Открытое слушание

Глава 5. Публичные слушания по вопросам землепользования и застройки

Статья 20. Общие положения организации и проведения публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки

1. Публичные слушания по вопросам землепользования и застройки (далее — публичные слушания) являются формой участия населения в осуществлении местного самоуправления.

2. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации публичные слушания в обязательном порядке проводятся в случаях обсуждения:

1) проекта Решения Омского городского Совета о внесении изменений в настоящие Правила;

2) проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) заявлений о предоставлении специальных разрешений.

3. Публичные слушания проводятся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Омской области, а также муниципальными правовыми актами города Омска.

4. Способами представления информации участникам публичных слушаний помимо документов, материалов, определенных настоящими Правилами, являются выставки, экспозиции демонстрационных материалов, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проектов документов на публичных слушаниях, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

5. Участники публичных слушаний вправе представить свои предложения и замечания, касающиеся обсуждаемых вопросов для включения в протокол публичных слушаний.

6. Документами публичных слушаний являются протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

7. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления города Омска.

8. Финансирование организации и проведения публичных слушаний осуществляется за счет средств бюджета города Омска, за исключением случаев проведения публичных слушаний по вопросам предоставления специальных разрешений. В указанных случаях расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний, несут заинтересованные физические и юридические лица.

9. Публичные слушания считаются состоявшимися в случаях, когда выполнены все требования Градостроительного кодекса Российской Федерации и настоящих Правил в части сроков, процедур информирования и наличия подготовленных к публичным слушаниям документов и материалов. Тот факт, что в публичных слушаниях, подготовленных с соблюдением всех указанных требований, не приняло участие ни одно лицо, не является основанием для признания публичных слушаний несостоявшимися.

Статья 21. Порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки

1. Порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки определяется муниципальными правовыми актами Омского городского Совета с учетом положений настоящей главы.

2. Решение о проведении публичных слушаний принимает Мэр города Омска в форме постановления.

3. В постановлении Мэра города Омска о проведении публичных слушаний указываются:

  • предмет публичных слушаний (вопросы, выносимые на публичные слушания);
  • сроки проведения публичных слушаний;
  • дата (даты), время и место (места) проведения публичных слушаний;
  • место (места) размещения документов, материалов, подлежащих рассмотрению на публичных слушаниях;
  • орган, уполномоченный в соответствии с настоящими Правилами на проведение публичных слушаний;
  • иная необходимая для проведения публичных слушаний информация.

Постановление Мэра города Омска о проведении публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов города Омска, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте Администрации города Омска в сети Интернет.

4. Во время проведения публичных слушаний ведется протокол, в котором фиксируются устные и письменные замечания и предложения, относящиеся к предмету публичных слушаний, поступившие от их участников.

5. С учетом положений протокола орган, проводивший публичные слушания, подготавливает заключение об их результатах.

6. Заключения о результатах публичных слушаний подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов города Омска, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте Администрации города Омска в сети Интернет.

Статья 22. Особенности проведения публичных слушаний по проекту о внесении изменений в настоящие Правила

1. Публичные слушания по проекту о внесении изменений в настоящие Правила проводятся Комиссией по решению Мэра города Омска.

2. Срок проведения публичных слушаний по проекту о внесении изменений в настоящие Правила со дня опубликования такого проекта до дня опубликования заключения о результатах слушаний устанавливается с учетом требований настоящей статьи и не может быть менее двух и более четырех месяцев.

3. Участниками публичных слушаний по вопросу о внесении изменений в настоящие Правила являются жители города Омска, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Омска, иные заинтересованные лица.

4. В случае если внесение изменений в настоящие Правила связано с размещением или реконструкцией отдельного объекта капитального строительства, публичные слушания проводятся в границах территории, планируемой для размещения и реконструкции такого объекта, в границах устанавливаемой для такого объекта зоны с особыми условиями использования территории.

При этом Комиссия направляет извещения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общую границу с земельным участком, на котором планируется осуществить размещение или реконструкцию отдельного объекта капитального строительства, правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, имеющих общую границу с указанным земельным участком, и правообладателям помещений в таком объекте, а также правообладателям объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территории.

Указанные извещения направляются в срок не позднее, чем через пятнадцать дней со дня принятия Мэром города Омска решения о проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в настоящие Правила.

5. В состав документов, материалов, представляемых участникам публичных слушаний по проекту о внесении изменений в настоящие Правила, включается проект о внесении изменений в настоящие Правила, а также комплект материалов к проекту о внесении изменений в настоящие Правила, необходимые обоснования к нему.

Состав обнародуемых документов, материалов устанавливается Комиссией и должен обеспечивать полное информирование заинтересованных лиц о характере вопросов, выносимых на публичные слушания.

При проведении публичных слушаний Комиссией в обязательном порядке организуются выставки, экспозиции демонстрационных материалов настоящих Правил и проектов о внесении в них изменений, выступления представителей органов местного самоуправления города Омска, разработчиков соответствующих проектов на собраниях жителей, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

6. После проведения публичных слушаний по проекту о внесении изменений в настоящие Правила Комиссия обеспечивает подготовку заключения о результатах публичных слушаний, которое подлежит опубликованию в средствах массовой информации города Омска, а также размещается на официальном сайте Администрации города Омска в сети Интернет.

7. Протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний являются обязательными приложениями к проекту о внесении изменений в настоящие Правила, направляемому Комиссией Мэру города Омска для принятия решения о направлении указанного проекта на утверждение в Омский городской Совет.

Статья 23. Особенности проведения публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории

1. Публичные слушания по проектам планировки территории и проектам межевания территории проводятся рабочим органом Администрации города Омска по организации и проведению публичных слушаний (далее — рабочий орган) по решению Мэра города Омска.

2. Срок проведения публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории с момента опубликования постановления Мэра города Омска об организации и проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах слушаний устанавливается с учетом требований настоящей статьи и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

3. Участниками публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории являются граждане, проживающие на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лица, интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

4. Состав документов, материалов по проектам планировки территории и проектам межевания территории, представляемых участникам публичных слушаний, устанавливается рабочим органом и должен обеспечивать полное информирование заинтересованных лиц о характере вопросов, выносимых на публичные слушания.

Обнародование документов по вопросам, выносимым на публичные слушания, должно производиться путем их опубликования в средствах массовой информации, размещения в сети Интернет, а также размещения их на стендах органов территориального общественного самоуправления или иных местах свободного доступа, которые удобны для посещения заинтересованными лицами. Указанные места свободного доступа должны располагаться таким образом, чтобы заинтересованные лица могли своевременно ознакомиться с размещенной информацией.

5. После проведения публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории рабочий орган обеспечивает подготовку заключения о результатах публичных слушаний, которое подлежит опубликованию в средствах массовой информации, а также размещается на официальном сайте Администрации города Омска в сети Интернет.

6. Протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний являются обязательными приложениями к проектам планировки территории и проектам межевания территории, направляемым Администрацией города Омска Мэру города Омска для утверждения.

Статья 24. Особенности проведения публичных слушаний по предоставлению специальных разрешений

1. Публичные слушания по предоставлению специальных разрешений проводятся Комиссией по решению Мэра города Омска.

2. Срок проведения публичных слушаний по предоставлению специальных разрешений с момента опубликования постановления Мэра города Омска об организации и проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах слушаний устанавливается с учетом требований настоящей статьи и не может быть более одного месяца.

3. Участниками публичных слушаний по предоставлению специальных разрешений являются граждане, проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается специальное разрешение.

В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, а также отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

4. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления соответствующего специального разрешения правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается специальное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается специальное разрешение.

Указанные сообщения отправляются не позднее десяти дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении соответствующего специального разрешения.

5. Участникам публичных слушаний по обсуждению заявлений о предоставлении специальных разрешений обеспечивается возможность ознакомления с заявлением заинтересованного лица и материалами по обоснованию заявления, которые могут содержать:

  • проект предложений к градостроительному плану земельного участка с отражением на нем позиций, относящихся к запросу: указание мест расположения существующих и намечаемых построек и описание их характеристик (общая площадь, этажность, открытые пространства, существующие и планируемые места парковки автомобилей); информация о планируемой вместимости и мощности объекта; объемы инженерных ресурсов (энергообеспечение, водоснабжение и т.д.);
  • подтверждение соответствия заявленных требований техническим регламентам;
  • информацию о предполагаемом уровне воздействия на окружающую среду (объем и характер выбросов в атмосферу, количество отходов производства и степень их вредности), обоснование того, что реализацией предложений не будет оказано негативное воздействие на окружающую среду в объемах, превышающих допустимые пределы;
  • расчеты и обоснование того, что постройка, выполненная на основании разрешенных отклонений, не превысит по объему (площади) аналогичную постройку, выполненную без отклонений, но при благоприятных условиях строительства.

Документы по вопросам, выносимым на публичные слушания, должны быть опубликованы (обнародованы) не позднее, чем за 15 дней до дня проведения публичных слушаний. Обнародование документов может производиться также путем размещения их на стендах, иных местах свободного доступа, которые удобны для посещения заинтересованными лицами. Указанные места свободного доступа должны располагаться таким образом, чтобы заинтересованные лица могли своевременно ознакомиться с размещенной информацией. Состав публикуемых (обнародуемых) документов устанавливается Комиссией и должен обеспечивать полное информирование заинтересованных лиц о характере вопроса, выносимого на публичные слушания.

6. После проведения публичных слушаний по предоставлению специальных разрешений Комиссия обеспечивает подготовку заключения о результатах публичных слушаний, которое подлежит опубликованию в средствах массовой информации, а также размещается на официальном сайте Администрации города Омска в сети Интернет.

7. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении специального разрешения Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении специального разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их Мэру города Омска для утверждения.

В Московской торгово-промышленной палате 11 сентября собрались представители Департамента ГОЧСиПБ, бизнес-сообщества и СМИ на открытой встрече, организованной столичным Департаментом по конкурентной политике. Темой для обсуждения стала закупка капитально-восстановительных работ санитарного вертолета ВК117С-2.

«С помощью санитарных вертолетов Московского авиационного центра только в этом году было эвакуировано с мест ДТП и других ЧС более 550 пострадавших. Воздушное судно, о котором мы говорим сегодня, эксплуатировалось для оказания экстренной медицинской помощи населению города Москвы более 10 лет и, согласно технического регламента, в настоящее время требует ремонта, — рассказал заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы Павел Сусов.

В ремонтно-восстановительных работах нуждается самый первый из пяти вертолетов ВК117С-2, находящихся в оперативном управлении Московского авиационного центра. За это время пилоты налетали на нем 2190 часов; выполнили 8315 посадок.

«На этом вертолете прошло становление как летного состава, так и инженерного состава. Отрабатывались навыки пилотирования, обслуживания и устранение возникающих неполадок. — пояснил заместитель директора по инженерно-авиационному обеспечению – главный инженер Московского авиацентра Юрий Бродников — С 2009 года с помощью санитарных вертолетов ВК117С-2 каждый день выполняются задачи по медицинской эвакуации пострадавших. Часто пилотам приходится сажать машину на неподготовленные площадки, что приводит к быстрому износу лопаток двигателя. На этом вертолете ресурс уже выработан до передела, поэтому ему необходим двухлетний ремонт в заводских условиях».

Юрий Бродников добавил, что ВК117С-2 имеет на борту все необходимое оборудование для проведения различных реанимационных мероприятий. Это воздушное судно идеально подходит для полетов в условиях плотной городской застройки.

Победителю электронного аукциона предстоит провести ремонтно-восстановительные работы санитарного вертолета Московского авиационного центра и ввести его в строй для дальнейшей эксплуатации по оказанию экстренной медицинской помощи и спасению жизни людей.

Теги: Департамент ГОЧСиПБ, ГКУ «МАЦ», безопасность

Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно…
Л.Н. Толстой
Н.В. Трубкин (ИТП «Град», Омск)
В Российской Федерации институт публичных слушаний как форма осуществления населением права на местное самоуправление закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 130), а также ряде федеральных законов, базовым из которых является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Последний устанавливает случаи, при которых обязательно должна проводиться процедура публичных слушаний. Среди них — обсуждение проектов планов и программ развития муниципального образования, проектов правил землепользования и застройки, планировки и межевания территорий. Обязательность публичных слушаний по указанным вопросам предусмотрена и в Градостроительном кодексе РФ (ст. 24, 28, 30–32, 46 и др.).
Что же представляют собой публичные слушания?
Несмотря на введение института публичных слушаний в правоприменительную практику, его легальное определение отсутствует. Системный анализ действующего законодательства позволяет дать следующую формулировку: публичные слушания — это форма прямого волеизъявления местного населения, выражающаяся в открытом непосредственном обсуждении «органами власти и гражданами проектов правовых актов и других общественно значимых проблем и вынесения по ним рекомендаций, обязательных для учета компетентными органами власти при принятии соответствующих решений» . В разрезе настоящей статьи ключевым является слово «обсуждение», при этом своеобразным «застрельщиком» соответствующих действий выступают органы местного самоуправления или разработчики проектов муниципальных правовых актов, которые выносятся на публичные слушания. От того, насколько грамотно и профессионально они смогут представить проекты муниципальных правовых актов, насколько красноречиво смогут отразить их суть и назначение, будет зависеть успех (или провал) публичных слушаний.
Подготовка к выступлению эмиссаров органов местного самоуправления или разработчиков по вопросу рассмотрения проектов градостроительной документации (генеральный план, правила землепользования и застройки, проект планировки и межевания территории) должна начинаться задолго до непосредственного представления этих проектов местному населению. Доклад без предварительной подготовки, особенно человека, испытывающего определенные трудности при публичных выступлениях, может привести к провалу. Не стоит пренебрегать правилом, сформулированным М. Твеном: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».
Речь для публичных слушаний должна состоять из трех условных частей: вводной, описательной и заключительной. В качестве примера рассмотрим доклад по проекту правил землепользования и застройки (ПЗЗ) некоторого муниципального образования.
Вводная часть: следует дать определение ПЗЗ, объяснить их назначение, обосновать необходимость их принятия. Имеет смысл рассказать о ключевых институтах, связанных с ПЗЗ, — градостроительном зонировании, градостроительных регламентах, территориальных зонах и т. п. Однако не стоит забывать, что абсолютное большинство участников публичных слушаний — неподготовленная аудитория. Следовательно, все легальные определения, которые приводятся в докладе, необходимо изложить доступно, простыми словами, пояснить «на пальцах». Таким образом объединятся социально-политическое и социально-бытовое красноречие.
Описательная часть — базовая (основная). На этой стадии доклада раскрывается структура ПЗЗ: порядок применения и внесения изменений (общая часть правил), карта градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. Излагая содержание общей части ПЗЗ, надо дать краткую характеристику каждой из глав, очертить регламентируемые ими области. Демонстрируя карту градостроительного зонирования, стоит рассказать о видах территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, которые она предусматривает. От карты градостроительного зонирования можно плавно перейти к градостроительным регламентам. Напомнив, что они собой представляют и для чего нужны, следует раскрыть их структуру на примере одной из территориальных зон — виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и т. д.
В заключительной части подводятся итоги выступления, формулируются выводы: значение ПЗЗ для муниципального образования в целом и каждого представителя местного населения в частности, возможности непосредственного применения и т. п.
Приведенная структура речи является лишь каркасом, который может наращиваться дополнительным содержанием. Но стоит помнить о времени. «Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15–20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость — сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов за минуту» .
Для успешного выступления желательно подготовить презентацию — демонстрация слайдов позволит участникам публичных слушаний наглядно представить ПЗЗ и лучше усвоить доносимую информацию. Наглядность есть показатель простоты и понятности.
Заранее стоит подумать о месте выступления и зрительном восприятии докладчика. «Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь» . Если в помещении, где проходят публичные слушания, отсутствует трибуна (рядовая ситуация для абсолютного большинства периферийных населенных пунктов) и говорить придется сидя, следует запомнить следующие правила: «нельзя забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленях, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание» .
Место докладчика лучше организовать в центре сцены. Многие психологи сходятся во мнении, что человек, произносящий публичную речь, находясь на краю подиума, обесценивает свой авторитет. Если помещение, в котором будут проходить публичные слушания, невелико (например, вмещает не более 75 человек), рекомендуется говорить, находясь на уровне слушателей. «Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и располагающей обстановки» .
Докладчику стоит подумать и о своем внешнем облике, ведь «встречают по одежке…» Вот, что предлагают некоторые специалисты по практической психологии: «Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. …Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика…» .
Итак, докладчик выглядит должным образом, речь и место для представления правил землепользования и застройки подготовлены, участники публичных слушаний находятся на своих местах, пора переходить к сути собрания.
Прежде чем начать, выступающему следует сделать небольшую паузу (3–5 с), которая позволит ему подготовиться психологически и сконцентрировать внимание аудитории. Затем нужно выбрать удобную стойку. Рекомендуется следующее: ноги на ширине плеч («…менее ширины плеч со стороны смотрится довольно изящно, но когда вы начнете говорить, неизбежно почувствуете некоторую неустойчивость — площадь опоры слишком мала. Если ноги шире плеч, это, конечно, устойчиво и удобно, но выглядит со стороны угрожающе и даже агрессивно — человек занимает больше пространства, чем ему необходимо» ), прямая осанка, грудь расправлена, толчковая нога немного выставлена вперед, на нее перенесена большая часть веса тела, руки находятся вдоль тела. Указанное положение рук «зрители воспринимают как отсутствие угрозы, уверенность в себе и своей правоте» . Ни в коем случае руки не должны находиться в карманах — это является грубым нарушением делового этикета.
Начало речи может быть любым, но обязательно следует поздороваться, представиться и назвать тему своего выступления (даже если председательствующий публичных слушаний уже ее озвучил).
Указанная выше подготовка (пауза, позиция, начало речи) крайне важна. На этом этапе формируется первое впечатление аудитории о выступающем. «Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется» .
Приняв участие более чем в 50 публичных слушаниях по различным проектам градостроительной документации, я пришел к выводу, что в первые минуты выступления необходимо найти зрительный контакт с наиболее заинтересованными людьми, которые, как правило, сидят в первых рядах и могут оказать психологическую поддержку. Однако выступающий не должен обделять вниманием и остальных участников публичных слушаний. «Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели» .
Представляя проекты градостроительной документации, выступающий должен говорить уверенно и четко, варьируя тембр голоса. Ничто так не утомляет слушателей, как монотонная речь. «Все слова сливаются в однообразный поток, и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории…» . Следует помнить, что рассматриваемые документы (генеральные планы, правила землепользования и застройки, проекты планировки и межевания территории) для неискушенного слушателя очень сложны, и докладчику следует максимально облегчить задачу восприятия материала.
В процессе выступления не стоит забывать и о жестах, которые порой впечатляют слушателей куда больше, чем все то, что произносит докладчик. Жесты позволяют сконцентрировать внимание на важных аспектах. Не стоит применять «оборонительные» движения тела — скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. «Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит» . Когда в процессе выступления возникает необходимость что-то подчеркнуть, рекомендуется податься телом навстречу аудитории. Все жесты должны смотреться естественно и органично. «Жесты человека, как его зубная щетка, должны быть сугубо личными» . Не стоит жестикулировать на протяжении всей речи — не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. И еще одно — не все жесты производят благоприятное впечатление (например, выступающий дергает себя за бороду, потирает кончик носа, вертит пуговицу, поправляет галстук, т. е. повторяет движения, не связанные со смыслом произносимого). «Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе» .
Также у выступающего не должно быть неподвижного, «замороженного» лица — это вызывает равнодушие и скуку у публики.
Завершая выступление, докладчику следует поблагодарить слушателей за оказанное внимание. После этого публичные слушания переходят в фазу диалога (вопрос — ответ). При общении не следует демонстрировать превосходство и надменность. Серьезно следует подходить к формулированию ответов, так как это дает возможность еще раз подчеркнуть основные положения речи докладчика. Ни в коем случае выступающий не должен показывать раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для него. Сочетание спокойствия, доброжелательности и легкого юмора — залог успешного выступления на публичных слушаниях.
В заключение хочется отметить, что представитель органа местного самоуправления или разработчика проектов градостроительной документации должен бороться за внимание участников публичных слушаний, культивировать желание понять и принять вносимые предложения (одобрить проект). Докладчику необходимо стать частью аудитории, чувствовать ее и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции.
Список литературы
1. Очеретина М.А. Понятие и типология института публичных слушаний // Конституционное и муниципальное право. — 2008. — № 23. — С. 22–25.
2. Медведев И. Правила успешного публичного выступления. — http://psyfactor.org/lib/orator1.htm .
3. Сопер П.Л. Основы искусства речи. — М.: Яхтсмен, 1995.
4. Медведев И. Публичные выступления. Постановка на публике. — http://psyfactor.org/lib/ustinov1.htm .
5. Лиммерман Х. Произнесение речи (как держать речь). Общий опыт и размышления. Выступление оратора. — http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Lemmer/09.php .
6. Медведев И. Публичные выступления — 10 ошибок начинающего оратора. — http://psyfactor.org/lib/uspeh11.htm .
7. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — http://bookap.info/popular/carnegi4/gl7.shtm .
8. Введенская Л.А. Культура речи. — http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/21986/21995 .

См. также:
Каталог Организаций:
— ИТП «Град»
Каталог Авторов:
— Трубкин Н.В.
Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2010

admin