Отличие человека от гражданина

Решение всей страны

Перед началом встречи глава государства подписал указ, согласно которому поправки в Конституцию вступают в силу 4 июля. «Вступают, без всякого преувеличения, по воле народа, — заявил Владимир Путин. — Изменения, внесенные в Основной Закон страны, затрагивают каждого и окончательное, решающее слово здесь могли сказать только граждане России».

Владимир Путин вновь поблагодарил «всех, кто сделал свой ответственный выбор». Он напомнил результаты: в голосовании приняло участие около 68 процентов избирателей, и абсолютное большинство — порядка 78 процентов — поддержало новые конституционные нормы. «Мы приняли это значимое решение вместе, всей страной, — отметил глава государства, — и оно касается тех ценностей и базовых принципов, которые лежат в основе дальнейшего развития России, делают нас действительно одним народом, единым целым».

Результаты голосования, по его словам, показали высокий уровень консолидации общества по ключевым вопросам, имеющим общенациональное значение. В связи с этим российский лидер обратил внимание правительства, парламента и глав регионов на то, что приоритеты и ценности, за которые отдали голоса россияне, «должны быть в полной мере реализованы в конкретных делах — в бюджетах, во всех федеральных программах и нацпроектах». Каждая норма, включенная в Основной Закон, означает не созерцание, а действие, подчеркнул Путин.

Глава государства остановился и на вопросе организации плебисцита. «В таких непростых условиях, при такой нагрузке было сделано все, чтобы процедура общероссийского голосования стала для граждан удобной и, что чрезвычайно важно сегодня, безопасной», — заявил президент.

По сути, именно граждане стали главными авторами внесенных в Конституцию изменений, ведь их инициативы были систематизированы

«Вы работали не просто хорошо и профессионально, вы делали это искренне — я это видел, — как говорится, с душой, понимая всю важность конечного результата», — поблагодарил Владимир Путин членов рабочей группы. Ее участники проанализировали мировой опыт, организовали широкую дискуссию. По сути, именно граждане стали главными авторами внесенных в Конституцию изменений, ведь их инициативы были систематизированы. Члены группы выступали и с собственными идеями. «Ваши предложения точно совпали с ожиданиями людей», — заметил президент. В качестве примера он привел выдвинутую народным артистом РФ Владимиром Машковым инициативу о запрете на отчуждение территорий. «Думаю, многие видели репортажи, как жители одной из территорий России, для которых данная тема имеет особое значение, буквально восприняли слова Владимира Львовича — о том, что эта поправка должна быть железобетонной, — напомнил Путин. — И установили в честь 67-й статьи Конституции, где зафиксировано это положение, железобетонный памятный знак». Речь идет о центральной площади Южно-Курильска, где и была размещена плита с табличкой, на которой выбит текст поправки о нерушимости российских границ.

«Надо сказать, что это касается не одной-двух территорий, а гораздо большего количества чувствительных территорий России», — отметил президент РФ.

Теперь, предупредил глава государства, России предстоит качественное изменение законодательства. Ведь оно должно полностью соответствовать обновленной Конституции, подчеркнул Путин. «Было очевидно, что, если граждане поддержат поправки, потребуется серьезная масштабная законотворческая работа. И этот момент настал», — добавил он.

Президент попросил членов рабочей группы рассказать о том, «как нам строить работу дальше на основе принятой гражданами России Конституции».

Перенастройка правовой системы

Глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас заявил, что законодатели уже готовы работать на ее основе. Сенатор, который также является сопредседателем профильной группы, не сомневается: «Наше законодательство в ближайшее время будет серьезно модернизировано». По его словам, законопроекты во многом уже готовы и в ближайшее время будут внесены в парламент. В частности, это касается вопросов организации и формирования органов власти. «Это касается Конституционного суда РФ, правительства, прокуратуры», — добавил Клишас. Он также рассказал, что парламентарии проанализируют лучшие практики, опробованные в ходе общероссийского голосования по поправкам, и предложат изменения в том числе и в избирательное законодательство.

Еще один сопредседатель — глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников — сообщил, что около ста федеральных и конституционных законов придется изменить для реализации поправок. Наряду с этим необходимо отладить согласованную работу публичной власти, чтобы изменения заработали эффективнее, уверен он. Рабочая группа, считает Крашенинников, может стать площадкой для дальнейшей работы над законопроектами, которые касаются поправок.

Их коллега — сопредседатель Талия Хабриева, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, дала пояснения на тему изменения регионального законодательства. Работа предстоит тоже масштабная. В итоге изменения Конституции, по ее словам, предстоит уточнить порядка 650 законов и уставов регионов. «Изменениям должно подвергнуться не только федеральное законодательство, потому что должна перенастроиться вся правовая система», — заявила она. В первую очередь, по ее словам, нужно будет актуализировать региональные законы, которые касаются занятости, медицинской помощи, молодежной политики и местного самоуправления.

Новые социальные стандарты

В центре деятельности государственных институтов должен быть человек и социально ориентированная государственная политика. Именно на это ориентировали нас граждане в ходе голосования, отметил Андрей Клишас.

Глава государства в ходе встречи отреагировал на ряд предложений ее участников. В частности, он поддержал идею проработки новых мер защиты граждан, которые лишились своих банковских вкладов. Кроме того, он одобрил инициативу проведения в стране уроков исторической памяти. «Замечательная идея, полностью поддерживаю», — сказал президент.

Президент высоко оценил деятельность рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию. Фото: РИА Новости

Владимир Путин в ходе дискуссии также отметил важность социальной поддержки россиян — об адресной помощи, напомним, также говорится в поправках в Конституцию. «Самое главное — повышать уровень доходов российских семей, — отметил глава государства. — Пока здесь идеального варианта мы не добились, наоборот — уровень доходов у людей снижается. Поэтому надо подумать на тему о том, как их поддержать».

Комментируя проблему неравенства размеров субсидий на ЖКХ семьям с низкими доходами, Путин назвал эту тему «чрезвычайно важной и очень чувствительной для людей». Он заверил, что власти будут работать над решением этой проблемы и помогать нуждающимся. «Отсечку обеспеченности семьи, когда она может претендовать на соответствующую субсидию со стороны государства, надо менять, — пояснил глава государства. — Но это, конечно, требует определенного просчета».

Президент, кроме того, прокомментировал предложение снять законодательные ограничения на занятие бизнесом для подростков начиная с 16 лет. По его мнению, «надо о многом подумать, чтобы не допустить каких-то ошибок». «Здесь суетиться не надо», — уверен он.

Стране нужны новые граждане

Президент заявил, что Россия нуждается в притоке новых граждан, особенно если речь идет о соотечественниках из-за рубежа. Такое мнение он высказал, отвечая на вопрос председателя организации «Украинцы России» Богдана Безпалько. Тот посетовал, что переселенцы из-за рубежа встречаются в России с поборами и бюрократическими препонами при оформлении документов.

«По моему глубочайшему убеждению, Россия нуждается в притоке новых граждан. Не только в повышении рождаемости внутри страны, но и в привлечении людей из-за границы», — сказал президент. «Конечно, если речь идет о наших соотечественниках, носителях русского языка, русской культуры, мы вдвойне, втройне заинтересованы в притоке таких людей, которые чувствуют себя россиянами в широком смысле этого слова», — добавил он.

При этом российский лидер отметил, что экономике страны уже не хватает рабочих рук, а скоро этот дефицит станет еще заметнее. «Это становится реальным, серьезным ограничителем экономического роста в стране», — подчеркнул Путин.

В некоторых странах работа по привлечению кадров поставлена на серьезный, даже научный уровень. «И нам надо это сделать», — считает он.

Что же касается ограничений, о которых говорил Безпалько, то Владимир Путин назвал их вредными. «Безусловно, от этого надо избавляться. Я много раз давал на этот счет поручения», — отметил президент. Он предложил сотрудникам своей администрации и представителям правительства подумать о том, как сократить финансовые издержки для соотечественников, возвращающихся на историческую родину. «Мы можем сделать это достаточно быстро», — отметил президент.

Главный гарант стабильности

Среди тем, которые прокомментировал президент, — возможность замены очного обучения на дистанционное. Полностью это невозможно, уверен Путин. «Здесь чрезвычайно важно прямое общение, личное общение преподавателя и ученика, студента, школьника», — заявил он. При этом президент отметил, что технические возможности сферы образования развиваются, в том числе — дистанционные формы, пытаться остановить технический прогресс невозможно, да и не нужно.

«Но, разумеется, подменять оно другим не следует, мы и не собираемся этого делать», — подчеркнул Владимир Путин.

Он согласился с мнением председателя «Союза женщин России» Екатерины Лаховой о том, что нужен контроль в сфере применения дистанционных форм обучения. «Это точно должно быть под контролем, нужно вырабатывать общие, рамочные правила и, исходя из этого, развивать нашу образовательную систему», — заключил он.

Ценные для общества предложения, которые не вошли в Конституцию РФ, должны быть реализованы на уровне законов или подзаконных актов. «Все упаковать в Конституцию практически невозможно, нереально, да и по сути дела не нужно, это не конституционный уровень. Но предложения, которые поступили от людей, которые мы не можем учесть в Конституции и которые представляют из себя безусловную ценность для общества, эти предложения, безо всяких сомнений, должны быть реализованы», — сказал он. «Главное, чтобы нам ничего не потерять из того, что люди наработали и предложили полезного для страны», — заявил Путин.

Люди, по его словам, сердцем почувствовали, что вынесенные на голосование предложения востребованы и необходимы стране. «Этот внутренний настрой граждан России на то, чтобы создать условия для поступательного стабильного развития страны, чрезвычайно важен», — считает Путин. Он подчеркнул: главным гарантом стабильности в России является ее народ, способный принимать ответственные решения.

Рабочая группа может продолжить работу, чтобы вести правотворческую деятельность. «Я просил бы вашу группу не расходиться, продолжить работу уже на основе тех поправок, которые внесены в Конституцию», — обратился президент к участникам встречи.

Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» и постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 июля 2020 г. N 256/1888-7 «О результатах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» постановляю:

1. Поправки в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», вступают в силу 4 июля 2020 г.

2. Федеральной службе охраны Российской Федерации обеспечить официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

1. Права человека и гражданина

Рассмотрение прав человека и гражданина необходимо начать с уясне­ния значения терминов.

В этой связи понятие «человек» отражает биологический аспект, указывая на индивида с физиологическими свойствами как представителя живого мира.

Понятие «личность» показывает человека с социальной стороны — как того, кто осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу тех или иных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны и говорит о том, что он находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на реализацию интересов человека.

Права человека представляют собой вытекающие из человече­ской природы возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современном мире права человека рассматриваются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. В отличие от прав граждан, права человека, будучи моральной и социальной категорией, не всегда выступают как категории юридические. Они существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Правам человека присущи следующие признаки:

• они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

• складываются объективно и не зависят от государственного признания;

• принадлежат человеку от рождения;

• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные;

• являются непосредственно действующими;

• признаются высшей социальной ценностью;

• выступают необходимой частью права, выражая его главное содержание и дух;

• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

• их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Разница между правами человека и правами гражданина связана с тем, что первые принадлежат всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, а вторыми обладают только граждане государства, т. е. лица, обладающие гражданством. К правам, предоставленным исключительно гражданам, относятся прежде всего те, которые связаны с учас­тием в государственном управлении (участие в выборах и т. п.).

Совокупность прав, свобод и обязанностей составляет правовой статус человека и гражданина.

2. Международные правовые акты о правах человека

Во второй половине ХХ в. права человека и их защита перестали быть исключительно внутренней проблемой государств, а приобрели международное значение. В силу этого именно международные правовые акты в этой сфере играют ведущую роль. Статья 17 Конституции РФ говорит о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

В настоящее время к числу международно-правовых документов, регламентирующих права и свободы человека, относятся:

• Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;

• Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

• Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Римская конвенция);

• Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания 1984 г. (Конвенция против пыток);

• Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

• Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. (Хельсинкский акт);

• конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ);

• другие международно-правовые акты.

Значение данных актов состоит в том, что они содержат универсальные стандарты в области прав человека, выработанные мировым сообществом. Международное сообщество добивается выполнения этих стандартов всеми странами. В мире осталось не так уж много государств, которые не признают и не соблюдают общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере защиты прав и свобод.

Большинство демократических стран стремится к уважению прав и свобод человека, их правовой защите. Государства приводят свое внутреннее законодательство в соответствие с международными нормами. Зачастую международные акты (в том числе в области прав и свобод человека) непосредственно включаются во внутреннее законодательство и имеют прямое действие. Так, согласно российской конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15, ч. 4).

Для защиты своих прав и свобод мировое сообщество выработало механизм их правовой защиты.

Защиту прав и свобод на международном уровне осуществляют:

• Организация Объединенных Наций (соответствующие комитеты);

• Европейский суд по правам человека;

• иные учреждения.

В России права и свободы граждан охраняются и защищаются:

а) конституционно-судебными органами (Конституционным Судом РФ);

б) судебными органами (судами общей юрисдикции);

в) ор­ганами исполнительной власти (в административном порядке);

г) специально созданными для этой цели институтами (уполномоченными по правам человека);

д) путем законной самозащиты человеком своих прав.

3. Классификация прав человека и гражданина
по Конституции Российской Федерации

Основные (конституционные) права человека и гражданина условно разделяют на три большие группы:

1) личные права;

2) политические права;

3) экономические, социальные и культурные права.

Личные права определяют статус человека как биосоциального организма и включают:

• право на жизнь;

• право на достоинство;

• право на свободу и личную неприкосновенность;

• право на неприкосновенность частной жизни;

• право на неприкосновенность жилища;

• право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;

• право на пользование родным языком и определение национальности;

• право на свободу совести и вероисповедания;

• право на свободу мысли и слова;

• право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности — государства.

Основные политические права человека и гражданина в России составляют:

• свобода печати и информации;

• право на объединение;

• право на проведение собраний, митингов и демонстраций;

• право участвовать в управлении делами государства;

• право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;

• равный доступ к государственной службе;

• право участвовать в отправлении правосудия;

• право обращений.

Многие политические права в силу своих особенностей принадлежат только гражданам данного государства.

Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена граждан­ского общества, участника культурной жизни.

Группа основополагающих экономических, социальных и культурных прав включает в себя:

• право частной собственности;

• право на свободное предпринимательство;

• право на труд;

• право на отдых;

• право на образование;

• право на забастовку;

• право на жилище;

• право на медицинское обслуживание;

• право на социальное обеспечение;

• право на поддержку в старости;

• право на участие в культурной жизни;

• право на свободу творчества.

4. Основные обязанности человека и гражданина в РФ

В соответствии с Конституцией РФ к числу основных (конституционных) обязанностей человека и гражданина относятся:

• соблюдение Конституции и законов;

• уважение прав и свобод других лиц;

• защита Отечества;

• уплата налогов и сборов;

• бережное отношение к природе и окружающей среде;

• забота о памятниках истории и культуры;

• получение основного общего образования;

• забота о детях и нетрудоспособных родителях.

Обязанность по соблюдению Конституции и законов РФ, а также прав и свобод других людей распространяется на всех лиц, находящихся в РФ. Она не может иметь исключений и лежит в основе законности и правопорядка.

Защита Отечества является долгом и обязанностью только граждан РФ. Защита Отечества подразумевает обязанность каждого военнообязанного гражданина РФ в случае войны против России принять участие в боевых либо иных действиях, направленных на отражение нападения. В мирное время деятельность по защите Отечества проявляется в виде воинской обязанности. Воинской обязанности подлежат все граждане РФ мужского пола, постоянно проживающие в РФ, в возрасте от 18 до 27 лет, и не имеющие отсрочек и освобождений по состоянию здоровья либо иным основаниям. Наиболее распространенными формами реализации воинской обязанности являются воинский учет и действительная военная служба.

В случае если религиозные убеждения не позволяют гражданину держать в руках оружие, воинская служба может быть заменена альтернативной гражданской службой.

Обязанность граждан платить законно установленные налоги и сборы составляет одну из основ нормального развития экономики страны. Производство по уплате налогов, их перечню и видам регламентирует налоговое законодательство. Нарушение законодательства о налогах влечет административную и уголовную ответственность.

Обязанность граждан охранять природу составляет требование бережного отношения к природе и конкретные обязанности, установленные законодательством (например, соблюдение правил охоты, пользования лесами, водными ресурсами и запрет на разрушение или ухудшение среды обитания животных).

Обязанность заботы о детях и нетрудоспособных родителях. В соот­ветствии с законодательством родители обязаны воспитывать и содержать своих детей до 18-летнего возраста. Совершеннолетние дети в свою очередь обязаны содержать нетрудоспособных родителей.

Каждый в Российской Федерации обязан получить основное общее образование (в пределах программы 9 классов школы). Данное образование получается:

• в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях и др.);

• в иных приравненных к ним образовательных заведениях (например, частном лицее и т. д.).

В обоих случаях лицо, получившее основное общее образование, обязано пройти аттестацию и получить соответствующий документ — аттестат об основном общем образовании.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — важнейший институт конституционного строя, представленный совокупностью конституционных возможностей, призванных обеспечить достойную и безопасную жизнь человека и гражданина, условия его свободной жизнедеятельности. Права человека в юридическом смысле означают возможность человека совершать или не совершать дозволенные или не запрещенные Конституцией и основанными на ней законами, конституционными принципами, конституционными обычными нормами, международно-правовыми стандартами определенные действия. В конституционном лексиконе за термином «Права человека» закрепилось значение основных, или конституционных, прав. Законодательство Российской Федерации различает понятия «права» и «свободы». Общее у них в том, что обладание правами и свободами означает возможность избрать тот или иной вид поведения. Различия между ними заключаются в том, что права связаны главным образом с возможностью получения определенных благ, это всегда право на получение чего-либо. Свобода означает для человека возможность избегать воздействия со стороны государства, государственной власти; это отсутствие каких-либо препятствий, стеснений, ограничений. Свобода в этом смысле есть независимость от государства.

Права и свободы могут иметь индивидуальные и коллективные формы выражения. Те конституционные права и свободы, реализация которых требует коллективных действий граждан (право на объединение, проведение собраний, митингов, шествий и др.), именуются коллективными правами.

Конституционные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепляет широкий круг прав, свобод и обязанностей, которыми обладает человек как таковой и которые он имеет как гражданин государства. В то же время в ней фиксируются не все права и свободы, а лишь самые главные, основные. Эти права, свободы и обязанности являются основными с точки зрения их содержания, важности как для конкретного лица, так и для государства в целом. Основными они являются по форме юридического закрепления, поскольку закреплены на конституционном уровне. Причем эта форма обусловлена именно их содержанием. Следовательно, данные права и свободы являются конституционными не потому, что они закреплены в Конституции, а, наоборот, они закреплены в ней, так как являются основными. В этой связи термин «основные права и свободы» выступает в качестве синонима термина «конституционные права и свободы».

Под конституционными правами и свободами принимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту (М. В. Баглай). Им присущи следующие признаки: они выражают отношения и связи личности с государством; они не приобретаются и не отчуждаются, а принадлежат индивиду либо в силу факта его рождения (права человека), либо в силу факта его гражданства (права гражданина); постоянная реализация основных прав и свобод не уменьшает их содержания; содержание и объем конституционных прав и свобод одинаков для всех индивидов; конституционные права и свободы являются юридической базой для отраслевых прав и свобод, приобретаемых в конкретных правоотношениях; основные права и свободы являются непосредственно действующими.

Из книги: Права человека : энциклопедический словарь / отв. ред. С.&nbspС.&nbspАлексеев. – Москва : Норма, 2009. – 656 с.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Классификация прав и свобод человека и гражданина

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

Личные права

Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

  • право на жизнь (ст. 20)
  • право на достоинство (ст. 21, ч. 1)
  • право на безопасность (ст. 21, ч. 2)
  • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23)
  • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2)
  • право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы (ст. 24, ч. 2)
  • право на неприкосновенность жилища (ст. 25)
  • право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26, ч. 1)
  • право на пользование родным языком (ст. 26, ч. 2)
  • право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27, ч. 1)
  • право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться (ст. 27, ч. 2)
  • свобода совести и вероисповедания (ст. 28)
  • свобода мысли и слова (ст. 29, ч. 1)
  • право на информацию (ст. 29, ч. 4)

Политические права

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

Экономические права:

Социальные права

Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К социально-экономическим правам относятся:

  • право на отдых (ст. 37)
  • право на материнство, детство и отцовство (ст. 38)
  • право на социальное обеспечение (ст. 39)
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)

Культурные права

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

Экологические права:

  • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
  • право на достоверную информацию о её состоянии (ст. 42)
  • право на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42)

Правозащитные организации >>>

Список литературы >>>

Нас давно уже не удивляет тот факт, что юридические термины расходятся с объективной реальностью, а порой и противоречат ей. Вот и понятия «человек» и «гражданин» уже давным-давно не тождественны друг другу. Разобраться в этой правовой акробатике достаточно сложно, ведь грани такой реальности существуют только у нас в голове. И всё же, при детальном анализе можно убедиться в том, что между указанными понятиями усматривается существенная разница, влияющая на ситуацию.

Определение

Человек – представитель вида Homo Sapiens, индивид, обладающий набором прав и обязанностей в силу своего рождения. Высшей ценностью считается его жизнь, которая охраняется локальными и международными правовыми актами и защищена от чужих посягательств. Человек наделён сознанием, волей, а также целым набором характерных черт, которые выделяют его на фоне себе подобных.

Гражданин – устойчивая культурно-правовая связь человека и определённого государства, которая приобретается и утрачивается в силу юридического факта. Наличие такого единства даёт индивиду целый ряд дополнительных прав, важнейшее из которых – избирательное. Произвольное лишение гражданства не допускается, необходимо соблюдение определённой процедуры, установленной законом.

Сравнение

Все граждане – люди, но не каждый человек является гражданином. Оформить свою связь с определённым государством можно лишь при соблюдении целого ряда важных условий. В развитых странах права человека уважаются и чтятся, однако по-настоящему заботу на себе ощущают только граждане. И речь идёт не только о праве избирать и быть избранным, формировать органы власти различного уровня. К примеру, получить адресную социальную помощь или доступный кредит в США, Германии или Японии может лишь тот человек, который обладает гражданством (в ряде случаев – видом на жительство).

Реклама

В то же время, и человек, и гражданин должны соблюдать законы того государства, на территории которого они находятся. За их нарушение наступает ответственность, определённая местным правосудием. И человек, и гражданин в равной степени могут рассчитывать на политическое убежище, если преследование связано с религиозными, политическими или иными мотивами, нарушающими базовые права.

Понятие «человек» является предельно широким, в него входят как граждане, так и иностранцы, лица без гражданства. Правовой статус и принадлежность конкретного индивида должны подтверждаться определённым документом. Человеком всякое лицо называют уже в силу его рождения, подтверждать данный статус не нужно. Соответственно, и потерять его нельзя, даже имея на то большое желание. И человек в широком смысле, и гражданин в узком не могут отказаться от своих прав и свобод и могут использовать любые законные средства для их защиты.

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятия. Человек обозначает принадлежность индивида к определённому биологическому виду и включает в себя в том числе категорию «гражданин».
  2. Подтверждение. Чтобы называть себя человеком, никаких дополнительных бумаг не требуется. Документом, подтверждающим гражданство, является паспорт либо его аналог.
  3. Объём прав и обязанностей. Человеку в силу рождения принадлежат только естественные и неотъемлемые права. Гражданин приобретает перечень дополнительных привилегий, в числе которых – поддержка государства, право на участие в его политической жизни.
  4. Утрата статуса. Расстаться с гражданством можно при соблюдении определённых условий, а вот утратить статус человека нельзя.

admin