструкциями, в частности на должностных лиц, правилами.

Под уставом понимается свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в опреде­ленной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности. Например, Устав добровольного спортивного общества, Устав железных дорог. Ветеринарный устав и т.п. Общие уставы утверж­даются высшими органами государственной власти и управления, а уставы общественных организаций принимаются и утверждаются их съез­дами. Уставы предприятий, учреждений и организаций утверждаются вышестоящими органами (министерствами, администрацией субъектов федерации), устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установлен­ном порядке. Устав относится к обязательным учредительным докумен­там при создании негосударственных коммерческих организаций. Об­щие требования к порядку его составления, оформления и содержания устава юридического лица даны в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Структура текста Устава меняется в зависимости от его разновиднос­ти. Например, устав организации включает: общие положения; цели и задачи; права; деятельность; имущество; управление; реорганизация и ликвидация.

Устав акционерного общества содержит разделы: общие положения; акционерный капитал; порядок деятельности; права; управление; учёт и отчётность; распределение прибыли; прочие накопления; прекращение деятельности.

Положения — нормативные акты, имеющие сводный кодификацион­ный характер и определяющие порядок образования, структуру, функ­ции, компетенцию, обязанности и организацию работы системы органов государства (например, Общее положение о министерствах), одного органа (например, Положение о государственной автомобильной инс­пекции), структурного подразделения (комиссии, группы). Положения могут регламентировать деятельность должностных лиц. В отдельную группу следует выделить положения, регулирующие совокупность орга­низационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу. Например, «Положение о бухгалтерском учёте и отчётности в Рос­сийской Федерации», «Положение о документах и документообороте в бухгалтерским учёте» или «Типовое положение о ведении делопроиз­водства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государ­ственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях». Наиболее многочисленны разновидности положений, составляемых при создании новых организаций, структурных подразделений, проведении различных конкурсов, смотров и других мероприятий.

Часто индивидуальные положения создаются на основе типовых, которые, как правило, разрабатываются и утверждаются вышестоящи­ми органами управления.

Положения утверждаются в установленном порядке.

Уставы и положения являются сложными документами. Их структура и содержание, как правило, определяются учреждениями-разработчи­ками.

Например:

УТВЕРЖДЕНО

Указом Президента

Российской Федерации

от 17.03.94 №552

ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственной архивной службе России

1 Государственная архивная служба России (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Президента Российской Федерации, осуществляющим государственную политику в области ар­хивного дела. …

5 Главными задачами Росархива являются:

а) формирование, обеспечение сохранности и использование Ар­хивного фонда Российской Федерации;

б) координация деятельности федеральных органов государствен­ной власти в области архивного дела и делопроизводства, развитие совместно с этими органами государственной системы делопроизвод­ства и унифицированных систем документации:

в) анализ состояния архивного дела, изучение тенденций и законо­мерностей, определение концепции и стратегии его развития с учетом региональных особенностей;

г) управление федеральными архивными учреждениями, органи­зациями и предприятиями, обеспечение их функционирования;

д) контроль за соблюдением законодательства Российской Феде­рации в области архивного дела;

е) ведение централизованного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации и организация обеспечения информацией о его составе и содержании;

ж) осуществление международных связей в области архивного дела и делопроизводства.

Положения и уставы учреждений (предприятий) входят в состав уни­фицированной системы организационно-распорядительной документации и имеют установленную структуру текста, как и положения о структур­ных подразделениях. В организации (фирме) должны быть положения о каждом структурном подразделении. Они имеют установленную струк­туру текста, оформляются на общем бланке, подписываются руководи­телем структурного подразделения и утверждаются руководителем орга­низации (фирмы).

Например:

Инструкции — правовой акт, издаваемый или утверждаемый в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-техничес­кие, технологические, финансовые и иные специальные стороны дея­тельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан.

Инструкции издаются также в целях разъяснения и определения по­рядка применения законодательных актов и распорядительных докумен­тов (например, приказов). Постоянно издаются инструкции по заполне­нию и ведению бухгалтерских документов.

Инструктивный характер носят также такие документы, как правила, регламенты и др.

Заголовок инструкции должен четко очерчивать круг вопросов, объек­тов и лиц, на которых распространяются ее требования. Например: «Дол­жностная инструкция инспектору по контролю…», «Инструкция по документационному обеспечению (делопроизводству) в Администра­ции Президента Российской Федерации».

К инструкциям предъявляются повышенные требования четкости и яс­ности изложения текста. Очень важно учитывать последовательность, в которой пользователь должен изучать и использовать инструкцию. Текст разделяется по определенной логической схеме на части: разделы, под­разделы, пункты, подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Порядок нумерации должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 1.5-92.

* ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федера­ции. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стан­дартов. П.4.2., 4.3.

Начинается, инструкция как правило, разделом «Общие положения», в котором указываются цели ее издания, области распространения, по­рядок пользования и другие сведения общего характера. Инструкция является документом постоянного или длительного действия (до заме­ны новой).

Текст инструкции носит указующий характер, поэтому в ней рекомен­дуются четкие формулировки с распорядительными словами типа: «дол­жен», «следует», «необходимо», «имеет право», «не допускается», «реко­мендуется», «запрещается» и т.д. Текст инструкции излагается от третьего лица (например, «Руководители или по их поручению другие должност­ные лица государственных органов, предприятий, учреждений и орга­низаций должны систематически анализировать, обобщать предло­жения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них практические замечания…»; «Годовой бухгалтерский отчет составляют предприя­тия и организации, являющиеся юридическими лицами по законода­тельству Российской Федерации, независимо от форм собственнос­ти в порядке и по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации») или в безличной форме (например: «При напи­сании заголовка дела за основу берётся формулировка, данная в но­менклатуре дел»).

На каждого работника учреждения (организации), в том числе и на работника службы делопроизводства, составляется должностная инст­рукция.

Инструкция оформляется на общем бланке и подписывается руково­дителем структурного подразделения, которое его разрабатывала. Ин­струкция утверждается специальным распорядительным актом или не­посредственно руководителем организации, о чем свидетельствует соответствующий по форме гриф утверждения. На инструкции может быть сделана отметка о том, что она является приложением к распорядитель­ному документу. При утверждении инструкции распорядительным доку­ментом (например, приказом) в нем устанавливается срок введения ин­струкции, перечисляются необходимые организационные мероприятия, указываются ответственные исполнители.

admin