Отказаться от пенсии и получить деньги

Алексей ГРИГОРЬЕВ,
экономист

Законом Республики Беларусь от 26.10.2012 № 434-3 (далее — Закон № 434-З), вступившим в силу с 1 декабря 2012 г., вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон № 1596-XII). В основном они связаны с приведением его в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 18.03.2012 № 136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» (далее — Указ № 136), однако имеются и другие интересные нововведения.

Поскольку Указ № 136 вступил в силу с 1 октября 2012 г., большинство его норм, устанавливающих прогрессивное увеличение «бонуса» за отказ от получения пенсии при наступлении пенсионного возраста и продолжении работы, перенесены в ст. 23-1 Закона № 1596-XII. Теперь если продолжать работу после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет) и отказаться от ее получения, размер пенсии по возрасту будет ежегодно увеличиваться. За полный первый год работы ее размер вырастет на 6% заработка, из которого в соответствии со ст. 56 Закона № 1596-XII исчисляется пенсия, за полные второй, третий и четвертый год работы — на 8%, 10% и 12% такого заработка соответственно. После этого величина «премии» за каждый последующий год работы без пенсии перестанет расти: размер пенсии по возрасту за каждый полный отработанный год будет увеличиваться на 14% заработка. Если же отработан неполный год, то размер пенсии по возрасту увеличивается на 1% заработка, из которого исчисляется пенсия, за каждые полные 2 месяца неполного года работы, а результат суммируется с размерами увеличения пенсии, указанными выше.

При этом под работой без получения государственной пенсии, дающей право на указанное увеличение пенсии, понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН). Кроме того, установлено, что такое увеличение размера пенсии по возрасту производится независимо от ограничения, согласно которому увеличение пенсии может производиться лишь в пределах 20% заработка (минимального размера пенсии).

При кажущейся прогрессивности данного механизма увеличения пенсии далеко не каждый захочет им воспользоваться: уж очень мало по сравнению с большинством развитых стран живет население нашей страны, особенно его сильная половина. Средняя продолжительность жизни женщин в Республике Беларусь составляет около 77 лет, а мужчин не превышает 65 лет, что делает для последних отказ от пенсии несколько необдуманным.

Вторым значимым нововведением Закона № 434-З является установление единого подхода к принимаемым для расчета пенсии периодам деятельности: включаться в стаж и учитываться при расчете заработка для расчета пенсии будут как периоды с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН, так и периоды деятельности без их уплаты, перечисленные в ч. 2 ст. 51 Закона № 1596-XII, такие как военная служба, периоды получения пособия по временной нетрудоспособности, ухода за детьми и инвалидами, получения образования в дневной форме, включая дополнительное образование взрослых, получения пособия по безработице (не более 6 месяцев в общей сложности) и др.

Для реализации этого подхода установлено, что лицам, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них или ими самими уплачивались обязательные страховые взносы в ФСЗН, пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 15 лет стажа работы независимо от имеющихся перерывов. Ранее здесь говорилось о последних 15 годах работы (уплаты обязательных страховых взносов в ФСЗН). Кроме того, установлено, что в периодах работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых работник подлежал государственному социальному страхованию и за него или им самим уплачивались обязательные страховые взносы в ФСЗН, учитывается фактический заработок, а в периодах, предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона № 1596-XII, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40% средней заработной платы работников в Республике Беларусь за соответствующие месяцы.

Внесено изменение и в порядок расчета заработка для исчисления пенсии в случае, когда работник проработал менее одного календарного месяца. Если ранее он определялся путем деления заработка за все проработанное время на число проработанных дней и умножения полученной суммы на число рабочих дней в месяц, исчисленное в среднем за год, то после вступления Закона № 434-3 в силу заработок для исчисления пенсии в указанном случае должен рассчитываться путем деления заработка за календарные дни стажа работы на число этих дней и умножения полученной суммы на 30.

Еще одной важной новацией является новый порядок исчисления пенсий лицам, работавшим за пределами Республики Беларусь. Ранее тем, кто выезжал на работу за границу, пенсии исчислялись исходя из заработной платы, которую они получали в Беларуси, а при продолжительности работы за рубежом не менее 5 лет из последних 15 лет работы перед обращением за пенсией, по их выбору — исходя из расчета среднего заработка работников соответствующих профессий и квалификаций в Республике Беларусь ко времени назначения пенсии. Таким образом, доход, полученный за работу за пределами нашей страны, никак при исчислении пенсии не учитывался. Теперь же лицам, работавшим за пределами Республики Беларусь, пенсии будут исчисляться исходя из фактического заработка в Беларуси и дохода за работу за ее пределами, с которого они самостоятельно уплачивали обязательные страховые взносы в ФСЗН. Возможно, выезжающим работать за границу теперь стоит подумать об уплате таких взносов со своих «зарубежных» доходов, что может впоследствии повысить размер получаемой ими пенсии.

Кроме того, если ранее пенсия могла выплачиваться по доверенности, которую разрешено было выдавать на срок не свыше одного года, то теперь это правило относится только к доверенностям на получение пенсии в организации почтовой связи либо организации, осуществляющей деятельность по доставке пенсий. Срок же действия доверенности на получение денежных средств со счета гражданина в банке, на который перечисляется его пенсия, определяется в соответствии со ст. 187 Гражданского кодекса Республики Беларусь и не может превышать 3 лет.

В завершение отметим, что все пенсии по возрасту, назначенные с 1 сентября 1998 г. до 1 октября 2012 г., должны быть пересмотрены в соответствии с новой редакцией ст. 23-1 Закона № 1596-XII при соблюдении установленных в ней условий.

13 марта 2017 16:17

Средства, называемые пенсионными накоплениями, сформированные на лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде или в негосударственном пенсионном фонде (НПФ), стали выплачивать с июля 2012 года.
Такая возможность была реализована в связи с вступлением в действие федерального закона №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 30.11.2011 года.
У кого на счетах имеются пенсионные накопления
Эти средства формировались, начиная с 2002 года, на счетах у работающих граждан из следующих источников:
• Обязательные взносы, уплаченные работодателями. Это мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год – за них уплачивались взносы на накопительную часть в течение трех лет, с 2002 по 2004 год. Работники с 1967 года рождения – за них уплачиваются взносы на накопительную часть по настоящее время;
• Добровольно перечисленные взносы граждан, вступивших в государственную программу софинансирования пенсий. Также это взносы, уплаченные государством и (или) предприятием по данной программе.
• Средства материнского капитала, если они были перечислены на накопительную часть.
• Доходы от инвестирования всех средств, находящихся на накопительных счетах.
Многие, из тех, кому уже назначена пенсия, даже не помнят о том, переводили они куда-либо свои накопления или нет.
Обращаться за выплатой нужно в НПФ, если они переводились, или в ПФР – если никакого заявления не подавалось.
Если человек не помнит точно, где находятся деньги, но попадает в одну из перечисленных категорий, можно обратиться с заявлением в ПФР, и получить такие сведения.
В какой форме выплачиваются пенсионные накопления
Существует только три формы выплаты пенсионных накоплений:
• единовременная выплата,
• срочная выплата,
• установление накопительной части к пенсии.
Единовременная выплата
Предполагает получение всех имеющихся на счете средств одновременно. Такая возможность предоставляется в случае, если при расчете накопительной части по формуле (имеющиеся средства делятся на ожидаемый период выплаты – 228 месяцев), ее размер составляет менее 5% к размеру получаемой пенсии.
Право на получение этих средств имеют следующие граждане, на счету у которых имеются пенсионные накопления:
• Пенсионеры, которым уже назначена пенсия по старости и тем, кто обращается за установлением пенсии по старости в настоящее время.
• Пенсионеры — получатели пенсии по инвалидности либо по утере кормильца, и достигшие возраста общеустановленного для выхода на пенсию по старости. То есть, мужчины по достижении 60 лет, а женщины – 55 лет, которые не имеют права на пенсию по старости.
Срочная выплата
Срочная выплата может быть назначена по заявлению с указанием определенного срока, в течение которого заявитель желает получать свои средства. Срок не может составлять меньше 10 лет (120 месяцев). То есть, в этом случае по вышеприведенной формуле будет рассчитан размер ежемесячной выплаты. Он подлежит ежегодной корректировке, с учетом поступающих на счет средств. Эта выплата может производиться только за счет средств, поступивших в добровольном порядке и доходов от их инвестирования. Важной особенностью этой выплаты является то, что в случае смерти получателя, остаток этой суммы подлежит наследованию.
Накопительная часть пенсии
Накопительная часть пенсии устанавливается в случае, если ее размер составляет 5% и более к размеру назначаемой пенсии. Расчет производится, исходя из общей суммы, поделенной на ожидаемый период выплаты. Сейчас он составляет 228 месяцев, но с 2015 года, в соответствии с законом о накопительных пенсиях будет ежегодно устанавливаться распоряжением Правительства.
Накопительная часть назначается пожизненно, однако после смерти получателя, остаток средств наследованию не подлежит. Те, кто уже получает пенсию, имеют право на установление этой части с момента получения права на пенсию, с доплатой за весь прошлый период. В этом случае она будет рассчитана из той суммы, которая имелась на счету на дату установления пенсии (например, на 2010 год – если пенсия по старости назначена на эту дату). Если же заявитель изъявит желание получать ее со дня своего обращения, то размер будет рассчитан исходя из суммы, имеющейся на счету на дату обращения, без доплаты.
В течение десяти лет, пока накопительная часть не устанавливалась, а взносы на нее перечислялись, многие граждане успели выйти на пенсию. Однако не все из тех, кому назначена пенсия по старости, могут реализовать свои права.
Так, получатели пенсий на льготных условиях, например, «чернобыльцы», военнослужащие, получающие страховую часть пенсии, смогут получить свои средства не раньше наступления возраста 55-60 лет.
В отличие от них, те, кто приобрел право на трудовую пенсию раньше общеустановленного срока, но по закону о трудовых пенсиях, например, по спискам 1-2, медики, педагоги – имеют право на выплату пенсионных накоплений.

С каждым годом растет число людей, которые недовольны российской пенсионной системой. И действительно, даже многолетний добросовестный труд далеко не всегда гарантирует достойное обеспечение в старости. Поэтому все больше граждан приходит к выводу, что подготавливаться к «осени жизни» лучше самостоятельно.
Но если гражданин ведет официальную трудовую деятельность, работодатель ежемесячно производит на него взносы в Пенсионный фонд. Естественно, эти деньги он берет не из пустоты и не из собственного кармана: они изначально закладываются как расходы на работника. В итоге, хочет того работник или нет, за его счет каждый месяц производятся перечисления в ПФР.
Но можно ли отказаться от пенсионного обеспечения и распоряжаться получившейся разницей самостоятельно? Ведь пенсия вроде как является правом граждан.
Пенсия: право или обязанность?
У всех есть права и обязанности. И если правом мы можем воспользоваться по своему желанию, то обязанность приходится выполнять в любом случае. И воспользоваться пенсией – это право гражданина. Достигнув определенного возраста и накопив минимальное количество баллов и стажа, он может подать в ПФР документы. Но если он этого не сделает, средства ему выплачивать не будут.
А вот перечисление в фонд средств за своих работников или за себя самого (для индивидуальных предпринимателей) является обязанностью. Даже если гражданин не собирается обращаться за пенсией, уплата за него взносов в Пенсионный фонд – это обязанность, поскольку деньги идут не только на обеспечение сытой старости конкретно для него, но и на содержание тех, кто уже вышел на пенсию.
И если наши взносы идут на пенсионные выплаты сегодняшним пенсионерам, то при выходе на пенсию нас самих будут обеспечивать взносы, которые будут платиться за счет наших детей и внуков, под чутким руководством Пенсионного фонда.
Так можно ли не платить пенсионные взносы?
Конечно, если бы у граждан был выбор, далеко не каждый доверил бы управление своими сбережениями Пенсионному фонду. К сожалению, в большинстве случаев такой выбор не предоставляется.
Однако начиная с этого года у занятых в некоторых сферах предпринимателей и граждан появилась возможность зарегистрироваться в качестве самозанятых. Обладатели такого статуса обязаны уплачивать только налог в размере 4 % при работе с физическими лицами и 6 % – с юридическими, а пенсионные взносы перечисляются в добровольном порядке.
Есть, конечно же, и вариант работы без официального трудоустройства, но он сопряжен с риском остаться и без пенсии и без денег. К тому же редкий руководитель будет выдавать сотрудникам в конверте компенсацию за взносы в полном объеме.
Целый ряд государств не выплачивает гражданам пенсии и не осуществляет сбор средств – когда родители стареют, обязанность по их содержанию ложится на плечи их детей. Но зато те не обязаны пополнять какие-либо фонды и доверять свои пенсионные сбережения под управление неоднозначной организации.

3 октября депутаты Верховной Рады приняли пенсионную реформу, которая предусматривает повышение выплат действующим пенсионерам и ужесточение правил для пенсионеров будущих. Реформа должна сделать систему более справедливой и в среднесрочной перспективе вывести Пенсионный фонд на самообеспечение. Сегодня дефицит Фонда составляет порядка 141,3 млрд гривен в год.

«Каждая вторая гривна на выплату мизерной пенсии идет из госбюджета. И тот, кто платит налоги, платит в Пенсионный фонд дважды», — поясняет Андрей Рева, министр соцполитики и главный лоббист пенсионной реформы.

Журналисты LB.ua встретились с ним на следующий день после голосования и проговорили без малого два часа. Министр пояснил, почему пенсионная система требовала перестройки, какие теперь правила выхода на пенсию, будет ли начисляться стаж студентам и тем, кто в декрете, как будет считаться стаж «упрощенцам». Не обошлось и без политических вопросов — об электоральном аспекте реформы и об информационной кампании против министра накануне голосования за пенсионную реформу.

Соня Кошкина (СК): Итак, пенсионная реформа принята. Что это значит для «маленьких українців»?

Андрей Рева (АР): Для пенсионеров — восстановление социальной справедливости.

Во-первых, впервые за последние 5 лет пенсии будут «осовременены», то есть, для 5,6 млн человек, находящихся на заслуженном отдыхе, они возрастут за счет применения в пенсионной формуле нового размера средней зарплаты за последние 3 года (2014-2016 гг.) – 3764 грн.

Во-вторых, будет отменен 15 процентный налог на пенсии для работающих пенсионеров.

В-третьих, в дальнейшем, начиная с 2019 года, пенсии будут автоматически пересматриваться по утвержденной формуле, то есть в дальнейшем пенсии будут увеличиваться независимо от того, кто в данный момент находится у власти. В-четвертых, еще для 4 млн пенсионеров с 1 октября 2017 года минимальная пенсия вырастет на 140 гривен на месяц – с 1312 до 1452 грн.

Таким образом, пенсионная реформа выгодна в первую очередь нашим пенсионерам, которые заслужили на то, чтобы жить достойно. Это, если хотите, возвращение того долга, который мы имеем перед нашими родителями. А вот для всех остальных, то есть для нас с вами, требования ужесточились.

На чем базируется принцип пенсионного обеспечения? На принципе солидарности. Мы работаем, отчисляем, за счет наших денег содержатся наши родители. Мы уйдем на пенсию — наши дети станут платить. Если принцип нарушается, то это в первую очередь ощущают те, кто уже на пенсии.

«Ситуация в Пенсионном фонде до реформы, — пример того, до чего доводит популизм. Его «цена» — 949 гривен «минималки».

Мы — молодые, здоровые, работоспособные — считаем почему-то, что уплата пенсионных взносов — вопрос необязательный. Пускай, мол, государство думает, где взять эти деньги. У нас нет ощущения, что мы отвечаем за этих пенсионеров. А через некоторое время мы окажемся на их месте и прочувствуем это отношение, но будет уже поздно.

«Задача реформы заключалась в том, чтобы человек ощутил эту связь между поколениями. Между тем, как я сегодня выполняю свои обязательства по отношению к старшим, и размерами пенсии для меня в будущем».

Вот почему применительно к нам с вами требования стали более жесткими. До 2012 года нужно было платить только пять лет отчисления в Пенсионный фонд, чтобы иметь право на пенсию. С 2012 года — 15 лет. Но ведь пенсию пенсионерам надо платить пожизненно! И если кто-то это прекращает делать, то это сразу ошушают все, находящиеся на заслуженном отдыхе. А сейчас мы говорим, что если у вас имеется только 15 лет страхового стажа, то на пенсию вы сможете выйти только в 65. А если хотите выходить в 60 лет, то с 2028 года вы должны иметь полный страховой стаж: 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин.

СК: Какова электоральная составляющая реформы?

АР: В любом случае есть электоральная составляющая, потому что людям нравится, когда социальные стандарты растут. Хотим мы того или нет, они всегда связывают повышение социальных стандартов с именем конкретного человека, при котором это произошло. Иногда этот человек не имеет отношения к реформе. Живо советское: «прошла зима, настало лето, спасибо партии за это». Но в нашей ситуации имя человека, который совершил невозможное, известно всем — это премьер-министр Украины Владимир Борисович Гройсман, без которого пенсионная реформа на самом деле не состоялась бы.

СК: Какой была его мотивация?

АР: Я его все-таки давно знаю. У него есть желание сделать что-то хорошее. На посту премьера он не может не видеть остроту проблем, с которыми сталкиваются люди. Когда у человека пенсия 949 гривен — это за пределами понимания. Как человек выживает?

Первое желание было какое? Давайте поднимем! Замечательно. Но за счет чего? Начинаем разбираться. И выясняется, что даже для того, чтобы платить эти маленькие пенсии, мы 145 млрд гривен берем из госбюджета, и только 112 — это собственные доходы Пенсионного фонда. Премьер поручил министерству соцполитики найти выход из ситуации.

СК: Вы же понимаете, что одной этой реформой ситуацию не исправить? У многих людей нет доверия к государству вообще, многие помнят, как сгорели сбережения их родителей в СССР. И многие уже привыкли обходиться без государства, сами обеспечивают своих родителей, да и на собственную пенсию особо не рассчитывают.

АР: Советская пенсионная систем была двухуровневая. Вы получали пенсию из бюджета в 120 рублей, если повышенная — 132, минимальная — 80. (Оставим за скобками персональные пенсии). Вашей задачей было иметь трудовую книжку, где записано, что вы работали 25 лет (мужчины) и 20 лет женщины.

Но к этому всему большинство имели еще сберкнижку. И туда люди со своей зарплаты по 10-15 рублей в месяц отправляли. Накапливалась сумма, которую человек планировал использовать так, как посчитает нужным. У моей бабушки, учительницы, на книжке было 7000 рублей, когда она вышла на пенсию.

Если сравнить с нынешней системой, то фиксированная советская пенсия — это первый солидарный уровень системы. А счета в Сбербанке — добровольная накопительная система, сейчас это называется третий уровень пенсионного обеспечения. Действительно, при развале Союза сбережения наших граждан в Сбербанке СССР на общую сумму 132 млрд рублей пропали.

«…Что касается нынешней пенсионной системы, то на самом деле ее по сути не существует. Судите сами — каждая вторая гривна на выплату мизерной пенсии идет из госбюджета. И тот, кто платит налоги, платит в Пенсионный фонд дважды».

Один раз, когда отчисляет ЕСВ, а второй раз через подоходный налог в бюджет, уже оттуда — в Пенсионный фонд.

И тут же рядом огромнейшая масса людей, наших сограждан, которые НИЧЕГО не платят в Пенсионный фонд и при этом рассказывают, какое у нас плохое государство. Когда-то надо было поставить точку. Отношения между гражданами и государством должны быть честными. Не хочешь платить взносы, не хочешь работать по- белому? Не вопрос. Но придет время — не обращайся за пенсией. Вот если ты трудился всю жизнь, пускай на минимальную зарплату работал, но платил, то тебе государство обязательно базовый уровень пенсии должно обеспечить. А чем больше ты вносил, тем больше ты потом получишь.

Нам хотели противопоставить накопительную систему. Мы говорим: ребята, это совершенно разные вещи. Сегодня у нас 12 млн пенсионеров, есть проблема с размером пенсий, ее надо решить незамедлительно. Накопительная система даст эффект через 20 лет. Что нужно сделать в первую очередь? Нужно сперва привести в порядок солидарную систему. И тогда можно запустить накопительный уровень, чтобы те, кому меньше 35, имели бы возможность открыть счет и накапливать. Потом они будут иметь базовый уровень и плюс накопительный. Даже если предположить, что рухнет эта накопительная система, то человек все равно будет иметь пенсию базового уровня.

СК: Какую ваша мама получает пенсию?

АР: 1681 гривну в месяц. За 49 лет стажа работы в школе. Она с 1994 года на пенсии. В последний раз ей осовременивание пенсии проводили в 2008 году. Маме уже 78 лет, и она живет с нами в Виннице, иначе — просто физически не выживет. Ну, а как иначе? (На следующий день после того, как мы записывали интервью, в ходе тематического круглого стола в Институте Горшенина, министр уточнил, что теперь после пересчета пенсия его мамы составит 2841 гривну, — ред.).

Андрей Яницкий (АЯ): Сколько денег потребуется на осовременивание пенсий? И откуда эти деньги?

АР: Давайте мы все напишем (берет лист бумаги, делает пометки — ред.). Мы пришли в 2016 году, когда доходы пенсионного фонда составляли 112 млрд гривен, дотации — 145 млрд. Нужно повышать пенсии, а не из чего. Какие пути возможного повышения? Что сделала Юлия Тимошенко в 2008 году? Она увеличила коэффициент страхового стажа с 1 до 1,35, и тем самым искусственно подняла пенсии. Недостающие деньги взяла из кредита МВФ, который в то время в качестве исключения разрешил зачислить часть транша в бюджет.

Вот она 2 млрд долларов МВФ взяла и направила на латание дыры в Пенсионном фонде. Это был 2009 год перед выборами. После чего пришли «крепкие хозяйственники». Отменить коэффициент страхового стажа 1,35 не решились, зато решились поднять пенсионный возраст для женщин. Но раз они этот коэффициент не отменили, дыра в Пенсионном фонде все равно осталась. Ее Тимошенко только разово залатала деньгами МВФ. И что власти делали? С 2008 по 2014 год скрыто финансировали дефицит Пенсионного фонда путем так называемых займов Госказначейства. На общую сумму на сегодня в 48 млрд гривен.

АЯ: То есть это долг Пенсионного фонда перед казначейством на сегодня?

АР: Конечно. Его никто не афиширует, но он есть. По курсу 8 гривен за доллар это было 6 млрд долларов. И дотация в 141 млрд гривен из бюджета только в этом году. То есть сегодня покрыть дефицит Пенсионного фонда за счет уже МВФ не получится при всем желании — настолько большие суммы. Печатать деньги никто не будет. Увеличить дотацию из бюджета уже некуда. В 2016 году она была выше, чем расходы на оборону. В этой ситуации нам было предложено искать выход, и мы выход нашли.

АЯ: Это ваша команда предложила? Или это написали МВФ и Всемирный банк?

АР: МВФ задал простой вопрос: как вы собираетесь ликвидировать дефицит Пенсионного фонда? Как именно мы будем действовать — им по большому счету все-равно. У них есть «набор стандартных рецептов».

АЯ: Поднять пенсионный возраст до 63 лет, например.

АР: Конечно. Это, кстати, один из стандартных рецептов. У вас проблема? Увеличивайте пенсионный возраст. Мы же предложили следующий вариант: не расходы сокращать, а увеличивать поступления в Пенсионный фонд. Как это можно сделать? Можно поднять ставку ЕСВ, но ведь ее только недавно снизили с 38% до 22%. Правда, при этом мы потеряли 65 млрд гривен поступлений. По этому поводу мы даже имели заочную дискуссию с Ниной Петровной Южаниной. Но это же не 65 копеек, это 65 млрд. Но в результате мы пришли к общему пониманию, что обратной дороги нет и быть не может. Снизили — значит снизили. Надо искать другой путь.

Давайте тогда сделаем ход конем — поднимем минимальную зарплату. Мы посчитали реальную стоимость набора товаров и услуг – так называемой потребительской корзины — прожиточного минимума и вышли на 3200 гривен в месяц. На тот момент цифра казалась фантастической. Но идею поддержали Государственная фискальная служба, Минсоцполитики и, как ни странно, Минфин. Колебалось только некоторые чиновники Минэкономразвития. Но благодаря принципиальной позиции первого вице-премьер-министра, министра экономического развития и торговли Степана Кубива мы в конце концов достигли консенсуса в этом вопросе. Аргументы более чем очевидные: по состоянию на 1 декабря 2016 года в Украине 47 тысяч предприятий, руководители которых получали зарплату в 1450 гривен. То есть, грубо говоря, вся теневая экономика сидела на минималке. Естественно, подымая до 3200, мы их вынуждали не поднимать себе зарплату, а показывать свою реальную зарплату и увеличивать отчисления в бюджет.

Начались популистские возмущения: дескать страна помрет, если будет 3200 зарплата. Что все побегут в тень. Что доллар будет 50. Рисовали нам апокалипсические картины. И, должен вам заметить, что даже некоторые депутаты поддались панике. Но ничего этого не случилось.

СК: Предсказуемо.

АР: Параллельно мы подняли зарплату на 50% в бюджетной сфере. Также в августе 2016 года подписали генеральное соглашение с профсоюзами и работодателями, последние взяли на себя обязательства запустить механизм повышения зарплат во внебюджетной сфере. В результате за первые восемь месяцев года фонд оплаты труда в Украине вырос на 37%.

Мы планировали на этот год собственные доходы Пенсионного фонда в 142 млрд, а дотацию в 141 млрд. Когда зарплаты начали расти, когда увеличились поступления мы увидели, что доходы Пенсионного фонда будут выше плановых на 20-25 млрд. Вот этот ресурс сейчас и направляется на повышение пенсий.

В 2016 году весь фонд оплаты труда в Украине составлял 584 млрд гривен. Мы планировали в 2017 году его увеличение до 666 млрд гривен. В мае этого года мы пересмотрели эти показатели и спрогнозировали увеличение фонда оплаты труда в Украине в 2017 году до 796 млрд гривен, а сейчас мы видим, что на конец года мы реально можем получить около 810 млрд гривен при таких такими темпах роста. То есть это плюс, на секундочку, 226 млрд к прошлому году! Вот Такое повышение фонда оплаты труда в 38% при росте экономики в 2% по году математически не получается. Кажется, что деньги возникают из ниоткуда. В расчетах МВФ не берется во внимание фактор теневой экономики Украины. И иного объяснения происхождения дополнительных денег в бюджете нет: эти деньги поступили в бюджет прямиком из теневой экономики. Причем, бизнес ее заплатил без заминки, поскольку сокращения количества работающих не произошло. В тень никто не убежал. Закрылись только неработающие ФОПы. Из работающих закрылось 89 тысяч, а открылось почти 200 тысяч.

АЯ: Технически повышение произойдет с октября?

АР: С октября, да.

АЯ: Задним числом, получается?

АР: Ну а что делать? И точка же в этом вопросе еще не поставлена. Законопроект направлен на подпись Президенту. Президент должен подписать, опубликовать, и с этого момента закон вступает в силу. Конечно, Президент, я убежден, подпишет данный закон (интервью мы записывали вечером в среду 4 октября, а уже 8 числа Президент закон подписал, — ред.). В конце концов, он его поддержал на Национальном Совете Реформ в июне месяце этого года. Но в любом случае, юридические процедуры займут какое-то время. А пенсии уже начали выплачивать с 4 октября.

АЯ: Возможно, вы могли поднять пенсии и без этого закона, как говорили многие депутаты, в том числе и от БПП.

АР: Давайте разберемся. У нас 12 млн пенсионеров. Но мы осовременивание пенсий не всем проводим — только 5 млн 600 тыс человек. То есть пересчитываем им пенсии, исходя из зарплаты 3764 гривны и коэффициента стажа 1%. Это все, кто выходил на пенсию до 2008 года. А кроме того есть люди, у которых пенсии меньше прожиточного минимума, мы им доплачивали до прожиточного минимума. Это почти 4 млн человек. И для таких людей мы предусматривали в бюджете с 1 декабря увеличение социальных стандартов, прожиточного минимума. Но затем решили перенести это увеличение на 1 октября. И вот если осовременивание пенсий правительство, действительно, могло провести своим решением, то для этих 4 млн человек нужно было решение Верховной Рады, чтобы перенести повышение с декабря на октябрь.

Второй вопрос, который требовал решения Рады — это размер повышения. Изначально мы планировали поднять пенсии на 10%. На 5% с 1 мая, затем еще на 5% с декабря. Это последнее повышение должно было быть на 61 гривну. Но фракция Радикальной партии Олега Ляшко потребовала увеличения минимальной пенсии не на 61, а на 140 гривен с 1 октября 2017 года. Мы рассмотрели это предложение и выяснили, что есть возможность это сделать. Но для этого нам требуется соответствующее решение Верховной Рады.

Третье. Мы бы подняли 5 млн 600 тыс. пенсионеров выплаты своим решением. Но система осталась бы прежней. Когда будет следующее повышение? Лет через пять. Нам же важно не сейчас баллы заработать, а создать систему, которая будет работать автоматически. И заложить механизм автоматического повышения пенсий. Без влияния правительства, Верховнй Рады и всех остальных. И для этого была нужна реформа. Мы покончили с популистической практикой всех лет независимости Украины: перед выборами повышать пенсии людям, находящимся на заслуженном отдыхе. Больше этим никто спекулировать не сможет. В том числе и мы. Конечно, если бы мы сейчас шли на выборы, сегодня нам бы это пошло в плюс. Но только выборы не скоро.

СК: Андрей Алексеевич, а вы пойдете на выборы?

АР: Я лично не планирую принимать участие в выборах. Я и в правительстве работаю только потому, что меня Владимир Борисович пригласил это сделать. Я оставил в Виннице свою семью, неделями не вижу своего внука. Работаю в Министерстве по 12-14 часов в день. И что в сухом остатке? За мной шпионят папарацци. Сидят с самого рассвета во дворе моего дома. Смотрят, что я ем. Где я что покупаю… Полный идиотизм! Зачем мне в моем возрасте все это?

СК: Обидно, что фраза про то, что «украинцы слишком много едят» была вырвана из контекста и разошлась так, как разошлась?

АР: Нет. Я вам объясню, почему. Расскажу старый еврейский анекдот. Молодая еврейка приходит к раввину. Говорит: «Ребе, прошу прощения, я так волнуюсь, так волнуюсь. Вот только вам доверяю. Не с кем посоветоваться. У меня такое событие в жизни. Один раз бывает. И такой щепетильный вопрос. Я вот… Ну вы же меня не сдадите? И вы мне дадите хороший совет? Я должна буду провести первую брачную ночь со своим женихом. Как вы мне посоветуете быть? Мне прийти к нему в сорочке ночной? Или сразу без? Только, чтобы это выглядело нормально, чтобы он не подумал обо мне ничего плохого». Раввин ей говорит: «Дочь моя, будешь ты в рубашке, будешь ты без рубашки — результат будет один и тот же».

Соня, сказал бы я это или нет, все равно был бы негатив. В этой форме, в другой. Была бы попытка ударить по мне.

СК: По вам или по премьер-министру?

АР: Через меня бьют, конечно, по премьер-министру.

СК: Хорошо, давайте расставим точки над i. Что вы имели ввиду, когда говорили, что украинцы слишком много едят?

АР: Первой потребностью человека является еда. Потребность хорошо питаться в любом человеке заложена. А учитывая наш исторический опыт, у нас это еще более обострено. Обострено нашим историческим опытом, которого нет у тех же немцев. Мама моего отца умерла в 1947 году, когда ему было 10 лет. От голода. Осталось четверо маленьких детей. Их воспитывала старшая сестра. Она ставила им глечик и давала каждому по ложке. И кто быстрее ел, тот был сыт. Привычка быстро есть осталась у моего отца на всю жизнь.

Так вот, люди у нас бедные. Что они покупают? Дешевую низкокачественную еду. Они ее едят, а чувство голода не пропадает. Какой нужно сделать вывод из этого? Надо повышать уровень жизни украинцев: чтобы у них была возможность покупать качественную, а значит более дорогую еду. А что придумали кремлевские пропагандисты и их союзники-зрадофилы? «Министр обвинил украинцев в том, что они много едят! Министр сказал украинцам: надо меньше жрать!» Вот такая история, малята… Я прекрасно понимаю, что это манипуляции, но также осознаю, что это я сам организовал праздник на улице кремлевских негодяев. Но ничего, как любил повторять царь Соломон: и это пройдет. Больше причин для радости у них не будет. Обещаю.

АЯ: Ясно. Комитет внес много правок в законопроект. И одна из спорных — запуск накопительной системы с 2019 года. МВФ не был против?

АР: Нет, после того, как мы пояснили им механизм. МВФ ставит нам маяки по реформам, дедлайны. А почему же депутаты не могут нам поставить дедлайн по накопительной пенсии? Да они наши работодатели! Они требуют, чтобы был маяк — 2019 год. Как мы можем проигнорировать это требование? Мы обещали МВФ, что этот вопрос будет предметом переговоров. Что мы создадим рабочую группу, будем договариваться. Мы взяли на себя ответственность, и они нас поняли.

АЯ: Вы вначале сказали, что многие не платят отчисления в Пенсионный фонд.

АР: Простой пример. У нас строительство сегодня имеет самый большой прирост производства. А количество работающих при этом… сокращается. Идет тенизация. Потому что предприниматель, который строит, разбрасываться кадрами не может. Он вынужден платить им хорошую зарплату. Но с хорошей зарплаты и отчисления хорошие. И вот что этот предприниматель делает. Он говорит: Иван, у тебя 15 лет стажа есть? Есть. Пенсию иметь будешь. Так держи 10 тысяч на карман черными и не задавай мне дополнительных вопросов. Крайний в этом договоре — пенсионер.

А когда мы говорим, что теперь нужно 25 лет стажа, а к 2028 году — 35 лет стажа, Ивану этот договор становится невыгодным. Он говорит: извини, Иван Иванович, но без официальной регистрации работать не буду. Хоть с минималки, но плати.

Кроме того, у нас же штрафы за неоформленных работников выросли. Сейчас мы еще передали полномочия по этим штрафам органам местного самоуправления. То есть, на сегодняшний день, право выписывать штрафы имеет и Госслужба труда, и органы местного самоуправления. Когда мы это сделали, началась легализация. 400 тысяч дополнительных плательщиков ЕСВ мы получили только за счет потенциальной возможности применения штрафных санкций за неоформленных сотрудников.

АЯ: Так все-таки, если человек не имеет стажа, он может на что-то рассчитывать от государства?

АР: В следующем году какие люди и какого возраста пойдут на пенсию? 1958-го года рождения, если мы говорим о мужчинах (у женщин другая ситуация после пенсионной реформы Сергея Тигипко, — ред.). До 1 июля 2000 года какой у них может быть трудовой страж? Если он в 22 года после окончания ВУЗа начал работать, то до 1 июля 2000 года у него уже 20 лет трудового стажа. А если он учился в ВУЗе, это еще плюс четыре. Итого вместе 24. А ему надо иметь 25 лет стажа. Ну уж с 2000 по 2018 год каким надо быть разгильдяем, чтоб не приобрести хотя бы одного года стажа?

Поэтому сейчас эта проблема остро стоять не будет. Проблема остро будет стоять через 10 лет, когда мы выйдем на 35 лет стажа и когда окажется, что не все люди нас послушали. Поэтому мы и говорим: идите работайте легально. В ближайшие 5-10 лет проблем не будет. Вот почему именно сейчас надо было эту реформу сделать. Чтобы все вышли из тени. А кто не выйдет, я не виноват.

«У нас есть международные обязательства. Они говорят, что человек для участия в страховой системе должен иметь не меньше 15 лет стажа. Эту позицию мы сохранили. Если вы имеете 15 лет стажа, то пенсию вы получите в 65 лет».

А что сегодня с теми, у кого нет 15 лет страхового стажа? Им не платится пенсия. Есть закон «Про державну соціальну допомогу особам, які не мають права на пенсию». И там сказано, что тем, кто не имеет 15 лет стажа, выплачивается помощь с — внимание — 63 лет! Мы перенесли до 65. Но вообще кто об этом законе слышал? Сколько таких людей в Украине? На страну всего 100 тысяч.

АЯ: Стаж в декрете, стаж студентам оставили?

АР: У нас до 2004 года стаж учебы в ВУЗах учитывается, а после — только если платится ЕСВ.

АЯ: То есть можно, будучи студентом, добровольно платить взносы в Пенсионный фонд?

АР: Совершенно верно. По женщинам вообще уникальная ситуация. До 2004 года мы стаж им засчитывали. А с 2004 по 2013 не засчитывали. Потом снова начали засчитывать. Но почему женщины, которые рожали до 2004 имеют больше прав, чем те, кто рожал в 2006-м? Это неправильно. Мы этим законом несправедливость и дискриминацию в отношении женщин устраняем. И МВФ не против.

admin