Особенности социального партнерства в России

Социальное партнерство как совершенно особый тип соци­ально-трудовых отношений сформировалось только в новейшее время.

Субъектами социального партнерства считают определенный тип отношений собственности, предпринимателей и наемных работников преимущественно по вопросам спроса и предложе­ния рабочей силы, регулирования занятости и рынка труда.

В Российской Федерации система социального партнерства имеет свои особенности как двустороннее, так и трехстороннее сотруд­ничество по решению проблемы занятости, оплаты труда, соци­ального обеспечения, соблюдения и защиты прав работников. Был принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г., в который 20 октября 1995 г. Государственная Дума внесла ряд существенных изменений и до­полнений.

Российское законодательство устанавливает в первую очередь основы разработки, заключения и выполнения разноуровневых соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-эко­номических интересов работников и работодателей. Среди них:

• генеральное соглашение, устанавливающее общие принци­пы регулирования социально-трудовых отношений и согла­сования социально-экономических интересов работников и работодателей на федеральном уровне;

• региональное соглашение, устанавливающее те же принци­пы на уровне субъекта Российской Федерации;

• отраслевые и профессиональные тарифные соглашения, ко­торыми устанавливаются нормы оплаты и другие условия тру­да, а также гарантии и льготы для работников определенных отраслей и профессий;

• территориальное соглашение, учитывающее при установле­нии условий труда, социальных гарантий и льгот особеннос­ти города, района или другого административно-территори­ального образования.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каж­дый имеет право на объединение, включая право создавать про­фессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода де­ятельности общественных объединений гарантируется. В настоя­щее время в стране насчитывается более 100 профсоюзов, действующих в различных отраслях; почти половина из них вхо­дит в самое крупное профсоюзное объединение — Федерацию независимых профсоюзов России.

В Российской Федерации учрежден Координационный совет отечественных работодателей, объединяющий крупнейшие отраслевые союзы работодателей. Ядром этой наиболее массовой ассоциации работодателей является Российский союз промыш­ленников и предпринимателей, который активно участвует в работе Федеральной трехсторонней комиссии, плодотворно вза­имодействуя с двумя другими представителями российского три-партизма — профсоюзом и правительством.

Контрольные вопросы и задания

Вы точно человек?

Чем характеризуется нынешнее социально-экономическое положение Российской Федерации?

2. Каковы важнейшие цели социальной политики современного государства?

3. Каковы особенности социального партнерства в России?

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Основные элементы и назначение социальной среды

2.2 Управление социальным развитием

2.3 Ориентир — гуманизация труда

Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2223; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Социальное партнерство в РФ

Термин «социальное партнерство» утвердился прежде всего именно в российской научной литературе и официальных документах. Общественная практика поставила перед российской наукой задачу — имея исторически незначительную практику регулирования новых социально-трудовых отношений, разработать теорию, определить перспективы развития этого нового феномена, обозначить основные признаки и факторы его функционирования в России.

Как выглядят основы теории социального партнерства? Предмет исследования рассматривается в отечественной науке по-разному. Это и специфический тип общественных отношений, и цивилизованный метод их регулирования на основе законов, нормативно-правовых актов, коллективных договоров и соглашений. Это идеология цивилизованного общества рыночной экономики, идеология социального мира и социальный институт: система органов и организаций. Это, наконец, и система теоретических и прикладных знаний.

Понятие социального партнерства как специфического типа общественных отношений можно характеризовать как вполне определенное и системное.

Особенности развития социального партнерства в России

В его содержании выделяются четыре признака:

1. предмет — система взаимоотношений по поводу регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

2.  субъекты — работники (представители работников), работодатели (представители работодателей), органы государственной власти, органы местного самоуправления;

3.  цель — обеспечение баланса реализации интересов работников и работодателей;

4.  ареал регулируемых отношений — социально-трудовые и непосредственно связанные с ними экономические и политические отношения, к примеру, вопросы собственности и ее перераспределения, вопросы формирования государственной политики в сфере труда.

Социальное партнерство — это категория рыночного общества, которая возникает на определенном уровне его зрелости — экономической, социальной, правовой — вместе с появлением цивилизованного рынка труда и профсоюзов как представителей работников.

В процессе становления системы социального партнерства в нашей стране можно выделить три этапа.

1) 1991г. – середина 90-х годов. Начало рыночных реформ, упомянутый Указ Президента РФ, появление первых ассоциаций работодателей – РСПП, КСОРР, поиск профсоюзами своей позиции в новых условиях.

2) Середина 90-х – 2002 г. Расширение законодательной базы социального партнерства, развитие трехстороннего взаимодействия (прежде всего на региональном и отраслевом уровнях), активное формирование региональных объединений работодателей, осознание профсоюзами своей роли в условиях рыночной экономики, активизация их действий.

3) 2002г. – по настоящее время. Разработка национальных проектов, вступление в силу ТК РФ (2002г.) со специальным разделом II “Социальное партнерство” и новой его редакции (2006г.), формирование многоуровневой системы социального партнерства, принятие ФЗ “Об объединениях работодателей” (2002г.), дальнейшее укрепление профсоюзов.

Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров. Это представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов общественного бизнеса и интересов наемных работников. Это прямые, основные функции, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе. Имеются и косвенные (сопутствующие) функции, а именно: воздействие социального партнерства на формировании гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально-экономической безопасности и социальной справедливости.

Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере (в частности, между государством и бизнесом, государством и работниками и др.). Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности между трудом и капиталом.

Есть два подхода к этому противоречию: революционный (марксистско-ленинский) и реформаторский. Именно применительно ко второму способу мы говорим о социальном партнерстве, которое является важнейшим средством снижения уровня напряженности между трудом и капиталом, в обществе в целом.

Нормы, регулирующие отношения социального партнерства, содержатся в части 2 раздела 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.23 Трудового кодекса Российской Федерации под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. В том случае, если органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, они также являются сторонами социального партнерства.

Статьей 27 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены формы, в которых осуществляется социальное партнерство.

К ним относятся:

 —    коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению;

 —    взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

 —    участия работников, их представителей в управлении организацией;

 —    участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Под органами социального партнерства понимаются органы, которые:

 —    обеспечивают регулирование социально — трудовых отношений;

 —    ведение коллективных переговоров;

 —    обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;

 —    организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений.

Такими органами являются комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях на равноправной основе.

Российская модель социального партнерства, основывающаяся на общих закономерностях и принципах, международных правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений, рационально использующая мировой опыт, безусловно, имеет свои национальные особенности.

Во-первых, традиционно значительной остается роль государства в процессе регулирования социально-трудовых отношений; нестандартно и участие в социальном партнерстве профессиональных союзов и объединений работодателей.

Во-вторых, сфера отношений, регулируемых на принципах социального партнерства, шире, чем в других странах.

В-третьих, российская система социального партнерства отличается особой сложностью (многоуровневый характер, высокая структурированность – шесть уровней, семь видов соглашений).

В-четвертых, обилие норм сопровождается относительной слабостью законодательного обеспечения и сравнительно небольшим числом ратифицированных конвенций МОТ.

Если говорить о перспективах развития российской модели, то в ближайшее время, очевидно, следует ожидать совершенствования структуры системы трипартизма (что предполагает повышение статуса органов социального партнерства на федеральном уровне, развитие межрегионального и территориального уровней взаимодействия, укрупнение отраслевого уровня, сокращение числа отраслевых секторов за счет расширения сфер их влияния, конкретизацию колдоговорных обязательств на локальном уровне); содержания взаимодействия субъектов социального партнерства (наполнение соглашений более конкретным содержанием, передача государством части своих полномочий в регулировании социально-трудовой сферы в систему социального партнерства); функций (развитие существующих функций и распространение их за пределы сферы трудовых отношений, в частности участие органов социального партнерства в решении вопросов приватизации, в формировании и реализации государственной политики в сфере труда и др.).

На настоящий момент создана законодательная база, регулирующая взаимодействие основных субъектов экономики через систему социального партнерства. Законодательно определено понятие социального партнерства как системы взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, местного самоуправления. В постоянном режиме работает РТК, в рамках которой ведется согласование социально-экономических интересов сторон, готовится и заключается генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ. В настоящее время действует Генеральное соглашение на 2005-2007 гг. (девятое за все годы существования системы социального партнерства), начинается подготовка следующего. Несмотря на внешнюю статичность этого важнейшего правового акта, содержание его разделов и обязательств отражает сложившуюся на данный момент социально-экономическую ситуацию и определяет круг проблем, решение которых необходимо для сохранения социальной безопасности. Среди элементов социального партнерства можно выделить отраслевые тарифные, региональные трехсторонние соглашения и коллективные договоры на предприятиях. Все остальные – необходимые, но сопутствующие документы, уточняющие отдельные параметры общих положений. Они тоже очень важны, поскольку подключают к формулированию задач и контролю за их исполнением все новые силы.

Совершенствование системы социального партнерства чрезвычайно важно для повышения эффективности социальной политики. По тому, насколько активно ведется социальный диалог, можно судить о согласованности действий партнеров, уровне организованности труда, а также о зрелости социально-трудовых отношений. Государство – одна из сторон социального диалога. Нередко его упрекают в пассивности, в поддержке позиции профсоюзов либо, наоборот, в том, что оно пытается переложить свою ответственность на работодателей.

Становление и особенности системы социального партнерства в современной России

Особенности социального партнерства в России

Социальное партнерство как совершенно особый тип соци­ально-трудовых отношений сформировалось только в новейшее время.

Субъектами социального партнерства считают определенный тип отношений собственности, предпринимателей и наемных работников преимущественно по вопросам спроса и предложе­ния рабочей силы, регулирования занятости и рынка труда.

В Российской Федерации система социального партнерства имеет свои особенности как двустороннее, так и трехстороннее сотруд­ничество по решению проблемы занятости, оплаты труда, соци­ального обеспечения, соблюдения и защиты прав работников. Был принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г., в который 20 октября 1995 г. Государственная Дума внесла ряд существенных изменений и до­полнений.

Российское законодательство устанавливает в первую очередь основы разработки, заключения и выполнения разноуровневых соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-эко­номических интересов работников и работодателей. Среди них:

• генеральное соглашение, устанавливающее общие принци­пы регулирования социально-трудовых отношений и согла­сования социально-экономических интересов работников и работодателей на федеральном уровне;

• региональное соглашение, устанавливающее те же принци­пы на уровне субъекта Российской Федерации;

• отраслевые и профессиональные тарифные соглашения, ко­торыми устанавливаются нормы оплаты и другие условия тру­да, а также гарантии и льготы для работников определенных отраслей и профессий;

• территориальное соглашение, учитывающее при установле­нии условий труда, социальных гарантий и льгот особеннос­ти города, района или другого административно-территори­ального образования.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каж­дый имеет право на объединение, включая право создавать про­фессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода де­ятельности общественных объединений гарантируется. В настоя­щее время в стране насчитывается более 100 профсоюзов, действующих в различных отраслях; почти половина из них вхо­дит в самое крупное профсоюзное объединение — Федерацию независимых профсоюзов России.

В Российской Федерации учрежден Координационный совет отечественных работодателей, объединяющий крупнейшие отраслевые союзы работодателей. Ядром этой наиболее массовой ассоциации работодателей является Российский союз промыш­ленников и предпринимателей, который активно участвует в работе Федеральной трехсторонней комиссии, плодотворно вза­имодействуя с двумя другими представителями российского три-партизма — профсоюзом и правительством.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем характеризуется нынешнее социально-экономическое положение Российской Федерации?

2. Каковы важнейшие цели социальной политики современного государства?

3. Каковы особенности социального партнерства в России?

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 219;

Особенности социального партнерства в России

История развития отношений социального партнерства в России.

Первый российский документ, регламентирующий социальные отношения, был издан в 1835 г. — «Положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабоними людьми, поступающими на оные по найму». Первые законы о труде приняты в 1882 и 1885 гг. после обострения взаимоотношений рабочих и владельцев ткацких фабрик. Первые коллективные договора в промышленности России были заключены в 1904-1905 гг. петербургскими металлургами, бакинскими нефтяниками, представителями других отраслей промышленности.

В начале XX в. профсоюзы постепенно легализовали свою деятельность, и в царской России трудовое законодательство начало оформляться после создания профсоюзов только в 1906 г.

Для разрешения противоречий создана в 1919 г. Международная организация труда (МОТ), являющаяся основной организацией ООН, в рамках которой представители трудящихся, работодателей и правительств на равных участвуют в разработке и принятии решений по широкому кругу социально-экономических вопросов.

Социальное партнерство — сравнительно молодо, термин появился после Первой мировой войны. Последовавший затем мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война вызвали серьезные экономические и социальные потрясения в развитых капиталистических странах.

В Советской России была создана общественная система, где профсоюзы играли существенную роль в распределении благ через общественные фонды потребления. Вместе с тем функция переговоров по заработной плате не действовала, объединений работодателей не было: граждане являлись совместными собственниками средств, был общий интерес к развитию экономики в интересах всего населения страны. Новый КЗоТ 1922 г. признал нормативный характер колдоговорной кампании. С 1934 по 1937 гг. колдоговоры вообще не заключались, восстановились только Постановлением Совета Министров от 4 февраля 1947 г.

К 1980 г. в СССР сложилась обширная практика, и после принятия Закона «О трудовых коллективах» (1983) колдоговоры провозглашены важнейшей формой участия коллективов в управлении и самоуправлении.

Юридическая основа для формирования социально-партнерских отношений в постсоветской России была определена утратившим силу Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации определены законодательными актами.

Российская модель социального партнерства характеризуется преобладающей ролью государства в регулировании социально-трудовых отношений; значением региональных особенностей для развития социального партнерства; многоуровневостью партнерства и широкой разновидностью заключаемых договоров и соглашений, а также некоторыми другими особенностями.

Одна из особенностей российской модели социального партнерства в том, что в отличие от стран Запада она начала формироваться не в условиях зрелого капиталистического общества, а на начальном этапе становления рыночных отношений в России. Непосредственное воздействие на ее становление оказали такие негативные обстоятельства, как резкий спад экономики в постсоветский период, катастрофическое ухудшение социальной ситуации в стране, неразвитость правовой базы рыночных отношений и собственно социального партнерства, невысокая степень ассоциированности работодателей, слабость профсоюзов, сформировавшихся в условиях иной общественно-политической формации и т.д.

Традиционно для социально-экономического развития предприятий в нашей стране были характерны директивная направленность государственной промышленной политики. К этому нужно прибавить и сильные традиции патернализма в сфере общественных отношений. Если обратиться к истории царской России, то можно утверждать, что отечественное предпринимательство на рубеже XIX-XX веков отличалось большим, нежели сейчас, чувством социальной ответствен-ности работодателей как перед рабочими и служащими своих заводов и фабрик, так и перед местным сообществом. Влияние общественного мнения имело свой вес, кроме того, считалось хорошим тоном показать себя меценатом. Это проявлялось в создании при промышленных предприятиях собственных жилых комплексов, бань, столовых, клубных и богадельных учреждений.

В советский период Важная роль отводилась предприятию (администрации и профсоюзам) в соблюдении социальных гарантий в области занятости и производственного обучения работников, совмещения работы и учебы, условий и охраны труда работников (особенно женщин и молодежи, инвалидов), а также в сфере охраны здоровья работника на производстве и социального обеспечения,продолжительности рабочего времени, времени отдыха и отпуска, занятий физкультурой и спортом.

В практику социального развития предприятий с учетом их финансовых возможностей вошло предоставление допол-нительных льгот, финансируемых за счет средств государс-твенного бюджета, то есть установление денежных надбавок к отпускам, пенсиям, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и детей в дошкольных учреждениях, компенсация транспортных расходов. Практи-ковалась социальная поддержка и помощь в финансировании ЖСК, создании МЖК, приобретении садовых участков.

В середине 80-х годов ресурсы предприятий, направляе-мые на социальное развитие трудового коллектива, составляли одну пятую часть общей суммы финансовых ресурсов, расходуемых на общественные фонды потребления. Ставка на опережающий рост общественных фондов потребления объяснялась необходимостью частичной компенсации низкого уровня заработной платы работников и подконтрольностью централизованного государственного распределения потребительских благ.

Серьезный недостаток сложившейся практики распреде-ления материальных благ через общегосударственные фонды потребления состоял в сильном давлении государства на все сферы общества, процессе, который порождал тенденции к уравнительности, социальному иждивенчеству и ограничению мобильности и инициативности работников. Однако общественные фонды потребления при всех их социальных издержках заложили экономический фундамент социальных гарантий, широкой доступности важнейших социально значимых благ: дошкольное воспитание и образование, здравоохранение, культура, организованный отдых населения и особенно детей.

В России в условиях перехода к рыночной экономике формируется новая правовая база социального партнерства. В ноябре 1991 г. издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)». В марте 1992 г. принят Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», а в 1995 г. внесены в него дополнения и изменения. Данные правовые и законодательные акты конкретизировали уровни социального партнерства по типам (видам) коллективных договоров и соглашений; ввели соответствующую международным нормам процедуру коллективных переговоров, подготовки и заключения соглашений; установили ответственность сторон за выполнение принимаемых договоренностей.

В течение 90-х гг. XX столетия в России приняты важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, обеспечивающие необходимую правовую базу развития системы социального партнерства. Наиболее значительны законы РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (декабрь 1995 г.); «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (январь 1996 г.); «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (май 1999 г.). В них заложены основные принципы партнерских отношений: равноправия сторон, добровольности, взаимной ответственности, приоритетности примирительных методов и процедур при согласовании различных интересов и регулировании социальных конфликтов. В законодательных актах зафиксированы права на проведение забастовок, акций протеста, демонстраций, организуемых профсоюзами и другими общественными организациями трудящихся. Конфронтация, борьба признаются в партнерских отношениях сторон, но не как методы насилия и подавления, а лишь как возможные варианты регулирования и разрешения противоречий.

Развитие социального партнерства, повышение эффективности его функционирования достигается также на основе формирования правовой базы в регионах.

Читайте также:


admin