Отказ в центр занятости

Рассказываем, как поступить, если на потенциальном месте трудоустройства не объяснили причину отказа в работе и не выдали соответствующий документ для службы занятости.

— Моя 17-летняя дочь только закончила школу, подала заявление через госуслуги в ЦЗН. Ей дали два направления на работу (подсобным рабочим). В одном месте указан транспорт, но по факту оказалось, что он не предоставляется, а работа находится в другом населённом пункте, и другой транспорт туда тоже не ходит. На другом месте — тяжёлый физический труд, что противоречит ТК РФ. Как правильно нам поступить, чтобы нас признали безработными? Ни один работодатель отказ писать не хочет.

Статья 8 закона «О занятости населения» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на выбор места работы. При этом он может пользоваться бесплатными услугами службы занятости, а также других организаций, содействующих трудоустройству, например, рекрутинговыми агентствами. Этот же документ закрепляет отношения между гражданами и органами службы занятости.

По темеВ частности, в законе говорится о том, что гражданин признаётся безработным не сразу. После подачи документов в ЦЗН ему в течение 10 дней будут предлагать вакансии, если все они окажутся неподходящими, тогда гражданина поставят на учёт, назначат пособие и продолжат выдавать направления на собеседования. Социальные выплаты будут приходить на указанный безработным счёт, но только при условии, что он будет продолжать ходить на встречи с потенциальными работодателями и регулярно отмечаться в центре занятости.

О том, какую работу считают подходящей, вы можете прочитать в нашем материале по .

Если вакансия признана подходящей для потенциального работника, то ему выдают направление на собеседование, на которое он должен явиться в течение трёх рабочих дней. По результатам встречи безработного могут пригласить на работу либо написать отказ в приёме на работу с указанием причины. Этот документ соискатель должен передать в ЦЗН. Как пояснили в региональной службе занятости населения, если работодатель не принимает на работу и не пишет мотивированный отказ при желании соискателя заключить трудовой договор, это является нарушением.

Нарушением также считается предоставление неполной и недостоверной информации о потребности в работниках и условиях труда. Об этом говорится в статье 25 закона «О занятости». Если выяснится, что работодатель обманывает ЦЗН — например, указывает доставку до места работы, которой фактически нет, или умалчивает о тяжёлых условия труда, которые противопоказаны женщинам (ст. 253 ТК), вакансию перестанут предлагать соискателям. Как следствие, направление на собеседование будет считаться недействительным.

В Гострудинспекции пояснили, что в случае, если работодатель предоставил недостоверные сведения о вакансии, его нельзя привлечь к ответственности за нарушение Трудового кодекса. Этот вопрос должен решаться именно на уровне центра занятости, на учёте в котором стоит соискатель.

А вот если работодатель не сообщает причину отказа в трудоустройстве — это уже нарушение ст. 64 Трудового Кодекса. Добиться письменного ответа в этом случае можно через суд. Но для начала стоит обратиться в свой центр занятости — там могут решить вопрос без судебных тяжб, например, засчитать вакансию как неподходящую. Если действия сотрудников ЦЗН, по вашему мнению, также незаконны, то их тоже можно обжаловать в суде согласно ст. 11 закона «О занятости населения».

Отметим, что сам работник тоже может отказаться от предложенной вакансии. Правда, после двух отказов в ЦЗН могут принять решение не ставить его на учёт по безработице (или снять с него) и не платить пособие.

Коротко о главном:

1. При постановке на учёт в службу занятости безработного просят предоставить трудовую книжку и документы об образовании. При помощи этих документов в ЦЗН подберут подходящие вакансии для соискателя.

2. Затем в ЦЗН выдают направление на собеседование. По его результатам работодатель может заключить трудовой договор с соискателем. В ином случае работодатель пишет отказ.

3. Если письменное обоснование отказа вам не предоставляют, это является нарушением Трудового кодекса. В этом случае соискатель вправе обратиться в суд.

4. Предоставление недостоверных сведений о вакансии — тоже нарушение. В центре занятости при вскрытии подобных фактов перестанут направлять к нему соискателей.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

До Верховного Суда Российской Федерации дошло дело по иску гражданина о признании незаконным отказа в трудоустройстве на работу (Определение ВС РФ от 22 июля 2019 г. № 5-КГ19-71).

Несостоявшийся работник являлся инвалидом III группы и состоял на учете в центре занятости населения. Именно органом службы занятости он и был отправлен в акционерное общество для прохождения собеседования на должность ведущего инженера, по которой в организации было предусмотрено квотируемое рабочее место для инвалидов.

Стороны не достигли соглашения о трудоустройстве, что и стало причиной возникновения трудового спора. Суды первых двух инстанций в удовлетворении требований работника отказали. Однако ВС РФ заключил, что нижестоящие инстанции подошли к рассмотрению вопроса слишком формально. Направляя дело на пересмотр, ВС РФ указал, на что следует обратить внимание суду при новом рассмотрении дела. Хотя, данные рекомендации, конечно же даны именно суду и касаются конкретного дела, полезные выводы из них для себя вполне могут сделать и работодатели.

Итак, при решении вопроса о правомерности отказа в приеме на работу суду надлежит установить:

  • какая информация о вакантных должностях представлена организацией в центр занятости населения;
  • какие квалификационные требования предъявлены к вакантной должности, выделенной в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов;
  • соответствовал ли соискатель указанным требованиям;
  • какие документы запрашивались работодателем у соискателя для прохождения собеседования и по какой причине соискатель не был принят на работу;
  • было ли лицо, проводившее собеседование, уполномочено на такие действия;
  • были ли соблюдены работодателем требования законодательства о письменном информировании гражданина о причинах отказа в приеме на работу (в данном случае на квотируемое рабочее место для инвалида).

Относительно последнего пункта отметим, что информирование о причинах отказа в приеме на работу лица, направленного службой занятости, имеет свою нюансы по сравнению с общим случаем. Так, согласно ст. 64 Трудового кодекса работодатель обязан сообщить соискателю причину отказа в письменной форме только в том случае, если соискатель обратился с соответствующим письменным требованием. При этом у работодателя есть на это 7 рабочих дней.

А вот для случаев отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, законодатель устанавливает специальное требование: в такой ситуации работодатель обязан сделать в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и вернуть направление гражданину (п. 5 ст. 25 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Добавим также, что дополнительная обязанность в силу той же нормы у работодателя появляется и в том случае, если он примет решение о приеме направленного службой занятости соискателя на работу. При таком развитии событий работодатель должен будет в пятидневный срок вернуть в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

Да.

Но при этом необходимо знать определенные Законом Украины «О занятости населения» критерии подходящей для Вас работы. Если гражданин, зарегистрированный в Государственной службе занятости как безработный откажется от двух предложений подходящей работы, в том числе по полученной профессии по направлению территориального органа, а безработный, который впервые ищет работу и не имеет профессии (специальности), — откажется от двух предложений прохождения профессионального обучения в период со дня регистрации (перерегистрации), то центр занятости прекращает регистрацию такого лица в качестве безработного и в таком случае последующая регистрация возможна не ранее чем через семь календарных дней со дня принятия такого решения.

Подходящей является работа соответствующего образования, профессии (специальности), квалификации лица с учетом доступности транспортного обслуживания, установленного решением местной государственной администрации, исполнительного органа соответствующего совета. Заработная плата должна быть не ниже размера заработной платы такого лица по последнему месту работы с учетом среднего уровня заработной платы, сложившегося в регионе за прошлый месяц, где лицо зарегистрировано в качестве безработного. Во время предложения подходящей работы учитывается продолжительность работы по профессии (специальности), квалификация, опыт, продолжительность безработицы, а также потребность рынка труда.

Для лиц, не имеющих профессии (специальности) и которые впервые ищут работу, подходящей считается такая должность, которая требует первичной профессиональной подготовки, в том числе непосредственно на рабочем месте, а для лиц, желающих возобновить трудовую деятельность после перерыва продолжительностью, превышающей шесть месяцев, подходящей считается работа по профессии последнего места работы или работа с прохождением предварительной переподготовки по новой профессии (специальности) по направлению территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции.

Для граждан, которые не работали по предварительно полученными профессиям (специальностям) более 12 месяцев, подходящей считается работа, которую они выполняли по последнему месту работы, а работа по добытым ранее профессиям (специальностям) может считаться подходящей при условии предварительного повышения квалификации с учетом потребности рынка труда.

Для безработных, не имеющих профессии, или таких, которые работали на работах, не требующих специальной подготовки, и состоят на учете в территориальном органе более шести месяцев, подходящей работой также считается участие в общественных и других работах временного характера, продолжительность которых превышает один месяц.

Для граждан, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного (более 12 месяцев) перерыва (кроме граждан, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста осталось два и менее лет), подходящей работой также считается участие в общественных работах, а также других работах временного характера, соответствующих их образованию, профессии (специальности), профессиональному опыту, в частности по родственным профессиям, и которые продолжаются более одного месяца.

Подбор подходящей работы для инвалидов (в том числе путем разумного приспособления существующего или создания нового рабочего места) осуществляется в соответствии с их профессиональными навыками, знаниями, индивидуальной программы реабилитации и с учетом пожеланий по условиям труда.

Изменения в 2020 году

С 13 июня 2020 года изменились условия для пособий по безработице.

В связи с эпидемией коронавирусной инфекции власти приняли ряд мер по поддержке граждан и бизнеса, среди которых и увеличение пособия по безработице. В период с мая по октябрь 2020 года минимальные выплаты составят 4 500 рублей, а максимальные сохранятся на уровне федерального МРОТ (12 130 рублей).

Кому выплачивается пособие по безработице в России

Получить пособие по безработице в 2020 году могут граждане, которые:

  • — которые официально получили статус безработного, то есть зарегистрированные в установленном порядке;
  • — отработали не менее 26 недель за прошедший год. Наличие работы — одно из основных условий, как получить 12 000 по безработице от государства на протяжении нескольких месяцев;
  • — у которых бывший работодатель до того, как увольнять сотрудников, выплачивал за них страховые отчисления;
  • — являются трудоспособными и не имеющим противопоказаний к трудовой деятельности и реально ищущие работу.

Безработными не признают:

  • Лиц моложе шестнадцати лет.
  • Людей пенсионного возраста.
  • Граждан, которые заключением суда приговорены к исправительным работам или же ограничены в свободе.

Также не могут получить пособие по безработице при:

  • Неявке в Центр занятости на протяжении десяти дней с дня постановки на учет.
  • Предоставлении недостоверных данных.
  • Повторном отказе от предлагаемой Центром занятости работы, если род деятельности подходит лицу по его профессиональному образованию и состоянию здоровья, и работа находится в территориальной доступности.
  • Отказ от профессиональной переподготовки.

Лишить пособия по безработице не могут, если перерыв в работе был из-за:

  • Службы в армии.
  • Опеки над родственниками-инвалидами или пожилыми людьми, нуждающимися в постоянном уходе.
  • Обучения в учебных заведениях среднего и высшего уровня.

Увеличение пособия по безработице в 2019 году

С 2009 года пособие по безработице не увеличивалось, минимальный размер составлял 850 рублей, а максимальный — 4 900 рублей.

1 января 2019 года вступил в силу Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. N 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год», согласно которому минимальный размер выплачиваемого пособия возрастет до 1 500 рублей, а максимальный до 8 000 рублей.

Размер пособия по безработице

Для выплаты некоторым категориям безработных законом изначально установлен минимальный размер пособия – 1 500 рублей. К ним относятся граждане:

  • Впервые ищущие работу.
  • Возобновляющие трудовую деятельность после длительного перерыва (больше одного года).
  • Уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия.
  • Уволенные по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель.
  • Направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

Как встать на биржу труда

Для постановки на учет в качестве безработного необходимо лично подать в Центр занятости населения следующие документы:

  • Заявление-анкету о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, которая заполняется в ЦЗ от руки разборчивым почерком без сокращений и аббревиатур и подписывается заявителем:
  • Документ, удостоверяющий личность;
  • Трудовую книжку или документ, ее заменяющий (это не касается граждан, которые первый раз ищут работу);
  • Документ о получении образования, например, диплом вуза.
  • Справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, бланк которой лучше предварительно взять в ЦЗ и уже с ним идти к работодателю (это не касается граждан, которые первый раз ищут работу);
  • Индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую в установленном порядке (только для граждан, являющихся инвалидами).

Все документы, кроме заявления-анкеты и справки, представляются в подлинниках и копиях. К ним необходимо приложить подлинник и копию сберкнижки, на которую будет перечисляться пособие.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления вышеперечисленных документов. При невозможности предоставления подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации»).

Порядок оформления выплаты

Пособия по безработице высчитывается в процентах от среднего заработка гражданина за последние три месяца по последнему месту работы при условии, что гражданин в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня/недели или на условиях неполного рабочего дня/недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем/неделей (ст. 30 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Если эти условия соблюдены, то размер пособия по безработице на первые три месяца назначается:

  • В размере 75% от среднемесячного заработка.
  • В следующие четыре месяца – в размере 60% от среднемесячного заработка.
  • В последние пять месяцев – 45% от среднемесячного заработка.
  • В следующие 12 месяцев пособие будет рассчитываться уже из минимального размера.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев (ст. 32, 33. Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).

Сколько раз можно отказаться от предложенной вакансии

Признанный безработным гражданин обязан являться не перерегистрацию в Центр занятости два раза в месяц к определенному инспектору, который сообщает ему об имеющихся вакансиях и дает направление, по которому нужно явиться к работодателю в течение трех дней.

От предлагаемой вакансии можно отказываться только один раз. При отказе от подходящей работы второй раз, выплата пособия может быть приостановлена на три месяца (ст.35 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

При этом предлагаемая работа должна соответствовать профессиональной пригодности работника и уровню его квалификации (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, правилам и нормам по охране труда. Должна быть также соблюдена транспортная доступность рабочего места. Кроме того, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый на ней заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.

При этом для отдельных категорий безработных подходящей считается как работа временного характера, так и оплачиваемые общественные работы. От них больше одного раза не смогут отказаться:

  • Граждане, которым при регистрации в качестве безработных изначально положен минимальный размер пособия.
  • Граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность или вышедшие из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законом порядке.
  • Граждане, отказавшиеся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице.
  • Граждане, состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших.
  • Граждане, обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Состою на учете по безработице в центре занятости. Выдано направление на замещение вакансии. В трехдневный срок явилась к работодателю. Уточнили, хочу ли я работать, я ответила что ищу работу, но опыта в продажах у меня нет, а уж тем более в сфере налогообложения и аудита. Мой ответ был расценен как отказ от работы. Я попросила провести со мной полноценное собеседование, по результатам которого принять на работу или написать письменный отказ в приеме на работу, ознакомиться с моими документами. Мне было сказано, что кроме моего отказа, я не получу никакой другой записи, и, что работодатель не собирается платить мне пособие по безработице. Он стал звонить в центр занятости с вопросом, почему он должен платить мне пособие, и что я отказалась от работы. Я перезвонила в центр занятости с просьбой проверить работодателя, решить вопрос на уровне начальства. Прошу разобраться и организовать проверку в отношении работодателя по факту нарушения условий договора, заключенного с центром занятости. Обращения в департамент труда и центр занятости результата не дали, не в их интересах держать меня на бирже. Не знаю, куда обратиться, неужели безработные граждане так беззащитны перед неадекватными работодателями?

Работодатель не вправе безосновательно отказывать соискателям в приеме на работу. Вы вправе потребовать от работодателя мотивированный письменный отказ в приеме на работу. Если по Вашему мнению такой отказ будет неправомерен, то Вы вправе будете обжаловать его в суде.

Консультирование граждан по взаимоотношениям между центром занятости населения и работодателями, с которыми центр занятости заключил какой-либо договор, не входит в компетенцию Роструда. За дополнительными разъяснениями по таким вопросам рекомендуем Вам обратиться в орган исполнительной власти вашего субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Правовое обоснование:

Согласно ч. 1 ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (ч. 2 ст. 64 ТК РФ).

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме (ч. 5 ст. 64 ТК РФ).

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд (ч. 6 ст. 64 ТК РФ).

В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государственная служба занятости населения включает:

1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

3) государственные учреждения службы занятости населения.

На основании ч. 2 ст. 15 вышеуказанного закона деятельность государственной службы занятости населения направлена, в том числе, на информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

admin